> Дело дня: Помогите ребёнку <

Преподобный авва Дорофей

из Источника http://patriarchia.ru, отменить фильтр и искать по всем Источникам в базе?

 001   002
Издан новый сборник статей профессора МДА К.Е. ...patriarchia.ru
... богословие ( статья: О святом Православии ) ; Нравственное богословие (статьи: Христианское учение о молитве и ее назначение; Наставления Митерикона благоговейным подвижницам; Святитель Игнатий) Брянчанинов (наставляет; Последование Христу Спасителю в духовно-нравственном совершенствовании; Заповеди блаженства — лествица духовного совершенствования; Проявление Апостольской веры в жизни Церкви) ; Патрология (статьи: Сотериология святого Иринея Лионского; Сирский пророк — преподобный Ефрем Сирин; Преподобный авва Дорофей — «достославный в отцах»; «Моя жизнь во Христе» святого праведного Иоанна Кронштадтского — путь опытного богопознания; Патрологические труды профессора Московской духовной академии Ивана Васильевича Попова) ; История Православной Церкви (статья: Русская Православная Церковь в освобождении балканских народов от ига Османской империи) ; История древнерусской литературы (статья: Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси) . Стоит отметить, что этот сборник выходит как совместное издание Московской и Минской духовных академий и имеет большую целевую аудиторию. Она адресована как студентам духовных школ, так ... далее ...
ОБРАЩЕНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея ...patriarchia.ru
... помощи. Этот недостаток индивидуального внимания и тщательного ухода могут восполнить добровольцы, организованные Церковью. Примером эффективной помощи могут служить действия духовенства и мирян после терактов в Москве и Беслане. Тогда православные священники и их прихожане составляли списки нужд, покупали необходимое. Отмечу: те функции, которые взяла на себя Церковь, не могли быть выполнены ни одной специальной службой. Служение больным может быть для наших прихожан духовным лекарством, помощью в борьбе со страстями. Это живой опыт доброделания, который очищает и питает душу. Как сказал авва Дорофей, «больной более благотворит нам, чем мы больному». Задача священника ободрить и организовать тех, кто желал бы послужить ближнему, чтобы исправить свою душу, но не знает, где конкретно это сделать. Многие храмы в лечебных учреждениях являются приходскими. Клирики в них хорошо знакомы с нуждами больницы и могут направлять туда для помощи своих прихожан, собирая группу желающих потрудиться в больнице после воскресного богослужения. Пусть поначалу эта группа будет состоять из двух-трех человек: Господь, видя их усердие, пошлет со временем им помощников. Если у прихожанина есть на ... далее ...
Arhimandritul Chiril (Semionov): „Principalele ...patriarchia.ru
... воцерковления? — Мне было уже около 30 лет, но о Церкви я ничего не знал, и он поначалу руководил моим самообразованием. Бывало, предупреждал меня о каких-то богословских явлениях и тенденциях, в частности об обновленчестве. О книгах, которые надо читать осторожно. Не только советовал, но и предостерегал: «Будешь это читать, обрати внимание на то-то и то-то. Может быть, автор слишком либерально смотрит на эти явления». Он никогда ничего не запрещал. Может быть, он видел во мне человека, который способен сам разобраться. Но все мы начинали с азбуки, с таких христианских аскетических книг, как авва Дорофей и Иоанн Лествичник. Ведь тогда был книжный голод на православную литературу. Сегодня я нахожу у себя маленькие брошюрки, отдельные странички и понимаю, насколько тогда каждая страничка была важна и ценна, сколько важной информации несла. Сегодня ты пролистнул бы ее, даже не заметив, поскольку такое обилие книг и литературы любого направления в церковной книжной отрасли, что глаза разбегаются. Тогда мы умели ценить самые малые крохи, что удавалось достать. Перепечатывали их на машинке или даже переписывали от руки. У нас в МДАиС в 1980-е годы не было свободных конспектов, это ... далее ...
Митрополит Волоколамский Иларион: «Мне никогда не ...patriarchia.ru
... доказать, что он реально обратился, что он стал реальным последователем Христа. И только время убедило окружающих, что он действительно апостол. Причем, я думаю, что окончательно это произошло после его смерти и только после того как его послания стали распространяться, их стали читать в Церквах, и все осознали какое колоссальное значение он имеет для Церкви, и какую роль он сыграл в становлении христианской Церкви. — Владыка, мы говорим о надежде. Вот мне кажется, что антоним надежды — это уныние. А Вам знакомо это чувство? — Я бы сказал, что чувство уныния в том виде, в каком его описывают авва Дорофей, Евагрий-монах и другие аскетические писатели, мне не знакомо. Может быть, это связано с тем, что я все время очень занят. Вот тот же Евагрий говорил, что монах должен всегда быть чем-то занят. Потому что если он ничем не занят, то к нему подкрадывается бес уныния. — Уныния… — Вот мой рабочий график такой, что в нем для беса уныния не остается совершенно никакого пространства. — Владыка, а вот как пастырь Вы видите эту проблему, среди пастырей, скажем, это серьезная тема, вообще, серьезная проблема для наших людей сегодня? — Я думаю, что это проблема серьезная. Но люди сейчас, ... далее ...
«Христианские ценности и служение милосердия». ...patriarchia.ru
... его суть — нести любовь и сострадание. В христианском служении милосердия не только нуждающийся получает вспомоществование, но и сам благотворитель, помогая ближнему своему, духовно обогащается. Христос ставит вечное спасение Своих учеников в прямую зависимость от деятельного служения бедным, с которыми Сам Себя отождествляет ( см. Мф. 25: 34-40 ) : «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф. 5: 7 ) . Тем самым, согласно духовному порядку вещей, присущему Царству Божию, в противовес логике мира сего, благотворитель оказывается благодетельствуемым, а бедный — благодетелем. Авва Дорофей в своих «Душеполезных поучениях» так представляет эту парадоксальную диалектику деятельной христианской любви: «Более больной благотворит ему (служащему) , нежели он больному». Сегодня, когда социальные и национальные антагонизмы по причине экономического кризиса с каждым днем становятся все сильнее, мир нуждается, в первую очередь, в деятельном свидетельстве христиан о том, что можно жить согласно иной системе ценностей, в которой приоритетом является взаимное служение любви. Во все эпохи христианской истории именно бескомпромиссное следование евангельским ценностям было самой ... далее ...
Проект документа «О принципах организации ...patriarchia.ru
... Царства Божия. Милосердие заложено в природе Церкви, оно является неотъемлемым выражением самой ее сущности. 3 К служению милосердия призваны все христиане, и оно имеет свои неотъемлемые духовные черты. Качества, которые требуются от любого участвующего в этом служении Церкви, — кротость, долготерпение, искание не своего, а Божия, послушание старшим, самоотверженность, навык прибегать в трудностях к помощи Божией, смирение. Участвуя в служении ближним под руководством внимательного духовника, христианин может стяжать эти качества. Именно о такой душеполезности дел милосердия писал авва Дорофей, наставляя братию в том, что «более больной благотворит ему [служащему], нежели он больному». Христианин должен видеть в каждом человеке, обращающимся в Церковь за помощью, не просто «социальную категорию», а личность, со своей историей жизни, духовным путем, то есть человека, созданного по образу Божию, памятуя, что в образе нищих приходит к нам Сам Христос. В зависимости от возраста, профессии, жизненного опыта, состояния здоровья и прочих обстоятельств каждый мирянин способен понести разный объем нагрузки, связанной с социальной церковной работой. Исходя из этого, сложились ... далее ...
Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк / ...patriarchia.ru
... переведены на молдавский и славянский языки. Издание этих рукописей, так же как и перевод на русский язык, было осуществлено в ХIХ веке старцами Введенской Оптиной пустыни. Наставления преподобных Варсонофия и Иоанна ясно показывают степень их нравственного совершенства, любви к людям, содержат скупые факты их жизни. Нам неизвестно точное время кончины преподобного Варсонофия: одни называют годом его смерти 563, другие говорят более осторожно - до 600 года. Проведя долгое время в затворе, преподобный Варсонофий после того и до кончины преподобного Иоанна Пророка, о чем свидетельствует авва Дорофей (память его 5 июня) , стал служить людям, наставляя их на путь спасения. Известно, что свои ответы вопрошавшим святой Варсонофий передавал через преподобного Иоанна, иногда поручая ему давать ответы, а также через игумена авву Серида, который записывал ответы святого. В ответах преподобного Варсонофия и Иоанна Пророка, ставших руководством к духовной жизни не только для их современников, но и последующих поколений, ясно можно видеть постепенное духовное восхождение " от силы в силу " преподобных. Подвигом поста, безмолвия, хранения сердца, непрестанной молитвы преподобный ... далее ...
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к ...patriarchia.ru
... прибегая к образному сравнению, показывает, что смирение, пусть даже сопряженное с грехом, лучше праведности, которую обуяла гордость: «Чтобы знать тебе, какое благо не воображать о себе ничего великого, начертай словом две колесницы. Впряги в одну праведность и высокоумие, а в другую грех со смиренномудрием и увидишь, что колесница греха опередит праведность не по собственной силе, но по крепости сопряженного с ним смиренномудрия; а первая колесница останется позади не по немощи праведности, но по тяжести и дебелости высокоумия» 1. Константинопольскому святителю вторит египетский отшельник, преподобный авва Исаия: «Надеющийся на свою праведность и воли своей держащийся не может ни избежать козней диавольских, ни покой найти, ни увидеть, чего в нем недостает» 2. Сознание современного человека, приходящего в Церковь, являет порой весьма причудливое сочетание диссидентского нигилизма и религиозно-эвристического восторга. Отсюда и такие характерные для постсоветского времени явления церковной жизни, как младостарчество, недоверие к Священноначалию и подозрительность по отношению к церковной иерархии. Подлинные старцы всегда знали тайну богоустановленной иерархии и служили со ... далее ...
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после ...patriarchia.ru
... ранен. Он жив, но он не может сопротивляться. Святые отцы, говоря о скорби, описывают очень красочно это состояние, которое лишает человека возможности трудиться, мыслить, которое приводит к разного рода последствиям, таким как лень, расслабленность. Все это отражается на нашем образе жизни, все это передается нашим ближним, но самое главное, уныние причиняет нам самим очень большой духовный ущерб. Мы живем в то время, когда нас постоянно сопровождают печаль, скорбь, стрессы. Когда человек духовно сильный сталкивается со скорбью, он пытается преодолеть это состояние так, как учит нас авва Дорофей мужеством и благородством, как учат нас другие святые подвижники — молитвой, богомыслием, добрыми делами. Но если в сердце человека проникает уныние, то он неспособен сопротивляться жизненным обстоятельствам, приводящим его к печали, к скорби. Теперь понятно, почему святитель Иоанн Златоуст называет уныние главой и началом всех наших несчастий, — потому что слабый человек, находящийся в унынии, неспособен сопротивляться. А почему так происходит? А потому что через уныние мы теряем упование на Бога, по слову Макария Египетского. Уныние разрушает в человеке веру, у такого ... далее ...
Что есть свобода. Святейший Патриарх Алексий ...patriarchia.ru
... радость о победившем смерть Господе Иисусе Христе исполняет наши сердца в день Пасхи. «Приобщимся же все к радости Господа нашего, первые и последние», как говорит святитель Иоанн Златоуст. Ныне разрушивший ад Христос восстал из мертвых, открыв двери Своего Царствия, каждому, кто «отвергнулся себя, взял крест свой и последовал за Ним» ( Мф. 16, 24 ) . Как говорит авва Дорофей, «мы избавились от ада человеколюбием Христовым, и от нас зависит идти, или не идти в рай, ибо враг уже не содержит нас в рабстве». Пасха — это праздник вновь свободной человеческой природы, избавленной от уз первородного греха — отступления от Творца. По мысли святителя Григория Нисского, «человека Бог украсил даром свободы». Но наши прародители преступили заповедь, послушавшись врага рода человеческого. И вот теперь смерть низвергнута Христом, диавол посрамлен, а путь в Небеса доступен для возлюбивших Бога «всем сердцем, и всем умом, и всею душою» ( Мк. 12, 33 ) . Слова Господа Иисуса Христа: «Истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» ( Ин. 8, 34 ) , — заставляют нас еще раз задуматься о том, что есть свобода по замыслу Божию. Современный мир, к сожалению, нередко считает ... далее ...
 001   002
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Преподобный авва Дорофей
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера