Василия III

из Источника https://drevo-info.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002

ВАСИЛИЙ III - Древоdrevo-info.ru
... III унаследовал властолюбие отца, но не имел талантов. Его деятельность была продолжением того, что делал его отец [2]. Как и его отец, Василий был физически крепким и активным. Он много путешествовал, либо по делам, либо с целью паломничества, посещая различные монастыри. Его страстью была охота. Известно, что ему нравился древнерусский язык и он владел искусством изъяснения на нем. К несчастью, великая княгиня Соломония была бесплодной. Тщетно употребляла она все средства, которые приписывались ей знахарями и знахарками того времени, - детей не было, исчезла и любовь мужа. Василий с плачем говорил боярам: " Кому по мне царствовать на Русской земле и во всех городах моих и пределах? Братьям передать? Но они и своих уделов устроить не умеют " . На этот вопрос послышался ответ между боярами: " Государь, князь великий! Неплодную смоковницу посекают и изметают из винограда " . Так думали бояре, но первый голос принадлежал Барон Сигизмунд фон Герберштейн, германский посол, бывший в ту пору в Москве, замечает, что Василий III имел власть, какой не обладал ни один монарх, и затем добавляет, что когда спрашивают москвичей о неизвестном им деле, они говорят, равняя князя с ... далее ...
ДАВИД СЕРПУХОВСКИЙ - Древоdrevo-info.ru
... XIX в. критически относились к преданию о знатном происхождении преподобного - о том, что до пострига он был дьяком вел. кн. Василия III Иоанновича Даниилом Васильевичем Мамырёвым или же князем Даниилом Ивановичем Вяземским [1]. В начале 1470-х годов поступил в Пафнутьев-Боровский монастырь, где принял постриг с именем в честь Давида Солунского у основателя обители, преподобного Пафнутия Боровского. Спустя некоторое время Давид с двумя монахами и двумя мирянами оставил Боровскую обитель, взяв с собой икону Богоматери " Знамение " с предстоящими преподобными Петром и Онуфрием Афонскими, пророками Аввакумом и Даниилом (впоследствии эта икона находилась в келье святого) . 31 мая 1515 года [2] преподобный со своими спутниками поселился в пустынной местности на берегу р. Лопасни в Хатунской волости, принадлежавшей кн. Василию Семеновичу Стародубскому, сыну кн. Семена Ивановича Можайского [3]. На выбранном месте отшельники воздвигли кельи и деревянные церкви: в честь Вознесения Господня с приделом Успения Пресв. Богородицы и трапезную церковь во имя свт. Николая Чудотворца. Так была основана Вознесенская Давидова пустынь. Об иноческих трудах преподобного ... далее ...
ДОСИФЕЙ (ЗАБЕЛА) - Древоdrevo-info.ru
... в Москве, еп. Досифей, несомненно, участвовал также в хиротонии других иерархов (так, в 1515 был поставлен Смоленский еп. Иосиф) , в торжественных погребениях: в июне 1518 года собором высшего духовенства в Архангельском соборе был погребен брат вел. кн. Василия III Иоанновича калужский кн. Семен Иванович (в 1511 митрополит и владыки, в т. ч., по-видимому, еп. Досифей, печаловались Василию III за кн. Семена, пытавшегося бежать в Литву) . Еп. Досифей, несомненно, в числе других архиереев и клириков вместе с митр. Варлаамом служил молебен у гробницы митр. Алексия в благодарность за совершавшиеся в ноябре 1518 - июне 1519 года в Чудовом монастыре исцеления от мощей святителя. 2 июня того же года еп. Досифей возглавил торжественную встречу за городом " на поле " доставленной в Москву Владимирской иконы Божией Матери. Крутицкий архиерей вместе с митрополитами Варлаамом (в 1521) и Иоасафом (в 1540) молился об избавлении Москвы от нападения татар. 29 ноября 1515 года вместе с митр. Варлаамом в присутствии княжеской семьи еп. Досифей освятил церковь Благовещения в Воронцове. В том же году епископ заложил каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы на Крутицах. 8 сентября ... далее ...
ДАНИИЛ РЯЗАНЕЦ - Древоdrevo-info.ru
... (9 сентября 1515) , где преподобный назвал десять старейших иноков обители в качестве своих возможных преемников, имя Даниила отсутствует [9]. В предсмертной редакции " Устава " , носящей характер завещания, прп. Иосиф также пишет, что не оставляет братии настоятеля [10]. Это, возможно, указывает на осложнение отношений между Даниилом и основателем Волоколамского монастыря в конце жизни последнего. Кроме того, имя Даниила не встречается в актах Волоколамского монастыря до того, как он стал игуменом. После смерти прп. Иосифа Даниил был избран игуменом монастыря, видимо, по желанию Василия III, являвшегося ктитором обители. Избрание могло быть следствием, с одной стороны, конфликта между прп. Иосифом и вел. князем, поддерживавшим в 1510-х годах нестяжателей, с др. стороны, доверительных отношений, сложившихся между Василием III и Даниилом. Об особом расположении к о. Даниилу великого князя свидетельствуют щедрые пожалования последнего монастырю, нетипичные для правительственной практики тех лет. В 1515 году Василий III дал грамоты на ряд монастырских владений с очень широкими податными (освобождение от основных налогов) и судебными (право суда " опричь душегубства ... далее ...
МОСКОВСКИЙ ГЕОРГИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Древоdrevo-info.ru
... жены Ивана Грозного, Анастасии Романовны. Он-то и восстановил Георгиевскую церковь из пепелища и долгое время был ее прихожанином, а после смерти боярина в 1505 году его дочь Феодосия Юрьевна на помин души почившего родителя основала при церкви Георгиевский монастырь по его именинам и «в честь святого царей поборника и дев защитника». Ходила легенда, что сей монастырь Феодосия устроила в честь бракосочетания царя Ивана Васильевича Грозного с ее племянницей, Анастасией Романовной. Однако монастырь упоминается задолго до того – в 1523 году в грамоте отца Ивана Грозного великого князя Василия III. Феодосия сама отобрала в него первых инокинь – «сорок благочестивых дев, отрекшихся от прелестей мира», сама подвизалась с ними в молитве и посте и была упокоена в обители, которой суждено было стать, по выражению Снегирева, «рассадником благословенного дома Романовых». В чумную эпидемию 1771 года погибли многие его монахини, а через два года сгорел сам монастырь, но был восстановлен Екатериной II, тоже очень любившей эту обитель, и скоро заимел новых насельниц. У Георгиевского монастыря было две особенности. Во-первых, здесь принимали иноческий постриг знатные русские женщины ... далее ...
ИОСИФЛЯНЕ - Древоdrevo-info.ru
... братства. Высокий уровень образования и духовной дисциплины, поддерживавшийся в монастыре на протяжении большей части XVI века, а также корпоративная солидарность побуждали иосифлян, занявших епископские кафедры, способствовать продвижению пострижеников Волоколамского монастыря на высокие посты. В Настоятели Иосифова монастыря регулярно посещали царскую резиденцию в Александровской слободе и походные станы Иоанна IV Васильевича. В первой половине XVI века Волоколамская обитель в судебном отношении подчинялась вел. князю или его дворецкому, о чем свидетельствуют грамоты вел. князей Василия III Иоанновича 1522 г. [2], Иоанна IV 1534 г. [3]. Действие таких грамот было аннулировано решениями Собора 1551 г. (см. «Стоглав») , но при этом, видимо, подчинение игумена и братии Новгородскому архиепископу не произошло. Так, в грамоте 1556 г. царя Иоанна IV указывается, что игумена и братию судит Московский митр. свт. Макарий «по новому соборному уложению» [4]. Хотя в дек. 1563 г. была установлена подсудность волоцкой братии Новгородскому архиепископу [5], в 1578 г. царь Иоанн IV подчинил монастырь своему суду [6]. Неизвестно, сохранялось ли такое положение при преемниках ... далее ...
МОСКОВСКИЙ АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР - Древоdrevo-info.ru
... лиц, погребенных в соборе (более 60-ти «портретов» великих московских и удельных князей) : Василия II Темного, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Дмитриевича и Андрея Ивановича Старицких, Владимира Андреевича Храброго и его внука Василия Ярославича, Симеона Ивановича Калужского и Бориса Васильевича Волоцкого, Андрея Васильевича Угличского и других. Портреты погребенных в соборе в конце XVI-XVII вв. царей были написаны уже на досках яичной темперой или на холстах (среди них портреты Федора Иоанновича, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича) . Изображение великого князя Василия III, донатора собора, представлено на самом почетном месте — на северо-западном столпе напротив главного входа в храм. На других столпах помещены в нижнем ярусе фигуры князей Владимиро-Суздальской и в верхнем Киевской Руси. Иконостас 1508 г. сгорел во время пожара 1547 г. От его первоначального устройства сохранился только фрагмент каменной алтарной преграды (у юж. стены собора) с заложенным в 1533 г. дверным проемом и пилястрой. Во время восстановительных работ после пожара был сооружен новый иконостас, от которого уцелели 2 деревянных тябла, сохранивших на лицевой стороне ... далее ...
ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ - Древоdrevo-info.ru
... битвы церковь Успения в Коломне и хранившаяся там икона Божией Матери, которую царь взял с собой в Казанский поход 1552 г. В «Сказании об основании Троицкого монастыря в Юрьеве» (село в Нижегородской губ. на р. Пьяне) рассказывается, что Иоанн Грозный, узнав во время похода о поражении передовых отрядов, решил вернуться в Москву, однако во сне увидел Тихвинскую икону Божией Матери и Димитрия Иоанновича, Пресвятая Дева приказала царю продолжить поход [8]. Почиталась гробница великого князя Димитрия в Архангельском соборе. В «Степенной книге» говорится, что в правление вел. кн. Василия III Иоанновича «у гроба сего святопочившего самодержавнаго великаго князя Дмитрия» чудесным образом «свеща небесным огнем сама по себе возгореся и необычьным светом оба полы светяше», она горела, не сгорая, много дней; свеча сохранялась в соборе в 1560-х гг. [9]. По сообщению Разрядной книги нач. XVII в., в 1524 25 г. свеча горела 6 дней [10]. С именем великого князя связано предание, известное с рубежа XVII и XVIII вв., об основании князем после Куликовской битвы Угрешского Никольского мужского монастыря, что нашло отражение в иконографии. В XVIII или в XIX в. сформировалась ... далее ...
СПАСО-КАМЕННЫЙ МОНАСТЫРЬ - Древоdrevo-info.ru
... был возведен каменный Спасо-Преображенский собор. Для украшения собора белый камень привозили из Твери со Старицких карьеров. Кирпичи для сооружения храма изготовлялись вручную. Возводила собор артель ростовских зодчих. В 1528 году великий князь Василий III Иванович вместе со своей супругой Еленой Глинской, совершая богомольное путешествие, посетил обитель на Каменном острове, где молился о чадородии. Великий князь пожаловал монахам Спасо-Каменного монастыря 60 рублей на сооружение теплого храма. Теплая церковь с трапезной во имя Успения Божией Матери была построена уже после смерти Василия III. Князь Василий III использовал Спасо-Каменный монастырь как место ссылки опальных духовных особ. В начале XVI века сюда был заточен бывший Смоленский епископ Варсонофий (Ходыкин) . Немного позднее в монастырь был сослан опальный московский митрополит Варлаам, скончавшийся в монастыре в 1533 году, его гробница не сохранилась. Кроме церквей в монастыре было шесть небольших каменных зданий. Вдоль берега шло укрепительное сооружение - деревянный ряж с размещенными на нем кельями, предохранявший берега острова от разрушения льдами и весеннего половодья. От расцвета к упадку: ... далее ...
Вопрос о миниатюрах Царского титулярника 1672 г. ...drevo-info.ru
... 1115 Дата регистрации: 03. 04. 2013 Re: Вопрос о миниатюрах Царского титулярника 1672 г. 04. 08. 2017 21: 43: 05 в ответ на " Re: Вопрос о миниатюрах Царского титулярника 1672 г. " (Александр Иванов) Так наши далекие предки видели своего далекого предка, других аргументов нет... Улыбнуло, Вставлю и свои ять копѣекъ. " Полагают, что авторы портретов в титулярниках опирались на недошедший до нас более ранний материал — в иконах, фресках, «подлинниках» (сборниках образцовых описаний или изображений для иконописцев) . Все помещенные в нем изображения русских великих князей от Рюрика до Василия III включительно являются, без сомнения, по большому счету плодом фантазии художника. Портретные образы русских государей следуют «реалистической» технике, незадолго до этого введенной в иконографию, и традициям русского портрета, не так давно заложенным Симоном Ушаковым. Эти миниатюры — практически первые образцы русских не парсунных портретных изображений, выполненных в технике, демонстрирующей польское и западноевропейское влияния, уж не говоря о влиянии школы Ушакова. .. Книга была изготовлена в трех (или же, как указывается, в четырех) экземплярах. Один хранится в Центральном ... далее ...

 001   002

Постоянная ссылка на эту страницу: Василия III
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"