Афанасий Великий

из Источника http://pravenc.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015

АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ • Православная Энциклопедия ...pravenc.ru
... Афанасий Великий. Фреска собора мон-ря прп. Антония Великого в Египте. XIII в. Жизнь Документы и письменные источники, повествующие о жизни и неустанной деятельности А. В., многочисленны и разнообразны. В первую очередь к ним относятся собственные сочинения святителя, содержащие автобиографические сведения: 3 «Защитительных слова» («Апологии») , «История ариан» и послание об Аримино-Селевкийском Соборе, составлявшиеся в 50-х гг. IV в. Эти сочинения важны не только как свидетельства А. В. о собственных взглядах и деятельности, но и как памятники, содержащие в своем составе немало подлинных документов (посланий императоров и епископов, актов Соборов) . Многочисленные послания А. В. (в особенности 1-е и 2-е «Послания к Серапиону Тмуисскому», «К епископам Африки») расширяют представление о его пастырской, общецерковной и политической деятельности. Роль А. В. в становлении монашества и его постепенной организации в рамках церковной иерархии отражена в «Посланиях к монахам» и в «Житии св. Антония». Свидетельствами о жизни и деятельности А. В. являются также сборники офиц. документов, составленные, очевидно, в апологетических целях при жизни святителя и не без его участия, среди ... далее ...
ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬpravenc.ru
... империи. Приток верующих, многие из к-рых остаются в Палестине на долгие годы, способствует быстрому развитию ИПЦ, а соприкосновение христиан из регионов с разными культурами и традициями постепенно делает Палестину одним из важнейших центров общения для христиан всего мира.) Пещера обретения Креста Господня в храме Гроба Господня Пещера обретения Креста Господня в храме Гроба Господня Имп. Константин скончался, не успев осуществить свое желание посетить св. места. Но среди известных людей позднерим. эпохи многие совершали паломничества в Палестину. В Св. земле неоднократно бывал свт. Афанасий Великий, как правило во время многочисленных поездок по разным областям Римской империи в борьбе за Православие, а также за свои права на Александрийский престол. Ок. 357 г. Иерусалим и св. места посетил свт. Василий Великий (Basil. Magn.) Ep. 223. 2 PG. 32. Col. 824 (. В 382-383 гг. в Иерусалиме был свт. Григорий Нисский, к-рый участвовал здесь в выборах епископа для Бостры Аравийской и в прениях о вере с мелкими сектами коллиридиан и антидикомарианитов) Greg. Nyss. Ep. 2 PG. 46. Col. 1009-1016; Idem. De vita Macr. 1 Ibid. Col. 960 (. При этом свт. Григорий выступал с ... далее ...
АРИАНСТВОpravenc.ru
... к доникейской терминологии. Этот Собор вызвал появление серии из 5 догматических формул. Важнейшая из них 2-я- древний символ, связываемый с именем мч. Лукиана, к-рый содержал между прочим и такое важное утверждение о божестве Сына: «Бога от Бога... неотличный образ божества Отца, как существа, так и силы, воли и славы». Эту формулу цитирует Иларий Пиктавийский, ее, как единственный результат Собора, приводят затем мн. вост. епископы) см. : Athanas. Alex. De Synod. 23 (. Выражение «неотличный образ божества Отца... по сущности» очень близко к Никейской формуле, что признавал и сам свт. Афанасий Великий, и является наивысшим достижением Собора, ясно свидетельствуя о православии большинства его отцов.) После того как имп. Констанций II, защитник арианствующих, соединил под своей властью в 353 г. вост. и зап. половины империи, омии задумали побудить правосл. Запад к принятию арианского исповедания веры. С этой целью они добились сначала ссылки главных защитников Православия на лат. Западе, затем занялись составлением арианского исповедания веры. Оно было составлено в имп. ставке в Сирмии, в присутствии имп. Констанция, Урсакием, Валентом и др. в авг. 357 г. и известно как 2-я ... далее ...
ГРЕХ ПЕРВОРОДНЫЙpravenc.ru
... » - задает он риторический вопрос и переходит к объяснению Пс 50. 7: «... я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». Здесь Климент Александрийский снова прибегает к аллегорическому методу толкования и указывает, что прор. Давид под матерью разумеет Еву. Она действительно была «мать живых», ибо «она стала матерью всех живущих» (Быт 3. 20) . Что же касается самого прор. Давида, то он, хотя и был зачат в грехе, не был грешником в момент рождения ( Clem. Alex. Strom. III 16. 5-7 ) . Изгнание из рая. Роспись галереи ц. Воскресения Христова в Ростове. 2-я пол. XVII в. Свт. Афанасий I Великий утверждал, что природа первых людей до совершения ими греха была тленной, имея в виду не реальную тленность, к-рая появилась вместе с появлением греха, а тленность потенциальную, свидетельствующую о том, что человеческая природа сама по себе не была ни нетленной, ни бессмертной. Потенциальная же тленность могла остаться нереализованной вообще, если бы род человеческий не был поражен сначала Г. п., а затем последующими грехами. Для сохранения условного нетления и бессмертия первым людям нужно было не только не грешить, но и пользоваться благодатной Божественной помощью, ... далее ...
ЕДИНОСУЩИЕpravenc.ru
... Собора в правосл. произведениях в посленикейском смысле он не встречается) Beatrice. 2002. P. 243 (. Тем не менее ключевые идеи о вечном бытии и происхождении Слова от Отца, о причастности божественной природе и в то же время об отличии от Отца присутствовали всегда. Так, мч. Иустин Философ учит, что рождение Сына из сущности Отца происходит «не чрез отсечение, как будто разделилась сущность Отца») Iust. Martyr. Dial. 128 (. Сщмч. Ириней Лионский говорит, что «рождение из сущности предполагает единство сущности родившего и рожденного») Iren. Adv. haer. 2. 17. 3 (. Святители Александр Великий и Афанасий Великий в своих произведениях, написанных до I Вселенского Собора, также выражают идею Е., но в иных формулировках: подобный по всему, икона Отца и т. п.) Тем не менее на I Вселенском Соборе вера Церкви была выражена именно термином «Е. » и словами ἐκ τῆς οὐσίας (из сущности) . Согласно Евсевию Кесарийскому, слово «единосущный» было вставлено в Символ веры Никейского Собора исключительно в соответствии с волей имп. Hist. eccl. III 7 (и Филосторгий) Philost. Hist. eccl. I 7 (. В науке отсутствует единое мнение относительно того, что именно заставило имп. ... далее ...
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯpravenc.ru
... уже св. апостолы силою и благодатью Св. Духа совершали многочисленные чудеса для того, чтобы «сетью чудес» (τῇ τῶν θαυμάτων σαϒήνῃ) извлечь людей из бездны неверия и обратить их к свету богопознания (Ioan. Damasc. De fide orth. I 3) . После них св. отцы стали обращать заблуждающихся на путь истинный не только чудесами, но и «благодатным словом» (τῷ λόϒῳ τῆς χάριτος) , т. е. убеждением (Ibidem) . Так они соединили обе традиции: библейскую и философскую. В Д. б. Божия ранние лат. богословы опирались на учение стоиков и Цицерона. Последующие греч. и лат. отцы Церкви, такие как святители Афанасий I Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, блж. Августин, прп. Иоанн Дамаскин, основывались как на трудах своих предшественников, так и на доказательствах Платона и Аристотеля. В результате во II-VIII вв. были разработаны основные разновидности христ. Д. б. Божия. Доказательства бытия Божия, основанные на внутреннем опыте Св. отцы единогласно отмечают тот факт, что все люди, даже язычники, по природе обладают внутренним, непосредственным знанием о существовании Бога: «Bсем [людям] по природе присуще знание о Боге» (natura omnibus Dei inesse notitiam - ... далее ...
ГЕРАКИ • Православная Энциклопедия под редакцией ...pravenc.ru
... изображение Господа Вседержителя; необычно написание монограммы IC XC, буквы к-рой развернуты на 90° относительно лика. Вокруг фигуры Спасителя - орнаментальный пояс, ниже - изображения небесных сил: ангелов, тетраморфов и серафимов, поклоняющихся Этимасии. В барабане в простенках - ростовые фигуры пророков. В парусах помещены изображения евангелистов (образ ап. Матфея не сохр.) . В конхе апсиды - Богоматерь Платитера, ниже - 4 святителя. Каменная алтарная преграда, построенная в то же время, что и храм, расписана с 2 сторон: на обращенной в алтарь - 2 святителя, один из к-рых - Афанасий Великий; на обращенной в наос - Богоматерь и арх. Михаил (слева) , Иисус Христос и св. Иоанн Предтеча, ангел пустыни (справа) ; под слоем XV в. сохранились фрагменты ранней росписи. В люнете сев. рукава - «Сошествие во ад», западного - «Распятие», южного - «Введение Богоматери во храм» (в левой части - «Кормление Богоматери ангелом», композиция пострадала при растесывании оконного проема) . На столпах - образы святых. Церковь во имя свт. Иоанна Златоуста Поклонение жертве. Роспись апсиды ц. свт. Иоанна Златоуста. Рубеж XII-XIII вв. ( или кон. XIII - нач. XIVв. ) (бывш. ... далее ...
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕpravenc.ru
... в живых» следует понимать умерших людей. «Мы живущие, - пишет он, - собственно суть наши души, которые вместе с телами, опять воспринятыми, на облаках пойдут навстречу Господу, неся светильники, украшенные… светом мудрости и целомудрия…» (Method. Olymp. Conv. decem virg. VI 4) . Свт. Афанасий Великий на теме парусии почти не останавливается, хотя проблемы христологии занимают у него главное место. Одна из проблем, касающихся способностей каждой из двух природ Христа, рассматривается в «Слове пространнейшем о вере», представляющем собой компиляцию из разных трудов свт. Афанасия (см. ст.) Афанасий I Великий (, на основе Мк 13. 32, в к-ром говорится о неизвестности времени В. п. даже для Самого Сына. Чтобы понять, кого евангелист именует «Сыном», свт. Афанасий дает краткое описание возможностей божественной и человеческой природ. Первая обладает абсолютным знанием, «потому что нет ничего, о чем бы не знал Сущий от Отчего сердца Бог Слово». Он знает даже о том, чего нет в действительности и что «придет в бытие» лишь впосл. К тому же Бог Отец передал Сыну судебные полномочия) «ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» - Ин 5. 22 (и ведение о суде, когда и как он будет. ... далее ...
АТЕИЗМ • Православная Энциклопедия под редакцией ...pravenc.ru
... 23) возмущается безнравственностью язычников, их любовью к зрелищам «безбожных и преступных действий». Тертуллиан в своем апологетическом сочинении пишет о «суеверии» и «безбожии» язычников (Ad nationes I 10) и высмеивает их религ. представления. Мч. Иустину, к-рый писал, что «все безбожны одни в глазах других; потому что не одно то же почитают» (I Apol. 24) , принадлежит важное теоретическое положение, высказанное им, по-видимому, впервые в раннехрист. лит-ре, позволяющее объяснить, почему безбожием в мире именуют не только отрицание Бога вообще, но и веру в др., неистинных богов. Свт. Афанасий Великий в «Слове о воплощении Бога Слова» пишет, что Спаситель пришел на землю ради обновления человека, когда «идолобесие и безбожие овладели вселенною, и сокрыто стало ведение о Боге…» (De incarn. Verbi 14) , а в «Слове против язычников» изобличает «языческое и идольское безбожие» (Or. contr. gent. 46) , усматривая его в созданных язычниками нелепых, противоречивых представлениях о богах и формах их почитания. Блж. Августин в соч. «Об истинной религии» подвергает критике заблуждения манихеев и язычников, противопоставляет их воззрениям христианство, истинную религию; в соч. «О ... далее ...
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙpravenc.ru
... и т. д., так и на уровне выражений (Hensberg. 1957) . Цитируя древних авторов ( Еврипида - Ep. 63, Гомера - Ep. 147 ) , он учитывает различные виды речи: обличительную (λόγος ἐλεγκτικός) , увещательную (λόγος παρακλητικός) (De fide PG. 31. Col. 680) , похвальную (ἐγκώμιον) ( Hom. 18 PG. 31. Col. 492-493 ) . Христианская богословская традиция Существование христ. богословской традиции для В. несомненно, о чем он сам неоднократно свидетельствует ( см., напр. : De Spirit. Sanct. 29 ) . Среди авторов, непосредственно повлиявших на святителя, представители александрийской (Ориген, свт. Афанасий Великий, Евсевий Кесарийский) и антиохийской ( Диодор, еп. Тарсийский, возможно, свт. ) Оригена В. упоминает в De Spirit. Sanct. 29. 73. Грибомон называет В. наиболее разборчивым и критическим наследником великого александрийца в IV в., сохранившего его мысль для дальнейшей правосл. богословской традиции (Gribomont. 1963. P. 294) . Ориген повлиял на В. гл. обр. в качестве экзегета. В учении о Св. Троице святитель заимствует нек-рые схемы Оригена (Š pidl í k. 1961) , но принципиально их перерабатывает ( Hol. S. 117-119, 146 ) . В первую очередь это проявляется в признании ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015

Постоянная ссылка на эту страницу: Афанасий Великий
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"