РГБ, ф. 304 II, № 269

из Источника http://pravenc.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

В исследовательской литературе сформировались 2 ...pravenc.ru
... утверждается на точном учении веры и Церкви». В нем Станевич подвергал жесткой критике свойственное мистикам противопоставление «внешней» правосл. Церкви и «внутренней церкви» индивидуального мистического опыта. В качестве примера того, как вводимые мистиками новшества служат источником соблазнов и нестроений, Станевич приводил спор Боссюэ и Фенелона о К., отмечая, что Фенелон изобрел «странную и духу Церкви чуждую, противную любовь к Богу, известную под именем мистической любви, достойной паче именоваться духовной похотью»; самого Фенелона он именовал «змеем» ( цит. по ркп. XIX в. : РГБ. Ф. 304 ) II ( . № 214. Л. 102-106 ) . Книга была запрещена, тираж уничтожен, а автор выслан из Петербурга; однако после устранения от власти Голицына сочинение с дозволения императора было издано вновь (Скабичевский А. М.) Очерки истории русской цензуры. СПб., 1892. С. 196 (. Об опасности К. для правосл. веры заявлял близкий к имп. Александру в последние годы его жизни архим.) Фотий (Спасский) ( 1792-1838 ) , у которого критика представителей К. нередко доходила до грубой брани. Так, в письме к Д. А. Державиной ( 1767-1842 ) , вероятнее всего относящемся к 1823 г. ( опубл. : ... далее ...
ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВpravenc.ru
... руководства «Сказание о зарембах», отмечая, что они пели «какизник и подобник наизусть», «согласие и знамя горазно знали, роспевали и знамя накладовали наизусть») ГИМ. Син. певч. № 219. Л. 376 об. - 377 (. Свои варианты нек-рых знаменных песнопений создал и головщик, позднее уставщик Троице-Сергиева мон-ря Логгин) Шишелов (по прозвищу Корова, имевший, согласно Житию прп. Дионисия) Зобниновского (, «от Бога дарование паче человеческого естества») см. : Парфентьев. Надписание славника Крестопоклонной недели. «Перевод» архим. Исаии (Лукошко) . Стихирарь. Сер. XVII в. ( РГБ. Ф. 304. 429. Л. 494 об. - 495 ) Надписание славника Крестопоклонной недели. «Перевод» архим. Исаии (Лукошко) . Стихирарь. Сер. XVII в. ( РГБ. Ф. 304. 429. Л. 494 об. - 495 ) Начало славника Крестопоклонной недели. «Перевод» архим. Исаии (Лукошко) . Стихирарь. Сер. XVII в. ( РГБ. Ф. 304. 429. Л. 494 об. - 495 ) Начало славника Крестопоклонной недели. «Перевод» архим. Исаии (Лукошко) . Стихирарь. Сер. XVII в. ( РГБ. Ф. 304. 429. Л. 494 об. - 495 ) На рубеже XVI и XVII вв. наряду с указаниями на анонимные, местные монастырские (троицкий, кириллов, чудовский) и именные ... далее ...
Иллюстрации • Православная Энциклопедия под ...pravenc.ru
... Верещагина) Царь Иоанн IV. Гравюра с рис. М. Зеленского. 3-я четв. XIX в. (РГБИ) Царь Иоанн IV. Фрагмент композиции «Древо государей российских». 1689 г. Роспись Преображенского собора Новоспасского мон-ря ( фреска снята со стены в 40-х гг. ХХ в. ) ГИМ (Царь Иоанн IV молится перед Тихвинской иконой Божией Матери. Клеймо Тихвинской иконы Божией Матери. 1678 г.) НГОМЗ (Царь Иоанн IV. Иконописный портрет. Кон. XIX - нач. XX в.) ? () Национальный музей Дании, Копенгаген (Славник «Денесе собори рустии» с ремаркой «Творение царево». Сб. певч. Логгина) Шишелева ( . Сер. 80-х гг. XVI в. ) РГБ. Ф. 304. 428. Л. 100 об. (Болезнь царя Иоанна IV в 1553 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в.) ГИМ. Син. № 149. Л. 12 об. (Венчание на царство Иоанна IV свт. Макарием, митр. Московским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Царственная книга. 70-е гг. XVI в.) ГИМ. Син. № 149. Л. 288 («Иван Грозный». Скульптор М. Антокольский. 1871 г. Бронза) ГРМ («Иван Грозный и его мамка». Худож. К. Б. Вениг. 1886 г. Фотография Швейна.) РГБИ (Царь Иоанн Васильевич молится перед Владимирской иконой Божией Матери в Успенском соборе перед походом на Казань. Прорись из ... далее ...
Иллюстрации • Православная Энциклопедия под ...pravenc.ru
... Миниатюра из Евангелия. XIV в. (ГИМ. Чуд. 2. Л. 1 об.) Малый вход Оклад Евангелия Успенского собора Московского Кремля. 1-я четв. XV в. (ГММК ОП) Телец (символ евангелиста Луки) . Миниатюра из Евангелия Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - 1-я четв. XV в. (ГММК. Кн. № 34. Л. 128 об.) Заставка к Евангелию от Иоанна. (Л. 6) . Евангелие Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - 1-я четв. XV в. (ГММК. Кн. № 34) Евангелист Иоанн с Прохором. Миниатюра из Евангелия. Ок. 1059 г. (Ath. Dionys. 588m. Fol. 225v) Оклад Евангелия Федора Кошки. Рубеж XIV и XV вв. (РГБ. Ф. 304. III. № 4 М. 8654) Лист из Евангелия Федора Кошки. 2-е десятилетие XV в. (РГБ. Ф. 304. III. № 4 М. 8654. Л. 128 об.) (Заставка к Евангелию от Луки. Евангелие Хитрово. Ок. 1400 г.) РГБ. Ф. 304. III. № 3 М. 8657. Л. 103 (Евангелист Матфей. Миниатюра из Евангелия Хитрово. Ок. 1400 г.) РГБ. Ф. 304. III. № 3 М. 8657. Л. 44 об. (Лев) символ евангелиста Марка (. Миниатюра из Евангелия Хитрово. Ок. 1400 г.) РГБ. Ф. 304. III. № 3 М. 8657. Л. 80 об. (Церковь Богородицы Евангелистрии. 1823–1830 гг. Архит. Е. Каллонарис Евангелисты Иоанн и Матфей. Роспись вост. парусов ... далее ...
«ЕДИНОРОДНЫЙ СЫНЕ»pravenc.ru
... ῾Ο μονοϒενὴς ὑιὸς τοῦ Θεοῦ BZ. 1984. Bd. 77. S. 3-5; Lingas A. Festal Cathedral Verspers in Late Byzantium OCP. 1997. Vol. 63. P. 421-448; Taft R. F. Divine Liturgies - Human Problems in Byzantium, Armenia, Syria and Palestine. Aldershot, 2001. Article VIII: Questiones disputatae: The Skeuophylakion of Hagia Sophia and the Entrances of the Liturgy Revisited. С. И. Никитин «Е. С. » в русской монодийной певческой традиции В нач. XVI в. фиксируется мелизматический распев «Е. С. » с указанием «демество» (в некоторых случаях) , изложенный столповым знаменем, но с применением нетипичных знаков (РГБ. Ф. 304. 413. Л. 381 об. - 382, кон. XV - нач. XVI в. ; № 414. Л. 102 об. - 103, 3-я четв. XVI в. ; РНБ. Погод. № 382. Л. 1-2 об.) . Впосл. этот распев заменяется другим, невматического стиля: в певч. рукописях кон. XVI - сер. XVII в. чаще всего можно встретить его в неск. вариантах (с различиями в крюковой орфографии) (ГИМ. Син. певч. № 1191. Л. 156 об. - 157, 1-я пол. XVII в. ; Син. № 819. Л. 18 об. - 19, 1615 г. ; Ед. № 38. Л. 35 об., нач. XVII в. ; БАН. Арх. № 4) . Вероятно, в кон. XVII - нач. XVIII в. появилась новая версия этого распева, записанная путным знаменем (в одноголосном ... далее ...
La Roma sotterranea christiana. R., 1864. Vol. 1. ...pravenc.ru
... Успения Пресвятой Богородицы (. Пещерные мон-ри в дальнейшем получили широкое распространение в России. Среди известных обителей, имеющих пещерную часть, - нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь) 1328 или 1330 (, Псково-Печерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь) ок. 1470 (, Саровская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пустынь) нач. XVIII в. (, Гефсиманский в честь Черниговской иконы Божией Матери муж. скит Троице-Сергиевой лавры) 1844 (и др.) Кельи в Троице-Сергиевой лавре. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304 III. 21 М 8663. Л. 90) Кельи в Троице-Сергиевой лавре. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304 III. 21 М 8663. Л. 90) В 1062 г., при преемнике прп. Антония прп. Феодосии Печерском, когда число братии Киево-Печерского мон-ря достигло 100 чел., были возведены надземная ц. Успения Пресв. Богородицы, многочисленные братские К. и ограда. В монастыре был введен студийский общежительный устав. Киево-Печерский мон-рь стал первым известным рус. мон-рем, организованным на основании общежительства. По правилам монашеской жизни прп. Феодосия инокам ... далее ...
ЗАВЕТ • Православная Энциклопедия под редакцией ...pravenc.ru
... предполагает отказ народа от заключения З. с др. богами (Втор 7. 2) , ибо Сам Яхве верен З. с теми, кто сохраняют «заповеди Его» (Втор 7. 9) . Перечень особых требований во Втор 12-26 содержит общие предписания, следующие из фундаментального положения о верности только Яхве. Тот, кто готов служить иным богам, «преступает» этот З. ( Втор 17. 2-3 ) . В основном речь идет о некоторых аспектах гражданского, военного, религ. и уголовного права, к-рые рассматриваются как важные условия для пребывания в З. З. с Давидом как обетование вечной династии Прор. Давид. Миниатюра из Псалтири. XVI в. (РГБ. Ф. 304. 314. Л. 32 об.) Важным для развития мессианских представлений в Израиле является представление о вечной династии потомков царя Давида, выраженное в словах прор. Нафана: «И будет непоколебим дом твой и царство твое навеки пред лицом Моим, и престол твой устоит во веки» (2 Цар 7. 16) . Это обетование, не названное З. в 2 Цар 7. 16, понимается в др. библейских текстах именно как З. Яхве с Его избранником Давидом, к-рому Он «клялся»: «Навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой» - и подтверждал: «Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих» ( ... далее ...
ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯpravenc.ru
... больше) . Вероятно, фитные начертания напоминали певчим, в каких фрагментах знаменных песнопений предполагалось включение мелизматических вставок, но их воспроизведение могло быть необязательным. Близкое соответствие фитных формул в ненотированных и нотированных древнерус. рукописях, а также большая роль устного способа передачи песнопений знаменного распева и исполнения их по моделям-самоподобнам на протяжении неск. веков, видимо, не позволяют рассматривать т. н. фитную нотацию в качестве самостоятельной системы записи. Певческая азбука «Сказание имена знамению». 1-я четв. XVI в. (РГБ. Ф. 304. 415. Л. 191) Певческая азбука «Сказание имена знамению». 1-я четв. XVI в. (РГБ. Ф. 304. 415. Л. 191) Ранняя форма З. н. представляет собой древнерус. версию ранневизант. куаленской нотации (см.) Византийская нотация (и, подобно ей, имеет адиастематический характер. Однако она обладает рядом оригинальных черт, не имеющих аналогов в визант. рукописях. В самых ранних древнерус. источниках объединились элементы, характеризующие разные стадии развития куаленской нотации, не встречающиеся одновременно ни в одном визант. списке. С архаичным слоем куаленской нотации связаны прямой ... далее ...
ЕКСАПОСТИЛАРИЙpravenc.ru
... in Byzantine Musical Manuscripts CIMAGL. 2000. Vol. 71. P. 3-27. И. В. Старикова Стилевые редакции воскресных Е. знаменного распева С древнейшего периода развития рус. церковнопевч. искусства и до кон. XVI в. существовала одна мелодическая редакция Е., имеющая преемственную связь с визант. традицией. Стиль этой редакции - пространный мелизматический распев, к-рый позднее, на рубеже XVI и XVII вв., получил в рукописях название «большое знамя» или «большой роспев». Воскресный Ексапостиларий «Являяся яко человеко». Мелизматическая редакция (тайнозамкненная форма) . Сборник певческий. XVI в. (РГБ. Ф. 304. 414. Л. 111 об.) Воскресный Ексапостиларий «Являяся яко человеко». Мелизматическая редакция (тайнозамкненная форма) . Сборник певческий. XVI в. (РГБ. Ф. 304. 414. Л. 111 об.) Скудность сохранившихся от древнего периода рукописных источников не позволяет проследить все вехи развития мелизматической редакции Е. Однако 2 ее ранние формы известны по Благовещенскому кондакарю (РНБ. Q. II. I. 32, XII в. Л. 121 об. - 128; факс. изд. : Der altrussische Kondakar: Auf d. Grundlage d. Blagovĕščenskij Nižegorodskij Kondakar Hrsg. v. A. Dostál u. H. Rothe unter Mitarbeit v. E. Trapp. ... далее ...
Божия Матерь – Игумения Св. Горы. Икона. ХХ в. ...pravenc.ru
... со старцами Пантелеимонова мон-ря милостыню в обитель и такую же проту Св. Горы Паисию для всех афонских мон-рей. В отдельной грамоте вел. князь извещал Паисия о разрешении посылать святогорских иноков для сбора пожертвований в России, братия Пантелеимонова мон-ря получила привилегию посылать старцев за милостыней к царю. С этого времени приезды монастырских посольств на Русь стали регулярными, значительный перерыв пришелся лишь на период запустения Пантелеимонова мон-ря в посл. четв. XVI в. и на Смутное время. Сказание «Воспоминание отчасти Святыя горы Афонския». 1-я треть XVI в. (РГБ. Ф. 304 I. № 686. Л. 278) Сказание «Воспоминание отчасти Святыя горы Афонския». 1-я треть XVI в. (РГБ. Ф. 304 I. № 686. Л. 278) В 1515 г. в Москве побывали старец Мелетий из Вел. Лавры и духовник Ватопедского мон-ря Нифонт. Они возвратились на А. с послом вел. князя В. Копылом, к-рый доставил проту Св. Горы Симеону 1000 р. на помин души Иоанна III и вел. кнг. Софии Палеолог и столько же в дар от Василия Иоанновича. В Вел. Лавру и Ватопедский мон-рь вел. князь пожертвовал по серебряной чаре, камчатые ризы и пелены к иконам прп. Афанасия Афонского и праздника Благовещения. В ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: РГБ, ф. 304 II, № 269
Справочник - ПОИСКОВ.РФ