[Рец. на:] Проф. И. И. Соколов. Усыновление и его отношение к браку в Византии и на современном греческом Востоке Источник В настоящем исследовании проф. И. И. Соколов поставил себе задачею – рассмотреть акт усыновления с гражданско-правовой и церковно-канонической точек зрения, и проследить историческую его судьбу в Византии и на греческом Востоке вплоть до наших дней. Такая задача должна представлять интерес не только научный, но и церковно-практической, ввиду полной неразработанности этого вопроса в иностранной и русской ученой литературе и ввиду предстоящего у нас пересмотра действующего положения об усыновлении, как препятствии к браку. Усыновление, как говорит автор во вступлении в своем исследовании (стр. 3–4), было одним из существенных элементов в содержании семейственного права в Византии. Оно перешло в область византийских семейственных отношений из древнего Рима, но на новой православно-христианской почве и, под воздействием творческих начал византийской культуры, получило своеобразный юридический характер. Особое значение сообщила усыновлению греко-восточная церковь , которая одухотворила этот древний юридический акт в самом его существе и распространила его влияние на закон ο браке и возникающие отсюда отношения. Свой церковный характер усыновление сохранило на греческом Востоке до настоящего времени. Сочинение проф. И. И. Соколова распадается на четыре главы. В 1-ой главе под заглавием: «Гражданское усыновление в Византии» (стр. 4–36) автор подробно излагает историю гражданской стороны усыновления в Византийской империи до XIV века. Указав на то, что «в Институциях, Дигестах и Кодексе Юстиниана († 565 г.) усыновление признается таким гражданско-юридическим актом, при посредстве которого усыновитель, исполнив определенные требования и формальности закона, принимал на место сына или внука другое лицо и вступал с ним в гражданское родство co всеми личными и общественными последствиями» (стр. 6), проф. И. Соколов подробно останавливается на законодательстве об усыновлении, содержащемся в знаменитых Василиках (Τα Βασιλικ – Царские книги) императора Льва Мудрого (886–911) и в позднейших его новеллах, а также в последующих памятниках права (в распространенном Прохпроне XIII–XIV в., Шестокнижии Константина Арменопула XIV в., в Синтагме Матфея Бластаря 1335 г. и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Рассуждение двадцать седьмое. Об усыновлении § I Усыновление есть благодатное Божие действие, по которому Он ради Сына Своего, верующих, отпустив им грехи, делает Своими сынами не по естеству Своему, (ибо по естеству един есть Сын Божий), но по благодати, как говорит Иоанн: елицы же прияша его, даде им область чадом Божиим быти, верующым во имя его ( Ин.1:12 ). § II Усыновления причина. 1) Действующая есть Бог Отец, как говорит Павел: подобаше бо ему, егоже ради всяческая, и имже всяческая, приведшу многи сыны в славу, началника спасения их, страданьми совершити ( Евр.2:10 ). И на другом месте: благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивый нас всяцем благословением духовным в небесных о Христе; якоже избра нас в нем прежде сложения мира, быти нам святым и непорочным пред ним в любви, прежде нарек нас во усыновление Иисус Христом в него, по благоволению хотения своего, в похвалу славы благодати своея, еюже благодати нас о возлюбленнем ( Еф.1:3–6 ). 2) Причина, производящая усыновление есть Христос, как пишется: егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына своего единороднаго, раждаемаго от жены, бываема под законом, да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем ( Гал.4:4–5 ). 3) Причина инструментальная усыновления есть вера, как говорится: вси вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе ( Гал.3:26 ); следовательно не по достоинству нашему усыновляемся мы, по которому древле происходило усыновление. 4) Причина, запечатлевающая усыновление – Дух Святый, как говорит Павел о Боге: иже и запечатле нас, и даде обручение Духа в сердца наша ( 2Кор.1:22 ). И в другом месте: не приясте духа работы паки в боязнь, но приясте Духа сыноположения, о немже вопием: Авва Отче! ( Рим.8:15 ). Сего усыновления, которое в верующих Дух Святый производит, величайшая сила показывается в бедствиях, мучениях и искушениях, случающихся иногда верным. 5) Конец усыновления есть наследство живота вечного, освобождение от ада, владение всеми благими Небесными. О сем-то и Павел говорит: самый Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия. Аще же чада, и наследницы; наследницы убо Богу, снаследницы же Христу ( Рим.8:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Бесконтрольно отдавать детей-сирот за рубеж неправильно, однако полностью запрещать усыновление российских детей американцами неверно, пока в России много социальных сирот и для их воспитания не созданы необходимые условия, заявил РИА Новости глава синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ, член Высшего церковного совета епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. Госдума в среду приняла во втором чтении " закон Димы Яковлева " с существенными поправками, которые, в частности, предполагают запрет на усыновление российских детей американцами и расширяют действие документа на все страны, нарушающие права россиян. " В принципе, бесконтрольно отдавать наших детей на чужбину, отрывать их от национальных и религиозных корней — неправильно, но пока у нас не созданы все условия для достойного воспитания детей в замещающих семьях, и пока у нас много социальных сирот, полностью запретить усыновление в США тоже неверно " , — заявил епископ РИА Новости. Он считает, что нужен закон, который позволит в каждом конкретном случае решать, что важнее для ребенка, и предостерегает от принятия решений, касающихся детей, " исходя из политической конъюнктуры " . " При принятии такого закона нужно исходить не из каких-то скандальных историй, не из правил дипломатии, симметричных или асимметричных ответов, а из интересов детей. Конечно, есть известные всем опасности при усыновлении за рубеж, есть определенные проблемы, но их нужно решать в нормальном режиме, а не принимать скоропалительные решения " , — добавил Пантелеимон. Он считает, что все принимаемые в государстве законы " должны исходить из интересов людей " , и ради этого " можно жертвовать даже престижем государства " . Епископ убежден, что " дети — это самое ценное, что есть в государстве " , и возлагает ответственность за судьбу сирот не только на родителей, но и на власти, которые не создали условий для воспитания этих детей в семье, и на Церковь, которая должна была донести до народа, что " отказываться от детей — это грех " .

http://pravoslavie.ru/58256.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Что будет с их душой?» Священник Николай Булгаков бьет тревогу в связи с намерением Госдумы ратифицировать сегодня соглашение с Испанией об усыновлении наших детей 20.02.2015 1752 Время на чтение 3 минуты В усыновлении наших детей за границей главным должен быть вопрос: «Что будет с их душой?» «Россия возвращается к иностранному усыновлению», – радостно сообщила газета «Известия». Государственная Дума собирается сегодня ратифицировать соглашение об усыновлении наших детей с Испанией. Подобные договоры действуют уже с Италией и Францией. Начата работа над двусторонними соглашениями по этому же вопросу с Израилем, Ирландией, Словенией, Новой Зеландией, Кипром, Мальтой... «Я принципиальный противник того, чтобы отдавать детей за границу», – справедливо считает Павел Алексеевич Астахов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. И всё-таки реальная опасность того, что наши дети, оставшиеся без родителей, навсегда лишатся еще и Родины, увеличивается, заботами Министерства образования и науки, в ведении которого эти вопросы находятся. Рассматриваются самые разные соображения о том, как относиться к усыновлению наших детей на Западе, кроме одного, главного: вопроса духовного. А ведь он встал перед нами, перед всем человечеством сегодня особенно остро. То, что произошло, например, в день настоящего, православного Рождества и в первые дни нынешнего года во Франции, имеет чрезвычайное значение для понимания духовной ситуации в мipe. Если бы просто несколько богохульников восстали на Бога, на веру, если бы они просто совершили античеловеческую гнусность, поступили крайне грубо и цинично, если бы кучка любопытных посмотрела на их издевательства над тем, что для людей свято, то это было бы лишь частью, лишь предвестием беды. В семье, как известно, не без урода. Настоящая беда свершилась тогда, когда на их защиту встали миллионы людей в «цивилизованных странах». Безбожие и свобода глумления над верой как главная ценность для современного западного общества были показаны всему мipy только что в демонстрациях под лозунгами «Я – Шарли».

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/20/ch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АДОПЦИАНСТВО [лат. adoptianismus - усыновление], общее название христологических ересей, к-рые двояко истолковывают понятие сыновства Господа нашего Иисуса Христа. По учению правосл. Церкви, Иисус Христос - историческая Личность, воплотившийся Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, истинный Бог и истинный Человек. «Динамистическое монархианство» II-III вв. полагало, что Христос - Сила Божия, не имеющая Собственной Ипостаси. Представители этого направления в А. стремились, т. о., сохранить принцип Божественного единоначалия - монархию (см. Монархиане ). Они отрицали Божественную природу Иисуса Христа и считали Его простым человеком (греч. πλος νθρωπος, ψιλς νθρωπος), усыновленным Богом по благодати. Указанием на это усыновление якобы является схождение на Христа Св. Духа. Это усыновление было совершено в момент Крещения Господа на Иордане. Сошедший на Него Св. Дух был Словом, или Сыном Божиим, безличной и неипостасной Силой Божией. В пользу такого понимания еретики приводили отдельные места Свящ. Писания, напр.: «А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога» (Ин 8. 40), «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор 3. 17), а также нек-рые выражения святых отцов. Таким способом адопциане пытались соединить веру в Единого Бога с верой во Христа как Сына Божия. Логически следующим шагом было отрицание преестественного Рождения Сына от Отца. Первым стал проповедовать А. Феодот Старший (Кожевник), к-рый пришел в Рим из Византия ок. 200 г. (по др. источникам - ок. 190). Его учение имело сходство с представлениями эвионитов , членов иудео-христ. секты, распространенной на востоке Римской империи. Феодот был отлучен от Церкви св. папой Виктором I . Среди его последователей, к-рых стали называть феодотианами, особо выделялись Феодот Младший (Меняла) и Асклепиодот. В Риме они образовали церковь во главе с исп. Наталием, к-рого за плату уговорили стать их епископом. Их община впосл. была разогнана. Последним главой адопциан в Риме был Артемон. Против него неизвестный автор написал сочинение, о к-ром упоминает Евсевий Кесарийский (Церк. ист. V 28). Он был отлучен от Церкви св. папой Зефирином .

http://pravenc.ru/text/82495.html

Поддержка семьи, создание региональных центров защиты материнства и развитие практики усыновления сирот относятся к числу основных направлений социального служения Церкви. Документ, определяющий приоритеты деятельности Церкви в социальной сфере, был принят в ходе первого общецерковного съезда глав и представителей социальных отделов епархий, духовников и старших сестер сестричеств милосердия. Съезд собрал более 300 человек из 92 епархий России и зарубежья. Москва, 11 июля. Поддержка семьи, создание региональных центров защиты материнства и развитие практики усыновления сирот относятся к числу основных направлений социального служения Церкви. Документ, определяющий приоритеты деятельности Церкви в социальной сфере, был принят в ходе первого общецерковного съезда глав и представителей социальных отделов епархий, духовников и старших сестер сестричеств милосердия. Съезд собрал более 300 человек из 92 епархий России и зарубежья. «Во многих сферах социального служения Церковь сегодня имеет уникальный опыт. – Говорится в итоговом документе съезда «О перспективах развития церковного социального служения». — При этом задача церковной социальной работы — не дублировать функции государства, ее главная цель — духовная: ее участники призваны научиться любви». Делегаты съезда признали, что происходит процесс разрушения института семьи: «До сих пор для множества наших сограждан является морально приемлемым детоубийство, называемое абортом. Необходимо направить особые усилия на защиту жизни», — говорится в итоговом документе съезда. В качестве ключевых направлений социального служения в нем определяются поддержка семьи, развитие епархиальных центров защиты материнства, поддержка усыновления сирот, развитие сестричеств милосердия, а также реабилитация алко- и наркозависимых, помощь бездомным и жертвам чрезвычайных ситуаций, развитие добровольчества. Итоговый документ был рассмотрен участниками первого общецерковного съезда по социальному служению, который собрал более 300 представителей 92 епархий Московского Патриархата в России, Белоруссии, Украине, Казахстане, Латвии, Эстонии, Франции, Литве, Узбекистане.

http://pravmir.ru/cerkov-opredelila-osno...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Усыновление Богу — вступление человека в особый, личностный, благодатный духовно-нравственный союз Богом. Осуществляется в Таинстве Крещения. Форма отношения христианина к Богу и к христианскому деланию зависит от степени его духовно-нравственного совершенства. Различают три формы такого отношения: рабство, наемничество, богосыновство. Богосыновство — высшая из 3х названных форм, она характеризуется тем, что христианин ведёт жизнь, соответствующую высокому званию сына Божия (по благодати). Каким образом человек усыновляется Богу? Разве не все люди – дети Божьи? Все люди – творения Бога, но не все – Его дети. Священное Писание говорит о том, что люди могут стать детьми Божьими по вере в Господа Иисуса Христа: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими » ( Ин.1:12 )». Это усыновление (удочерение) осуществляется в Таинстве Крещения. В одной из молитв чина оглашения, предшествующего Крещению, содержится прошение о том, чтобы крещаемому сделаться «сыном/дочерью света и наследником/наследницей Царства» . Обращаться к Богу как к Отцу, уместно тому человеку, который является чадом Божьим по благодати. Св. Августин справедливо замечает: «Кто же может говорить Отче наш, не будучи рожден [свыше]?» По этой причине в древней Церкви молитва Господня торжественно сообщалась принимающим Крещение, а после совершения Таинства произносилась ими как первая молитва. Иисус Христос – Сын Божий, христиане – дети Божьи, в чем разница? В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» дается такой ответ: «Священное Писание ясно учит, что Сын Божий есть Единородный: Мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца . И ниже: Единородный Сын, сущий в недре Отчем ( Ин.1:14, 18 ). Называется же Единородным потому, что один только есть по существу Сын Божий. Прочие, называющиеся сынами Божиими, называются этим именем по благодати и усыновлению, а не по естеству, как то все верные и избранные Божии» ( Ч.1, вопрос 35 ). Что дает человеку то, что он – Божий ребенок?

http://azbyka.ru/usynovlenie-bogu

Смотрим 4-ю главу. «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить нас, находящихся под законом, дабы нам получить усыновление». И вот это усыновление даёт нам возможность обращаться к Богу как Отцу. Вот он дальше и говорит, что через это усыновление, «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче! Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа». Раб не мог к господину своему обратиться со словами: «Авва, отче». Это мог сделать только законный сын. И вот мы были в состоянии таких рабов, что и к Богу-то обратиться не могли, как нужно обращаться: «Отче!». Вот теперь поймёте всё значение молитвы «Отче наш». «Молитесь же так» ( Мф. 6:9 ). Нет такой молитвы в Ветхом Завете. Нет, потому что там другие были имена. А вот имя «Отче» указывает на такую близость, которую мы утратили. «Боже отцов моих», «Боже отцов моих» (см. Исх. 3:13 ; Дан. 2:23 ). Вот заменители всё были. Стыжусь воззреть на небо, стыжусь призывать имя Твое (ср. Езд. 9:6 ). А уж об Отце и говорить не приходилось. И вдруг из уст Христовых даётся нам молитва: «Отче». Вот эту мысль и раскрывает Апостол Павел. Кто дал нам такую возможность? Господь, искупив нас от греха и от проклятья, которое над нами тяготело с момента грехопадения. И вот: а если ты не раб, но сын (вот ты и обращаешься теперь к Богу), «то и наследник Божий через Иисуса Христа». Вот это Слово Превечное, – Иоанн Богослов говорит, – «стало плотию (14-й стих смотрите) и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его» ( Ин. 1:14 ). Заметьте – не природу Его видели, а «видели славу». Тот ореол, в котором Бог живёт. Иоанн Златоуст скажет: смотрите, Апостол Иаков что говорит: «Бог во свете живет неприступном». Если Его свет, в котором Он обитает, называется «неприступным», то что же по своей природе представляет из Себя Бог? И сказать невозможно. Поэтому говорит: «Мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». И 18-й стих, если сразу перейти: «Бога не видел никто никогда [по Его природе], Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Вот это недро Отчее – это ведь только аналогия. Как младенец «в недре» – во чреве матери, так и Христос, представляется, как бы вышел из чрева Отчего. Но мы с вами не должны делать никакие сравнения, никакие аналогии придумывать, чтобы представить, как же произошло это рождение прежде всех век у Отца и Сына. Афанасий Великий снимает всю напряжённость вопроса одним словом: «О том знают только родивший Отец и рожденный Сын».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Беседа 60 на псалом 150 126 Пс.150:1 .  Аллилуия. Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его на тверди силы Его. 127 «Хвалите Бога во святых Его». – «Хвалите Его в силах Его» ( Пс.150:2 ). – Как христианин может исполнить увещание псалмопевца относительно прослав­ления Бога на различных музыкальных орудиях? – Что значит: «на кимвалах громогласных» ( Пс.150:5 )? Здесь пророк говорит или о народе, или о святой жизни и святых мужах. Смотри, как он оканчивает книгу благодарностью, научая нас, что это должно быть и началом и концом наших действий и бесед. Так и Павел говорит: «всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» ( Кол.3:17 ). Так же начинается и наша молитва . Говорить: «Отче наш» свойственно тем, которые благо­дарят за полученные дары, означая все дары одним этим названием. Кто назвал Бога «Отцом», тот исповедал усынов­ление; а кто исповедал усыновление, тот возвестил оправда­ние, освящение, искупление, отпущение грехов, дарование Духа. Все это наперед должно быть, чтобы мы имели усыновление, и удостоились назвать Бога Отцом. Впрочем, мне кажется, про­рок указывает здесь еще на нечто другое: «во святых Его», гово­рит он, т.е. чрез святых Его. Благодарите Его за то, что Он так устроил жизнь, или: что сделал людей ангелами. Потому, сказав наперед: «во святых», пророк прибавляет «хвалите Его на тверди силы Его», выражая то, что я сказал, так как этого Бог желает более, нежели того, и небо сотворено для человека, а не человек для неба. Другой переводчик (Симмах), вместо: «на тверди», говорит: «в неистребимом» ( τω ακαθαιρτω). Третий (Акила): «во утверждении державы его» ( κρτυς). Мне кажется, что пророк указы­вает и еще на нечто другое, как и в предыдущем псалме. Как там он сказал: «хвалите Его, все Ангелы Его» ( Пс.148:2 ), так и здесь: «хвалите Его на тверди силы Его», т.е. находящиеся на тверди Его. Он непрестанно призывает горния силы к участию в славо­словии. «Хвалите Его в силах Его, хвалите Его по чрезмерному величию Его» ( Пс.150:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Великое и тяжелое гонение началось против Евангелия, и Коринфяне терпели скорбь по силам своим, а Апостол свыше сил своих. Не смотря на то Апостол, пренебрегая бедствиями, окружавшими его со стороны Асийцев, спешил послать Тита для утешения и укрепления Коринфян. И когда он возвратился от них и сообщил ему о терпении их в перенесении бедствия, он возрадовался и возвеселился, и написал к ним о бедствии их ради Аполлоса: дабы, благодаря гораздо сильнейшим страданиям, кои они усматривали в нем, более легкими оказались - бы в глазах их те сравнительно умеренные страдания, коим подверглись сами они. Кроме того написал, чтобы, при получении этого второго послания, простили и оказали милосердие к тому, кого подверг наказанию сам Апостол в первом своем послании; так как он доказал твердость и непоколебимость веры своей в перенесенных им страданиях, в сердечном сокрушении и в тех бедствиях, кои постигли Коринфян. Итак, в виду раскаяния его и твердости во время гонения, Апостол написал, чтобы оказали ему снисхождение, впрочем отнюдь не принуждая их к тому, а только прося и умоляя. 1. Павел Апостол, не чрез Иисуса Христа, но Иисуса Христа чрез волю Бога, (говорит так), дабы выразить свою близость (ко Христу) и устранить мысль о том, что он чужой Ему. И Тимофей брат: унизил себя, так что свое имя написал рядом с братом в послании к гонимым Коринфянам. Церкви Божией, сущей в Коринфе, которая подверглась бедствию, и святым, сущим в странах Ахаии, переносящим страдание и гонение в терпении. 2. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего, Который соделал вас достойными усыновления Ему, и (от) Господа нашего Иисуса Христа, Который соделал вас ближними Своими и сонаследниками Своими. 3. Благословен Бог Иисуса, ради плоти, и Отец милосердия, ради усыновления. В словах: мир вам от Бога Отца нашего Иисуса Христа, - как бы содержится разъяснение того, что говорит теперь: Бог Иисуса Христа. 4. Утешающий нас во всех скорбях наших, - или посредством учеников, кои умножались у них, - или посредством сил и чудес, кои совершал чрез них: дабы нам прочих, находящихся в скорби, утешать словом, которое слышат от нас, и терпением в страданиях, которое видят в нас, - теми молитвами, то есть: ради тех молений, кои мы воссылаем Богу за вас, дабы вы в состоянии были терпеть, как и мы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/891/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010