> Дело дня: Помогите ребёнку <

Великого поста

из Источника http://pravenc.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

  001  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
КАНТ восточнославянский песенный жанр духовного и ...pravenc.ru
... исполнения «священных гимнов и кантов», известных в академии ( см. : Аскоченский В. И. ) Киев с древнейшим его училищем Академиею. К., 1856. Ч. 2. С. 23 (. В ХIХ в. яркое претворение традиции панегирического К. осуществлено в заключительном хоре-гимне «Славься» в опере М. И. Глинки «Жизнь за царя».) Особая область бытования К. - народное муз. творчество. Взаимовлияния К. и песни происходили постоянно. Традиция К. была подхвачена в ХVIII в. фольклором. Лирники и кобзари-слепцы (продолжатели традиции калик перехожих) исполняли К. и псальмы одноголосно под аккомпанемент инструмента в дни Великого поста, церковных праздников, памятей святых и в будни, собирая подаяние. Самые характерные образцы искусства лирников - покаянные и философско-морализаторские К. (репертуар последнего раздела «Богогласника») , праздничные рождественские колядки, песни Пресв. Богородице, прп. Антонию Киево-Печерскому, свт. Николаю, ап. Иоанну Богослову. Сольный репертуар лирников записан, в частности, в сборнике П. Д. Демуцкого «Лира и ее мотивы» ( К., 1903 ) . Традиция сольных лирницких К. в наст. время возрождается в особом направлении аутентичного вокально-инструментального исполнительства ... далее ...
БОГОРОДИЦАpravenc.ru
... тех или иных циклов песнопений. Древнейшие богородичные песнопения восходят к III-IV вв., напр., текст тропаря ῾Υπὸ τὴν σὺν εὐσπλαγχνίαν () был найден на папирусе III в., происходящем из Египта (Giamberardini G. Il culto mariano in Egitto. Jerusalem, 1975. N 24. P. 96; Roberts C. Catalogue of the Greek and Latin papiry in the John Rayland library. Princeton, 1938. P. 150) . Иконография Изображения Богородицы занимают исключительное место в христ. иконографии, свидетельствуя о Ее значении в жизни Церкви. Почитание Богородицы основывается на догмате о Боговоплощении: ( кондак 1-й недели Великого поста ) , поэтому впервые Ее изображение появляется в таких сюжетах, как «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов». Отсюда развиваются впосл. др. иконографические темы, отражающие догматический, литургический и исторический аспекты почитания Богородицы. О догматическом значении образа Богородицы свидетельствует Ее изображение в алтарных апсидах, поскольку Она символизирует Церковь. История Церкви от прор. Моисея до Рождества Христова предстает как действие Промысла о рождении Той, через Которую осуществится спасение мира, поэтому образ Богородицы занимает центральное ... далее ...
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ • Православная ...pravenc.ru
... . Среди не вошедших в совр. Триодь стихир выделяются 2 акростишных произведения: алфавитный гимн, разделенный в рукописи на 6 стихир, но написанный, видимо, как цельное развернутое произведение (нач. : ̀ρδβλθυοτεΑισμα καινὸν ᾄσωμεν, λαοί) Песнь новую воспоим, людие ( ; см. : Chourga ï a. P. 243-245 ) ; небольшой текст из 6 строк с акростихом ΩΣΑΝΝΑ ( нач. : ̀ρδβλθυοτεΟφθης ἐκ παρθένου̇ ) Видим быв от Девы... ( ; см. : Quinlan. P. 205 ) . Предпразднственных песнопений в строгом смысле этого слова у праздника В. Г. в И. нет, однако трипеснцы, седальны и стихиры-подобны всей 6-й седмицы Великого поста имеют ярко выраженный предпразднственный характер ( напр. : ) понедельник, седален по 3-й кафизме (;) понедельник, заключительный тропарь трипеснца (;) среда, заключительный тропарь трипеснца (;) четверг, подобен на «Господи, воззвах» () . Лит. : Νικόδημος ῾Αγιορείτης. ῾Εορτοδρόμιον. Θεσσαλονίκη, 19873. Τ. 1; Дебольский Г. С. , прот. Дни богослужения правосл. Церкви. СПб., 1840, 1901. М., 1996р; Красносельцев Н. Ф. Богослужение Иерусалимской Церкви в кон. IV в. Каз., 1888; Дмитриевский А. А. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X вв. Каз., ... далее ...
ИСПАНО-МОСАРАБСКОЕ ПЕНИЕpravenc.ru
... песнопения в мелизматическом стиле. В Леонском Антифонарии содержится ок. 70 таких песнопений, следов., тексты одних и тех же vespertini могли повторяться в течение года. Vespertini часто содержат стихи, которые брались не только из Псалтири, но и из др. библейских книг. Стихи, вероятно, исполнялись солистами, а их окончания (как правило, имеющие указания для повтора) и сам vespertinum - хором. Подобная практика респонсорного пения в галликанском обряде описана Амаларием Мецским. Приблизительно четверть текста vespertini имеет по 2-3 стиха; еще четверть текста (в частности, для будней Великого поста) не имеет стихов. Вероятно, наличие и количество стихов зависели от степени праздничности службы. В мелодиях vespertini, как и в мелодиях других жанров И. -м. п., используется техника центонизации. Sonus ( sono; лат. - песнь, мн. ч. soni ) - мелизматическое песнопение вечерни и утрени, имеющее ту же форму, что и vespertini, и, возможно, исполнявшееся соло. Эти песнопения сопровождаются стихами псалма, к-рые пронумерованы (начиная с цифры II) , после которых soni, вероятно, повторялись. Sonus может оканчиваться cловом «аллилуия» с пространным мелодическим украшением, как ... далее ...
Иоанн (Крестьянкин) , архим. Фотография. Нач. ХХI ...pravenc.ru
... Пятидесятнице: Спасение человека совершается только верой и только в Церкви: [Проповеди] ЖМП. 2007. № 2. С. 38-45; Воспоминание Адамова изгнания: Поучение в Прощеное воскресенье. [Б. м. ], 2007; Келейная книжица. Печоры, 2007; Прп. Серафим Саровский чудотворец и его значение для рус. религиозно-нравственной жизни того времени. Печоры, 2008; Главное - быть с Богом. М., 2009; Настольная книга для монашествующих и мирян. М. ; Печоры, 2009; Неведомому чаду: Деятельные и созерцательные слова (обретенные в переписке) . Печоры, 2009; Опыт построения исповеди: Пастырские беседы о покаянии в дни Великого поста. М. ; Печоры, 2009; Письма. Печоры, 20099; Проповеди, размышления, поздравления. М., 2009; Размышления о бессмертной душе. Печоры, 20095; Семейная жизнь: (Из писем) Еще раз о любви: Беседы о семье. М., 2009. С. 165-190; Чадцам Божиим: (Фрагменты наставлений) . Печоры, 2009. Горение духа во славу Божию: К 60-летию служения в священном сане архим. Иоанна (Крестьянкина) ЖМП. 2005. № 10. С. 76-79; он же. Архим. Иоанн (Крестьянкин) : [Некролог] Там же. 2006. № 4. С. 54-57; Архим. Иоанн (Крестьянкин) АиО. 2006. № 1 (45) . С. 361-367; Земной ангел и небесный человек: Жизнь и ... далее ...
Антония Сийского Упоминание об И. содержится ...pravenc.ru
... инокам новое уединенное место - на полуострове Михайловского оз. в Двинском крае, где в 1520 г. и был создан Сийский мон-рь. По поручению прп. Антония Александр и И. отправились в Москву к вел. кн. Василию III Иоанновичу для получения грамоты об учреждении обители и о даровании земель. Ходатайство монастырских старцев было удовлетворено в 1525 г., поскольку в грамоте 1543 г. царю Иоанну IV Васильевичу прп. Антоний замечает, что «монастырь тот он поставил в пустыне тому осмнадцать лет» (Кириллов. 1906. С. 753) . В кормовой книге Сийского монастыря записано празднование в 4-ю субботу Великого поста и 30 окт. панихидной памяти И. в числе 6 «началных» старцев вместе с памятью прп. Пахомия Кенского и родителей прп. Антония: «Того же ( окт. - Е. Р. ) в 30 день. Поминать преподобнаго отца нашего игумена Антония чюдотворца и началных старцов, кои с ним пришли на святое место сие. А чюдотворца поминать за то, что все его. В вечере понахида болшая пети собором, а поминать его после сего числа, а не преже, в ризах и стихарех постных болших. Кутию ставят пшено сорочинъское с ягодами, в чаше квас медвеной, а на столе ставят две свечи. На первой ектении поминает единаго ... далее ...
KYRIE • Православная Энциклопедия под редакцией ...pravenc.ru
... формулы на вандальский (близкий к гот.) язык: «Froja armes (arme или armai) » (в рукописной традиции текст поврежден, существует неск. вариантов реконструкции, см. : Tiefenbach H.) Das wandalische Domine miserere Historische Sprachforschung = Historical Linguistics. Gott., 1991. Bd. 104. S. 251-268 (.) Греч. формула без перевода на лат. язык, вероятно, стала использоваться раньше в амвросианском, чем в рим. обряде. В средневек. литургических книгах амвросианской традиции K. встречается в составе разных служб и в разных вариантах (на мессе троекратное K. поется после Gloria) в период Великого поста заменяется литанией (, перед dimissio и после postcommunio, в конце вечерни К. читается 12 раз и т. д.) . В связи с рим. обрядом К. впервые упоминается в 3-м каноне II Вазионского Собора (529) , к-рый предписал всем церквам Юж. Галлии ввести пение К. (Quirieleison) на утрене, мессе и вечерне, поскольку такому обычаю следуют Апостольский престол (т. е. Рим) , Италия и весь Восток (Consulia Galliae: 314-506 CCSL. 148. P. 79) . Каково было влияние этого постановления и о каком именно К. идет речь, из этого краткого текста понять сложно. В «Правилах» свт. Кесария ... далее ...
АМВРОСИАНСКОЕ ПЕНИЕpravenc.ru
... квартовое окончание речитации (в отличие от понижения на квинту в григорианских автентических ладах) и отсутствие иниция и медиации, свобода выбора тона речитации для псалма, поющегося после антифона, более простое и свободное обращение с ладами (; эти архаические черты, возможно, свидетельствуют о более раннем происхождении А. п. по сравнению с григорианским. Примерами заимствований из галликанского и испано-мосарабского обрядов являются такие амвросианские песнопения, как гимн пасхальной свече) «Exultet» (, поющийся диаконом в Великую субботу, литании «Divinae pacis» в период Великого поста, offerenda «Curvati sunt caeli» и transitorium «Maria et Martha». Встречаются также заимствования из визант. церковного пения, сделанные в V-VII вв. и позднее) примеры см. в =ст. «Амвросианский обряд» (. Отсутствие в строгом смысле собственных певч. нотации и муз. теории свидетельствует о смешанном происхождении А. п. Начиная с XV в. в А. п. наблюдаются тенденции к упрощению мелодий и исчезновению мелизматики.) Из песнопений мессы специфически амвросианскими являются psalmellus (поется с псалмовым стихом) и аллилуиарий, отличающиеся богатой мелодической украшенностью. Для ... далее ...
ИОАНН • Православная Энциклопедия под редакцией ...pravenc.ru
... Пятидесятнице: Спасение человека совершается только верой и только в Церкви: [Проповеди] ЖМП. 2007. № 2. С. 38-45; Воспоминание Адамова изгнания: Поучение в Прощеное воскресенье. [Б. м. ], 2007; Келейная книжица. Печоры, 2007; Прп. Серафим Саровский чудотворец и его значение для рус. религиозно-нравственной жизни того времени. Печоры, 2008; Главное - быть с Богом. М., 2009; Настольная книга для монашествующих и мирян. М. ; Печоры, 2009; Неведомому чаду: Деятельные и созерцательные слова (обретенные в переписке) . Печоры, 2009; Опыт построения исповеди: Пастырские беседы о покаянии в дни Великого поста. М. ; Печоры, 2009; Письма. Печоры, 20099; Проповеди, размышления, поздравления. М., 2009; Размышления о бессмертной душе. Печоры, 20095; Семейная жизнь: (Из писем) Еще раз о любви: Беседы о семье. М., 2009. С. 165-190; Чадцам Божиим: (Фрагменты наставлений) . Печоры, 2009. Горение духа во славу Божию: К 60-летию служения в священном сане архим. Иоанна (Крестьянкина) ЖМП. 2005. № 10. С. 76-79; он же. Архим. Иоанн (Крестьянкин) : [Некролог] Там же. 2006. № 4. С. 54-57; Архим. Иоанн (Крестьянкин) АиО. 2006. № 1 (45) . С. 361-367; Земной ангел и небесный человек: Жизнь и ... далее ...
КЛАРДЖЕТСКИЙ МНОГОГЛАВpravenc.ru
... более раннего периода, напр. в Ханметном (VIII в.) , Синайском (863) , Удабнойском ( IX-X вв. ) , великопостный цикл не оформлен в виде системы, представлены лишь чтения, предназначенные для отдельных дней триодного круга, большинство из которых принадлежат или приписываются свт. Иоанну Златоусту. Согласно Иерусалимскому лекционарию и древнейшему груз. Тропологию (см.) Иадгари (- гимнографическому приложению к иерусалимскому Лекционарию, в Грузии до X в. литургический великопостный период был 7-недельным. Система 8-недельных великопостных чтений Иоане Болнели, где счисление недель Великого поста велось с Мясопустной недели, представлена лишь в списках X-XI вв., это соответствует текстам в новых Тропологиях X в. В научной лит-ре высказано мнение, что временем создания 8-недельной системы чтений Великого поста можно считать X в.) Кларджетский многоглав. 1991. С. 33-34 (. В проповедях Иоане Болнели отмечено большое сходство с отдельными сочинениями свт. Иоанна Златоуста и приписываемыми ему трудами, их сравнение позволило установить, что Болнели переработал древние источники согласно тенденциям его эпохи) Мгалоблишвили. 1989. С. 13 (.) В эортологическом цикле К. ... далее ...
  001  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Великого поста
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера