Святитель Григорий Богослов

из Источника NONE, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Григорий Богослов. ТворенияИсточник
... Богослов. Творения «Богослов Троицы» как нарекло его Предание. В тринитарном богословии Церкви Григорий Богослов занимает главное место – никто не писал о Троице так проникновенно, так прекрасно, так поэтично, но и так точно и богословски выточено как он. Григорий Богослов — автор мистических и автобиографических поэм и стихов. Если подход Василия к триадологии можно назвать «формальным» (на глубине это конечно не так) , то подход Григория Богослова личный, интимный, скорее молитва, чем рассуждение. Тайна единосущия Лиц, триединства Бога была для него драгоценейшей и очевиднейшей истиной: «Троица воистину есть Троица», — это основная мысль Григория Богослова. Имя Троицы, — говорит он, — «означает не счет вещей неравных, — но совокупность равных и равночестных», соединенных по естеству и в естестве. Со всею силою Григорий всегда подчеркивает совершенное единство Божественного бытия и жизни: «совершенная Троица из трех совершенных … Не успеваю помыслить об Едином как озаряюсь Тремя. Не успеваю разделить Трех, как возношусь к Единому». Каждое из Трех, созерцаемое по Себе, есть Бог, и все Три, созерцаемые вместе, суть также единый Бог. «Един Бог, открывающийся в трех ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
Что посоветуете, батюшка?Источник
... невдалеке от дверей, чтобы на подобный случай выйти. Об этом говорит святитель Феофан Затворник, что должно стоять в струнку, лицом к алтарю или в землю или на икону смотреть. [8] Прилично ли женщинам во время Богослужения, находясь в передней части храма, делать земные поклоны или стоять на коленях так, что задняя часть туловища находится выше головы? Если открыты Царские врата, а священник находится в задней части храма (например, на литии) , надо ли поворачиваться лицом к нему или стоять лицом к алтарю? Вообще стоять задом к алтарю без нужды грешно. Об этом говорил в свое время святитель Григорий Богослов. [9] Замечал, что некоторые приходят в храм в платках, на которых изображены игральные карты или сигаретная реклама или еще что подобное. Не грех ли это? Также вижу очень часто в храмах людей с полиэтиленовыми пакетами, на которых богомерзкие изображения. Надо ли обращать на это внимание или это неважно? Изображений, которые вызывают греховные чувства и худые мысли, не должно быть у христианина, и это, несомненно, грех, соблазн для окружающих. А соблазнителям Господь говорит: «Горе вам…» Сумки с изображением святых, Спасителя и Матери Божией использовать под ... далее ...
Христианская антропологияИсточник
... Умопостигаемые [сущности] есть душа [вещей] чувственных " [4] (Преподобный Максим Исповедник) Средоточие всех смыслов творения мира в человеке, для того, чтобы человек познал мир и привел его с собой в Царство Божие. И потому в человеке открывается весь космос, причем в двух смыслах: во-первых, подобное в подобном, т. е. принцип родства [5]; во-вторых, как содержание, как предмет познания - человек познавая себя, познает мир. Отсюда и понятие " малого мира " - микрокосма. " малый мир, связь всего творения, т. е. человек " [6] (Косма Индикоплов) " ... Сей малый мир... человек " [7] (Святитель Григорий Богослов) " Человек и Природа взаимно подобны и внутренне едины. Человек - малый мир, микрокосм. Человек есть сумма мира, сокращенный конспект его; мир есть раскрытие человека, проекция его " [8] (Священник Павел Флоренский) " А " по образу " имеет тот смысл, что человек, и только он, как бы заключая в себе все видимое и невидимое, умное и чувственное... доказывает [собою], что у всего сущего один Творец - Бог; и потому самому он - образ Божий, что одного Его знает как Творца всего... [Св. Писание] ясно сказало, что человек создан во славу Божию и потому назвало его ... далее ...
У истоков культуры святостиИсточник
... p. 277–348. 52 См. : Kьhnweg U. Athanasius und das Mцnchtum Studia Patristica, v. XXXII, 1997, p. 25–32. О связи св. Афанасия с пахомиев–ским монашеством, восходящей к самому началу его архипастырской деятельности см. : Bernard L. W: A thanasius and the Pachomians Ibid., p. 3–11. 53 При этом святитель особое внимание обращал на женское монашество (или, точнее, «женский аскетизм») , имевший большое значение в ту эпоху и подвергавшийся многочисленным искушениям от различных видов еретического «лжеаскетизма». См. : Brakke D. Athanasius and the Politics of Asce–tism. Oxford, 1995, p. 17–79. 54 Святитель Григорий Богослов Архиепископ Константинопольский. Собрание творений, в 2–х томах, т. 1. Сергиев Посад, 1994, с. 315. 55 См. предисловие к английскому переводу указанных посланий: The Monastic Letters of Saint Athanasius the Great. Translated with an Introduction by L. W. Barnard. Oxford, 1994, p. VII. 56 См. : Elm S. Op. cit., p. 357–370. Правда, вряд ли приемлем тезис этой исследовательницы, что главной опорой св. Афанасия были александрийские подвижники (и, особенно, подвижницы) , а не «египетские» в узком смысле этого слова. 57 Важные свидетельства на сей счет представляют ... далее ...
Слово о смерти. Слово о человекеИсточник
... из учености по букве, из учености односторонней и недостаточной, из слепоты своей, чуждых духа отцов и истинного разумения их, возмутило мнение святого Василия Великого о духах, встречающееся в разных местах его сочинений. Они покусились утверждать, что эти места не принадлежат Василию, приписали их, с дикой улыбкой невежественной иронии, воображению поэта-язычника. Но другие из них же доказали, что это легкомысленная попытка не имеет никакого основания, что заподозренные места принадлежат именно Василию, что места тождественного значения встречаются и у святого Григория Богослова 793. Святой Григорий Богослов в слове на Святую Пасху говорит: «Благость Божия не удовлетворилась созерцанием Самой Себя: долженствовало ей излить и распространить благо, чтоб многие соделались причастниками благости, а это свойственно величайшей благости. Она, во-первых, измыслила Ангелов и небесных духов. Мысль была делом, которое производилось Словом, совершалось Духом. Таким образом сотворены вторые светы, служебные первому Свету. Надлежит признавать их духом (движущимся воздухом, ветром) , одаренным умственной способностью (силой словесности) , или огнем невещественным и бестелесным, или ... далее ...
Люди церкви, которых я зналИсточник
... они сами того хотели? Спустя много лет юноша вновь оказался в пещере с останками братии, в которой весь воздух был напоен таким благоуханием, как будто там покадил невидимый Ангел. С тех пор всякий раз, заходя в братскую костницу, он поёт: «Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не отстави милость Твою от нас…» [231], почитая отцов, просивших Господа оставить их бесславными, ничего не значащими и безвестными. В одном древнем монастыре, построенном около XI века, служил иеромонах, происходивший из одного далёкого места. Он чувствовал себя чужим и пришельцем, как говорил святой Григорий Богослов. Когда ему приходили на память родные места, а особенно духовный отец, то он становился безутешным. Ни прекрасный собор, ни тенистые леса, ни масличные деревья с ветвями, склонёнными к земле от тяжести плодов, ни цветущие сады, в которых удивительно красиво пели соловьи, ни воодушевление благоговейных людей, видевших монастырь вновь открытым, не могли наполнить радостью его сердце. Он никогда не чувствовал полноты в своей душе, но лишь одну постоянную пустоту. Такую пустоту ощущали и евреи, сидевшие в Вавилоне на берегах Евфрата. Поэтому каждый вечер он тихонько ... далее ...
Апокалипсис. Опыт подстрочного комментария на ...Источник
... данные прочим церквам. Ефесянам дано будет вкусить от древа жизни, смирнцы будут освобождены от второй смерти, пергамцы получат сокровенную манну, фиатирцы – владычество над язычниками, сардийцы обретут белые одежды, а филадельфийцы учинятся столпами небесного храма, утверждением его незыблемым и вечным, будут священниками под начальством Архиерея Высокого по чину Мелхиседекову. Ст. 14. И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: Ст. 15. знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Святой Григорий Богослов говорит, что холодный и не имеющий горячей веры многократно может приобрести таковую веру, а теплый, подогретый Духом через крещение и остывший впоследствии по причине нерадения, утратил надежду на спасение, унизив избранную прежде веру. Действительно, люди тепловатые наиболее противятся восприятию Святого Духа Божия. Причиною тому – их нерадение, с которым они делают все то, что Божие. Они не понимают, что делают худо: самолюбие уверяет их, что они поступают хорошо. Все, что ни говорят им для извлечения их из столь бедственного состояния, оскорбляет их и ... далее ...
Невидимая брань. Преподобный Никодим СвятогорецИсточник
... Из них с большею определенностию изъясняет сие святой Диадох, говоря, что прежде Святого Крещения Божественная благодать подвигает человека на добро совне, и сатана кроется в глубинах души и сердца; после же того, как примет человек Святое Крещение, демон витает вне сердца, а благодать вселяется внутрь (Добротолюбие. Ч. 4. Гл. 76) . Впрочем, и после Крещения, говорит он далее (глава 82) , попускается врагам нашим бывать в глубине тела нашего, как бы на поверхности сердца, для испытания произволения нашего, и отсюда коптят они на ум мокротностию плотских сластей. С этим согласно учит и святитель Григорий Богослов, толкуя, что сказанное Господом о том, как нечистый дух исходит из человека и опять возвращается в него на наибольшее ему зло ( см. Мф. 12: 43–45 ) , бывает с крещеными, когда они вознерадят о пребывании в сердце. «Изгнанный Крещением нечистый дух, говорит, не любя быть бездомным, ищет покоя, скитаясь там и сям, и, не находя его, возвращается к дому, из которого вышел, потому что бесстыден. Если найдет, что Христос, вниманием и любовию крещеного держимый, водворился и пребывает на месте, из которого он изгнан, то есть в сердце, то, снова отраженный, уходит без ... далее ...
Маргарит. Избранные душеспасительные изреченияИсточник
... что нет времени, когда бы не услаждались они сею сладостью слез, и в ней всегда зрят они Господа. Пока еще слезы у них на глазах, они сподобляются зрения откровений Его на высоте молитвы своей» [223]. 5. «Умиление вселяет в нас Единородного Сына, когда вожделевает Его», – уверяет преподобный Ефрем Сирин. Умиление привлекает на душу Духа Святого [224]. А преподобный Исаак подробнее объясняет, как подвижник через скорбный плач достигает последнего предела своих стремлений – теснейшего единения с Богом. «Скорбей ума, – говорит он, – достаточно к тому, чтобы заменить всякое телесное делание. Святой Григорий Богослов говорит: «Тот – храм благодати, кто в единении с Богом и всегда озабочен мыслью о суде Его. Что же значит иметь попечение о суде Его, как не искать всегда успокоения Его, как не печалиться, не заботиться непрестанно о том, что не можем достигнуть совершенства по немощи естества нашего? Иметь непрестанно печаль о сем – значит непрестанно носить в душе своей памятование о Боге, как сказал блаженный Василий Великий. Нерассеянная молитва производит в душе ясную мысль о Боге. И водружение нами в себе памятования о Боге есть веселие в нас Бога. Так соделываемся мы ... далее ...
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА Митрополит Антоний ...Источник
... Он нас будет спасать. Сын изначально был избран Отцом для того, чтобы быть жертвой заколения, быть Тем, Который провозгласит истину и жизнь, Который будет путем, Который будет дверью и Который многими будет отвергнут и убит. И тут встает вопрос о тайне смерти, и мне хочется только коротко сказать о том, что тайна смерти каким-то образом постижима и в глубинах Божиих, потому что любовь, которая доходит до своего абсолютного предела, это такое отношение к другому, то есть к другу своему, что человек и Бог могут о себе самом забыть настолько, что существует только другой. И поэтому, кажется, святой Григорий Богослов говорит о том, что каждое из Лиц Святой Троицы без удержу, неограниченно любит Каждого Другого и, любя, так забывает о Себе Самом, как будто Его больше нет. И Каждый возвращен к сознанию того, что Он есть, любовью Других, Которые так же пережили Себя Самих и Которые из этой как бы мистической смерти возвращают (Каждый — Каждого) к полноте жизни и единства Друг со Другом. Развивая тему, которой я прикоснулся прошлый раз, говоря о молитве: Упование мое, Отец, Прибежище мое, Сын, Покров мой, Дух Святый, я попробую продумать вместе с вами те мысли, которые мне пришли ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Святитель Григорий Богослов
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера