Пьянство Не пристращайся и к упоению вином. Водопития не предваряй многопитием. Не пьянство должно тайноводствовать тебя к посту. Не через пьянство входят в пост, как не через любостяжательность – в справедливость, не через невоздержание – в целомудрие, и кратко сказать, не через порок – в добродетель. Другая дверь к посту. Пьянство вводит в невоздержность, а к посту ведет трезвость. Борец предварительно упражняет тело; постник предварительно воздерживается. Этим пяти дням [поста] да не предшествует у тебя пьянство, чтобы тебе наперед вознаградить себя за них или перехитрить Законодателя. Ибо без толку трудишься; сокрушаешь тело, а голода не предотвращаешь. Эта кладовая ненадежна; ты наливаешь в дырявую бочку. Вино вытекает, идя своим путем, а грех остается. Слуга бежит от господина, который бьет; а ты не оставляешь вина, которое ежедневно бьет тебя в голову. Лучшая мера в употреблении вина – телесная потребность. А если выйдешь из пределов, то будешь завтра ходить с больной головой, страдая зевотой и головокружением, издавая из себя запах перегнившего вина; тебе будет казаться, что все ходит кругом, что все колеблется. Упоение производит сон, который есть брат смерти, и пробуждение, похожее на сновидение. Знаешь ли, Кого готовишься принять к себе? Того, Который обещал нам: Я и Отец придем и обитель у него сотворим ( Ин. 14:23 ). Для чего же прибегаешь сперва к пьянству и заключаешь вход Владыке? Для чего наперед допускаешь врага занять твои твердыни? Пьянство не дает места Господу; пьянство отгоняет Духа Святого. Дым гонит прочь пчел, а неумеренное винопитие отгоняет духовные дарования (1). Постясь молилась Богу Анна: Господи (Всемогущий Боже) Саваоф! если Ты призришь на рабу Твою, и дашь мне детя мужеского пола, то я отдам его Господу в дар: вина и сикера не будет он пить во все дни жизни его ( 1Цар. 1:11 ). Он воздоил великого Сампсона; и пока не разлучен был с ним, враги падали тысячами, городские врата исторгались 127 , и львы не выдерживали крепости рук его. Но когда овладели им пьянство и блуд, уловлен он был неприятелями и, лишенный очей, выставлен на посмешище детям иноплеменников (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Пьянство – могила семейного счастья Много говорили мы о том, как гибельно пьянство, как велики несчастья, причиняемые им, как велико и неотъемлемо горе, проистекающее от этой постыдной человеческой страсти, а теперь нам хотелось бы остановить внимание и вглядеться в эту печальную картину семейного быта, в то безысходное горе великое, какое несет пьянство той несчастной семье, где отец или мать семейства делаются жертвами этого отвратительного «зеленого змия». Богом и Церковью благословенные, славою и честью венчанные выходят молодые супруги на пространный жизненный путь. Согретые солнцем любви, обвеянные благоуханием молодости, – они видят пред собой одно только счастье, которое улыбается им, зовет их к себе, протягивает им свои руки... нет на свете ничего милее семейного счастья и дороже семейного очага, где человек, усталый от жизненных тревог и бурь, находит себе ласку, любовь и покой, где он забывает свои жизненные неудачи, делит с семьей свое горе и где, как в тихой пристани, не страшны ему сердитые волны бурного житейского моря. Ласково встречает его дома любящая подруга жизни – жена, с веселым, радостным криком бегут ему навстречу милые детишки, обвивают его шею своими нежными пухлыми ручонками, лепечут, как птички, своими звонкими детскими голосами. Счастливый и довольный входит он в свой дом, мирно делит с семьей своей семейную трапезу и покойно засыпает до следующего трудового дня. Здесь живут довольство и покой, здесь царствует трезвость, здесь ненавидят пьянство. Весь свой заработок, каждую трудовую копейку, отец семьи несет здесь в свою семью, отдает ее на нужду своих детей, которые заботами его жены, а их матери, и сыты, и опрятно одеты, и ни в чем не знают недостатка. С какой радостью встречают здесь великие христианские праздники! Каким светлым праздником проходит здесь и вся жизнь этой счастливой семьи: покойная, как река в тихую летнюю пору, и светлая, как безоблачный ясный день в пору ароматной весны и цветущего мая. Святая, прекрасная трезвость! Ты – главная причина и корень этих семейных радостей, ты – светлая звезда, озаряющая жизнь человека, ты теплое ласковое солнышко, согревающее и оживляющее собою его семейную жизнь!

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

ПЬЯНСТВО «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют» ( Ис. 5:11, 12 ). Обличив великое их 3 любостяжание, он [Исаия] полагает и корень зла. Этим корнем было пьянство, которое бывает причиной бесчисленного множества зол, особенно когда предаются ему с такой безмерностью. Посмотри, как метко он осмеивает их. Весь день, говорит, они употребляют на это. Не тогда, когда нужно обедать, они поступают так, говорит он, но всякое время делают временем пьянства, и с самого начала дня, когда особенно нужно было бы им быть внимательными, они предаются великому опьянению, и потом уже невольно до вечера остаются в этой болезни. Если же они однажды поспешат погрузиться в бездну невоздержания, лишатся естественного смысла и отдадут свою душу в плен гибельной власти пьянства, то, подобно тому, как корабль, не снабженный балластом и не имеющий кормчего и корабельщиков, носится туда и сюда, увлекаемый повсюду беспорядочным стремлением вод, так точно и они носятся, увлекаясь в глубину опьянением. Потому пророк и говорит: горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры. Они не нужду удовлетворяли и не ожидали пробуждения потребности, чтобы удовлетворить ее, но тем и занимались и о том заботились, чтобы постоянно пьянствовать. Потому он говорит: которые … ищут сикеры. Сикером здесь называется сок пальм, который они приготовляли, перетирая и выжимая пальмовые плоды, чтобы обратить его в вино. Он имеет одуряющее свойство и производит опьянение, но они не обращали на это внимания, ища во всем удовольствия. До позднего вечера разгорячают себя вином. Таково свойство пьянства: с течением времени оно усиливается и возбуждает мучительную жажду. Далее пророк указывает и на другую вину, не меньшую первой: «и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их». Действительно, это знак крайнего нечестия и душевного развращения – обращать свой дом в зрелище и предаваться таким песням. Что производит помрачающее пьянство, то производит и музыка, ослабляя крепость ума, сокрушая бодрость души и располагая к большему сладострастию. А на дела Божии они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют; он говорит или о чудесах Его, или о созерцании природы. Как они могут созерцать ее, когда обращают день в ночь, а ночью бывают нисколько не лучше мертвых? Как они могут видеть восходящее солнце, блистательную красоту неба, разнообразный вечерний хор звезд и порядок, и деятельность всех прочих тварей, когда они лишены и внешних, и внутренних очей? Таким образом они немалый вред причиняли сами себе, если отходили из настоящей жизни без созерцания чудес Божиих, будучи погружены все время во мрак пьянства (4).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

122. Наставление духовнику о принятии кающихся Эта и следующие две статьи 123 и 124), судя но их содержанию и языку, должны принадлежать глубокой древности; но старшие списки их восходят не далее конца XV века. – Наставление духовнику или, по рукописям, «Предисловие покаянию» издано было по двум соловецким спискам в Правосл. Собесед. 1860 г., ч. I, стр. 350–358; новейшее издание, сделанное по нескольким спискам XV века и в двух изводах, – у Срезневского в Малоизв. Памятн. LIX. Теперь издается по новгородскому списку XV в., ныне С.-Петерб. Дух. Акад. 1285, л. 122–125. Не смотря на некоторые описки, он исправнее других в том отношении, что представляет меньше позднейших поправок в языке драгоценного памятника. Предисловие покаянию, правило святых отцов соборных всей вселенной Подобает быть архиерею съмысльну, и умну, и мудру в учении книжном, и тверезу во всем, якоже рече Павел к Тимофею: «трезвися о всем». Такому же подобает быть иерею; аще ли не таким, то не подобает быть ереем, аще будет и свят: понеле есть невежа и несмысл[ьн]. Неведение бо и согрешения злее есть: согрешившие бо, истинне кающеся, спасаются; а несмысленные, заблудивше в писании книжном, не имуще трезва и здрава ума, в ересь впадающе, погибают. 3091 Книгам бо учится друг у друга, а разум Бог дае[т], емуже хочет – тому, иже кто сохранит заповеди его. Рече бо Приточник: «аще желаеши мудрости, снабди заповеди Христовы, и Господь даст ти ю». И Пророк рече: «Господь созда мудрость и подаст ю любящим его»; и «в злохитру душу не влезет мудрость», ни ся может укоренить в деле, оскверненне от пьянства, паче же от неправедного богатства. Еста бо две матици [вс]яким злом в веце семь, еже оста от неприязни: пьянство и неправедное [собрание; и неправедное] 3092 же собрание горее есть пьянства: пьянства бо ся ныне проспит, а богатства неправедного [не] мочи 3093 ся лапь 3094 проспать. Запойчивый бо аще приидет когда, сощунувся, на покаяние, то – толико остаться пьянства; а оному, хотящю ся каяти, то преже покаяния оттрясти от себя злое то собрание, нъ тем опять даять, откуду то собрано: аще ли не тем, то сторицей отдавать, тоже прийти на покаяние и прощену быть; аще ли, то ни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Доколе ты будешь пьяною? Народ наш пьет много. Это трагедия. Если угодно – разновидность массового самоубийства или, по крайней мере, бесполезное прожигание жизней, потенциально талантливых и по числу стремящихся к бесконечности. Чего стоит один лишь Барков Иван Семеныч? Сын священника, ученик Ломоносова, талантливый переводчик Академии. На исходных - старт в небо. Но конец полета ужасен. Слава – от скабрезной поэзии, сколь легкой по стиху, столь и бесовской по смыслу. Все ниже пояса и все под своими именами-ругательствами. Пьянство беспробудное. Смерть от самоубийства в возрасте 36-ти. Способ прощания с жизнью кошмарен до неправдоподобия: в пьяном угаре падение в выгребную яму с последующим захлебыванием нечистотами. На прощанье записка: «Жил грешно – умер смешно» На самом деле – ничего смешного. Горько и печально, что человек, которого ждет полет «через тернии к звездам», совершает падение вверх тормашками в дерьмо с летальным исходом. В этом жутком факте есть много печальной символики. И пока мы смотрим на Русь, как на птицу-тройку, воспетую Гоголем, она сама смотрит на нас глазами Мусоргского с портрета Репина. Пусть не думает никто, что это лишь наша национальная особенность, лишь наше родовое пятно. Думать так значит лгать либо по невежеству, либо по злому умыслу. За много столетий до Воплощения Бога Слова пророк Михей говорил о евреях: «Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: «я буду проповедовать тебе о вине и сикере (крепком напитке)», то он и был бы угодным проповедником для этого народа» (Мих. 2:11) В XVI-м веке эти же слова с гневом произносил Мартин Лютер, применительно к немецкому народу, и считал свих соплеменников забубенными алкашами. «Отъявленными пьяницами» называл англичан и их земляк Шекспир, и наш, Лермонтовым выведенный персонаж, Максим Максимыч. Любящих выпить и даже пьющих без меры народов на земле много. Чье-то пьянство бросается в глаза и становится подобием черты национального характера, кто-то пьет незаметно, но постоянно. Шотландцы сами о себе шутят, что владели бы они миром, если бы Бог не придумал виски. Да и сегодня в Европе, в пропорциях «чистый алкоголь на душу населения» первенство крепко держат «культурные» чехи, а не «полудикие» русские и не украинцы. Но видимо как-то по-особому пьет наш человек, что спивается быстрее и бесповоротнее, и теряет себя, превращаясь в нечто не совсем человеческое. Да и пьянство пьянству – рознь. Когда бравый солдат Швейк после семи бокалов пива раскраснелся в кабаке и шумно пускает ветры, то вроде так и надо. А вот Модесту Петровичу прибавить бы еще пару десятков лет к его коротким сорока двум. Так прибавил Бог пятнадцать лет к жизни царя Езекии ради молитвы Исайи пророка (См. 4 Царств 20: 1-11). А за Модеста Петровича Исайя не молился, и никто не молился, а если и молился, то не смог умолить.

http://pravoslavie.ru/50785.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Пьяных душ осатанение... 19 декабря/1 января - память мч. Вонифатия 31.12.2014 1156 Время на чтение 16 минут По глухим лесным сибирским селам, казачьим степным хуторам, среднерусским деревенькам и шахтерским рабочим поселкам, в маленьких провинциальных городках, обойденных цивилизацией, на топких берегах тихих северных речек - везде, по всей российской глубинке, развеяна-разогнана безысходная, бестолковая, тоска русской жизни о царствии вечной мечты, где «страданья нет, где вражды запрет» - затуманенная жажда Божьей справедливости. Однако, мечтая о счастье, люди на самом деле ничего не меняют в своей жизни, не ищут и не знают, чего искать, - а просто пьют и криком кричат, чтобы избыть пугающую пустоту бытия. Народное пьянство, страшное в своей обыденной самозабвенности и жесткости, выражает стихийный, бессмысленный и беспощадный бунт людей против тупой, серой, бессмысленной жизни, которую они сами и породили. Фактически по сосредоточенности и самозабвенности пьянство в России приобрело характер квазирелигиозного ритуала, который начинается со стакана водки и происходит ежедневно, приводя своих поклонников к кульминации сатанинского жертвоприношения - массовому национальному самоубийству. Родная земля... Над сырой кучей неопрятных построек холодно трепещут утренние звезды. Я смотрю на них и цепенею под гнетом уныния. Пустые, как глаза пьяницы, глядят на меня немигающими квадратными глазами стекла окон. На этих дворах, где пьют запойно, хищно растут сорные травы, обильный репейник высовывается на улицу сквозь щели заборов, хватая проходящих за ноги, под заборами, коварно обжигая, густо жмётся крапива. В душных внутренностях комнат, где круглые сутки в телевизионном окошке шаманят неистовые телеведущие, на фоне голых стен смутно мелькают железные прутья кроватей, покрытых нестиранными лохмотьями, грязная посуда и остатки закуски на столах. Отовсюду, безнадёжно и мёртво, выглядывает подавляющее все вокруг русское пьянство. Хочется увидеть цветы на окнах, ищешь человека с книгой в руке. Хочется услышать детский смех, младенческое лепетанье.

http://ruskline.ru/analitika/2011/12/30/...

ПЬЯНСТВО (см. также ВИНО ) Пьянство есть почитание идола Бахуса Знатный был «между языческими праздниками праздник, посвященный идолу «Бахусу», называемый «Бакханалия», а по российскому наречию может назваться «МАСЛЕНИЦА». В сей неистовый праздник всякое пиянство и всякая нечистота у них разливалась. Сему безумию и неистовству языческому последуя, премногие христиане, по имени своему суще «род избран, царское священие, язык свят, люди обновления» ( 1Пет. 2, 9 ), установили праздновать масленицу, в которую всякое страстей и прихотей излияние совершают (3:262). Пьянство есть излишнее употребление пития (1:137, см. ОБЪЯДЕНИЕ , 624). Пьянство, его причины Не вино причиною пьянства бывает: ибо ежели бы вино того причиною было, то бы вси его употребляющии пьяницы были, но противная самая вещь показует; многие бо употребляют вино, но трезвы суть. Причиною убо пиянства бывает: злое и невоздержное сердце, как и прочиих грехов. «Не вино производит пиянство, глаголет Златоуст святый, но невоздержание» (Бес. 1-я к народу антиохийскому). Праздность, как выше сказано. Частые пиршества, компании, усиленныя потчивания. Со злыми и невоздержными обращение. От частых же повторений делается страсть и злый обычай (2:190). Пьянство бывает от вина и от СТРАСТЕЙ Пиянство, как Златоуст учит, двоякое: иное бывает от вина, иное от страстей. От страстий бывает пьянство в том, кто сердце свое имеет страстьми наполненное: всегда пьян есть, кто злобу на ближняго, кто сердце скверных похотей, сребролюбия, и прочиих наполненное всегда имеет. От сего пьянства истрезвится, кто, оставив страсть, покается (1:137). Есть пиянство от вина и сикера; есть пиянство и не от вина, якоже глаголется: «пиянии без вина» ( Ис. 28, 1 ). Пиянство от вина есть, когда человек выше меры употребляет вино; пиянство не от вина, когда ЧЕЛОВЕК ЛЮБОВИЮ МИРА сего, суетными мыслями и беззаконными начинаниями упивается (4:115–116). Начало пьянства – злая компания Злая компания и частыя пиршества, обеды, – «Второе». Политичныя потчивания, с усильным прощением, и поздравления, ныне в обычай злый вкравшиеся, как-то: «за здравие-де того и того выпьем», и прочая (1:137).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Разделы портала «Азбука веры» Аудио: Иисусе Сладчайший! Пьянство одолело меня! Душа моя изныла, исстрадалась вся от несчастной слабости моей! Не слажу я с собой — вот неутешная скорбь и беда моя. Боязнь и страх нападают на меня — не умереть бы от пьянства без покаяния! Страшусь, что враг — дьявол — вконец погубит меня и доведёт до ада. Знаю, что своими силами мне не справиться с собою. «Я же беден и нищ, но Господь печётся обо мне. Ты помощь моя и избавитель мой, Боже мой! Не замедли» ( Пс.39:18 ). Господи, Иисусе Христе! Ты Сам сказал: «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ), но «просите, и дано будет вам, ищите, и найдёте, стучите, и отворят вам» ( Мф.7:7 ). Ты, Господи Иисусе Христе, расслабленных исцелял, прокажённых очищал, блудницу помиловал, разбойнику сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Коснись же, Милосердный, и моего расслабленного и блудного сердца Своею всесильною благодатью, влей в него силу и бодрость духа на борьбу со страстью пьянства, прогони дьявола-искусителя и пошли мне Ангела Твоего Хранителя, и «имиже веси судьбами» спаси меня, грешного и унылого, Господи! Ты Сам сказал: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» ( Иез.33:11 ) и поэтому «пришёл в мир спасти грешников» ( 1Тим.1:15 ). Ты Сам Своими Божественными устами изрёк: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» ( Ин.6:37 ). И вот я пришёл к Тебе, надежда моя и прибежище! Плачу у Пречистых ног Твоих, Распятый за меня. «Не скрой от меня лица Твоего, не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!» ( Пс.26:9 ), даруй мне силу и крепость воли, да изгоню вон гнездящуюся во мне страсть и да поживу в трезвении, благочестии и твёрдой вере в Тебя, Единого Истинного Бога Отца, Сына и Святого Духа. Аминь. Св. мученику Вонифатию от алкоголизма Аудио: О, многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие ! Ко твоему заступлению ныне прибегаем. Молений наших не отвержи, но милостиво услыши нас. Исцели братию и сестры наша (имена) , тяжким недугом пиянства одержимыя, и того ради от матере своея Церкви Христовой и вечнаго спасения отпадающия.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-ob-...

Скачать epub pdf «Не винно вино, но проклято пьянство» ( Притч.ХХ. 1 ), от которого сколь великий вред бывает, об этом нет нужды говорить. Ибо это может каждый увидеть из повседневного опыта, и в церковных книгах везде находится много написанного о вреде пьянства. Однако и мы о том же здесь нечто вспомянем. Славный среди древних эллинов философ Анахарсис говорил, что лоза виноградная родит три грозди: во-первых, гроздь услаждения, во-вторых, упоения, и в-третьих, гроздь печали. Сие философ изъяснял в том смысле, что питое вино в незначительном количестве является услаждением и полезно человеку, ибо утоляет жажду, подает цельбу стомахе и веселит сердце, тогда как питье в большом количестве делает человека пьяным, порождает многочисленные свары, разжигает ярость и поднимает на брань и бой, за чем следует немалая печаль. Мы же, если пожелаем подробно рассмотреть силу пьянства и если пьянство назовем виноградом, то найдем родящиеся от пьянства гроздья нравов, приносящих человеку не пользу, но вред и печаль, и найдем не три, но больше, а именно – десять. Пусть будет пьянство названо виноградом, но виноградом не благоплодовитым, а разве тем, о котором пророк Моисей во Второзаконии пишет: «От виноградов содомских виноград их, и лоза их от Гоморры, гроздь их гроздь желчи, гроздь горести их; ярость змиев вино их, и ярость аспидов неисцельна» ( Bmop.XXXII. 32–33 ). Поистине, пьянство есть содомогоморрский виноград и не иные гроздья, как только гроздья желчи, горести, исполненные змеиного и аспидного яда и рождающие ярость, ибо каков сад, таковы и плоды бывают! ( Лk.VI. 43 ) Первая гроздь желчного пьянственного винограда заключается в помрачении ума, изменения разума и погубления памяти, ибо сила пьянственная, восходя от наполненного вином желудка к голове, потемняет мозг и смущает ум. Поэтому бывает часто то, что многие в своем пьянстве не помнят о себе и не знают, что делают и что говорят, как безумные; если же с ними приключится какое-нибудь бедствие или бесчестье, или раны, то они наутро не помнят. На таковых исполняются слова, написанные в Притчах: «Биша мя, и не поболех, и поругашамися, аз же не разумех» ( Npumч.XXIII. 35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Содержание На мирской сходке Отцы и дети На суде Пропой невесты Смерть от побоев Под поездом Мать-пьяница Дом трезвого Дом пьяницы     Нигде не распространено так сильно пьянство, как у нас в России. В последние годы начинают пить даже женщины и девушки, а дети-подростки напиваются иногда до потери сознания. Особенно пьянство даёт себя знать на фабриках, заводах и в разных мастерских, где от прогульных дней случаются большие убытки и многие неприятности. В деревнях от пьянства разоряется крестьянское хозяйство и растут мирские недоимки. Пьянство, по словам св. отцов, произвольное беснование, которое хуже всякого умопомешательства. Ничто так не губит душу, как пьянство. Пьянство, учат они, удаляет Духа Святого и лишает человека духовных дарований. От пьянства происходят: ссора, драка, сквернословие, богомерзкие песни, блуд, помрачение ума, ярость, расстройство здоровья, утрата спасения, гнев Божий и погибель души. Но самое ужаснейшее последствие этого порока то, что пьяницы не войдут в Царство Небесное. Пьянство они называют сетью дьявола, который постоянно ловит ею людей. Чтобы погубить душу человека, дьявол прежде всего старается омрачить пьянством ум наш. Когда ум помрачён, тогда человек и сам не понимает, что делает; тогда он сам делается бесом. Дьявол никого так не любит, как пьяниц, потому что никто так не исполняет его злой воли, как пьяница. Чего трезвый не решится сделать, на то смело решается пьяный человек. Пьяный хуже всякого зверя, лютей дьявола, потому что дьявол боится Бога, а пьяный человек и Бога не боится. Пьяница несчастнее всякого грешника, потому что он, теряя ум и память, не в состоянии бывает ни помнить своих грехов, ни раскаяться в них. Средство избавиться от пьянства находится в руках каждого пьяницы–это воздержание. Мнения же светских учёных о пьянстве и его последствиях сводятся к следующим выводам: Вино не придаёт силы, а ослабляет человека, не молодит, а старит душу и расслабляет разум; спиртные напитки не оживляют, а убивают, разоряют и разрушают.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010