> Дело дня: Помогите ребёнку <

Великого поста

из Источника http://pravenc.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ • Православная Энциклопедия ...pravenc.ru
... перевел на латынь, сделав их доступными для христ. Запада. Суровые аскетические подвиги подорвали здоровье Е. П. : он стал страдать от мочекаменной и желудочной болезни, так что в последние 2 года жизни ему пришлось ослабить строгий пост) Pallad. Hist. Laus. 38. 13; Am é lineau. P. 112; Dysinger. 2005. P. 15 (. Умер Е. П., приобщившись св. Даров в церкви на праздник Богоявления) Pallad. Hist. Laus. 38. 13 (, за неск. месяцев до того, как еп. Феофил начал гонения на монахов-оригенистов Нитрии и Келлий. В арм. святцах имя Е. П. упоминается 11 февр.) BHO, N 277 (, в копт. - в 5-е воскресенье Великого поста) BHO, N 278 (. Сочинения Е. П. написал многочисленные и всеобъемлющие труды, оказавшие большое влияние на историю христ. аскетизма. Однако из-за его осуждения на Вселенском V Соборе и последующих Вселенских Соборах лишь небольшая часть сочинений сохранилась в греч. оригинале. Нек-рые его труды, содержащие оригенистские взгляды, дошли до наст. времени в древних переводах - гл. обр. в сир. и арм., а также в лат., араб., копт. и эфиоп., поскольку монофизитские и несторианские авторы, не признавая осуждения Е. П., продолжали считать его одним из авторитетнейших аскетических ... далее ...
АФОН • Православная Энциклопедия под редакцией ...pravenc.ru
... (по 1 красовули на каждого) , оливковое масло, молочное блюдо (обычно овечья брынза) , сладости (халва) ; яйца предлагаются обычно только в пасхальный период; рыба - в воскресные дни и двунадесятые праздники (на полиелейные праздники, выпавшие на постные дни, а также в воскресные дни св. Четыредесятницы и Успенского поста ее заменяют осьминоги, кальмары, мидии и др. морепродукты) . По благословению игумена братия могут готовить в келлиях чай или кофе. В филофеитских мон-рях чай предлагается в братской трапезной во все постные дни после литургии. В понедельник, вторник и среду 1-й седмицы Великого поста братия большинства киновий хранят совершенное воздержание в пище и питии. Пустынники и исихасты следуют собственным распорядкам, каждый в меру своих телесных сил. Как правило, они употребляют пищу, не требующую приготовления (сухари, оливы, бобы, зелень, сухие плоды и пр.) , - сухоядение (ξηροφαγία) ; растительное масло вкушается лишь по субботам и воскресеньям; пищу, как правило, приносят отшельникам прохожие монахи. Монахи мон-р Дионисиат на послушании В начале каждого года на соборе каждого мон-ря происходит назначение братии на послушания. По святогорскому обычаю, ... далее ...
КИРИЛЛ • Православная Энциклопедия под редакцией ...pravenc.ru
... от князей и бояр, упоминаемых в Житии. Единственное исключение - вклад кн. Андрея Дмитриевича - «село Великое на Волочке» (АСЭИ. Т. 2. № 44) . Очевидно, что от вклада патрона Белозерского монастыря игумен не мог отказаться. По предположению Ивиной, грамота на с. Великое была дана мон-рю уже в конце игуменства К., во время приезда кн. Андрея Дмитриевича на Белоозеро (до июля 1422) . Возможно, тогда князя сопровождала его жена кнг. Агриппина (Аграфена) Александровна, дочь стародубского кн. Александра Патрикеевича, упоминаемая в Житии. Княгиня хотела угостить братию рыбными блюдами во время Великого поста. Но К. не разрешил нарушать монастырский устав: «Аще сице сътворю, то сам аз уставу манастырьскому разорител буду» (Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. 1993. С. 92) . В Житии сказано, что кн. Андрей Дмитриевич «приложил» мон-рю «домы великыя и езера». К концу игуменства К. мон-рю принадлежали земли, находившиеся непосредственно вокруг обители, по обоим берегам Шексны, к востоку до Уломского оз., к югу до р. Славянки. Незадолго до своего преставления К. поставил игуменом мон-ря иером. Иннокентия, «сам же крайнее безмлъвие любомудръствовати хотяше». Старец, ... далее ...
ГЕРМАНИЯ. Часть IIIpravenc.ru
... хоралы в аккордовой фактуре - особенно после того, как теолог Л. Озиандер ( 1534-1604 ) в своем собрании «50 духовных песен и псалмов» (1586) поместил их мелодии в верхний голос. Хоралы подобного рода широко бытовали в песенных сборниках- канционалах, в связи с чем данный стиль обработки хорала назывался канциональным. Еще одним новым жанром, сложившимся в первые годы Реформации, стали лютеранские «истории» - авторские композиции на тексты праздничных евангельских чтений на нем. языке. Большинство образцов этого жанра составляют «истории Страстей», или пассионы, исполнявшиеся в дни Великого поста; подобное значение «историй Страстей» объясняется лютеран. учением о Спасении (играющим ключевую роль в богословии лютеранства) : все грехи человечества искупаются Христом, добровольно принимающим страдания и смерть на Кресте. Др. распространенные сюжеты «историй» также связаны с важнейшими событиями жизни Христа - Рождеством, Воскресением, Вознесением. Первыми классическими образцами «истории» стали «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну» Вальтера, относящиеся к драматизированному респонсорному типу (слова Евангелиста и реплики действующих лиц исполняются солистами, тогда ... далее ...
ИСПОВЕДЬ • Православная Энциклопедия под ...pravenc.ru
... об обязательной И. мирян по крайней мере 1-3 раза в год. Временем для И. обычно называются продолжительные посты, посты четырех времен года (jejunia quattuor temporum) и дни усиленного покаяния (rogationes) . Имеются свидетельства как более частого совершения И. (Хродеганг Мецский говорит об И. каждую субботу) Regula canonicorum. 32 PL. 89. Col. 1072 (; Дуода в наставлениях своему сыну) 841 (призывает его регулярно исповедоваться у священника) Dhuoda. Manuel pour mon fils Ed. P. Riché. P., 1975. P. 196 () , так и однократного в течение года (Теодульф Орлеанский говорит об И. перед началом Великого поста, чтобы в течение 40 дней кающиеся могли исполнить наложенные на них епитимии - Theodulf. Capitula. 36 PL. 105. Col. 203) . О значимости и распространенности И. перед пресвитером говорит 2-е прав. Германского Собора 742 г. (Concilium germanicum) , в котором предписывается командующим военными отрядами включать в штат священников для совершения И. солдат (MGH. Leges. 3. Concilia aevi karolini. T. 1 1. S. 3) . Об этом же сообщается в послании папы Адриана I Карлу Великому, отправленном между 784 и 791 гг. (MGH. Epp. merovingicarum et karolingicarum aevi. T. 1. S. 625) . ... далее ...
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ • Православная Энциклопедия под ...pravenc.ru
... прп. Ефрему Сирину огня из уст проповедующего В. В.) . Известны житийные иконы В. XVI-XVII вв., к-рые отличаются разнообразием сюжетов, напр. икона 2-й пол. XVI в. (ГТГ) , среди ее клейм интересны изображения богослужения В. В., «чудо о евреине», увидевшем агнца на руках В. во время службы, явление Христа и апостолов В. В. ; икона, созданная ок. 1602 г. (ГТГ) , в клеймах к-рой представлены встреча и беседа В. с прп. Ефремом Сирином, явление Богоматери В. В., обличение епископа горящим углем, «чудо о прощенной грешнице». В нач. XVII в. распространились иконы, иллюстрирующие песнопения Великого поста, напр., «Ныне силы небесные с нами невидимо служат», где представлен В. В., совершающий службу в присутствии царской четы (ГТГ) . В поствизант. искусстве излюбленными стали образы святых, в т. ч. и В. В., на престолах. Рус. памятники XVII в. отличались увеличением числа житийных эпизодов и большой декоративностью, как, напр., икона с 42 клеймами жития В. письма Семена Спиридонова (1674, ЯХМ) : вертикальным узким форматом она напоминает надгробный покров, где в среднике величественный образ В. в праздничном святительском облачении окружен миниатюрными композициями. Иконография ... далее ...
Божия Матерь – Игумения Св. Горы. Икона. ХХ в. ...pravenc.ru
... (по 1 красовули на каждого) , оливковое масло, молочное блюдо (обычно овечья брынза) , сладости (халва) ; яйца предлагаются обычно только в пасхальный период; рыба - в воскресные дни и двунадесятые праздники (на полиелейные праздники, выпавшие на постные дни, а также в воскресные дни св. Четыредесятницы и Успенского поста ее заменяют осьминоги, кальмары, мидии и др. морепродукты) . По благословению игумена братия могут готовить в келлиях чай или кофе. В филофеитских мон-рях чай предлагается в братской трапезной во все постные дни после литургии. В понедельник, вторник и среду 1-й седмицы Великого поста братия большинства киновий хранят совершенное воздержание в пище и питии. Пустынники и исихасты следуют собственным распорядкам, каждый в меру своих телесных сил. Как правило, они употребляют пищу, не требующую приготовления (сухари, оливы, бобы, зелень, сухие плоды и пр.) , - сухоядение (ξηροφαγία) ; растительное масло вкушается лишь по субботам и воскресеньям; пищу, как правило, приносят отшельникам прохожие монахи. Монахи мон-р Дионисиат на послушании Монахи мон-р Дионисиат на послушании В начале каждого года на соборе каждого мон-ря происходит назначение братии на ... далее ...
1887. С. 176 (. Наиболее вероятная этимология ...pravenc.ru
... и покрытые узорами, золотом же орнаментирован и его ковчежец со снадобьями. Первомч. Стефан, свт. Николай Чудотворец и ап. Иоанн Богослов) Ibid. Σ. 156-157, N 2. 84 (представлены на иконе в динамичных позах и ракурсах, их одежды покрыты цветочными орнаментами.) Успение Пресв. Богородицы. Икона. XVI, XVIII вв. (Протат) Успение Пресв. Богородицы. Икона. XVI, XVIII вв. (Протат) По сравнению с предшествующим периодом сохранилось большее число икон XVII в. : напр., 15 икон составляют эпистилий иконостаса 1611 г. В нач. XVII в. была создана группа икон, иллюстрирующих праздники от Великого поста до Духова дня: «Уверение ап. Фомы», «Неделя жен-мироносиц» («Жены-мироносицы возвещают апостолам о воскресении Христовом») , «Неделя о расслабленном», «Преполовение Пятидесятницы», «Неделя о самарянке», «Неделя о слепом», «Сошествие Св. Духа» (. На примере икон XVII в. из ризницы Протата можно видеть развитие визант. иконографической традиции. На иконе «Древо Иессеево») Ibid. Σ. 160, N 2. 90; ῞Αγιον ῎Ορος. 2006. Σ. 97, N 44 (прославление родословия Христа соединяется с похвалой Богоматери, Которую венчают летящие ангелы и к Которой праотцы поднимают свитки со своими ... далее ...
ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II • Православная Энциклопедия ...pravenc.ru
... об опресноках, приведшая в 1054 г. к взаимным анафемам между рим. легатами и К-польским патриархом, возникла на фоне сложных политических событий. Первым известным документом греч. полемики против опресноков является письмо Льва, архиеп. Охридского, к Иоанну, еп. Транийскому (а через него - ко всем архиереям «франков» и к самому папе) , написанное в сер. 1053 г. по побуждению патриарха Михаила I Кирулария ( 1043-1058 ) . В этом письме архиеп. Лев обвиняет латинян в 4 основных отступлениях: в совершении Е. на опресноках, в соблюдении поста в субботу, в отказе от пения «Аллилуия» в период Великого поста и в употреблении в пищу удавленины (эти же обвинения останутся в центре внимания и последующей визант. полемики с латинянами) . Аргументация архиеп. Льва достаточно лаконична; в частности, он пишет, что, используя опресноки и соблюдая субботы, латиняне тем самым оказываются в общении с иудеями. Преимущество квасного хлеба перед опресноками архиеп. Лев обосновывает тем, что опреснок «ничем не отличается от бездушного камня и кирпичной глины», тогда как квасной хлеб «жив, одушевлен и порождает теплоту», к-рую он имеет от закваски и соли. Архиеп. Лев приводит подборку цитат в ... далее ...
ГИМНОГРАФИЯ • Православная Энциклопедия под ...pravenc.ru
... с визант. кондаками или канонами, в эфиоп. Г. неизвестны. К оригинальным произведениям относятся гимны «малкэ» (мн. ч. «малкэат») ( от древнеэфиоп. - образ, внешность ) , исполняемые на памяти святых, в к-рых возносятся хвалы каждой части тела святого (напр., «мир главе твоей, которая... », «мир рукам твоим, которые... ») и прославляются Имена Лиц Пресв. Троицы. Эти песнопения появились в XV-XVI вв., возможно под католич. влиянием. Употребляемые в эфиоп. богослужении гимны большей частью объединены в такие гимнографические сборники, как «Постная Дэггва» (- сборник песнопений на период Великого поста) , «Глава» (- богослужебный устав с песнопениями) , «Дэггва» (- сборник гимнов на весь год, за исключением исполняемых в конце литургии и службы часов и в период Великого поста) , «Зэммаре» (- сборник евхаристических псали) , «Мавасъэт» (- сборник антифонов, к-рые поются на похоронах, в дни поминовения усопших и один раз в год - в Великую субботу - на церковной службе) . Широко распространены сборники Богородичных гимнов, такие как «Похвалы Марии» () и «Органон (восхваления) Девы» () . Др. тип песнопений в честь ангелов и святых называется «нагс» (- от начальных слов Пс ... далее ...
  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Великого поста
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера