Об общественном идеале», изд. 3, 25

из Источника http://pravmir.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

С. Л. Франк. Духовные основы общества. | ...pravmir.ru
... представляет самую ценную часть труда. Категория соборности есть категория “мы”. “Мы” не есть множественное число от “я”, “мы” есть живой конкретный синтез “я” и “ты”. Синтез, представляющий собой новую степень бытия. Как эта “соборность” живет в самых холодных и внешних общественных отношениях, как она переживается даже во взаимной встрече человеческих глаз, в этом бессознательно-вспыхивающем “мы” — это показано с большой философской и художественной силой. Онтология общества кажется нам, однако, гораздо более неуязвимой и ценной у Франка, нежели аксиология, нежели этика (учение об общественном идеале) . Высшим этическим принципом он считает начало служения, начало должестования и обязанности. Это типичное кантианство в этике, которое повторяет: “o Pflicht, du heiliger Name! ”1. Оно существенно противоречит этике благодати, этике любви и свободы, как это показал Шелер (еще ранее Ремке) и как это всегда чувствовала русская религиозно-философская мысль. Этика благодати есть этика Бого-челове­ческого общения и Бого-человеческого творчества, и вот это общение (unio) и творчество не мыслится и не выражается в категориях службы, долга, и обязанности. Богу не нужны слуги, а ... далее ...
История русской философии - Православная ...pravmir.ru
... идеи «естественного права» и видит эту основу в этике. Уже в ранних работах своих Новгородцев боролся против последовательного «историзма» и неизбежно вытекающего из него релятивизма. Для него этика может быть основана лишь на идее «абсолютной ценности»[79], – поэтому он с редким у него пафосом говорит о «радостном признании абсолютных начал»[80]. Вместе с тем, стоя на почве трансцендентального идеализма, Новгородцев без колебаний утверждает «необходимость метафизических построений»[81]. «Человек жаждет абсолютного, – писал Новгородцев в заключительной главе своей замечательной книги «Об общественном идеале»[82], и в мире относительных форм он не находит удовлетворения», – он требует «стояния перед лицом Абсолютного»[83]. Вся тема книги «Об общественном идеале» в сущности связана для Новгородцева с проблемой Абсолютного – но взятой не в абстрактной форме, а в социальном мышлении. Владея, как никто, всей разнообразной литературой по вопросам социальной жизни, Новгородцев пока- 775 ЧАСТЬ IV зывает разложение «утопии земного рая», как «незаконной абсолютизации»[84] относительных форм социальной жизни. «В отношении к миру условной действительности, – пишет Новгородцев[85], – ... далее ...
Очерки христианской апологетики - Православная ...pravmir.ru
... рассматривается лишь под узким углом, лишь поскольку она задевает материальный общественный интерес. Сознание и чувство бесконечности природы, связь человеческой жизни с жизнью мира (в его бесконечности) в этих представлениях совершенно отсутствуют. " Неведомое будущее природы, возможность таинственных поворотов ее сил, беспомощность человека перед ее грозными возможностями - ничто подобное для них не имеет значения... Весь мир как бы замыкается в область общественных действий... Социологическая проблема общественного устройства поглощает в себе космологическую проблему (П. И. Новгородцев " Об общественном идеале " , гл. 2) . А между тем именно эта бесконечность природы и ее сил в перспективе делает невозможным утверждение полной независимости человека от природы, несмотря ни на какую степень развития техники. Трагедия жизни и смерти, зависимость нашей жизни от законов мирового бытия, катастрофических поворотов в нем не устраняются никакой техникой, никаким внешним и общественным устройством. В сравнении с бесконечностью мира и бытия, бесконечностью сил природы, только одной своей частицей раскрываемых в нашем рассудочном познании, упование на технику и победу над природой и ... далее ...
Обетования Царства | Православие и мирpravmir.ru
... теориями, считали, что утопия социального земного рая является видоизмененным учением о тысячелетнем царстве. Но при этом соблазн “прогрессивного хилиазма” был ими преодолен 15. Типично следующее высказывание Бердяева: “ Искание Царства Божьего в истории, в земной исторической действительности есть иллюзия, обман зрения. Царство Божье за историей и над историей, но не в истории ” 16. Царство Божие “ …есть конец, завершение мировой истории, а не какая-либо стадия его развития ”, — считал Е. Трубецкой 17. Отвергалась идея возможности будущего земного рая и Новгородцевым в работе “Об общественном идеале” 18. Кудрявцев 19 и Козлов 20 считали, что развитие личности завершается в Высочайшем (Абсолютном) Существе, то есть в Боге. История свидетельствует и о том, что при любой попытке авторов социально-утопических теорий реализовать тысячелетнее царство Божие на земле немедленно возникает некоторый аналог Армагеддона в форме революционного движения. Уже на исходе Средневековья и в эпоху Возрождения учение хилиазма находило сторонников среди радикальных сектантских движений. Крайнее крыло Богемских братьев-гуситов, известное под именем таборитов 21, стремилось к ... далее ...
Митрополит Иларион: Русский человек знает Бога в ...pravmir.ru
... во взгляде “западников” на Россию (в том числе и тех, на которых ссылается автор – Чаадаев, Ключевский, Чехов) есть своя правда, часто горькая. Однако некоторые черты русской жизни вызывали горечь и у представителей другого интеллектуального направления – “славянофилов” (достаточно вспомнить А. С. Хомякова, также упоминаемого в статье) . Когда мы сегодня стараемся услышать голоса тех и других, главное, на мой взгляд, не в том, что одни идеализировали старомосковский жизненный уклад, а другие – западноевропейский путь развития. Самые важные вопросы касаются различий в представлениях об общественном идеале, об основополагающих ценностях, прежде всего религиозных и нравственных, и уже как следствие – о путях развития и об исцелении тех общественных болезней, которые требуют уврачевания. Автор статьи начинает с исторического рассмотрения “русской религиозной идеи”, но завершает тезисом о необходимости “вывода “большого” русского народа из “добуржуазного” состояния”. Критикуя то, что он считает “русской религиозной идеей”, которая якобы не претерпевает существенных изменений на протяжении многих веков, он при этом молчаливо исходит из некоего собственного кредо: благо России ... далее ...
Святитель Иннокентий Херсонский. Последние дни ...pravmir.ru
... первосвященники и книжники приняли, по-прежнему, вид ревностных блюстителей общественного покоя и выгод римского правительства: «Мы вспомнили, – так говорили лицемеры, – что Этот льстец, еще будучи в живых, сказал: после трех дней Я воскресну из мертвых. Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу, что Он восстал из мертвых. В таком случае последний обман может быть хуже первого». Гордый всадник римский, еще недавно так жестоко униженный этими самыми людьми перед целым народом, всего менее был расположен верить их заботам об общественном благе, но противиться явно предложению, которое казалось плодом дальновидной осторожности и неутомимого попечения о спокойствии народном, было не в духе римской власти. Поэтому Пилат немедленно согласился на предлагаемую меру, выразив, впрочем, свое недоверие к чистосердечию синедриона тем, что сам нисколько не принял в ней непосредственного участия. «У вас есть кустодия, – отвечал Пилат (так называлась военная стража при храме) , подите, возьмите из нее, сколько угодно, и стерегите гроб, как знаете». Против такого мнимого доверия нечего было возразить, и первосвященники, ... далее ...
Ангел - кто это? Иерархия Ангелов и Архангелов| ...pravmir.ru
... а Престолы разумные, живые носители величия Божия, славы Божией. Престолы, преимущественно перед всеми чинами ангельскими, ощущают, созерцают Бога, как Царя Славы, Царя всего мироздания, Царя, творящего суд и правду, Царя Царствующих, как «Бога Великого, Крепкого и Страшного» ( Втор. 10: 17 ) . «Господи, Господи, кто подобен Тебе? » ( Пс. 34: 10 ) … «Кто подобен Тебе в бозех. Господи, кто подобен Тебе: прославлен во святых, дивен во славе» ( Исх. 15: 11 ) . «Велий Господь и хвален зело и величию Его несть конца» ( Пс. 144: 3 ) … «Велико и не имат конца, высоко и безмерно» ( Вар. 3: 25 ) ! Все эти гимны величию Божию, во всей их полноте, глубине и истинности, понятны и доступны одним лишь Престолам. Престолы не только ощущают и воспевают величие Божие, но и сами исполняются этим величием и славою, и другим дают его чувствовать, переливают, как бы в сердца людские, преисполняющие их самих волны величия и славы Божественной. Бывают минуты, когда человек как-то особенно ясно сознает умом и с какой-то особенной силой чувствует сердцем величие Божие: раскаты грома, блеск молнии, дивные виды природы, высокие горы, дикие скалы, богослужение в каком-либо великолепном ... далее ...
Общественное и личное | Православие и мирpravmir.ru
... управления и контроля, которые предусмотрены в случае с общественным телевидением. Допустим, гендиректора общественного телевидения может назначать и глава исполнительной власти, это кое-где в мире практикуется. Но чтоб гендиректор при этом непременно был и главным редактором канала? Независимость редакционной политики от государства в случае с общественным ТВ — вопрос принципиальный. Общественное телевещание в разных странах (таких в мире 50) организовано по-разному, но в основании лежат общие базовые принципы. Исходя из мирового опыта, ЮНЕСКО в 1998 году приняла типовой закон об общественном телевидении, где формулирует эти принципы так: «общественное вещание – это вещание предназначенное для общества, финансируемое обществом, контролируемое обществом». Проблемы с общественным контролем возникают повсюду – так же как и борьба за независимость от государства. Но ясно, что если членов наблюдательного совета общественного канала должен утверждать президент по представлению Общественной палаты, также утверждаемой президентом, как предполагается у нас — это будет весьма проблематично. Общественное вещание в Европе обычно возникало на базе государственных каналов – ... далее ...
Вопросы о вере кандидату в мэры: АЛЕКСЕЙ ...pravmir.ru
... стать основой политики Москвы. Основываясь на потребностях жителей, сформулированных в каждом конкретном районе, муниципалитеты и мэрия должны вести общую политику, направленную на удовлетворение этих потребностей и реальную общественную интеграцию людей с ограниченными возможностями. Ключевой проблемой интеграции инвалидов в нормальную жизнь является создание рабочих мест для тех, кто может и хочет работать. Особое внимание я также уделю увеличению мобильности инвалидов, делая доступным для них общественный транспорт, в первую очередь, главный вид транспорта — метро. — Еще один вопрос об общественном транспорте: идет расширение линий метро, в результате те, кто едет в Москву на работу из области, садятся на конечной, через 1-2 станции в вагоны метро на многих линиях войти нельзя. Получается, что живущие ближе к центру и собственно в Москве не имеют возможности нормально доехать до работы, в отличие от жителей Подмосковья. Будут ли, и как, решать эту проблему? — Во-первых, несложно сделать так, чтобы ряд поездов стартовали и начинали принимать пассажиров не на конечных станциях, а на промежуточных, позволяя людям спокойно войти и разместиться в вагонах. Во-вторых, к решению ... далее ...
Об игре в подсчет слов | Православие и мирpravmir.ru
... разделяющими вашей веры, это не может быть узко конфессиональный язык. Желающие могут ознакомиться с речами, скажем, Римского Папы или Архиепископа Кентерберийского перед аналогичными смешанными аудиториями – там тоже все больше про общие ценности, а цитат из Библии и призывания имени Христова немного. Проповедь с амвона – это один жанр, речь в гражданском собрании – другой. Одно дело – указывать путь вечного спасения, другое – рассуждать о пути гражданского благоустроения. В первом случае служитель Церкви возвещает божественное откровение, во втором – рассуждает вместе с другими людьми об общественном устройстве. Слово Божие дает нам общие принципы относительно жизни в обществе, но, так как оно обращено к разным народам, живущим в разных условиях, оно не содержит рецептов для конкретных случаев. Поэтому часто цитировать Библию и призывать имя Божие, рассуждая о таких предметах, не получится – если оставаться в рамках честности и рассудительности. Конечно, можно объявить, что «сегодня во время утренней молитвы Господь и Бог наш Иисус Христос открыл мне, что все благочестивые христиане должны голосовать за такого-то кандидата» – но мне почему-то кажется, что критикам ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Об общественном идеале», изд. 3, 25
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"