Об общественном идеале», изд. 3, 25

из Источника http://pravmir.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

С. Л. Франк. Духовные основы общества. | ...pravmir.ru
... представляет самую ценную часть труда. Категория соборности есть категория “мы”. “Мы” не есть множественное число от “я”, “мы” есть живой конкретный синтез “я” и “ты”. Синтез, представляющий собой новую степень бытия. Как эта “соборность” живет в самых холодных и внешних общественных отношениях, как она переживается даже во взаимной встрече человеческих глаз, в этом бессознательно-вспыхивающем “мы” — это показано с большой философской и художественной силой. Онтология общества кажется нам, однако, гораздо более неуязвимой и ценной у Франка, нежели аксиология, нежели этика (учение об общественном идеале) . Высшим этическим принципом он считает начало служения, начало должестования и обязанности. Это типичное кантианство в этике, которое повторяет: “o Pflicht, du heiliger Name! ”1. Оно существенно противоречит этике благодати, этике любви и свободы, как это показал Шелер (еще ранее Ремке) и как это всегда чувствовала русская религиозно-философская мысль. Этика благодати есть этика Бого-челове­ческого общения и Бого-человеческого творчества, и вот это общение (unio) и творчество не мыслится и не выражается в категориях службы, долга, и обязанности. Богу не нужны слуги, а ... текст полностью ...
История русской философии - Православная ...pravmir.ru
... идеи «естественного права» и видит эту основу в этике. Уже в ранних работах своих Новгородцев боролся против последовательного «историзма» и неизбежно вытекающего из него релятивизма. Для него этика может быть основана лишь на идее «абсолютной ценности»[79], – поэтому он с редким у него пафосом говорит о «радостном признании абсолютных начал»[80]. Вместе с тем, стоя на почве трансцендентального идеализма, Новгородцев без колебаний утверждает «необходимость метафизических построений»[81]. «Человек жаждет абсолютного, – писал Новгородцев в заключительной главе своей замечательной книги «Об общественном идеале»[82], и в мире относительных форм он не находит удовлетворения», – он требует «стояния перед лицом Абсолютного»[83]. Вся тема книги «Об общественном идеале» в сущности связана для Новгородцева с проблемой Абсолютного – но взятой не в абстрактной форме, а в социальном мышлении. Владея, как никто, всей разнообразной литературой по вопросам социальной жизни, Новгородцев пока- 775 ЧАСТЬ IV зывает разложение «утопии земного рая», как «незаконной абсолютизации»[84] относительных форм социальной жизни. «В отношении к миру условной действительности, – пишет Новгородцев[85], – ... текст полностью ...
Обетования Царства | Православие и мирpravmir.ru
... теориями, считали, что утопия социального земного рая является видоизмененным учением о тысячелетнем царстве. Но при этом соблазн “прогрессивного хилиазма” был ими преодолен 15. Типично следующее высказывание Бердяева: “ Искание Царства Божьего в истории, в земной исторической действительности есть иллюзия, обман зрения. Царство Божье за историей и над историей, но не в истории ” 16. Царство Божие “ …есть конец, завершение мировой истории, а не какая-либо стадия его развития ”, — считал Е. Трубецкой 17. Отвергалась идея возможности будущего земного рая и Новгородцевым в работе “Об общественном идеале” 18. Кудрявцев 19 и Козлов 20 считали, что развитие личности завершается в Высочайшем (Абсолютном) Существе, то есть в Боге. История свидетельствует и о том, что при любой попытке авторов социально-утопических теорий реализовать тысячелетнее царство Божие на земле немедленно возникает некоторый аналог Армагеддона в форме революционного движения. Уже на исходе Средневековья и в эпоху Возрождения учение хилиазма находило сторонников среди радикальных сектантских движений. Крайнее крыло Богемских братьев-гуситов, известное под именем таборитов 21, стремилось к ... текст полностью ...
Размышления о бессмертной душе - Православная ...pravmir.ru
... относиться не только подозрительно, а и прямо отрицательно: " Скажи мне: с кем ты знаком) или дружишь, соглашаешься (, и я тебе скажу: кто ты таков " , - говорит пословица.) Например, на I Вселенском Соборе союзниками Ария были языческие философы; уже это одно отталкивает... Теперь: " тысячелетники " - друзья социалистов по мечте о " земном рае " ... Опасное содружество... Нет ли общности в вожделениях социалистов и антисоциалистов эмигрантов?! Несомненно, есть: материалистическое представление земного " Царства Божия " (Хоть бы прочитали книгу покойного профессора Новгородцева: " Об общественном идеале " . Солидный труд... " Крушение веры в возможность земного рая ") с. 3 и вся книга (.... А я уже выяснил Вам в предыдущем письме, что природа Царствия Божия - " а-материалистична ") не здесь, на земле; а " там " будет " новое небо, новая земля " , " новая тварь " , " тело духовное " (. И в этом - корень вопроса и ответов: Царство Божие - Благодать Св. Духа.) И духоносные Святители Церкви были решительными противниками хилиазма: свт. Василий Великий, свт. Григорий Богослов, свт. Епифаний Кипрский. Последний в своих книгах " О ересях " (или " Панарий ") специально ... текст полностью ...
Митрополит Иларион: Русский человек знает Бога в ...pravmir.ru
... во взгляде “западников” на Россию (в том числе и тех, на которых ссылается автор – Чаадаев, Ключевский, Чехов) есть своя правда, часто горькая. Однако некоторые черты русской жизни вызывали горечь и у представителей другого интеллектуального направления – “славянофилов” (достаточно вспомнить А. С. Хомякова, также упоминаемого в статье) . Когда мы сегодня стараемся услышать голоса тех и других, главное, на мой взгляд, не в том, что одни идеализировали старомосковский жизненный уклад, а другие – западноевропейский путь развития. Самые важные вопросы касаются различий в представлениях об общественном идеале, об основополагающих ценностях, прежде всего религиозных и нравственных, и уже как следствие – о путях развития и об исцелении тех общественных болезней, которые требуют уврачевания. Автор статьи начинает с исторического рассмотрения “русской религиозной идеи”, но завершает тезисом о необходимости “вывода “большого” русского народа из “добуржуазного” состояния”. Критикуя то, что он считает “русской религиозной идеей”, которая якобы не претерпевает существенных изменений на протяжении многих веков, он при этом молчаливо исходит из некоего собственного кредо: благо России ... текст полностью ...
Очерки христианской апологетики - Православная ...pravmir.ru
... прогресса к " техническому прогрессу " забывает о живой жизни природы, чуждается ее по существу. Для данного мировоззрения в идеале мыслится лишь одно отношение к природе - эксплуатация ее. Все в природе, мертвой или живой, в этом идеале рассматривается исключительно как средство для " животного, делающего орудие " . Космический момент, чувство связи со вселенским единством совершенно игнорируется, например, в той характеристике " нового человека в высших формах общественного развития " , которое делается у Маркса, Энгельса и в марксистской литературе (см. об этом: Новгородцев П И. " Об общественном идеале " , гл. 2; Луначарский А. В. " Атеисты " . - В кн. : " Очерки философии марксизма " . 1908) . Больший " антропоцентризм " , чем в современном атеистическом мировоззрении (уживающийся в то же время со снижением представлений о человеке до " животного, делающего орудие ") , трудно представить. Христианское мировоззрение, признавая в человеке " образ и подобие Божие " , в то же время не только не разрывает его связи со " всей тварью " , но, наоборот, возлагает на него обязанность по отношению к ней. Природа для христианства не есть что-то мертвое и безразличное, не есть ... текст полностью ...
О вере, неверии и сомнении - Православная ...pravmir.ru
... более серьезная часть книги — первая, где он высказывает вдумчивые и основательные свои переживания и думы именно об отношении веры и знания. Во второй части он собрал много фактов (недостаточно равноценных, впрочем) о явлениях из потустороннего мира. В третьей оспаривает теорию дарвинизма, тогда захватившую почти весь читающий мир. В начале прошлого столетия всем было известно имя канцлера Сперанского, — он оставил после себя специальные богословские книги. Из нового времени с почтением нужно вспомнить имя политико-эконома Павла Ивановича Новгородцева, написавшего за границей книгу " Об общественном идеале " , в коей он, между прочим, открыто заявил всему интеллигентскому миру о крахе ложной идеи (еще Соловьевской) о " Царствии Божием на земле " . Скромный он был при всей своей образованности, блестящей звездой пронесся по политико-философскому горизонту. Константин Леонтьев [ 2] — кончивший жизнь в Оптинском монастыре возле старцев; " Это — наш " , — говорил о нем о. Амвросий. Пусть останется в потомстве и память о проф. Харьковского университета Максиме Максимовиче Ковалевском. Член Думы... Боже! Какой печальный шум подняли его знакомые и сочлены по партии, когда он ... текст полностью ...
Русское монашество - Православная электронная ...pravmir.ru
... зажиточных крестьянских семей: Александр Ошевенский († 1479) ; Антоний Сийский († 1556) . Из семьи священника: Евфимий Новгородский († 1458) . См. на эту тему мою статью: Smolitsch. Studien zum Klosterwesen RuЯlands. 2, в: Kyrios. 3 (1938) . Вып. 4. Житие святого Сергия, написанное его учеником Епифанием Премудрым († 1420) , дошло до нас в обработке агиографа Пахомия († после 1484) . Подлинная, но сокращенная редакция жития сохранилась лишь в Никоновской летописи (ПСРЛ. 11. С. 127—147) . Обработка Пахомия в: 1. ОЛДП. 58. М., 1885; 2. ВМЧ. Сентябрь. Ч. 3 (25 сентября) . СПб., 1883; 3. Изд. Симона Азарьина. М., 1646; 4. Изд. Троице-Сергиевой лавры. 1853. Литература: Ключевский В. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1872; Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и основанная им Троицкая лавра. М., 1892; 2-е изд. 1909. О Епифании см. : Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902. С. 171—178. О стиле агиографических сочинений Пахомия см. : Некрасов Н. Пахомий Серб, писатель XV в. Одесса, 1871; Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908; а также: Кадлубовский. С. ... текст полностью ...
Святитель Иннокентий Херсонский. Последние дни ...pravmir.ru
... первосвященники и книжники приняли, по-прежнему, вид ревностных блюстителей общественного покоя и выгод римского правительства: «Мы вспомнили, – так говорили лицемеры, – что Этот льстец, еще будучи в живых, сказал: после трех дней Я воскресну из мертвых. Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу, что Он восстал из мертвых. В таком случае последний обман может быть хуже первого». Гордый всадник римский, еще недавно так жестоко униженный этими самыми людьми перед целым народом, всего менее был расположен верить их заботам об общественном благе, но противиться явно предложению, которое казалось плодом дальновидной осторожности и неутомимого попечения о спокойствии народном, было не в духе римской власти. Поэтому Пилат немедленно согласился на предлагаемую меру, выразив, впрочем, свое недоверие к чистосердечию синедриона тем, что сам нисколько не принял в ней непосредственного участия. «У вас есть кустодия, – отвечал Пилат (так называлась военная стража при храме) , подите, возьмите из нее, сколько угодно, и стерегите гроб, как знаете». Против такого мнимого доверия нечего было возразить, и первосвященники, ... текст полностью ...
Будущее России: Что ждет Россию? Экспертная ...pravmir.ru
... и новые функции на государство. Однако будущее не состоится, если интеллектуальная элита не даст стране ещё один шанс поверить в себя. Выработанное годами советской истории стремление граждан во всех случаях надеяться и перекладывать ответственность на государство ведёт к потере доверия и самоуважения. Общество в России не почувствует себя ответственным за её будущее, если ему не будет предоставлено больше (а не меньше!) свободы. Для нашей страны было бы крайне полезно появление людей в духе республиканской партии США — одновременно либеральных, консервативных и имеющих представление об общественном благе. Ещё одна наша проблема состоит в том, что моральные ценности постоянно опошляются, девальвируются «прогоном» через средства пропаганды, включением в идеологические подборки вроде «морального кодекса строителя коммунизма». Будущее России в зеркале литературы Писатель и литературный критик Алиса Ганиева посвятила своё выступление образам будущего России в современной литературе. По её словам, отличительной особенностью современного литературного процесса в России стало тщательное осмысление будущего — именно этой теме посвящена масса появляющихся произведений в жанре ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Об общественном идеале», изд. 3, 25
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"