> Дело дня: Помогите ребёнку <

Варлаама Хутынского

из Источника http://pravoslavie.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002   003   004
Днесь светло красуется... / Православие.Rupravoslavie.ru
... яко Милосердаго дланма Своима носивши, Того моли да спасет души наша» [17]. Примечательно, что этот же тропарь [18] написан и на день праздника 26 августа 8 сентября, когда действительно совершалось сретение чудотворного образа. А для первого празднования – воспоминания внезапного снятия осады с Москвы в 1521 году – 21 мая 3 июня в старопечатном издании помещен тропарь, который теперь стал для этих праздников общим [19]. Хотя, согласно летописным свидетельствам, отмечать надо было не столько встречу иконы, сколько ее оставление в Москве по молитвам преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, «понеже люди страх божий презреша и о заповедех Божиих не радиша» [20]. Особенности бытования текста службы. Текст службы вошел в употребление не сразу. Ее полный формуляр можно найти, например, уже в Минее на август, написанной в 1509-м году [21]. За прошедшие века она не претерпела изменений, за исключением мелких поправок. Можно кратко отметить, что упоминания о событии 1551 года еще нет в упомянутой Псалтири с возследованием (т. е. с изложением устава, последования совершения церковных служб, близкого современному Типикону) . Это и понятно, потому что была она ... далее ...
Книжная миниатюра Древней Руси / Православие.Rupravoslavie.ru
... Толковый Апостол ( Ростов, 1220; ГИМ. Син. 7 ) [16] Толковый Апостол (ГИМ. Син. 7) . Святые апостолы Петр и Павел Рукопись времен Ростовского епископа Кирилла (1216–1229) – покровителя искусств и книгописания. Содержит миниатюру, изображающую святых апостолов Петра и Павла в духе «позднекомниновского маньеризма». Евангелие апракос (Ростов, 1220-е гг. ; Научная библиотека МГУ. Ag 80) [17] Евангелие апракос (Научная библиотека МГУ. Ag 80) . Евангелист Иоанн Богослов Рукопись из той же библиотеки и той же школы. Сохранилась миниатюра с евангелистом Иоанном Богословом. Служебник Варлаама Хутынского ( Юго-Западная Русь ) Галицко-Волынская школа ( , 1224; ГИМ. Син. 604 ) [18] Служебник Варлаама Хутынского (ГИМ. Син. 604) . Литургия святого Иоанна Златоустого Название связано с владельческой надписью XVI века: «Служебник великого чудотворца Варлаама его собинной, прислал ему из Царяградя Никифор патриарх в честь» [19]. Служебник содержит тексты трех литургий: святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Двоеслова. Соответственно, текст каждой литургии предваряет миниатюра, изображающая ее создателя. Считается, что служебник выполнен по заказу ... далее ...
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» / ...pravoslavie.ru
... плате. Как повествует старинная церковная летопись, в лето 7196 от сотворения мира (1648 год от Рождества Христова) терзаемая огромной незаживающей язвой в боку вдова Евфимия Акинфиева, родная сестра патриарха Иоакима, отчаявшись получить исцеление у лекарей, воззвала к Пречистой и внезапно услышала глас: «Евфимия, отчего в скорби своей не прибегаешь ты к общей Целительнице всех? » — «Где же найти такую Целительницу? » — смиренно спросила больная. И тогда глас повелел обратиться к священнику «храма боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и преподобного отца Варлаама Хутынского, новгородского чудотворца», что на Большой Ордынке в Москве, с тем чтобы тот взял там «на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины», образ Пречистой и отслужил перед ним молебен с водосвятием. Немедленно исполнив все это, Евфимия получила исцеление. Так произошло первое чудо от «иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, яже нарицается Всех скорбящих Радость », а самый храм получил и доселе сохраняет название Скорбященского (хотя главный престол его и освящен во имя Преображения) . Знаменит храм на Большой Ордынке еще и тем, что ... далее ...
Он стоял у истоков воссоединения Церквей и ...pravoslavie.ru
... сухим молоком. Сегодня это трудно себе представить, но как тогда спасло многие семьи сотрудников издательства, особенно те, в которых были малые дети, это молоко!.. Многократно, начиная с 1991 года, отец Роман и матушка Ирина совершали паломнические поездки по России (последний раз – летом 2006 года) . Они посетили храмы Москвы, Петербурга, Пскова, Новгорода, Ростова, Северного Кавказа, ездили на Валаам и Соловки, прошли на малом теплоходе от Москвы до Урала, заходя во многие исторические города. Побывали у Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Александра Свирского, Варлаама Хутынского. Они неизменно молились в церквах Московской Патриархии, за что священноначалие Зарубежной Церкви потом сурово отчитывало отца Романа. Незабываемым было присутствие на Патриарших богослужениях. Общение с епископами, священством, мирянами давало ощущение внутреннего единства со всей полнотой Матери-Церкви. Всюду, в каждом храме, они встречали либо Бостонскую, либо Джорданвилльскую икону Святых Новомучеников и испытывали заслуженную гордость оттого, что написанная у них на приходе в Бостоне икона Новомучеников стала прототипом для официальной иконы Святых Новомучеников и ... далее ...
На заре возрождения Русской земли / Православие.Rupravoslavie.ru
... и Пешношскую обитель. Несколько раз она бывала разорена. И самое, быть может, тяжкое разорение ее постигло в 1611 году, когда литовскими захватчиками были убиты почти все иноки обители. Но в монастырь приходили новые подвижники, возвращались монахи, укрывшиеся от врагов в окрестных лесах, – и продолжалась монастырская жизнь. Именно в то время становления многих русских монастырей создавались уставы и правила иноческого жития, начинали записываться летописи, формировались особые для определенной местности иконописные школы. В XIV веке в возникавших на Руси обителях читались жития святых: Варлаама Хутынского, преподобных отцов Печерских, в Ближних и Дальних пещерах подвизавшихся, преподобной Марии Египетской, святителя Николая Чудотворца, повесть о Владимирской иконе Божией Матери, слова Андрея Критского и Иоанна Богослова на праздники Рождества и Успения Богоматери и другие духовные книги. Некоторые из них пришли на Русь с Афона, а некоторые сложились уже в нашей земле. О самом первом благотворителе Николо-Пешношского монастыря записано с устного предания в монастырской летописи иеромонахом Иеронимом. Дмитровский удел там упоминается в числе владений великого ... далее ...
Предстоятель Русской Церкви освятил ...pravoslavie.ru
... Хутынский. Техника исполнения: темперная живопись. Размер иконы: 2, 2 х 1, 5 метра. Существующие сейчас красочные слои относятся реставраторами к первой половине — середине XVII века; икона поновлялась в 1738 и 1868 годах. Возникновение иконы Спасителя на Спасской башне датируется началом XVI века. Считается, что первый образ был написан в 1514 году в благодарность за взятие Смоленска. Как повествует предание, при нашествии хана Мехмет-Гирея в 1521 году пожилой старице Вознесенского монастыря, находившегося в Кремле, было видение, в котором молитвами преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского Москва была избавлена от разорения иноверцами. С этим преданием связывается появление изображений преподобных Сергия и Варлаама у ног Спасителя на иконе. Одно из первых описаний Спасского образа содержится у Павла Алеппского, который сопровождал Антиохийского Патриарха Макария при его путешествии в Россию в 1654-1656 годах: «Над большими царскими восточными воротами снаружи находится образ Господа Христа, стоя благословляющего: Его нижнее одеяние голубое с золотыми разводами, а верхнее — бархатное, также с золотом. Этот образ называют Спас, т. е. Спаситель, ... далее ...
Пасха для всех людей – образ будущего века / ...pravoslavie.ru
... чтобы не разбежались. – Ну, как ты? – спрашиваю потом у брата. – Да как обычно… – А я не шел, я летел по воздуху! – Как это? Такого быть не может! – А вот так! Мне легко-легко было. Разговеешься, посидишь за столом – и то легкость чувствуешь. Тебя начинают спать укладывать. Удивительно: часа два хватало поспать, чтобы выспаться. Потом уже потихоньку начинаешь грешную землю чувствовать под стопами. А после храма было чувство необычайного восторга. Храм воспринимался как место сверхъестественное. Какие на Псковщине древние храмы! Какие замечательные Любятовский храм, храм преподобного Варлаама Хутынского… Там есть чудесненькие храмики! Стоит в чистом поле, беленький, чистенький, – как зрелый, крепенький грибочек-боровичок. И на новгородской земле есть еще такие старинные храмы. В Юрьевском монастыре какой потрясающий Георгиевский собор! А Благовещенский собор в Старой Руссе! Я эти все храмы помню еще разоренные, но и тогда в этих подчас руинах, обнажающих бережную кладку плинфы, можно было увидеть Древнюю Русь, которая просто жила красотой. Истинной красотой, которую раньше в душах своих ощущали люди. Все, вплоть до рядовых каменщиков, плотников, строителей-работяг. И ... далее ...
Возвращение кремлевских святынь / Православие.Rupravoslavie.ru
... распространялась на все сословия вне зависимости от родовитости и чинов. " Ломал шапку " , то есть обнажал голову перед образами Спасской башни, и сам государь всея Руси. Справа и слева от Спасской башни с наружной ее стороны располагались две небольшие часовни - Великого Совета Откровение и Великого Совета Ангел при Спасских воротах. Обе часовни принадлежали Покровскому собору и были известны в народе копиями наиболее популярных и почитаемых икон из Кремлевских соборов и церквей - Смоленской Богоматери из главного Успенского собора и образа Спасителя с фигурами Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского. В середине 20-х годов прошлого века часовни были разобраны, а судьба священных образов и до нынешнего времени остается неизвестной. Первоначальное название - Фроловская - башня получила по имени находившейся неподалеку церкви Святых Фрола и Лавра. Ворота же звались в народе Иерусалимскими, так как через них традиционно совершалось патриаршее шествие в Московский Иерусалим - храм Покрова Богородицы, что на Рву, именуемый в народе собором Василия Блаженного. Причем символической Голгофой на Красной площади стало Лобное место, которое не только символизировало собой ... далее ...
«Душа – на Волхове, сердце – на Великой» / ...pravoslavie.ru
... Софийская звонница С особым увлечением он занимался строительством и украшением новгородских церквей: обновил храм Святой Софии, построил рядом знаменитую Софийскую звонницу, воздвиг в Новгородском кремле так называемую Евфимиевскую часозвоню – высокую изящную башню с часами «с боем» (колокольным перезвоном) , вызывавшими тогда всеобщее удивление. Всего же при Евфимии было реконструировано и вновь построено около 20 храмов. При нем обрели и торжественно прославили нетленные мощи двух местных подвижников, тогда же и причисленных к лику святых, – архиепископа Илии-Иоанна и преподобного Варлаама Хутынского. Владыка Евфимий всячески содействовал церковному писателю сербу Пахомию Логофету († после 1484) , прибывшему на Русь с далекого Афона, в его обширной литературной деятельности, поддержав в еще незнакомой ему тогда стране. Благодаря помощи просвещенного архиепископа Логофет стал вскоре достаточно известным на Руси автором, трудившимся в жанре житийной церковно-исторической литературы. Его перу принадлежат жития преподобных Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского и самого святителя Евфимия, текст церковной праздничной службы в честь митрополита Московского Петра, ... далее ...
«Отечества и дым нам сладок и приятен» / ...pravoslavie.ru
... Антоний Дымский Слова стихотворения Г. Р. Державина, в котором лирический герой, слушая звуки арфы, предается воспоминаниям о родной Казани, со временем станут крылатым выражением. Что кроется за ярким образом? Дым, скрывающий истинные очертания предметов и заволакивающий лица людей, стесняющий дыхание и разъедающий глаза. Но и он – символ родного очага – вселяет в душу усталого путника радость, потому что именно в любви к отеческим гробам «обретает пищу» человеческое сердце. Вот почему кажется отнюдь не случайным то, что монастырь, основанный в XIII веке учеником преподобного Варлаама Хутынского Антонием в 15 поприщах от Тихвина, получил название «монастырь Онтония на Дымех», а сам Антоний стал именоваться Дымским: действительно, история самой обители и память о ее преподобном основателе словно окутана туманной пеленой и дымкой забвения, свидетельства его Жития долгое время признавались недостоверными, а сам Антоний считался лицом чуть ли не мифическим, легендарным. И несмотря на это, уже в середине 1990-х годов, после установки в водах Дымского озера поклонного креста напротив того места, где, по преданию, молился преподобный, память о подвижнике былых времен ... далее ...
 001   002   003   004
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Варлаама Хутынского
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера