РГБ, ф. 304 II, № 269

из Источника http://pravmir.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Житие Сергия Радонежскогоpravmir.ru
... 116. Л. 396) . Компетентные составители списка погребенных в Троице–Сергиевой Лавре отметили, что Епифаний Премудрый умер «около 1420 г. » [5] Основания такой датировки неясны, так как прямых показаний источников как–будто не существует. Но у нас есть возможность проверить указанную дату с помощью древнейшего пергаменного Троицкого синодика 1575 г. В начальной части синодика записаны три Епифания, но датирующее значение имеет помещенная далее запись имен княгинь: «княгиню Анастасию» (сверху надписано «князя Константина») , «Ксению», «княгиню Анастасию» (сверху надписано «князя Юрьа») ( РГБ, ф. 304 II ) Дополнительное собрание библиотеки Троице–Сергиевой Лавры (, № 25. Л. 12 об.) . Княгиня Анастасия, супруга Константина Дмитриевича, скончалась, судя по Московско–Академической летописи, в октябре 6927 г. [6] При мартовском исчислении это давало бы 1419 г., но в последних статьях летописи употреблен, кажется, сентябрьский стиль летоисчисления, поэтому смерть княгини Анастасии следует датировать октябрем 1418 г. Из текста Предисловия к Житию Сергия Радонежского становится ясно, что в сентябре–октябре 1418 г. Епифаний был еще жив. Xотя не известно точно, когда имя Анастасии ... текст полностью ...
"Вечностию неразрушимое содружество"pravmir.ru
... Слово “О оставлении иночества, духовного Отца и братства”, очевидно, соотносится с отъездом матери и дочери Васильевых в Тобольск в октябре 1823 г. (см. “Сибирский период… основные события”) . Таким образом, “Поучение о послушании” писалось в 1818–1823 гг. (О начале работы над ним см. прим. к первому письму епископа Михаила) . Фрагменты из “Поуче ­ ния о послушании” были напечатаны в жизнеописании старца: Житие и подвиги… Ч. 2. С. 43–85. Полностью оно будет опубликовано нынешним летописцем Троице-Одигитриевой пустыни Л. А. Верховской по списку Троице-Сер ­ гие ­ вой Лавры (Отдел рукописей РГБ. Ф. 304 II. Д. 231. Л. 1–124 об.) . Выражаем нашу признательность Л. А. Верховской за возможность пользоваться ее копией с этого списка, которую она нам любезно предоставила. 7Следующая фраза из 30 Слова “Поучения”: “ Да не отлучит его в вечности от единодушных братий ” (Л. 82 об.) , — представляет собой аллюзию на текст первого “заветного” письма. Это Слово, по нашему мнению (см. предыдущее примечание) , написано после 1820 г. 8На сгибе листа просматривается филигрань: НВ. Направление литер — вдоль сгиба сверху вниз. В левой части листа вверху в том же направлении — знак, напоминающий ... текст полностью ...
Епископ Суздальский Иона (Собина; 1544–1548)pravmir.ru
... князя Георгиа Ивановичя Преосвященный Митрополит Данил собра к себе поручении Руской Митрополии свою братию архиепископы и епископы, архимариты и игумены честныа и начаша духовне беседовати о преподобнем отцы Макарии новоявленнем чюдотворцы, глагола в себе сице: “Бог прославляем в совете святых”. И паки глаголаше: “Похваляему праведнику, веселятся людие” ( см. Притч 29: 2 ) . И иже рече: “Не может град укрытися верху горы стоя, ни светилник под спудом сокрыт, но явлен свет всем” ( см. Мф 5: 14–15 ) . [Л. 39 об. ] Сего светилника не рачаше Бог сокрыти под землею, но явлену ему быти (РГБ. Ф. 304 I. № 802. Сборник XVII в.) . 1ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. СПб., 1904. С. 146. С. Б. Веселовский говорит следующее об этой фамилии: “Собина, опричнина — личное имущество, пожитки, приданое в противоположность родовому имуществу”. — Веселовский С. Б. 2П. Строев сообщает о нем следующее: “Иона Собина упоминается 1518 и 19, а 21 февраля 1544 хиротонисан во епископа Суздальского”. — Строев П. М. Вотчинные архивы Московских монастырей и соборов XIV — начала XVII века Русский дипломатарий. Вып. 2. М., 1997. С. 90. Неизвестные акты XIV–XVI века из архива Московского Чудова монастыря Там же. ... текст полностью ...
Послание об образе жития и отчасти о жизни ...pravmir.ru
... Певоу, где сосредотачивалось общее управление всех монастырей " . 53. Этот акцент на тождестве (τη ταυτότητι) трех Лиц Святой Троицы в видении преподобного Феодора связан, возможно, с вопросом о Божестве Святого Духа, который возник сразу после Никейского собора. См. Kelly J. N. D. Early Christian Doctrines. London, 1985. P. 255-258. 54. Идея, что познание Бога по аналогии с тварным миром является познанием очень относительным и неадекватным, встречается у многих отцов Церкви. В частности, она не единожды высказывается святителем Афанасием, см. Святитель Афанасий Великий. Творения. Т. II. С. 304; ср. Протоиерей Георгии Флоровский. Догмат и истина. М., 1998. С. 132-133. 55. Данное выражение (τον μονήρη βίον) указывает на период семилетнего отшельничества, то есть " школу анахоретства " , которую преподобный Пахомий прошел под руководством старца Паламона. См. Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. С. 157. 56. Мелетий, епископ Ликопольский, был причиной раскола в Египте, возникшего во время последних гонений на христиан по поводу вопроса о строгости церковной дисциплины в отношении к отступникам веры: Мелетий придерживался строго ... текст полностью ...
Послание об образе жития и отчасти о жизни ...pravmir.ru
... Певоу, где сосредотачивалось общее управление всех монастырей”. [53] Этот акцент на тождестве (tÍ tautÒthti) трех Лиц Святой Троицы в видении преподобного Феодора связан, возможно, с вопросом о Божестве Святого Духа, который возник сразу после Никейского собора. См. Kelly J. N. D. Early Christian Doctrines. London, 1985. P. 255–258. [54] Идея, что познание Бога по аналогии с тварным миром является познанием очень относительным и неадекватным, встречается у многих отцов Церкви. В частности, она не единожды высказывается святителем Афанасием, см. Святитель Афанасий Великий. Творения. Т. II. Ñ. 304; ср. Протоиерей Георгий Флоровский. Догмат и истина. М., 1998. С. 132–133. [55] Данное выражение (tÕn mon»rh b…on) указывает на период семилетнего отшельничества, то есть “школу анахоретства”, которую преподобный Пахомий прошел под руководством старца Паламона. См. Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. С. 157. [56] Мелетий, епископ Ликопольский, был причиной раскола в Египте, возникшего во время последних гонений на христиан по поводу вопроса о строгости церковной дисциплины в отношении к отступникам веры: Мелетий придерживался строго ... текст полностью ...
Рукописное наследие Святой Горы: Свято-Павловский ...pravmir.ru
... что оно явно было приписано к полученному уже готовому переводу монахом Евсевием (Ефремом) , ибо переводчика Иакова Евсевий уважительно называет киром (господином) , а себя, наоборот, уничижительно убогим и непотребным. Можно предполагать, что перевод “Слова” Евсевий (Ефрем) включил в какой-то переписанный им лично сборник сочинений Святых Отцов и уже в составе сборника отослал его на Русь. Первооригинал сборника не сохранился или пока еще не разыскан, но в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры имелся список с него, весьма близкий по времени к дате написания оригинала ( ныне — в собрании РГБ, ф. 304, 756 ) . Интересно, что следующий по времени список “Слова” с послесловием Евсевия-Ефрема встречается в сборнике 1431 года, переписанном в новгородском Лисицком монастыре. Состав Лисицкого сборника отличается от состава Троицкого, значит, оригиналом лисицкому писцу послужила не Троицкая рукопись. Остается думать, что оригинал перевода Иакова Доброписца Евсевий (Ефрем) держал при себе и давал его другим русским писцам, жившим на Афоне, для новых списков. Между Афоном и Лисицким монастырем связи были установлены в конце XIV века: еще до 1397 года лисицкий игумен Ларион вынес ... текст полностью ...
Святой Николай Японский о буддизмеpravmir.ru
... Николаю были известны. Он упоминает умершего в Японии англичанина, обратившегося в дзен-буддизм, как «несчастного навеки ренегата» (V, 348) , также упоминает и американца Фенолосса, принявшего буддизм ( см. : V, 595 ) . Резко отзывается о полковнике Олькотте, «обратившемся в буддизм и даже сочинившем буддийский катехизис» (III, 560) . Все это представляется святителю в высшей степени нелепым. Отмечая близость философии Шопенгауэра к буддизму, святитель Николай предполагает, что в том числе и через нее «буддизм вошел краешком своего тумана в некоторые пустые головы в Европе и Америке» (II, 304) . В разрозненных заметках он обращает внимание, во-первых, на то, что сам буддизм при обращении к жителям Запада во многом мимикрирует под христианские реалии, а с другой стороны, сами новообращенные привносят в буддизм чуждые ему понятия и представления. В этом смысле примечателен отзыв святителя Николая о книге одного из известных в то время европейских проповедников буддизма: «Посланник Михаил Александрович Хитрово приезжал с немецким катехизисом буддизма… Автор — немец, вставший в ряды поклонников пантеистического буддизма, в то же время не может отрешиться от внесенной с ... текст полностью ...
У истоков культуры святости - Православная ...pravmir.ru
... с активной защитой его. См. : Kelly J. N. D. Early Christian Doctrines. London, 1985, p. 255—258. Идея, что познание Бога по аналогии с тварным миром является познанием очень относительным и неадекватным, встречается у многих отцов Церкви. В частности, она не единожды высказывается св. Афанасием. Например, полемизируя против ариан, он говорит: «Писание представило нам таковые начертания и таковые образы, чтобы мы, поелику природа человеческая не в состоянии постигнуть Бога, из них хотя отчасти и неясно, по мере сил своих, могли уразуметь Его». Святитель Афанасий Великий. Творения, т. II, с. 304. Поскольку видение касается Святой Троицы в Самой Себе, то оно представляет сущность Божию, а эта сущность «для человека недомыслима и неизреченна и ведома только Единородному и Духу Святому. По выражению свт. Григория Богослова, существо Божие есть «Святая Святых, закрываемое и от самих Серафимов и прославляемое Тремя Святынями, которые сходятся во единое Господство и Божество». И весьма несовершенно может тварный ум «оттенить» некий малый «образ истины» в безмерном море Божественной сущности, и не потому, что Бог есть, но «потому, что окрест Его» — έκ των περι αύτον«. ... текст полностью ...
Святоотеческая традиция умного делания в духовном ...pravmir.ru
... писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 458. Приношение современному монашеству. С. 392 Слова подвижнические. С. 333, 219, 157—158 Там же. С. 28—29 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 331 Слова подвижнические. С 262 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 538 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 216 Слова подвижнические. С. 30 Там же. С. 156—157 Приношение современному монашеству. С. 129—130 Приношение современному монашеству. С. 292 Приношение современному монашеству. С. 40 О трезвении и молитве Добротолюбие. Т. 2. С. 198 Аскетические опыты. Т. II. С. 269 Наставления Добротолюбие. Т. 1. С. 44, 59 Аскетические опыты. Т. I. С. 337—338 Там же. Т. II. С. 368. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 664—665 Духовные беседы. С. 175, 433, 463 Слова подвижнические. С. 2, 6 Там же. С. 224, 85. О том же: Нил Синайский, прп. Об осьми духах зла Добротолюбие. Т. 2. С. 249; Лествица. С. 28 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 363, 364, 366 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 112 Аскетическая проповедь. С. 361 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 116 Собрание писем свт. Игнатия, еп. ... текст полностью ...
История христианской Церкви(до разделения Церквей ...pravmir.ru
... 8. Марк (142—152) 9. Келодиан (152—166) 10. Агриппа или Агриппин (166—178) 11. Юлиан (178—188) 12. Димитрий (188—231) 13. Иракл (231—247) 14. Дионисий (247—264) 15. Максим или Максимилиан (264—282) 16. Феона (282—300) 17. Петр (300—311) 18. Ахилл (311) 19. Александр (311—326) 20. Афанасий (326—373) Антиохийский епископ. Благодаря своему апостольскому происхождению и величине своей общины, Антиохия сделалась центром весьма значительного круга христианских общин. Еще св. Игнатий Богоносец может быть назван антиохийским митрополитом. Отсюда и наименование его епископом Сирии ( ad Rom. II - τον επίσκοπον Συρίας ) . Все покоится на факте и зависит много от личных качеств представителя известной кафедры. С течением времени власть эта крепнет и мало-помалу превращается в правовую. К половине III-го века митрополит антиохийский достигает этого. Он созывает Соборы ( Евс. Ц. И. VI, 46 ) и имеет под своею властью целый ряд подчиненных ему епископов (см. соборное послание 269 г. у Евс. VII, 30) . О величине антиохийской митрополии в самом начале IV в. говорит Евсевий ( Ц. И. VIII, 6 ) , Епископский каталог Антиохийской Церкви за I-III в. приблизительно таков: 1. Св. Петр ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: РГБ, ф. 304 II, № 269
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"