Василия III

из Источника http://azbyka.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

  001  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017
Паломничество в Богородице-Смоленский Новодевичий ...azbyka.ru
... Веры, как пред лицом крепнущей Османской Империи, так и пред наступающим с Запада латинством. Державная идея царственного основателя — преемство двух царств: Византии и Руси — проявилась в посвящении главного соборного храма Новодевичьего монастыря Смоленской иконе Божией Матери Одигитрии (с греч. — Путеводительнице) . Ведь именно образ Богоматери Одигитрии, написанный, по преданию, св. ап. ев. Лукой, был главной святыней Константинополя и священным палладиумом Византийской Империи[1]. Историки полагают, что на основание Новодевичьего монастыря повлияла также личная семейная драма Василия III. Бездетность стала причиной его развода с вел. кн. Соломонией Сабуровой после 20-летнего супружества, и в 1524 г. Василий III добился разрешения на второй брак[2]. Дом Пречистой Богородицы, Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии, Новый Девичий монастырь, как именуют его царские и патриаршие грамоты и летописи XVI-XVII вв. сразу получил высокий статус Царского богомолья, соответствующие льготы, богатые денежные вклады, обширные земельные вотчины и приписных крестьян. 28 июля 10 августа 1525 г. сюда из Благовещенского собора Кремля был торжественно перенесен ... далее ...
Максим Грек, Часть 4 - читать, скачатьazbyka.ru
... с жанром энкомия, являет собой образ симфонии, образ и зеркало Юстинианова слова в содружестве великого князя и митрополита Варлаама («твоея державы отца о Господе и ходатая к Богу непрестанного») . Из послания о Толковой Псалтыри очевидно, что Максим Грек набирается смелости и решается уже на рекомендации правителю, притом в вопросе внешнеполитическом. Им руководят «греческий патриотизм», «греческая идея», а более широко – мысль о судьбе порабощенных иноверными правителями христианских народов и о роли русского православного царя в их освобождении. В конце послания он заверяет Василия III по возвращении на родину он будет свидетельствовать в беде пребывающим христианам, что имеют они не только языческого царя, но и царя, прославленного правдою и православием, подобного Константину Великому и Феодосию, которым последует Русская держава. Максим Грек высказывает свое отношение к Древнему Риму и к Новому Риму, но идет дальше Филофея Псковского. Если создатель идеи «Третьего Рима» утверждал, что Греческое царство «разорилось и не со- зиждется», то Максим Грек выражал надежду на то, что оно будет освобождено силой русского царя: «Да будем мы некогда царствовать, ... далее ...
Паломничество в Москву, храм Успения Пресвятой ...azbyka.ru
... Ссылки История Окраинная слобода Путинки находилась в Москве за Тверскими воротами Белого города, (на месте нынешней Пушкинской площади и Страстного бульвара) . Первое упоминание об этой местности относится к XIV веку. Тогда там простирались загородные «Великие луга», где начинались два широких тракта на Тверь и Дмитров. По преданию, здесь (примерно на территории сада 24-й горбольницы) в XVI веке находился один из загородных дворцов Василия III, позже превращенный в Путевой дворец, в котором в XVI–XVII веках останавливались иностранные послы. А название «Путинки», как предполагают, произошло от слова «путь». В Путевой двор надо было заезжать путинками, то есть кривыми улицами и переулками. Первые упоминания о храме в летописи датированы 1621 годом. Сначала он был деревянным и назывался «Успения, что на старом Посольском дворе» и «на Дмитровке за городом». Уже в те годы он славился мироточивой иконой Успения Богородицы. Во второй половине XVII века деревянная церковь, вероятно, была разобрана или сгорела. И в 1676 году при царе Алексее Михайловиче на месте деревянного храма был построен каменный. В 1690 году впервые упоминается о постройке с северной стороны придела в формах ... далее ...
Житие Сергия Радонежского, Часть 1 - читать, ...azbyka.ru
... родился сын Юрий – крещен в честь Георгия Митуленского (7 апреля) . 6 октября 1481 г. у Ивана Васильевича родился сын – наречен Дмитрием в честь Дмитрия Солунского (26 октября) . 10 октября 1483 г. у Ивана Ивановича родился сын Дмитрий – наречен в честь Дмитрия Солунского (26 октября) . 21 марта 1487 г. у Ивана Васильевича родился сын Симеон – назван повидимому в честь Симеона епископа Персидского (17 апреля) . 5 августа 1490 г. у Ивана Васильевича родился сын Андрей – крещен в честь Андрея Стратилата (19 августа) . Заметим также, что в 1530 г. 25 августа (в день Варфоломея и Тита) у Василия III родился сын Иван – крещен в честь Иоанна Предтечи (усекновение главы – 29 августа) , а обряд крещения состоялся 4 сентября в Троице-Сергиевом монастыре. Из приведенного обзора следует, что крестильное имя в княжеских семьях выбиралось в большинстве случаев по дню святого, отстоящему от дня рождения в пределах одной-двух недель. Сам же обряд крещения мог происходить и на 40 день после рождения, и раньше – это зависело от состояния здоровья ребенка и от других факторов. Интересен случай с крещением будущего Василия III – он был крещен 4 апреля 1479 г. (на 10 день после ... далее ...
Православная Церковь, Часть 1 - читать, скачать ...azbyka.ru
... земельных угодий в России принадлежали в то время монастырям) . Св. Иосиф, игумен Волоколамского монастыря (1439–1515) , выступил в защиту монастырского землевладения. Большинство участников собора поддержали Иосифа; но были в Русской церкви и сторонники Нила – главным образом отшельники, жившие, как и он, в заволжских скитах. Партия Иосифа известна под именем «стяжателей», а партия Нила – «нестяжателей». В течение последующих двадцати лет существовала заметная напряженность в отношениях между этими двумя группами. Наконец, в 1525–1526 гг. нестяжатели выступили с критикой в адрес царя Василия III в связи с его незаконным разводом с женой (Православная церковь допускает развод, но только при определенных обстоятельствах) . Тогда царь бросил в темницу виднейших нестяжателей и закрыл заволжские скиты. Традиция Нила Сорского ушла в подполье, и хотя она никогда полностью не исчезала, ее влияние в Русской церкви резко сократилось. С тех пор ведущей сделалась точка зрения стяжателей. За вопросом о монастырской собственности стояли два разных понимания монашеской жизни, а в конечном счете – два разных видения отношения церкви к миру. Стяжатели подчеркивали социальные ... далее ...
Патриарх Никон. Его государственные и ...azbyka.ru
... и прелюбодеев. Притворно покаявшиеся после Собора 1490 года на жидовствующих соблазнили многих, и царь за это ответствен перед Богом. Распространение и падение еретичества – причина и падения, и гибели великого царства; оно аналогично государственным движениям и переворотам. «Армянское, Эфиопское и Римское великие царства, отступившия от Соборные и Апостольские Церкви и от Православной Христовой веры зле погибоша, небрежения ради тогдашних православных царей и Святителей, и тии убо царие и Святители осуждены им быти на страшном суде Христове о таковом небрежении». В 1511 г. Иосиф убеждал Василия III применить власть против еретиков, подобно тому, как раньше он с отцом выступил против Новгородских жидовствующих, чтобы не погибнуть всему Православному христианству. На почве борьбы с ересью раскрывается обязанность русского великого князя по защите веры.) Если в Византии на первом плане стоит покушение царей на учительскую власть Церкви, то на Руси на первом плане встречаем стремление приписать царю Архипастырские полномочия по проведению в жизнь христианства. xviii (Архипастырские черты царской власти в Москве Иосиф очень широко толковал объем прав царя, простирая их на все ... далее ...
Очерки по истории Русской Церкви. Том 1, Часть 11 ...azbyka.ru
... в 1473 г. венецианская сеньория писала Ивану III, что восточная империя, «за прекращением императорского рода в мужском колене должна принадлежать вашему высочеству в силу вашего благополучнейшего брака». Такое прямое признание наследнических прав за московским князем только по женской стороне, в то время как был жив брат Зои Андрей, представляет некоторую, не разъясненную пока учеными, странность и походит несколько на лесть, особенно в устах пап и их агентов, завлекавших этим Россию к крестовому походу против турок. Так, напр., в 1519 г. посол магистра Прусского Дитрих Шомберг приглашал Василия III Ивановича вступить в коалицию против турок, «занеже султан турской вотчину великого князя держит» и если великий князь хочет «за свою вотчину константинопольскую стояти, и он имеет ныне пригоден путь». Осторожные князья московские не торопились буквально реализовать по чужим советам приписываемые им права на КПльское наследство, но не упускали случая использовать эту идею в целях возвышения авторитета своей власти. Несомненным признаком принятия идеи о КПльском наследстве московскими князьями служит усвоение Иваном III герба восточной Римской империи - двуглавого орла в ... далее ...
История религий, Глава 1. Христианство - читать, ...azbyka.ru
... на латынь, а с латыни толмачи переводили на русский: такой способ перевода, разумеется, не мог обеспечить ему высокое качество. После окончания перевода Псалтири Максим хотел вернуться в Грецию, но ему поручили перевод Толкового Апостола и сличение славянских литургических книг с греческими: при сличении обнаружились многочисленные ошибки. Со временем Максим выучил русский язык и втянулся в спор между «стяжателями» и «нестяжателями», решительно став на сторону последних. Кроме того, он высказывался против автокефалии Русской Церкви и выступал против второго брака великого князя Василия III. Деятельность Максима вызвала недовольство при дворе, в его переводах начали искать ошибки, а в его высказываниях - ереси. Все это привело к осуждению Максима на Соборе 1525 года и его повторному осуждению, вместе с Вассианом Патрикеевым, на Соборе 1531 года. Максим просил отпустить его обратно в Ватопедский монастырь, но вместо этого был отлучен от причастия и сослан сначала в Иосифо-Волоцкий монастырь (главный оплот «стяжателей») , а затем, после Собора 1531 года, в Тверской Отрочь монастырь под домашний арест. Лишь в 1553 году ему было разрешено поселиться в ... далее ...
Очерки по истории Русской Церкви. Том 2, ...azbyka.ru
... поэтическом прогнозе пророчески предвидит и предсказывает русское патриаршество: «И патриаршеский великий чин от царствующего сего града такожде дан будет рустей земли во времена своя и страна та наречется светлая Россия, Богу тако изволившу прославити тацеми благодарении русскую землю, исполнити православия величество и честнейшу сотворити паче первых сих». В таком самодовлеющем, в сущности автокефально-патриаршем самосознании московская церковь и начала тогда свою историю, разорвав с греками. Что разрыв был полный, на это есть много указаний. Припомним здесь решительные слова вел. кн. Василия III Ивановича в письме к архиепископу новгородскому Ионе по поводу претензий КП патриарха Дионисия в 1469 г. на насильственную отдачу русской церкви под власть бывшего униата, митрополита западно-русского Григория: «да того ми посла патреарша, ни Григореева, и в землю свою впущать не велеть: не требую его, ни его благословенья, ни его неблагословенья, имеем его от себя, самого того патреярха, чюжа и отреченна и его посла и того окаанного Григорья: тебе бы, нашему богомольцу, ведомо было» ( Рус. Ист. Библ. т. VI № 100, с. 59 ) . Слова эти были ответом на заявления патриарха ... далее ...
Деяния второго Всезарубежного Собора Русской ...azbyka.ru
... политической борьбы: ея первый президент Габриэль Нарутович также пал от руки политического противника. Кровь первого Митрополита Польской Церкви была как бы указующим и предостерегающим знаменем. Однако, это не остановило правительство и оно продолжало идти по тому же пути. Дряхлый и безвольный Патриарх Григорий VII, умерший 16-го ноября 1924 года, за три дня до своей смерти, 13-го ноября, полумертвой рукой подписал исторический томос 94, дарующий автокефалию части великой Русской Церкви, без согласия последней. 17 -го сентября 1925 года в Варшаву прибывает делегация Патриарха Василия III и провозглашает автокефалию в присутствии представителей лишь Румынской Церкви. Церкви Сербская и Болгарская не приняли участия в этом торжестве. Русская Церковь протестовала и в России и заграницей, 31-го марта 1930 года правительство Польши вручает вновь избранному Патриарху Фотию орден «Полония Реститута» I класса, а представитель Министра Иностранных Дел «представил Патриарху доклад о современном положении Православной Церкви в Польше». Положение к этому времени было таково: в августе 1929 года римско-католическая духовныя власти в Польше предъявили к Православной Церкви ... далее ...
  001  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Василия III
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера