Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление. Литература «обобщающих предприятий» Летописец Поучение святого отца Феодора, игумена Студийского, о том, чтобы не терять надежды на Божию милость из-за своих грехов Слово похвальное Филолога черноризца о святых великомучениках черниговских, славном Михаиле великом князе и Феодоре его советнике Слово об убиении злочестивого царя Батыя В тот же день празднуем Покров Святой Богородицы. О видении святого Андрея и Епифания, когда видели они в воздухе святую Богородиц Слово похвальное честному Покрову пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Творение смиренного иеромонаха Пахомия От жития преподобного отца Саввы, который жил над Вишерою-рекою и там общежительный монастырь создал. Сочинено священноиноком Пахомием Житие и подвиги преподобного отца нашего игумена Никона, ученика блаженного Сергия чудотворца Освящение церкви святого мученика Георгия, что в Киеве, пред вратами святой Софии Отца нашего Святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинополя, Слово на Рождество Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа Воспоминание творим святого Богоявления Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа В этот день житие и подвиги преподобного отца нашего Макария чудотворца, игумена, создавшего обитель Святой Живоначальной Троицы, Колязино именуемой Того же месяца в 25 день творим воспоминание Божественного Благовещения Пресвятой Богородицы Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего епископа в Перми, составленное преподобным во священноиноках отцом нашим Епифанием В лето 6985 (1477) мая 1 преставился преподобный игумен Пафнутий за час до ночи... Слово об Антонии черноризце, бывшем в Руси, основателе Печерского монастыря Слово из патерика (о том), как полезно трудиться своими руками Перенесение мощей святого и преподобного отца Николы чудотворца архиепископа Мирской Ликии в Бар град Память святого Сидора, юродивого Христа ради, по прозвищу Твердислов, ростовского чудотворца Житие и жизнь святого отца нашего Исайи епископа ростовского чудотворца Слово (о том), как подобает в церкви стоять со страхом и боязнью Слово из Патерика о пьянстве Память благоверного царя Константина и матери его Елены Мучение святого и прославленного великомученика Христова Гергия Нового, пострадавшего в болгарском городе Средце Преподобного и богоносного отца нашего и исповедника Феодора, игумена Студийского, слово похвальное на рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна Слово о Мартине монахе, что пребывал в Турове в церкви Святых Мучеников, живя один во Боге Деяние и мучение святых и славных и всехвальных апостолов Петра и Павла Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Из Степенной книги царского родословия Повествование о святом благочестии первых российских властодержцев Житие...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 1 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление. Литература трагического века в истории России Житие Авраамия Смоленского Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 г. Повесть о битве на Липице Рассказ о преступлении рязанских князей Слово о погибели русской земли Летописные повести о монголо-татарском нашествии Сказание о перенесении образа николы чудотворца из Корсуня в Рязань Повесть о разорении Рязани Батыем Сказание об убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора Слово о Меркурии Смоленском Легенда о граде Китеже Галицко-волынская летопись Житие Александра Невского Слова и поучения Серапиона Владимирского Послание якова-черноризца к князю Дмитрию Борисовичу Наставление тверского епископА Семена Сказание об индийском царстве Физиолог Пчела Чудо Георгия о змие     Вступление. Литература трагического века в истории России Под 1224 годом галицкий летописец записал: «Приде неслыханая рать: безбожнии моавитяне, рекомыи татарове...» Новгородский летописец пишет о том же: «приидоша языци незнаеме, и ихь же добре никто же ясно весть, кто суть и отколе изидоша, и что язык их , и коего племени суть, и что вера их; и зовут их татары, а инии глаголють таурмене, друзии же печнезе » И в самом деле, те, кого русские летописи и в первые, и в последующие века называют «татарами», не были какою-то определенной и единой национальностью. Это было государственное объединение различных кочевых племен, находившихся в стадии кочевого феодализма, объединение крайне агрессивное и подвижное, сплоченное столь же сильной жаждой захвата новых земель, как и стремлением к разрушению соседних оседлых культур. Объединенные орды кочевых племен, которые мы в дальнейшем будем условно называть монголо-татарами, начали проявлять необычайную активность еще в начале XIII века. Их появлению в 1223–1224 годах на границах Русской земли предшествовали чрезвычайные военные успехи в Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление. Литература времени национального подъема Хождение Стефана новгородца Послание Василия Новгородского Феодору Тверскому О Рае Сказание о Вавилоне Сказание о Довмонте Рукописание Магнуша Житие Михаила Ярославича Тверского Повесть о Шевкале Повесть о побоище на реке Пьяне Повесть о битве на реке Воже Задонщина Летописная повесть о куликовской битве Сказание о мамаевом побоище Повесть о нашествии Тохтамыша Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича Послание мудрого Феофана монаху Прохору Повесть о Темир Аксаке Сказание о нашествии Едигея Житие Сергия Радонежского Послание митрополита Киприана игуменам Сергию и Феодору Три послания и духовная грамота Кирилла Белозерского Письмо Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому Сказание о битве новгородцев с суздальцами Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе Повесть о благовещенской церкви Хождение на Флорентийский Собор Заметка о Риме Наставление отца к сыну Рассказ о восстании в Новгороде в 1418 году Повесть об ослеплении Василия II     Вступление. Литература времени национального подъема Главное историческое событие в жизни Руси второй половины XIV века и первой XV – победа на Куликовом поле. В 1380 году московский князь Дмитрий Иванович, собрав многочисленное войско почти всех русских княжеств, преградил путь на Русь золото-ордынской армии Мамая. Куликовская победа имела огромное национальное значение. Именно Москва организовала сопротивление Золотой Орде. Дмитрий Донской, защищая не одно только свое Московское княжество, но всю Русь, выступил вперед и встретил золотоордынское войско за рубежами Руси – в «диком поле». Именно здесь, у Непрядвы и Дона, решался вопрос о том, вокруг какого княжества объединяться русскому народу. Ни изменившая Рязань, ни медливший с посылкой своих войск Новгород, ни какой-либо другой центр не получили в глазах всего населения такого общерусского авторитета, как Москва.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление. Литература эпохи исторических размышлений Повесть о посаднике Добрыне Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 году Инока Фомы слово похвальное Житие Кирилла Белозерского Повесть о житии Михаила Клопского Повесть об Ионе, архиепископе Новгородском Рассказ о смерти Пафнутия Боровского Московская повесть о походе Ивана III Васильевича на Новгород Новгородская повесть о походе Ивана III Васильевича на Новгород Севернорусский летописный свод 1472 года Хождение за три моря Афанасия Никитина Повесть о стоянии на Угре Послание на Угру Вассиана Рыло Независимый летописный свод 80-х гг. XV в. Лаодикийское послание Федора Курицына Послание Геннадия Иоасафу Сказание о Дракуле Повесть о Басарге и о сыне его Борзосмысле Слово о злых женах Слово о хмеле     Вступление. Литература эпохи исторических размышлений Определение, вынесенное в заглавие этой статьи, посвященной литературе второй половины XV века, может показаться странным. В самом деле, какая литература не «размышляет», не оценивает, не озабочена будущим своей страны? Да, действительно, литература «думает», но в каждую из эпох она думает о своем, о том, что ей особенно нужно, что волнует народ, что подсказано историческими обстоятельствами. Во времена Владимира I Святославича и Ярослава Мудрого литература была озабочена будущими судьбами Русской земли, ее предназначением в мировой истории. Были созданы «Слово о Законе и Благодати» и «Начальная русская летопись». Во второй половине XV века, накануне окончательного освобождения от иноземного ига, эти думы об исторических судьбах снова посетили русскую литературу, овладели умами читателей, но при этом в своих более разнообразных и широких аспектах. Что такое государственная власть, какие на нее накладываются обязанности перед народом? Почему некоторые из мировых держав сходят с исторической сцены, подпадают под чужеземное иго и как сохранить свою национальную независимость? Кому, какому княжеству принадлежит право возглавить всю Русскую землю? До каких пределов простирается власть государя над своими подданными и в какой мере государь отвечает за их нравы и грехи перед Богом?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление Слово о законе и благодати митрополита Илариона Повесть временных лет Память и похвала князю русскому Владимиру Сказание о Борисе и Глебе Житие Феодосия Печерского Поучения и молитва Феодосия Печерского Поучение Владимира Мономаха     Вступление Величие древней литературы Русь X–XIII вв.– это общее начало трех восточнославянских народов: великорусского, белорусского и украинского. В первые века Русь была единой на всем пространстве от Ладоги на Балтийском море до Тмуторокани на Черном и от Карпат до Волги. Книжники, строители и художники переезжали из княжества в княжество, и дело восточнославянской культуры было делом общим. В общем владении единого княжеского рода было и Русское государство. Русь – самоназвание, применяемое во всех источниках того времени – и к народу, и к стране. Прилагательное от этого самоназвания может писаться и «русьский», и «русский». На русском языке принято писать «русский». Мы называем восточнославянскую литературу этого периода «русской», иногда предваряя это название прилагательным «древняя», не задаваясь вопросом о том, где родился тот или иной книжник: Нестор, Серапион Владимирский , Кирилл Туровский или Даниил Заточник. Чтобы почувствовать духовные богатства древней русской литературы, необходимо взглянуть на нее глазами ее современников, ощутить себя участником той жизни и тех событий. Литература – часть действительности, она занимает в истории народа определенное место и выполняет огромные общественные обязанности. Перенесемся мысленно в начальные века русской истории, в эпоху нераздельного существования восточнославянских племен, в XI–XIII века. Русская земля огромна, поселения в ней редки. Человек чувствует себя затерянным среди непроходимых лесов или, напротив, среди слишком легко проходимых для его врагов бескрайних просторов степей: «земли незнаемой», «дикого поля», как называли их русские. Чтобы проехать из конца в конец Русскую землю, надо много дней провести на коне или в ладье. Бездорожье весной и поздней осенью отнимает месяцы от этого трудного общения людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20     Содержание Вступление. Переводная литература в развитии литературы домонгольской руси Житие Константина-Кирилла Житие Мефодия Из толкового Апостола Из «Шестоднева» Иоанна экзарха болгарского Из Изборника 1073 года Житие Вячеслава Чешского Житие Димитрия Солунского Житие Марии Египетской Чудеса Николы Мирликийского Житие Алексия человека Божия Из «Истории иудейской войны» Иосифа Флавия Патерики Житие Андрея Юродивого Повесть о Варлааме и Иоасафе Из Пролога Из изборника 1076 года Служба Воздвиженью Креста Косьмы Маюмского     Вступление. Переводная литература в развитии литературы домонгольской руси Русь, а в последующем Россия, пережила в своей истории пять крупнейших катаклизмов в своей политической ориентации. Первая из таких ломок или, напротив, созидательных перестроек государственного и социального строя была осуществлена при Владимире Первом Святославиче, по прозванию Святом; вторая – при Иване Грозном в период установления единого управления для всей России, для всех русских областей; третья – при Петре Великом в период смены ориентации с Юга Европы на Север Европы; четвертая, наиболее мирная и спокойная, но трагически оборвавшаяся, – при Александре Втором Освободителе; пятая началась с овладения государством и установления большевистской власти после разгона Учредительного собрания 19 января 1918 года. Каждая из этих смен была подготовлена снизу, но заканчивалась сверху – от государства, от правительства. Вместе с тем каждая из этих смен ознаменовывалась прежде всего государственной поддержкой нового идейно-культурного направления. При Владимире Святом – христианства. При Иване Грозном перемена была поддержана двумя идеологическими соборами, из которых наибольшее значение имел Стоглавый 1551 года; при Петре Великом – сопровождалась прекращением деятельности земских соборов и Боярской думы и направлялась личной волей императора; при Александре Втором Освободителе, наиболее мирной, – частичным восстановлением прав народа, при большевистской – насильственным подчинением многонациональной страны узкой марксистской идеологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление. Ha пути к новому литературному сознанию (сочинения царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского) Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным Первое послание Курбского Ивану Грозному Первое послание Ивана Грозного Курбскому Второе послание Курбского Ивану Грозному Второе послание Ивана Грозного Курбскому Третье послание Курбского Ивану Грозному Послания Ивана Грозного Послание английской королеве Елизавете I Послание шведскому королю Юхану III 1572 года Послание шведскому королю Юхану III 1573 года Послание в Кирилло-Белозерский монастырь Послание Василию Грязному Послание польскому королю Стефану Баторию 1579 года Послание польскому королю Стефану Баторию 1581 года Послание Александру Полубенскому Ответ Яну Роките Гимнографическое творчество Ивана Грозного Канон Ангелу Грозному, воеводе Молитва к Господу нашему Иисусу Христу, к святому архангелу Михаилу Стихиры митрополиту Петру Стихиры сретенью Владимирской иконы Божией Матери Тропарь и кондак на перенесение мощей Михаила Черниговского Рассказ о болезни царской 1553 года в приписке к Лицевому летописному своду Сочинения Андрея Курбского История о великом князе Московском Послания Курбского Ответ о правой вере Первое послание Вассиану Муромцеву Второе послание Вассиану Муромцеву Третье послание Вассиану Муромцеву Послание Марку Сарыхозину Первое послание Кузьме Мамоничу Второе послание Кузьме Мамоничу Послание Кодиану Чапличу Послание княгине Чарторыйской Первое послание князю Константину Острожскому Второе послание князю Константину Острожскому Третье послание князю Константину Острожскому Послание Семену Седларю Предисловия к переводам Андрея Курбского Предисловие к Новому Маргариту Предисловие к «Диалектике» Иоанна Дамаскина Предисловие к переводам житий Симеона Метафраста     Вступление. Ha пути к новому литературному сознанию (сочинения царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление. Литература эпохи «Слова о полку Игореве» Хождение игумена Даниила Послание Климента Смолятича Слова и поучения Кирилла Туровского Повесть об убиении Андрея Боголюбского Сказание о чудесах Владимирской иконы Богородицы Слово о князьях Летописные повести о походе князя Игоря Слово о полку Игореве Слово Даниила Заточника Поучения о простой чади Слово Моисея Выдубицкого Киево-печерский патерик Русская правда (краткая редакция) Русская правда (пространная редакция) Берестяные грамоты В.А. Жуковский. «Слово о полку Игореве» Н.А. Заболоцкий. «Слово о полку Игореве» Д.С. Лихачев. Повесть о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова     Вступление. Литература эпохи «Слова о полку Игореве» Эпоха, которой принадлежит гениальный памятник «Слово о полку Игореве», противоречива и трагична в своей основе. С одной стороны, она отмечена высоким развитием искусств: живописи, архитектуры, прикладного искусства, литературы, а с другой – она характеризуется почти полным распадом Русского государства на самостоятельные княжества, отмечена разорявшими страну междоусобными войнами князей и чревата крайним ослаблением Руси как единого целого в военном отношении. В свое время – в конце XI и в первой четверти XII века – Владимир Мономах вносил сильное сдерживающее начало в процесс дробления Русской земли. Ему удалось глубокими походами в степь утишить половцев. Со смертью Владимира Мономаха в 1125 году вражда между отдельными русскими князьями усиливается, а через некоторое время возобновляются и набеги половцев. Вплоть до татаро-монгольского нашествия междоусобия отдельных ветвей княжеского рода становятся все более и более частыми. Воюют в основном потомки Владимира Мономаха – «мономаховичи» – с потомками постоянного противника Мономаха Олега Святославича – «ольговичами». Но внутри каждого из этих родов возникают собственные противоречия интересов. Слабеет значение Киева как объединяющего центра Руси, особенно после тех разорений, которым подвергли его сами русские князья. Возникают новые сильные центры притяжения – Владимир-Залесский во Владимиро-Суздальской земле, Чернигов, Владимир-Волынский и Галич на юго-западе Руси, Новгород и Смоленск на севере и северо-западе. Появляется тенденция к еще более мелкому дроблению. Политическое и военное единство Руси фактически перестает существовать. Однако не прекращается сознание исторического, языкового и культурного единства всего русского народа на огромном пространстве северо-востока Европы. Развивается трагическое противоречие между осознанием себя как единого целого и фактическим положением дел. В этих условиях особую роль суждено было сыграть литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление. Священная история в познавательных произведениях литературы Древней Руси Сказание об Евстафии Плакиде Повесть об Акире Премудром Девгениево деяние О сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама Об Адаме и Еве О Потопе Сказание о Мелхиседеке Житие пророка Моисея Слово блаженного Зоровавеля Сказания о царе Давиде Суды Соломона Видение пророка Исайи Книга Еноха Сказание о двенадцати пятницах Сказание Афродитиана Слово на воскресение Лазаря Слово о сошествии Иоанна Крестителя во ад Легенда о царе Авгаре Слово о Крестном Древе Слово об Успении Богородицы Хождение Богородицы по мукам Сказание о Макарии Римском Сказание отца нашего Агапия Из беседы трех святителей     Вступление. Священная история в познавательных произведениях литературы Древней Руси В этом томе собраны произведения, в основном имевшие познавательный интерес, но «познавательный» – в средневековом понимании. Средневековая познавательность отличалась от современной. Главное заключалось в истории. История же была прежде всего – Священная история, то есть в основном история, изложенная в Ветхом и Новом Заветах. Эта история восполнялась историей государства, к которой принадлежал сам читатель. Но начиналась она главным образом с момента принятия этим государством христианства. История языческого периода была не больше чем предуготовление к принятию христианства – главному этапу «исторического прозрения народа». Главным в Священной истории было взаимоотношение Бога и человечества. История как бы творилась самим Богом, но не лишала человека ответственности за свои поступки. Священная история была, как уже было сказано, зафиксирована в книгах Библии , но имела своими продолжениями исторические книги Византии и других христианских государств. Эти последние не имели для средневекового человека того высокого интереса, что история, заключенная в Библии, ибо в них не было той значительности, которую имело для любого средневекового человека каждое событие Библии или, что подчеркнем, событие, связанное с библейскими персонажами и библейской землей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Подступы к решительным переменам в строении литературы Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы Повесть о житии царя Федора Ивановича Житие царевича Димитрия Угличского Писание о преставлении и погребении Михаила Скопина-Шуйского Новая повесть о преславном Российском царстве Плач о пленении и конечном разорении Московского государства «Видение некоему мужу духовному» благовещенского протопопа Терентия «Иное видение» Повесть о видении иноку Варлааму в Великом Новгороде Повесть о чудесном видении в Нижнем Новгороде Повесть о видении во Владимире в 1611 году Видения Евфимия Чакольского 1611–1614 гг. Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря Житие архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия Житие Иринарха Ростовского Из Хронографа 1617 года Из «Временника» Ивана Тимофеева Псковская летописная повесть о Смутном времени Хворостинин Иван Андреевич «Словеса дней, и царей, и святителей московских» О причинах гибели царств     Подступы к решительным переменам в строении литературы С конца XVI века в России создается бурная обстановка надвигающейся, а затем развившейся «Смуты», всколыхнувшей все русское общество снизу доверху. Террор Ивана Грозного сдерживал, но одновременно и усиливал классовое напряжение, а когда смерть его положила начало династическим неурядицам и борьбе за власть, за престол, то борьба эта быстро перешла в могучий классовый взрыв. Иноземная интервенция породила всенародное патриотическое движение, освободившее Россию. Царистские иллюзии повлекли за собой многочисленных самозванцев, в какие-то не слишком длинные периоды времени опиравшихся на население посадов и крестьянские массы. Самозванцы сменяли друг друга. Наряду с насильственными захватами власти появились и совсем новые формы решения государственных вопросов – добровольные или полудобровольные ополчения, затем выборы, земский собор; обсуждались не только наследственные права, но и характеры претендентов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010