Киево-Печерский патерик

из Источника http://bogoslov.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002   003   004

Печников М. В. Новгородская епископия в конце XI ...bogoslov.ru
... «припоминаний» [63] о новгородских событиях более раннего времени. Поставленная проблема, как представляется, нуждается в дальнейшем изучении.) 20 декабря 1109 г. в Новгород прибыл из Киева новый епископ Иоанн (после 1130 г.) [64], необычная фигура которого давно занимает исследователей. Он был поставлен, очевидно, митрополитом. Никифором I (1104–1121 гг.) , хотя прямо источники об этом не сообщают. В отличие от двух своих предшественников Иоанн не был пострижеником Печерского монастыря (он не упоминается в связи с этой обителью ни в летописях, ни в агиографической литературе, включая Киево-Печерский патерик) . По предположению, впервые вскользь высказанному протоиереем П. И. Тихомировым и А. Шахматовым и подержанному в наше время А. Гиппиусом, «прозвище» Иоанна — Попьян (Попиан) , читающееся в списках Новгородских архиереев [65], имело вид «попъ Янъ» [66]. Если признать такое прочтение [67], то, в отличие от своих предшественников, Иоанн был до поставления в епископы не монахом (или иеромонахом, игуменом) , а белым священником (иеромонаха попом, как правило, не называли, это слово обозначало белых священников) [68]. По альтернативному мнению А. Е. Мусина, «Иоанн, судя по ... далее ...
Московская Духовная Академия Кафедра ...bogoslov.ru
... Златоуста, прп. Иоанна Кассиана Римлянина, прп. Нила Синайского, прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, прп. Дорофея Газского, прп. Исаака Сирина, прп. Симеона Нового Богослова, свт. Димитрия Ростовского, прп. Серафима Саровского, свт. Игнатия (Брянчанинова) , свт. Феофана Затворника, прп. Амвросия Оптинского. Из агиографической литературы кроме творений свт. Димитрия Ростовского он использует также Киево-Печерский Патерик и Пролог в поучениях. После этого рассматривается, какое влияние на формирование взглядов епископа оказывали современные ему подвижники: еп. Феодор (Поздеевский) , старцы прп. Гавриил (Зырянов) , прп. Варсонофий (Плиханков) , схииг. Герман (Гомзин) , иером. Митрофан (Тихонов) , прп. Алексий (Соловьев) . В четвертом параграфе рассказывается об отношении еп. Варнавы к философам и писателям. Среди них можно выделить следующие две группы: славянофилов и иных, имевших либеральные взгляды. Первых владыка почитал, считая, что они в своих сочинениях старались выражать православные взгляды. Впрочем, из их трудов он берет только учение о состоянии человека после грехопадения и пути к его исправлению. Вторых же епископ критикует ... далее ...
О месте принципа послушания в современной ...bogoslov.ru
... [13]. Отступление от послушания имеет оправдание в трех случаях: это ересь, попрание евангельских заповедей (которому человек при этом и учит) и открытое отступление от Православного Предания. Изучение аскетических творений средневековой Руси приводит к заключению, что в те времена послушание играло далеко не главную роль в монашеской жизни. В древнерусской аскетической традиции понятие " духовный отец " (русский перевод греческого pneumatikos pather) применялось не по отношению к старцу, а к священнику, принимавшему исповедь. В ранних памятниках аскетической литературы, таких как Киево-Печерский патерик, далеко не часто можно встретить примеры интенсивного “старческого” духовного наставничества вне контекста исповеди. Как указывает С. Смирнов, хотя жития русских святых позволяют говорить о существовании старчества в монастырях, но поскольку авторы на нем подробно почти не останавливаются можно заключить, что оно не играло той верховной роли, которая отмечается в византийском подвижничестве [14]. Возрождение старчества в русской монашеской традиции обычно связывают с именем преп. Паисия Величковского (1722—1794) . Проведя несколько лет на Афонской Горе, он хорошо ... далее ...
«Исихазм в истории и культуре Православного ...bogoslov.ru
... молдавські монастирі у XVII-XVIII ст. 25. Украинец Стефания Ярославовна (Ровно, Украина) – кандидат философских наук, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин Ровенского института Киевского университета права Национальной академии наук Украины. Тема доклада: Ісихазм як домінанта українського кардіогнозису. 26. Луцюк Николай Владимирович (Киев, Украина) – кандидат филологических наук, доцент кафедры украинской литературы, компаративистики и социальных коммуникаций Киевского университета имени Бориса Гринченко. Тема доклада: “Пісня над Піснями”: концепт священного шлюбу як інтимного єднання людини з Богом. 27. Милютенко Надежда Ильинична ( Санкт-Петербург, Россия ) – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России до ХХ в. Санкт-Петербургского Государственного университета. Тема доклада: Киево-Печерский патерик Феодосиевской редакции и память св. Михаила Черниговского. 28. (Сварчевский) Пантелеимон, монах ( Могилев-Подольский, Украина ) – историк-краевед, насельник Лядавского Свято-Усекновенского скального монастиря, председатель Винницкого церковно-исторического комитета. Тема доклада: Пещерные монастыри Среднего Поднестровья: очаги духовности Юго-Западной ... далее ...
Крещение Руси — основа духовного единства ...bogoslov.ru
... Феодосием Печерским было установлено, что десятая часть всех доходов монастыря выделялась на содержание существовавшей при монастыре богадельни. К Феодосию приходило множество бедных, больных, нуждающихся в помощи. Всех их он принимал ласково, всем подавал просимое. Целый двор отделил он около монастырской церкви св. Стефана для этих бедных людей. “Аще видеши нага, или голодна, или зимою, или бедою одержима, еще ли будет еврей, или сарацин, или волжский болгарин, или еретик, или католик, или любый язычник – всякого помилуй и от беды избави, яко же можеши” - передает нам слова преподобного Киево-Печерский Патерик. ( ЖМП, 1988, № 2, с. 45 ) Святая Русь явила миру многих защитников родного Отечества. Среди них великий полководец и талантливы дипломат и государственный деятель святой благоверный князь Александр Невский. XII век: начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра — великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. Православная Церковь считает Александра Невского чудотворцем. Именно это ... далее ...
Завершилась паломническая поездка делегации ...bogoslov.ru
... Под колокольный звон в монастырских вратах их встретила братия, сопроводившая членов делегации к соборному храму обители, посвященному святым первоверховным апостолам Петру и Павлу. Здесь гостям были вынесены для поклонения многочисленные святыни монастыря, в том числе, частица Древа Животворящего Креста Господня, глава святого апостола Варфоломея и другие. Утром следующего дня архиереи и клирики Русской Церкви совершили Божественную литургию, по окончанию которой архиепископ Илларион обратился к насельникам Каракалла с архипастырским словом. «Для Русской Православной Церкви Святая Гора является источником монашеской традиции, с Афоном были связаны преподобные Антоний Киево-Печерский, Нил Сорский, Максим Грек, Силуан Афонский и многие другие русские святые. Приезжая на Святую Гору, мы прикасаемся к нашим корням, к нашим истокам», - отметил председатель ОВЦС. Владыка сердечно поблагодарил братию за радушный прием и возможность совместной молитвы, которая очень важна для укрепления единства Православия. Тепло попрощавшись со святогорцами, члены делегации покинули Афон. Вечером того же дня паломническая группа Русской Православной Церкви вернулась в ... далее ...
Новости: Религия и мир : Портал Богослов.Rubogoslov.ru
... Эппле «Клайв Льюис: учитель дружбы» в рамках презентации переписки К. С. Льюиса с итальянским католическим священником Джованни Калабриа «Соединенные духом и любовью». Преподобный Савватий и пятисотлетняя традиция соловецкого отшельничества 11 октября 2017 г. 07: 54 Отшельничество — уединенная жизнь аскета вдали от людей — принадлежит к числу труднейших монашеских подвигов. Именно с него где-то на рубеже III–IV вв. и началось христианское монашество. Молитвенные труды отцов-пустынников положили начало многим великим обителям. Среди них были и самые знаменитые монастыри Древней Руси — Киево-Печерский и Троице-Сергиев. В этом же ряду находился и Соловецкий монастырь, возникновению которого предшествовало лесное отшельничество на Соловках святого старца Савватия († 1435) и его молодого ученика Германа († 1484) . Международный научно-практический семинар «Защита религиозных ценностей в мире: необходимость и возможности» 11 октября 2017 г. 07: 37 13 октября 2017 года (пятница) в Большом Зале Ученого совета Института Европы РАН в 16. 00 состоится международный научно-практический семинар Митрополит Волоколамский Иларион: Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение ... далее ...
Библиография: История Русской Православной Церкви ...bogoslov.ru
... объединения находились под пристальным вниманием спецслужб. Неслучайно первым председателем Совета по делам Русской Православной Церкви был назначен генерал-лейтенант Г. Г. Карпов, возглавлявший тринадцатый отдел НКВД, осуществлявший надзор над религиозными объединениями. Руководителем Совета по делам религиозных культов также являлся бывший сотрудник НКВД И. В. Полянский. Несмотря на общность интересов с Советами по делам РПЦ и религиозных культов, службы госбезопасности (четвертый отдел управления КГБ с 1954 года, с 1957 г. – пятый) имели качественно иные функции. 1№37 (1886) 2 Киево-Печерский монастырь и его церковно-государственное значение в истории Киевской Руси в свете исследований нашего времени Борис Кублицкий (Научная работа) Киевская Духовная Академия и Семинария Бурега Владимир Викторович (Книжное библиографическое описание) Киев: 2009 Настоящее издание подготовлено по решению Ученого Совета Киевской Духовной Академии и Семинарии в связи с празднованием 20-летнего юбилея возрождения Киевских духовных школ и представляет собой краткий очерк их истории с XVII века и по настоящее время. В очерке освещены основные этапы становления Киевской братской школы, ... далее ...
Новости: История : Портал Богослов.Rubogoslov.ru
... 100-летию мученической смерти святителя, – сообщает корреспондент портала «Русский Афон». В ходе юбилейных мероприятий в Киево-Печерской Лавре состоялась международная научная конференция «Киевский митрополит сщмч. Владимир (Богоявленский) и начало гонений на Православную Церковь в ХХ веке» (7 – 8 февраля 2018 года) . В ее работе приняли участие более 40 ученых из одиннадцати стран мира: Украины, России, Белоруссии, Молдовы, Румынии, Польши, Чехии, Сербии, Франции, Великобритании, США и других стран. Организаторами форума выступили Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник и Международный институт афонского наследия. Антропологический выпуск №14. Позиция церкви: у кого нет будущего? 25 февраля 2018 г. 07: 31 Цифровой век привнес в нашу жизнь свои тенденции и особенности. Поколение «Пепси» сменило поколение «Гугл». Книжная суббота. Древнерусская литература. Хрестоматия 24 февраля 2018 г. 15: 56 В томе представлены памятники древнерусской литературы XI-XVII веков. Тексты XI-XVI вв. даны в переводах, выполненных известными, авторитетными исследователями, сочинения XVII в. — в подлинниках. Книжная суббота. Подборка ... далее ...
Библиография : Портал Богослов.Rubogoslov.ru
... Католички в эти и другие события, произошедшие в Испании в это время? Могли ли они произойти без нее в силу одной неотвратимой поступи истории? Не следует ли видеть за всеми решениями королевы влияние ее сурового и мстительного супруга, Фердинанда Арагонского? Именно на эти вопросы, причем в пользу Изабеллы, отвечает видный специалист по истории Испании XV-XVI веков, руководитель Дома Пиренейских стран в университете Бордо III - Жозеф Перес. Избранные работы по истории Киево-Печерской Лавры [Вибрані праці з історії Києво-Печерської Лаври] Шиденко Василий Артемович Киев: Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник, 2008 В книге опубликованы две ранее не издававшиеся работы В. А. Шиденко ( 1920-1995 ) , посвященные истории Киево-Печерской Лавры. Первая представляет собой очерк по истории иконописной (живописной) школы, работавшей в Лавре в XIX – начале ХХ вв., вторая посвящена трудам в Лавре известного архитектора А. В. Щусева ( 1873-1949 ) . Очерки являются плодом многолетних архивных изысканий ученого. Работы публикуются на языке оригинала ( по-русски ) . Предисловие написано на украинском языке. Книга подготовлена к публикации сотрудниками отдела ... далее ...

 001   002   003   004

Постоянная ссылка на эту страницу: Киево-Печерский патерик
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"