Великого поста

из Источника http://pravenc.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ВЕЛИКИЙ ПОСТpravenc.ru
... В. п. в ранней Церкви Формирование структуры и принципов проведения В. п. заняло неск. столетий и было тесно связано с развитием церковного года. Истоки В. п. следует видеть в пасхальном посте, к-рый во II-III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха изначально понималась христианами двояко: как праздник Воскресения или и как воспоминание Страстей) и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия. Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, уже в III в. он мог длиться от одного дня до 40 часов или целой седмицы. В частности, 40-часовой пост (проводившийся в полном воздержании от пищи) уже соединял в себе два основных значения, к-рые позднее легли в основу В. п. - подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане ( Мф 4. 1-2; Мк 1. 12-13; Лк 4. 1-2 ) и подготовку к празднику Пасхи (см. послание сщмч. Иринея Лионского папе Виктору: Euseb. Hist. eccl. 5. 24. 12-13) . 6-дневный пост перед Пасхой отмечается в сир. «Дидаскалии апостолов» (III в.) и в 1-м каноническом послании свт. Дионисия Великого (Ɨ 265) . В александрийских источниках 2-й пол. III-IV в. (напр., Orig. In Lev. 10. ... далее ...
ИСПАНО-МОСАРАБСКИЙ ОБРЯД • Православная ...pravenc.ru
... в визант. традиции называются «готовящиеся ко просвещению») . Обряд traditio symboli (передача Символа веры) совершается на праздник Входа Господня в Иерусалим. Этой день называют также capitilavium, поскольку в этот день принято омывать головы infantes ( букв. - младенцев ) , которых готовят к помазанию (Isid. Hisp.) De eccl. offic. I 28. 2 (. Исследователи расходятся в интерпретации этой фразы. Одни полагают, что под «младенцами» имеются в виду желающие принять Крещение, переходящие в разряд competentes. Соответственно обряд омовения связывается с тем, что в течение Великого поста competentes совершали аскетические обряды) в частности, посыпали головы пеплом (и не мылись. Другие видят здесь свидетельство о крещении детей, которое совершалось, как и в визант. обряде, не на Пасху, а в Лазареву субботу. Однако, в какой момент происходило само помазание) на праздник Входа Господня или позже (, неясно) хотя общей для Запада практикой было освящать елей для помазания в Великий четверг, испан. источники об этом умалчивают (. У св. Исидора встречаются сведения об экзорцизмах, к-рые включали помимо заклинаний обряд вкушения соли и помазание елеем) Ibid. ... далее ...
. Нет подтверждений тому, что порядок ежедневных ...pravenc.ru
... также в его месяцесловной части ( [Т. 1. ] С. 256-262 ) . Во время В. с «Аллилуия» совершают земные поклоны; прокимен дня заменяется на аллилуиарий (но не накануне понедельника) ; после « » поются не тропари рядового святого, а фиксированные вечерние тропари: « », тропарь св. Иоанну Предтече, тропарь всем святым ( все 3 - с земными поклонами ) , тропарь Божией Матери « » (без поклона) ; сугубая ектения заменяется на « » (40 раз) , « », « », « »; за возгласом « » вместо « » читается « »; совершаются 16 поклонов (3 земных, 12 поясных, 1 земной) с молитвой прп. Ефрема Сирина. В период Великого поста В. в будние дни оканчивается так же, как В. с «Аллилуия» в период малых постов, но есть существенные отличия: вечером по средам и пятницам и в нек-рых др. случаях В. соединяется с литургией Преждеосвященных Даров; вечером по понедельникам, вторникам и четвергам она фактически включается в состав последования изобразительных (и из-за этого теряет начальный возглас, а по окончании В. читаются заключительные молитвословия изобразительных) ; вместо аллилуиария поются прокимны Триоди и читаются паремии; после 16 поклонов бывает конечное Трисвятое. Особый устав имеет В. вечером в ... далее ...
ИМЯСЛАВИЕpravenc.ru
... если сию молитву перестали творить те, кто соединял с ней нелепое суеверие и, следовательно, творил молитву, будучи в прелести. Скорблю о том, что из-за этой книги произошло на св. Афоне великое смятение и ссоры… Это никого не радует, кроме диавола, воспользовавшегося высокоумием мало учившегося богословию автора и исполнившего его последователей таким гневом» (Антоний) Храповицкий (, архиеп.) Мон-рь во имя вмч. Пантелеимона на Афоне Мон-рь во имя вмч. Пантелеимона на Афоне Ответом на публикации в «Русском иноке» стали статьи иеросхим. Антония (Булатовича) в защиту И. В 1912 г. во время Великого поста он написал ст. «О молитве Иисусовой», к-рую опубликовал отдельной брошюрой после одобрения ее С. -Петербургским духовно-цензурным комитетом. В этой статье, насыщенной ссылками на Свящ. Писание и на труды прав. Иоанна Кронштадтского, он писал: «Истинная, живая христианская вера, как душа с телом, всегда соединяется с пламенной молитвой к Господу, а вместе с тем и с живою верою в силу молитвенного призывания Имени Божия. Без веры во Имя Божие, без исповедания, что с Именем Божиим соприсутствует Сам Бог, что с Именем Иисусовым соприсутствует Сам Иисус… невозможно стать ... далее ...
КАРИОФИЛЛpravenc.ru
... Евхаристии, он отвечал: «Самые те истинные Тело и Кровь Господа, и все, чему учат православные о святейшем Таинстве, он исповедует, презирает лишь слово «пресуществление»». С др. стороны, на вопрос: «Чтo вкушает верный и праведный причастник? » - К. отвечал, что «истинные Тело и Кровь»; а на вопрос: «Чтo вкушает грешник? » - отвечал: «Простой хлеб, то есть кусочек пищи, не причастный никакой святости». В конце концов поскольку «тетради» получили большое распространение, патриархи К-польский Каллиник II Акарнан и Иерусалимский Досифей приняли решение созвать Собор в субботу 1-й седмицы Великого поста 1691 г. Итогом Собора стало составление томоса. В его 1-й части на основе «Исповедания православной веры» патриарха Досифея, вошедшего в заключительную 6-ю часть актов Иерусалимского Собора 1672 г., излагается правосл. учение о сущностном изменении хлеба и вина в Тело и Кровь Господа и реальном присутствии всего Христа в Евхаристии. Во 2-й части речь идет непосредственно о термине: утверждается его тождественность святоотеческому термину «преложение» (μεταβολή) ; поясняется, что Церковь воспользовалась словом «пресуществление» в целях борьбы с еретиками, отрицающими ... далее ...
ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕpravenc.ru
... , «Тебе поем» (1997; песнопения литургии для смешанного хора) . Сборники издавались достаточно большими тиражами (сб. «Благослови, душе моя, Господа» - 15 тыс. экз.) . Братство во имя Всемилостивого Спаса выпустило сборники песнопений для приходских хоров: «Ектении» и «Милость мира» ( 1991; ред. -сост. : Е. Б. Резниченко ) , «Достойно есть; О Тебе радуется» (1991; сост. : Ю. В. Лавданская, Е. Б. Резниченко) , «Иже херувимы» (1992; сост. : Л. П. Барс, Т. И. Королёва, Е. Б. Резниченко) , а также репринтное изд. «Трехголосного церковного пения» А. Н. Бекаревича ( 1992. Ч. 1: Песнопения Великого поста ) до Страстной седмицы ( ; Ч. 2: Песнопения Страстной седмицы ) . ПСТБИ были опубликованы издания: «Похвалы Великой субботы» (под ред. Л. П. Заманской и П. Латифи; 2007) , «Азбука осмогласия. Вып. 1: Стихиры» (сост. : Л. П. Заманская, О. А. Тартаковская; 2008) , «Образцы церковных песнопений и духовно-муз. сочинений: Хрестоматия: Прил. к учеб. пособию «Регентское мастерство»» (сост. : Т. И. Королева, В. Ю. Перелешина; 2009) . Московские правосл. регентские курсы при ц. Трех святителей на Кулишках ( МПРК; руководитель Е. С. Кустовский ) выпускают, в т. ч. в ... далее ...
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫpravenc.ru
... Лекционарии, отражающие литургическую практику Иерусалима VII в., уже содержат под 25 марта особый праздник Б. (Кекелидзе. С. 55-56; Tarchnishvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars. 1. ] P. 43-45) лат. пер. : [Pars. 2. ] P. 40-41 () . Поскольку сведения о к-польском богослужении V-VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Б. в этот период в К-поле утверждать нельзя, но в VI в. прп. Роман Сладкопевец написал кондак на Б. ( SC. 110. P. 13-41 ) ; к кон. VII в. - это уже один из самых почитаемых здесь праздников: Трул. 52 запрещает совершение полной литургии в период Великого поста, за исключением суббот, воскресений и праздника Б. Прав. 52 Трул. ( 691-692 ) восходит к прав. 49 Лаодик. (ок. 343) , разрешающему совершать полную литургию Великим постом только по субботам и воскресеньям. Но, хотя 49 прав. Лаодик. не упоминает Б., это не упраздняет вовсе возможности совершения благовещенской службы; скорее, можно сделать вывод, что первоначально праздник в те годы, когда он попадал на будние дни поста, мог переноситься на субботу или воскресенье. Перенесение памятей почитаемых святых в седмичные дни поста на субботу или воскресенье широко практиковалось ... далее ...
ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН • Православная Энциклопедия ...pravenc.ru
... в те же дни, когда читается Евангелие на утрене (кроме, возможно, Воздвижения Креста) , а также в среду Крестопоклонной седмицы Великого поста (Преполовение поста) и на праздник Преполовения Пятидесятницы. Подготовительный цикл к Великому посту в Е. Т. начинается, как и в позднейших памятниках, с Недели о мытаре и фарисее. Минея Великим постом поется, за исключением Благовещения (для этого праздника в Е. Т. помещен, согласно традиции малоазийских мон-рей, корпус благовещенских глав) , только по субботам и воскресеньям, поэтому службы святым, чьи памяти пришлись на будние дни Великого поста, переносятся и поются на вечернях и утренях вместе с последованиями малых святых в период между отданием Богоявления и Неделей о мытаре и фарисее, а после этой Недели - вместо рядового канона на паннихис (Дмитриевский.) Описание. Т. 1. С. 501; Е. Т. переносит службы святым и в нек-рых др. случаях - напр., последование прмц. Евгении, чья память приходится на навечерие Рождества Христова (24 дек.) , поется 21 дек. (. Структура циклов Великого поста и Пятидесятницы - та же, что в совр. и позднейших памятниках; службы Страстной седмицы и Пасхи, как и в др. памятниках, носят ... далее ...
ЖИРОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИpravenc.ru
... выведен в склеп Успенского собора Жировицкого мон-ря) . 20 мая 1994 г. торжественно праздновали 500-летие явления Ж. и. С тех пор этот праздник отмечается при совпадении с днями Вознесения Господня или отдания Пасхи. После поздней литургии образ износится крестным ходом из Успенского собора к Явленской ц., где под открытым небом совершается молебен с акафистом Божией Матери. С 2000 г. 7 марта, 10 апр. и 3 нояб. (дни спасения обители от пожаров) к рядовым службам добавляется канон перед Ж. и. и поется великое славословие (кроме случаев, когда 7 марта и 10 апр. совпадают с периодом Великого поста, со Страстной или Светлой седмицами) . В нач. XXI в. восстановлен обычай обносить Ж. и. крестным ходом вокруг селения, как правило, это бывает 21 мая. Явление Жировицкой иконы Божией Ма-тери детям. Роспись Успенского собора Жировицкого мон-ря. Кон. 50-х гг. ХХ в. В теплое время года Ж. и. находится в местном чине иконостаса Успенского собора Жировицкого мон-ря, слева от царских врат. В день памяти Казанской иконы Божией Матери (4 нояб.) после соборного акафиста перед Ж. и. образ переносится в нижнюю Никольскую ц., под левый клирос, где пребывает зимой, на его место в ... далее ...
ГРИГОРИЙ ПАЛАМАpravenc.ru
... декретом празднование ему было принято совершать в день его кончины - 14 нояб. После установления в XV в. триодной памяти Г. П. переработанный вариант Похвального слова свт. Филофея был включен в синаксарь Постной Триоди (BHG, N 719b) . Именно этот текст вошел впосл. в состав ВМЧ под 14 нояб. (ВМЧ. СПб., 1899. Нояб., дни 13-15. Стб. 2009-2015) . История и обстоятельства перевода на слав. язык Похвального слова Г. П., помещенного в ВМЧ, нуждаются в специальном исследовании, поскольку древнейшие списки триодного синаксаря, независимо от редакции перевода, не содержат чтения на 2-ю Неделю Великого поста (перевод триодного синаксаря ок. сер. XIV в. иноком Закхеем на Афоне был осуществлен еще до включения в его состав этого агиографического произведения) . Др. Похвальное слово, посвященное Г. П., было написано К-польским патриархом Нилом ( 1379-1388 ) ( BHG, N 719; Idem PG. 151. Col. 655-678 ) . Афанасием Паросским, был издан в Вене в 1784 г. и затем включен в сб. «Неон Эклогион», составленный прп. Никодимом Святогорцем (Венеция, 1803) . В этом Житии говорилось о новых чудесах святителя и излагалось засвидетельствованное Иерусалимскими патриархами Нектарием и ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Великого поста
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"