> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Великого поста

из Источника http://pravenc.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

  001   002   003  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ IIIpravenc.ru
... и др. постную пищу (праздник падает на период Рождественского поста) , чтобы год не был пустым. Для поминовения усопших ставится кутья. В ритуалах и обрядах, посвященных св. Варваре, присутствуют солярные символы: железные круги, плетеные венки и т. п. Св. Варвару почитают как покровительницу жен. начала: ей молятся о зачатии ребенка, о прибавлении скота и птицы. Она считается покровительницей детей и защитницей от болезней. Святые Феодор Стратилат и Феодор Тирон почитались в Грузии как Диди батонеби (Великие владыки) , покровители домашнего скота. Посвященная им неделя ( 1-я седмица Великого поста ) называлась тевдороба (тедороба) : во вторник и субботу до восхода солнца пекли обрядовые фигурки домашних животных - вола, быка, козы, коня. В Мегрелии в с. Орка, где, по преданию, была основана ц. св. Феодора Тирона, сохранялся древний обычай: в 1-й понедельник по Пасхе паломники со всех концов Зап. Грузии приходили в церковь и просили св. Феодора о приросте поголовья коней. Здесь же, по обычаю, проклинали и передавали на суд иконе св. Феодора конокрадов (Макалатия. История и этнография. 1941) . Васильев день (Басилоба) совпадает с празднованием Обрезания Господня (1 ... далее ...
ГРИГОРИЙ ПАЛАМАpravenc.ru
... предавшись «воздержанию, посту и бодрствованию» (Encomium PG. 151. Col. 561) . Однако утверждение биографа о том, что в то время учителем и наставником Г. П. был Феолипт, митр. Филадельфийский (PLP, N 7509) , скорее всего является анахронизмом (Sinkewicz. 1992. P. 11) . Начало монашеской жизни Филофей указывает на то, что Г. П. принял решение о постриге и отбытии на Афон, «уже выйдя из юношеского возраста» (τὸν ἔφηβον ὑπερβεβηκὼς ἤδη - Encomium PG. 151. Col. 562) , т. е. после 18 лет. Протопр. И. Мейендорф (Meyendorff. Introduction. P. 50) принимает уточнение автора Синаксаря во 2-ю Неделю Великого поста, согласно к-рому Г. П. тогда было «примерно 20 лет» (εἰκοσαέτης ποῦ γεγονώς - Τριῴδιον. ᾿Αθῆναι, 2003. Σ. 417) , следов., он окончательно решил покинуть мир ок. 1316 г. Чтобы разрешить трудности с наследством, он, как наследник всего имущества, побуждает членов семьи, а также «умных рабов своих» отречься от мира, в результате чего его мать Кали (в монашестве Каллони) , сестры Епихарида и Феодотия, а также нек-рые рабы поступают в к-польские мон-ри. Сам Г. П., несмотря на попытки Андроника II его удержать, с 2 младшими братьями Макарием и Феодосием отправляется на Афон ... далее ...
ГЕРМАНИЯ. Часть IIIpravenc.ru
... хоралы в аккордовой фактуре - особенно после того, как теолог Л. Озиандер ( 1534-1604 ) в своем собрании «50 духовных песен и псалмов» (1586) поместил их мелодии в верхний голос. Хоралы подобного рода широко бытовали в песенных сборниках- канционалах, в связи с чем данный стиль обработки хорала назывался канциональным. Еще одним новым жанром, сложившимся в первые годы Реформации, стали лютеранские «истории» - авторские композиции на тексты праздничных евангельских чтений на нем. языке. Большинство образцов этого жанра составляют «истории Страстей», или пассионы, исполнявшиеся в дни Великого поста; подобное значение «историй Страстей» объясняется лютеран. учением о Спасении (играющим ключевую роль в богословии лютеранства) : все грехи человечества искупаются Христом, добровольно принимающим страдания и смерть на Кресте. Др. распространенные сюжеты «историй» также связаны с важнейшими событиями жизни Христа - Рождеством, Воскресением, Вознесением. Первыми классическими образцами «истории» стали «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну» Вальтера, относящиеся к драматизированному респонсорному типу (слова Евангелиста и реплики действующих лиц исполняются солистами, тогда ... далее ...
КАРТУЗИАНЦЫpravenc.ru
... ( обычно 3-часовые ) прогулки (spaciamentum) за пределами обители, во время к-рых разрешается беседовать с др. монахами (ранние К. следовали традиции клюнийских монастырей и изъяснялись между собой преимущественно жестами) . Согласно орденской традиции, изложенной приором Гвиго II, основу монашеской жизни составляет прохождение 4 ступеней (чтение, благочестивые размышления, молитва, созерцание) . В целом аскетические практики ордена являются одними из самых суровых в католич. Церкви. У К. принят т. н. монашеский пост, к-рый начинается 14 сент. и продолжается до Пепельной среды - 1-го дня Великого поста, по сути мало отличающегося от монашеского. В этот период К. предписывается лишь 1 трапеза в день (кроме воскресений и праздников) , состоящая из пищи растительного происхождения. От Пасхи и до начала монашеского поста разрешается употребление яиц, молока и сыра. По пятницам в течение всего года К. разрешены только хлеб и вода. Желающие вступить в орден должны пройти испытательный срок, соблюдая устав К. в течение года, но не принося обетов. Новициат продолжается 2 года, после чего кандидаты приносят т. н. простые обеты. Через 3 года происходит обновление первых обетов, а ... далее ...
«ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ» • Православная Энциклопедия под ...pravenc.ru
... богослужении, она отмечается во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов. «В. д. » указано также после 8-гласовых воскресных утренних прокимнов и утренних праздничных прокимнов, помещенных в приложении к Типикону Великой ц. ( Mateos. Typicon. P. 170-173, 180-187 ) ; на Антипасху «В. д. » здесь использовано как самостоятельный прокимен. Вероятно, в богослужение храма Св. Софии «В. д. » вошло под влиянием традиции монастырского богослужения (Ibid. P. 171) . Согласно рукописи Типикона XI в. (Dresd. 104A) , «В. д. » кроме утрени входило также в состав паннихис в 1-ю седмицу Великого поста (Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие Типиконы. К., 1907. С. 334) . В ныне действующем Типиконе отмечено, что по исполнении прокимна гласа диакон возглашает: , иерей отвечает: , лик поет: , канонарх (или диакон) и хор поют «В. д. » по чину прокимна, а затем следует диаконский возглас перед чтением Евангелия. «В. д. » исполняется тем же напевом, что и прокимен перед ним (по воскресеньям - на глас недели, в остальные дни - на 4-й глас) . 2. Будучи последней строкой хвалитных псалмов, стих Пс 150. 6 может также исполняться в их начале, открывая собой псалмы. Наличие этого ... далее ...
Александрович Кочуров (13. 06.) по др. данным, ...pravenc.ru
... протоиерея Иоанна Александровича Кочурова, павшего жертвой ревностного исполнения своего долга. Соединяя молитвы Наши с молениями Священного Собора об упокоении души убиенного протоиерея Иоанна, разделяем великое горе Ваше и делаем это с тем большей любовью, что Мы близко знали почившего отца протоиерея и всегда высоко ценили его одушевленную и проникновенную пастырскую деятельность. Храним в своем сердце твердое упование, что украшенный венцом мученичества почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова». 13 апр. 1918 г., в субботу 4-й седмицы Великого поста, Патриарх Тихон соборне совершил в храме Московской ДС первую в рус. церковной истории заупокойную литургию по «новым священномученикам и мученикам». Вслед за убиенным Киевским митр. сщмч. Владимиром (Богоявленским) за ней поминался И. - первомученик русского духовенства новейшего времени. В Петроградской епархии митр. Вениамин распорядился о том, чтобы в Неделю Православия в каждом храме по отпусте молебна была провозглашена вечная память «митрополиту Владимиру, протоиереям Иоанну, Петру (сщмч.) Петру Скипетрову. - А. Г. (и всем за веру православную, Церковь ... далее ...
ВЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙpravenc.ru
... наказания следует применять пост и телесные наказания (Reg. 30) . Монахи должны спать по возможности в одном месте (dormitorium) и при этом одетыми, чтобы в любой момент быть готовыми поспешить «на дело Божие» (Reg. 22) . Трапеза, по Уставу, полагается 1 или 2 раза в день. К трапезе подаются два блюда, хлеб и, если есть, плоды; вина «достаточно стакана на день» или по усмотрению аббата, но, кто может, должен полностью воздерживаться от употребления вина ( Reg. 39-41 ) . Во время трапезы происходит душеполезное чтение по благословленной аббатом монашеской череде (Reg. 38) . В период Великого поста более, чем в прочее время, следует сохранять свою жизнь в чистоте и искоренять всякую небрежность в монашеском делании (Reg. 49) . В. Н. предписывает принимать приходящих в мон-рь странников с честью, как Самого Христа ( Reg. 53, 61 ) . Такое же отношение должно быть и к больным братьям (Reg. 36) . Друг к другу монахи должны сохранять взаимную любовь, проявлять взаимное послушание ( Reg. 69-71 ) . Изд. : Regula, cum Commentariis PL. 66. Col. 215-930; Regula monasteriorum Ed. C. Butler. Fribourg, 1927; Regula monasteriorum Ed. B. Linderbauer. Bonn, 1928; La règle de St. ... далее ...
БРЕВИАРИЙ • Православная Энциклопедия под ...pravenc.ru
... Псалтири; жестко зафиксированы библейские чтения; отменено чтение Свящ. Писания на Пасху и ее октаву (аналог визант. отдания праздника) , а на праздники святых оно заменено чтениями из творений отцов Церкви; на всех службах есть гимны (введено более 80 новых) , встречаются последования праздников Тела Господня (Corpus Domini) и Св. Троицы (Righetti. T. 2. P. 662) . По сравнению с Б. Римской курии во францисканских значительно большее число памятей святых, причем статус многих повышен за счет введения октав и новых чтений. Впосл. это обстоятельство привело к тому, что даже в период Великого поста праздничные службы стали превалировать над будничными. Кроме того, в обновленный Б. вошло множество апокрифов и легенд (в основном из мартиролога Адона) PL. 123. Col. 139-145 (и Liber pontificalis. На completorium) повечерии (введено пение составленных еще в XI в. 4 антифонов ко Пресв. Деве) Alma Redemptoris, Ave Regina, Regina coeli, Salve Regina (. На воскресном 1-м часе увеличено число псалмов) с 3 до 9 (и добавлен Афанасиев Символ веры. Все службы седмицы завершаются одной и той же воскресной коллектой. Такая замена ежедневно изменяемых молитв одной, общей для всех ... далее ...
ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ • Православная Энциклопедия ...pravenc.ru
... п. имеют предпразднства (обычно 1 день, Рождество и Богоявление - 5 дней и 4 дня соответственно) . Вход Господень в Иерусалим не имеет предпразднства, тем не менее песнопения Лазаревой субботы, предваряющей праздник, готовят к нему, поэтому можно сказать, что Лазарева суббота является как бы предпразднством, хотя формальных особенностей предпразднства эта суббота не имеет. Г. п. могут иметь попразднства в течение 1-8 дней, не считая дня самого праздника, это зависит от значения праздника и от близости др. праздников. Количество дней в попразднстве Сретения Господня зависит от близости Великого поста ( см. Типикон. [Т. 1. ] С. 483-484 ) ; при совпадении Сретения с сыропустной неделей попразднства не бывает. Праздник Входа Господня в Иерусалим имеет лишь нек-рые черты попразднства в богослужении вечерни накануне понедельника (это можно сравнить с отданием праздника Обновления храма - см. : Типикон. [Т. 2. ] С. 1098) . В течение неск. дней попразднства на литургии поочередно выпеваются песни утреннего канона (или канонов) праздника на блаженнах. Вечером в день праздника ( т. е. накануне 1-го дня попразднства ) совершается великая вечерня с входом и пением великого ... далее ...
В отношении частей Псалтири слово κάθισμα стало ...pravenc.ru
... iber. 23 ( скопирован в К-поле в 986 ) , представляющем более позднюю редакцию Часословов груз. типа. В IX в. в византийском мире широко распространилась студийская богослужебная традиция, включавшая элементы как палестинской, так и к-польской литургической практики. В частности, Студийский устав предполагает использование именно Иерусалимской Псалтири с ее 20 К., к-рые были распределены по службам следующим образом: на вечерне весь год стихословилась 18-я К., а на утренях - 1, 2 или 3 К. в зависимости от периода года (1 - в период Пятидесятницы, 2 - от Недели всех святых и до Великого поста или даже до середины Великого поста, 3 - в будние дни всего Великого поста или только его 2-й половины) . Накануне воскресных дней и праздников 18-я К. заменялась 1-й (см. «Блажен муж») ; на Светлой седмице и в некоторые большие праздники К. на вечерне и утрене отменялись вовсе. В период Великого поста по одной К. стихословилось еще и на часах в будние дни ( см. : Пентковский. ) Типикон. С. 128-129; см. также изложение студийской системы стихословия Псалтири в Тактиконе прп. Никона Черногорца - Бенешевич В. Н., изд. Впрочем, памятники студийской традиции имеют ... далее ...
  001   002   003  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Великого поста
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера