От редактора Раздел 1. Наследие отечественной ставрографии Н. И. Троицкий. Крест Христа – «Древо Жизни» Г. Д. Филимонов. Значение луны под крестом, по Афонским памятникам севастьяновского собрания Г.Д. Филимонов. «Похвала кресту» по византийским камеям в Париже и в Москве Раздел 2. Современные исследования К.А. Щедрина. «Крест императора Константина Великого» (К вопросу иконографии) Г. А. Романов. Кресты в крестных ходах Древней Руси В. Г. Пуцко. Византийско-русские бронзовые богослужебные кресты XII–XIII веков Д. В. Пежемский. Новгородский серапионов крест И. А. Стерлигова. Священные вложения в новгородских напрестольных крестах XVI–XVII веков В. В. Игошев. Ярославские серебряные и золотые кресты XVI–XVIII веков (к вопросу о типологии церковной утвари) И. Г. Харламова. Запрестольный крест XVI века мастера Салмана из собрания Ярославского музея-заповедника Л. Б. Сукина. «Корсунский» запрестольный крест из Переславского Никольского монастыря О. А. Сухова. Чудотворные Сретенский и Виленский кресты из города Мурома Г. М. Зеленская. Монументальные кресты нового Иерусалима Священник Александр Парфенов. Надписи на подпрестольных крестах из храмов Ростовской округи Раздел 3. Музейные коллекции Г. В. Сидоренко. Коллекция крестов- " корсунчиков» В. Е. Гезе – И. С. Остроухова в собрании государственной третьяковской галереи И. С. Родникова. Напрестольные серебряные кресты из собрания псковского музея И. Д. Костина. Серебряные напрестольные кресты XVIII века с вкладными надписями в собрании музеев московского кремля Н. В. Гаврилова. Серебряные напрестольные кресты XVIII века из собрания саратовского художественного музея имени А. Радищева Н. В. Тютюгина. Серебряные кресты в собрании башкирского государственного художественного музея имени М. В. Нестерова В. Н. Широков. Коллекция выносных крестов в собрании Государственной Третьяковской галереи Раздел 4. Методология ставрографии Д. В. Пежемский. Пути объективизации ставрографических исследований Раздел 5. Разные сообщения А. Б. Пермиловская. Крест из деревни Кушкопала В. Н. Шараев. Крест на волжском берегу Раздел 6. Рецензии и библиография Новая литература по ставрографии за 2000–2002 годы Пуцко В. Г. Белокаменные резные кресты XV–XVIbb. в Поволжье//Сообщения Ростовского музея. Вып. XI. Ростов, 2000. С. 66–82, ил.  

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Раздел 1. Наследие отечественной ставрографии И. Малышевский. О придорожных крестах 49 Проезжая по юго-западному краю нашему, весьма часто можно видеть кресты при дорогах. Иногда вы встретите такие кресты в местах удаленных от поселений, диких и глухих, например, в лесах, на полях, горах, но все-таки при дороге или вблизи ее. Но, обыкновенно, кресты эти стоят при въезде в село, местечко, город, а часто, и среди их, на площади. Нередко, также, они стоят при речках, ставах или прудах, особенно, при мостах или и на самих мостах. Везде эти кресты почти всегда деревянны и высоки. Форма их, большей частью, самая простая, образуемая коротким поперечником к верху прямого высокого столба. Но случается, что на средокрестии бывает ободок или кружок, охватывающий углы его, вверху косо положенная дощечка, а три верхних конца оканчиваются шариками, конусами, или же бывают расширены и вогнуты. Случается, что на кресте есть живописное, а чаще, резное изображение Распятия с обыкновенными прибавками, как то: головой или черепом внизу, а по бокам – копьем, губкой на шесте, лесенкой и проч. Изредка встречаются, по поперечным концам, изображения святых, особенно, Богоматери, Крестителя, ангела. Также редко, но все же встречается видеть на средокрестии образок, иногда углубленный в него и застекленный. А рядом с крестами при реках, станах, мостах, можно иногда видеть изображения св. Иоанна Крестителя на особом столбе или пьедестале, или же стоит одно такое изображение без креста, который находится в руке Крестителя. Встречаются статуйные подобия изображения и других святых, но это, в особенности, там, где гуще расположено население католическое. Простые кресты почти всегда непокрыты; если встречаются на них покрышки из треугольников, обнимающих три верхних конца креста, так это редко. Но такие покрышки всегда есть на крестах с изображением Распятия или образком в средокрестии; часто такие кресты имеют полную четырехстороннюю, продолговатую крышу. И простые кресты, и, тем более, кресты с Распятием бывают иногда огорожены круглыми или квадратными решеткой, перилками или просто плетнем.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Ижевск. Церковь Царственных страстотерпцев на Северном кладбище. Церковь. Действует.   Престолы: Царственных страстотерпцев Год постройки:приблизительно 2004 - 2005. Адрес: Республика Удмуртия, г. Ижевск, ул.Удмуртская Координаты: 56.881573, 53.225984 Проезд:г.Ижевск, ул.Удмуртская - ост.Северное кладбище Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 14.04 Установлены кресты на купола храма в честь святых Царственных Мучеников (все фото) 14 апреля в Ижевске, на Северном кладбище, у мемориала погибшим в Великой Отечественной войне установлены кресты на купола новопостроенного храма в честь святых Царственных Мучеников Молебен и чин освящения крестов совершил Архиепископ Ижевский и Удмуртский Николай в сослужении митрофорного протоиерея Виктора Костенкова и иерея Александра Хлебникова. На молебне присутствовали верующие, юные спасатели из кадетских классов, руководители строительства, а также генеральный директор ОАО " Белкамнефть " - Игнатко Владимир Михайлович. На средства предприятия " Белкамнефть " осуществляется строительство храма. По завершению молебна Владыка Николай поблагодарил строителей от имени народа. …Эти кресты, как две звезды, - сказал Владыка, - которые будут соединять народ с небом. Здесь лежат совершенно святые люди, нет выше той любви, если кто душу свою положит за други своя. Как сказал митрофорный протоиерей Виктор Костенков – кресты изготовлены в Ижевске, специалистами при Казанско-Богородицком храме, при благотворительной помощи " Белкамнефти " . Для газеты " Православные Вести " протоиерей Виктор Костенков сказал: " Кресты, воздвигаемые где либо, в селе или в городе – это особое событие, мы ставим знамя победы! Знамя победы добра над злом, вечной жизни над смертью. Крест – это соединение между землею и небом. Это особое событие для Ижевска. Нужно восстановить то количество храмов, которое было до революции " . Храм почти готов. Строителям за очень короткий срок - несколько месяцев удалось полностью возвести здание и кровлю. Открытие храма и освящение престола планируется 9 мая, в день 60-летия Победы.

http://sobory.ru/article/?object=02779

Святая Гора Грабарка ФОТОГАЛЕРЕЯ На Преображение Господне на Грабарку, которую называют Горой Крестов, их всех православных стран Восточной Европы съезжаются тысячи паломников. 100 километров от Белостока – или 170 от Соколки – они идут на Грабарку пешком, неся на плечах деревянные кресты. Эти кресты останутся тут навсегда, – врытые в землю среди сосен, которыми поросла гора, они дали ей второе название. Крестные ходы с обетными крестами, завершающиеся тем, что паломники, трижды пройдя на коленях вокруг храма Преображения, устанавливают кресты на горе, проходят здесь уже два века, с небольшим перерывом на расцвет идеологии коммунизма. В 1980 году их возобновило Братство православной молодежи Святая гора Грабарка является для православных в Польше центром духовной жизни. Женский монастырь свв. Марии и Марфы существует с 1947 года. Многие священнослужители начинали здесь свой духовный путь, примером является Предстоятель Польской Православной Церкви митрополит Савва В рамках совместного проекта порталов Православие.Ru , cerkiew.pl и orthphoto.net продолжаем знакомить наших читателей с жизнью Православия в Польше. vk fb tw ok @ g+ lj Вокруг церкви Александр Василюк/orthphoto.net vk fb tw ok @ g+ lj Люди Павел Тадейко/orthphoto.net vk fb tw ok @ g+ lj Люди Александр Василюк/orthphoto.net vk fb tw ok @ g+ lj Люди Piotr widerski/orthphoto.net vk fb tw ok @ g+ lj Люди Tomasz Poskrobko/orthphoto.net vk fb tw ok @ g+ lj Исповедь Александр Василюк/orthphoto.net vk fb tw ok @ g+ lj Исповедь Tomasz Poskrobko/orthphoto.net vk fb tw ok @ g+ lj Кресты Александр Василюк/orthphoto.net vk fb tw ok @ g+ lj Кресты Александр Василюк/orthphoto.net vk fb tw ok @ g+ lj Сестра Ангелина/orthphoto.net vk fb tw ok @ g+ lj Церковь Ярослав Харкевич/orthphoto.net vk fb tw ok @ g+ lj Церковь Nogdan Misiejuk/orthphoto.net vk fb tw ok @ g+ lj Церковь partizan/orthphoto.net vk fb tw ok @ g+ lj Вокруг церкви Александр Василюк/orthphoto.net vk fb tw ok @ g+ lj Вокруг церкви Александр Василюк/orthphoto.net

http://pravoslavie.ru/55224.html

Активисты молодежного православного лагерного сбора Храма новомучеников и исповедников российских в Бутове устанавливают поклонный крест на Рашкинском погосте (Тверская область) 26 сентября 2012 г. 11:55 Верных утверждение: как воздвигают кресты Завтра, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, на Волжской набережной Самары устанавливается 7-метровый поклонный крест, выполненный кресторезной мастерской Соловецкого монастыря. Как сообщил ЦВ соловецкий мастер-кресторезчик Георгий Кожокарь, это уже второй поклонный крест, охраняющий город на Волге со стороны реки (один размещен выше по течению, второй – ниже). Христианской традиции устанавливать кресты вне храма на земле не одна сотня лет. Обычно эти святыни воздвигают для молитвы и поклонения Спасителю, поэтому в русском языке для них прижился эпитет " поклонные " . Символ веры Трудно сказать, где и когда появился первый в истории поклонный крест. Скорее всего, случилось это не на наших землях. А вот в Киевской Руси, по преданию, первый поклонный крест поставила на днепровских горах святая равноапостольная княгиня Ольга. В современной же России эта традиция начала возрождаться на излете советской эпохи, после празднования Тысячелетия Крещения Руси. Сейчас на канонической территории Русской Православной Церкви тысячи поклонных крестов. Но, если верить преданиям, было время на Руси, когда взгляду православного христианина, где бы тот ни находился, открывалось по крайней мере одно зримое воплощение символа нашей веры. Исходя из такого критерия поклонных крестов у нас, конечно, мало. Поэтому вполне естественно, что кресты продолжают ставить – и по решению властей и органов местного самоуправления, и по инициативе различных общественных организаций, и, что называется, по предложениям снизу. Россия велика, и, быть может, из крупных мегаполисов интенсивность и всеохватность этого движения заметна не очень хорошо. Но, попытавшись подсчитать, сколько поклонных крестов появилось в России только в этом году, мы быстро спасовали, остановившись где-то в районе сотни. Большое получается число! Здесь мы упомянем только о некоторых начинаниях, сопровождавшихся серьезным общественным резонансом.

http://e-vestnik.ru/analytics/poklonnye_...

Архангельск. Домовая церковь иконы Божией Матери " Скоропослушница " на бывшем подворье Сурского монастыря. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Иоанно-Богословский Сурский женский монастырь был основан в 1900 году св. Иоанном Кронштадтским на его родине - в селе Сура, Архангельской губернии. А через семь лет в центре Архангельска было освящено новое здание подворья Сурского монастыря. Св. Иоанн Кронштадтский подарил подворью чудотворную икону Божией Матери Скоропослушница. Здание, расположенное на площади у Северной Двины, выглядело весьма живописно. Оно было завершено тремя куполами - большим в центре и двумя малыми по сторонам. На боковом фасаде, обращенном к Северной Двине, над входом в здание была колокольня с восемью колоколами. На фоне красных кирпичных стен выделялись украшавшие их белые кресты. Подворье было закрыто в 1920 г. Здание обезличено: уничтожены купола, от колокольни остался только фрагмент, выложенные из кирпича кресты на фасаде частично сбиты, частично закрыты штукатуркой (два прямоугольных оштукатуренных выступа, расположенные симметрично на втором этаже - это бывшие кресты). В 2009 г. было принято решение о передаче здания Русской Православной Церкви. Но пока (май 2011 г.) в нем по-прежнему размещается военкомат. http://www.rusvera.mrezha.ru/6/16.htm; http://hram.pomorsu.ru/main.php?do=news&id=300 Здание Сурского подворья сохранилось до наших дней - это трехэтажное кирпичное здание на углу Троицкого проспекта и площади Профсоюзов. Подворье Сурского монастыря было построено и освящено в 1907 году (архитектор Ермолин). Закладку нового каменного здания Сурского подворья совершил св. Иоанн Кронштадтский в июне 1906 года, основателем монастыря в селе Сура на Пинеге. В начале XX века Сурское подворье считалось лучшим зданием Архангельска как с архитектурной, так и с градостроительной точек зрения. Оно было построено в русско-византийском стиле: над храмом возвышались три главки, две маленькие и одна большая, с двумя ярусами кокошников в основе, средняя часть здания была выделена - она выступала за основную часть фасада, между оконными проемами второго этажа рельефом выступали кресты. Над входом в здание была колокольня с восемью колоколами (самый большой весил 48 пудов).

http://sobory.ru/article/?object=18087

Как уподобиться Богу? Когда сатана искушал Еву, он сказал ей, что они с Адамом «станут как боги», если съедят запретный плод. Но Адам и Ева не стали как боги, а познали смерть и скорбь. Однако, способ уподобиться Богу существует. Господь совершил наше спасение Своей смертью на Кресте, искупив наши грехи и примирив нас с Богом. Каждый из нас становится причастным спасительной силы Животворящего Креста не иначе, как через свой собственный крест. Когда наш крест соединяется с Крестом Христовым, он силу и действие последнего переносит на нас. Крест соединяет человека со Христом и делает подобным Ему. Путь уподобления Богу показывает нам Сам Господь, говоря: «… кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 34-35). Отвергнись себя По словам святителя Иннокентия Московского, первая обязанность христианина – отвергнуться себя – означает оставить свои худые привычки; исторгнуть из сердца всё, что привязывает нас к миру; не питать в себе худых желаний и помыслов, но все делать из любви к Богу. Отвергнуться себя, по слову Апостола Павла, - быть мертвым для грехов и мира, но живым для Бога. («Указание Пути в Царствие Небесное»). Возьми крест свой Вторая обязанность идущего за Иисусом Христом – взять крест свой. Господь никого не принуждает брать крест, но «кто хочет». По мысли святителя Феофана Затворника, есть три вида крестов: «первый вид - кресты внешние, слагающиеся из скорбей и бед и вообще из горькой участи земного пребывания; второй - кресты внутренние, рождающиеся из борьбы со страстьми и похотьми ради добродетели; третий — кресты духовно-благодатные, возлагаемые совершенною преданностью в волю Божию». 1) Внешние кресты - мученичество Распятие на кресте в начале нашей эры было видом казни в Римской империи. Поэтому слова Христа о необходимости взятия своего креста во времена Евангелия воспринимались более буквально, чем в наши дни. Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает это в своем толковании на Евангелие от Матфея: «Беспрестанно, говорит Он, имей пред глазами смерть, и каждый день будь готов на заклание. Многие, хотя пренебрегали богатство, удовольствие и славу, но не презирали смерть, а страшились опасностей. Поэтому Я, говорит Он, хочу, чтобы Мой подвижник боролся до крови и подвиги его продолжались до самого заклания. Итак, если нужно будет претерпеть смерть, и смерть позорную, смерть под проклятием и по подозрению в худых делах, то все должно перенести с мужеством и еще тому радоваться».

http://predanie.ru/velikijpost/o-nesenii...

Поучение второе на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня («А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14)) Любящий хвалиться в жизни этой пусть хвалится тем, чем хочет, но нам с апостолом ничем не должно «хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа», слушатели благочестивые! Пусть хвалится, если хочет, «мудрый мудростью своею, сильный силою своею, богатый богатством своим» ( 1Цар. 2:10 ), нам же единая похвала – Крест Христов: «Только Крестом Господа нашего Иисуса Христа». Пусть превозносится суетный мир этот в гордыне своей, пусть тщеславится счастьем своим, пусть услаждается временной сладостью греховной, – нам же единая слава и услаждение – Крест Господень: " А я, – говорит апостол, – не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа». И Самому Господу нашему Иисусу Христу Крест есть и похвала, и слава, ибо Он не столько прославился, творя многие чудеса, просвещая слепых, исцеляя хромых, очищая прокаженных, восставляя с одров расслабленных и воскрешая мертвых, сколько прославился, претерпевая Крест. Не напрасно Златоуст называет святой Крест славой Сына Божия, говоря: «Крест – слава Сыну, как и Отцу слава Сын. Славится Отец в Сыне Своем, славится и Сын через Крест Свой». Мы же рассмотрим отчасти, какая похвала апостолу и каждому христианину в Кресте Христовом? И это сделаем на пользу нашу, «при Господнем содействии». Поистине, подобает нам «хвалиться только Крестом Господа», так как в Кресте Господнем мы находим воздаяние за наши кресты, по словам Писания: «Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» ( Рим. 8:17 ). Ибо как мы являемся общниками с Главой нашим Христом, будучи Его членами, по слову апостола: «Вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор. 12:27 ), – так и кресты наши имеют общее с Крестом Господним, и то, что уготовал нам Крест Христов, то и получат в нем кресты наши. Не подумай, слушатель, что Крест Господень, которым хвалится апостол, – это только Крест вещественный, сделанный из дерева, но понимай в нем более всего страдание Господа, восприняв которое, Он оставил и нам образ, чтобы следовать по стопам Его. И когда я, грешный, говорю о наших крестах, не думай, что они деревянные или серебряные, или из какого-либо иного вещества художеством человеческим сделанные. Это – случающиеся с нами по попущению Божию скорби, беды, печали, болезни и всякие другие страдания, которыми Господь наш испытывает нас в жизни сей, как злато в горниле. Ибо как «плавильня – для серебра, и горнило – для золота, а сердца испытывает Господь» ( Притч. 17:3 ). Так говорит Писание. И в другом месте: «и нашел их достойными Его. Он испытал их как золото в горниле» ( Прем. 3:5–6 ). Вот наши кресты! Мы должны нести их, благодаря Бога и приобщаясь к страданиям Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Поучение на Воздвижение честного и животворящего Креста Господня. Св. Димитрия, митрополита Ростовского Мне же да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа ( Галат. 6:14 ). Кто любит хвалиться в сей жизни, пусть хвалится себе, чем хочет; мы же, слушатели благочестивые, с Апостолом, не желаем хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа. Пусть хвалится, если хочет, премудрый премудростью своею, сильный силою своею, богатый богатством своим (1 Царств. 2:10); для нас же похвала – один крест Христов: токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа. Пусть суетный мир сей возносится гордынею своею, пусть тщеславится счастьем своим, пусть услаждается временною сладостью греха; для нас слава и услаждение – один крест Господень: мне да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа. И для Самого Господа нашего Иисуса Христа крест есть слава и похвала: ибо Он не столько прославился, творя чудеса, просвещая слепых, очищая прокаженных, воскрешая мертвых, – сколько прославился, претерпевая крест. Не напрасно святой Златоуст именует крест славою Сына Божия, говоря: „слава Сыну крест, как и Отцу слава – Сын; Отец славится о Сыне, Сын славится о кресте Своем». Рассмотрим же с Божией помощью, для своей пользы, частнее, какая хвала для Апостола и для всякого истинного христианина – в кресте Христовом. Праведно мы хвалимся крестом Господним, поскольку в кресте Господнем мы обретаем воздаяние наших крестов, по писанному: аще с Ним страждем, с Ним и прославимся ( Римл. 8:17 ). Мы – общники Главе нашей – Христу, как уды Его, по слову Апостольскому: вы есте тело Христово и уди от части ( 1Кор. 12:27 ); наши кресты также приобщаются кресту Господню, – и что уготовал нам крест Господень, то в нем приемлют кресты наши. Не подумай, слушатель, что крест Господень, которым хвалится Апостол, есть только вещественный крест, бывший из дерева; но разумей в особенности страдание Господне, претерпевши которое Он оставил нам образ, да последуем стопам Его ( 1Петр. 2:21 ). И когда я говорю о крестах наших, то также не думай, что это – кресты деревянные, или серебряные, или из какой-либо вещи сделанные; это – постигающие нас, по попущению Божию, скорби, беды, печали, болезни и какие-либо страдания, коими Господь наш искушает нас в жизни сей, как злато в горниле, дабы мы соделались достойными славы Его. Писание говорит: якоже искушается в пещи сребро и злато, тако избранная сердца у Господа ( Притч. 17:3 ); и еще: яко злато в горниле искуси их, и обрете их достойны себе (Прем. Солом. 3:5–6). Это – наши кресты: мы должны носить их, благодаря Бога, сообщаясь страданиям Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Раздел 2. Современные исследования, типология крестов В. И. Молодин Европейские кресты-тельники В христианстве символу креста принадлежит одно из центральных мест. «По чину своему занимает место непосредственно после Пресвятой Девы Богородицы и выше сил небесных, выше святого Иоанна Предтечи, выше апостолов, пророков и святителей» 180 . Среди изображений символа, призванного выполнять различные функции в христианской обрядовой практике (крест напрестольный, крест наперсный, крест кабинетный и др.), особое место занимает нательный крест. Появление этого символа, по-видимому, объясняется охранительной функцией креста, о чём свидетельствует традиция, связанная с обычаем древних христиан изображать малые кресты на членах своего тела и преимущественно на челе 181 . По мнению А. П. Голубцова , «возложением креста на челе христиане свидетельствовали своё исповедание, свою веру в Распятого...» 182 . Хотя в христианстве необходимость терпеливого перенесения жизненных тягот связана с идеей несения креста, думается, не следует исключать и буквального понимания изречения из Нового Завета: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» 183 ( Мф. 16:24 ). Появлению наиболее ранних крестов-тельников, по-видимому, предшествуют нашивные кресты, семантический смысл которых продолжает идею нанесения креста на тело. Находки этих предметов в археологических комплексах относятся к VI веку 184 . Несмотря на строгие иконографические каноны, которым всегда следовала христианская атрибутика, предметы культа вообще и кресты-тельники в частности претерпевают, тем не менее, морфологические изменения во времени. В равной степени данная тенденция касается как византийского, так и латинского направления. Означенной проблеме в отечественной историографии практически не уделялось внимания, поэтому актуальность предлагаемой работы, думаю, не нуждается в особых комментариях, ибо, как справедливо отмечает Л. А. Беляев , «вне контекста мировой христианской культуры изучение древностей одного народа или государства всегда останется ущербным. Опыт разных церковных традиций, как бы далеко они не уходили друг от друга в догматическом, политическом, культурном и художественном отношении, всё-таки стал опытом единой цивилизации» 185 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010