> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Афанасий Великий

из Источника http://pravenc.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017
АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ • Православная Энциклопедия ...pravenc.ru
... Афанасий Великий. Фреска собора мон-ря прп. Антония Великого в Египте. XIII в. Жизнь Документы и письменные источники, повествующие о жизни и неустанной деятельности А. В., многочисленны и разнообразны. В первую очередь к ним относятся собственные сочинения святителя, содержащие автобиографические сведения: 3 «Защитительных слова» («Апологии») , «История ариан» и послание об Аримино-Селевкийском Соборе, составлявшиеся в 50-х гг. IV в. Эти сочинения важны не только как свидетельства А. В. о собственных взглядах и деятельности, но и как памятники, содержащие в своем составе немало подлинных документов (посланий императоров и епископов, актов Соборов) . Многочисленные послания А. В. (в особенности 1-е и 2-е «Послания к Серапиону Тмуисскому», «К епископам Африки») расширяют представление о его пастырской, общецерковной и политической деятельности. Роль А. В. в становлении монашества и его постепенной организации в рамках церковной иерархии отражена в «Посланиях к монахам» и в «Житии св. Антония». Свидетельствами о жизни и деятельности А. В. являются также сборники офиц. документов, составленные, очевидно, в апологетических целях при жизни святителя и не без его участия, среди ... далее ...
ИКОНОМИЯ Икономи́я [греч. οἰκονομία, букв. ...pravenc.ru
... II Всел. 2, где оно еще лишено указанного узкого значения (более позднее употребление этого выражения имеется, напр., в постановлении К-польского патриарха Каллиника II от 1701 г. : «ἐκκλησιαστικῆς περ τούτου οἰκονομίας τυχεῖν» - Γεδεών. 1888. Τ. 1. Σ. 93) Византийские авторы не оставили систематического учения об И., затрагивая в своих произведениях лишь отдельные стороны этого принципа. Понятие «И. » используется в самом общем смысле, часто вне строго юридического контекста, обозначая обычно целесообразное действие компетентной церковной власти (LHuillier. 1983. S. 27 sqq.) . Свт. Афанасий I Великий в письме к еп. Руфиниану по поводу клириков, временно вступивших в общение с арианами, поясняет, что снисходительного отношения заслуживают те из них, кто были увлечены насилием и нуждой и к тому же пошли на это «с неким благоусмотрением» ( πως οἰκονομικῶς - Athanas. Alex. ) Ep. ad Rufinianum PG. 26. Col. 1180 (, т. е. имея в виду не соображения собственного благополучия, а интересы вверенного им служения. В письме к Аммуну, не используя самого термина, он указывает на меру, которая позднее начинает квалифицироваться как церковная И. : «Одно и то же в известном ... далее ...
ВИКТОРИН МАРИЙpravenc.ru
... 21, ср. : Enn. V 1. 6; Adv. Ar. IV 22. 8, ср. : Enn. V 2. 1; Mar. Vict. In Galat. 4. 3, ср. : Enn. IV 4) . Однако в целом неоплатонизм В. М. не был плотиновским: греч. лексика, к-рую он использует, не свойственна Плотину, а основные элементы учения восходят к Порфирию (Hadot. 1968. T. 1. P. 79-143; 1971. P. 203) . На мысль В. М. повлияли также анонимный неоплатонический комментарий на «Парменида» Платона и «Халдейские оракулы», откомментированные Порфирием. На антиарианское богословие В. М. наибольшее влияние оказали Василий и Маркелл, епископы Анкирские ( Ibid. P. 271-273, 282 ) , свт. Афанасий Великий (Mar. Vict. Adv. Ar. III, ср. : Athanas. Alex. Ad Antiochenos; Adv. Ar. I 21. 41, 30. 8, 32. 24, 41. 9-18, ср. : Athanas. Alex. De Synod. 53) , возможно, Фебадий и Григорий, еп. Эльвирский. На экзегетику В. М. определенное влияние оказал Ориген (Hadot. 1971. P. 282) . Богопознание Согласно В. М., существуют 2 вида богопознания - мудрость и откровение (sapientia et revelatio) : «Или мы сами познаем Бога и обретаем познание о Божественном, или же [получаем] некое откровение, то есть как бы внешнее наставление, которое показывает нам Бога и все Божественное» (In Ephes. 1. 18) . ... далее ...
БЫТИЕ • Православная Энциклопедия под редакцией ...pravenc.ru
... есмь; Ему причастно все, что существует, - разумные и неразумные твари, праведные и грешные» (Orig. De princip. I 3. 6) . Б. Сына Ориген рассматривает как совечное Б. Отца (Ibid. IV 28) ; говоря об общем участии Лиц Пресв. Троицы в сотворении мира, различает и Их особые благодатные «действия»: Бог Отец «сообщает всем существам бытие по естеству» (Ibid. I 3. 7) , Сын Божий «сообщает разумную природу» и «помогает существам быть добрыми», у Св. Духа «есть также иная благодать, которая подается достойным, устрояется при посредстве Христа, а производится (inoperatur) Отцом» (Ibidem) . Свт. Афанасий Великий ( ок. 295-373 ) характеризует Б. Божие как подлинное Б., отличающееся от бытия-становления: Бог есть «истинно Сущий» (Athanas. Alex. Or. contr. gent. 9, 30, 41; Or. contr. arian. III 63; De decret. Nic. Syn. 11) , ибо Он один имеет Б. Сам по Себе (De decret. Nic. Syn. 11) . Свт. Иларий, еп. Пиктавийский ( ок. 315-367 ) , в основу своего учения о Боге положил понятие об истинном Б. (esse) . По мнению святителя, именно это имеется в виду в Исх 3. 14, где Сам Бог называет Себя «Сущий» (или, в Vetus Latina, «ego sum qui sum», «Я есмь Тот, Кто есмь») : «Ибо нет ничего более ... далее ...
Дата рождения А. устанавливается по его ...pravenc.ru
... Христос приносится «как человек, как подверженный страданиям, и [одновременно] приносит Самого Себя, как Первосвященник, чтобы отпустить нам наши грехи» (De offic. ministr. I 238) . Он - Агнец Божий, взявший на себя грехи мира. Жертва Сына Божия имела в очах Божиих бесконечную ценность и потому послужила умилостивлением Бога и имела своим следствием отпущение грехов. Влияние иной традиции можно увидеть в учении А. о том, что смерть Христова явилась удовлетворением разгневанному Богу за грехи человечества, над к-рым тяготел вынесенный в раю справедливый Божественный приговор. Как и свт. Афанасий Великий, А. полагает, что этот приговор не мог быть просто отменен, ибо это не соответствовало бы правде Божией. И вот «Спаситель, чтобы в Своем Лице исполнить приговор (sententiam) всему человечеству, принял смерть, чтобы удовлетворить этому приговору (judicato) ... Oн Сам стал за нас проклятием, чтобы [Божие] благословение поглотило проклятие, непорочность сменила бы грех, милость - приговор. [Так] человек был восстановлен в своих прежних правах, и так было выполнено условие Божественного приговора» (De fuga saec. 44) . Это было примирением (reconsiliatio) людей с Богом, к-рые в ... далее ...
ДИДИМ СЛЕПЕЦpravenc.ru
... Сын - Бог; так и Св. Дух носит имя Господа и, стало быть, имя Бога (De Spirit. Sanct. 29) 131 () . Термин «единосущный» находит применение у Д. С. для утверждения божественности Воплощенного Слова (Христа) : Он есть Бог от Бога и Свет от Света; Он существует прежде всего, и все существует в Нем ( In Zach. I 151-153 ) . «Одно Божество (μία θεότης) Отца, Сына и Святого Духа» (Ibid. V 99) . Для обозначения божественной природы Д. С. употреблял термины οὐσία и φύσις (сущность и природа) , для обозначения Божественных Лиц - ὑπόστασις и πρόσωπον (ипостась и лицо) . Однако иногда, как и свт. Афанасий Великий, термины «сущность» и «ипостась» он употреблял синонимически. Единство сущности Божией и различие Ипостасей Д. С. выражает следующим образом: «Спаситель говорит, что Св. Дух посылается от Отца в Его ( Сына. - П. М. ) имя, а собственно имя Спасителя есть Сын, следовательно, из этих слов доказывается общность природы и, так сказать, собственные признаки Лиц... Посланный во имя Сына от Отца Св. Дух должен быть понимаем не рабом, не иным и не разделенным от Сына» (De Spirit. Sanct. 30) 133 () ; «Троица объединяется единством сущности» ( substantiae unitate - Ibid. 19 ) 86 () ... далее ...
ЕСФИРИ КНИГАpravenc.ru
... 1992. P. 1-3 ) . Книга прор. Даниила в рукописях, выделяющих «свитки» в особую последовательность, помещается до или после всей этой группы. II. В христианской традиции. Менее определенное положение Е. к. занимает в греч. Библии. Так, Мелитон Сардский (Euseb. Hist. eccl. IV 26) , свт. Григорий Назианзин (Greg. Nazianz.) De sect. II (и список канонических книг, приписываемый свт. Афанасию Великому) PG. 28. Col. 284-437 (, о ней вообще не упоминают. В ряде свидетельств она помещена среди неканонических) οὐ κανονιζόμενα (, или спорных) ὅσαι ἀντιλέϒονται κα οὐκ ἐκκλησιάζονται (, книг) свт. Афанасий Великий - Ibidem; Никифор I, патриарх К-польский, и др. - Swete H. B. The Old Testament in Greek Аccording to the Septuagint. Camb., 19142. P. 209-210 (. В тех случаях, когда Е. к. причисляется к канону ВЗ, она, как правило, располагается ближе к концу списка, после поэтических и пророческих книг) см., напр. : Ioan. Damasc. De fide orth. IV 17 (, реже - после Книг Царств и Книг Паралипоменон и перед поэтическими и пророческими книгами) см., напр. : Ап. 84 (, после поэтических и перед пророческими) Codex Vaticanus (или после пророческих и перед поэтическими) Codex Alexandrinus ... далее ...
ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬpravenc.ru
... империи. Приток верующих, многие из к-рых остаются в Палестине на долгие годы, способствует быстрому развитию ИПЦ, а соприкосновение христиан из регионов с разными культурами и традициями постепенно делает Палестину одним из важнейших центров общения для христиан всего мира.) Пещера обретения Креста Господня в храме Гроба Господня Пещера обретения Креста Господня в храме Гроба Господня Имп. Константин скончался, не успев осуществить свое желание посетить св. места. Но среди известных людей позднерим. эпохи многие совершали паломничества в Палестину. В Св. земле неоднократно бывал свт. Афанасий Великий, как правило во время многочисленных поездок по разным областям Римской империи в борьбе за Православие, а также за свои права на Александрийский престол. Ок. 357 г. Иерусалим и св. места посетил свт. Василий Великий (Basil. Magn.) Ep. 223. 2 PG. 32. Col. 824 (. В 382-383 гг. в Иерусалиме был свт. Григорий Нисский, к-рый участвовал здесь в выборах епископа для Бостры Аравийской и в прениях о вере с мелкими сектами коллиридиан и антидикомарианитов) Greg. Nyss. Ep. 2 PG. 46. Col. 1009-1016; Idem. De vita Macr. 1 Ibid. Col. 960 (. При этом свт. Григорий выступал с ... далее ...
ИТАЛИЯ. Ipravenc.ru
... в городах действовали курии, выполнявшие фискальные функции под руководством нового правителя. В отличие от др. варварских гос-в «королевство» Одоакра не носило племенного характера: скиры, соплеменники Одоакра, находились в равном положении с др. варварами. Предпринятое на рубеже III и IV вв. разделение территории И. на 2 диоцеза определило особенности церковной организации. Еп-ства Субурбикарной И. традиционно тяготели к Риму, к-рый к кон. IV в. стал митрополией всего диоцеза. Определенной автономией обладали епископы Сицилии и Сардинии, поэтому некоторые вост. авторы ( напр., свт. Афанасий I Великий ) считали епископов Сиракуз и Каралиса местными митрополитами. Со времени св. Петра Хрисолога († 450) важную роль в церковной жизни Центр. Италии стал играть епископ г. Равенна, где находилась резиденция западнорим. императора. Особый статус Равеннского епископа был основан исключительно на близости к имп. двору. В Аннонарной И. сложились крупные церковно-адм. образования с центрами в Медиолане и Аквилее. Рост влияния епископов Медиолана (до 402 город имел статус имп. резиденции) в провинциях Лигурия, Аннонарная Тусция, Коттиевы Альпы, Реция был связан с деятельностью ... далее ...
ГЕРМАНИЯ. Часть Ipravenc.ru
... совр. Г. По преданию, их первыми епископами были легендарные ученики ап. Петра: св. Кресцентий - в Майнце, святые Евхарий, Валерий и Матерн - в Трире, тот же св. Матерн - в Кёльне. Однако первое достоверное упоминание епископов Трира и Кёльна относится к 314 г., когда еп. Трирский св. Агреций († 333) вместе с еп. Кёльнским Матерном принял участие в Арелатском Соборе. Еп-ство в Аргенторате засвидетельствовано в 346 г., в Майнце - в 368 г. Ок. 326 г. имп. Константин I Великий начал строительство в Трире кафедрального собора во имя Пресв. Богородицы, куда была помещена обретенная св. имп. Афанасий I Великий. В «Исповеди» блж. Августина упоминается существование поселения «нищих духом» в окрестностях Трира ( Aug. Confess. 8. 6, 15 ) . В 370-380-х гг. Трир дважды посетил свт. Мартин Милостивый, еп. г. Туроны (совр. Тур) , и предположительно основал там мон-рь. В 386 г. на Трирском Соборе был осужден Присциллиан, к-рого затем казнил находившийся в городе узурпатор Магн Максим. Это вызвало протест свт. Мартина и привело к церковному расколу, окончившемуся отказом от сана Трирского еп. Феликса (398) . В альпийской Реции, на верхнем и среднем Дунае христианство ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Афанасий Великий
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера