Великого поста

из Источника http://pravenc.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ВЕЛИКИЙ ПОСТpravenc.ru
... В. п. в ранней Церкви Формирование структуры и принципов проведения В. п. заняло неск. столетий и было тесно связано с развитием церковного года. Истоки В. п. следует видеть в пасхальном посте, к-рый во II-III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха изначально понималась христианами двояко: как праздник Воскресения или и как воспоминание Страстей) и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия. Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, уже в III в. он мог длиться от одного дня до 40 часов или целой седмицы. В частности, 40-часовой пост (проводившийся в полном воздержании от пищи) уже соединял в себе два основных значения, к-рые позднее легли в основу В. п. - подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане ( Мф 4. 1-2; Мк 1. 12-13; Лк 4. 1-2 ) и подготовку к празднику Пасхи (см. послание сщмч. Иринея Лионского папе Виктору: Euseb. Hist. eccl. 5. 24. 12-13) . 6-дневный пост перед Пасхой отмечается в сир. «Дидаскалии апостолов» (III в.) и в 1-м каноническом послании свт. Дионисия Великого (Ɨ 265) . В александрийских источниках 2-й пол. III-IV в. (напр., Orig. In Lev. ... далее ...
ИСПАНО-МОСАРАБСКИЙ ОБРЯД • Православная ...pravenc.ru
... покрова невесты и 2 молитвы-благословения молодых - до и после причащения (. Согласно Liber commicus, чтениями брачной мессы были Иер 29. 5-7, 1 Кор 7. 1-14 и Ин 2. 1-11 или Мф 19. 3-6. В Liber ordinum есть также неск. молитв о второбрачных) подробнее см. : Ritzer K. Le Mariage dans les Églises chrétiennes du Ier au XIe siècle. P., 1970. P. 289-305 (. Покаяние Испания оказалась одним из тех регионов, где дольше других сохранялась практика, называемая покаянной) канонической (дисциплиной) см. в ст. Исповедь (. Cогласно Liber ordinum, чин покаяния совершался в понедельник в начале Великого поста: после laudes читались молитва о принятии слез кающегося, затем Пс 50 и антифон «Memento mei Domine») Помяни меня, Господи (, покаянные молитвы, а после «Отче наш» происходило облачение во власяницу и отлучение от причастия. В Великую пятницу кающиеся совершали коленопреклонение перед алтарем, епископ читал молитвы о восстановлении их крещальной чистоты и возлагал на них руки. Далее следовали молитвы об оставлении грехов и о принятии причастия. В 589 г. III Толедский Собор) 11-й канон (однозначно высказался против практики покаяния у пресвитера как способа уклонения от ... далее ...
БЫТИЕ • Православная Энциклопедия под редакцией ...pravenc.ru
... что предзнаменовало тайну вочеловечения Сына Божия (Hilar. Pict. De Trinit. 4. 27; Chrom. Aqvil. Sermo 15) . Ясное тринитарное осмысление образа трех мужей появляется в VI в. у Кесария Арелатского (Caes. Arel. Sermo 83) . В правосл. богослужении паремии из кн. Б. звучат, во-первых, на вечернях под большинство важнейших праздников (Пасху, Рождество Христово, Богоявление, Вход Господень в Иерусалим, большинство Богородичных праздников, Обрезание Господне, Рождество св. Иоанна Предтечи, день святых Захарии и Елисаветы, соборные памяти св. отцов) ; во-вторых - на вечернях в будние дни Великого поста (по причине некогда совершавшегося постом оглашения - важнейшие книги ВЗ, в т. ч. и Б., прочитывались для оглашенных в храме, т. к. рукописные кодексы стоили дорого и купить их мог далеко не каждый) . Д. В. Зайцев Лит. : текст: Михаилов А. В. Книга Бытия прор. Моисея в древнеславянском переводе. Варшава, 1900-1903; он же. Опыт изучения текста книги Бытия прор. Моисея в древнеслав. переводе. Варшава, 1912. Ч. 1: Паримийный текст; Tov E. The Text-Critical Use of the Septuagint in Biblical Research. Jerusalem, 1981; McCarter P. K. Textual Criticism: Recovering the Text of the ... далее ...
ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ • Православная Энциклопедия ...pravenc.ru
... перевел на латынь, сделав их доступными для христ. Запада. Суровые аскетические подвиги подорвали здоровье Е. П. : он стал страдать от мочекаменной и желудочной болезни, так что в последние 2 года жизни ему пришлось ослабить строгий пост) Pallad. Hist. Laus. 38. 13; Am é lineau. P. 112; Dysinger. 2005. P. 15 (. Умер Е. П., приобщившись св. Даров в церкви на праздник Богоявления) Pallad. Hist. Laus. 38. 13 (, за неск. месяцев до того, как еп. Феофил начал гонения на монахов-оригенистов Нитрии и Келлий. В арм. святцах имя Е. П. упоминается 11 февр.) BHO, N 277 (, в копт. - в 5-е воскресенье Великого поста) BHO, N 278 (. Сочинения Е. П. написал многочисленные и всеобъемлющие труды, оказавшие большое влияние на историю христ. аскетизма. Однако из-за его осуждения на Вселенском V Соборе и последующих Вселенских Соборах лишь небольшая часть сочинений сохранилась в греч. оригинале. Нек-рые его труды, содержащие оригенистские взгляды, дошли до наст. времени в древних переводах - гл. обр. в сир. и арм., а также в лат., араб., копт. и эфиоп., поскольку монофизитские и несторианские авторы, не признавая осуждения Е. П., продолжали считать его одним из авторитетнейших аскетических ... далее ...
КИРИЛЛ • Православная Энциклопедия под редакцией ...pravenc.ru
... от князей и бояр, упоминаемых в Житии. Единственное исключение - вклад кн. Андрея Дмитриевича - «село Великое на Волочке» (АСЭИ. Т. 2. № 44) . Очевидно, что от вклада патрона Белозерского монастыря игумен не мог отказаться. По предположению Ивиной, грамота на с. Великое была дана мон-рю уже в конце игуменства К., во время приезда кн. Андрея Дмитриевича на Белоозеро (до июля 1422) . Возможно, тогда князя сопровождала его жена кнг. Агриппина (Аграфена) Александровна, дочь стародубского кн. Александра Патрикеевича, упоминаемая в Житии. Княгиня хотела угостить братию рыбными блюдами во время Великого поста. Но К. не разрешил нарушать монастырский устав: «Аще сице сътворю, то сам аз уставу манастырьскому разорител буду» (Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. 1993. С. 92) . В Житии сказано, что кн. Андрей Дмитриевич «приложил» мон-рю «домы великыя и езера». К концу игуменства К. мон-рю принадлежали земли, находившиеся непосредственно вокруг обители, по обоим берегам Шексны, к востоку до Уломского оз., к югу до р. Славянки. Незадолго до своего преставления К. поставил игуменом мон-ря иером. Иннокентия, «сам же крайнее безмлъвие любомудръствовати хотяше». Старец, ... далее ...
БОГОРОДИЦА • Православная Энциклопедия под ...pravenc.ru
... тех или иных циклов песнопений. Древнейшие богородичные песнопения восходят к III-IV вв., напр., текст тропаря ῾Υπὸ τὴν σὺν εὐσπλαγχνίαν () был найден на папирусе III в., происходящем из Египта (Giamberardini G. Il culto mariano in Egitto. Jerusalem, 1975. N 24. P. 96; Roberts C. Catalogue of the Greek and Latin papiry in the John Rayland library. Princeton, 1938. P. 150) . Иконография Изображения Богородицы занимают исключительное место в христ. иконографии, свидетельствуя о Ее значении в жизни Церкви. Почитание Богородицы основывается на догмате о Боговоплощении: ( кондак 1-й недели Великого поста ) , поэтому впервые Ее изображение появляется в таких сюжетах, как «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов». Отсюда развиваются впосл. др. иконографические темы, отражающие догматический, литургический и исторический аспекты почитания Богородицы. О догматическом значении образа Богородицы свидетельствует Ее изображение в алтарных апсидах, поскольку Она символизирует Церковь. История Церкви от прор. Моисея до Рождества Христова предстает как действие Промысла о рождении Той, через Которую осуществится спасение мира, поэтому образ Богородицы занимает центральное место в ... далее ...
расширенный поиск подписаться на rss-канал ...pravenc.ru
... традиция История музыки. Западная традиция Церковное пение Ключевые слова: Святые Римско-католической Церкви Амабилий ( 397 - ок. 475 ) , регент собора г. Арвернора, затем приходской священник, святой ( пам. зап. 1 нояб., 11 июня ) Священники Римско-католической Церкви Регенты церковные католические См. также: АГРИКОЛА СУАСОНСКИЙ († ок. 532) , свящ., св. (пам. зап. 20 окт.) АКВИЛИН († ок. 650) , сщмч. Миланский (пам. зап. 29 янв.) АЛЬФОНСО МАРИЯ ДИ ЛИГУОРИ ( 1696-1787 ) , итал. свящ., теолог, св. католич. Церкви (пам. зап. 1 и 2 авг.) АНДРЕЙ († кон. IX в.) , архидиак. Фьезольский, св. (пам. зап. 22 авг.) , ААРОН первый ветхозаветный первосвященник АББОН ИЗ ФЛЁРИ ( 940 или 945-1004 ) , мч. (пам. зап. 13 нояб.) , бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри) , сторонник клюнийской реформы, ученый АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста) АВГУЛ (нач. VI в.?) , еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2014 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» © 2007г. Сделано в Stack ... далее ...
ГУГО • Православная Энциклопедия под редакцией ...pravenc.ru
... Церковь Ключевые слова Святые Римско-католической Церкви Гуго (нач. X в.) , св. (пам. зап. 20 апр., открытие мощей - 13 дек.) , приор Анзи ( совр. Анзи-ле-Дюк, Франция ) Приоры Анзи-ле-Дюк (Франция) , католический монастырь См. также АНДЖЕЛИКО Фра Джованни да Фьезоле (в миру Гвидо ди Пьетро; между 1387 и 1400-1455) , итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, св. католич. Церкви, (пам. 18 марта) ААРОН первый ветхозаветный первосвященник АББОН ИЗ ФЛЁРИ ( 940 или 945-1004 ) , мч. (пам. зап. 13 нояб.) , бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри) , сторонник клюнийской реформы, ученый АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста) АВГУЛ (нач. VI в.?) , еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.) АВГУРИЙ, ИУЛИЙ, ИУЛИАН, ВИНЦЕНТИЙ И ЭКЛОДИЙ мученики Испанские (пам. зап. 21 авг.) АВГУСТ мч. Италийский (пам. зап. 9 апр.) АВГУСТ († ок. 440) , епископ, исп. (пам. зап. 2 мая) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2014 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» © 2014г. Сделано в Stack ... далее ...
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ • Православная ...pravenc.ru
... Среди не вошедших в совр. Триодь стихир выделяются 2 акростишных произведения: алфавитный гимн, разделенный в рукописи на 6 стихир, но написанный, видимо, как цельное развернутое произведение (нач. : ̀ρδβλθυοτεΑισμα καινὸν ᾄσωμεν, λαοί) Песнь новую воспоим, людие ( ; см. : Chourga ï a. P. 243-245 ) ; небольшой текст из 6 строк с акростихом ΩΣΑΝΝΑ ( нач. : ̀ρδβλθυοτεΟφθης ἐκ παρθένου̇ ) Видим быв от Девы... ( ; см. : Quinlan. P. 205 ) . Предпразднственных песнопений в строгом смысле этого слова у праздника В. Г. в И. нет, однако трипеснцы, седальны и стихиры-подобны всей 6-й седмицы Великого поста имеют ярко выраженный предпразднственный характер ( напр. : ) понедельник, седален по 3-й кафизме (;) понедельник, заключительный тропарь трипеснца (;) среда, заключительный тропарь трипеснца (;) четверг, подобен на «Господи, воззвах» () . Лит. : Νικόδημος ῾Αγιορείτης. ῾Εορτοδρόμιον. Θεσσαλονίκη, 19873. Τ. 1; Дебольский Г. С. , прот. Дни богослужения правосл. Церкви. СПб., 1840, 1901. М., 1996р; Красносельцев Н. Ф. Богослужение Иерусалимской Церкви в кон. IV в. Каз., 1888; Дмитриевский А. А. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X вв. Каз., ... далее ...
Датировка редакций основывается на косвенных ...pravenc.ru
... от князей и бояр, упоминаемых в Житии. Единственное исключение - вклад кн. Андрея Дмитриевича - «село Великое на Волочке» (АСЭИ. Т. 2. № 44) . Очевидно, что от вклада патрона Белозерского монастыря игумен не мог отказаться. По предположению Ивиной, грамота на с. Великое была дана мон-рю уже в конце игуменства К., во время приезда кн. Андрея Дмитриевича на Белоозеро (до июля 1422) . Возможно, тогда князя сопровождала его жена кнг. Агриппина (Аграфена) Александровна, дочь стародубского кн. Александра Патрикеевича, упоминаемая в Житии. Княгиня хотела угостить братию рыбными блюдами во время Великого поста. Но К. не разрешил нарушать монастырский устав: «Аще сице сътворю, то сам аз уставу манастырьскому разорител буду» (Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. 1993. С. 92) . В Житии сказано, что кн. Андрей Дмитриевич «приложил» мон-рю «домы великыя и езера». К концу игуменства К. мон-рю принадлежали земли, находившиеся непосредственно вокруг обители, по обоим берегам Шексны, к востоку до Уломского оз., к югу до р. Славянки. Незадолго до своего преставления К. поставил игуменом мон-ря иером. Иннокентия, «сам же крайнее безмлъвие любомудръствовати хотяше». Старец, ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Великого поста
Справочник - ПОИСКОВ.РФ