Афанасий Великий

из Источника https://mospat.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002

Святитель Афанасий, архиепископ Александрийский : ...mospat.ru
... 29 мая) при следующих обстоятельствах. Однажды группа детей, среди которых находился и отрок Афанасий, играла на берегу моря. Дети-христиане решили крестить своих сверстников-язычников. Отрок Афанасий, которого дети избрали «епископом», совершал крещение, в точности повторяя слова, слышанные им в церкви при этом таинстве. Все это наблюдал из окна Патриарх Александр. Потом он велел привести к себе детей и их родителей, долго беседовал с ними и, удостоверившись, что крещение, совершенное детьми в игре, было во всем согласно с церковным уставом, признал крещение действительным и дополнил его миропомазанием. С этого времени Патриарх наблюдал за духовным воспитанием юного Афанасия и со временем присоединил его к клиру, сначала чтецом, а затем посвятил в сан диакона. В этом сане святой Афанасий сопровождал Патриарха Александра в 325 году на I Вселенский Собор в Никее. На Соборе святой Афанасий выступал с опровержением ереси Ария. Эта речь была одобрена православными отцами Собора, а ариане – явные и скрытые – возненавидели Афанасия и на протяжении всей его жизни подвергали гонениям. После смерти святого Патриарха Александра, святой Афанасий был единодушно избран его преемником ... далее ...
Визит Предстоятеля Александрийской Православной ...mospat.ru
... было принесено в Египет в I веке по Рождестве Христовом апостолом и евангелистом Марком. Предстоятели автокефальной с древнейших времен христианства Александрийской Церкви уже к IV Вселенскому Собору (451) обладали Патриаршим достоинством. Александрийская Православная Церковь является родиной великих богословов и учителей Церкви, таких как святители Афанасий Великий († 373) и Кирилл Александрийские († 444) , пресвитер Климент Александрийский (†261) и выдающийся экзегет Священного Писания Ориген († 251) . В египетской земле, колыбели подвижнического пустынножительства, подвизались основоположник восточного монашества преподобный Антоний Великий и такие столпы православной аскезы, как преподобные Пахомий Великий (†348) , Пимен Великий († 450) и другие. В настоящее время Александрийский Патриархат несет тяжелое бремя миссионерского служения на африканском континенте. На территории Африки насчитывается более 10 архиерейских кафедр (Кения, Танзания, Нигерия, Мадагаскар, Эфиопия, Уганда, Заир, Сомали, Чад и другие страны) , 350 храмов. Нынешний Предстоятель Александрийской Православной Церкви – Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки ... далее ...
Обращение Митрополита Смоленского и ...mospat.ru
... человека воле Божией, без чего наше спасение оказывается невозможным: “се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему”. Таким образом, Матерь Божия от имени рода человеческого свидетельствует готовность всем сердцем принять замысел Божий о своей судьбе и добровольно следовать Господней воле. Здесь — ключ к пониманию природы взаимодействия Творца и Его творения, Божественного предопределения и человеческой свободы выбора. Ибо, по слову святителя Григория Паламы, Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как и без творческой воли Божией. Афанасий Великий числил Благовещение первым в ряду христианских праздников, видя в бессеменном зачатии Господа Иисуса Христа начало домостроительства нашего спасения. В день Благовещения род человеческий в лице Приснодевы Марии приносит Богу великий дар кротости и послушания, а Бог в ответ посылает миру Спасителя, Которому предстоит принести Себя в жертву за грехи людские. Следование воле Божией сопряжено не только с послушанием, но и с подвигом, с жертвой, с самоотвержением, порой со смертью. И потому отзвук смиренных слов Богородицы в день Благовещения мы различаем в молении Спасителя в ... далее ...
Начался визит Предстоятеля Русской Православной ...mospat.ru
... континент, 35 епископов, из них двое на покое, и насчитывает более миллиона верующих. Египет поделен на 4 епархии: Мемфисская, Пелусийская, Птолемаидская и Ермупольская митрополии (правящий епископ последней окормляет арабоязычных православных Египта) . Из пяти Патриарших викариев двое являются наместниками («эпитропами») Патриарха в Каире (епископ Нитрийский Никодим) и в Александрии (епископ Мареотидский Гавриил) . Епископ Нилопольский Геннадий выполняет обязанности генерального секретаря Священного Синода. Общее число храмов и молитвенных домов – около 1000, число священнослужителей – около 500. Богослужение совершается более чем на 50 языках. Из Александрии вышли великие святые и учители Церкви, заложившие основу знаменитой александрийской богословской традиции, такие, как Климент Александрийский († 216) и Ориген (†254) , святители Афанасий Великий (†373) и Кирилл Александрийский (†444) . Александрийская Церковь также является колыбелью монашества: в ее пределах подвизались такие святые, как Антоний Великий (†348) , считающийся основоположником иночества, первый устроитель общежительного монашества Пахомий Великий (†348) , Паисий Великий (†400) и многие ... далее ...
Святитель Евстафий Антиохийский и его трактат об ...mospat.ru
... 3. Единственное сочинение, до­шедшее до настоящего времени целиком, относится к «до- никейскому» времени жизни святителя Евстафия. Речь идет о «Рассуждении против Оригена на умозрение о чревовеща­тельнице» (Κατά Ώριγένους διαγνωστικές eliте της εγγαστρίμυθου θε) 4. Об этом периоде деятельности святителя прак­тически ничего не известно. Согласно блаженному Иерони­му Стридонскому, он родился в городе Сида Памфилийская (на юге Малой Азии) 5. Древние писатели (святитель Афана­сий Великий, Евстратий Константинопольский, преподоб­ный Иоанн Дамаскин) называют его исповедником, причем Афанасий Великий употребляет это наименование по отно­шению к Евстафию до его участия в арианских спорах 6. Из этого следует, что в эпоху гонений, при императорах Диок­летиане или Лицинии, Евстафий уже был христианским ис­поведником 7. Известно также, что до перемещения на Анти­охийскую кафедру (в 324 г. или в начале 325 г.) Евстафий управлял Церковью сирийского города Бероя (Веррия, ныне Халеб) 8. Трактат «О чревовещательнице» представляет собой полемическое произведение, написанное по поводу толко­вания Оригеном ветхозаветного эпизода о вопрошании Сау­лом аэндорской волшебницы 9. Он ... далее ...
Ипостасно-природный характер синергии — Церковь и ...mospat.ru
... глубинах внут- рибожественной жизни, где Троица и Единица не имеют меж­ду собой никакого противоречия. Таинственный, пронизанный любовью смысл общения и рождает это важнейшее богословс­кое понятие синергии, а вместе с ним рождает его многомер­ность. Синергический потенциал, заложенный Богом в каждо­го человека, есть потенциал этого таинственного и превосхо­дящего человеческое измерение единства, единства любви, единства, в котором гармонически раскрываются природа и ипостась, в котором сосуществуют Бог, человек и мир, в кото­ром общение достигает своего истинного предназначения. Источники Афанасий Великий, свт. Слово на язычников Афанасий Великий, свт. Творения. В 4 тт. М., 1994 ( Репринт: б м, б г. ) . Т. 1. Григорий Богослов, свт. Песнопения таинственные. Слово 9 Гри­горий Богослов, свт. Собр. творений. В 2 тт. Сергиев Посад, 1994 ( Репринт: СПб., б г. ) . Т. 2. Дионисий Ареопагит, св. О церковной иерархии. Послания. СПб., Ириней Лионский, свт. Против ересей. Доказательство апостольс­кой проповеди. СПб., 2008. Максим Исповедник, прп. Opuscula theologica et polemica. PG 91. Николай Кавасила, св. Семь слов о жизни во Христе. Слово 4 Ни­колай Кавасила, св. ... далее ...
В Венеции у мощей святителя Павла, патриарха ...mospat.ru
... престол. Однако вскоре благочестивый император Констант, защитник православных, был предательски убит во время дворцового переворота. Святителя Павла вновь изгнали из столицы и отправили в ссылку в Армению, в город Кукуз, где он принял мученическую кончину. Когда Патриарх совершал Божественную литургию, в храм ворвались ариане и задушили святого его святительским омофором. Произошло это в 350 году. В 381 году святой царь Феодосий Великий торжественно перенес мощи святителя Павла из Кукуза в Константинополь. В 1326 году честные останки святого были перенесены в Венецию. Святитель Афанасий Великий, мощи которого также почивают в Венеции, будучи современником святого Павла, об его изгнании пишет: «Святой Павел в первый раз сослан Константином в Понт, во второй раз Констанцием, окованный железными узами, заточен в Сингару Месопотамскую и оттуда переведен в Емесу, а в четвертый раз в Кукузу Каппадокийскую у Таврских пустынь». По окончании молебна настоятель прихода во имя святых Жен-Мироносиц священник Алексий Ястребов обратился к верующим со словом. Рассказав о подвигах святого, отец Алексий подчеркнул, что стояние в Православной вере, твердость в ее исповедании не есть ... далее ...
Концепции общей и частной природ в христологии ...mospat.ru
... Символ веры, то обнару­жим, что в нем в явном виде еще не присутствует концепция общей сущности (природы) . Об этом свидетельствует фраза из ороса: «Веруем … во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, рожденного от Отца, то есть из сущнос­ти Отца. ». Понятно, что здесь речь не может идти об общей Божественной сущности, т. к. она принадлежит каждому из трех Лиц, а Сын не может рождаться из собственной сущности. Речь идет о сущности Отца, т. е. о частной сущности. Отметим, что в те времена термины сущность и ипостась были еще синонима­ми. К примеру, не случайно святитель Афанасий Великий по­чти до конца своей жизни придерживался формулы «одна ипо­стась, три Лица». Различение терминов «сущность» и «ипос­тась» ввели Великие Каппадокийцы. Но их вклад в триадологию не ограничивался усовершенствованием терминологии. Фактически они осуществили рецепцию и творчески развили только-только зарождавшуюся метафизическую парадигму умеренного реализма. Их подход был окончательно зафикси­рован на II Вселенском Соборе, изъявшем из Никейского сим­вола фразу «из сущности Отца». Таким образом, до Великих Каппадокийцев Божествен­ная сущность едва ли понималась как общая в том ... далее ...
Догмат искупления в святоотеческом наследии — ...mospat.ru
... прп. О состоянии Адама, доколе он не преступил Божией заповеди. Духов­ные беседы М., 1998 С. 96. «Ум соединяется с умом, как ближайшим и более сродным». Гри­горий Богослов, свт. Послание третье. К пресвитеру Кледонию, про­тив Аполлинария, первое собр. творений. Минск; М., 2000. Т. II. С. 15. Ср. : ИсидорПелусиот, прп. Письма. 252 пресвитеру Алфию. М., 2000 С. 112. «Посему-то Божие Слово пришло самолично, чтобы Ему, как От­чему образу, можно было воссоздать по образу сотворенного челове­ка», там же «Отчий образ пришел в наши страны, чтобы обновить че­ловека созданного по сему Образу» Афанасий Великий, свт. Слово о воплощении Бога Слова. Творения. В 4 тт. Т. I. М., 1994. С. 208. Athanasius of Alexandria. De inkarn. Verbi 16, 1: 1 (ed. Kannengiesser, C. Paris, 1973. ÔLG 2035 2) . Ср. рус. пер. : Афанасий Великий, свт. Слово о Воплощении Бога Слова. Творения. В 4 тт. М., 1994. Т. I. С. 211. Cyril of Alexandria. Glaf. 69, 16: 53-17: 24. TLG 4090 97. Ср. рус пер. : Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или искусные объяс­нения избранных мест из Пятикнижия Моисея Библиотека отцов и учителей Церкви. М., 2000. Т. IX. С. 11. Gregory of Nazianzus. De filio. 2: 10-3: 1 ... далее ...
Представления Оригена об эфирном характере ...mospat.ru
... Наследие Оригена, которого, несмотря на ряд осужден­ных Церковью мнений, исследователи признают «одним из лучших богословов греческой школы» 2, стало предметом активных науч­но-богословских исследований в XX веке. Оказав огромное влияние на развитие христианской догматической мысли, Ориген раскрыл несостоятельность гностического дуализма и эманатизма в учении о существе Божием и о творении мира. Ему также принадлежит несомненная заслуга в борьбе с докетизмом, в развитии богословских положений о Богочеловеческой личности Христа, о свободе воли человека 3. Великие отцы Цер­кви — святители Афанасий Великий, Василий Великий, Гри­горий Богослов, «можно сказать, воспитались на Оригене» и относились к его сочинениям «с величайшим уважением» 4. Непосредственный ученик Оригена святитель Григорий Неокессарийский посвятил своему учителю благодарственную речь, где называет его «мужем священным» 5. Из великих отцов Церкви наиболее близкий по геогра­фии и по времени к Оригену святитель Афанасий Александ­рийский называл его «многоученым и трудолюбивым» (ὁ πολυμαθὴς καὶ φιλόπονος) 7. Святитель Григорий также называет Оригена главным «в то время руководителем в христианской философии» и ... далее ...

 001   002

Постоянная ссылка на эту страницу: Афанасий Великий
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"