Великую Субботу

из Источника http://pravenc.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010

ВЕЛИКАЯ СУББОТАpravenc.ru
... в Смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа составляет основу христ. учения ( 1 Кор 15. 3-4 ) . Согласно евангельскому повествованию, вечером в Великую пятницу тело Иисуса Христа было снято с Креста и спешно ввиду наступающего дня субботнего покоя погребено Его тайными учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом в пещере (гробе) , к-рая находилась в саду, неподалеку от места Распятия ( Ин 19. 31-42 ) . К двери гроба, по обычаю того времени, привалили большой камень. Прообраз нахождения во гробе, указанный Самим Спасителем, содержится в Книге пророка Ионы ( ср. : Иона 2. 1-6; Мф 12. 40 ) . Памятуя предсказания Христа о Его Воскресении, первосвященники и фарисеи на след. день пришли к Понтию Пилату и убедили его опечатать вход в пещеру и приставить к ней вооруженную охрану под тем предлогом, что ученики могут унести тело Учителя ( Мф 27. 62-66 ) . Ученики же, соблюдая ветхозаветную заповедь, всю В. с. провели в покое (Лк 23. 56) . На др. день женщины, к-рые следовали за Иисусом, придя очень рано утром ( Мф 28. 1; Мк 16. 2; Лк 24. 1; Ин 20. 1 ) ко гробу Спасителя, первыми узнали о Его Воскресении. «Во гробе плотски... » Пятичастная икона. XVII в. (ГММК) «Во ... текст полностью ...
З. не только является сигналом, но и осмысляется ...pravenc.ru
... возгласе ударяют во вся кампаны и в великое било» (Там же. Гл. 50. Неделя Пасхи) . На утрене перезвон бывает на праздник Воздвижения, в Крестопоклонную неделю и 1 авг. во время великого славословия: перед выносом креста из алтаря в каждый колокол ударяют единожды (что может быть повторено 2 или 3 раза) , а затем во все сразу, при пении же конечного Трисвятого, когда крест выносят на середину церкви, трезвон совершается во все колокола. Подобный перезвон (с последующим трезвоном) положен в Великую пятницу на вечерне перед выносом плащаницы, во время пения стихиры «Тебе одеющагося», в Великую субботу на утрене при пении великого славословия до обнесения плащаницы вокруг храма (Там же. Гл. 49. Великая суббота) . Такой же перезвон бывает при выносе тела, отпевании и погребении священнослужителей в сане пресвитера и епископа; при чтении Евангелия на отпевании число ударов соответствует порядковому номеру чтения (как в Великую пятницу) ; при внесении тела в храм, по прочтении разрешительной молитвы и при опускании тела в могилу совершается трезвон. В дни храмовых праздников перед малым освящением воды перезвон совершается в каждый из колоколов, начиная с большого, по ... текст полностью ...
Максим Исповедник называет малый В. «входом в ...pravenc.ru
... и после великого славословия: 1-е чтение - рядового святого (если же святой не имел своего евангельского чтения, то читалось общее Богородичное Евангелие) , 2-е - воскресное. Как видно из Новгородского и Холмогорского Чиновников, соборные утренние В. не совершались лишь в период Пятидесятницы; в Москве утренние В. не совершались также в период пения Постной Триоди (Успенский. С. 46) . Однако в 1653 г. патриарх Никон, боровшийся за унификацию греч. и рус. практик, распорядился об отмене воскресных утренних В. (Голубцов. С. 145) . В совр. практике утренний В. сохранился в чинах утрени в Великую субботу, на Крестопоклонную неделю, на праздники Происхождения Честных Древ и Воздвижения Креста Господня (во все эти дни он связан с выносом святыни - плащаницы или креста) ; древнерус. традиция воскресных утренних В., являющаяся следом соборного богослужения Византии, известна только у старообрядцев и единоверцев (где воскресный утренний В. и 2 евангельских чтения бывают при совпадениях Богородичных и храмовых праздников с воскресным днем) . Свои чины В., как в составе литургии, так и в составе нек-рых служб суточного круга, имеются и в невизант. литургических традициях. ... текст полностью ...
ДАВИД, СИМЕОН И ГЕОРГИЙ • Православная ...pravenc.ru
... патриарха Иоанна VII и избрания патриархом Мефодия С. стал патриаршим синкеллом и настоятелем храма во имя святых Сергия и Вакха. Г. была предложена Эфесская кафедра, но он категорически отказался, и тогда ему было приказано отправляться на родину и принять сан архиепископа Митилинского. Императрица передала для жителей острова щедрые дары и освободила Лесбос от всех гос. налогов на время правления Г. По возвращении на родину Г. продолжал совершать чудеса исцеления. Во время путешествия в Смирну (совр. Измир) ему явился ангел и возвестил о скорой кончине. Г. поспешил на родину. Он умер в Великую субботу 28 марта 845 г. или 18 апр. 846 г. Г. был похоронен в храме Пресв. Богородицы, куда позже были доставлены мощи и его братьев С. и Д. Научная проблематика Греч. Житие «Жизнь и деяния святых отцов Давида, Симеона и Георгия» известно по единственной рукописи XIV в. (Gr. N 21) , к-рая хранится в б-ке во Флоренции. Рукопись была издана Й. ван ден Гейном в 1899 г. Житие является очень неоднородным как в стилистическом, так и в содержательном плане. В нем сочетаются легендарные, фольклорные и точные исторические сведения. При компилировании автор не пытается привести четкое и ... текст полностью ...
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМpravenc.ru
... литургии: Пс 148. 1 и Пс 117. 26 (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 541-543) . IV. В Иерусалимском уставе, восходящем к студийскому Синаксарю малоазийской редакции и не связанном непосредственно с древней иерусалимской богослужебной традицией, праздник В. Г. в И. окончательно утверждается как 1 из 12 главных праздников года (см.) Двунадесятые праздники (. В этот день совершается всенощное бдение, состоящее из великой вечерни, великого чтения, утрени и 1-го часа) паннихис малоазийских Типиконов отсутствует - Иерусалимский устав сохранил такую паннихис лишь за богослужением вечером в Великую субботу (. Бдение предваряется малой вечерней и трапезой. Исхождение из мон-ря, символизирующее шествие во время В. Г. в И., совершается после часов. На литургии положены праздничные антифоны) см. : Там же. Т. 3. С. 73 (из Пс 114, 115 и 117; в остальном уставные указания о службе близки к указаниям Евергетидского Типикона. Иерусалимский устав, более строгий в отношении поста, чем Студийский, запрещая Великим постом вкушение рыбы, дозволяет его на праздник В. Г. в И.) хотя в нек-рых рукописях устава это дозволение подвергается критике, см. : Там же. С. 202, 209, 233 (. После ... текст полностью ...
ИРИНЕЙ • Православная Энциклопедия под редакцией ...pravenc.ru
... престола, благочинного Патриархии, помощника скевофилакса (ризничего) храма Гроба Господня, главного редактора ж. «Новый Сион», председателя высшего церковного суда Иерусалимского Патриархата. В 1979-2001 гг. патриарший экзарх в Греции. В 1981 г. хиротонисан во архиепископа Иерапольского, а в 1994 г. возведен в сан митрополита Иерапольского. С 11 янв. 1983 г. член Свящ. Синода Иерусалимской Православной Церкви. Кроме обустройства иерусалимских подворий в Греции, сохранения и реставрации хранящихся в них реликвий в обязанности экзарха входила доставка благодатного огня в Великую субботу из Иерусалима в приходы Элладской Православной Церкви. И. отстроил резиденцию экзарха в Афинах, отреставрировал Святогробские подворья, содействовал развитию паломничества из Греции в Св. землю, издавал ж. «Глас Иерусалима». 13 авг. 2001 г. избран Патриархом Иерусалимским тайным голосованием 17 членов Свящ. Синода. И. получил 7 голосов, митр. Тимофей, генеральный секретарь Синода, и митр. Корнилий, местоблюститель Патриаршего престола, - по 5 голосов. Интронизация состоялась 15 сент. 2001 г., но израильское правительство, подозревая И. в проараб. настроениях, признало его ... текст полностью ...
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕpravenc.ru
... в.) . У несториан чин освящения елея для больных упоминается в 19-м прав. Синода Мар Йосепа (554) . Пример совершения таинства на практике встречается в «Хронике Сеерта» (PO. 13. P. 588) . В Номоканоне Григория Бар Эбрея (6. 1) упоминается обряд помазания елеем усопших клириков. Однако в восточносир. толкованиях на Послание ап. Иакова соответствующие стихи не связываются с Е. Лит. : Катанский А. Л. Очерк истории обрядовой стороны таинства Елеосвящения ХЧ. 1880. Ч. 2. № 718. С. 92-131; Красносельцев Н. Ф. О нек-рых церк. службах и обрядах: Общее маслосвящение в Великий четверток или в Великую субботу ПС. 1887. Ч. 2. № 5. С. 75-98; Голубцов А. П. К истории последования таинства Елеосвящения ХЧ. 1903. Ч. 2. № 7. С. 44-59; он же. Елеосвящение с обрядовой стороны ПБЭ. 1904. Т. 5. Стб. 408-415; Беляев А. Елеосвящение Там же. Стб. 397-408; Успенский А. И. Из лекций по догматическому богословию: Таинство Елеосвящения ТКДА. 1908. № 3. С. 369-377; Венедикт (Алентов) , иером. К истории правосл. богослужения: Ист. -литург. исслед. о чине таинства Елеосвящения. Серг. П., 1917. К., 20042; Chavasse A. Étude sur lonction des infirmes dans lÉglise latine du III au XI siècle. Lyon, ... текст полностью ...
КАСТАЛЬСКИЙpravenc.ru
... до высшего мастерства» (Асафьев Б. В.) В наст. время выявлено 110 опубликованных композиций К., созданных в 1896-1926 гг. В это число входят и отдельные песнопения, и богослужебные циклы (см. списки в изд. : Там же. Т. 5. С. 959-966; Каталог духовно-музыкальных сочинений, изданных фирмой «П. Юргенсон» в Москве в 1874-1918 гг. Ред. : А. Наумов, вступ. ст. : А. Семенюк. М., 2011. С. 70-71, 113, 116, 118) . Уже в первые годы творчества К. написал ряд выдающихся, основанных на старинных унисонных распевах произведений: Херувимскую песнь (знаменный распев) , «Бог Господь» и тропари в Великую субботу (болгарский и знаменный распев) , «Милосердия двери отверзи нам» (опыт обработки обиходных мелодий) , икос «Сам Един еси безсмертный», «С нами Бог» и «Милость мира» № 2 (знаменный распев) . Если во 2-й пол. 90-х гг. XIX в. композитора чаще всего привлекали песнопения литургии, то в 1900-х гг. он стремился пополнить и репертуар всенощного бдения, панихиды, венчания и праздничных служб. К. также предпринял попытку реформы совр. осмогласия: образцы новой муз. обработки стихир с пояснениями автора были изданы в работе «Практическое руководство к выразительному пению стихир ... текст полностью ...
ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИpravenc.ru
... (633 г.) отмечает, что пение на воскресных службах и на праздники мучеников песни В. о. является «древним обычаем», принятым во всем мире (Concil. Tolet. IV. can. 14 PL. 85. Col. 297) . Песнь трех отроков на пасхальной службе по-видимому, является одним из древнейших церковных установлений (см. праздничные послания свт. Афанасия Александрийского) † 373 () Ep. 4. 1, 6. 11, 10. 3 PG. 26. Col. 1377, 1388, 1398 (, проповеди свт. Кирилла Александрийского) Hom. pasch. 18. 2, 21. 4 (, свт. Зенона Веронского) IV в. () De Dan. in Pasch. 1 PL. 11. Col. 523 () . В Иерусалиме и К-поле вечером в Великую субботу с пением песни трех отроков в храм входили епископ и новокрещеные (Bertonière. G. The Hist. Development of the Easter Vigil and Related Services in the Greek Church. R., 1972. P. 59-65, 127-132.) OCA; 193 (; PO. T. 36. Fasc. 2. N 168. P. 212-215, 304-307) . В богослужебной практике Иерусалима и К-поля песнь трех отроков использовалась в разных редакциях: в Иерусалиме в более краткой версии Феодотиона (в рукописях Псалтири иногда обозначавшейся пометой «κατὰ τὸν ἁγιοπολίτην», т. е. по святоградскому [чину] - напр., Vat. gr. 752, Barber. gr. 285, XI в., и др.) ; в К-поле в ... текст полностью ...
ВСТРЕЧА АРХИЕРЕЯ • Православная Энциклопедия под ...pravenc.ru
... место, для облачения. Во время этого при патриаршей службе (а часто и за всяким архиерейским богослужением) хор поет ирмос 5-й песни канона Недели ваий: (ср. : Ис 40. 9; архиерейский амвон сравнивается с горой Сион) . Начинается облачение епископа в центре храма, во время к-рого 2 диакона с солеи кадят архиерея, возглашая обычные стихи на каждый предмет облачения. Облачаться архиерею помогают иподиаконы, они же износят из алтаря предметы облачения; при патриаршей службе предметы облачения износят св. вратами иереи. Хор поет стихи на облачение (и т. д. ; на Рождество Христово и в Великую субботу стихи обычно заменяются ирмосами канона праздника, на Пасху - стихирами Пасхи) . Облачившись, епископ берет дикирий и трикирий, протодиакон возглашает: (парафраз Мф 5. 16) , архиерей осеняет духовенство и народ на 4 стороны свечами (хор: ??? ???????? ??? ???????? ????, ?????, ??????? и трижды??? ????? ???, ???????) . В. а. обычно бывает только перед литургией; к вечерне, утрене или всенощной В. а. бывает при праздничном патриаршем служении. Викарные архиереи в кафедральных соборах обычно служат без встречи: епископ входит в алтарь, вместе с иереями читает у св. престола ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010

Постоянная ссылка на эту страницу: Великую Субботу
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"