Православная энциклопедия

из Источника http://bogoslov.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

  009   010   011   012   013   014   015   016   017   018  019   020   021   022   023   024   025   026   027   028   029

Календарные заметки на 17 февраля: ...bogoslov.ru
... des martyres persans sous Sapor II Patrologia Orientalis. T. 2. Turnhout Belgique, 1981. P. 412. [3] Passio Sancti Abrami episcopi Arbelae in Perside 1 Patrologia Orientalis. T. 2. Turnhout Belgique, 1981. P. 450-452. [4] О начале и ходе массовых и продолжительных гонений на христиан именно при Шапуре II, современнике Константина Великого, повествует в своей «Церковной истории» Созомен (см. 2. 9 и далее) . [5] Это одна из самых распространенных датировок среди современных исследователей; при этом иногда допускается период с 344 по 352 годы (М. В. Грацианский, Е. А. Луковникова. Авраам Православная энциклопедия, т. 1. - М., 2001. - С. 156-157. - [6] Passio Sancti Abrami episcopi Arbelae in Perside 1. «Магами» греки, уже в дохристианскую эпоху, называли адептов зороастризма; название это произошло от имени жреческого племени магуш в Мидии, которое одним из первых в массовом порядке восприняло зороастризм в VI веке до н. э. Самоназванием же последователей Заратуштры было «маздаясна») поклоняющийся, почитающий Мазду (и «заратуштри») последователи Заратуштры (- см. Религиоведение. Энциклопедический словарь. М. : Академический проект, 2006. С. 356-357. Со временем понятие «маг» ... далее ...
Календарные заметки на 20 декабря: память святого ...bogoslov.ru
... краткого жития Афинодора, включенный в нестишной Пролог 7 декабря. В 1-й половине XIV в. житие было вновь переведено южными славянами в составе Стишного Пролога. Оба кратких жития помещены в Великих Минеях Четьях. [2] [1] См. Э. Д. Фролов. Бык Фалариса: миф и реальность в предании об акрагантском тиране VI в. до н. э. Политические отношения и государственные формы в античном мире (сборник научных статей) . Под редакцией професора Э. Д. Фролова. Санкт-Петербург, 2002. С. 12-16. - [2] Сведения о днях празднования памяти святого приводятся по: О. Н. З. Афинодор, прмч. Месопотамский (Сирия) Православная энциклопедия. Т. 4. М., 2002. С. 90 -. Агиология и агиография, Церковный календарь Зарегистрировавшиеся посетители могут подписаться на рассылку комментариев к этой статье. Написать комментарий Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет ... далее ...
Календарные заметки на 28 января: память ...bogoslov.ru
... целом в: Лурье. Призвание Авраама, с. 212-213 (. [6] Изложение отдельных моментов этих житийных версий и цитаты из них приводятся по Acta Sanctorum. Januarius. T. 3. Antwerpen, Michael Cnobarus. 1675. P. 604-608.) Греческая версия, к сожалению, приводится здесь в этом издании только в латинском переводе. ([7] Хотя нельзя совсем исключить историчность встречи и знакомства преподобных Антония и Павла, однако во многих других, более достоверных источниках, содержащих сведения о жизни Антония Великого, нет даже намеков на факт их общения) см., например, в: А. А. Войтенко. Антоний Великий Православная энциклопедия, т. 2. - М., 2004. - С. 659-664. (. [8] А. И. Сидоров. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М. : «Православный паломник», 1998. С. 120.) Агиология и агиография, Церковный календарь Зарегистрировавшиеся посетители могут подписаться на рассылку комментариев к этой статье. Написать комментарий Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в ... далее ...
Το Πατριαρχείο Μόσχας ως «κλασικό πατριαρχείο» : ...bogoslov.ru
... 1960. С. 307.. [23] Μετά από τρεις μέρες από την ενθρόνιση του Αγίου Ιώβ στις 26 Ιανουαρίου, ιδρύθηκε η καθέδρα στο Πσκόφ, και έως το 1700 προστέθηκαν ακόμα 9 καθέδρες, έτσι στο τέλος της πατριαρχικής περιόδου υπήρχαν 22 καθέδρες. Βλ. : Губонин М. Е, коллектив авторов. История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. М., 2006. С. 908. [24] Макарий (Булгаков) , митр. История Русской Церкви. Кн. VI. М., 1996. С. 34. [25] Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви; Павлов А. П. (отв. ред.) , коллектив авторов. Правящая элита Русского государства IX - начала XVIII вв. (Очерки истории) . СПб., 2006. С. 462. [26] Павлов А. П. (отв. ред.) , коллектив авторов. Правящая элита... С. 466. [27] Каптеревъ Н. Ф. Соборы епископов при К. П. Победоносцеве. Богословский Сборник ПСТБИ №4. М., 1999. Σ. 265-293. [31] Священный Соборъ Православной Россійской Церкви. Собраніе опредѣленій и постановленій. Вып. 4. С. 14. [32] «Στα 1987 η Ρωσική Ορθόδοξη Εκκλησία είχε 64 επισκοπές στην ΕΣΣΔ, απο τις οποίες 18 ήταν στο Ουκρανικό Εξαρχάτο». - Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. С. ... далее ...
К истории послереволюционного периода жизни и ...bogoslov.ru
... Б. И. Русский Гоар и его школа Богословские труды. М., 1968. Сб. 4. - С. 75. [2] См. : Юдин Β. Д., Сидоров Α. И. Профессор Александр Львович Катанский А. Л. Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцев и писателей Церкви до Оригена включительно. Историко-догматическое исследование. Репринт. изд. М: «Паломник», 2003. - С. I. [3] Глубоковский Н. Проф. Б. А. Тураев как христианский учитель и ученый Воскресное Чтение, Варшава, 1929, № 11а. - С. 186. [4] Сове Б. И. Русский Гоар и его школа Богословские труды. М., 1968. Сб. 4. ; Герд Л. А. Дмитриевский А. Православная энциклопедия, Т. 15, М. : ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2007, и др. [5] См. : Герд Л. А. Дмитриевский А. Православная энциклопедия, Т. 15, М. : ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2007. - С. 434. [6] Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в Русской Церкви Обновленческий расколвестник (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики) . Сост. : Соловьев И. В. М., 2002. - С. 255. [7] См. : Успенский Н. Д., проф. К истории богословского образования в Ленинграде. Журнал Московской Патриархии, 1977, № 4. - С. 8. [8] Там же. [9] См. : Сове Б. И. Ук. соч. - С. ... далее ...
Свт. Феофан Никейский. Пять речей о Фаворском ...bogoslov.ru
... послание к комиту Экумению», пер. Т. А. Щукина цит. по: Севир Антиохийский Антология восточно-христианской богословской мысли. М. -СПб. 2009, т. 1, с. 639 (. Вопрос о том, какую именно человеческую природу воспринял Христос – частную или общую – широко дискутировался в полемике православных с монофизитами и несторианами) см. подробнее: Полемические сочинения Леонтий Иерусалимский, Феодор Абу-Курра, Леонтий Византийский. Сост., предисл., научн. редакт. Г. И. Беневича, пер. Г. И. Беневича, Д. А. Черноглазова и Ф. Г. Беневича. Краснодар: Текст, 2011 (; Беневич Г. И. Иоанн Филопон. Учение Православная энциклопедия. Т. 24. М., 2010, с. 635–646. Создается впечатление, что Феофан не знает этой проблематики, то есть не отдает отчет в опасностях, которые скрываются в понятии «частной природы» и для христологии, и для учения об обожении. Следует отметить, что у Фомы Аквината находим часто встречающееся понятие частной сущности) см, напр., Сумма против язычников 2. 50; 2. 96–2. 99 (. – Г. Б. Употребление Феофаном понятия «частная природа» заставляет отчасти вспомнить язык свт. Григория Нисского) К грекам, на основании общих понятий: Gregorii Nysseni Opera. V. III 1. Opera ... далее ...
Опыт прочтения «трудных текстов» трипеснца утрени ...bogoslov.ru
... παρακαλῶ αὐτοὺς διὰ τῆς σῆς ἀγάπης ἀποσχέσθαι τῆς ἀτόπου ἐκείνης ἐννοίας ἣν ἔχειντινὲς ἡμῖν καταγγέλλονται, ὡς αὐτοῦ τοῦ Θεοῦ εἰς σάρκα τραπέντος καὶ οὐχὶ προσλαβόντος διὰτῆς Μαρίας τὸ τοῦ Ἀδὰμ φύραμα, ἀλλ’ αὐτοῦ τῇ οἰκείᾳ θεότητι εἰς τὴν ὑλικὴν φύσιν μεταβληθέντος. BASILIUS Caesariensis, Epistulae. {2040. 004} ThesaurusLinguaeGraecae. [3] Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford 1961 Седакова О. А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. - М. : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2008. С. 323 [4] Литвинова Л. В. Василий Великий. Православная энциклопедия. «Богоносная плоть (θεοφόρος σάρξ) составилась из человеческого смешения (ἀνθρώπειον φύραμα) » (DeSpirit. Sanct. 5. 12) . Василий Великий отмечает, что о человеческой природе Спасителя свидетельствуют мн. места Свящ. Писания » Деликари А. Григорий Синаит. Православная энциклопедия. Т. 13, С. 50-68. «Благоволением Отца Сын Божий - подлинный Образ Отеческой Ипостаси и сияние Его славы (ὁ χαρακτὴρτῆςἐμῆς ὑποστάσεως, τὸ ἁπαύγασμα τῆς ἐμῆς δόξης) …, приобретает очертания, облекаясь в тело, воспринимает вещественную грубость и становится плотью непостижимо, ... далее ...
Святые жены и земная власть : Портал Богослов.Rubogoslov.ru
... не всегда находили и находят подтверждение в человеческом обществе и зачастую, даже законодательно, на женщинах отражалась определенная дискриминация, о чем не может быть и речи, когда это касается достижения женщиной состояния Божественного преподобия, принятия ею благодати Духа Святого: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» ( Ин. 3: 8 ) . [1] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] Московский Патриархат: [web-сайт]. [2] Сандухт [Электронный ресурс] Открытая православная энциклопедия «Древо»: [web-сайт]. [3] Амвросий Медиоланский, свт. Слово на смерть Феодосия Великого [Электронный ресурс] Семинарская и святоотеческая православные библиотеки: [web-сайт]. [4] Димитрий Ростовский, свт. Жития святых Май – Киев: Издание Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, 2010. – С. 611 [5] Димитрий Ростовский, свт. Жития святых Июль – Киев: Издание Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, 2010. – С. 317 [6] Игнатий (Брянчанинов) , свт. Аскетические опыты. О чтении святых отцов Собрание творений в 6 т. Т. 1. – М. : Правило веры, 2011. С. 44 [7] ... далее ...
Понимание литургического обновления : Портал ...bogoslov.ru
... творчество русского Православия " (Ленинград, февраль 1988 года) . Цитируется по: Вестник РХД. Париж, 1988. № 153 (II) . [vii] Священномученик Анатолий Жураковский. Цит. соч. - С. 60. [viii] Трудно точно установить, когда в Литургии появился тропарь 3-ого часа, но можно предположить, что у Греков он впервые встречается в начале XV века, откуда потом переходит и в славянские служебники. Тропарь третьего часа был введен неоправданно и прерывает последование Евхаристического канона. См. диакон Михаил Желтов, Богослужение Русской Церкви, Литургические реформы кон. XIV- нач. XV. - М., Православная Энциклопедия, 2000-2005. [ix] Первым ранним свидетельством о появлении практики тайного чтения молитв мы находим в середине VI века. Из законодательства Императора Юстиниана становится понятным, что во время совершения Евхаристий и Крещения впервые появляется практика тайного чтения молитв. Император энергично выступил против и запретил ее. Как свидетельство его отношения к новой практике тайного чтения молитв мы приводим последнюю часть 137 Новеллы: «Повелеваем, чтобы все епископы и пресвитеры не тайно (non in secreto) совершали божественное приношение и бывающую при святом ... далее ...
«Богословие общения» и «богословие подражания ...bogoslov.ru
... Церковь и время. № 2007. № 1 (38) . С. 208-220. Здесь с. 208. [29] Ср. : Чурсанов С. А. Лицом к лицу. Понятие личности в православном богословии ХХ века. М. : Издательство ПСТГУ, 2011. С. 76-131. [30] Чурсанов С. А. Понятие лица (πρόσωπον) в Священном Писании и в философско-терминологическом контексте начала эпохи Вселенских Соборов Церковь и время. 2007. № 2 (39) . С. 92-112. [31] Ср. : Там же. С. 92. Здесь можно также отметить, что Чурсанов может считаться специалистом по богословию Зизиуласа – именно ему принадлежит статья об этом греческом богослове в «Православной энциклопедии». См: Православная энциклопедия. Том 24. М., 2010. С. 150-158. [32] Изначально, до выхода перевода книги Зизиуласа «Бытие как общение», эта статья, переведенная самим Чурсановым, публиковалась в 2002 г. в «Богословском сборнике» Православного Свято-Тихоновского богословского института ( Вып. 10. С. 22-50 ) . [33] Ср. : Чурсанов С. А. Понятие лица (πρόσωπον) в сотериологической перспективе триадологии великих каппадокийцев Церковь и время. № 2007. № 4 (41) . С. 46-73. [34] Там же. С. 51. Это типичная идея для митр. Иоанна Зизиуласа, многократно встречающая в его трудах. Есть и специальная ... далее ...

  009   010   011   012   013   014   015   016   017   018  019   020   021   022   023   024   025   026   027   028   029

Постоянная ссылка на эту страницу: Православная энциклопедия
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"