прор. Илии

из Источника http://pravenc.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011  012   013   014   015   016   017   018   019   020   021   022

В древних небиблейских религиях и культах В., как ...pravenc.ru
... 9-11; 135. 13 слл. ; Ис 51. 10; 63. 12; Неем 9. 11 и др.) в разных интерпретациях: В. Чермного м. предстает как противостоящая Богу стихия - Бог угрожает Чермному м. (Пс 105. 9) , «запрещает» ему (Наум 1. 4) , море «бежит» от Него ( Пс 114. 3, 5 ) . Спасение у Чермного м. иногда изображается в сцене борьбы с драконом, символизирующей охваченное силами хаоса изначальное творение ( Ис 51. 9-10; Пс 73. 13-14 ) . Cходные представления о В. отражены в предании о переходе народа Израиля через Иордан, перед вторжением в Ханаан (Нав 4. 23; 3. 8, 16; 4. 18; ср. : Пс 114. 3, 5) , и в рассказе о прор. Илии, разделившем Иордан (4 Цар 2. 8) . Нек-рые детали рассказа о спасении Моисея дочерью фараона сближают его с повествованиями о потопе и о переходе Израиля через Чермное м. : подобно тому как Ной с семейством во время потопа или народ Израиля при бегстве из Египта были спасены от гибельных вод, младенец Моисей был спасен дочерью фараона, нашедшей его в Ниле (это отражено и в имени Моисей, потому что она «из воды вынула его» - Исх 2. 10) . Корзинка, в к-рой мать оставила Моисея на берегу Нила, и ковчег Ноя называются по-еврейски одинаково - (это слово употребляется в ВЗ только в ... далее ...
АЛЯСКИНСКАЯ (КАДЬЯКСКАЯ) МИССИЯpravenc.ru
... (КАДЬЯКСКАЯ) МИССИЯ правосл. миссия РПЦ в Сев. Америке. Во время 2-й Камчатской экспедиции 1741 г. В. Беринг на корабле «Св. Петр» достиг берегов Сев. Америки и открыл о-ва архипелага Александра и Алеутской гряды. В день празднования памяти прор. Илии, 20 июля 1741 г., корабельные священнослужители иером. Иларион (Трусов) и свящ. Игнатий Козыревский совершили первую правосл. литургию по случаю открытия сев. -зап. побережья Сев. Америки. В 1781 г. рус. предприниматель Г. И. Шелихов ( 1747-1795 ) основал компанию для зверобойного и пушного промысла на Аляске и Алеутских о-вах ( с 1799 Российско-Американская компания ) . В 1783 г. Шелихов снарядил 3 корабля для обследования новооткрытых земель. Опорным пунктом экспедиции ( 1783-1786 ) стал о-в Кадьяк у юж. берега Аляски. Здесь Шелихов крестил 40 местных жителей. В 1788 г. рус. промышленник посетил Валаамский мон-рь и беседовал с его игуменом об устроении миссионерского служения в Русской Америке. В 1793 г. Шелихов обратился в Святейший Правительствующий Синод с просьбой о благословении на сооружение храма на о-ве Кадьяк и направлении на Алеутские о-ва и Аляску миссионеров-иноков. Российская императрица Екатерина ... далее ...
БАТУМИ-СХАЛТСКАЯ ЕПАРХИЯpravenc.ru
... Ц. св. Варвары при военном госпитале (1888) возведена при содействии российского имп. Александра III. Освящена в 1906 г. В 1996 г. при сносе госпиталя было построено новое здание церкви и 7 апр. 1997 г. освящено. Ц. св. Нины при духовной гимназии им. Андрея Первозванного (1994) построена по инициативе свящ. Давида Шиолашвили. Кладбищенская ц. св. Георгия (1994) была возведена семьей Бибилеишвили-Глонти в память об умершем сыне Мерабе. В 1995 г. при храме св. Георгия был открыт Ферийский жен. мон-рь. Построены также: ц. святых Иоакима и Анны во дворе епископской резиденции (1998) ; ц. прор. Илии при епархиальном детском саде (2000) ; ц. Св. Троицы на горе Св. Троицы. Ц. св. Тамары на одноименной горе, где сохранились развалины древней крепости, возведена батумскими меценатами Д. и Т. Комахидзе в 2001 г. Монастыри епархии Схалтский действующий (с 1990) муж. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы (XII в.) находится в 100 км от Батуми, на округлой террасе высокой горы между р. Схалта и ее притоком. Его базилика выполнена из серовато-белого камня и богато орнаментирована, алтарь сделан в виде семигранника, с зап. и юж. сторон храма сохранились развалины более поздних ... далее ...
КАТАКОМБЫ • Православная Энциклопедия под ...pravenc.ru
... 42. 6-8 (; «Моисей в водах Нила») Исх 2. 1-6 (; «Изгнание Адама и Евы из рая») Быт 3. 21-23 (; «Жертвоприношение Каина и Авеля») Быт 4. 3-4 (; «Самсон, пускающий лисиц на поля филистимлян») Суд 15. 4-5 (; «Лот с семейством, покидающий горящий Содом») Быт 29. 15-26 (; «Переселение Иакова в Египет») Быт 46. 5-27 (; «Сны Иосифа») Быт 37. 5-10 (; «Благословение Ефрема и Манассии Иаковом») Быт 48 (; «Явление трех ангелов Аврааму у Мамврийского дуба») Быт 18. 1-8 (; «Сон Иакова») Быт 28. 10-13 (; «Явление ангела Валааму») Числ 22. 21-23 (; «Исаак с Иаковом и Исавом») Быт 27. 1-22 (; «Вознесение прор. Илии») 4 Цар 2. 9-14 (. Такое расширение традиц. репертуара и предпочтение ветхозаветных сюжетов исследователи объясняли возможным происхождением заказчиков росписи из иудеохрист. среды и копированием иллюстраций Библий или раввинистических текстов) Grabar. 1966; Ferrua. 1957 1958 (и влиянием монументальной живописи и произведений искусства других видов, напр. рельефов саркофагов) K ö tzsche-Breitenbruch. 1976 (. Отсутствие аналогий для целого ряда сюжетов в искусстве сер. IV в. делает более вероятной датировку росписей кубикулы Праотцев кон. IV в.) Bisconti. 2003 (- ближе ко времени ... далее ...
БЕЛЫНИЧСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ ...pravenc.ru
... католич. мон-рю. Актом от 1 марта 1624 г. обитель была официально учреждена. Вскоре был построен деревянный костел, собралась братия, к-рой Сапега отписал 4 земельных участка в Белыничах с мещанскими дворами и огородами (в 1628 г. засвидетельствовано в оршанском земском суде) ; в 1653 г. утвержден фундуш, включавший деревни Церковище, Техтин и Угольщина. Мест. Белыничи впосл. принадлежало графам Огинским, затем Кожуховским, покровительствовавшим обители. Вероятно, ок. сер. XVI в. чудотворный образ перенесли в костел, один из престолов к-рого в память о древней церкви освятили во имя св. прор. Илии. Тысячи паломников посещали обитель, получали исцеления от иконы. В 1756-1761 гг. на средства ктиторов (Сапег, Огинских, Радзивиллов) на левом берегу р. Друти был выстроен новый каменный костел в честь Рождества Богородицы, кляштор и др. монастырские здания. Строительство было приурочено к торжествам коронования Белыничской иконы. Венцы были освящены в Риме папой Бенедиктом XIV и присланы Виленскому еп. Михаилу Зеньковичу, к-рый 20 июля 1761 г. совершил обряд коронования и крестным ходом перенес святыню в новый костел. В 1832 г. кармелитский мон-рь был закрыт, костел обращен в ... далее ...
печать библиотека Т. 17, С. 417-418 опубликовано: ...pravenc.ru
... по обвинению Е. в «дискредитировании советской власти» в связи с событиями вокруг Святозерского прихода. Судьи поддержали доводы Е., что «назначение духовенства на священнические места и вообще все недоразумения между духовенством за отделение церкви от государства находятся в ведении епархиальной власти, а не гражданской»; епископ был оправдан за недоказанностью предъявленного обвинения. 19 июля указом обновленческого Высшего церковного управления Е. был уволен на покой «в целях облегчения церковно-революционного движения». 2 авг. 1922 г. в Петрозаводске состоялся крестный ход к часовне прор. Илии, организованный священниками Александро-Невской ц. Василием Хазовым и Георгием Гумилёвым. Во время проповеди у часовни ими были сказаны предупредительные слова против обновленцев. В ночь на 5 авг. Е. был арестован вместе со священниками Георгием и Василием, а также с мирянами братьями Валентином и Семеном Подколзиными, к-рые ранее активно выступали против обновленцев и, кроме того, во время кампании по изъятию церковных ценностей предлагали заменить их собранными прихожанами драгоценностями. Все арестованные содержались при комендатуре Карельского обл. политического управления. Е. ... далее ...
ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА • Православная ...pravenc.ru
... процесса. До 80-х гг. ХХ в. в отечественной историографии господствовала теория, возникшая под влиянием национально-романтических тенденций кон. XIX в. и сформулированная И. Е. Забелиным, согласно которой формы каменных храмов были заимствованы от деревянных, более «подлинных», «самобытных» и «народных». Однако в последние десятилетия противоположная т. зр. (см. выше) , к-рую разделяли еще М. В. Алпатов и Н. И. Брунов (Alpatov M. , Brunov N. Nachrichten aus Moskau BZ. 1923 1925. Bd. 24 25. H. 3 4. S. 485-492) , находит в историографии весомые обоснования. Церкви арх. Михаила (1685) , прор. Илии (1729) и колокольня (XVIII в.) Великодворского погоста в с. Юрома Архангельской обл. 1898 г. Фотография Ф. Горностаева (ГНИМА) Наиболее древние деревянные храмы сохранились в Скандинавии. Деревянные храмы Норвегии называются «ставкирки» (норвеж. stavkirke) , т. е. мачтовые церкви. Они строились из сосны. В основе их конструкции в отличие от рус. сруба - вертикальные опоры, пространство между к-рыми заполнялось досками. Первоначально опоры вкапывались прямо в землю, что быстро приводило к порче; с сер. XII в. их стали укреплять в пазах горизонтальных балок, уложенных на каменный ... далее ...
ЖЕРТВЕННИК • Православная Энциклопедия под ...pravenc.ru
... , θυμιατήριον (Евр 9. 4; в переводах ВЗ Феодотиона и Симмаха термин используется для обозначения Ж. приношения курений в Исх 30. 1) , θυσιαστήριον (наиболее часто употребляемый термин, обозначающий - как и в LXX - Ж. всесожжения в Иерусалимском храме) Мф 5. 23-24; 23. 18-20, 35; Лк 11. 51; Евр 7. 13; Откр 11. 1 (, Ж. приношения курений) Лк 1. 11 (, Ж. вне храма) Рим 11. 3; Иак 2. 21 (, а также Ж. небесного храма) Откр 6. 9; 8. 3 и др. () . В Евр 13. 10 под Ж., вероятно, имеется в виду Крест Христов. ветхозаветного Ж. встречаются в росписи синагоги в Дура-Европос (244 5) , в сцене «Жертва прор. Илии на горе Кармил». В христ. искусстве его изображение известно с раннего времени - в сценах жертвоприношения праотцев Авеля, Ноя, Авраама, Мелхиседека и прор. Илии. Наиболее часто встречающийся сюжет «Жертвоприношение Авраама» присутствует в росписях катакомб, в рельефах саркофагов, на донышках стеклянных литургических сосудов ( III-IV вв. ) . В сцене «Жертвоприношение Авеля и Каина» изображение Ж. встречается в иллюстрациях к Библии, к Октатевхам ( напр., Vat. gr. 747. Fol. 25v, XI в. ) и в монументальных циклах (Палатинская капелла в Палермо, Сицилия, 50-60-е гг. XII в.) . Как ... далее ...
ИОАСАФ Свт. Иоасаф Белгородский. Икона. Нач. ...pravenc.ru
... лежащими на плечах прядями волос, с крестом в правой руке (росписи нач. 10-х гг. XX в. по эскизам В. С. Щербакова, поновлены и дописаны в 70-х гг. XX в.) . В стенописи Преображенского собора Тамбова (ок. 1914) И. показан стоящим в интерьере храма вместе со святителями Митрофаном Воронежским, Питиримом Тамбовским, Тихоном Задонским и с прп. Серафимом Саровским. Изображения И. можно видеть в росписях XX в. в храмах Москвы, Белгородской, Воронежской, Тамбовской, Курской, Орловской областей, в монастырях и храмах Украины. Его иконы обнаружены в некоторых русских храмах Св. земли (ц. прор. Илии в Хайфе, мон-рь св. Харитона Исповедника, еп. Иконийского) . Иулиания (Соколова) : в частности, изображение святителя помещено на традиционной по иконографии ростовой иконе 1957 г. из местного ряда сев. придела во имя И. трапезной ц. прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры. Святой представлен с Евангелием в руке на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ) и «Собор святителей, в земле Российстей просиявших» сер. XX в. (митрополичьи палаты ТСЛ) . На подготовительных рисунках мон. Иулиании к лицевым святцам рус. святых ... далее ...
ВАРЛААМИЕВ ХУТЫНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ...pravenc.ru
... и др.) , в 1542 г. кн. В. И. Оболенский (покров с изображением прп. Варлаама) , в окт. 1579 г. царевич (буд. царь) Феодор Иоаннович и его супруга Ирина Феодоровна (покров) , в 1599 г. Т. А. Хлопов (колокол) , в 1669 г. Сибирский митр. Корнилий (покров) . Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня женский монастырь Новгородской и Старорусской епархии С XV в. в обители создается уникальный архитектурный ансамбль. Весной 1417 г. новгородский посадник Юрий Онциферович построил каменную надвратную ц. во имя прп. Антония Великого, в следующем году - каменную надвратную ц. во имя прор. Илии. В 1445 г. по благословению Новгородского архиеп. Евфимия II была возведена «кругла, яко столп» ц. во имя сщмч. Григория, просветителя Армении (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 570) , в том же году был построен храм во имя прп. Варлаама Хутынского, «а на верху колоколница» (ПСРЛ. Т. 3. С. 424) . К 10-м гг. XVI в. Преображенский храм обветшал и был разобран, на его месте по повелению вел. кн. Василия III был сооружен и 6 авг. 1515 г. освящен собор с тем же посвящением. По мнению исследователей, в его возведении принимали участие новгородские «стенщики» и московские резчики по камню (резьба ... далее ...

  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011  012   013   014   015   016   017   018   019   020   021   022

Постоянная ссылка на эту страницу: прор. Илии
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"