Ин. 1, 18

из Источника http://pravoslavie.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Мученичество и молитва / Православие.Rupravoslavie.ru
... «Εἰς ἓνα Θεὸν Πατέρα Παντοκράτορα, τὸν πεποιηκότα τὸν οὐρανὸν, καὶ τῂν γῂν» – «Веруем в единого Бога Отца Вседержителя» ( Lib. 1, 2; 1, 4 ) [25]. Впоследствии эта формула попадает в Никейский символ веры (325) . На наш взгляд, эпитет Παντοκράτωρ («Вседержитель») говорит не только о силе Бога и Его власти над миром, но и об определенной имманентности Бога по отношению к миру и в контексте гимна представляется определенным противовесом к эпитету «Царю Небесный». Христос именуется Сыном Единородным – Ὑιὲ Μονογενῂ. Это наименование, впервые появляющееся в Евангелии от Иоанна ( см. : Ин. 1: 18 ) , становится обычным в раннехристианской литературе. Для нас важно, что оно употребляется в ранних символах веры, начиная с Иринея Лионского. Вот один из примеров: «Ὑιόν Λόγον Θεου, τουτον Μονογενη, τουτον πάντων Ποιητὴν» – «Сына, Слова Божия, Сего Единородного. Сего всех Творца» ( 1: 1, 19, 21 ) [26]. Это выражение входит в Апостольский символ веры, а впоследствии – в Никео-Цареградский. Следующая часть гимна (от слов «Господи Боже, Агнче Божий») является христологической. Выражение «ὀ Ἀμνὸς του Θεου, ὀ Ὑιὸς του Πατρὸς» ( Jn. 1: 29 ) – «Агнче Божий, Сыне Отеч» ... далее ...
Призвание пророка Моисея. Часть 2. Земля ...pravoslavie.ru
... «Впитывая добродетель Авраама – веру, добродетель Исаака – надежду и добродетель Иакова – любовь, ты, Моисей, знаешь, чему можно последовать в жизни твоего отца, а от чего уклониться». Возникает и следующий вопрос по 6-му стиху: почему «Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога»? Может быть, Моисей, совершивший убийство египтянина, не считал себя достаточно чистым, чтобы взирать на славу Господа в Его Божественном присутствии? Сказано же: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5: 8 ) . Но проблема намного сложнее. Сказано: «Бога не видел никто никогда» ( Ин. 1: 18 ) . И еще: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами» ( Втор. 4: 15 –17 ) . Таким образом, в Библии оспаривается сама возможность видеть Бога, но допускается возможность созерцать славу Его присутствия. Но здесь заключается и великая опасность, ведь ... далее ...
Видимые образы невидимого мира / Православие.Rupravoslavie.ru
... образы невидимого мира Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. ( Ин. 1: 18 ) Церковностью является совокупность духовно-благодатной жизни Церкви, ее дыхание, ее проявление в мире и в душе человека, ее свидетельство и проповедь. Церковность – это язык, выражающий сущность самой Церкви. Без усвоения благодатного духа Церкви не может существовать церковная жизнь. И все виды церковного искусства: архитектура, иконопись, монументальная живопись, прикладное и ювелирное искусство – дают в видимых образах и символах представление о духовном невидимом горнем мире. Но возникает естественный вопрос: а как можно говорить о невидимом мире и пытаться выразить его? Сам Христос о непознаваемости Бога и делах Его говорит: «Никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и Ему же аще волит Сын открыти» ( Мф. 11: 27 ) . Сам Господь постепенно возводит род человеческий к высоте познания Бога и к высоте понятия о Нем через способность человека познавать видимый мир. В данном случае Бог призывает к познанию Себя посредством самой веры и упования на Него. Кроме этого познания Бога верой (сверхъестественное откровение) , существует ... далее ...
Онтологическое доказательство бытия Бога / ...pravoslavie.ru
... перебрасывается от философии к религиозному опыту: начиная рассуждать, мы обращаем внимание на то, что наше рассуждение – это не просто соединение понятий и делание выводов из этих понятий, а некоторое умозрение. Это тоже зрение – только умом. Не глазами, а именно – умо-зрение: мы видим некий другой, умопостигаемый, духовный мир, в котором тоже нужно уметь разбираться и уметь видеть причину этого мира. А причина этого мира также должна существовать, и она не может не быть тоже духовной, умопостигаемой, не видимой глазами – как мы читаем в Священном Писании: «Бога не видел никто никогда» ( Ин. 1: 18 ) , «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин. 4: 24 ) , «познайте Истину». Вот к чему призывает нас Священное Писание: стремитесь к Истине. И даже если я начинаю с простой истины – математической, естественнонаучной, – восхожу через нее к истине философской, далее к истинам богословским, религиозным – вот тогда я действительно смогу понять, что Истина существует объективно. Поэтому, собственно говоря, это доказательство старше, чем рассуждения Ансельма Кентерберийского и Декарта. Еще античная философия – Сократ, Платон и особенно Плотин – ... далее ...
“Время плакать, и время смеяться; Время сетовать, ...pravoslavie.ru
... Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи ( 2 Пет. 2, 22 ) . Господь, Бог неба [и Бог земли], Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: [тебе и] потомству твоему дам сию землю, – Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему [Исааку] оттуда ( Быт. 24, 7 ) . Но Кто такой «Ангел Лица Его»? Если не Он Сам, о Котором сказано в Евангелии от Иоанна: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Ин. 1, 18 ) . Да и Сам Христос свидетельствовал о Себе: Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? ( Ин. 14, 9 ) . «Библейская энциклопедия» архимандрита Никифора Бажанова сообщает: « Ангел Лица Его (т. е. Господа) – под сим наименованием некоторые разумеют архангела Гавриила, стоящего пред Лицом Божиим; другие же относят означенное выражение к Самому Воплощенному Слову, Которое есть сияние Славы Отчей». И действительно, ангелы раскрывают нам волю Отца Небесного. Но (!) никто из них не являет ... далее ...
К небу / Православие.Rupravoslavie.ru
... принципом в суждении об иконописи были основные положения православного вероучения. Висковатый ревновал об истине, то есть об иконографическом реализме. – Почему возникают подобные изображения? Правилами соборов запрещено изображать Бога Отца в виде старца – Бог Отец – первая Ипостась Пресвятой Троицы – не изобразим вообще. И правилами православных соборов запрещено изображать Бога Отца в виде старца, также как и Святого Духа в виде голубя (кроме иконы Богоявления) . По словам святого Иоанна Богослова: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1: 18 ) , поэтому образом ( по-гречески – иконой ) Бога Отца является Сын Божий Иисус Христос. В Православии отцы Церкви связывали этот образ с темой воплощения предвечного Сына Божия и искупительной жертвы, а также с образом грядущего Судии Второго пришествия. Архиепископ Андрей Кесарийский в Толковании на Откровение Иоанна Богослова говорит: «Принесенный в жертву за нас в эти последние времена, Он, однако, древний, точнее – Он вечный, свидетельство чему Его белые волосы». Так же понимает этот образ митрополит Афинский Михаил Хониат: «Белые волосы означают вечность, ... далее ...
«Сей Младенец лежит на восстание многих» / ...pravoslavie.ru
... Сам – Агнец, Сам – огнь, Сам – всесожжение ( Быт. 22: 6, 7, 9, 10, 13 ) … Сам и Пастырь, Сам и овча… Сам приносимый, и Сам жертву приемлющий; Сам закон, и Сам ныне под законом бывающий ( Гал. 4: 4 ) » [2]. Время на мгновение прикоснулось к вечности: человек взял в свои руки Бога Эта встреча стала более чем исторической. В ней время на мгновение прикоснулось к вечности. Человек взял в свои руки Того, Кто называется «Сияние славы и образ ипостаси» Божией ( Евр. 1: 3 ) , «свет миру» ( Ин. 8: 12 ) , «источник жизни» ( Пс. 35: 10 ) , «Бог Богов» ( Пс. 49: 1 ) , «Единородный Сын» ( Ин. 1: 18 ) , Бог Неописанный, Неизреченный и Непостижимый. Когда Симеон отдал Младенца на руки Марии, тогда благословил и сообщил странные, загадочные слова: « Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий » ( Лк. 2: 34 ) . «Думаю, что Господь [лежит] нам “на падение и на восстание” не в том смысле, что одни падают, а другие восстают, – писал на этот счет святитель Василий Великий, – но в том, что падает в нас худшее, а восстает лучшее, потому что явление Господне истребляет плотские страсти и возбуждает душевные качества» [3]. Например, за выражением ... далее ...
Голоса свидетелей / Православие.Rupravoslavie.ru
... Путь, Истина, Жизнь и, наконец, Слово — имя, которым открывается четвертое Евангелие: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Мы уже видели, как евангелист Матфей, говоря о происхождении, то есть родословной Иисуса Христа, отсылает нас к Книге Бытия. И здесь, в первых словах Иоанна, также очень заметна связь с Книгой Бытия, с самым началом Священного Писания: В начале сотворил Бог небо и землю ( Быт. 1, 1 ) . Ветхий Завет утверждает, что Бог — Творец мира. А евангелист Иоанн идет еще дальше, он говорит, что в недре Отчем пребывает Слово — Единородный Сын ( Ин. 1, 18 ) , и это Слово стало плотию, то есть пришло в сотворенный Богом мир, полное благодати и истины ( Ин. 1, 14 ) , и это Слово есть Бог, и все начало быть через Него ( ср. : Ин. 1, 3 ) . Есть мнение, что Евангелие от Иоанна было написано гораздо позднее других, когда его автор был уже глубоким старцем, — где-то в 90‑х годах I века, то есть спустя примерно 60 лет после описываемых событий. Это последнее Евангелие имеет отличия от Евангелия от Матфея не только в своем содержании, но и в употреблении ветхозаветных цитат. У Матфея так называемыми цитатами исполнения — когда описание ... далее ...
Владимир Хажомия. Священномученик Иларион как ...pravoslavie.ru
... знание Бога. Знание же Бога есть наука опытная. Только чистые сердцем Бога узрят, и потому истинное богословие должно быть благочестием» [34]. Бесспорно, богословская наука нужна для религиозной жизни, но ни в коем случае она не есть самая религиозная жизнь Богословская наука не должна заменять истинное богословие, поэтому священномученик Иларион говорит: «Бесспорно, богословская наука нужна для религиозной жизни, но ни в коем случае она не есть самая религиозная жизнь. Богословская наука не есть даже религиозное познание в тесном смысле этого слова… Рассудочно Бога никтоже виде нигдеже ( Ин. 1: 18 ) » [35]. Священное Писание говорит о Боге, но достаточно ли знать это для спасения души, заменит ли наука о Священном Писании жизнь в Боге? – Конечно, нет, она может лишь помочь в достижении главной для каждого православного христианина цели – Царствия Божия, которое важно не красотой и райскими садами, а тем, что там человек непосредственно находится в общении с Богом, по примеру прародителей. Никак недопустимо делать из него самоцель, как это наблюдается у протестантов и других отпавших от истинной Церкви. Аналогично проф. М. Д. Муретову, священномученик Иларион, придя на ... далее ...
Письма свт. Василия Великого / Православие.Rupravoslavie.ru
... «Если не знаешь сущности Божией, то чествуешь, чего не знаешь». А я знаю, что Бог есть. Но что такое есть сущность Его, поставляю сие выше разумения. Поэтому как спасаюсь? Через веру. А вера довольствуется знанием, что… есть Бог (а не что такое Он есть) и ищущим Его воздает ( Евр. 11, 6 ) . Следовательно, сознание непостижимости Божией есть познание Божией сущности, и поклоняемся постигнутому не в том отношении, какая это сущность, но в том, что есть сия сущность. Пусть и им будет предложен такой вопрос: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Ин. 1, 18 ) . Что же исповедал об Отце Единородный? Сущность Его или силу? то, сколько исповедал нам, столько и знаем. Если сущность, то укажи, где сказал Он, что нерожденность есть сущность Отца? Когда поклонился Авраам? Не тогда ли, как был призван? Где же засвидетельствовано в Писании, что Он постиг при сем Бога? Когда поклонились Ему ученики? Не тогда ли, как увидели, что тварь покорена Ему? Ибо из того, что море и ветры повиновались Ему, познали Его Божество. Итак, вследствие действований — знание, а вследствие знания — поклонение. Веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Ин. 1, 18
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера