Arhiva Ce îi frmânt pe oameni? 27 octombrie 2015 20:00 Очередной выпуск авторской передачи председателя  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества   протоиерея Всеволода Чаплина  «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 17 октября 2015 года. Дорогие о Господе братья и сестры, дорогие друзья здравствуйте.Приведу сегодня несколько цитат из писем, которые поступают в учреждения Русской Православной Церкви, и приведу несколько своих размышлений о том, что пишут люди. Два человека, которые подписались как брат и сестра из деревни Кошелиха, пишут следующее: «Мы слышали, что скоро будет объединение всех вер в одну веру, тогда в церкви ходить будет нельзя. Сейчас решается судьба России и всего мира. Как Господь даст пожить после соединения вер: может сразу уничтожить, может нет. На это Его святая воля, ведь это надо дойти до такого безумия, чтобы соединить еретиков с Господом. Опомнитесь, люди добрые». Такого рода опасения достаточно часто высказываются в письмах и в разговорах, иногда люди приходят на исповедь с такими опасениями. Нужно иметь в виду, что действительно в мире есть силы, которые хотели бы соединить последователей разных религий в некую общемировую организацию, и при этом нам пытаются сказать: «Религиозные различия неважны. Все разговоры о том, что одна вера истинная, а другая ложная, — это разговоры опасные, вредные, они мешают экономическому процветанию, они мешают правильному устроению социальной механики, мешают достигать всеобщего мира и благополучия. Поэтому нужно отвергнуть все религиозные различия и сосредоточиться на земном измерении жизни религиозных общин — заниматься благотворительностью и миротворчеством, участвовать в социально значимых проектах — и поменьше говорить о различиях, которые есть между разными верами». Наша Церковь достаточно решительно отвергла участие в проектах, которые на такое переформатирование религиозной жизни были нацелены. Я помню, как лет пятнадцать назад мы периодически приглашались на мероприятия, где представители светских западных властей, светских международных организаций или бизнеса пытались учить деятелей разных религий. Учили меньше говорить об истине, меньше обсуждать богословские разногласия, и сконцентрироваться только на обустройстве мирской жизни, на обслуживании тех или иных земных дел и земных интересов. Послушав все это, мы перестали участвовать в мероприятиях такого рода. Для нашей Церкви — не только для иерархов, священнослужителей, монашествующих, но и для огромного числа активных мирян — совершенно очевидно, что не может быть соединения между истиной и чем то, что истиной не является. Хранение истинной веры, от которой зависит, как и от добрых дел, вхождение человека в Божие Царство, то есть спасение, — это для христианина важнейшая вещь, которой он не может поступиться ради тех или иных земных интересов, ради того, чтобы угождать тем или иным людям в ответ на уговоры, посулы, окрики и угрозы.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4256986...

  Слово в Неделю о Закхее Преподобного Макария Великого (390-391) Святителя Марка, архиепископа Ефесского (1457)   Божественная Литургия 1 февраля 1998 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня Святая Церковь совершает память преподобного Макария Великого, Египетского, и святителя Марка, архиепископа Ефесского. Сегодня же память преподобного Саввы Сторожевского - ученика преподобного Сергия; его икона с частицей святых мощей принесена в наш храм и пребывает среди нас. Прежде, чем говорить о том, что сегодня также Неделя о Закхее, то есть начало подготовки к Великому Посту, я хотел бы несколько слов сказать об этих святых. Святой Марк Ефесский хорошо известен нам тем, что в XV веке во время знаменитой Ферраро-Флорентийской унии, соединявшей католиков с православными, он выступил против этого ложного соединения. Да, мы все призваны к единству по слову Господнему: " Да будут все едино! " (Ин. 17, 21) Но не может быть единения между истиной и ложью. Если истина допускает какое-то отступление от Богом установленных Откровений, то это уже не истина. Она требует, по крайней мере, покаяния, осознания, отделения от заблуждения. Самая страшная угроза, которая все более раскрывается в мире и в Церкви, - это соединение истины с ложью. Это то самое смешение, которое называется Вавилоном, - смешение истины с ложью, добра со злом, чистоты с грязью. Если это происходит в Церкви, то совершенно ясно, что вне Церкви все остальное совершается само собой, без каких-либо препятствий. Велика заслуга перед Церковью святителя Марка, архиепископа Ефесского, память которого мы совершаем сегодня. Обладая громадным авторитетом, он отказался подписать унию об объединении католической и православной Церквей, хотя все архиереи подписали это соглашение. Папа, узнав о том, что нет подписи Марка, сказал: " Мы ничего не добились! " Он знал, что Церковь пойдет за святителем Марком, хотя святитель Марк и не был предстоятелем Константинопольской Церкви. Предлог, под которым совершалось это " единение " , формулировался иерархами-отступниками так: " Мы должны найти что-то среднее. Не упорствовать в своем, а найти нечто среднее " . Все, на самом деле, диктовалось политическими соображениями, потому что для Византии очень важно было найти политическую поддержку Рима в связи со все более усиливающимися внешними угрозами. Святой Марк учит, что ничего среднего между истиной и ложью быть не может. Между заблуждением и правдою, между мраком и светом - средним могут быть только сумерки, в которых трудно различать истину.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_2....

ЕСЛИ БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ... Диакон Андрей Кураев [ < < назад вперед > > к оглавлению ] МОЖНО ЛИ СПАСТИСЬ ВНЕ ЦЕРКВИ?       Почему православные так убеждены, что вне Церкви нет спасения? Это что - дурная черта характера? Наследие советской идеологической нетерпимости? Пережиток более давнего " средневекового " склада мыслей и чувств? В какой мере явное и скандальное дистанцирование православных от других религий является особенностью современного поколения православных христиан, то есть тем, что зависит от нас самих, от нашего настроя, от нашего воспитания, а в какой - это всевековая норма православного мироощущения? Вырастает ли православный изоляционизм из желания (греховного, с точки зрения светской морали) части пастырей и современных мирян, или же он вырастает из самой сердцевины Библии и православной традиции?       Христиане - не хозяева своей Церкви и своей веры. Уже об апостолах сказано: " Не вы Меня избрали, а Я вас избрал " . Христиане не владеют никакой истиной. Если бы мы были гностиками или оккультистами, которые своими усилиями и своей аскезой создают свои космогонические системы, мы могли бы сказать о себе, что мы нашли знание и мы овладели им. Но в том-то и дело, что не мы нашли - мы были найдены. Истина вторглась в жизнь апостолов и сказала: не идите против рожна (Деян. 9, 5). Верующий человек не " владеет истиной " - он служит Ей. А значит, даже при всем желании быть " открытыми " и " современными " , мы просто не можем выдумывать себе нового Христа.       Вхождение в Церковь есть вступление в конкретную, живую общину, которой Христос сообщил не расплывчатый набор загадок-коанов, но нечто вполне определенное. " Вера - не результат одинокого умствования, в котором свободное от всяких связей Я что-то выдумывает для себя в поисках истины... И если вера не есть то, что выдумывается мною, то слово ее не отдано мне на произвол и не может быть заменено на другое " [ 1 ].       В Евангелии есть много такого, что мне лично совсем не нравится. Например, в нем говорится " блаженны нищие духом " , хотя меня больше утешило бы, если бы там было сказано " блаженны профессора богословия " .

http://zavet.ru/smv/pr/002/003.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > Беспредел в храме Божием продолжается К вопросу об УМК «Приходская школа «под ключ» 28.02.2022 3414 Время на чтение 29 минут Фото: предоставлено автором От редакции . Автор настоящей рецензии – священнослужитель Русской Православной Церкви, специалист по духовной безопасности и деструктивным секта м с многолетним опытом, российский учёный-криминалист, религиовед, разработчик математического, инфологического и правового обеспечения автоматизированных информационных систем различного назначения. «Никогда, о человек, то, что относится к Церкви (τ κκλησιαστικ) не исправляется чрез компромиссы: нет ничего среднего между Истиной и ложью, но как находящийся вне света, по необходимости, будет во мраке, так и немного отступивший от Истины, предоставлен подлежать лжи, если будем говорить правду; и хотя возможно сказать, что между светом и тьмой есть середина – называемая вечерними и утренними сумерками, однако, между Истиной и ложью, как бы кто ни старался, не выдумает нечто среднее». Свт. Марк Ефесский (из Послания к Георгию Схоларию)   « Иногда человек считает, что он знает что-то о духовной жизни, в то время как на самом деле он имеет лишь некоторое представление о собственном духовном опыте. Именно это называется прелестью». Митрополит Антоний Сурожский   12 октября 2021 года на портале Православие.ру вышла статья протоиерея Александра Шаргунова с соавторами « УМК Приходская школа “под ключ”, или ключ от ящика Пандоры? ». В ней детально были разобраны примеры десакрализации, богохульства, которые делают недопустимым использование комплекта в системе приходского просвещения. Активное внедрение учебно-методического комплекта «Приходская школа «под ключ» в учебную практику воскресных школ вызвало волну отрицательных откликов (от официальных рецензий и статей до многочисленных комментариев к ним в Интернете) . Почти через две недели, 25 октября 2021 года, последовал размытый ответ Синодального отдела религиозного образования и катехизации (СОРОиК) о необходимости решить вопрос в духе мира .

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/28/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Между Истиной и ложью 25.07.2022 1630 Время на чтение 76 минут       Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.  Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.   Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.   Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.  Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.  Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.  Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.  Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками (Ин.15; 1-8).        Придя в церковь, становимся не просто другими людьми, но иными. Этой инаковости и искала русская интеллигенция. В каком-то плане личность Николая Бердяева весьма показательна для эпохи Рубежа веков, которую он сам назовет Серебряным веком. Как и Булгаков, он пережил увлечение марксизмом, причем принимал участие в революционной деятельности. «Разрыв с окружающей средой, выход из мира аристократического в мир революционный – основной факт моей биографии». Однако к началу ХХ века начинается отход Бердяева от материализма и приход к идеализму, к христианской философии. О себе он так писал: «Я никогда не был философом академического типа… Моя мысль всегда принадлежала к типу философии экзистенциальной… Экзистенциальность же противоречива. Личность есть неизменность в изменении… Философ совершает измену, если меняются основные темы его философствования, основные мотивы его мышления, основоположная установка ценностей». Любил себя Бердяев называть еще «верующим вольнодумцем». Ф. Степун заметил, что, живи Бердяев на исходе Средневоковья, то не миновать ему костра инквизиции. Во многом это связано с его не совсем церковными суждениями о свободе и воле. Бердяев считал, что «Бог не творит воли существ вселенной,  которые возникают uз Ungrund, а проста помогает тому, чтобы воля становилась добром. К этому выводу он пришел благодаря своему убеждению в том, что свобода не может быть создана и что если бы это было так, то Бог был бы от­ветственным за вселенское зло. Тогда, как думает Бердяев, теодицея была бы невозможной. Зло появляется тогда, когда иррациональная свобода приводит к нарушению божественной иерархии бытия и к отпадению от Бога из-за гордыни духа, желающего поставить себя на место Бога...» (Н. Лоссский).

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/25/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Между Истиной и ложью Часть 2 27.07.2022 1862 Время на чтение 50 минут Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.  Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.  Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами (Ин.16; 1-4).        Церковь в лице Святейшего Тихона практически сразу отреагировала на правление большевиков. Приведем известное послание Святейшего, которое некоторые считают анафемой советской власти.          «Возлюбленным о Господе архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной церкви Российской.        Да избавит нас Господь от настоящего века лукавого (Гал. 1, 4)        Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонения воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.       Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до Нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполняли свой долг перед Родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному. И все это совершается не только под покровом ночной темноты, но и въявь, при дневном свете, с неслыханной доселе дерзостью и беспощадной жестокостью, без всякого суда и с попранием всякого права и законности - совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей Отчизны: и в столицах, и на отдаленных окраинах (в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и др.)       Все это преисполняет сердце Наше глубокою болезненною скорбию и вынуждает Нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения и прещения по завету св. апостола: «Согрешающих пред всеми обличай, да и прочие страх имут»(1 Тим.5,20)

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/27/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Современникам горящее Истиной слово О значении трудов святого праведного Иоанна Кронштадтского в день его  прославления 14.06.2023 498 Время на чтение 23 минут Источник: Попечение Столько лет соработничать плечом к плечу с флагманом нашего современного православного душепопечения, иеромонахом, а затем игуменом Анатолием (Берестовым), в московском Душепопечительском православном центре во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского и в этот день не поведать, несмотря на пока неослабевающие боли в руке и предстоящую непростую операцию на нижней челюсти, о святом, в чью честь названо это богоугодное заведение, будет несправедливо. Об отце Анатолии, его верном и преданном служении людям и Богу все эти годы рассказывал здесь . Он не раз вступался за меня, когда по заказу сектантов-неопятидесятников я был брошен в СИЗО, а затем неправосудным решением отправлен в колонию. Его открытое письмо в мою поддержку в ту лихую годину. Прошу молитв о его здравии! С годами приходят немощи, ваша молитвенная поддержка ему сейчас очень нужна. Перехожу к описанию удивительного святого, которого сегодня молитвенно вспоминает Русская Православная Церковь. Святого, вошедшего в историю России и Церкви как «Всероссийский батюшка» – праведного Иоанна Кронштадтского. В миру Ивана Ильича Сергиева. Во имя которого трудился и чьему имени посвятил созданный в Москве в 1996 году Душепопечительский православный центр реабилитации пострадавших от псевдорелигиозных организаций и оккультизма иеромонах Анатолий (Берестов) . Святой праведный Иоанн (Кронштадтский) является одним из самых почитаемых чудотворцев Русской земли. Молитвою отца Иоанна излечивались самые тяжкие болезни. Происходили исцеления и наедине с больным, и при множестве свидетелей. Православные молятся этому святому в любой беде и в любом затруднении, об исцелении различных недугов, за здоровье близких, об избавлении от пьянства, наркомании и других зависимостей. Народ почитал священника Иоанна Сергиева за святого еще при жизни. А для общецерковного почитания он был канонизирован 33 года назад. Именно это событие мы молитвенно вспоминаем 14 июня.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/14/sovrem...

Закрыть itemscope itemtype="" > Страх перед Истиной - боязнь Гнева Господня Царица доказательств Царского Дела - экспертиза исторических документов 09.07.2018 2563 Время на чтение 12 минут «Внезапу Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся…» (из утренней молитвы) Ожидание общественностью исторической экспертизы по документам Царского Дела и его главной на сегодня актуальной темы – «Екатеринбургские останки», может оказаться напрасным. Причина в том, что «биологические экспертизы», несмотря на то, что они, по словам профессора истории, заведующего кафедрой истории России конца 19-го - начала 20-го века МГУ, бывшего (c 1992) директора, а с 2016 г. научного руководителя ГАРФ С.В. Мироненко, сказанным им на лекции в МГУ 26 мая с. г. - «дали исчерпывающий результат», не подтверждены историческими документами [«Убийство царской семьи по новым материалам российских и зарубежных архивов»/ краткое изложение ]. Текст лекции до сего дня оказался недоступен, что говорит не в пользу «аргументов» её автора. Пошаговое рассмотрение основных эпизодов событий, происходящих в те дни 17, 18 и 19 июля 1918 года, свидетельствует о преднамеренном сокрытии замыслов теми «людьми», с позволения, которые задумали и совершили невиданное до сей поры злодеяние. Вот эти противоречия, вплетенные в вязь событий тех трех июльских дней. 1. Если изначально существовал план сожжения останков Царской Семьи, а в документах следствия «белых» это находит подтверждение в заказе большого количества бензина еще до прихода Фиата Люханова к Ипатьевскому дому в ночь на 17 июля 1918 года, то зачем было сделано захоронение под «мостиком из шпал» в Поросенковом логу? Сожжением останков, как точно рассчитали «устроители злодеяния», были уничтожены доказательства совершенного преступления, что до сегодняшнего дня остается главным препятствием в установлении истины. Распространяемые агентами большевиков слухи о «спасении» части Царской семьи подтверждали ложь телеграфного сообщения в Москву президиума Уральского облсовета о том, что «семья Романова… эвакуирована из города». Необходимость в сожжении останков объясняется также и тем страхом организаторов «всего этого дела», который они испытывали перед угрозой народного почитания «святых царских мощей», обвинения большевиков и помощи «белому движению». Свидетельства уральских чекистов подтверждают эти, вполне обоснованные, опасения.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/07/09/st...

Закрыть «Мир», за который не молится Господь Слово протоиерея Александра Шаргунова на день памяти священномученика Ермогена 25.05.2015 919 Время на чтение 4 минуты Вчера у нас была память святых отцов Первого Вселенского Собора, утвердившего истину Богочеловечества Христа. И мы слышали за Божественной литургией Первосвященническую молитву Спасителя из семнадцатой главы Евангелия от Иоанна. «Не о всем мире молю», — говорит Господь. Эти слова не могут не поражать. Христос, Спаситель всех человеков, в том числе Своих врагов, Тот, Чье сердце всегда исполнено сострадания к погибающим, Тот, Кто через несколько часов прольет Свою Кровь за всех, — как может Он исключить из Своей молитвы и, значит, из Своего Искупления тех, кто составляет для нас «мир»? Но пути Господни — не наши пути, и Его видение отличается от нашего. Говоря слово «мир», Он не имеет в виду вообще людей — это очевидно, — ни даже какого-то конкретного человека, сколь бы он ни был плохим. Нет, «мир», который Он видит, и за который Он не молится, это то, что по справедливости может быть отнесено к служителям «отца лжи и человекоубийцы от начала». Такими служителями были вдохновляемые самим диаволом еретики, пытавшиеся навязать свои заблуждения всей Церкви. Мы спасаемся только истиной, только в Церкви, которая есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). Подменить истину ложью, значит лишить вечной жизни миллионы и миллиарды людей, предать их вечному осуждению вместе с диаволом. Ибо всякая ересь есть духовная смерть. Кроме того, в этих словах Спасителя — напоминание, что наше исповедание истины должно быть нелицемерным. По мере наших сил, но изо всех сил, мы должны устремляться жить согласно этому исповеданию. Несмотря на наши естественные немощи и неизбежные поражения, обретать путь подлинного покаяния. Оно возможно только перед истиной — перед светом, в котором нет никакой тьмы. Что и кто составляет этот «мир», за который не молится Господь и который диавол, войдя в «мир» грехом и смертью, хочет сохранить таким, какой он есть, любой ценой?

http://ruskline.ru/news_rl/2015/05/25/mi...

Изложение учения православной кафолической Церкви с указанием различий, встречающихся в учении других христианских церквей Источник Ее Императорскому Величеству, Государыне Марии Александровне Императрице Всероссийской Всемилостивейшая Государыня! Я исполняю долг, посвящая Вашему Императорскому Величеству «Изложение учения Православной Кафолической Церкви, – потому что Вы благочестивая и достойная Супруга единственного Государя, Который прославляется наименованием Покровителя истинной Церкви и возвеличивает это наименование Своей верой и добродетелями. Божественному Промыслу было угодно, чтобы его Церковь разделена была на две части: одна страждущая и без внешней опоры; другая, покровительствуемая могущественными Государями, которые по примеру св. Константина Великого , вменяют себе в честь быть епископами внешними, то есть защитниками внешнего существования Церкви. Богу угодно было таким образом доказать, что его Церковь может быть страждущей – не возмущаясь; покровительствуемой – ничем не жертвуя из своего учения; могущественной – не присваивая себе гражданской власти. Не так было вне Церкви истинной. История доказывает на самом деле, что из пастырей различных Церквей неправославных, одни усвояли себе власть мирскую, несовместную с обязанностями святейшего служения; другие призывали на помощь светскую власть для насильственного введения известных учений; многие жертвовали истиной в угоду несправедливым и властным требованиям; весьма многое возбуждали смятения и возжигали жестокие войны, под предлогом религии. Истинная Церковь Христова не страдала от этих страстей человеческих. Всегда смиренная и покорная, она лучше желала быть распинаемой подобно Спасителю, чем защищаться мечом. Всегда верная в сохранении вверенного ей божественного залога, она никогда не жертвовала ни одной истиной могущественным требованиям. Она никогда не злоупотребляла оказываемым ей покровительством, чтобы выйти из своего чисто-духовного круга действия. Надобно также сказать, к славе Государей русских, что они никогда не требовали от Церкви преступной угодливости в замене своего покровительства ей, и всегда величались почестью быть покорными сынами веры православной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010