прор. Илии

из Источника http://pravenc.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016  017   018   019   020   021   022   023   024   025   026   027

ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I • Православная Энциклопедия ...pravenc.ru
... «возвращение» в мир Духа Божия с приходом Мессии ( ср. : Зах 12. 10 ) . Прообраз Мессии усматривали в царе Давиде, обладавшем пророческим Духом и силой свыше (1 Цар 16. 13) . Прор. Исаия предрекает приход Помазанника, подобного Давиду («отрасли от корня Иесеева») , наделенного Духом премудрости, разума и силы ( Ис 11. 1-4 ) . Мессианские ожидания, проявляющиеся в евр. апокалиптической лит-ре, становятся особенно интенсивными к нач. I в. по Р. Х. ( 1 Енох 49. 2-3; 62. 1-2 ) ; именно в это время распространяется интерпретация пророчества Мал 4. 5 о приходе Предтечи Мессии в образе прор. Илии вместе с др. «духоносными» людьми - предвестниками нового эона, когда Дух Божий будет дан всему человечеству ( Таргум на пророков. Иоиль 2. 28-29 ) . В совр. библеистике принято считать, что Евангелия расходятся в интерпретации действий Св. Духа, причем различия отмечаются не только между синоптическими Евангелиями и Евангелием от Иоанна, но и между синоптическими Евангелиями, особенно Евангелиями от Матфея и от Луки. Нек-рые исследователи полагают, что в Евангелии от Луки присутствует преимущественно ветхозаветное понимание Духа: Он действует только как «пророческий Дух», ... далее ...
ДАВИД СОЛУНСКИЙpravenc.ru
... части парекклисиона мон-ря Хора ( Кахрие-джами ) в К-поле ( 1316-1321 ) : полуфигура Д. С. в светлой рясе с синим параманом помещена, словно в чашу, в крону дерева. В «древесных» изображениях борода святого намного короче, чем в традиц. варианте иконографии. Аналогичные полуфигурные изображения представлены на иконе «Святые Симеон Столпник и Давид Солунский» ( сер. XV в., мон-рь Ватопед ) , в ц. Панагии Кумбелидики в Касторье в слое живописи XVI в. (с поздней ошибочной надписью: «Св. Онуфрий») . Фигура Д. С. в кроне дерева изображена в ряде памятников XIV-XVI вв. : в нартексе ц. прор. Илии в Фессалонике ( 1360-1370 ) , в старом кафоликоне мон-ря Преображения Господня в Метеорах (1484) , на иконе критской школы «Святые Давид Солунский и царь Давид» ( XVI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае ) . Совр. изображение (1981) той же иконографии выполнено над мощами святого в храме св. Феодоры в Фессалонике. Наряду с образами этой иконографии встречаются традиц. изображения Д. С. как преподобного, в рост (напр., в росписи кафоликона мон-ря прп. Дионисия на Афоне) 1546 (Д. С. представлен с длинной бородой, в желтой рясе и коричневой мантии, с развернутым свитком в левой ... далее ...
ЕВЛОГИЙ I • Православная Энциклопедия под ...pravenc.ru
... прелюбодеяние) , необходимость перекрещивания переходивших в новацианство кафолических христиан, имели представление о Церкви как обществе святых. Е. свидетельствовал, что александрийские новациане отвергали почитание мощей св. мучеников. Сочинение Е. против новациан (не дошедшее до наст. времени) стало в истории Церкви одним из важных документальных свидетельств относительно этой ереси и полемики с ней на Востоке. Приводя примеры из Свящ. Писания (пребывание в Ноевом ковчеге чистых и нечистых животных, принесение нечистой в соответствии с ветхозаветным законом птицей - вороном пищи прор. Илии и проч.) , Е. отвергал представление катаров о Церкви как об избранном обществе святых. Е. приводил также слова Христа: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк 2. 17) - и притчу о пшенице и плевелах ( Мф 13. 24-30 ) , к-рая «запрещает прежде скончания века отделять грешников от праведников, как это делают новациане, называя себя чистыми и отделяя от прочих людей» (Contr. Novat. III PG. 104. Col. 341) . Чрезмерно суровую нравственную дисциплину новациан Е. критиковал, приводя пример дарования Господом, указывавшим на важность для христиан милосердия и ... далее ...
ИЕРУСАЛИМ • Православная Энциклопедия под ...pravenc.ru
... 1978. P. 80-104; Cohen A. On the Realities of the Millet System: Jerusalem in the 16th Cent. Christians and Jews in the Ottoman Empire. N. Y. ; L., 1982. P. 7-18; Bakhit. 1982. P. 47-50, 52; Asali. 1990. P. 200-205, 207, 213, 226; FEI. P. 1103 (. В османский период было построено неск. синагог. В 1523 г. была восстановлена синагога Рамбана, бывшая на этот момент единственной в городе; в 1586 г. она была закрыта властями. Сефарды, появившиеся в И. в кон. XV в., построили синагогу Йоханнана бен Заккая) ок. 1606-1610 (, а ее зал собраний) ок. 1625 (ок. 1701 г. был превращен в синагогу прор. Илии; в сер. XVIII в. во дворе поставили Среднюю синагогу, позже была пристроена Стамбульская синагога) 1764 (. Ок. 1700 г. прибывшая группа ашкенази также начала строительство синагоги, но в 1721 г. здание было оставлено, после чего стало называться Хурва) руина (.) После вторжения Наполеона I в Египет и Сирию ( 1798-1799 ) начались преследования иерусалимских христиан, неск. десятков христ. иерархов разных исповеданий были заключены в храме Св. Гроба. В нач. XIX в. обострилось соперничество христиан за св. места, в котором все большую роль играли армяне. В сент. 1808 г. сильный ... далее ...
, в оазисе при источниках Элиша ( араб. ...pravenc.ru
... в 3 Цар 16. 34 сообщается о его восстановлении при царе Ахаве ( 874-853 гг. до Р. Х. ) Ахиилом Вефилянином, во исполнение заклятия поплатившимся первенцем и младшим сыном. Здесь поселились прор. Илия и «сыны пророков» ( 4 Цар 2. 4, 5, 15 ) , высоко оценившие расположение города, но не воду в его источнике, и 1-е чудо жившего в И. прор. Елисея заключалось в том, что он бросил в воду соль и «сделал воду... здоровою... до сего дня» (4 Цар 2. 19-22; источник поныне почитается вблизи Сорокадневной, или Искушения, горы на Телль-эс-Султане) . «Сыны пророков» предсказали вознесение прор. Илии и то, что потом сыны пророков определили как «опочил дух Илии на Елисее» (4 Цар 2. 15) . На равнинах Иерихонских вавилонский царь Навуходоносор разбил войско царя Седекии (4 Цар 25. 5) . После возвращения из вавилонского плена жители И. (1 Езд 2. 34) помогали в восстановлении стен Иерусалима (Неем 3. 2) . И. неоднократно упомянут в более поздних, неканонических книгах (Сир 24. 15. ср. : 1 Макк 9. 50; 2 Макк 12. 15 и др.) . В НЗ И. упоминается редко, но ясно, что Иисус Христос посещал его неоднократно ( Мф 20. 29; Мк 10. 46; Лк 18. 35; 19. 1 ) , т. к. через И. проходила ... далее ...
КАРМИЛ • Православная Энциклопедия под редакцией ...pravenc.ru
... имеется др. источник - Айн-Умм-эль-Фарадж. В XIII в. именно он снабжал водой монашескую общину (Bagatti. 1958. P. 286-287; Friedman. 1979. P. 42-58) . Благодаря обилию воды насельники могли заниматься террасированным сельским хозяйством (в долине сохр. остатки террас) . Франц. паломник (ок. 1231) уточняет, что кармелитский монстырь отстоял от греческого на 1, 5 лье ( т. е. примерно на 6, 7 км ) , и упоминает находящуюся в нем небольшую ц. Пресв. Богородицы (Les Pelerinaiges por aler en Hierusalem Itinéraires à Jérusalem et Descriptions de la Terre Sainte. Gen., 1882. P. 90) . Пещера прор. Илии в церкви мон-ря Стелла Марис В кон. 30-х - 40-х гг. XIII в. часть кармелитов из-за мусульм. угрозы начала переселяться в Зап. Европу и основывать там свои учреждения. С увеличением ордена небольшой мон-рь кармелитов стал нуждаться в расширении. В февр. 1263 г. папа Урбан IV издал буллу, призывавшую верующих жертвовать на строительство мон-ря на горе К. Однако после того как в 1291 г. крестоносцы утратили Акру, мон-рь был разрушен. Кармелиты, как и др. монашеские ордены, переселились в Европу. На К. от 1-го кармелитского мон-ря сохранились руины церкви и неск. построек, раскопанные ... далее ...
ИОНА • Православная Энциклопедия под редакцией ...pravenc.ru
... Моя пребудет вовек, и спасение Мое - в роды родов) Ис 51. 7-8 (») Aug. Ep. 102. 36 (. Подобная интерпретация встречается в VII в. у прп. Максима Исповедника, к-рый подкрепляет допустимость такого истолкования др. словами из Свящ. Писания, также указывающими на Христа Спасителя: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе») Пс 21. 7 () Maximus Conf. Книга прор. Ионы в раввинистическом иудаизме Воскрешение прав. Лазаря. История прор. Ио-ны. Рельеф саркофага. III в. (Музеи Ватикана) В Талмуде И. отождествляется с сыном вдовы из Сарепты, к-рый был воскрешен по молитве прор. Илии (Бэрешит Раба. 98. 11; Сукка. 5. 55a; Эрубин. 96a) . Непослушание пророка осуждается как бессмысленное прегрешение (Вэелле Рабба. 4. 3) . В то же время отказ И. от проповеди объясняется его нежеланием, чтобы наследниками божественных обетований стали принесшие покаяние ниневитяне, к-рые могли занять место евр. народа ( Mидраш Вэелле. 12, 1; Санхедрин ) иерусалимский (. 11. 30b) . Руководствуясь любовью к своему народу, И. предложил собственную жизнь в обмен на спасениеИзраиля (Иона 1. 12) ( Mидраш Вэелле. 12 1 - Billerbeck. ) Kommentar. Bd. 1. S. 643 (. И. знал, что ниневитяне ... далее ...
АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ • Православная ...pravenc.ru
... Богородицы (VI в.) к северу от Дамаска, где находится чудотворная икона Божией Матери. Пользуются известностью Баламандский мон-рь в честь Успения Богородицы близ Триполи и св. Феклы в Маалуле (местное христ. население говорит на западноарам. наречии, языке Христа и апостолов) . В Сирии действуют мон-ри Херувимов, св. Георгия в Эль-Хумайре (близ Хомса) , Сайднае, Мухраде и Кафрбу, Св. Девы в Мукамарье, Успения Богородицы в Баниясе, св. Илии в Хомсе и Арихе, Преображения в Кафраме. В Ливане - мон-ри св. Екатерины ( Захрат аль-Иссан, Ашрафие ) , Введения Богородицы (Ашрафие) , св. прор. Илии ( Духур эш-Шуэр ) и др. Ап. Петр. Рельеф. Антиохия (?) . Ок. 550–600 гг. ( Метрополитен-музей. Нью-Йорк ) Основываются новые мон-ри в Зап. Европе и Америке, их насельники, как правило, недавно приняли крещение. Среди этих обителей - мон-ри св. Иоанна Крестителя (Monasterio Ortodoxo Lavra Mambre) в Гватемале и Воскресенский в Юж. Франции, где живет община из 18 монахинь. Деятельность АПЦ направлена также на благотворительность и социальное обеспечение людей. По всему Патриархату действуют братства, благотворительные орг-ции, приюты и дома престарелых, особенно развиты ... далее ...
ИЛИИ ПРОРОКА ВОДЛОЗЕРСКАЯ ПУСТЫНЬ • Православная ...pravenc.ru
... пуст. во имя прор. Илии на о-ве Ильинский Погост И. п. расположена на месте древнего Ильинского погоста, 1-е упоминание о котором содержится в жалованной грамоте Новгородского митр. Варлаама прихожанам Водлозерской Илиинской ц. от 29 июня 1592 г. Митрополит предоставлял им льготы на 2 года для строительства нового Илиинского храма на месте сгоревшего. Построенная в кон. XVI в. церковь сгорела от удара молнии на рубеже XVII и XVIII вв. В 1708 г. Новгородский митр. Иов благословил на строительство новой церкви Ивана Андреевича Попова, каргопольского купца, вкладчика Кирилловой Челмогорской пуст. , строителя неск. каргопольских храмов. Возведенная на средства Попова ок. 1708 г. Илиинская ц. из-за ветхости в 1797 г. была разобрана. В 1797-1798 гг. по благословению еп. Архангельского и Олонецкого Вениамина (Краснопевкова) была выстроена и 16 апр. 1798 г. освящена новая ( уже 4-я ) деревянная ц. во имя прор. Илии. В одном храмовом здании устроены 2 церкви: летняя, 2-престольная, во имя прор. Илии и в честь Успения Пресв. Богородицы, и трапезная зимняя, во имя свт. Василия Великого. Церковь является поздним вариантом т. н. кубоватых храмов (см.) Деревянная ... далее ...
ВОСКОПОЯ • Православная Энциклопедия под ...pravenc.ru
... стене, фигура ктитора - пример первых поисков албан. художников в области светского портрета) , сохранился также иконостас с иконами его письма. Роспись галереи (1750, мастера Константин и Атанас Зографы) представляла персонажей Свящ. истории в албан. народных костюмах. Ц. свт. Афанасия (1724; мастера Адронис, Михаил, Павел и Манфо из с. Крими близ Кастории) - храм с 8-ю колоннами, к-рые предположительно сохранились от предыдущей постройки. Роспись ( 1744-1745 ) церкви на сюжеты Апокалипсиса можно видеть в юж. галерее; принадлежит К. и А. Зографам, частично сохранилась и в интерьере. Ц. прор. Илии (1751) с деревянными перекрытиями, окнами, расположенными над боковыми нефами, расписана не была. К северо-востоку от В. находятся ц. Св. Троицы с колокольней (XVIII в.) , мон-рь св. Иоанна Крестителя, собор к-рого выстроен по примеру афонских кафоликонов типа вписанного креста с 3 конхами и окружен 2-этажными корпусами ( 1632-1634, росписи 1659 не сохр. ) . В период феодальной анархии 2-й пол. XVIII в. В. подвергалась нападениям албан. и тур. феодалов (1769, 1772, 1789) . После упразднения Охридской Патриархии (1767) была разорена, обучение в академии переведено на греч. ... далее ...

  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016  017   018   019   020   021   022   023   024   025   026   027

Постоянная ссылка на эту страницу: прор. Илии
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"