Великую Субботу

из Источника http://pravenc.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010

. Нет подтверждений тому, что порядок ежедневных ...pravenc.ru
... Эти части изменяются по 4-недельному циклу и задуманы как подходящие к В. Далее звучит краткое либо пространное библейское чтение. Вслед за чтением поется краткий респонсорий и песнь Magnificat с антифоном. Службу завершают ряд ходатайственных молитв, «Отче наш», коллекта и благословение. Традиц. форма бенедиктинской В. сохраняется только в нек-рых мон-рях. В приходской практике В., как правило, сразу переходит в вечернюю мессу. Чин благословения вечернего света имеет большое значение в службе пасхального бдения (к-рое со времен средневековья и до II Ватиканского Собора совершалось в Великую субботу утром, ныне же возвращено на исконное место) . Кроме рим. в практике католиков лат. обряда еще сохраняются древние испано-мосарабский и амвросианский обряды. Службы суточного круга в них, по-видимому, первоначально не имели продолжающейся псалмодии. Эти чины начинаются с пения псалма, сопровождающего обряд возжжения светильника, могут звучать также др. песнопения и молитвы, в т. ч. «Отче наш». Амвросианский чин претерпел сильное рим. влияние и вместе с рим. был реформирован после II Ватиканского Собора. В. как служба времени отдыха в конце дня открывается Пс 103, в ... текст полностью ...
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫpravenc.ru
... на 8 (+1) , катавасия Триоди (; по 3-й песни седален Б., по 6-й - кондак, по 9-й - светилен Б. ; на 9-й песни поются праздничные припевы) песнь Богородицы отменяется ( , в конце - катавасия Триоди и Б. ) . На утрене праздника всегда поется полиелей и читается праздничное Евангелие (кроме 1-го дня Пасхи, когда полиелей не полагается, а Евангелие читается по 6-й песни канона) , к-рое отменяет даже дневное чтение в Страстную седмицу (кроме утрени Великого пятка, когда звучат и 12 страстных Евангелий, и чтение праздника; и Недели ваий, когда отменяется, напротив, Евангелие Б.) . В Великую субботу 2 Евангелия: праздничное - после полиелея, дневное - по великом славословии. Песнь Пресв. Богородицы после 8-й песни канона на утрене в день Б. исполняется только в 3, 4 и 5-е воскресенья Великого поста. В проч. же дни поется припев Б., а начиная с Недели ваий к нему прибавляются припев и ирмос канона Триоди. Великое славословие поется только в том случае, когда Б. выпадает на субботу или неделю поста. В будние дни Четыредесятницы славословие читается (в будничной редакции) , а на Светлой седмице вовсе отсутствует. Часы читаются с рядовыми кафизмами и паремией на 6-м; ... текст полностью ...
ВЕЛИЧАНИЕpravenc.ru
... праздники; поется как припев к стихам избранного псалма. В греч. Церквах В. не употребляются, сам же термин) греч. μεγαλυνάρια (применяется по отношению к припевам на 9-й песни канона утрени в праздничные дни и к особым припевам после молебного канона. Название «В. » происходит от слова «величаем», с к-рого начинается большинство этих песнопений; также по отношению к В. встречается термин «припевы».) (сохранившееся в груз. переводе гимнографическое приложение к иерусалимскому Лекционарию, отражающее практику VIII-IX вв. - см. : Метревели. Иадгари. С. 206) . Припевы на 17-й кафизме в Великую субботу упомянуты также в афоно-студийском Типиконе прп. Георгия Мтацминдели; их присутствие в этом памятнике обусловлено тесными историческими связями Грузинской и Иерусалимской Церквей в древности (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 289) . Впосл. ( не позднее XIII-XIV вв. ) в памятниках Иерусалимского устава появилась новая система припевов к 17-й кафизме в Великую субботу, используемая до наст. времени. Очевидной текстуальной связи между этой и древней иерусалимской системами нет. Система припевов к 17-й кафизме в памятниках Иерусалимского устава имеет трехчастную ... текст полностью ...
ДАВИД, СИМЕОН И ГЕОРГИЙ • Православная ...pravenc.ru
... патриарха Иоанна VII и избрания патриархом Мефодия С. стал патриаршим синкеллом и настоятелем храма во имя святых Сергия и Вакха. Г. была предложена Эфесская кафедра, но он категорически отказался, и тогда ему было приказано отправляться на родину и принять сан архиепископа Митилинского. Императрица передала для жителей острова щедрые дары и освободила Лесбос от всех гос. налогов на время правления Г. По возвращении на родину Г. продолжал совершать чудеса исцеления. Во время путешествия в Смирну (совр. Измир) ему явился ангел и возвестил о скорой кончине. Г. поспешил на родину. Он умер в Великую субботу 28 марта 845 г. или 18 апр. 846 г. Г. был похоронен в храме Пресв. Богородицы, куда позже были доставлены мощи и его братьев С. и Д. Научная проблематика Греч. Житие «Жизнь и деяния святых отцов Давида, Симеона и Георгия» известно по единственной рукописи XIV в. (Gr. N 21) , к-рая хранится в б-ке во Флоренции. Рукопись была издана Й. ван ден Гейном в 1899 г. Житие является очень неоднородным как в стилистическом, так и в содержательном плане. В нем сочетаются легендарные, фольклорные и точные исторические сведения. При компилировании автор не пытается привести четкое и ... текст полностью ...
ГРОБА ГОСПОДНЯ (ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА) ХРАМ В ...pravenc.ru
... первоначально мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя» (переданы на хранение в Музей Рокфеллера в Иерусалиме) . Справа перед входом в храм ( правая дверь заложена при Салах-ад-Дине ) - деревянный люк, прикрывающий гробницу рыцаря Филиппа дОбинье, сопровождавшего герм. имп. Фридриха II при въезде в Иерусалим в 1229 г. Колонна Св. Огня - одна из мраморных коринфских колонн, оформляющих портал слева, расколотая почти наполовину. Согласно греч. преданию, изданному по рукописи из Иерусалимской Патриаршей б-ки А. И. Пападопуло-Керамевсом, в Великую субботу 1634 г. в связи с возникшими спорами о пасхалии (греки праздновали в тот год Пасху 6 апр., на неделю раньше, чем армяне) тур. власти по настоянию арм. эпитропа (наместника) , заперли храм, не допустив православных на службу Св. Огня. По молитве правосл. верующих, собравшихся у закрытых дверей во главе с митр. Вифлеемским Парфением и архиеп. Газским Афанасием (патриарха Феофана IV не было в Иерусалиме) , из налетевшей грозовой тучи ударила молния и из трещины расколовшейся колонны явился Св. Огонь (Рассказ о чуде, совершившемся со Св. Светом в 1634 г. ППС. 1894. Т. 13. Вып. 2) ... текст полностью ...
Максим Исповедник называет малый В. «входом в ...pravenc.ru
... и после великого славословия: 1-е чтение - рядового святого (если же святой не имел своего евангельского чтения, то читалось общее Богородичное Евангелие) , 2-е - воскресное. Как видно из Новгородского и Холмогорского Чиновников, соборные утренние В. не совершались лишь в период Пятидесятницы; в Москве утренние В. не совершались также в период пения Постной Триоди (Успенский. С. 46) . Однако в 1653 г. патриарх Никон, боровшийся за унификацию греч. и рус. практик, распорядился об отмене воскресных утренних В. (Голубцов. С. 145) . В совр. практике утренний В. сохранился в чинах утрени в Великую субботу, на Крестопоклонную неделю, на праздники Происхождения Честных Древ и Воздвижения Креста Господня (во все эти дни он связан с выносом святыни - плащаницы или креста) ; древнерус. традиция воскресных утренних В., являющаяся следом соборного богослужения Византии, известна только у старообрядцев и единоверцев (где воскресный утренний В. и 2 евангельских чтения бывают при совпадениях Богородичных и храмовых праздников с воскресным днем) . Свои чины В., как в составе литургии, так и в составе нек-рых служб суточного круга, имеются и в невизант. литургических традициях. ... текст полностью ...
ГОД ЦЕРКОВНЫЙpravenc.ru
... года (Orig. In Lev. 10. 2; 20-е прав. араб. «Канонов Ипполита», IV в. ; 1-е прав. сщмч. Петра, еп. Александрийского, 305 или 306 г.) . В IV в. предпасхальный пост получил наименование Великого поста и был принят во всех Церквах, хотя его продолжительность окончательно определилась только к V-VI вв. Важным для становления предпасхального поста и Г. ц. в целом стал обычай, в III в. известный только по памятникам рим. и североафрикан. традиций, а в последующее время и в др. традициях ( напр., иерусалимской и к-польской ) , совершать на Пасху (в пасхальную ночь) на Западе (или вечером в Великую субботу) на Востоке () таинство Крещения новообращенных (Tertull. De bapt. 19. 1; Hipp. In Dan. 1. 16) , что впосл. привело к соединению предкрещальной подготовки с Великим постом. К IV в. в качестве особого праздника утвердилось празднование Пятидесятницы, посвященной воспоминанию Сошествия Св. Духа и являющейся последним днем периода Пятидесятницы, так же как и Великий пост, привязанного к Пасхе. Неподвижные праздники Рождество Христово. Икона. 1546 г. ( мон-рь Ставроникита, Афон ) Рождество Христово. Икона. 1546 г. ( мон-рь Ставроникита, Афон ) В III в. в Г. ц. наряду с ... текст полностью ...
ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИpravenc.ru
... (633 г.) отмечает, что пение на воскресных службах и на праздники мучеников песни В. о. является «древним обычаем», принятым во всем мире (Concil. Tolet. IV. can. 14 PL. 85. Col. 297) . Песнь трех отроков на пасхальной службе по-видимому, является одним из древнейших церковных установлений (см. праздничные послания свт. Афанасия Александрийского) † 373 () Ep. 4. 1, 6. 11, 10. 3 PG. 26. Col. 1377, 1388, 1398 (, проповеди свт. Кирилла Александрийского) Hom. pasch. 18. 2, 21. 4 (, свт. Зенона Веронского) IV в. () De Dan. in Pasch. 1 PL. 11. Col. 523 () . В Иерусалиме и К-поле вечером в Великую субботу с пением песни трех отроков в храм входили епископ и новокрещеные (Bertonière. G. The Hist. Development of the Easter Vigil and Related Services in the Greek Church. R., 1972. P. 59-65, 127-132.) OCA; 193 (; PO. T. 36. Fasc. 2. N 168. P. 212-215, 304-307) . В богослужебной практике Иерусалима и К-поля песнь трех отроков использовалась в разных редакциях: в Иерусалиме в более краткой версии Феодотиона (в рукописях Псалтири иногда обозначавшейся пометой «κατὰ τὸν ἁγιοπολίτην», т. е. по святоградскому [чину] - напр., Vat. gr. 752, Barber. gr. 285, XI в., и др.) ; в К-поле в ... текст полностью ...
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕpravenc.ru
... в.) . У несториан чин освящения елея для больных упоминается в 19-м прав. Синода Мар Йосепа (554) . Пример совершения таинства на практике встречается в «Хронике Сеерта» (PO. 13. P. 588) . В Номоканоне Григория Бар Эбрея (6. 1) упоминается обряд помазания елеем усопших клириков. Однако в восточносир. толкованиях на Послание ап. Иакова соответствующие стихи не связываются с Е. Лит. : Катанский А. Л. Очерк истории обрядовой стороны таинства Елеосвящения ХЧ. 1880. Ч. 2. № 718. С. 92-131; Красносельцев Н. Ф. О нек-рых церк. службах и обрядах: Общее маслосвящение в Великий четверток или в Великую субботу ПС. 1887. Ч. 2. № 5. С. 75-98; Голубцов А. П. К истории последования таинства Елеосвящения ХЧ. 1903. Ч. 2. № 7. С. 44-59; он же. Елеосвящение с обрядовой стороны ПБЭ. 1904. Т. 5. Стб. 408-415; Беляев А. Елеосвящение Там же. Стб. 397-408; Успенский А. И. Из лекций по догматическому богословию: Таинство Елеосвящения ТКДА. 1908. № 3. С. 369-377; Венедикт (Алентов) , иером. К истории правосл. богослужения: Ист. -литург. исслед. о чине таинства Елеосвящения. Серг. П., 1917. К., 20042; Chavasse A. Étude sur lonction des infirmes dans lÉglise latine du III au XI siècle. Lyon, ... текст полностью ...
ЗВОН • Православная Энциклопедия под редакцией ...pravenc.ru
... возгласе ударяют во вся кампаны и в великое било» (Там же. Гл. 50. Неделя Пасхи) . На утрене перезвон бывает на праздник Воздвижения, в Крестопоклонную неделю и 1 авг. во время великого славословия: перед выносом креста из алтаря в каждый колокол ударяют единожды (что может быть повторено 2 или 3 раза) , а затем во все сразу, при пении же конечного Трисвятого, когда крест выносят на середину церкви, трезвон совершается во все колокола. Подобный перезвон (с последующим трезвоном) положен в Великую пятницу на вечерне перед выносом плащаницы, во время пения стихиры «Тебе одеющагося», в Великую субботу на утрене при пении великого славословия до обнесения плащаницы вокруг храма (Там же. Гл. 49. Великая суббота) . Такой же перезвон бывает при выносе тела, отпевании и погребении священнослужителей в сане пресвитера и епископа; при чтении Евангелия на отпевании число ударов соответствует порядковому номеру чтения (как в Великую пятницу) ; при внесении тела в храм, по прочтении разрешительной молитвы и при опускании тела в могилу совершается трезвон. В дни храмовых праздников перед малым освящением воды перезвон совершается в каждый из колоколов, начиная с большого, по ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010

Постоянная ссылка на эту страницу: Великую Субботу
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"