> Давайте спасём ребёнка все вместе!? <

Великого поста

из Источника http://pravenc.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
ВЕЛИКИЙ ПОСТpravenc.ru
... В. п. в ранней Церкви Формирование структуры и принципов проведения В. п. заняло неск. столетий и было тесно связано с развитием церковного года. Истоки В. п. следует видеть в пасхальном посте, к-рый во II-III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха изначально понималась христианами двояко: как праздник Воскресения или и как воспоминание Страстей) и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия. Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, уже в III в. он мог длиться от одного дня до 40 часов или целой седмицы. В частности, 40-часовой пост (проводившийся в полном воздержании от пищи) уже соединял в себе два основных значения, к-рые позднее легли в основу В. п. - подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане ( Мф 4. 1-2; Мк 1. 12-13; Лк 4. 1-2 ) и подготовку к празднику Пасхи (см. послание сщмч. Иринея Лионского папе Виктору: Euseb. Hist. eccl. 5. 24. 12-13) . 6-дневный пост перед Пасхой отмечается в сир. «Дидаскалии апостолов» (III в.) и в 1-м каноническом послании свт. Дионисия Великого (Ɨ 265) . В александрийских источниках 2-й пол. III-IV в. (напр., Orig. In Lev. ... далее ...
ИСПАНО-МОСАРАБСКИЙ ОБРЯД • Православная ...pravenc.ru
... покрова невесты и 2 молитвы-благословения молодых - до и после причащения (. Согласно Liber commicus, чтениями брачной мессы были Иер 29. 5-7, 1 Кор 7. 1-14 и Ин 2. 1-11 или Мф 19. 3-6. В Liber ordinum есть также неск. молитв о второбрачных) подробнее см. : Ritzer K. Le Mariage dans les Églises chrétiennes du Ier au XIe siècle. P., 1970. P. 289-305 (. Покаяние Испания оказалась одним из тех регионов, где дольше других сохранялась практика, называемая покаянной) канонической (дисциплиной) см. в ст. Исповедь (. Cогласно Liber ordinum, чин покаяния совершался в понедельник в начале Великого поста: после laudes читались молитва о принятии слез кающегося, затем Пс 50 и антифон «Memento mei Domine») Помяни меня, Господи (, покаянные молитвы, а после «Отче наш» происходило облачение во власяницу и отлучение от причастия. В Великую пятницу кающиеся совершали коленопреклонение перед алтарем, епископ читал молитвы о восстановлении их крещальной чистоты и возлагал на них руки. Далее следовали молитвы об оставлении грехов и о принятии причастия. В 589 г. III Толедский Собор) 11-й канон (однозначно высказался против практики покаяния у пресвитера как способа уклонения от ... далее ...
ЗЛАТОУСТ • Православная Энциклопедия под ...pravenc.ru
... Содержание Текстология древнерус. учительный сборник устойчивого состава, в к-рый входят дидактические и гомилетические сочинения, расположенные в соответствии с годовым кругом богослужения. Известны 3 основные разновидности сборника: З. постный, содержащий статьи на дни, приготовительные к Великому посту, и на дни Великого поста; З. пятидесятный, включающий постный З., к-рый продолжен статьями на воскресные и нек-рые будние дни от Антипасхи до Недели всех святых; З. годовой, содержащий статьи на весь год начиная с Недели о мытаре и фарисее. Название сборник получил, вероятно, потому, что большинство Слов, вошедших в его состав, надписывалось именем свт. Материалы и заметки из истории древней рус. письменности: К вопросу о «Златых цепях». К., 1894 (. Первоначально тексты З., по-видимому, читались за богослужением, со временем сборник перешел в домашний обиход и стал одной из самых читаемых книг в XVI-XVIII вв. В Стоглаве З. упоминается среди «божественных», «святых душеполезных книг», к-рые следует читать «на поучение, и на просвещение, и на истинное покаяние, и на добрыа дела всем православным християном в душевную ползу») Емченко Е. Б. Стоглав: Исслед. и текст. М., ... далее ...
БЫТИЕ • Православная Энциклопедия под редакцией ...pravenc.ru
... что предзнаменовало тайну вочеловечения Сына Божия (Hilar. Pict. De Trinit. 4. 27; Chrom. Aqvil. Sermo 15) . Ясное тринитарное осмысление образа трех мужей появляется в VI в. у Кесария Арелатского (Caes. Arel. Sermo 83) . В правосл. богослужении паремии из кн. Б. звучат, во-первых, на вечернях под большинство важнейших праздников (Пасху, Рождество Христово, Богоявление, Вход Господень в Иерусалим, большинство Богородичных праздников, Обрезание Господне, Рождество св. Иоанна Предтечи, день святых Захарии и Елисаветы, соборные памяти св. отцов) ; во-вторых - на вечернях в будние дни Великого поста (по причине некогда совершавшегося постом оглашения - важнейшие книги ВЗ, в т. ч. и Б., прочитывались для оглашенных в храме, т. к. рукописные кодексы стоили дорого и купить их мог далеко не каждый) . Д. В. Зайцев Лит. : текст: Михаилов А. В. Книга Бытия прор. Моисея в древнеславянском переводе. Варшава, 1900-1903; он же. Опыт изучения текста книги Бытия прор. Моисея в древнеслав. переводе. Варшава, 1912. Ч. 1: Паримийный текст; Tov E. The Text-Critical Use of the Septuagint in Biblical Research. Jerusalem, 1981; McCarter P. K. Textual Criticism: Recovering the Text of the ... далее ...
ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ • Православная Энциклопедия ...pravenc.ru
... перевел на латынь, сделав их доступными для христ. Запада. Суровые аскетические подвиги подорвали здоровье Е. П. : он стал страдать от мочекаменной и желудочной болезни, так что в последние 2 года жизни ему пришлось ослабить строгий пост) Pallad. Hist. Laus. 38. 13; Am é lineau. P. 112; Dysinger. 2005. P. 15 (. Умер Е. П., приобщившись св. Даров в церкви на праздник Богоявления) Pallad. Hist. Laus. 38. 13 (, за неск. месяцев до того, как еп. Феофил начал гонения на монахов-оригенистов Нитрии и Келлий. В арм. святцах имя Е. П. упоминается 11 февр.) BHO, N 277 (, в копт. - в 5-е воскресенье Великого поста) BHO, N 278 (. Сочинения Е. П. написал многочисленные и всеобъемлющие труды, оказавшие большое влияние на историю христ. аскетизма. Однако из-за его осуждения на Вселенском V Соборе и последующих Вселенских Соборах лишь небольшая часть сочинений сохранилась в греч. оригинале. Нек-рые его труды, содержащие оригенистские взгляды, дошли до наст. времени в древних переводах - гл. обр. в сир. и арм., а также в лат., араб., копт. и эфиоп., поскольку монофизитские и несторианские авторы, не признавая осуждения Е. П., продолжали считать его одним из авторитетнейших аскетических ... далее ...
КИРИЛЛ • Православная Энциклопедия под редакцией ...pravenc.ru
... от князей и бояр, упоминаемых в Житии. Единственное исключение - вклад кн. Андрея Дмитриевича - «село Великое на Волочке» (АСЭИ. Т. 2. № 44) . Очевидно, что от вклада патрона Белозерского монастыря игумен не мог отказаться. По предположению Ивиной, грамота на с. Великое была дана мон-рю уже в конце игуменства К., во время приезда кн. Андрея Дмитриевича на Белоозеро (до июля 1422) . Возможно, тогда князя сопровождала его жена кнг. Агриппина (Аграфена) Александровна, дочь стародубского кн. Александра Патрикеевича, упоминаемая в Житии. Княгиня хотела угостить братию рыбными блюдами во время Великого поста. Но К. не разрешил нарушать монастырский устав: «Аще сице сътворю, то сам аз уставу манастырьскому разорител буду» (Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. 1993. С. 92) . В Житии сказано, что кн. Андрей Дмитриевич «приложил» мон-рю «домы великыя и езера». К концу игуменства К. мон-рю принадлежали земли, находившиеся непосредственно вокруг обители, по обоим берегам Шексны, к востоку до Уломского оз., к югу до р. Славянки. Незадолго до своего преставления К. поставил игуменом мон-ря иером. Иннокентия, «сам же крайнее безмлъвие любомудръствовати хотяше». Старец, ... далее ...
БОГОРОДИЦА • Православная Энциклопедия под ...pravenc.ru
... тех или иных циклов песнопений. Древнейшие богородичные песнопения восходят к III-IV вв., напр., текст тропаря ῾Υπὸ τὴν σὺν εὐσπλαγχνίαν () был найден на папирусе III в., происходящем из Египта (Giamberardini G. Il culto mariano in Egitto. Jerusalem, 1975. N 24. P. 96; Roberts C. Catalogue of the Greek and Latin papiry in the John Rayland library. Princeton, 1938. P. 150) . Иконография Изображения Богородицы занимают исключительное место в христ. иконографии, свидетельствуя о Ее значении в жизни Церкви. Почитание Богородицы основывается на догмате о Боговоплощении: ( кондак 1-й недели Великого поста ) , поэтому впервые Ее изображение появляется в таких сюжетах, как «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов». Отсюда развиваются впосл. др. иконографические темы, отражающие догматический, литургический и исторический аспекты почитания Богородицы. О догматическом значении образа Богородицы свидетельствует Ее изображение в алтарных апсидах, поскольку Она символизирует Церковь. История Церкви от прор. Моисея до Рождества Христова предстает как действие Промысла о рождении Той, через Которую осуществится спасение мира, поэтому образ Богородицы занимает центральное место ... далее ...
расширенный поиск подписаться на rss-канал ...pravenc.ru
... Римско-католической Церкви Амабилий ( 397 - ок. 475 ) , регент собора г. Арвернора, затем приходской священник, святой ( пам. зап. 1 нояб., 11 июня ) Священники Римско-католической Церкви Регенты церковные католические См. также: АГРИКОЛА СУАСОНСКИЙ († ок. 532) , свящ., св. (пам. зап. 20 окт.) АКВИЛИН († ок. 650) , сщмч. Миланский (пам. зап. 29 янв.) АЛЬФОНСО МАРИЯ ДИ ЛИГУОРИ ( 1696-1787 ) , итал. свящ., теолог, св. католич. Церкви (пам. зап. 1 и 2 авг.) АНДРЕЙ († кон. IX в.) , архидиак. Фьезольский, св. (пам. зап. 22 авг.) , ААРОН первый ветхозаветный первосвященник АББОН ИЗ ФЛЁРИ ( 940 или 945-1004 ) , мч. (пам. зап. 13 нояб.) , бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри) , сторонник клюнийской реформы, ученый АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста) АВГУЛ (нач. VI в.?) , еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2014 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» © 2007г. Сделано в Stack ... далее ...
ГУГО • Православная Энциклопедия под редакцией ...pravenc.ru
... Церковь Ключевые слова Святые Римско-католической Церкви Гуго (нач. X в.) , св. (пам. зап. 20 апр., открытие мощей - 13 дек.) , приор Анзи ( совр. Анзи-ле-Дюк, Франция ) Приоры Анзи-ле-Дюк (Франция) , католический монастырь См. также АНДЖЕЛИКО Фра Джованни да Фьезоле (в миру Гвидо ди Пьетро; между 1387 и 1400-1455) , итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, св. католич. Церкви, (пам. 18 марта) ААРОН первый ветхозаветный первосвященник АББОН ИЗ ФЛЁРИ ( 940 или 945-1004 ) , мч. (пам. зап. 13 нояб.) , бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри) , сторонник клюнийской реформы, ученый АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста) АВГУЛ (нач. VI в.?) , еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.) АВГУРИЙ, ИУЛИЙ, ИУЛИАН, ВИНЦЕНТИЙ И ЭКЛОДИЙ мученики Испанские (пам. зап. 21 авг.) АВГУСТ мч. Италийский (пам. зап. 9 апр.) АВГУСТ († ок. 440) , епископ, исп. (пам. зап. 2 мая) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2014 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» © 2014г. Сделано в Stack ... далее ...
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ • Православная ...pravenc.ru
... . Среди не вошедших в совр. Триодь стихир выделяются 2 акростишных произведения: алфавитный гимн, разделенный в рукописи на 6 стихир, но написанный, видимо, как цельное развернутое произведение (нач. : ̀ρδβλθυοτεΑισμα καινὸν ᾄσωμεν, λαοί) Песнь новую воспоим, людие ( ; см. : Chourga ï a. P. 243-245 ) ; небольшой текст из 6 строк с акростихом ΩΣΑΝΝΑ ( нач. : ̀ρδβλθυοτεΟφθης ἐκ παρθένου̇ ) Видим быв от Девы... ( ; см. : Quinlan. P. 205 ) . Предпразднственных песнопений в строгом смысле этого слова у праздника В. Г. в И. нет, однако трипеснцы, седальны и стихиры-подобны всей 6-й седмицы Великого поста имеют ярко выраженный предпразднственный характер ( напр. : ) понедельник, седален по 3-й кафизме (;) понедельник, заключительный тропарь трипеснца (;) среда, заключительный тропарь трипеснца (;) четверг, подобен на «Господи, воззвах» () . Лит. : Νικόδημος ῾Αγιορείτης. ῾Εορτοδρόμιον. Θεσσαλονίκη, 19873. Τ. 1; Дебольский Г. С. , прот. Дни богослужения правосл. Церкви. СПб., 1840, 1901. М., 1996р; Красносельцев Н. Ф. Богослужение Иерусалимской Церкви в кон. IV в. Каз., 1888; Дмитриевский А. А. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X вв. Каз., ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Великого поста
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера