> Дело дня: Помогите ребёнку <

Великого поста

из Источника http://pravenc.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
ДИМИТРИЙ • Православная Энциклопедия под ...pravenc.ru
... окт.) заказывала по нему панихиду. Близкой знакомой и корреспондентом Д. была также бывш. кормилица царевича Алексея Петровича мон. Варсонофия (Козинских) , жившая в Ростове близ архиерейского дома (краткое учительное послание святителя к ней включено в его Житие) . Автограф свт. Димитрия Ростовского (нижняя запись) . Запись 1705 г. в своде 4 Евангелий и Деяний апостольских, составленном Симеоном Полоцким (ГИМ. Син. № 119. Л. 1) Житие Д. и местное предание сохранили сведения об аскетических подвигах и духовных дарованиях святителя. Д. был строгим постником, на 1-й и последней неделях Великого поста вкушал пищу 1 раз, значению поста посвящены мн. его проповеди. Д. часто подолгу молился, лежа крестообразно; в загородной резиденции в Демьянах он изнурял себя, подставляя тело мошкаре. Святитель устраивал трапезы в крестовой палате архиерейского дома для нуждающихся и увечных, поучаясь у них терпению. Житие Д. содержит подробный, со ссылкой на свидетелей рассказ об исцелении им бесноватой Татьяны Романовны - жены священника ц. во имя Григория Богослова в архиерейском доме Максима Парфёнова. 23 дек. 1707 г. по молитве Д. в ростовском в честь Рождества Пресв. Богородицы ... далее ...
ГРИГОРИЙ ПАЛАМАpravenc.ru
... предавшись «воздержанию, посту и бодрствованию» (Encomium PG. 151. Col. 561) . Однако утверждение биографа о том, что в то время учителем и наставником Г. П. был Феолипт, митр. Филадельфийский (PLP, N 7509) , скорее всего является анахронизмом (Sinkewicz. 1992. P. 11) . Начало монашеской жизни Филофей указывает на то, что Г. П. принял решение о постриге и отбытии на Афон, «уже выйдя из юношеского возраста» (τὸν ἔφηβον ὑπερβεβηκὼς ἤδη - Encomium PG. 151. Col. 562) , т. е. после 18 лет. Протопр. И. Мейендорф (Meyendorff. Introduction. P. 50) принимает уточнение автора Синаксаря во 2-ю Неделю Великого поста, согласно к-рому Г. П. тогда было «примерно 20 лет» (εἰκοσαέτης ποῦ γεγονώς - Τριῴδιον. ᾿Αθῆναι, 2003. Σ. 417) , следов., он окончательно решил покинуть мир ок. 1316 г. Чтобы разрешить трудности с наследством, он, как наследник всего имущества, побуждает членов семьи, а также «умных рабов своих» отречься от мира, в результате чего его мать Кали (в монашестве Каллони) , сестры Епихарида и Феодотия, а также нек-рые рабы поступают в к-польские мон-ри. Сам Г. П., несмотря на попытки Андроника II его удержать, с 2 младшими братьями Макарием и Феодосием отправляется на Афон ... далее ...
КИРИЛЛ • Православная Энциклопедия под редакцией ...pravenc.ru
... от них не осталось, и скорее всего они не были написаны. Гомилетические Эту группу сочинений принято разделять на «Пасхальные послания» («Пасхальные гомилии») и на «Различные гомилии». I. «Пасхальные послания», или «Пасхальные гомилии» (῾Εορταστικαί ῾Ομιλίαι ορταστικαί; Epistulae paschales Homiliae paschales; CPG, N 5240; PG. 77. Col. 401-981; SC. 372, 392, 434; рус. пер. : Миролюбов.) 1889. С. 108-231 (изложение и фрагментарный перевод всех посланий) ; ХЧ. 1842. Ч. 1. С. 326-351 ( полный перевод 18-го послания ) (, представляют собой ежегодные окружные послания с указанием даты начала Великого поста и празднования Пасхи. Прп. Иоанн Кассиан свидетельствует о древней традиции, по к-рой предстоятель Александрийской Церкви в день Богоявления рассылал эти послания по всем городам и мон-рям своей Церкви) Ioan. Cassian. Collat. 10 SC. 54. P. 75 (. Сохранилось 29 «Пасхальных посланий» К. за 414-442 гг. Как правило, они составлялись осенью предыдущего года, что объясняет отсутствие у К., избранного архиепископом в окт. 412 г., послания за 413 г.) в этом году могло быть обнародовано послание, уже составленное его предшественником (. Послание за 416 г.) 3-е по счету (в изданиях ... далее ...
ДЕГТЯРЁВ • Православная Энциклопедия под ...pravenc.ru
... в виде рукописных списков. По этой причине граф отдавал управляющему капеллой следующие приказы: «Петру Петрову стараться наблюдать, чтоб Степан Дехтярев музыку Загряжскому и другим давать не отважился и наказать всем, чтоб смотрели за тем прилежнее» (РГАДА. Ф. 1287. Оп. 1. Ед. хр. 4819. Л. 27, 1793 г.) ; «у учителя Степана Дегтярева за давание им посторонним людям концертов вычесть из жалованья 5 рублей и отдать певчему Чапову за объявление об оном» (Елизарова. С. 339) . В качестве руководителя капеллы Д. стали привлекать к организации публичных концертов, которые проводились во время Великого поста в московском Петровском (Большом) театре. В исполнении ораторий участвовали неск. хоровых составов, симфонические и роговой оркестры, включавшие ок. 100 чел. Так, в анонсе 1 февр. 1791 г. сообщалось, что ораторию Сарти (вероятно, «Тебе, Бога, хвалим») будут петь «певцы, певицы и музыканты их сиятельств графа Владимира Григорьевича Орлова, графа Николая Петровича Шереметева, князя Петра Михайловича Волконского, его превосходительства Гаврилы Ильича Бибикова число музыкантов будет простираться более двухсот» (Моск. вед. 1791. № 10. 1 февр. Л. 8 об.) . Капеллами вельмож в те ... далее ...
ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ • Православная Энциклопедия ...pravenc.ru
... в Великие Минеи-четьи в качестве поучений на нек-рые праздники, напр. на Рождество Иоанна Предтечи (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Вып. 2. Стб. 241) . Нек-рые из бесед встречаются также в составе древнерус. триодных Торжественников, напр. в рукописи РГБ. Троиц. Фунд. № 146, 1541 г. ( Č ertorickaja. S. 415; № 17. 4. 25 ) . В заглавиях текстов в слав. рукописях Г. В. нередко смешивается с соименными авторами. В частности, ему приписывается авторство посланий «о честных иконах» имп. Льву III Исавру, принадлежащих перу папы Григория II и помещенных в качестве чтения в неделю 1-ю Великого поста в триодных Торжественниках РГБ. МДА. Фунд. № 48, 1477-1479 гг., ИРЛИ. Собр. Величко. 1, 1511-1512 гг., РНБ. Погод. № 952, 1542 г., в Сборнике РГБ. Волок. № 513, кон. XV - нач. XVI в., и др. (Č ertorickaja. S. 147-148, 756-757; № 05. 7. 07; 05. 7. 08) . В XVI-XVII вв. «Диалоги» Г. В. оказали заметное воздействие на лит. часть Синодика, в к-рой отразились сюжеты не менее 12 повестей из памятника (Дергачева И. В. Становление повествовательных начал в древнерусской литературе XV-XVII вв.) на мат-ле Синодика (. Мюнхен, 1990. С. 74-76; Прил. 3. С. 145-147, № 52-63; Отреченное ... далее ...
Hist. eccl. 2. 26-27 (. Еще один современник К., ...pravenc.ru
... Н. И. Cyril of Jerusalem: Bishop and City. Leiden, 2004; Day J. The Baptismal Liturgy of Jerusalem: Fourth- and Fifth-Century Evidence from Palestine, Syria and Egypt. Aldershot, 2007; Nuffelen P., van. The Career of Cyril of Jerusalem ( c. 348-87 ) : A Reassessment JThSt. 2007. Vol. 58. N 1. P. 134-146; Янг Ф. М. От Никеи до Халкидона: Введ. в греч. патристическую лит-ру и ее ист. контекст: Пер. с англ. М., 2013. С. 305-318. Свящ. Михаил Желтов Гимнография В иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в арм. и груз. переводах, память К. отмечается 18 марта и в 5-ю субботу Великого поста. Согласно арм. переводу, в день памяти К. 18 марта назначаются прокимен Пс 115. 6, Апостол 2 Тим 4. 1-8, аллилуиарий из Пс 114, Евангелие Ин 10. 11-16 (Renoux. Lectionaire arménien. P. 231-233) ; в груз. переводе в этот день помещено лишь общее указание: «все [последование] учителям» (Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 39) . В 5-ю субботу Великого поста память К. отмечена лишь в нек-рых списках иерусалимского Лекционария: на литургии прокимен из Пс 111, аллилуиарий из Пс 32, ветхозаветные чтения берутся из службы 27 сент. ( Притч 12. 25 - 13. 3, Зах 2. 13 - 3. 4 ... далее ...
КИРЕЕВСКИЙpravenc.ru
... в марте 1853) ; редактор-издатель в частном письме дистанцировался от изложенных в статье мыслей, его друзья из кружка единомышленников придерживались той же позиции. Не находя опоры и отклика ни в обществе, ни в дружеском кругу, К., тяжесть душевного состояния к-рого еще более усугубила смерть Н. В. Гоголя и Жуковского, уединившись в Долбине, обратился к работе над систематическим трудом по философии и усердно помогал оптинскому изданию святоотеческих творений. Только в последний период жизни К. с семьей постоянно зимой жил в доме у Красных ворот. Остановился он здесь и в конце Великого поста 1856 г., направляясь в С. -Петербург, где сын Василий оканчивал курс Александровского лицея. Вновь встретившись с братьями и друзьями, К. уехал в столицу. 10 июня неожиданно заболел холерой и в ночь на 12 июня скончался. После отпевания в Казанском соборе тело К. было предано земле в Оптиной пуст. Сочинения Лит. деятельность К. большинством исследователей разделяется на русско-европ. и славянофильский периоды. Первый период начался со ст. «Нечто о характере поэзии Пушкина» (Московский вестн. 1828. Ч. 8. № 6. С. 171-203) , в к-рой прослеживается изменение поэтики А. С. ... далее ...
ИЛАРИОН ГРУЗИНpravenc.ru
... и вскоре был вызван вдовой св. Соломона II царицей Марией ( 1785-1841 ) в Москву, дабы стать ее духовником. Прот. Иессей тяготился светской жизнью царицы и ее придворных, но Мария не отпускала его и не отдавала документы. В 1819 г. при помощи камердинера царицы и митр. С. -Петербургского Серафима (Глаголевского) прот. Иессей получил паспорт и по совету гостившего в Москве архимандрита Иверского монастыря (Ивирона) на Афоне через Одессу отправился в К-поль с намерением побывать на Св. земле. Однако в К-поле Иерусалимский патриарх Поликарп ( 1808-1827 ) посоветовал прот. Иессею до Великого поста пожить на Афоне, о к-ром прот. Иессей тогда «почти ничего не знал». Скрыв свое происхождение и сан, он под видом бедного инока пришел в Ивирон. Однако идиоритмический устав и отсутствие насельников-грузин ему не понравились, и он поступил в Дионисиат (см.) Дионисия преподобного монастырь на Афоне (, где по благословению игум. Стефана нес послушание «в магерной», т. е. исполнял наиболее тяжелые работы) колка дров, ношение воды и др. (, а также трудился на виноградниках. В пустыни близ Дионисиата подвизался знакомый грузин прот. Иессея. Великим постом в 1821 г. они приняли ... далее ...
Кириллова Белозерского в честь Успения ...pravenc.ru
... и казне и вверенному Вам монастырю». И. удалось только отодвинуть размещение «выставок» на 5 верст от стен монастыря (переписку по поводу этих событий см. : РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 1853. Л. 150-157 об.) . И. стал настоятелем Кириллова Белозерского мон-ря 10 янв. 1866 г. В преддверии 500-летнего юбилея древней обители под рук. И. начались ремонтные и реставрационные работы, перестраивались иконостасы, были систематизированы старый монастырский архив и б-ка. Но главное, к чему стремился И., - это восстановить в обители дух истинного монашества. В первые дни 1-й и Страстной седмиц Великого поста ворота мон-ря закрывались для мирян, настоятель вкушал лишь 1 просфору в день. На протяжении мн. лет И. добивался вывода с территории мон-ря ДУ и уездной тюрьмы, находившихся здесь с XVIII в. На строительство нового здания для уч-ща он пожертвовал кирпичи и большую сумму денег. И. вел дневник, в к-ром записывал все нарушения устава, допущенные братией, а по ночам посещал кельи иноков, как это делали древние игумены. Неодобрительно относился к хождениям братии по кельям. «Не вернется монах в келью таким, каким он вышел из нее», - говорил он инокам. Сам никогда не употреблявший ... далее ...
КИТАЙ [кит. Чжунго, букв. - Срединное ...pravenc.ru
... миссионеры опирались как на опыт католич. организаций мирян в Европе (см. Братства) , так и на примеры буддийских и даосских ассоциаций, а также конфуцианских благотворительных об-в. К основанию христ. братств приступил еще Риччи, широкое распространение они получили с 20-х гг. XVII в. и особенно после «кантонской ссылки» иезуитов. Одно из первых таких братств появилось в 1609 г. в Пекине: придворный служитель Лука Ли основал братство Девы Марии; среди его задач были организация похоронных церемоний и помощь бедным христианам. В дни, определенные миссионерами (обычно во время Адвента и Великого поста) , члены братства (хуэй) собирались в церкви, исповедовались и причащались, священник проводил с ними пастырскую беседу. Руководитель братства (хуэйчжан) , как правило грамотный и авторитетный мирянин, следил за поведением христиан, возглавлял ежемесячные молитвенные собрания. Т. о., христ. общины могли существовать без регулярного пастырского окормления, особенно в сельской местности, где не было возможности часто посещать храм и беседовать со священником. Некоторые братства занимались обучением детей (братства Ангелов) , проповедью среди язычников (братства 12 апостолов) , ... далее ...
  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Великого поста
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера