Вступление на паству московских святителей (Исторический очерк) Вступление на паству московских архипастырей и в настоящее время сопровождается некоторыми особенностями, не наблюдаемыми в других епархиях России. Обыкновенно оно открывается торжественным совершением литургии в Успенском соборе в ближайший воскресный или праздничный день по приезде нового митрополита в Москву. В торжественном шествии в собор для совершения первой литургии и состоит особенность московского вступления на паству. Во время благовеста к литургии новый московский архипастырь прибывает в Казанский собор, где его ожидает в богатых облачениях столичное духовенство со святынями московских церквей и соборов. Облачившись во все архиерейские одежды, он отсюда, в предшествии большого крестного хода, идет в новый свой кафедральный Успенский собор для вступления на кафедру московской митрополии. В этом крестном ходе сохранился древний русский обычай. В прежнее время на Руси каждый архиерей, по прибытии в новый свой город, останавливался в первой церкви, находившейся на пути его к собору, отсюда шел торжественным крестным ходом на площадь, где на особо приготовленном месте читал молитву или евангелие и уже потом вступал в собор и совершал в нем первую литургию. Но этот обычай представляет собою только малую часть весьма сложных и весьма торжественных обрядов, какими сопровождалось в древней Руси, а особенно в Москве XVI и XVII веков, вступление новых святителей на паству. В то время – это вступление сопровождалось особым чинопоследованием, состоявшим из настолования и шествия на осляти вокруг города. Настолование существовало в России с древнейших времен. Еще св. Иларион (XI века), митрополит киевский, говорил о себе, что он «от благочестивых епископ священ и настолован». Оно совершалось по хиротонии каждого архиерея и непосредственно следовало за той литургией, во время которой он был посвящен. Большой торжественностью отличалось настолование митрополитов и патриархов московских, совершавшееся перед первой литургией нового святителя в Успенском соборе и всякий раз в присутствии московского царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВТОРОБРАЧИЕ [греч. διγαμα, δετερος γμος], или двубрачие, вступление в повторный (в строгом смысле термина - во 2-й) брак . Вступление в 3-й брак называют троебрачием (τριγαμα), в последующие браки - многобрачием (πολυγαμα). Церковь всегда считала осуществлением христ. нравственного идеала наряду с девством ради Христа только единственный брак. Именно поэтому церковные правила запрещают избрание церковно- и священнослужителей из людей, состоящих во В. или женатых на уже бывших замужем, и тем более вступление в повторный брак по принятии сана (1 Тим 3. 2; Апост. 17 и 18; Васил. 12; Неокес. 1; Трул. 3; в Номоканоне XIV титулов исключение делается для уже хиротонисанных чтецов и певцов, коим дозволяется вступление во 2-й брак в случае смерти супруги без права последующего рукоположения в высшие степени (9 титул, 29 гл.)). Тем не менее при определенных условиях Церковь, по слову ап. Павла, дозволяет В. как хотя и отчасти нарушающую заповеданный Христом идеал святости, но вынужденную уступку человеческой немощи: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор 7. 8-9); «Желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1 Тим 5. 14). Будучи отступлением от идеала, В. подвергается церковному наказанию, состоящему в отлучении второбрачных на нек-рое время от Причащения Св. Таин (на 1-2 года - Васил. 4; на «непродолжительное время» - Лаодик. 1). Гораздо строже церковные правила относятся к случаям троебрачия; так, свт. Василий Великий называет троебрачие «не более чем дозволенным блудом» и предписывает отлучать троебрачных на 5 лет, отмечая, что в практике его времени срок отлучения обычно составлял 3-4 года (Васил. 4 и 50). Последующие браки Церковь считает недопустимыми (Васил. 80). Подробным образом канонические вопросы, связанные со В., разобраны в «Алфавитной Синтагме» Матфея Властаря (Алф. Синт. С. 130-138). См. также ст. Брак .

http://pravenc.ru/text/155584.html

Вступление в монашество и выход из него. Часть 1 Редакция сайта «Православие.Ру» продолжает публикацию дипломов выпускников Сретенской духовной семинарии, начатую несколько лет назад. Дипломы выпускников прежних лет: иеромонаха Иоанна (Лудищева) «Проблемы современного человека в письмах духовников XX века» , Юрия Филиппова «Революционное движение и духовные школы России в конце XIX – начале XX веков» , Максима Янышевского «Особенности религиозной жизни советского Казахстана в 1930–1950 годах» и другие, поднимавшие важные для современности проблемы и написанные с привлечением архивных материалов, – вызвали большой интерес у читателей сайта. Серию публикаций дипломов выпускников СДС продолжает работа выпускника 2009 года, насельника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря иеродиакона Никона (Горохова) «Вступление в монашество и выход из него» (научный руководитель – протоиерей Владислав Цыпин), посвященная чрезвычайно актуальным и злободневным проблемам современной церковной жизни. При этом автор в своей работе не только опирается на творения отцов Церкви, канонические постановления и исследования по истории Церкви, но и учитывает богатейший опыт старцев и духовников Псково-Печерской обители, всего строя иноческой жизни в ней. Наверное, нет ни одного человека, который бы не знал или не видел монахов, не сталкивался бы с ними в храмах, в монастырях или в быту. Многие имеют родственниками монахов, а еще больше людей имеют среди монашествующих духовников или просто знакомых. Внешняя сторона деятельности монахов, благодаря средствам массовой информации, достаточно известна, но какая-то сторона их жизни остается абсолютно неведомой в миру. От этого рождаются или загадки, или расхожие домыслы, или неправдоподобные истории. Открытие многих новых монастырей и подворий на территории России на протяжении последних 20 лет привели к тому, что эти монастыри стали быстро наполняться иноками и инокинями, что само по себе очень отрадно. Но, с другой стороны, скороспелые постриги, необдуманный приход в монашество, реальные трудности возрождения обителей и острый дефицит опытных духовников привели к тому, что иноческие обители стали быстро наполняться насельниками случайными и малоподготовленными. Многие принимали постриг необдуманно, не рассчитав свои силы, не проверив себя, без рассуждения, доверившись мимолетным чувствам или уговорам посторонних лиц и в общем, как оказалось, по ошибке. Что не замедлило сказаться на духовном уровне современных российских монастырей.

http://pravoslavie.ru/30891.html

Вступление в монашество и выход из него. Часть 5 Вселенские Соборы о монашестве < >< Часть 1 >< >< Часть 2 >< >< Часть 3 >< >< Часть 4 > Первый Вселенский Собор. Новгородская икона XV в. Редакция сайта «Православие.Ру» продолжает начатую несколько лет назад серию публикаций дипломов выпускников Сретенской духовной семинарии. Работа выпускника СДС 2009 года, насельника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря иеродиакона Никона (Горохова) «Вступление в монашество и выход из него» (научный руководитель – протоиерей Владислав Цыпин) посвящена чрезвычайно актуальным и злободневным проблемам современной церковной жизни. При этом автор не только опирается на творения отцов Церкви, канонические постановления и исследования по истории Церкви, но и учитывает богатейший опыт старцев и духовников Псково-Печерской обители, всего строя иноческой жизни в ней. Вселенские Соборы о монашестве IV Вселенский Собор Вскоре после зарождения монашества Церковь стала оформлять свое отношение к новому институту посредством канонов. Первое правило, которое упоминает о монахах, было принято на IV Вселенском (Халкидонском) Соборе : «Если же мирянин, или монашествующий, да будет…»(Правило 2). В этом правиле еще ничего не говорится о том, кто такие монахи, но Церковь уже начинает выделять их из общего числа верующих. Уже с самого начала своего существования в среде монашествующих стали появляться злоупотребления. Вместе с появлением истинного монашества появилось монашество ложное, глубоко порочное . Большинство канонов церковных было направлено как раз против злоупотреблений в монашеской среде. 3-м правилом Собор полагает совершенно неуместным для священнослужителей и монахов заниматься мирскими делами как совершенно несвойственными их образу жизни: «Впредь никто: ни епископ, ни клирик, ни монашествующий – не брал бы на откуп имений и в распоряжение мирскими делами не вступал». В этом правиле Церковь, отличая клириков от мирян, иноков ставит ближе к клиру, хотя монашество было движением мирян, ищущих совершенной жизни во Христе. Первоначально монахи не принимали рукоположения, и не было среди них клириков.

http://pravoslavie.ru/30957.html

Вступление в монашество и выход из него. Часть 9 Святые отцы и современные подвижники благочестия о монашестве < >< Часть 1 >< >< Часть 2 >< >< Часть 3 >< >< Часть 4 >< >< Часть 5 >< >< Часть 6 >< >< Часть 7 >< >< Часть 8 > Авва Дорофей и прп. Досифей Хотя вступление в монашество – дело благое и богоугодное, но старцы и опытные духовники далеко не всех благословляли и советовали поступать в него. В житиях и в воспоминаниях о них очень часто встречаются случаи, когда старцы не благословляли идти в монашество, предвидя духовными очами будущие падения и катастрофы, которые могут быть с людьми слабыми и немощными. Таким они советовали смиренно жить в миру, чем, вступив в монашество, нарушать обеты и порочить нерадивым житием идеалы монашеской жизни. Так, святитель Феофан Затворник писал одной из своих знакомых: «И Вы в монастырь. Вам теперь нет дороги туда. Дома устрояйте монастырь. Вам это очень можно. Ведь и супруг ваш с монашескими задатками…» , а о. Иоанн (Крестьянкин) также советовал одному из чад своих: «Не связы­вайте себя обетами, которые ни Вам сей­час, ни другим не принесут предполагаемой пользы» . Помнится один характерный случай, который произошел на нашей памяти: одна известная раба Божия приехала к нам в Печорский монастырь на прием к о. Иоанну выпрашивать благословения на монашеский постриг. Препятствий к постригу никаких не было, и все складывалось более чем благополучно. Еще до приезда к батюшке она уже заручилась благословением лаврских старцев и, поскольку была лично знакома со Святейшим Патриархом, то взяла благословение на постриг у Его Святейшества. Но о. Иоанн категорически не советовал ей принимать монашество, а оставаться в том чине, в котором она пребывала доселе. А она была директором известного учебного заведения. К сожалению, эта уважаемая всеми женщина не послушала о. Иоанна, посчитав, что старец не понял искренности ее намерений, и для подтверждения своей правоты она отправилась на остров Залит к старенькому о. Николаю Гурьянову. К радости будущей монахини, о. Николай ее благословляет на монашество. Остаются одни формальности, и подготовка к постригу движется полным ходом. Вот уже назначили и день пострига, который должен был совершить по благословению Святейшего архиепископ Истринский Арсений. И все бы хорошо, да только новопостригаемая раба Божия вдруг заявляет: «Я буду постригаться только в том случае, если, во-первых, меня будет постригать сам Святейший Патриарх и, во-вторых, если меня в постриге назовут в честь святой Марии Магдалины». Тут всем стало ясно, что постригаемая совершенно не готова к монашеству, и постриг отменили.

http://pravoslavie.ru/31019.html

[Вступление] к книге божественных гимнов преподобного отца нашего Симеона прп. Никиты Стифата Источник Перевод вступления прп. Никиты Стифата к «Гимнам» прп. Симеона Нового Богослова выполнен по новейшему критическому изданию А. Камбилиса 1 , улучшенному по сравнению с более ранним изданием И. Кодера в серии «Христианские источники» 2 . Первую полную публикацию греческого текста вступления (вместе с несколькими гимнами прп. Симеона) осуществил в 1917 г. иером. Пантелеимон (Успенский) , преподаватель патрологии МДА, по копии Патмосской рукописи XIV в. 3 в качестве приложения к выполненному им русскому переводу вступления и «Гимнов» 4 . Данное приложение, оставшееся вне поля зрения западных ученых, в настоящее время стало чрезвычайной библиографической редкостью, так как оно было издано в малом числе экземпляров и в отличие от русского перевода никогда не переиздавалось. Хотя русский перевод вступления 5 был выполнен достаточно точно, его воспроизведение, даже с рядом уточнений, думается, не доставит исчерпывающего представления о подлиннике, поскольку в нем не в полной мере отражена присущая данному тексту стилистическая возвышенность и своеобразная пафосность, так же как и его лексическое своеобразие. Кроме того к исполнению нового перевода вступления обязывает также появление критического издания А. Камбилиса, опиравшегося на рукописи 6 , которые не были приняты во внимание ни иером. Пантелеимоном, ни в должной мере И. Кодером 7 . Вступление к «Гимнам», сделанное Никитой Стифатом , имеет, как нам представляется, не только вспомогательное значение, но вполне может рассматриваться и как самостоятельное целое. По своему жанру оно тесно примыкает к группе так называемых агиографических сочинений Стифата, посвященных апологии его старца и духовного наставника, наряду с «Житием Симеона» 8 и словом «Против порицателей святых» 9 (которое в § 17 вступления не только упоминается, но и цитируется, см. ниже примеч. 166, 168). В единственном сохранившемся фрагменте из последнего сочинения, до сих пор остающемся неизданным, дается ценное хронологическое указание на то, что оно было написано вскоре после «окончания священных подвигов» (τλος τν ερν γνων) прп. Симеона 10 , т. е. после его кончины († 1022/1037). Таким образом, предполагаемая датировка вступления как написанного после слова «Против порицателей святых» в качестве предисловия к первому посмертному изданию «Гимнов» прп. Симеона получает еще одно существенное подтверждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Глава VII. Принятие имени при вступлении в христианское общество Время происхождения этого факта. Откуда языческие имена в списке святых? Время окончательного утверждения обычая принимать полное имя при крещении. Какие имена принимались древними христианами? От кого зависел выбор имени? Время принятия имени в древней церкви и происхождение обычая записывать имя крещаемого. Принятие имени в практике древней Русской церкви. Удержание языческих имен русскими при принятии христианства. Объяснение этого факта и время его существования. Заметка о наречении имени в настоящее время. В довольно тесной связи с актом принятия в среду оглашенных стоит особый факт – принятие при причислении к христианскому обществу нового имени. Не трактуя о нем одновременно вместе с чином, исследование которого только что представлено нами, мы сделали так потому, что принятие нового имени имеет свою особую историю. Обычай давать обращающимся в христианство новые имена становится известным не ранее, как с третьего века. Существовала ли он ранее этого времени, определенного сказать ничего нельзя, по всей вероятности, что нет. Главное основание для такого предположения заключается в том, что до половины III в. мы не имеем ни одного свидетельства, в котором бы говорилось о наречении нового имени и оставлении прежнего. По крайней мере, писания апостолов не представляют ни одного факта перемены имени при вступлении в христианское общество: все апостолы остались с теми же самими именами, какие имели они и прежде. Правда, апостол Павел при обращении в христианство получил новое имя, – вместо Савла – Павла, – но эта перемена стоить вне всякой связи с крещением. Писания мужей апостольских в свою очередь и за тем вся христианская литература II века также умалчивают об этом факте. Правда, историк Евсевий как бы указывает на факт перемены имени первенствующими христианами, когда говорить, что имена – Петр и Павел – были у них в большом употреблении; но это не подтверждается надписями катакомб. По крайней мере, в катакомбах Рима эти имена встречаются в немногих примерах – и «Петр» попадается реже, чем «Павел», – а последнее имя существовало и у язычников 371 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Последовательное изъяснительное чтение I Вступление (2Кор. 1:1–11) Во вступление Апостол от себя и брата Тимофея, преподав благодать и мир Божий и Иисус Христов Коринфянам со всеми святыми Ахайскими, благословляет Бога, умножающего для Апостола утешение по мере умножающихся в нем страданий Христовых. Затем сказавши, что цель всех своих страданий и утешений он полагает в утешении и спасении Коринфян, Апостол извещает о приключившейся было ему смертной опасности в Асии, от которой избавил его Господь при содействии молитв Коринфской церкви. II Теоретическая часть А) Что заставило Апостола изменить план своего путешествия в Коринф и замедлило его прибытие туда ( 2Кор. 1:12–2:11 ) Заявив о простоте и богоугодной искренности вообще своих деяний и писаний, Апостол внушает, что никакого легкомыслия и изменчивости не следовало бы усматривать Коринфянам и в том обстоятельстве, что к ним идет он теперь не тем путем, как рассчитывал прежде 65 , наипаче же отнюдь не следует допускать по сему поводу и малейшего предположения, яко бы и самая проповедь о Христе у Павла то да, то нет (т. е. изменчивая, сбивчивая и лживая). Клятвенно свидетельствуясь Богом ( 2Кор. 2:23 , законность клятвы в потребных случаях), Св. Ап. Павел открывает истинную причину замедлений, что щадя самих же Коринфян (т. е. чтобы не придти к ним с строгими мерами), он не шел к ним до сих пор, и чтобы не поступать с ними так, как поступил бы, если бы хотел только брать власть над их верою, т. е. если бы думал вести себя начальником над всем строем религиозной их жизни; напротив, он хотел дать им время приготовить более радостную взаимную встречу. И так как верой они тверды, а пошатнулись только в жизни и поведении своем, то решил он уклониться от всяких поводов к строгости, напротив, хотел споспешествовать их радости; а потому предоставил им самим произвести суд и расправу над тем, кто и его и их крайне огорчил (над кровосмесником). Но так как огорчитель раскаялся, – кстати присовокупляет Апостол, – то уж лучше простить его, дабы в противном случае не восторжествовал сатана, ибо не безызвестны его умыслы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

священник Михаил Троицкий Объяснение послания ап. Павла к Титу Предисловие Послание к Титу в нашей славянской Библии имеет такое заглавие: к Титу послание святаго Апостола Павла. Принадлежит ли это заглавие самому Апостолу, неизвестно; вернее всего оно позднейшого происхождения. Еще Тертуллиан и св. Иоанн Златоуст заметили о заглавных надписях новозаветных книг свящ. Писания, что они не принадлежат самим писателям. Происхождение их, с большей вероятностью, можно отнести к тому времени, когда стали переводить, списывать новозаветные книги и заключать их в один состав. Так как эти надписи произошли не вдруг, а мало-помалу, то понятно, почему они в разных рукописях и переводах не одинаковы по своему объему. Послание к Титу могло иметь первоначально простую надпись: к Титу – πρς Ττον, каковая надпись находится в Codex. С. и каковую принял Лахман 469 . По содержанию своему, послание к Титу легко и естественно разделяется на три части: вступление, исследование и заключение. Стихи 1–4 первой главы составляют вступление послания; стихи 12–15 третьей главы заключение его; все же остальное, с 1:5–3:11, составляет главную часть послания, его исследование, которое, в свою очередь, распадается на два отдела. Первый отдел, заключающий в себе указание к избранию лиц на священные должности, простирается от 5 до 13 ст. первый главы; второй отдел – руководительный для пастырей в прохождении ими своего служения – начинается с 13 ст. первой главы, обнимает собой всю вторую главу и заканчивается 11 стихом третьей главы послания. Вступление. Гл. 1:1–4 1:1. Павел раб Божий, Апостол же Иисус Христов, по вере избранных Божиих и разуму истины, яже по благочестию: П αλος δολος Θεο π στολος δ ησο Χριστο κατα­ π στιν κλεκτν Θεο κα πι­ γνωσιν ληθε ας τς κατ εσβειαν о уповании жизни вечныя, юже обетова неложный Бог прежде лет вечных, π λπ δι ζως αων ου ν πηγγε λατο ψευδς Θες προ­ χρ νων αων ων яви же во времена своя слово свое, проповеданием, еже мне поручено бысть по повелению Спасителя нашего Бога:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Том II Содержание Вступление I. Подлинность Евангелия от Иоанна II. Личность Иоанна Богослова III. Евангелие от Иоанна IV. Духовное Евангелие V. Хронология Евангельских событий Вступление в первую главу Евангелия от Иоанна Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Главы с седьмой до десятой включительно Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая Глава одиннадцатая Глава двенадцатая     Ведая великие труды и мысли Епископа Михаила в его толковых Евангелиях изложенные, мы однако начертывали свой опыт изучения Евангелия от Иоанна совершенно независимо от трудов ученого Архипастыря, и читатель не найдет нигде выписок из его трудов, ибо мы не считали уместным повторять то, что так прекрасно сказано им. Мы говорили от своей души и изучали Евангелие по другим пособиям. Здесь мы почтим память сего глубокоуважаемого мужа, представшего несколько дней тому назад пред Господом. 25 Марта 1887 г. Вступление I. Подлинность Евангелия от Иоанна Евангелие от Иоанна было ключевым камнем, которым завершено было здание благодати и мудрости церкви Христовой. Основана была она на скале проповеди апостолов, возводилась она поучениями и боговдохновенными писаниями учеников Господа: последнее же слово в ряду священных книг, данных в руководство Христовой церкви, сказало Евангелие от Иоанна, начертанное позднее трех Евангелий от Матфея, Марка и Луки и, по всей вероятности, позднее всех Апостольских посланий, книги Деяний и Откровения. Не вдаваясь в подробное рассмотрение обширного вопроса о том, когда именно начертано каждое из боговдохновенных писаний, составляющих новозаветный канон, мы скажем только об Евангелиях, предшествовавших Евангелию от Иоанна, что Евангелия от Матфея и Марка должны были быть начертаны в половине первого века, весьма немного лет спустя после земной жизни, страдания и смерти и воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Евангелие от Луки считают начертанным около 64-го года. Все эти три Евангелия начертаны до разрушения Иерусалима и храма, между тем, как Евангелие от Иоанна начертано в конце первого столетия, когда религиозный центр иудейства перестал существовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010