Иоанн Кассиан

из Источника http://pravenc.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002   003   004   005   006

ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН • Православная ...pravenc.ru
... и детские годы Вопрос о времени и месте рождения И. К. Р. является предметом дискуссий (см. : Chadwick. 1950. P. 195-198; Vannier. 1999. P. 23-27) . Высказывались предположения о том, что И. К. Р. был родом из Галлии (из Массилии, ныне Марсель, см. : Abel. 1904. S. 11-12; Cristiani. 1946. Vol. 1. P. 40; Cappuyns. 1949. Col. 1321; Frank. 1997. P. 422) или происходил с Востока: из Палестины - Вифлеема (Hoch. 1900) или Скифополя (M é nager. 1921) , из Афин (Cuper. 1868. P. 460) , из Константинополя ( ср. : Ioan. Cassian. ) De incarn. Chr. VI 31 (, Антиохии) Griffe. 1954. P. 240-241 (или даже из г. Серта, предположительно находившегося на территории Курдистана в совр. Турции) Thibaut. 1929. P. 103-110 (. Однако определяющее значение для решения этого вопроса имеет свидетельство Геннадия Марсельского) Gennad. Massil. De script. eccl. 61 (, что И. К. Р. был «скифом по происхождению») natione scytha (, в связи с чем в наст. время наиболее вероятной считается гипотеза о том, что И. К. Р. род. в М. Скифии, находившейся на территории совр. Добруджи) см. : Schwartz. 1939. S. 1; Marrou. 1945. P. 5-17; Idem. 1947; Chadwick. 1950. P. 198; Idem. 1968. Р. 9; Rousseau. 1978. Р. ... далее ...
ГРЕХ Изображения грехов. Фрагмент иконы «Страшный ...pravenc.ru
... Г., от к-рых они, по замечанию прп. Иоанна Кассиана, могут даже не «получать» «повода для своего рождения» (Ioan. Cassian. Collat. 5. 10) . Более того, по истреблении первых вторые «сильнее плодятся» (Ibidem) . Тщеславие и гордость представляют собой 2 стадии ложной ориентации человека в духовной жизни. Такой человек совершает духовное делание, согласно утверждению прп. Максима Исповедника, «ради собственной, а не божественной славы» (Maximus Conf. Quaest. ad Thalas. PG. 90. Col. 585) , что приводит к забвению им славы Божией и переходит в гордость к отвержению этой славы. Прп. Иоанн Кассиан называет эти Г. «тонким злом», к-рое может находить для себя питательную среду не только в греховности человека, но и в его праведности (Ioan. Cassian. Collat. 11. 2) . Соотнося эти Г., начало зла он усматривает в тщеславии, от к-рого, если оно становится «чрезмерным», «рождается страсть гордости» (Ibid. 5. 10) . «Гордость, - по замечанию прп. Иоанна Лествичника, - есть крайнее убожество души» (Ioan. Climacus. 23. 29 PG. 88. Col. 969) . Святоотеческое учение о Г. Реальность, называемая в христианстве Г., сопровождает его на протяжении всей его истории. И, хотя Христос победил ... далее ...
ИГНАТИЙ • Православная Энциклопедия под редакцией ...pravenc.ru
... к «голосу сердца», хотя его и не удовлетворяло мнение «молвою прославленных» старцев. Они «говорили другое, издавали другое мнение об этих предметах, не так, как я понимал и видел их» (Там же) . Основанием богословских взглядов И. является аскетическая лит-ра отцов вост. монашества и содержащееся в ней «учение, повторенное всеми Отцами, учение, что единственный путь ко спасению - последование неуклонное наставлениям святых Отцов» (Плач мой Там же. Т. 1. С. 520) . И. опирался по преимуществу на творения отцов «Добротолюбия», творцов «умного делания» вплоть до исихастов, таких как свт. Иоанн Кассиан Римлянин, он усматривал в нем отображение все того же опыта вост. аскетов. В аскетической лит-ре И. видел не только руководство к достижению духовного совершенства, но и важный источник решения догматических вопросов, т. к. считал, что только подвижническая жизнь, в частности монашество, дает «деятельное, живое познание человека и Бога, насколько это познание доступно человеку» (Аскетические опыты Полн. собр. твор. Т. 1. С. 445) . Несмотря на то что для святителя правосл. аскетическая лит-ра обладала несомненным авторитетом, он допускал наличие и в ней ложных мнений, к-рые, ... далее ...
В ВЗ предметы, явления, события, действия и ...pravenc.ru
... нравственного добра, ведь «зло, хорошо упорядоченное и расположенное на своем месте, сильнее выделяет добро для того, чтобы оно от сравнения со злом было бы более привлекательным и более достохвальным» (Enchirid. 11) . Согласно блж. Августину, если Бог попускает праведникам в этой жизни претерпевать З. от грешников, то делает это для их большего укрепления в добре (Idem. In Ps. 61. 22) . Учение о З. у представителей поздней латинской патристики Для этого времени ( 451-750 ) характерна систематизация учения о З., выработанного латинскими богословами предшествовавшей эпохи. Так, прп. Иоанн Кассиан Римлянин ( IV-V вв. ) в «Собеседованиях» замечал, что Бог сотворил все существа благими и не сотворил ничего, что по сущности было бы З. ; противоположное мнение он считал противоречащим авторитету Свящ. Писания и Преданию отцов (Ioan. Cassian. Collat. 8. 6) . Геннадий Марсельский в своем систематическом трактате «О церковных догматах» также отмечал, что сущность всякой твари, как духовной, так и телесной, является благой; нет ни одной злой природы, поскольку Бог, Создатель вселенной, создал только благое (Gennad. Massil.) De eccl. dogm. 60 (. З. или порочность) malum vel ... далее ...
, к-рый убеждал В. принести жертву Юпитеру. ...pravenc.ru
... за отказ от службы и сопряженного с ней культа языческих богов. Из темницы святого чудесным образом вывел ангел, но мученик вторично был схвачен и представлен перед префектом Евтихием, к-рый отдал В. на растерзание зверям. Об имп. суде в Мартирологе Флора не упоминается. Рабан Мавр (842) по неизвестным причинам делает из воина В. епископа Массилии, что не находит подтверждения в др. источниках. До нач. XX в. достоверность «Страстей» В. не подвергалась сомнению, исследователи традиционно относили этот памятник к V в. (в качестве возможного автора «Страстей» предположительно назывался Иоанн Кассиан Римлянин) и считали его основой кратких актов и сказаний средневек. Мартирологов. Г. Кантен и вслед за ним Э. Дюпра отнесли возникновение сказания о В. к более позднему времени. По мнению Дюпра, именно сведения Мартирологов Флора и Адона стали основой «Страстей» В. и кратких актов, к-рые этот автор датирует временем после 1047 г. и считает, что они были созданы в аббатстве Сен-Виктор близ Марселя. Поводом к написанию кратких актов стали события 1047 г., когда в Марселе было обнаружено захоронение имп. Максимиана Геркулия, известного преследованиями христиан. Монахи аббатства ... далее ...
АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД)pravenc.ru
... молитва Господня; молитва главопреклонения; возношение; преломление (в отличие от литургии визант. обряда преломление св. Хлеба здесь отделено от его возношения) ; Причащение; благодарение. Наиболее древнее свидетельство о существовании в Александрийской Церкви IV в. кафедрального богослужения часов (см.) Суточный круг богослужений (принадлежит св. Афанасию Великому) † 373 (, к-рый упоминает о совершении всенощного бдения в своем кафедральном храме, где в это время пелись респонсорно псалмы) в т. ч. 135-й - см. Полиелей (и произносились молитвы) В защиту бегства. 24 (. Прп. Иоанн Кассиан, проживший в Египте ок. 20 лет) до 399 (, приводил в своих «Собеседованиях» слова аввы Феоны о том, что многие из живущих в миру, «встав прежде рассвета или на рассвете», не принимаются за свои занятия, пока не сходят в церковь) Collationes. 21. 26; Иоанн Кассиан Римлянин. С. 558 (, вероятно на утреню. В копт. текстах говорится и о ежедневном совершении вечерни) Burmester. P. 82; Taft. Liturgy of the Hours. P. 34-35 (. «Каноны Ипполита») араб. средневек. памятник, восходящий, вероятно, к греч. оригиналу, составленному в Египте ок. 340 (предписывают клиру и мирянам ежедневно ... далее ...
БЛАГОДАТЬ • Православная Энциклопедия под ...pravenc.ru
... и сожителем (συνεργὸν καὶ σύνοικον) , созидая в каждом благо» (De inst. Christ.) . В результате будет достигнута победа над грехом, душа «расположит себя к Богу в силу благодетельного образа жизни. Такая душа примет в себя благодать Духа, она всецело обновляется и даже создается вновь (καινὴ γέγονεν ὅλη καὶ ἀνεκτίσθη) » (Ibidem) . Тема взаимодействия Божественной Б. и человеческой свободы воли привлекала особое внимание отцов Зап. Церкви. Более всех разрабатывал этот вопрос блж. Августин в своей антипелагианской полемике. Др. известным отцом Церкви, к-рого волновала эта тема, был прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Следует оговориться: прп. Иоанн, долгие годы живший и совершавший церковное служение на Западе, тем не менее является представителем вост. традиции, к к-рой он приобщился, путешествуя в течение 15 лет по св. местам и мон-рям Палестины и Египта и общаясь там со знаменитыми христ. подвижниками. В духе этой традиции он и выступил как против Пелагия и его учеников, так и против крайностей учения о Б. и свободе воли блж. Августина и его последователей. Прп. Иоанн занимал в обсуждаемом вопросе «центристскую», или, по выражению Лосского, «над-спорную», позицию (Лосский В. ... далее ...
ВЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙpravenc.ru
... (Правила учителя) . В. Н. указывает на свое знакомство с творениями прп. Иоанна Кассиана ( Reg. 42, 73 ) и правилами свт. Василия Великого (Reg. 73) , отсылая к ним тех, кто стремятся достичь высшего совершенства (Ibidem) . Монтекассинский игумен объединил существенные элементы всех этих источников и выработал монашеские правила, отвечающие историческим и культурным условиям христ. Запада: более деятельному и менее созерцательному, чем на Востоке, типу монашества. В Уставе В. Н. «чувствуется сила организующая, дисциплинирующая и устраивающая все благочинно» (Сидоров. С. 349) . Прп. Иоанн Кассиан оказал наибольшее влияние на В. Н. В Уставе насчитывается ок. 112 аллюзий на творения преподобного, из них 68 на «Установления киновитов» и 44 на «Собеседования» (Schmitz. Col. 1385) . Влияние прп. Кассиана прослеживается во мн. аспектах аскетического учения В. Н. : деление монашества на 4 типа (Reg. 1; ср. : Ioan. Cassian. Collat. XVIII 4-8) , организация монашеского богослужения (Reg. 16; ср. : Ioan. Cassian. De inst. coenob. II, III) , стремление к добродетели из любви к самой добродетели (Reg. 7; ср. : Ioan. Cassian. Collat. XI 8-9) и т. д. Однако В. Н. обращается с ... далее ...
БИЛО • Православная Энциклопедия под редакцией ...pravenc.ru
... странах - «cog rattle» ( букв. - зубчатая трещотка ) ; в Германии в ср. века Б. -колотушка называлась «Tavel» ( от лат. tabula - доска ) , позднее - «Knarre», «Schnarre», «Schlagholz», «Aufschlagplatten». История Б. является одним из древнейших звуковых орудий человечества. На христ. Востоке его употребление засвидетельствовано с IV в. Первоначально, очевидно, были в ходу каменные и деревянные Б., т. к., во-первых, во времена гонений громкий сигнал к началу богослужения был невозможен, во-вторых, металлические колокола и колокольчики имели репутацию «языческих» атрибутов. Прп. Иоанн Кассиан, опиравшийся в своем Уставе на практику егип., палестинских и месопотамских мон-рей, говорит о звуке удара (лат. sonitus pulsantis) в двери келий, созывающего на молитву или др. общее дело (Ioan. Cassian. De inst. coenob. II 17; IV 12) . В «Лавсаике» Палладия, еп. Еленопольского, описан существовавший в палестинских мон-рях обычай созывать монахов к утреннему богослужению, ударяя по келиям «будильным молотком» (греч. ἐξυπνιστικὸν σφυρίον - Pallad. Hist. Laus.) Bartelink ( . Vita 43; рус. пер. : Гл. 88. C. 150 ) . В Уставе прп. Пахомия Великого ( Precepts. 3, 9, 22, 26 ) ... далее ...
ВОПЛОЩЕНИЕ • Православная Энциклопедия под ...pravenc.ru
... В этом смысле данное понятие было близким к каппадокийскому понятию ипостаси (ὑπόστασις) , т. е. частной сущности. Вероятно, именно это стало главной причиной того, что свт. Кирилл не использовал формулу «две природы». Однако свт. Кирилл все же различал божество и человечество во Христе, но «лишь умозрительно» ( τῇ θεωρία μόνη - Quod unus. 736. 27 ) . Соединение их он мыслил как соединение «по ипостаси» (καθ᾿ ὑπόστασιν - Ad Nestorium. II 6 ACO. T. 1. Vol. 1) 6 (. P. 42. 7 sqq. ; ДВС. Т. 1. С. 144 и слл.) , т. е. значительно более тесно, чем несторианское «по благоволению». III. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин, рассуждая о таинстве В., называл его прямо «воплощением» (incarnatio - De incarn. Chr. III 5; IV 4 и др.) или «таинством рожденного во плоти Бога» (sacramentum nati in carne Dei - Ibid. III 3) . Для описания соединения божества и человечества во Христе прп. Иоанн использовал различные, порой взаимоисключающие термины, что придает его христологии нек-рую двусмысленность ( Grillmeier. 1975. P. 394, 396 ) . Так, напр., рассуждая о В., он употреблял выражения: «восприятие плоти тела» (susceptio carnis corporis - Ibid. IV 1, 3, 7) , «телесное рождение» (corporea ... далее ...

 001   002   003   004   005   006

Постоянная ссылка на эту страницу: Иоанн Кассиан
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"