Иоанн Кассиан

из Источника http://pravenc.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002   003   004   005   006

ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН • Православная ...pravenc.ru
... и детские годы Вопрос о времени и месте рождения И. К. Р. является предметом дискуссий (см. : Chadwick. 1950. P. 195-198; Vannier. 1999. P. 23-27) . Высказывались предположения о том, что И. К. Р. был родом из Галлии (из Массилии, ныне Марсель, см. : Abel. 1904. S. 11-12; Cristiani. 1946. Vol. 1. P. 40; Cappuyns. 1949. Col. 1321; Frank. 1997. P. 422) или происходил с Востока: из Палестины - Вифлеема (Hoch. 1900) или Скифополя (M é nager. 1921) , из Афин (Cuper. 1868. P. 460) , из Константинополя ( ср. : Ioan. Cassian. ) De incarn. Chr. VI 31 (, Антиохии) Griffe. 1954. P. 240-241 (или даже из г. Серта, предположительно находившегося на территории Курдистана в совр. Турции) Thibaut. 1929. P. 103-110 (. Однако определяющее значение для решения этого вопроса имеет свидетельство Геннадия Марсельского) Gennad. Massil. De script. eccl. 61 (, что И. К. Р. был «скифом по происхождению») natione scytha (, в связи с чем в наст. время наиболее вероятной считается гипотеза о том, что И. К. Р. род. в М. Скифии, находившейся на территории совр. Добруджи) см. : Schwartz. 1939. S. 1; Marrou. 1945. P. 5-17; Idem. 1947; Chadwick. 1950. P. 198; Idem. 1968. Р. 9; Rousseau. 1978. Р. ... далее ...
КИЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯpravenc.ru
... Златоуст, Августин, Исидор Пелусиот, Кирилл Александрийский, Анастасий Синаит, Софроний Иерусалимский, Иоанн Лествичник, Григорий Великий, Максим Исповедник) и «Церковные писатели» (Евсевий Кесарийский, Лактанций, Серапион, Иларий Пиктавийский, Луцифер Каралитанский, Пациан, Оптат, Тит Бострийский, Дидим Александрийский, Филастрий, Тимофей Александрийский, Евагрий Понтийский, Палладий, Руфин, Сульпиций Север, Синесий, Петр Хрисолог, Евхерий, Иоанн Кассиан, Феодот Анкирский, Сократ, Созомен, Феодорит, Сальвиан, Марий, Проспер, Вигилий Тапийский, Арнобий Младший, Клавдиан Мамерт, Юлиан Померий, Геннадий Марсельский, Фульгенций, Боэций) . Сохранились также записи отдельных лекций Аскоченского, посвященных святым Василию Великому, Иоанну Дамаскину и Косме Маюмскому (НБУВ ИР. Ф. 160. Ед. хр. 388. Л. 169-182 об. ; Ед. хр. 2647. Л. 79-82 об., 85-91 об., 101-112 об.) . В «Дневнике» Аскоченский рассказал о том, как он подходил к преподаванию патрологии. Прежде всего он «решился оторваться от той мысли», что читает лекции о подвижниках, причисленных к лику святых: «Что мне за надобность, думал я, пиша… свои лекции, до святости такого-то… Передо ... далее ...
АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД)pravenc.ru
... молитва Господня; молитва главопреклонения; возношение; преломление (в отличие от литургии визант. обряда преломление св. Хлеба здесь отделено от его возношения) ; Причащение; благодарение. Наиболее древнее свидетельство о существовании в Александрийской Церкви IV в. кафедрального богослужения часов (см.) Суточный круг богослужений (принадлежит св. Афанасию Великому) † 373 (, к-рый упоминает о совершении всенощного бдения в своем кафедральном храме, где в это время пелись респонсорно псалмы) в т. ч. 135-й - см. Полиелей (и произносились молитвы) В защиту бегства. 24 (. Прп. Иоанн Кассиан, проживший в Египте ок. 20 лет) до 399 (, приводил в своих «Собеседованиях» слова аввы Феоны о том, что многие из живущих в миру, «встав прежде рассвета или на рассвете», не принимаются за свои занятия, пока не сходят в церковь) Collationes. 21. 26; Иоанн Кассиан Римлянин. С. 558 (, вероятно на утреню. В копт. текстах говорится и о ежедневном совершении вечерни) Burmester. P. 82; Taft. Liturgy of the Hours. P. 34-35 (. «Каноны Ипполита») араб. средневек. памятник, восходящий, вероятно, к греч. оригиналу, составленному в Египте ок. 340 (предписывают клиру и мирянам ежедневно ... далее ...
БЛАГОДАТЬ • Православная Энциклопедия под ...pravenc.ru
... и сожителем (συνεργὸν καὶ σύνοικον) , созидая в каждом благо» (De inst. Christ.) . В результате будет достигнута победа над грехом, душа «расположит себя к Богу в силу благодетельного образа жизни. Такая душа примет в себя благодать Духа, она всецело обновляется и даже создается вновь (καινὴ γέγονεν ὅλη καὶ ἀνεκτίσθη) » (Ibidem) . Тема взаимодействия Божественной Б. и человеческой свободы воли привлекала особое внимание отцов Зап. Церкви. Более всех разрабатывал этот вопрос блж. Августин в своей антипелагианской полемике. Др. известным отцом Церкви, к-рого волновала эта тема, был прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Следует оговориться: прп. Иоанн, долгие годы живший и совершавший церковное служение на Западе, тем не менее является представителем вост. традиции, к к-рой он приобщился, путешествуя в течение 15 лет по св. местам и мон-рям Палестины и Египта и общаясь там со знаменитыми христ. подвижниками. В духе этой традиции он и выступил как против Пелагия и его учеников, так и против крайностей учения о Б. и свободе воли блж. Августина и его последователей. Прп. Иоанн занимал в обсуждаемом вопросе «центристскую», или, по выражению Лосского, «над-спорную», позицию (Лосский В. ... далее ...
ВЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙpravenc.ru
... (Правила учителя) . В. Н. указывает на свое знакомство с творениями прп. Иоанна Кассиана ( Reg. 42, 73 ) и правилами свт. Василия Великого (Reg. 73) , отсылая к ним тех, кто стремятся достичь высшего совершенства (Ibidem) . Монтекассинский игумен объединил существенные элементы всех этих источников и выработал монашеские правила, отвечающие историческим и культурным условиям христ. Запада: более деятельному и менее созерцательному, чем на Востоке, типу монашества. В Уставе В. Н. «чувствуется сила организующая, дисциплинирующая и устраивающая все благочинно» (Сидоров. С. 349) . Прп. Иоанн Кассиан оказал наибольшее влияние на В. Н. В Уставе насчитывается ок. 112 аллюзий на творения преподобного, из них 68 на «Установления киновитов» и 44 на «Собеседования» (Schmitz. Col. 1385) . Влияние прп. Кассиана прослеживается во мн. аспектах аскетического учения В. Н. : деление монашества на 4 типа (Reg. 1; ср. : Ioan. Cassian. Collat. XVIII 4-8) , организация монашеского богослужения (Reg. 16; ср. : Ioan. Cassian. De inst. coenob. II, III) , стремление к добродетели из любви к самой добродетели (Reg. 7; ср. : Ioan. Cassian. Collat. XI 8-9) и т. д. Однако В. Н. обращается с ... далее ...
БИЛО • Православная Энциклопедия под редакцией ...pravenc.ru
... странах - «cog rattle» ( букв. - зубчатая трещотка ) ; в Германии в ср. века Б. -колотушка называлась «Tavel» ( от лат. tabula - доска ) , позднее - «Knarre», «Schnarre», «Schlagholz», «Aufschlagplatten». История Б. является одним из древнейших звуковых орудий человечества. На христ. Востоке его употребление засвидетельствовано с IV в. Первоначально, очевидно, были в ходу каменные и деревянные Б., т. к., во-первых, во времена гонений громкий сигнал к началу богослужения был невозможен, во-вторых, металлические колокола и колокольчики имели репутацию «языческих» атрибутов. Прп. Иоанн Кассиан, опиравшийся в своем Уставе на практику егип., палестинских и месопотамских мон-рей, говорит о звуке удара (лат. sonitus pulsantis) в двери келий, созывающего на молитву или др. общее дело (Ioan. Cassian. De inst. coenob. II 17; IV 12) . В «Лавсаике» Палладия, еп. Еленопольского, описан существовавший в палестинских мон-рях обычай созывать монахов к утреннему богослужению, ударяя по келиям «будильным молотком» (греч. ἐξυπνιστικὸν σφυρίον - Pallad. Hist. Laus.) Bartelink ( . Vita 43; рус. пер. : Гл. 88. C. 150 ) . В Уставе прп. Пахомия Великого ( Precepts. 3, 9, 22, 26 ) ... далее ...
ВОПЛОЩЕНИЕ • Православная Энциклопедия под ...pravenc.ru
... В этом смысле данное понятие было близким к каппадокийскому понятию ипостаси (ὑπόστασις) , т. е. частной сущности. Вероятно, именно это стало главной причиной того, что свт. Кирилл не использовал формулу «две природы». Однако свт. Кирилл все же различал божество и человечество во Христе, но «лишь умозрительно» ( τῇ θεωρία μόνη - Quod unus. 736. 27 ) . Соединение их он мыслил как соединение «по ипостаси» (καθ᾿ ὑπόστασιν - Ad Nestorium. II 6 ACO. T. 1. Vol. 1) 6 (. P. 42. 7 sqq. ; ДВС. Т. 1. С. 144 и слл.) , т. е. значительно более тесно, чем несторианское «по благоволению». III. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин, рассуждая о таинстве В., называл его прямо «воплощением» (incarnatio - De incarn. Chr. III 5; IV 4 и др.) или «таинством рожденного во плоти Бога» (sacramentum nati in carne Dei - Ibid. III 3) . Для описания соединения божества и человечества во Христе прп. Иоанн использовал различные, порой взаимоисключающие термины, что придает его христологии нек-рую двусмысленность ( Grillmeier. 1975. P. 394, 396 ) . Так, напр., рассуждая о В., он употреблял выражения: «восприятие плоти тела» (susceptio carnis corporis - Ibid. IV 1, 3, 7) , «телесное рождение» (corporea ... далее ...
ВЕЛИКИЙ ПОСТ • Православная Энциклопедия под ...pravenc.ru
... для всех верных была закреплена 69-м Ап. прав. (окончательная редакция корпуса Апостольских правил произошла в кон. IV в.) . Духовное содержание В. п. Святоотеческое учение о В. п. неотделимо от учения о посте вообще. В. п. понимается прежде всего как время сугубого покаяния и рассматривается как инструмент для достижения подлинной молитвы, удаления от зла, угашения страстей, смирения перед Богом, духовного роста, внутреннего очищения и обновления (Basil. Magn. Hom. de jejun. 1-2; Ioan. Chrysost. Contra Jud. III 4-5) . В IV-VI вв. оформляется учение о В. п. как о «десятине года» (прп. Иоанн Кассиан, прп. Дорофей Газский) , аналогичной обязательной десятине в ВЗ ( Лев 27. 30-32 ) . Если продолжительность года - 365 дней, то «телесный» пост должен составлять 36, 5 дней (7 седмиц без суббот и воскресений составляют 35 дней, к ним прибавляются пост Великой субботы и 1-й половины пасхальной ночи) . За В. п. сохраняется значение необходимой подготовки к празднованию Страстной седмицы и Пасхи: «Кто пренебрегает Четыредесятницей... тот не празднует праздника Пасхи» (пасхальное послание свт. Афанасия Великого от 346 г. ; ср. : « » - стихира прп. Феодора Студита вечером в ... далее ...
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV • Православная ...pravenc.ru
... характеризовавшееся прежде всего последовательным пением, сольным или общинным, библейских псалмов, разделявшимся произнесением молитв и чтений. В рассказе зап. паломницы (обычно отождествляемой с Эгерией) о путешествии в Иерусалим ( 381-384 ) описывается, как по будним дням последовательное пение псалмов монашествующими (monazontes) и девами (parthenae) было присоединено к кафедральным службам. Кафедральное богослужение и богослужение городских аскетических общин оказали влияние на формирование зародившегося в IV в. богослужения монахов, живших как уединенно, так и в мон-рях. Блж. Иоанн Кассиан Римлянин ( ок. 365 - ок. 433 ) , оба воспринявшие строгую сольную псалмодию егип. монашества непосредственно от носителей этой традиции, сообщают о включении городской практики псалмопения в богослужение монашеских общин. В рассказе Иоанна Кассиана о монашеской молитве в Вифлееме (куда Иероним удалился после 384) описывается, как неизменяемые псалмы, заимствованные из кафедральной службы, были добавлены к последовательной псалмодии, практиковавшейся в Египте. Со временем исполнительский и мелодический аспекты псалмодии стали приобретать гораздо бóльшее значение. Вместо ... далее ...
ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть Ipravenc.ru
... Кириак Синадский и Евлисий, еп. Апамеи Вифинской. Последний доставил еп. Иннокентию письмо 15 епископов - сторонников И. З., в к-ром описывались беззакония преследователей. По пути в Рим еп. Евлисий остановился в Фессалонике, где свт. Анисий Фессалоникийский передал ему для еп. Иннокентия послание, в к-ром выражал готовность придерживаться той линии по делу И. З., к-рую определят в Риме (Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 3 SC. 341. P. 74) . Вскоре в Рим приехал еп. Палладий Еленопольский, вынужденный покинуть К-поль вслед. имп. рескрипта. За ним прибыли пресв. Герман и диак. прп. Иоанн Кассиан Римлянин, доставившие жалобу от лица к-польского клира. Число бежавших с Востока увеличивалось, еп. Иннокентий получал новые жалобы на притеснения. Еп. Димитрий Пессинунтский привез в Рим послание епископов Карии, к-рые заявляли, что остаются в общении с И. З., и жалобу антиохийских клириков на еп. Порфирия, к-рый, по их мнению, незаконно занял кафедру в Антиохии. Нисибинский пресв. Валлаг (Вараг?) передал еп. Иннокентию протест месопотамских монахов и послание префекта К-поля Оптата ( преемник Студия с окт. - нач. нояб. 404 ) . Оптат, хотя и был язычником, с неодобрением ... далее ...

 001   002   003   004   005   006

Постоянная ссылка на эту страницу: Иоанн Кассиан
Справочник - ПОИСКОВ.РФ