Афанасий Великий

из Источника http://pravoslavie.by, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002   003

Церковь Христова. Рассказы из истории ...pravoslavie.by
... престарелый александрийский епископ, св. Александр, первый борец против Ария. После никейского собора около трех лет он мирно управлял своею паствою и, наконец, почувствовал приближение смерти. При вести о близкой кончине своего епископа все его духовенство и почтеннейшие граждане города отправились поспешно в епископский дом, чтобы присутствовать при отхождении св. души на небо. В одну из минут торжественной тишины услышали замирающий голос старца, произносившего имя: " Афанасий " . Это несколько удивило присутствующих, так как знали, что Афанасий в это время находился при дворе Константина с особенным поручением своего епископа. Приблизился другой священник, носивший то же имя, и сказал: – Я здесь, отче. Из этого присутствовавшие поняли, что их умирающему епископу угодно было назначить своим преемником своего любимого диакона и мужественного поборника православия – св. Афанасия. Предсмертное завещание св. Александра скоро сделалось известным народу, и, несмотря на противодействие многочисленных друзей Ария, общее народное мнение ясно высказалось в пользу Афанасия. Когда, по обычаю, епископы египетской области, в числе пятидесяти четырех, собрались в Александрию для ... далее ...
История Русской Церкви: ГЛАВА III | Библиотека | ...pravoslavie.by
... " . Никон к государю: " Как на Москве учинился бунт, ты, царское величество, и сам неправду свидетельствовал, а я пошел, устрашась твоего государева гнева " . Государь Никону: " Говоришь на меня непристойные слова, бесчестя меня. Никто бунтом ко мне не прихаживал, а если приходили земские люди, то не на меня, государя, а приходили бить мне челом об обидах " . И весь Собор и синклит говорили Никону: " Как ты не страшишься Бога, непристойные слова говоришь и бесчестишь великого государя " . Патриархи: " Ты, как покинул Престол, писался бывшим патриархом " . Никон: " И Григорий Богослов и Афанасий Великий, как отходили с престолов, были также бывшими патриархами " . Патриархи: " Они своих престолов с клятвою не отрекались, а ты, как снимал с себя в соборной церкви свящ. одежду, оставляя патриаршеский престол, говорил: " Я не достоин и не буду патриархом; если буду патриархом, анафема буду " . Никон: " Григорий Богослов и Афанасий Великий сходили с престолов и опять престолы свои приняли, и я свидетельствовался, что по нужде отошел, от гнева государева " . Александрийский патриарх: " Какой то гнев на тебя государя, что он не шел к тебе в церковь на торжества? Того и в гнев ... далее ...
Просветитель: Глава 4 | Библиотека | ...pravoslavie.by
... древнему преданию, девство почитают выше брака, но и брак не бесчестят, а согласны с апостолом, сказавшим: “Брак честен и ложе непорочно” ( См. Евр. 13, 4. ) . И в божественных правилах пишут преподобные и богоносные отцы наши: Церковь и честное сожительство в браке почитает, и воздержание с благоговением и чистотою приемлет, и отшествие от мирских вещей со смиренномудрием любит, и богатство с правдою и с благотворением не порицает, и нищету и бедность с благодарением хвалит (Здесь прп. Иосиф близко к тексту пересказывает 21-е правило Гангрского собора. – Ред.) . Так же пишут и Василий Великий, и Афанасий Великий, и многие другие святые отцы наши: Господь Бог, заботясь о нашем спасении, потому разделил человечество на два образа жизни, на супружество и на девство, чтобы тот, кто не может терпеть воздержания и девства, вступал в брак с женою и не получал за это упреков, если прочие заповеди евангельские соблюдает. Видишь, святые и преподобные отцы наши девство почитают выше, но и брак не бесчестят. И еще говорит апостол: “Запрещающих... употреблять в пищу... ”, – ведь еретики отказываются от пищи не ради воздержания, но потому, что считают ее скверной. Как и окаянные ... далее ...
Творения: 2. Рождество Пресвятой Богородицы | ...pravoslavie.by
... к вечности. Поэтому самое лучшее и ценное пожелание церковное — есть пожелание вечной памяти. А мы постоянно забываем об этом. Отягощенные заботами житейскими и омраченные временными обстоятельствами нашей жизни, мы забываем о том, для чего мы созданы, забываем о вечности, в которой живет лишь то, что сотворено Господом — ДОБРОДЕТЕЛЬ. Все же остальное отметается и бросается в огонь — во тьму внешнюю. Нам только кажется, что оно существует, а на самом деле, как говорит один святой отец: «В начале не было зла, потому что и теперь нет его во святых и для них оно вовсе не существует». (Св. Афанасий Великий «Слово на язычников» — 2, Творения ч. 1, стр. 127) . Воистину существует только жизнь в Боге и то, что идет по пути стяжания Царствия Божия в нас. Св. Отцы говорят нам, что человек создан по Образу и Подобию Божию, что он есть венец природы и царь всей видимой твари и, вместе с тем, сотаинник Божией благодати. Они учат, что телом своим человек связан со всей земной тварью, потому что тело это Господь создал «персть взем от земли» (Бытия 2, 6) , а своей душой он соединен с горним ангельским миром. Человек стоит на грани двух миров — земного и небесного. «В творении его, — как ... далее ...
О злых духах и их влиянии на людей | Статья | ...pravoslavie.by
... мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1 Пет. 5: 8–11 ) . 1Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на святого Матфея Евангелиста Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. Т. 7. Кн. 1. М., 1993. С. 318. 3Евагрий, авва. Наставления о подвижничестве Добротолюбие. Т. 1. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993. С. 630–631. 4Афанасий Великий, святитель. Житие преподобного отца нашего Антония Афанасий Великий, святитель. Творения: В 4-х т. Т. 3. М., 1994. С. 207. Работа портала «Православие. By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие. By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой ... далее ...
Слова и поучения: Жизнь Святой Горы и ...pravoslavie.by
... Царство Небесное ( Мф. 10, 7 ) , которое силою берется, приблизились дни родиться духу спасения ( см. : Ис. 26, 18 ) . Это причина, по которой миряне всегда с радостью и ожиданием, несмотря на все возникающие соблазны, принимали святогорских духовников и старцев, лелея тайные надежды, в которых не разочаровывались. Когда Антоний Великий вышел в мир, при всем нам известных обстоятельствах, то даже и язычники «считали за честь хотя бы дотронуться до старца, веря, что это пойдет им на пользу». Тогда за несколько дней христианами стало столько людей, сколько не было во все времена. Афанасий Великий говорит о нем: «Кто скорбящий не возвратился от него в радости? Кто плачущий… не отложил свою печаль вмиг? » Как много может присутствие одного святого старца в мире! Вот такими глазами мир всегда смотрел на монахов, а особенно на тех из них, кто стяжал святость и отличается аскетическими подвигами. И в каком–то смысле через них мир приобщается к монашескому опыту и Божественному благословению Святой Горы. Что касается раннехристианской аскетической истории, то она признает относительно таких монахов следующее: «Благодаря им стоит мир и в чести человеческая жизнь». Они ... далее ...
Просветитель: Глава 2 | Библиотека | ...pravoslavie.by
... это светлее, чем солнце. Ведь никто из мирян, кроме божественных апостолов и святых мучеников, не сотворил чудес: ни мертвого не воскресил, ни слепым не даровал зрения. Но все чудеса и знамения сотворили преподобные и богоносные отцы наши, носившие иноческий образ. Могут сказать: “Если никто из живущих в миру не сподобился Божественной благодати, кроме божественных апостолов и святых мучеников, преподобные же отцы проводили иноческое житие и носили образ иноческий, – то откуда взялось множество святых чудотворцев, а именно: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, святой Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, и многие другие, в житиях которых не написано, что они отреклись от мира, стали иноками и носили образ иноческий? ” На это можно ответить так: и Василий Великий, и Григорий Богослов, и Иоанн Златоуст, и Афанасий Великий, и святитель Николай – все были иноками. Хотя в житии Василия Великого (Память 1 января.) и не написано, когда он отрекся от мира и стал иноком, но в житии святой Макрины (Память 19 июля.) святой Григорий Нисский говорит, что в то время Василий Великий отрекся ... далее ...
Просветитель: Слово тринадцатое | Библиотека | ...pravoslavie.by
... правила, заповеди Господни и изречения святых отцов смешались с гражданскими законами, составилась не случайно, но по Божьему Промыслу. Ведь святых отцов, бывших на Вселенских и на поместных Соборах, наставлял Святой и животворящий Дух, и они собрали божественные правила и законы, слова святых отцов и сказанные Самим Господом святые Его заповеди, – и со всем этим древние святые отцы соединили и гражданские законы. Так кто же дерзнет разделить или похулить то, что было воспринято от Святого Духа и святых отцов и сочетается со всем Священным Писанием? Подобно тому пишет и Афанасий Великий: те, кто говорят, что не подобает судить творящих смертные грехи, суть служители ереси. Но если бы было так, как они утверждают, то праведный Ной не осудил бы нечестивого Хама быть рабом братьев своих ( Быт. 9, 20 – 27. ) . Ведь и Моисей повелел изрубить мечом три тысячи человек, поклонившихся тельцу ( Исх. 32, 25 – 28. ) , а собиравшего дрова в субботу повелел побить камнями ( Чис. 15, 32 – 36. ) . Иисус Навин истребил Ахара со всем домом за воровство ( Нав. 7, 19 – 26. ) . Финеес же убил Замврия за блуд ( Чис. 25, 6 – 8. ) . И Самуил убил Агага царя пред ... далее ...
Афонский монастырь Григориат представил ...pravoslavie.by
... (разделительных) тенденций, но единомыслием в том, «во что верили повсюду, всегда и все» в православной экклезиологии. Наша эпоха не была обделена Святыми, среди которых были и выдающиеся богословы. Благодатное свидетельство современных Святых и «последующее святым отцам» свидетельство богоносных богословов являются ориентиром, которые могут обеспечить богоугодное единство на Святом и Великом Соборе. [1] Этос (греч. ????) — труднопереводимое понятие, в данном тексте означает образ жизни, мыслей, поведения, а также ориентацию культуры, принятую систему ценностей. — Прим. пер. [2] Св. Афанасий Великий пишет: «Прошу, и тии едино да будут по телу во Мне и по его совершению, да и тии совершени будут, имея единство с телом сим и в нем став «едино», да все как понесенные Мною на Себе будут едино тело и един дух и достигнут в мужа совершенна. Ибо все мы, приобщаясь Его тела, делаемся едино тело, имея в себе Единого Господа» (Против ариан слово ІІІ, PG 26, 369) . А также: «Поелику Слово в Отце, а Дух дается Словом, то хочет, чтобы прияли мы Духа и чтобы, когда приимем Его, имея в себе Духа Слова, сущего в Отце, оказались и мы по Духу сделавшимися «едино» в Слове, а чрез Слово и ... далее ...
Православие. Том 1: Богословская литература эпохи ...pravoslavie.by
... Вселенских Соборов стала самой продуктивной в истории христианской Церкви на Востоке с точки зрения богословского творчества. Именно в эту эпоху жили те отцы Церкви, которые в православной традиции почитаются в качестве «вселенских учителей и святителей» и творцов догматического богословия. Наиболее авторитетными богословами эпохи Вселенских Соборов являются святители Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Кирилл Александрийский, блаженный Феодорит Кирский, преподобные Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин; особняком стоит автор сочинений, сохранившихся под именем Дионисия Ареопагита. Святитель Афанасий Александрийский присутствовал на I Вселен ском Соборе в качестве диакона, сопровождая своего епископа — Александра Александрийского. После смерти Александра Афанасий стал его преемником и возглавлял Александрийскую кафедру на протяжении почти полувека (с четырьмя перерывами) . Афанасий является автором большого количества сочинений догматического, аскетического и нравственного характера. В «Слове на язычников» Афанасий критикует греческую мифологию и защищает христианство от нападок со стороны язычников, продолжая ... далее ...

 001   002   003

Постоянная ссылка на эту страницу: Афанасий Великий
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"