> Дело дня: Помогите ребёнку <

Великого поста

из Источника http://pravenc.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017  018   019   020   021   022   023   024   025   026   027   028
и Троице-Сергиеву лавры, др. обители. После ...pravenc.ru
... 135. Л. 462. 1816 г. ; Оп. 17. Д. 81. Л. 418) . Вскоре Иларий поселился в Воловом овраге в 4 верстах от с. Головинщина, рядом с местом служения своего наставника свящ. Трофима. 6 лет он подвизался в лесу в ископанной пещере, изнуряя плоть трудами и постом. Совершал молитвенное правило - вечерню, всенощные и утренние службы, на литургию приходил в храм с. Головинщина. В жаркие дни молился в лесу на поляне, совершал до 3 тыс. земных поклонов. Питался редькой, к-рую выращивал, пил дождевую воду. Весь год носил лишь длинную рубаху из холста и легкий белый халат, ходил босой. Однажды во время Великого поста Иларий 18 дней ничего не ел и в церкви упал в обморок. Когда его приводили в чувство, обнаружили на теле тяжелые вериги и сорочку из медной проволоки (РГБ ОР. Ф. 214. Д. 325 1. Л. 23) . Чугунный крест с вериг и чугунный страстной образ Божией Матери, к-рые носил Иларий на груди, а также частичка проволочной сорочки хранились впосл. в Троекуровском мон-ре. Первое время Иларий проживал один. Если посетители нарушали его уединение, удалялся в глубь леса или залезал на вершины высоких деревьев и молился там. Когда слава о подвигах и благодатных дарованиях Илария (особенно о ... далее ...
КИПРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ • Православная ...pravenc.ru
... Кипрскими. Он указывает дату празднования К. и. 16 февр.) без уточнения, что имеется в виду чудо от Кипрской Стромынской иконы () Поселянин Е. Богоматерь. С. 165 (; под 20 апр. помещены рассказы о Стромынской иконе и об иконе, простреленной арабом) Там же. С. 251-256 (, - празднование последней автор также отметил под 2 июня и 9 июля) Там же. С. 331, 454 (. Единственное изображение К. и. - Богоматерь на престоле, помещено под 20 апр.) Там же. С. 252 (.) В наст. время в календаре РПЦ празднование К. и. отмечено 20 апр. и в день Св. Духа, а Кипрской Стромынской иконе - 9 июля и в 1-ю Неделю Великого поста. В Греческих Церквах почитание раненной арабом К. и. оказалось забытым. В рус. искусстве изображение Божией Матери с Младенцем как Царицы Небесной на троне иногда имеет надпись: «Изображение называемыя Кипрския Богородицы», напр., на иконе «Богоматерь на престоле, с клеймами Акафиста», приписываемой мастеру Семену Спиридонову Холмогорцу, из ярославской ц. во имя свт. Иоанна Златоуста в Коровницкой слободе (1682, ныне в ЯХМ) . Надписи золотом окружают средник; золото использовано также в разделке одежд Богоматери, резьбе престола, арки; царственность подчеркнута ... далее ...
ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ • ...pravenc.ru
... ) , прот. П. А. Смирнов ( 1886-1896 ) , автор учебников по Закону Божию и истории Церкви, редактор «Церковных ведомостей», впосл. председатель Училищного совета при Синоде. В 1863-1905 гг. в И. с. служил обладавший непревзойденным басом протодиак. В. Н. Малинин. Перед революцией ключарем собора был прот. В. Плотников (впосл. еп. нмч. Венедикт) . Одним из последних старост был архит. М. Долгополов. До 1917 г. в И. с. совершались все торжественные богослужения по великим церковным и гражданским праздникам, большинство архиерейских хиротоний, чины Торжества Православия в 1-е воскресенье Великого поста и умовения ног в Великий четверг, шествие 1 авг. со св. крестами на Неву. 11 мая, в день святых Кирилла и Мефодия, Славянское благотворительное об-во заказывало молебен о единстве славян. 30 авг. совершался крестный ход к Александро-Невской лавре. 30 мая 1908 г. торжественно было отмечено 50-летие собора. 1 окт. 1909 г. в И. с. впервые в городе состоялась литургия со всенародным пением. В годы первой мировой войны в соборе многократно служили молебны о даровании победы русскому воинству, особенно многолюдный молебен был перед собором в 1915 г. И. с. после 1917 г. 30 ... далее ...
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫpravenc.ru
... Лекционарии, отражающие литургическую практику Иерусалима VII в., уже содержат под 25 марта особый праздник Б. (Кекелидзе. С. 55-56; Tarchnishvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars. 1. ] P. 43-45) лат. пер. : [Pars. 2. ] P. 40-41 () . Поскольку сведения о к-польском богослужении V-VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Б. в этот период в К-поле утверждать нельзя, но в VI в. прп. Роман Сладкопевец написал кондак на Б. ( SC. 110. P. 13-41 ) ; к кон. VII в. - это уже один из самых почитаемых здесь праздников: Трул. 52 запрещает совершение полной литургии в период Великого поста, за исключением суббот, воскресений и праздника Б. Прав. 52 Трул. ( 691-692 ) восходит к прав. 49 Лаодик. (ок. 343) , разрешающему совершать полную литургию Великим постом только по субботам и воскресеньям. Но, хотя 49 прав. Лаодик. не упоминает Б., это не упраздняет вовсе возможности совершения благовещенской службы; скорее, можно сделать вывод, что первоначально праздник в те годы, когда он попадал на будние дни поста, мог переноситься на субботу или воскресенье. Перенесение памятей почитаемых святых в седмичные дни поста на субботу или воскресенье широко практиковалось ... далее ...
печать библиотека Т. 13, С. 650-653 опубликовано: ...pravenc.ru
... посылались вооруженные дозоры «в степь для проведывания вестей» о приближении кочевников. О преемственности иноческой жизни в Далматовом мон-ре по отношению к Центр. России свидетельствует приход на Белое Городище из Н. Новгорода старца Иоанна, ученика священноинока Дорофея. Устав Далматова мон-ря отличался строгостью. Так, в 1664 г. Тобольской съезжей избой проводилось следствие по доносу одного из монастырских старцев о том, что в мон-ре, в частности, не праздновались именины царя Алексея Михайловича и членов царской семьи. В ответ Д. написал, что в постные дни и в особенности в дни Великого поста празднования именин в мон-ре не совершаются, служатся молебны о здравии членов царской семьи, празднования же откладываются на время после Светлой недели (РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Д. № 663. Л. 304-318а) . После 1651 г. в мон-ре принял постриг с именем Исаак сын Д., в 1666 г. ставший первым игуменом мон-ря, в 1702 г. - архимандритом. Не только кровное, но и духовное родство связывало отца и сына. В записи на кн. свт. Иоанна Златоуста «О священстве» ( М., 1664 ) , благословленной патриархом Московским и всея России Иоакимом игум. Исааку в 1682 г., последний назван учеником ... далее ...
КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК • Православная ...pravenc.ru
... на поле центрального изображения подвижника ( 1661. Л. 136; 1702. Л. 134 ) . В нек-рых случаях сцены жития дополнены новыми сюжетами. Так, на гравюре с образом прп. Прохора в центре представлены сцены раздачи святым народу хлеба и соли во время голода (1702. Л. 187 об.) . Наиболее часто на гравюрах Тарасевича в отличие от гравюр мастера Илии изображения развернуты в др. сторону или изменен порядок следования 2 клейм. И лишь в отдельных случаях сокращено количество клейм или изменен сюжет. У мастера Илии образ прп. Феодосия окружают клейма со сценами его подвигов в пещере во время Великого поста, разговор со вдовой, просившей его защиты от несправедливого судьи, моление перед кончиной, преставление преподобного, перенесение его мощей в Великую Печерскую церковь (1661. Л. 415) . У Тарасевича сохранены сюжеты только 2 клейм - перенесение мощей преподобного и его молитвенные подвиги, которые благодаря подписи: «Подвиг его в нощи и бдение» воспринимаются как обобщенное изображение иноческих молитв. Три изображения связаны с др. эпизодами Жития прп. Феодосия: разговор с матерью, к-рая уговаривает его вернуться домой; получение золота от ангела для покупки пищи для ... далее ...
ГРАФФИТИ Граффи́ти, надписи, знаки или рисунки, ...pravenc.ru
... профессиональных книжников. Важными с т. зр. слав. библейской текстологии и исторической литургики представляются Г. с выдержками из Свящ. Писания и церковных служб, сохранившиеся во мн. древнерус. храмах. В киевском Софийском соборе надпись на фресковой композиции «Жертвоприношение Авраамово», XII в. (№ 172, по нумерации Высоцкого) , содержит один из древнейших в слав. традиции отрывков из ветхозаветных текстов. Согласно атрибуции Турилова, текст соответствует стихам 7-8 с утраченной частью 6-го ст. гл. 22 кн. Бытие и близок (не совпадая буквально) ко 2-й паремии в 5-ю субботу Великого поста ( Турилов. Заметки. С. 37-40 ) . Многочисленные богослужебные Г. сохранились в новгородских храмах: в Софийском соборе («аз) ъ (ж) е (въз) в ( еселюся, Господи» - Пс 103. 14 ) , в ц. Спаса на Нередице (фрагменты великопостной службы 6-го часа, нач. XIV в., ирмосы службы на Успение Пресв. Богородицы, XV в.) , в ц. Феодора Стратилата на Ручью ( фрагменты запричастного стиха, XV в. ) (Рождественская. Древнерус. надписи. С. 84-85, 89-90, 114-115) . На столбе жертвенника в ц. Успения на Волотовом поле нанесены фрагменты священнических возгласов всенощного бдения, ... далее ...
ИНКВИЗИЦИЯ • Православная Энциклопедия под ...pravenc.ru
... в разных странах) см. работы М. Менендеса-и-Пелайо, Т. Маккрая, А. Эркулано, У. Прескотта и Г. Ч. Ли (. С расширением базы источников и общим развитием исторической науки в ХХ в. исследователи в основном перестали заниматься подтверждением протестант. «черной» или католич. «белой» легенды об И. и перешли к ее изучению в русле институциональной и правовой истории. Во 2-й пол. ХХ в. документы инквизиционных трибуналов широко использовались в работах по социальной истории, истории повседневности, микроистории) П. Шоню, К. Гинзбург, Э. Леруа Ладюри и др. (.) 12 марта 2000 г., в 1-е воскресенье Великого поста, папа Римский Иоанн Павел II и префект Конгрегации вероучения кард. Йозеф Ратцингер (ныне папа Бенедикт XVI) совершили акт покаяния за грехи отдельных представителей Римско-католической Церкви в период деятельности И. Ист. : Institoris H., Sprenger J. Directorium Inquisitorum Comment. F. Pegnae. R., 1578; idem. (Eymerich N.) Le manuel des inquisiteurs Trad. L. Sala-Molins. P. ; La Haye, 1973; Compilación de las instrucciones del oficio de la S. Inquisición hechas por... fray Tomás de Torquemada... primero Inquisidor general. Madrid, 1667; Documents pour servir à lhistoire ... далее ...
ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ • Православная ...pravenc.ru
... приравнивалась к паломничеству в Иерусалим. Давид, прозревая свою кончину, собрал всех насельников Гареджи и простился с ними. Преподобный преставился в четверг по Вознесении Господнем. Слепой от рождения монах, прикоснувшись к телу Давида, прозрел. Д. и Л. Г. были погребены в Преображенской ц. Давидгареджийской лавры, их могилы особо почитались на протяжении веков и были местом паломничества. Церковь Преображения Господня в Гареджи. Сер. IX в. Интерьер В VI в. ГПЦ причислила Д. и Л. Г. к лику святых ( Габидзашвили. 2001. С. 96-97 ) . Каждый четверг после 7 мая (за исключением периода Великого поста) на Мтацминде совершали литургию в память Давида, особенно много собиралось молодых женщин и девушек, молившихся преподобному о чадородии и сохранении семейного очага. Усыпальница Давида По данным нарративных источников и монастырской традиции, могила Давида сохранилась почти в первозданном виде: она была высечена в скале под стеной Преображенской церкви и находится возле алтаря, в высоком сводчатом рукаве юго-вост. части. В ее планировке, характерной для регионов христ. Востока раннего средневековья, особенно заметны сир. черты, к-рые впосл. получили широкое ... далее ...
как о посланнике (ἄγγελος или κατάσκοπος) Зевса и ...pravenc.ru
... стороны мира, доходящее до презрения и изгнания ( 1 Кор 4. 9-13 ) . Но человеческие немощи А. восполняются благодатной помощью Христа (2 Кор 12. 10) . Согласно преданию, почти все А., кроме ап. Иоанна, отошли ко Господу, претерпев мученическую кончину. В Посланиях ап. Павла отмечено также, что апостольство имеет непрерывное продолжение в Церкви (см.) Свящ. Константин Польсков Гимнография Память А. Церковь чтила уже на раннем этапе своего существования. Согласно иерусалимскому Канонарю VII в., отражающему практику древнего иерусалимского богослужения, память А. совершалась в 3-ю субботу Великого поста (Кекелидзе. Канонарь. С. 60) , в к-польской и поздней иерусалимской традициях - 30 июня. В Типиконах, используемых ныне в РПЦ и в греч. Церквах, 30 июня указана память Собора 12 апостолов, 4 янв. - память Собора 70 апостолов. Каждому из 12 А. имеется отдельное последование и указано совершение полиелейной или бденной ( ап. Петр, ап. Иоанн Богослов ) службы (см.) Последование Собора 12 апостолов в греч. и рус. печатных Минеях дополнено текстами апостолов Петра и Павла, но в целом не изменилось со времени действия Студийского устава. Указанное последование состоит из канона ... далее ...
  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017  018   019   020   021   022   023   024   025   026   027   028
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Великого поста
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера