Киево-Печерском монастыре

из Источника https://drevo-info.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002   003   004   005   006   007   008

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА - Древоdrevo-info.ru
... лавра Благочестие святого Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и преподобный Феодосий, ставший впоследствии настоятелем монастыря и первоначальником общежительного монашества на Руси. Ученики Антония, поселившись подле него в пещере, ископали для себя новые келии, соединив их коридорами. В пещерах были устроены и первые храмы. Десять лет спустя, когда число братии достигло двенадцати человек, преподобный Антоний, всегда стремившийся к уединению, удалился на другой холм, где выкопал для себя новую пещеру, положив таким образом основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними (или Антониевыми) . Первоначальные пещеры получили название Дальних (или Феодосиевыми) . С увеличением числа иноков пещеры стали тесны для братии, и они построили наземную церковь Успения Пресвятой Богородицы и келии. Число приходящих в обитель все увеличивалось, поэтому Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского. На верхней территории вокруг Успенского собора (главного храма Лавры) расположены келии священноначалия монастыря и братии, здания экономии, типография, ... далее ...
ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Древоdrevo-info.ru
... местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: " Богом зданныя пещеры " . Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя “начального инока” преподобного Марка. Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона - непосредственный основатель обители. Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем ... далее ...
БОРИС И ГЛЕБ - Древоdrevo-info.ru
... в логику рассуждений прп. Нестора, который именно в посажении Владимиром Бориса на стол усматривает первопричину гнева княжившего в Турове Святополка на своего младшего брата. Бориса, сидевший в далеком Ростове, не представлял бы никакой угрозы для туровского князя, тогда как вокняжение Бориса на Волыни могло повести к уменьшению удела Святополка (Волынь и Туров нередко представляли собой единый владельческий комплекс) и во всяком случае ставило под угрозу связи Святополка с польским князем Болеславом I, на дочери которого был женат Святополк. Так или иначе, прп. Нестору, писавшему в Киево-Печерском монастыре, не мог не быть знаком первоначальный вид созданной там же летописной повести (менее вероятно его знакомство со СС) , и, следовательно, он имел особые причины на то, чтобы уклониться от изложенного в ней хода событий. ЧН и СС различаются и в других деталях: по рассказу ЧН, Глеб спасается от Святополка бегством, тогда как в СС и летописи он, подобно Борису, добровольно идет навстречу мученической кончине. Очевидно, в сер. — 2-й пол. XI в. существовали различные предания об обстоятельствах жизни и гибели Бориса и Глеба, хотя попытки обнаружить следы контаминации ... далее ...
ЕВФРОСИНИЯ ПОЛОЦКАЯ - Древоdrevo-info.ru
... Е., поскольку аналогичная ситуация наблюдается в отношении большинства русских святых XI-XIII вв., за исключением св. князей Бориса и Глеба. Почитание св. княжны долгое время носило местный характер, ограничиваясь Полоцкой епархией (если не собственно городом) , где особый статус имел Спасо-Евфросиниев монастырь. Около рубежа XV и XVI веков тексты, посвященные преподобной Евфросинии Полоцкой, появляются в западнорусских рукописях не полоцкого происхождения. Включение памяти преподобной в месяцесловы при печатных Часословах («Полууставах») , изданных в 1640 г. в Вильно и в 1643 г. в Киево-Печерском монастыре (а также в более поздние издания) , следует связывать с деятельностью митр. Петра (Могилы) по обустройству и упорядочению церковной жизни митрополии. Преподобная Евфросиния (называемая «радование полоцкое и девам сияние») вспоминается в 8-й песни канона Печерским святым, составленного ок. 1643 г. по благословению митр. Петра (Могилы) протосинкеллом и экзархом Константинопольского патриарха Мелетием Сиригом [11]. В XVI веке под влиянием почитания прп. Евфросинии Полоцкой и в значительной мере в противовес ему возникает, первоначально, вероятно, среди ... далее ...
ВЛАДИМИР ВЕЛИКИЙ - Древоdrevo-info.ru
... царя Бориса. В то же время исследователь указывал, что в «Речи» имеются обширные текстологические схождения с Палеей в ее разных редакциях. И если сходство с Толковой Палеей можно объяснить зависимостью последней от «Речи философа», то Краткая Палея и «Речь» пользовались, по наблюдениям Шахматова, общим источником, в котором историк видел древнейшую рус. переводную хронографическую компиляцию – т. н. Хронограф по великому изложению. В таком случае «Речь философа» и «Сказание об испытании вер» в целом в их окончательном виде следовало бы датировать сер. 90-х гг. XI в. – временем создания в Киево-Печерском монастыре летописного Начального свода, предшественника ПВЛ. Дошедший в 2 списках XV в. греч. рассказ о Крещении Руси («Аноним Бандури», или «Бандуриева легенда») , в котором также идет речь о выборе вер Владимиром Святославичем между Римом и К-полем [15], вряд ли мог служить источником «Сказания», скорее сам будучи контаминацией ПВЛ и реминисценций слав. миссии равноапостольных Константина и Мефодия. Не имеет под собой исторической основы неоднократно обсуждавшийся в науке рассказ древнеисланд. Саги об Олафе Трюггвасоне (ум. в 999 1000) , существующей в редакциях кон. ... далее ...
ГРИГОРИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, ЧУДОТВОРЕЦ - Древоdrevo-info.ru
... Библейский словарь Библиографический словарь Святыни Церковнославянский Документы Тексты с комментариями Календарь Хронология Форум О проекте Оглавление Использованные материалы Изменения Иллюстрации Карта Календарь Хронология Скачать " Древо " Поддержать Обсуждение Предложения Версии Изменить ГРИГОРИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, ЧУДОТВОРЕЦ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info. ru Григорий Печерский (+ 1093) , чудотворец, преподобный Память 8 января, в Соборах прпп. отцов Киево-Печерских Ближних пещер и всех прпп. отцов Киево-Печерских, а также Киевских святых Был пострижен в иночество в Киево-Печерском монастыре при преподобном Феодосии (+1074) . Много времени святой уделял чтению книг, которые были единственным его достоянием. Преподобный умел вразумлять похитителей. Несколько раз к нему в келлию и в сад пробирались грабители, но святой кротко вразумлял их; воры раскаивались, исправлялись и начинали с тех пор вести честную жизнь. Однажды, когда преподобный шел к Днепру за водой, отроки отправлявшегося в поход князя Ростислава, увидев старца, начали смеяться над ним и грубо ругать его. Святой ответил им: " Дети, вам надлежало бы сокрушаться и просить у всех молитв, ибо над ... далее ...
ПРОХОР ЛЕБЕДНИК - Древоdrevo-info.ru
... Документы Тексты с комментариями Календарь Хронология Форум О проекте Оглавление Использованные материалы Изменения Иллюстрации Карта Календарь Хронология Скачать " Древо " Поддержать Обсуждение Предложения Версии Изменить ПРОХОР ПЕЧЕРСКИЙ Перенаправлено со статьи " ПРОХОР ЛЕБЕДНИК " Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info. ru Прп. Прохор Печерский Прохор Печерский, Лебедник (+ 1107) , монах, преподобный Память 10 февраля, в Преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер, Всех преподобных отцов Киево-Печерских и Смоленских святых Родом был из Смоленска и принял пострижение в Киево-Печерском монастыре от игумена Иоанна ( 1089-1103 ) . Был он великий подвижник по строгому воздержанию, вместо хлеба употреблявший лебеду, за что получил прозвище " лебедника " . При этом никто и никогда не видел его печальным. При жизни святого на Русской земле наступил голод. Прохор стал еще усерднее собирать лебеду и готовить из нее свой " хлеб " . Некоторые последовали его примеру, но не могли есть эту пищу из-за горечи. Прохор же раздавал свой хлеб из лебеды нуждающимся, и вкус его был лучше пшеничного. При этом заметили особенность - хлеб был вкусным лишь тогда, когда его брали ... далее ...
САВВА ПЕЧЕРСКИЙ - Древоdrevo-info.ru
... понятия Монастыри, храмы, некрополи Библейский словарь Библиографический словарь Святыни Церковнославянский Документы Тексты с комментариями Календарь Хронология Форум О проекте Оглавление Использованные материалы Изменения Иллюстрации Карта Календарь Хронология Скачать " Древо " Поддержать Обсуждение Предложения Версии Изменить САВВА ПЕЧЕРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info. ru Савва Печерский (XIII вв.) , преподобный, чудотворец Память 24 апреля, в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских. Подвизался Киево-Печерском монастыре в XIII веке. В рукописных святцах, в " Книге о святых " и в каноне службы Киево-Печерским преподобным он называется чудотворцем. Так же он назван и в службе Печерским преподобным ( в песне 6-й, стихе 5-м ) . Память его совершается 24 апреля ради тезоименитства со святым мучеником Саввой Стратилатом. Тропарь Савве и Алексию затворнику, Печерским, в Ближних пещерах, глас 3 Преблаже́ннии и Богоно́снии отцы́ на́ши Са́вво и Алекси́е, я́ко стяжа́вшии дерзнове́ние ко Го́споду равноа́нгельным свои́м житие́м, его́же ра́ди обогати́ Христо́с нетле́нием и чудесы́ мо́щи ... далее ...
КОСМА ЯХРОМСКИЙ - Древоdrevo-info.ru
... Преп. Косма Яхромский, икона Косма Яхромский (+ 1492) , игумен, преподобный Память 18 февраля, 14 октября, в Соборах Владимирских и Киевских святых Преподобный Косма Яхромский был слугой одного боярина и во время продолжительной болезни своего господина утешал его чтением книг. Как-то, переезжая из города в город, они остановились на реке Яхроме. Здесь преподобному Косме явилась на дереве Яхромская икона Божией Матери, от которой он слышал голос, повелевавший быть ему иноком и устроить монастырь. Его больной господин тогда же получил от иконы исцеление, а преподобный Косма отправился в Киев и в Печерском монастыре принял постриг. Потом с явленной иконой Богоматери он, по внушению свыше, снова отправился на Яхрому и в 40 верстах от города Владимира, при пособии добрых христиан, построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. К преподобному стала собираться братия, и образовался монастырь. Преподобный Косма был избран игуменом. Слава о иноческих подвигах святого доходила в те времена даже до великого князя. Преподобный Косма скончался в глубокой старости 18 февраля 1492 года и был погребен в основанной им обители. Память ему также творилась 14 октября, в день ... далее ...
ФЕОДОР НОВГОРОДСКИЙ, ЕПИСКОП - Древоdrevo-info.ru
... Энциклопедия Общий словник Персоналии Организации География Термины, понятия Монастыри, храмы, некрополи Библейский словарь Библиографический словарь Святыни Церковнославянский Документы Тексты с комментариями Календарь Хронология Форум О проекте Оглавление Литература Использованные материалы Изменения Иллюстрации Карта Календарь Хронология Скачать " Древо " Поддержать Обсуждение Предложения Версии Изменить ФЕОДОР НОВГОРОДСКИЙ, ЕПИСКОП Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info. ru Феодор (+ 1077 1078) , епископ Новгородский. До епископства подвизался в иночестве в Киево-Печерском монастыре. В 1069 году митрополитом Ефремом [1] хиротонисан во епископа Новгородского. В годы святительства епископа Феодора язычники, существовавшие на Финском севере, начали выступать против Христианства - в лице волхвов, которые появились сначала в Киеве и Ростове, а затем появился один волхв и в Новгороде. Он выдавал себя за Бога, хулил веру христианскую, говорил, что все знает и что перейдет реку Волхов, как по суху. Епископ Феодор облачился в святительские одежды и вышел на площадь. Держа крест в руке, он говорил собравшейся толпе: " Если кто верит кресту, тот пусть идет за ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008

Постоянная ссылка на эту страницу: Киево-Печерском монастыре
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"