> Дело дня: Помогите ребёнку <

Преподобный авва Дорофей

из Источника http://prihod.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017
О страхе будущего мучения и о том, что желающий ...prihod.ru
... я был болен ногами и страдал от них, некоторые из братии, пришедши посетить меня, просили, чтобы я сказал им причину болезни, имея, как я думаю, двоякую цель: чтобы несколько утешить меня и отвлечь мысли мои от болезни, и чтобы дать мне случай побеседовать с ними что-нибудь о полезном. Но так как болезнь не позволила мне сказать им тогда, что они хотели, то нужно вам ныне послушать о сём: ибо приятен рассказ о скорби по миновании скорби. Так и на море, когда поднимается буря, то все находящиеся на корабле сетуют; когда же буря пройдёт, то все с радостию, весело рассказывают друг другу о случившемся. Хорошо, братия, как я всегда говорю вам, каждое дело возлагать на Бога и говорить: ничего не бывает без воли Божией, но, конечно, Бог знал, что это хорошо и полезно, и потому так сделал, хотя бы сие дело и имело какую-нибудь внешнюю причину. Например, я мог бы сказать, что поелику я вкушал пищу со странниками и несколько понудил себя для того, чтобы их угостить, то желудок мой отяготился, произошел отёк на ноге моей и от того я сделался болен; мог бы я привести и другие различные причины, ибо ищущему их в них нет недостатка; но самое достоверное и полезное есть то, чтобы ... далее ...
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -prihod.ru
... попущениям Божиим. Если рассматривать наводнения, катастрофы или даже обычную болезнь какого-либо человека в категориях «за что» и считать эти бедствия наказанием, посланным от Бога за грехи, тогда очень легко можно и самому впасть в осуждение этого человека или даже целого народа. Действительно, почему бы не подражать Богу в Его отношении к наказанным грешникам? Однако Бог не посылает людям бедствия, а лишь попускает им произойти — как следствию человеческих грехов. И ждет от нас не безжалостного осуждения таких наказанных людей, а совсем другого к ним отношения. Вот как об этом пишет преподобный авва Дорофей: «…Всё, что отягощает нас, т. е. всё скорбное, бывающее к наказанию нашему за порочность нашу, как то: голод, мор, землетрясение, бездождие, болезни, брани — всё сие бывает не по благоволению но попустительно, когда Бог попускает этому находить на нас для нашей пользы. Но Бог не хочет, чтобы мы этого желали или этому содействовали. Например, как я сказал, бывает попустительная воля Божия на то, чтобы город был разорён, но Бог не хочет, чтобы мы — поскольку есть Его воля на разорение города — сами положили огонь и подожгли его или чтобы мы взяли топоры и стали ... далее ...
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -prihod.ru
... ясно говорит святой Златоуст: “Пьянство, если в ком найдет и целомудрие, и стыд, и разум, и кротость, и смиренномудрие, – все повергает в бездну законопреступления. ” Не лишится ли своего спасения и не будет ли отрешен от небесного наследия тот человек, который через пьянство лишился всех добродетелей? Истину говорит Апостол: «Пьяницы... Царства Божия не наследуют» ( 1 Кор. 6: 10 ) (Свт. Димитрий Ростовский. С. 455) . 2 (Старайся употреблять пищу в строго установленное время. 3) Избегай излишеств в употреблении пищи и пития, старайся вставать из-за стола до появления чувства сытости. Преподобный авва Дорофей пишет в своих поучениях по этому поводу следующее: «Ты знаешь, что мы ежедневно нуждаемся в пище, но не должны вкушать ее с услаждением. Когда мы принимаем ее, благодаря Бога, Который дал ее, и осуждая себя, как недостойных; то Бог делает, что она служит нам в освящение и благословение». Еще один прием для обуздания своего чрева приводит прп. Иоанн Лествичник: «Сидя за столом, исполненным снедей, представляй пред мысленными очами твоими смерть и суд; ибо и таким образом едва возможешь хоть немного укротить страсть объедения. Когда пьешь, всегда вспоминай оцет и ... далее ...
Храм Илии пророка - <prihod.ru
... и к людям. В этой связи с особенной настойчивостью и прежде всего христианин должен добиваться именно освобождения своей личности от «душевных болезней», — «страстей» (Климент Александрийский) . Таким образом, по словам преп. Иоанна Дамаскина, «подвижническая жизнь и труды ея» служат «для того, чтобы христиане свергли с себя чуждый и противный природе грех». Достижение этой цели — «избавление от страстей, — свидетельствует преп. Макарий Египетский, — есть конец всякой заповеди». По выражению свт. Григория Нисского, «бесстрастие служит началом и основанием жизни добродетельной». И преп. Авва Дорофей в своем поучении говорит: «каждый, желающий спастись, должен не только не делать зла, но обязан делать добро» — на основании закона нравственной жизни, согласно которому «каждая страсть имеет противоположную ей добродетель». Святой подвижник различает три состояния в человеке в отношении к страсти: человек или действует по страсти, или сопротивляется ей, или искореняет ее. Действует по страсти тот, кто приводит ее в исполнение, удовлетворяет ей. Сопротивляется ей тот, кто не действует по страсти, но и не отсекает ее, а, любомудрствуя, как бы минует страсть, однако, имеет ... далее ...
Храм Илии пророка - <prihod.ru
... Богослов, - но всё от благодати Божией, бывают всегда смиренны и сокрушенны, что и служит признаком истинных христиан " ( 15: 170 ) . Сокрушение же происходит от сознания своих грехов, которые только и могут считаться собственностью человека и, как нарушение божественных заповедей, тем более вызывают чувство покаяния, чем ближе познает человек божественную волю и благотворность Его Закона. " Приявший благодать, - говорит преп. Макарий Великий, - почитает себя уничиженным паче всех грешников; и такой помысл насажден в нем как естественный " ( 1: 231 ) , т. е. искренний и постоянный. Преп. авва Дорофей, показывая естественность такого недоуменного для многих усиления чувства греховности при возрастании в духовной жизни, в одном из своих поучений рассказывает: " Помню, однажды мы имели разговор о смирении; один из знатных (граждан) города Газы, слыша наши слова, что чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным, удивлялся и говорил: " как это может быть? " и, не понимая, хотел узнать, что значат эти слова. Я сказал ему: " скажи мне, именитый господин, за кого ты считаешь себя в этом городе? " . Он отвечал: " считаю себя за первого в городе " . Говорю ему: ... далее ...
Храм Святой Троицы Подберезье Великолукской ...prihod.ru
... И поэтому нравственные требования закона очень высокие. " Един есть законоположник и Судия " , говорит Апостол Иаков. Воле Божией повинуется вся природа, её исполняют ангелы, для её исполнения приходил на землю Сам Христос, её исполнять должны все люди. Непосредственное отношение к нравственному закону имеет совесть. Она является выразительницей нравственного закона. Христианская совесть есть, прежде всего, нравственное Христианское сознание. Прислушаться к голосу совести это значит услышать голос Бога в душе человека. Голос совести – голос Божий. " Когда Бог сотворил человека, говорит преподобный авва Дорофей, Он вселил в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое, сие называется совестью, а она есть естественный закон... Последуя сему закону, т. е. совести, Патриархи и все Святые, прежде писаного закона угодили Богу " . Так написано в поучении преподобного Дорофея о совести. Добрые дела совесть одобряет и даёт человеку радость и мир. При совершении злых дел и поступков совесть не одобряет эти дела и немедленно обличает человека, возбуждает ... далее ...
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -prihod.ru
... собственными качествами – либо отрицательными, либо положительными. В этой связи можно даже сформулировать новую пословицу: скажи мне, как ты отзываешься о ближних, и я скажу, кто ты. А у поэта Расула Гамзатова есть такие строки: «Вон человек, что скажешь ты о нем? » Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком незнаком, Что про него хорошего я знаю? » «Вон человек, что скажешь ты о нем? » – Спросил я у товарища другого. «Я с этим человеком незнаком, Что я могу сказать о нем плохого? » Итак, во многом от нас самих зависит, что именно видим мы в другом человеке – хорошее или дурное. Преподобный авва Дорофей рассуждает по этому поводу: « При встрече с людьми больше всего нужно избегать подозрительности, от которой происходит пагубное осуждение. Имею множество примеров, доказывающих, что всякий судит о других согласно собственному душевному состоянию. Допустим, например, что кому-то случилось стоять ночью у дороги, и мимо него проходят три человека. Увидев стоящего, один из них подумает, что он, наверно, поджидает кого-то для блудного свидания; другой подумает, что этот, несомненно, вор: вид у него подозрительный; третий подумает, что этот, наверно, с кем-то условился ... далее ...
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -prihod.ru
... смысле, что принес и продолжает приносить в семьи многих из нас неизбывные беды. Губительные последствия увлечения вином были всегда для человека плачевны и не могли не найти отклика в учении святых Отцов Церкви, всегда проявляющих пастырскую заботу о нравственном здоровье человека. Это явление было Отцами тщательно проанализировано и получило точную оценку в их многочисленных творениях. Квинтэссенцию всех святоотеческих высказываний о пьянстве можно выразить лаконичной и точной формулировкой святителя Василия Великого, сказавшего, что «пьянство – вражда на Бога». О причинах пьянства Преподобный авва Дорофей говорил о том, что корневыми страстями, из которых происходят все остальные страсти, являются следующие три: славолюбие, сребролюбие и сластолюбие. Однако возможно и эти три свести к единому началу, а именно к сластолюбию. Желающий прославления или обогащения желает этого не почему иному, как по стремлению жить наиболее комфортно и обеспеченно, то есть, в конечном счете, наиболее приятно для его самоощущения. Само по себе желание жить счастливо непредосудительно, поскольку человек создан Богом для вечной блаженной жизни, и это желание и стремление к блаженству ... далее ...
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -prihod.ru
... предала его, наконец, смерти физической. Это обуславливается и изречением Господа по итогам грехопадения: Еве сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою ( Быт. 3: 16 ) . И Адаму сказал: терния и волчцы произрастит… тебе (земля) ; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься ( Быт 3: 18 ) . Так Господь определил меру страдания человека по факту грехопадения. Преподобный авва Дорофей отмечает, что, как только было совершено нарушение Божией заповеди, Адам был изгнан из рая и, лишившись своего первозданного состояния, «обнаружил себя в состоянии, противном природе, то есть в страстях, которые властвовали над ним, потому что он через преступление сделал себя их рабом». Кроме того, по мысли святителя Василия Великого, человек заболел, познал страдание, удалившись «от здоровья по причине плохого образа жизни или по какой-то другой причине», которая вызывает болезнь. Нужно сказать также, что, исходя из размышлений святых отцов, причина изменения ... далее ...
Приход святого великомученика Георгия Победоносца ...prihod.ru
... человека. И все же люди любили друг друга, создавали семьи, воспитывали детей, объясняя им, что нельзя обижать слабого, что нужно помогать друг другу, нельзя ломать деревце и мучить кошку. Неверующие врачи самоотверженно боролись за жизнь пациентов, а неверующие милиционеры и пожарные порой жертвовали собственной жизнью ради спасения ближнего. В советский период истории нашей страны большинство ее жителей не имело веры, но в нравственном отношении жизнь этих неверующих людей могла быть очень высокой. И с христианской точки зрения в этом нет ничего удивительного или парадоксального. Преподобный Авва Дорофей писал: «Когда Бог сотворил человека, Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое, — сие называется совестью, а она есть — нравственный закон». Да, атеист не верит в Бога, не верит в сотворение человека Богом, и, конечно же, не может верить, что нравственное чувство было вложено в наше естество Творцом. Но само-то нравственное чувство из-за этого неверия никуда у него не девалось, оно существует в нем точно так же независимо от его религиозных воззрений, как, например, способность думать ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Преподобный авва Дорофей
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера