Киево-Печерский патерик

из Источника https://drevo-info.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002   003   004   005

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА - Древоdrevo-info.ru
... лавра Благочестие святого Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и преподобный Феодосий, ставший впоследствии настоятелем монастыря и первоначальником общежительного монашества на Руси. Ученики Антония, поселившись подле него в пещере, ископали для себя новые келии, соединив их коридорами. В пещерах были устроены и первые храмы. Десять лет спустя, когда число братии достигло двенадцати человек, преподобный Антоний, всегда стремившийся к уединению, удалился на другой холм, где выкопал для себя новую пещеру, положив таким образом основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними (или Антониевыми) . Первоначальные пещеры получили название Дальних (или Феодосиевыми) . С увеличением числа иноков пещеры стали тесны для братии, и они построили наземную церковь Успения Пресвятой Богородицы и келии. Число приходящих в обитель все увеличивалось, поэтому Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского. На верхней территории вокруг Успенского собора (главного храма Лавры) расположены келии священноначалия монастыря и братии, здания экономии, типография, ... далее ...
ДАНИИЛ РЯЗАНЕЦ - Древоdrevo-info.ru
... Святогорцем ЧОИДР. 1847. № 7. Отд. 2. С. 15; ВМЧ. 1868. Сент. Дни 1-13; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1; Т. 8; Т. 13; Т. 21. Ч. 2; Т. 29; Т. 34; Т. 43 (по указ.) ; Архив П. М. Строева. Пг., 1915. Т. 1. Стб. 146, 170. (РИБ. Т. 32) ; Послания Иосифа Волоцкого Изд. подгот. : А. Зимин и Я. С. Лурье. М. ; Л., 1959; Опись архива Посольского приказа 1626 г. М., 1977. Ч. 1; Судные списки Максима Грека и Исаака Собаки Изд. подгот. : Н. Покровский. М., 1971; Тихомиров М. Н. Рус. летописание. М., 1979; Сатира XI-XVII вв. М., 1987. С. 268-272; Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик Изд. подгот. : Л. А. Ольшевская. М., 1999. Беляев И. Д. Даниил, митр. Московский ИОРЯС. 1856. Т. 5. Вып. 4. Стб. 193-209; Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Т. 3. С. 147-164; Николаевский. Русская проповедь в XV и XVI вв. ЖМНП. 1868. Ч. 137. № 2. С. 298-389; Ч. 138. № 4. С. 92-177; Макарий (Булгаков) , митр. Сочинения Моск. митр. Даниила ХЧ. 1872. № 10. С. 181-275; он же. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 94-114, 365-409; Филарет (Гумилевский) . Обзор. Кн. 1. С. 139-140; Строев. Словарь. С. 77-85; Жмакин В. И. Взгляд митр. Даниила на ... далее ...
ИОСИФЛЯНЕ - Древоdrevo-info.ru
... 1865. Кн. 2. Прил. С. 153-180; Житие прп. Иосифа, игум. волоколамского, составленное Саввою, еп. Крутицким Там же. С. 11-76; То же ВМЧ. Сент. 1-13. Стб. 453-499; Житие прп. Иосифа Волоколамского, сост. неизвестным ЧОЛДП. 1865. Кн. 2. Прил. С. 77-152; Мат-лы для летописи Волоколамского мон-ря ЧОИДР. 1887. Кн. 2. Отд. 5. С. 1-128; АФЗХ. Ч. 2; Послания Иосифа Волоцкого Подгот. текста: А. Зимин, Я. С. Лурье. М. ; Л., 1959; Das Speisungsbuch von Volokolamsk: Eine Quelle zur Sozialgeschichte russischer Kloster im 16. Jh. Hrsg. L. Steindorff et al. Köln; Weimar; W., 1998; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик Изд. подгот. : Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999; Синодик Иосифо-Волоколамского мон-ря: ( 1479-1510-е гг. ) Подгот. текста и исслед. : Т. И. Шаблова. СПб., 2004. Хрущов И. П. Исследование о сочинениях Иосифа (Санина) , прп. игумена Волоцкого. СПб., 1868; Николаевский П. Ф., прот. Рус. проповедь в XV и XVI вв. ЖМНП. 1868. Ч. 138. № 4. С. 92-177; Невоструев К. И. Рассмотрение книги И. Хрущова Отчет о 12-м присуждении наград гр. Уварова. СПб., 1870. С. 84-186; Жмакин В. Ф., прот. Митр. Даниил и его сочинения. М., 1881; Голубинский. ... далее ...
ИОАСАФ (СКРИПИЦЫН) - Древоdrevo-info.ru
... государственной библиотеке: в собраниях Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии. В Троицком собрании из его книг сохранились два Апостола, толкование на Священное Писание: две книги святителя Иоанна Златоуста — на евангелиста Матфея, а также Учительное Евангелие. Из его богослужебных книг сохранились Следованная Псалтирь, ноябрьская Минея и Трефологион. Аскетический раздел библиотеки содержит " Слова святителя Василия Великого о постничестве " , " Лествицу " преподобного Иоанна Лествичника, Поучения аввы Дорофея]. К агиологии относятся два сборника Житий святых и Киево-Печерский Патерик, а также два Тактикона инока Никона Черногорца и его же Пандекты. В фонде МДА сохранилась его рукопись, содержащая Мерило праведное, и др. В книжном собрании Святителя находились также книги с произведениями его современников, это: " Миротворный круг " новгородского священника Агафона; рукопись с трудами преподобного Максима Грека, составленная им самим и им же правленная. Святителю " Иоасафу принадлежала рукопись с текстом так называемой Иоасафовской летописи [4]. Эту рукопись обнаружил А. А. Шахматов, он же установил принадлежность ее бывшему Митрополиту ... далее ...
ДАМИАН ПЕЧЕРСКИЙ - Древоdrevo-info.ru
... Иеремии и Матфею прозорливым, Печерским, в Ближних пещерах Христовых повелений светом сердца своя просветивше, страстный мрак прогнасте, те Троицы селение бысте тричисленнии отцы, Дамиане, Иеремие с Матфеем, от Неяже благодать приемше, недужныя исцеляете, будущая возвещаете и, Ангелом сопричастницы суще, молитеся Христу Богу даровати нам причастие святых. Источники ПСРЛ, т. 1, стб. 189; т. 2, стб. 180. Успенский сборник XII-XIII вв. [подгот. к печ. : Князевская, О. А., и др. ], М., 1971, 102-103. БЛДР, 1997, т. 1, 396, 398 [Житие прп. Феодосия Печерского]. Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик [изд. подгот. : Ольшевская, Л. А. , Травников, С. Н. ], М., 1999, 42, 76. Литература Филарет (Гумилевский) , РСв, Окт., 195-196. Описание о рос. святых, 20. Леонид (Кавелин) , Св. Русь, 14-15. Димитрий (Самбикин) , Месяцеслов, Окт., 41-42. Ровинский, Д. А., Рус. граверы и их произведения с 1564 г. до основания АХ, М., 1870, 28. Ровинский, Народные картинки, т. 3, 621-633, № 1505-1520; т. 4, 761-763, № 1505а, 1517. Маркелов, Святые Др. Руси, т. 2, 92. Гончарук, В. М., Кабанець, Є. П., " Дереворит сер. XVII ст. «Родословне древо ... далее ...
ВАССИАН (САНИН) - Древоdrevo-info.ru
... мон-ря кон. XVI в. о дачах в него для поминовения по умершим ЧОИДР. 1863. Кн. 4. С. 8; Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесенных из б-ки Иосифова мон-ря в б-ку МДА. М., 1882. С. 20. № 66 (245) ; Строев П. Описание рукописей мон-рей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввина Сторожевского, Пафнутьева Боровского. СПб., 1891. С. 100-101; Архив П. М. Строева РИБ. Пг., 1915. Т. 32. Стб. 126-127; Послания Иосифа Волоцкого Подгот. текста А. Зимина и Я. С. Лурье. М. ; Л., 1959. С. 127, 173-175, 254-255, 329-331, 368; Книжные центры Древней Руси. С. 28, 30, 36, 60, 85, 87; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик Изд. подгот. : Л. А. Ольшевская и С. Н. Травников. М., 1999. Крылов А. Иерархи Ростовско-Ярославской паствы, в преемственном порядке, с 992 г. до настоящего времени. Ярославль, 1864. С. 103-105; Хрущов И. Исследование о соч. Иосифа Санина. СПб., 1868. С. 38, 130; Жмакин В. И. Памятник рус. противукатолической полемики ХVI в. ЖМНП. 1880. Окт. Ч. 211. С. 319-332; Строев. Списки иерархов. Стб. 150, 332; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 370, 377; Кн. 4. Ч. 1. С. 64, 85, 87, 108, 207, 271, 342; Титов А. Ростовская иерархия. М., 1890. С. 53-54; Токмаков ... далее ...
ВЛАДИМИРСКАЯ-РОСТОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ - ...drevo-info.ru
... камнями, а одежды Богоматери и Младенца Христа - массивная риза с чеканным орнаментом. Икона с окладом была вставлена в раму, также покрытую окладом, состоящим из отдельных пластин; слева и справа на пластинах рамы выделялись чеканные высокорельефные крупные фигуры архангелов Михаила и Гавриила с цветущими ветвями и развернутыми свитками в руках. Ныне сохранились отдельные части оклада. Икона имела две праздничные лицевые подвесные пелены и две простые повседневные. Литература ПЛДР XII в. , М., 1980, с. 592-597 (ст. " О преподобном Спиридоне просвирнике и об Алипии иконописце " , Киево-Печерский Патерик) . Толстой М. В., " Древние святыни Ростова Великого " , ЧОИДР, 1847, кн. 2, с. 21. Н. К. [Корсунский Н. Н. ], Сведения о Владимирской иконе Богоматери, принадлежащей Ростовскому Успенскому собору, Ярославль, 1873. М. и В. Успенские, Заметки о древнерусском иконописании: Известные иконописцы и их произведения: Св. Алимпий и Андрей Рублев, СПб., 1901, с. 16-18, ил. 3. Титов А. А., Ростов в его церк. -археол. памятниках, М., 1911, с. 24-25. Талицкий В. А., Ростовский Успенский собор, М., 1913, с. 38-40. Ровинский, Обозрение иконописания, с. 122. Кондаков Н. ... далее ...
Древо - Православное обозрение №839drevo-info.ru
... воспитания гражданина на воспитание христианина, главным и по большому счету единственным Учителем которого является Господь Иисус Христос. Следует отметить, что слушатели конференции активно участвовали в обсуждении представленных докладов, между выступавшими и аудиторией нередко возникал содержательный диалог. Подводя итоги состоявшегося мероприятия, О. А. Родионов сообщил, что руководители проекта «Монашество в истории» планируют издание научного сборника по материалам докладов двух конференций 2017 и 2018 годов. Организаторами форума выступили Киево-Печерская лавра, Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник и Международный институт афонского наследия. Открытие конференции предварила Божественная литургия в Трапезном храме Лавры, где в настоящее время почивают мощи священномученика Владимира. Богослужение возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Со вступительным словом на открытии конференции выступил председатель Учебного комитета при Священном Синоде Украинской Православной Церкви архиепископ Нежинский и Прилукский Климент. Были оглашены приветствия Блаженнейшего Митрополита всей Америки и Канады Тихона, митрополита ... далее ...
КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Древоdrevo-info.ru
... В течение рассматриваемых пяти столетий сформировалось также нравственно-аскетическое учение Церкви. Решающую роль в этом сыграло монашество, которое, в свою очередь, зародилось и достигло многообразия форм именно в первый период. Немалую роль в этом опять-таки сыграла Константинопольская Церковь, чему примером Студийский монастырь. Эта обитель имела решающее значение в победе Православия над иконоборчеством и оказала большое влияние на развитие монашества не только в границах Византийской империи, но и далеко за ее пределами. Так, самый известный монастырь древней Руси - Киево-Печерский, жил по уставу именно Студийской обители. В этот период происходило становление не только догматического и нравственно-аскетического учения Церкви, но также активно развивалась ее юрисдикционно-административная структура. Из простейших общин, основанных апостолами, Церковь развилась в сообщество Патриархатов, получивших сложную иерархическую структуру и включивших в себя митрополии, которые, в свою очередь, были образованы из более мелких епархий. Также в этот период формировались парадигмы отношения Церкви и государства, завершившиеся достижением знаменитой византийской ... далее ...
ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ - Древоdrevo-info.ru
... смирении, пятое — о хождении к церкви и о молитве) , одно к келарю, четыре отрывка поучений к инокам и мирянам, два поучения к народу " о казнях Божиих " и " тропарных чашах " , два послания к вел. князю Изяславу [ " о вере крестьянской и о латыньской " и " заклании животных в воскресенье (неделю) и о посте в среду и пятницу " ] и две молитвы (одна — " за вся христианы " , другая — написанная по просьбе варяжского князя Шимона, так называемая разрешительная молитва) . Из поучений к инокам мы узнаем темные стороны тогдашней монастырской жизни, о которых не говорят ни Нестор Летописец, ни печерский Патерик, занимавшиеся исключительно прославлением знаменитой лавры. Феодосий обличает иноков за леность к богослужению, несоблюдение правил воздержания, собирание имения в келии, недовольство общей одеждой и пищей, ропот на игумена за то, что он на монастырские средства содержал странных и бедных. Два поучения прп. Феодосия обращены ко всему народу: одно " о казнях Божиих " за грехи, замечательно изображением остатков языческих поверий в народе и господствующих пороков времени, грабежей, своекорыстия, мздоимства и пьянства; другое направлено против пьянства. Два послания к ... далее ...

 001   002   003   004   005

Постоянная ссылка на эту страницу: Киево-Печерский патерик
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"