| ... Может быть, кто-нибудь скажет, что оно борется с враждой недруга своего. Я же без сомнения скажу, что оно борется прежде всего с враждебной, в себе самом заключающейся вещью — с нетерпением, с гневом и яростью. И если одолеет ее в себе, то легче поборет вражду недруга своего и явится в своем великодушном терпении более сильным, чем крепкий телом. Спрошу еще: сильнее ли нетерпеливая гневная ярость, чем крепость телесная? Воистину так, ибо она одна из тех трудно преодолеваемых природных или естественных страстей, которые упоминает апостол: Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская ( 1 Ин. 2, 16 ) . В этой гордости заключается и яростная гневная страсть, ибо гордость нетерпелива, гневна, злобна. А что гневная ярость прирожденна человеку, это явствует из слов любомудрствующих, которые на вопрос: что такое человек? — отвечают: человек — это животное, гневное, похотное, разумное. Но для того, чтобы человек мог одолеть какую-либо прирожденную человеческому естеству страсть, необходима несравненно большая сила, чем телесная крепость. Что это истина, убедимся из рассуждения. Телесная крепость и сила живут в человеке временно, а не всегда. Ибо человек родился бессильным ... далее ... |
|  Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства. Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь |
|
| ... делает ложную, прелестную и мнимую утеху, которая подобна сновидению, ненадолго явившемуся и исчезнувшему…». Так, душа, любя себя и плоть, в которой она живет, ищет плотских радостей, которые не соответствуют истинным радостям и нарушают заповеди Божии. Тихон Задонский ( Об истинном христианстве, кг. 2, §308 ) : «Слепая и слабая плоть наша также хочет нас привести к преслушанию. Она, как в раю Ева Адаму яблоко от заповеданного древа, предлагает духу нашему мир с его веселостями и красотами, похотью плотской, похотью очей и гордостью житейской, а это «не от Отца, но от мира сего» ( 1 Ин 2: 16 ) , и бесстрашно от тех похотей вкушать советует, чтобы так, вкусив от того, что запрещено, заповедь Божию мы разорили и Заповедавшего прогневали». Но несмотря на то, что истинная радость есть радость о Боге и в вере, все же Господь промышляет о человеке, не оставляя его и в этом мире без радости. Иоанн Кронштадтский (Моя жизнь о Христе) : «Чудная благость и премудрость Божия и промышление Божие о Своих тварях разумных и неразумных: все нужды и потребности их предусмотрены и все сотворено, что должно служить на пользу и удовольствие человеку, в радость его жизни – всякие ... далее ... |
| | ... в нас самих и врожденным нам побуждениям: ибо мы или плотские страсти любим, или имеем обыкновение считать за весьма важное то, посредством чего совершаются дела плоти. И удовольствия не отдаляют нас от законов естественных, как мне самому кажется хорошим и истинным. Как, например, ястие и питие, а также и естественное общение с женщинами суть дела и страсти плотские. А желания богатства и славы служат удовольствием плоти, и почти все страсти в мире происходят чрез это, согласно сказанному мудрым учеником (Христовым) : всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская ( 1 Ин. 2, 16 ) . Такого рода горестные и опасные похоти легко уловляют нас к тому, чтобы думать и делать дела плоти. А любить то, что вне тела и не естественно, никакое слово не убедит нас. Затем не было ли бы почти безумием говорить, что духи, которые превыше плоти и свободны от нее, любят плотское? Какое бы имели они естественное побуждение к тому, или какой закон побуждал бы их, подобно как нас самих побуждает к тому, чтобы жаждать таких и других подобных страстей? Мы, конечно, не освобождаем демонское скопище от вины в этом: ибо оно нечестиво и скверно, и удобопреклонно ко всему гнусному. ... далее ... |
| | ... и то же. 1 (Мир понимается как весь небесный и земной круг, в котором все созданные вещи заключаются. Так понимается слово: «в мире был, и мир чрез Него начал быть») Ин.1:10 (. О создании этого мира пишется в главе 1 и 2-й книги Бытия. 2) Мир означает и лучшую часть мира сего, то есть человека. Об этом мире говорит Христос: «Так возлюбил Бог мир» ( Ин.3:16-17 ) и прочее. 3 (Мир берется и как все, что в мире сем услаждает и увеселяет нашу плоть, разжигает похоть ее, и от Христа отводит, и ведет к вечной погибели. Об этом говорит апостол: «Все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего») 1 Ин.2:16 (. 4) Под миром понимаются и люди, которые, служа своим прихотям, не хотят евангельской истины принять и следовать. На этот мир указывает Христос, говоря апостолам: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» ( Ин.15:18 ) . § 190. От мира отречься означает: 1 (Не то, чтобы от всех вещей отстать. Ибо без них ни одной минуты быть не можем; и ради нас они созданы, чтобы ими пользовались и Бога, Создателя, благодарили. Да и удалиться от них не можем, ибо везде они нас окружают, встречают и следуют за нами. 2) ... далее ... |
| | ... граде! Сам рассуди: кто Царю своему не служит, кто закона его не хранит и остается без наказания? Кто и Христовым рабом может быть, если Христу Царю не служит верой и правдой? Как и без наказания может быть, если Ему не служит и противится повелению Святого Духа: «Служите Господу со страхом» ( Пс.2:11 ) . Если Церковь — Христова невеста, и ты в том духовном и таинственном бракосочетании находишься, то какую верность, чистоту и любовь должен хранить по отношению к Бессмертному и Небесному Жениху — Христу, Сыну Божиему, как храниться от «похоти плоти, похоти очей и гордости житейской» ( 1 Ин 2:16 ) , как от любодейки вавилонской! Если Церковь Христова — мать верных и твоя, то как должно тебе ее любить, почитать, слушать, как родившую тебя водой и Духом ( см. Ин 3:5 ) , и повиноваться спасительным ее наставлениям! Если Церковь Христова — двор овчий, и ты — среди овец, в том дворе находящимися, то помышляй, как должно тебе слушать глас Христа, Пастыря твоего, Который есть «Пастырь добрый», Пастырь «Своим» овцам, как и Сам говорит: «Овцы Мои слушаются голоса Моего» ( Ин 10:11,14,27 ) . Как, говорю, должно повиноваться тому доброму Пастырю, если не хочешь заблудиться ... далее ... |
| | ... придешь к какой-нибудь из показанных страстей начальных. Посему говорит св. Максим Исповедник ( О любви сотня 2, гл. 59 ) : «Блюди себе от матери злых — самолюбия. От сего бо рождаются три первых страстных помысла — чревобесие, сребролюбие и тщеславие, от которых потом разрождается и весь злых собор» (то же у Феодора Едесского, гл. 61, 62 и у Григория Синайского в Добротолюбии) . Мир есть овеществленное самолюбие или есть совокупность его порождений в лицах и действиях; ибо св. Иоанн Богослов все, что в мире, делит на три класса: похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую ( 1 Ин. 2:16 ) , то есть что там все движется по действию сих трех страстей. Он есть поприще, где развивается во всей своей широте деятельность греховной воли. Каждая из сих начальных страстей в свою очередь раскрывается множеством других, исполненных ее духом и характером. Они кладут свою печать как на всех силах человека, так и на всей его деятельности и тем осложняют его страстность и размножают страсти. Похоть плоти есть ненасытимое желание удовольствий, или беспрерывное искание предметов, могущих услаждать внутренние и внешние чувства души. Она заставляет поставлять единственной целью ... далее ... |
| | ... ) . Смотри же, и он обещает негу и наслаждение под виноградом и смоковницею, но прибавил: «и пиите воду потока вашего». П. Что же это показывает, если будет возведено к духовному созерцанию? К. Двояким, думаю, способом сила зла осуществляется в нас. Люди, склонные ко греху, доходят до всяких нелепостей потому, что бывают убеждаемы предаваться или отвне приходящим удовольствиям, или врожденным и в нас сущим, убеждаемы или ими самими, или другими. А что это правда1 показывает нам ученик Спасителя, говоря так: «яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская» ( 1 Ин. 2, 16 ) . Похоть плоти прирождена нам, укоренена и пребывает в нас самих; ее и божественный Павел называл «законом греховным», обитающим в плотских членах ( Рим. 7,23 ) . А наслаждения и удовольствия, происходящие отвие и пришлые, суть те, которые приходят посредством глаз, потому что посредством глаз возбуждается удивление к тому, что происходит от богатства, и к прекрасным одеждам и к другим вещам, к которым привязаны некоторые, произносящие о них не презрительный приговор, как будто получают от них самое приятное наслаждение. Итак, виноград и смоковница могут быть образом ... далее ... |
| | ... в нас самости со всем полчищем страстей, овладевших всем в людях и над всем господствующих; то настоящий век есть то же, что состояние людей в рабстве греху и страстям. Отчего он — лукавый, злой и зла исполненный. Человек, живущий в веке сем, в кругу людей, действующих по эгоизму и страстям, где что ни шаг, то влечение ко греху и самоугодию, — не может избавиться от него сам; ибо та же сила, которая заправляет всем вне его, господствует и в нем. Почему он всегда раб мира, во зле лежащего ( см.: 1 Ин. 5, 19 ) , в котором только и есть что похоть плоти, похоть очес и гордость житейская ( ср.: 1 Ин. 2, 16 ) . Избавляет его благодать Святаго Духа, которая, пришедши в сердце, отнимает у живущего в нас греха власть над ним и дает нравственную силу противостоять влечениям его. С этих пор человек уже не работает миру и греху ( см.: Рим. 6, 6 ) , хоть подлежит приражениям его. Но, получив силу противостоять ему в себе, он тою же силою противостоит и всему вне себя, чем люди служат миру и страстям, и становится таким образом изъятым из общей круговой жизни людей века сего. Это и есть избавление от настоящего века лукавого, когда человек начинает не сообразоваться веку сему ( ср.: ... далее ... |
| | ... щедрость и сочувствие, и желание помочь ближнему. С плотским связана зависть и все проистекающее от нее зло, а с духовным — любовь, и сострадание к несчастью ближнего, и радость о его счастье. С плотским связана лесть, лукавство, ложь, хитрость и лицемерие, а с духовным — простосердечие и истина. С плотским — хищение, воровство и всякая неправда, а с духовным — правда. С плотским — нечистота, невоздержание или блудная похоть, а с духовным — чистота, целомудрие и воздержание. В плотском рождении наследуем любовь к миру сему, то есть «похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую» ( 1 Ин 2: 16 ) , иными словами, плотское мудрование; в духовном же обретаем презрение к миру сему и всей его суете и мудрование духовное, то есть стремление к небесным и вечным благам. Словом, к плотскому рождению относится злонравие, а к духовному — добронравие. Вот видим, каковы плоды плотского и каковы духовного рождения. Святое Писание, когда повелевает нам удаляться от греха, повелевает удаляться от плодов ветхого, то есть плотского рождения, а когда учит творить добро, учит показывать плоды нового рождения. «Уклоняйся от зла и делай добро» ( Пс. 33: 15 ) . «Да отступит от неправды ... далее ... |
| | ... Бозе, — говорит он ( 2 Кор. 7: 10 ) , — покаяние нераскаянно во спасение соделовает». Нераскаянно — значит, если человек не обращается вспять от покаяния и благочестивой жизни. Этой печали вредят смущение, от тонкой гордости происходящее, и отчаяние, наводимое врагом нашим. Печаль же, по мирским причинам бывающая, весьма вредна. Она, по слову апостола ( 2 Кор. 7: 10 ) , «смерть соделовает» не только душевную, но иногда и телесную, если человек сильно предается оной, оставив упование на Бога. Печаль мирскую производят три причины: «похоть плотская и похоть очима и гордость житейская» ( 1 Ин. 2: 16 ) , которые, по слову апостола, не суть от Бога, «но от мира сего». Три эти причины рождают причину смешанную, если человек твердо не восстанет против первых, а озирается вспять, видя миролюбцев, по видимому блаженствующих. Смешанную причину печали усиливает и ревность не по разуму в вещах духовных, когда человек не может удержаться в пределах смирения, а уклоняется в рвение. Апостол Иаков пишет ( Иак. 3: 16-17 ) : «идеже бо зависть и рвение, ту нестроение и всяка зла вещь... Премудрость же... яже свыше... первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь ... далее ... |
|