> Дело дня: Помогите ребёнку <

Великого поста

из Источника http://pravenc.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

  001   002   003  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
КИЕВСКАЯ ЕПАРХИЯpravenc.ru
... намеренно присвоил ей статус 2-го кафедрального храма в условиях, когда местные власти собирались закрыть церковь под предлогом ее особого историко-культурного значения. Почетным настоятелем храма стал еп. Иларион (Кочергин) . До 5 тыс. чел. собиралось в праздничные дни в киевском Покровском жен. мон-ре, на великопостных литургиях бывало до 3 тыс. причастников (Там же. Оп. 2. Д. 3. Л. 15) . Городское духовенство заботилось о привлечении в церковные хоры талантливых певцов, владеющих традициями пения киевским распевом, таинство Елеосвящения совершалось круглый год, а не только в период Великого поста. Уделялось внимание работе с молодежью. Значительный приток молящихся в храмах наблюдался после введения в богослужение чина пассии (Там же. Оп. 3. Д. 1. Л. 13) . Прихожанами киевских храмов были преимущественно женщины, в нач. 50-х гг. мужчины составляли 10-20% членов приходского актива (ГА Киевской обл. Ф. 4828. Оп. 1. Д. 4. Л. 1) . Большая часть духовенства К. е. была старше 55 лет (303 чел.) , только 17 священнослужителей были в возрасте до 40 лет (Там же. Л. 9) . Значительная часть клириков (162 чел.) успела получить среднее духовное образование, 14 священников имели ... далее ...
АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ • Православная ...pravenc.ru
... (юлианский календарь) . Среди традиц. особенностей арм. церковных обрядов выделяются следующие: 6 янв. отмечается праздник Богоявления, объединяющий Рождество Христово и Крещение; в таинстве Евхаристии используется пресный хлеб и неразбавленное вино; при пении Трисвятого после слов «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный» прибавляются слова «Распныйся за ны» или др. ; крестятся армяне 3 перстами, касаясь ими чела, ниже груди, левой, а затем правой стороны груди, и в конце прикладывают ладонь к груди; армяне отмечают т. н. Передовой пост (Араджаворац) , наступающий за 3 недели до Великого поста; в дни больших праздников совершается заклание животных (матах) , имеющее благотворительный характер. История Древнейший период ( I - сер. VI в. ) Христ. проповедь в Армении началась задолго до того, как новое учение было признано официально. Сир. предание о царе Авгаре повествует о прибытии к его двору в Эдессу ап. Аддая, к-рый излечил царя, окрестил его со всей семьей и начал проповедь среди горожан. Позднее апостол скончался в Эдессе, окруженный благочестивыми почитателями. В неск. измененном виде это предание изложено в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (I 13) , ... далее ...
КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИКpravenc.ru
... на поле центрального изображения подвижника ( 1661. Л. 136; 1702. Л. 134 ) . В нек-рых случаях сцены жития дополнены новыми сюжетами. Так, на гравюре с образом прп. Прохора в центре представлены сцены раздачи святым народу хлеба и соли во время голода (1702. Л. 187 об.) . Наиболее часто на гравюрах Тарасевича в отличие от гравюр мастера Илии изображения развернуты в др. сторону или изменен порядок следования 2 клейм. И лишь в отдельных случаях сокращено количество клейм или изменен сюжет. У мастера Илии образ прп. Феодосия окружают клейма со сценами его подвигов в пещере во время Великого поста, разговор со вдовой, просившей его защиты от несправедливого судьи, моление перед кончиной, преставление преподобного, перенесение его мощей в Великую Печерскую церковь (1661. Л. 415) . У Тарасевича сохранены сюжеты только 2 клейм - перенесение мощей преподобного и его молитвенные подвиги, которые благодаря подписи: «Подвиг его в нощи и бдение» воспринимаются как обобщенное изображение иноческих молитв. Три изображения связаны с др. эпизодами Жития прп. Феодосия: разговор с матерью, к-рая уговаривает его вернуться домой; получение золота от ангела для покупки пищи для ... далее ...
КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРАpravenc.ru
... 2 общин. Уже начавшееся строительство Успенского собора предопределило перевод братии из «ветхого монастыря» (Дальних пещер) в «новый» (Ближние пещеры) . Вероятно, идея интеграции была предложена игум. Феодосием, который выступил в качестве преемника прп. Антония. Поэтому уход в Тмутаракань прп. Никона Великого в сопровождении 2 черноризцев позволяет предположить, что часть отшельников не была довольна этим объединением. Менее чем через год (3 мая 1074) прп. Феодосий скончался. Согласно завещанию, его тело было погребено в пещере, в к-рой печерский игумен затворялся на время Великого поста. В период игуменства Стефана ( 1074-1077 78 ) слияние общин завершилось созданием единого монастырского комплекса. Братия была переведена в «новый монастырь», и только неск. человек остались в «ветхом монастыре» для погребения усопших и совершения ежедневной заупокойной литургии. Однако память о некогда обособленном существовании Феодосиевой и Антониевой общин сохранилась в топографии Киево-Печерского монастыря в виде разделения его территории на Ближние и Дальние пещеры. При игум. Стефане было завершено строительство Успенского собора (11 июля 1075 76) . В 1077 78 г. в ... далее ...
ВСЕЛЕНСКИЙ VI СОБОР • Православная Энциклопедия ...pravenc.ru
... о мучениках, врагами истины лживо составленныя, дабы обезславити Христовых мучеников, и слышащих привести к неверию, повелеваем, не обнародовати в церквах, но предавати оныя огню. Приемлющих же оныя, или внимающих оным как будто истинным, анафематствуем». Ряд правил Собора касаются богослужения, и в частности совершения Евхаристии. В 32-м прав. отвергается распространенная в Армении практика совершать Евхаристию на вине, не смешанном с водой, и предписывается под угрозой извержения из сана виновных соединять воду с вином при приготовлении Св. Даров. В соответствии с 52-м прав. во все дни Великого поста, кроме суббот, воскресений и Благовещения, полагается совершать литургию Преждеосвященных Даров. В соответствии с 29-м прав., уточняющим Карф. 41 (50) , пост перед совершением Божественной литургии предписывается во всех случаях, не исключая и Великого четверга, для к-рого делалось исключение отцами Карфагенского Собора. 101-е прав. Трулльского Собора предписывает при причащении св. Таинам слагать руки «во образ креста». В 58-м прав. Собора содержится запрет мирянам «преподавать себе божественные Таины», впрочем, под угрозой весьма мягкого наказания - отлучения от ... далее ...
БИБЛИЯ. II. РУКОПИСИ И ИЗДАНИЯ ЕВРЕЙСКОГО И ...pravenc.ru
... и Апостола, предназначенные для использования только за богослужением, чему соответствует их структура. Они написаны уставным и минускульным письмом на пергамене и бумаге, датируются VIII-XVI вв., но есть неск. экземпляров более ранних. При каталогизации лекционариям присваиваются порядковые номера с предшествующей лат. буквой (l) . Лекционарии делятся на 4 основных типа. Греческий минускул 13. XIII в. Свидетель “семейства f 13”. Евангелие от Марка (окончание) Греческий минускул 13. XIII в. Свидетель “семейства f 13”. Евангелие от Марка (окончание) 1. С ежедневными чтениями от Пасхи до Великого поста; условно обозначаются l e ( в рус. традиции - полный апракос ) . Такой лекционарий возник в рамках монастырского богослужения. Чтения из Апостола и Евангелия обычно разнесены по 2 отдельным книгам (условно обозначаемым соответственно l a и l) , но в небольшом количестве рукописей они объединены (такие служебные сборники условно обозначаются l +a) . 2. С ежедневными чтениями в период от Пасхи до Пятидесятницы и с чтениями по субботам и воскресеньям от Пятидесятницы до Великого поста; условное обозначение l esk, в рус. традиции - краткий апракос. Такой лекционарий возник в ... далее ...
ИМЯСЛАВИЕpravenc.ru
... сию молитву перестали творить те, кто соединял с ней нелепое суеверие и, следовательно, творил молитву, будучи в прелести. Скорблю о том, что из-за этой книги произошло на св. Афоне великое смятение и ссоры… Это никого не радует, кроме диавола, воспользовавшегося высокоумием мало учившегося богословию автора и исполнившего его последователей таким гневом» (Антоний) Храповицкий (, архиеп.) Мон-рь во имя вмч. Пантелеимона на Афоне Мон-рь во имя вмч. Пантелеимона на Афоне Ответом на публикации в «Русском иноке» стали статьи иеросхим. Антония (Булатовича) в защиту И. В 1912 г. во время Великого поста он написал ст. «О молитве Иисусовой», к-рую опубликовал отдельной брошюрой после одобрения ее С. -Петербургским духовно-цензурным комитетом. В этой статье, насыщенной ссылками на Свящ. Писание и на труды прав. Иоанна Кронштадтского, он писал: «Истинная, живая христианская вера, как душа с телом, всегда соединяется с пламенной молитвой к Господу, а вместе с тем и с живою верою в силу молитвенного призывания Имени Божия. Без веры во Имя Божие, без исповедания, что с Именем Божиим соприсутствует Сам Бог, что с Именем Иисусовым соприсутствует Сам Иисус… невозможно стать ... далее ...
БИБЛИЯ. IV. ПЕРЕВОДЫpravenc.ru
... грамматических особенностей греч. оригинала. Переводы отличаются высокой степенью точности и ясности. Ошибки встречаются крайне редко, гл. обр. в собственных именах. 1. Евангелие. Слав. Евангелие сохранилось в рукописях начиная с XI в. Одни из них (Четвероевангелия, или тетры) содержат полный текст в порядке следования евангелистов, др. (апракосы) - текст, разбитый на фрагменты (перикопы) , читающиеся за богослужением. Апракосы разделяются на краткие и полные; оба содержат чтения на все дни цикла Пятидесятницы, но краткие от Пятидесятницы до Нового лета (1 сент.) и от Нового лета до Великого поста содержат чтения только на субботы и воскресенья, а полные - и на будние дни. Согласно традиц. т. зр., опирающейся на сообщение 14-й гл. Жития св. Кирилла, первоначально (возможно, еще до прибытия в Моравию) Кирилл и Мефодий перевели краткий апракос, а в Моравии дополнили его до тетра. Однако изучение дошедших до нас списков Евангелия не подтверждает этого предположения. Древнейшие тетры (прежде всего Мариинское Евангелие - РГБ. Ф. 87. № 6; XI в.) сохраняют в целом более архаичный текст, чем апракосы, в к-рых архаичные черты представлены спорадически. Наиболее вероятным ... далее ...
ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕpravenc.ru
... важным из к-рых является издание основного круга церковнопевч. книг, составленных на основе дореволюционных изданий и рукописей, хранящихся в крупнейших б-ках и частных собраниях России и зарубежных стран. Эти сборники публикуются в 3 сериях: «Обиход церковного пения» (Всенощное бдение: Неизменяемые песнопения. Осмогласие. 2005; Божественная литургия. 2005; Осмогласие: Употребительные напевы стихир, тропарей и ирмосов. 2005) , «Обиход церковного пения: Чинопоследования Требника» (Венчание. 2006; Малое освящение воды. 2007; Молебен общий. 2008) , «Триодь церковного пения: Седмичные службы Великого поста» (Литургия Преждеосвященных Даров. 2006; Великое повечерие. 2006; Великий канон св. Андрея Критского. 2006; Часы. Изобразительны. Вечерня. 2006; Вечерня в Неделю вечера. Утреня. Час 1-й. 2007) . Вне этих серий подготовлены сборники «Задостойники» ( 2007-2008. 2 ч. ) и «Пение при архиерейском служении» (в печати) . Во всех сборниках помещены песнопения в неск. вариантах для смешанных и однородных хоров. В книгах представлены древние распевы и их обработки, выполненные дореволюционными и совр. авторами (Кастальским, Смоленским, Римским-Корсаковым, Потуловым, ... далее ...
ИОАНН ПЕКАМpravenc.ru
... в нач. 1277 г. назначен папой Иоанном XXI ( 1276-1277 ) лектором теологии в Римской курии, вслед. чего покинул Оксфорд и отправился в Рим. В 1279 г. папа Николай III ( 1277-1280 ) отклонил предложение англ. кор. Эдуарда I ( 1272-1307 ) назначить канцлера Роберта Барнелла († 1292) архиепископом Кентерберийским вместо Килуордби, ставшего кард. Порто и Санта-Руфины в Италии. Выбор папы пал на И. П. ; о его избрании архиепископом Кентерберийским папа Николай торжественно объявил в праздник обращения св. ап. Павла, 28 января 1279 г. ( Douie. 1952. P. 47-48 ) . Во время Великого поста 1279 г. (в 1-е воскресенье - Thompson. 2004. P. 364, или в 4-е воскресенье - Douie. 1952. P. 49) И. П. был торжественно возведен папой в сан архиепископа; вскоре после этого, в конце марта или нач. апр. 1279 г., он отбыл в Англию. По дороге И. П. на непродолжительное время останавливался в Париже, откуда направился в Амьен для встречи с кор. Эдуардом. И. П. был принят королем 23 мая; Эдуард благосклонно отнесся к И. П., признал его право на архиепископские темпоралии (т. е. на имущество, даруемое королем во временное пользование архиепископу и являющееся источником доходов) и ... далее ...
  001   002   003  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Великого поста
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера