Василием Великим

из Источника http://bogoslov.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002   003   004
Михаил Васильевич Ломоносов: к 300-летию со дня ...bogoslov.ru
... коль много служит внимание к натуре для познания Божества: Я долго размышлял и долго был в сомненье, Что есть ли на́ Землю от высоты смотренье, Или по слепоте без ряду все течет, И Промыслу с Небес во всей вселенной нет. Однако, посмотрев светил небесных стройность, Земли, морей и рек доброту и пристойность, Премену дней, ночей, явления Луны, Признал, что Божеской мы силой созданы. Больше не остается, как только коротко сказать и повторить, что знание натуры, какое бы оно имя ни имело, христианскому закону не противно; и кто натуру исследовать тщится, Бога знает и почитает, тот с Василием Великим согласится, коего словами сие заключается (беседа 6, о бытии светил) : „Аще сим научимся, себе самыя познаем, Бога познаем, Создавшему поклонимся, Владыце поработаем, Отца прославим, Питателя нашего возлюбим, Благодетеля почтим, Началовожду жизни нашея насущия и будущия поклоняющеся не престанем” [23]. [1] Ломоносов М. В. Слово о пользе химии (отрывок) Полное собрание сочинений. Том 2. Труды по физике и химии 1747-1752гг. М. -Л. : Академия наук СССР, 1951, с. 354. [2] Ломоносов М. В. Слово о происхождении света (отрывок) Полное собрание сочинений. Том 3. Труды по физике ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
О созерцательных умозрениях преподобного Максима ...bogoslov.ru
... я изучал тексты Плотина, тем более убеждался в том, что оба учения имеют единый источник - созерцательная молитва и экстатический опыт единения с Богом. Этот опыт един, но он не имеет однозначного перевода на словесный язык понятий и потому излагается различно в зависимости от существующей философской системы понятий и той меры Божьего откровения, которая была дана в то время человеку. Плотин выработал свой язык и свое учение, которое на основе его созерцательного опыта, обобщило весь эллинский опыт познания Бога. Это учение несомненно было критически осмысленно нашими великими учителями Василием Великим и Григорием Богословом, тщательно изучавших философию в Афинах одним в течение 5 лет, а другим в течение 8 лет. Но не учение Плотина стало источником христианских догматов. Оно лишь подготовило почву вместе со Священным Писанием и мистической практикой в пустынях Египта к откровению Божьему о Святой Троице, которое было дано христианам тогда, когда пришло время догматических споров и установления истины. Однако, я полагаю, что различие учений не было препятствием к экстатическому опыту единения с Богом для Плотина. Я не нахожу в учении Плотина ничего, что могло бы стать ... далее ...
Сравнительный анализ учения о границах Церкви ...bogoslov.ru
... во внецерковных сообществах, многие из которых преданы анафеме на вселенских и поместных соборах Церкви. Общества, отпавшие от Церкви и юридически и фактически, воюющие против нее на словах и на деле (иногда с оружием в руках) , оскорбляющие Православную Церковь, объявляющие ее еретической, схизматической, безблагодатной, даже «антихристовой», глумящиеся над православными Таинствами, возводящие в ранг святых тех, кто гнал и убивал православных (и даже порой – именно за эти гонения и убийства) , эти общества вдруг объявляются сохранившими благодать Таинств. Выше уже приводилась оценка Василием Великим монтанистов, которые «восхулили на Духа Святаго, нечестиво и бесстыдно присвоив наименование Утешителя Монтану и Прискилле. Посему, боготворят ли они человеков, подлежат за сие осуждению: оскорбляют ли Духа Святаго, сравнивая его с человеками, и в сем случае повинны вечному осуждению, ибо хула на Духа Святаго не отпускается» [19, с. 308]. В. В. Болотов, говоря о похожих высказываниях еп. Фирмилиана Кесарийского определяет их как «полемические натяжки»: «Фирмилиан кесарийский точно также доказывал, что даже у монтанистов догматическое учение о Св. Троице различно от ... далее ...
Хри­сти­ан­ская личность : Портал Богослов.Rubogoslov.ru
... споров между представителем Доминиканского ордена Иоанном и свт. Марком Эфесским. Римо-католики трактовали это изречение так: «Что Дух по достоинству занимает второе место после Сына, так как от Него имеет бытие, от Него приемлет и возвещает нам, и совершенно зависит от оной причины, - сие предает слово благочестия». Исследования рукописных традиций показали, что это изречение является достаточно древним и не может быть результатом подлога, поскольку разночтение имело место еще до Флорентийского собора, но вместе с тем, нет никаких доказательств того, что эта вставка сделана свт. Василием Великим и поэтому она может служить веским основанием для обоснования римо-католического учения о filioque. Святитель Василий Великий пишет: «Святой Дух Сам есть Истина и от Отца исходит» ( «Творения», часть 3, кн. 2, слово 34 ) , от Которого исходит несотворенно, исходит от Отца через Сына в соответствии с типичной для восточного богословия IV века формулой. Поэтому когда святитель называет Святой Дух Христовым, он подразумевает под этим выражением общность природы и что Святой Дух имеет собственную ипостась. («Творения», часть 3, «О Св. Духе», гл. 18) . В письме к свт. ... далее ...
Основные вопросы полемики с представителями ...bogoslov.ru
... «Οὐσία обозначает собой постоянный и неизменяемый субстрат бытия (τὸ εἶναι) ; ϕύσις же скорее совокупность его существенных свойств, выражающихся во внешнем проявлении». Там же, с. 497-498. [60] Многие зарубежные исследователи приписывают это письмо не св. Василию, а его брату св. Григорию Нисскому. Например, Fedwick P. -J. A Commentary of Gregory of Nyssa or 38-th Letter of Basil of Caesarea Orientalia christiana periodica. Roma, 1978. V. 44. Fasc. 1. P. 31-51. В данном случае это не имеет принципиального значения, потому как св. Григорий Нисский почитается в ААЦ наравне со св. Василием Великим. [61] Письмо 38. К Григорию брату. С. 100. [62] Кирилл Александрийский, святитель. Толкование на Евангелие от Иоанна. Том 2, книга 11, глава IX. – М., 2001 - С. 727. О том, что люди единосущны между собой св. Кирилл говорит множество раз на протяжении толкования на Евангелие от Иоанна. Например: «Если же христоборцы по этой причине [разности имен Слова и Отца] вообразили, что Сын не единосущен Отцу, так как ни Отец не есть Слово, ни Слово не есть Отец, и признали, что единство природы рассекается различием имен, то пусть скажут нам, как праотец Адам будет единосущен со ... далее ...
[Рец. на книгу]: Воробьев С.Ю. Библия и история. ...bogoslov.ru
... ежей рода Micraster в отложениях возрастом 90 – 70 млн лет. Некоторые изменения морфологии в этом ряду выглядят ненаправленными, другие – вполне направленными (например, наблюдается неуклонное смещение рта все ближе к переднему краю панциря) [i]. Число таких примеров нетрудно было бы умножить [ii]. Приходится признать, что виды могут меняться в определенном направлении с течением времени. Почему же святые отцы не признавали этого? В IV веке некоторые натурфилософы отрицали идеи эволюции, и представления о неизменности видов могли быть заимствованы, так же как и были использованы свт. Василием Великим некоторые неверные сведения об образе жизни животных. Генетические доказательства эволюции У млекопитающих есть три гена, которые у птиц и рептилий отвечают за производство желтка в яйце. Почти у всех млекопитающих эти три гена – неактивные. Но у яйцекладущих млекопитающих из этих трех генов «мертвы» только два, а третий сохранил функциональность. Между прочим, хотя у плацентарных мелкопитающих желток не образуется, в ходе эмбриогенеза развивается рудиментарный желточный мешок (наполненный жидкостью) , присоединенный к кишечнику зародыша. Этот и многие другие примеры ... далее ...
На страже сирийского православия : Портал ...bogoslov.ru
... главах. Заключение Итак, мы заканчиваем трилогию оправдания прп. Исаака Сирина, состоящую из трех статей. В первой статье «Бичом любви» была изучена эсхатология прп. Исаака Сирина и проведен сравнительный анализ эсхатологических пассажей Первого и Второго тома. Анализ показал разительный контраст. У прп. Исаака Сирина эсхатологическое учение не выходит за рамки православного предания. Напротив, он даже решает проблему присутствия Бога во аде и не лишает грешников причастия Божественной любви, которая, однако, для них становится мучительным огнем [77]. Здесь прп. Исаак следует за Василием Великим [78]. У автора Второго тома эсхатология выходит за рамки православного учения и всецело зиждется на оригено-евагристической эсхатологии и космогонии. Для прп. Исаака авторитетами в эсхатологических воззрениях являются прп. Ефрем Сирин, на которого он ссылается, и свт. Василий Великий; автор Второго тома ориентируется в этом вопросе на Феодора Мопсуестийского и Диодора Тарсийского. В результате сравнительного анализа выявился подлог. Во второй статье «Второй том прп. Исаака Сирина. Текстологический обзор изданных трактатов на русском языке» был проведен ... далее ...
Таинства в инославии: благодать вне Церкви или ...bogoslov.ru
... есть) , но и в нарушение учения о Церкви, основанием Которой есть Христос ( 1Кор. 3: 11 ) , но никак не один человек своим решением -- нельзя называть расколом?.. И далее мысль о том, что раз Церковь больше таинства Покаяния (потому что содержит его) , то разномыслие по поводу способа основания новой Поместной церкви -- так же можно называть расколом. Ответить Виталий Мигузов, Россия, Воронеж 23. 03. 2018 в 11: 05 не - разномыслие по поводу способа основания новой Поместной церкви , а нарушение правил (то есть канонов) основания. Поэтому " раскольниками " в смысле применяемом свт. Василием Великим называть не получается. А в смысле слова вложенном И. Зонарой, то есть в более современном - конечно можно называть. Ответить иеромонах Авель 23. 03. 2018 в 14: 40 Более развёрнуто я свою мысль изложил здесь. Там показано, что можно называть филаретовцев раскольниками по канону свт. Василия Великого. Ответить Очевидно, что филаретовцы " наследуют " вслед за Денисенко иное учение не о Самом Боге, а об устроении Церкви. Это " тянет " на раскол... Самочинцы же отдаляют себя от Церкви по менее значительным разногласиям, как я понимаю. Одно из приводимых для примера правил ... далее ...
Сравнительный анализ учения о границах Церкви ...bogoslov.ru
... случае он лишь выражает твердое убеждение, что " чин приема переходящих в Православие из того или иного инославного общества является самым универсальным мерилом удаления этого общества от Кафолической Церкви " [65, с. 199]. В другом случае автор уточняет свою позицию, высказав убеждение, что " степень оскудения благодати " в отделившихся от Церкви обществах определяется " мерой повреждения в них евангельского учения " [65, с. 205] [66, с. 618]. О. Владислав делает попытку проиллюстрировать свои выводы примерами из церковных канонов. За основу своего рассуждения он берет сделанное свт. Василием Великим разделение всех отступников от Церкви на еретиков, раскольников и самочинников и старается доказать, что чины приема таковых в Церковь соответствуют искажению ими догматического учения Церкви. Согласно этой схеме упомянутые в церковных канонах отступники группируются следующим образом: а (еретики – евномиане, монтанисты) фриги (, савеллиане, павлиане, манихеи, валентиниане, маркиониты; б) раскольники – ариане, македониане, новациане и савватиане, четыредесятники (тетрадиты) , аполлинаристы; в (самочинники – несториане и монофизиты [65, с. 204-207].) Надо сказать, что о. ... далее ...
Тема причастности Богу в святоотеческой традиции ...bogoslov.ru
... этой остающейся непретерпеваемой природы, даруемые Богом тем, кто ведет христианскую жизнь, и преображающие их. Тема причастности Божественной природе была подхвачена, в частности, свт. Григорием Нисским. если в случае использования этой темы у свт. Афанасия влияние философских источников не является очевидным, то специфика раскрытия темы причастности Божественной природе в первой книге трактата свт. Григория Нисского Против Евномия позволяет гораздо более уверенно говорить об использовании последним, в определенном отношении, античной философской традиции. Вслед за своим братом свт. Василием Великим [26], свт. Григорий использует дискурс «логоса сущности» (λόγος τῆς οὐσίας) , заявленный Аристотелем и подхваченный его комментаторами и в частности Порфирием [27]. Каждое из сущих имеет свой не изменный «логос сущности», который не может увеличиваться или уменьшаться и, соответственно, самой сущности нельзя быть причастным в большей или меньшей мере. Полемизируя с утверждением предводителя неоарианской партии Евномия о том, что имеется некая превысшая сущность Бога-Отца, первенствующая над сущностью Сына [28], свт. Григорий перетолковывает это положение так, что одна ... далее ...
 001   002   003   004
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Василием Великим
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера