община в Риме, ее формирование в церковной традиции связано с апостолами Петром и Павлом, которые провели в Риме последние годы жизни. Членам рим. христ. общины было адресовано Послание к Римлянам ап. Павла, написанное, вероятно, между 55 и 57 гг.; о рим. христианах упоминается в др. Посланиях ап. Павла, в 1-м Послании ап. Петра и в Деяниях св. апостолов (Деян 2. 10; 18. 2, 14-15, 30-31). Отдельные сведения о рим. христианах I в. приводятся не только в христ. сочинениях, но и в произведениях рим. историков (Тацит, Светоний). Вероятно, основу общины составляли обращенные в христианство иудеи, к-рых в Риме насчитывалось, возможно, от 20 до 30 тыс. чел., но проповедь апостолов не ограничивалась евр. колонией. Согласно 1-му Посланию Климента (кон. I в.), среди тех, к кому обращался с проповедью ап. Петр, были представители рим. чиновничества и сословия всадников, знати. Так, в 57 г. Помпония Грецина, супруга военачальника Авла Плавция, была обвинена в «чужеродном суеверии» (superstitio externa - Tac. Ann. XIII 32), под которым иногда понимается христ. вера. Тяжелые последствия для христиан имел пожар 64 г., уничтоживший бóльшую часть города. Имп. Нерон обвинил в поджоге членов многочисленной в то время христ. общины (ingens multitudo - Ibid. XV 44; Suet. Nero. 16). По свидетельству ряда христ. авторов II-III вв., среди христиан, казненных по указанию рим. императора, были апостолы Петр и Павел (см. ст. Гонения на христиан в Римской империи ). Согласно Евсевию , еп. Кесарии Палестинской, «этот первый среди властителей богоборец [Нерон] горделиво поднял руку на апостолов. Рассказывают, что Павел при нем был обезглавлен в самом Риме, а Петр распят» ( Euseb. Hist. eccl. II 25). Апостольское происхождение Римской Церкви имело важное значение. Непрерывность апостольского преемства и истинного христ. вероучения Римской Церкви подтверждалась перечнями ее предстоятелей, составленными, напр., Егесиппом (II в.) (Ibid. IV 22) и сщмч. Иринеем Лугдунским (Лионским) (ок. 180) ( Iren. Adv.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Ann. Bert. 1964 – Annales de Saint-Bertin/F. Grat, J. Vielliard, S. Clémencet. Paris, 1964. Ann. Bert. 1991 – The Annals of St. Bertin/Transl. J. L. Nelson. Manchester, 1991. Ann. cap. Crac. 1872 – Rocznik kapitulny Krakówski/A. Bielowski//MPH. 1872. T. 2. Ann. Cap. crac. 1978 – Rocznik kapituy Krakówskiej/Z. Kozlowska-Budkowa 7/MPH NS. Warszawa, 1978. T. 5. Ann. Disib. – Annales sancti Disibodi/G. Waitz//MGH SS. 1861. T. 17. Ann. Gradic. – Annales Gradicenses/W. Wattenbach//MGH SS. 1861. T. 17. Ann. Hild. 1878 – Annales Hildesheimenses/G. Waitz. Hannover, 1878 (MGH SS rer. Germ. [T. 8]). Ann. Hild. 1941 – Die Jbb. von Hildesheim/Übers. von E. Winkelmann, neu bearb. von W. Wattenbach. 3. Aufl. Leipzig, 1941 (GDV. Bd. 53). Ann. Magd. 1859 – Annales Magdeburgenses/G. H. Pertz//MGH SS. 1859. T. 16. Ann. Magd. 1941 – Die Jbb. von Magdeburg (Chronographus Saxo)/Übers. von E. Winkelmann, neu bearb. von W. Wattenbach. 3. Aufl. Leipzig, 1941 (GDV. Bd. 63). Ann. Ottenb. – Annales Ottenburani/G. H. Pertz//MGH SS. 1844. T. 5. Ann. Palid. – Annales Palidenses/G. H. Pertz ll MGH SS. 1859. T. 16. Ann. Pegav. – Annales Pegavienses et Bosovienses/G. H. Pertz//MGH SS. 1859. T. 16. Ann. Quedl. 1839 – Annales Quedlinburgenses/G. H. Pertz//MGH SS. 1839. T. 3. Ann. Quedl. 1941 – Die Jbb. von Quedlinburg/Übers. von E. Winkelmann. Berlin, 1941. 3. Aufl. (GDV. Bd. 36). Ann. Quedl. 2004 – Die Annales Quedlinburgenses/M. Giese. Hannover, 2004 (MGH SS rer. Germ. T. 72). Ann. Saxo 1844 – Annalista Saxo/G. Waitz//MGH SS. 1844. T. 6. Ann. Saxo 1941 – Der sächsische Annalist/Übers. E. Winkelmann, neu bearb. von W. Wattenbach. Leipzig, 1941 (GDV. Bd. 54). Ann. Saxo 2006 – Die Reichschronik des Annalista Saxo/K. Nass. Hannover, 2006 (MGH SS. T. 37). Ann. Vindoc. – Annales Vindocinenses/L. Halphen//Recueil d’annales angevines et vendomaises. Paris, 1903 (СТЕН. T. 37). Annolied 1895 – Das Annolied/M. Roediger//MGH SS vem. 1895. T. 1/2. Annolied 1946 – Das Annolied, hg. von M. Opitz, 1639. Diplomatischer Abdruck/W. Bulst. Heidelberg, 1946.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ágrip – Ágrip af noregs konunga sögum/V. Dahlerup. København, 1880. Alb. Ann. Stad. 1859 – Annales Stadenses auctore Alberto/I. M. Lappenberg//MGH SS. 1859. T. 16. Alb. Ann. Stad. 1890 – Die Chronik des Albert von Stade/Übers. von F. Wachter, ergänzt von W. Wattenbach. Leipzig, 1890 (GDV. Bd. 72). Alb. Aqu. 1879 – Alberti Aquensis Historia Hierosolymitana/P. Meyer//Recueil des historiens des croisades. Historiens occidentaux. Paris, 1879. T. 4. Alb. Aqu. 1923 – Hefele H. Albert von Aachen, Geschichte des ersten Kreuzzuges. Jena, 1923. Bd. 1–2. Albr. – Chronica Albrici monachi Trium Fontium a monacho novi monasterii Hoiensis interpolata/P. Scheffer-Boichorst//MGH SS. 1872. T. 22. Althoff 1978 – Althoff G. Das Necrolog von Borghorst: Edition und Untersuchung. Münster, 1978 (Westfälische Gedenkbücher und Nekrologien. Bd. 1; Veröffentlichungen der Historischen Kommission für Westfalen. Bd. 40). Amat. – Storia de’Normanni di Amato di Monte-Cassino/V. de Bartholomaeis. Roma, 1935 (Fonti. T. 76). Anglo-Sax. chr. – Two of the Saxon Chronicles/Ch. Plummer. Oxford, 1892. Vol. 1. Ann. Alt. 1891 – Annales Altahenses maiores/L. B. ab Oefele. 2 ed. Hannover, 1891 (MGH SS rer. Germ. [T. 4]). Ann. Alt. 1940 – Die grösseren Jbb. von Altaich/Übers. von L. Weiland. 3. Aufl. Leipzig, 1940 (GDV. Bd. 46). Ann. Aug. 1839 – Annales Augustani/G. H. Pertz//MGH SS. 1839. T. 3. Ann. Aug. 1879 – Die Jbb. von Augsburg/Übers. von G. Grandaur. Leipzig, 1879 (GDV. Bd. 49). Ann. Bar. – Annales Barenses/G. H. Pertz//MGH SS. 1844. T. 5. Ann. Bert. 1883 – Annales Bertiniani/G. Waitz. Hannover; Leipzig, 1883 (MGH SS rer. Germ. T. Ann. Bert. 1941 – Die Annalen von St. Bertin und St. Vaast/Übers. von J. von Jasmund, bearb. von W. Wattenbach. 3. Aufl. Leipzig, 1941 (GDV. Bd. 24). Ann. Bert. 1958 – Quellen zur karolingischen Reichsgeschichte/R. Rau. Darmstadt, 1958. Teil 2: Jbb. von St. Bertin, Jbb. von St. Vaast, Xantener Jbb./Unter Benutzung der Übers. von J. von Jasmund und C. Rehdantz neu bearb. von R. Rau (AQuDGM. Bd. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О богослужении ежедневном в Четыредесятницу см. выше 392 Синаксарь в четверг 6 седмицы Четыредесятницы. 393 Феодорит. История, кн. 3, гл. 15. 394 Никифор, История, кн. 10, гл. 12. 395 Там же и синаксарь и чин богослужения в субботу первой недели св. Четыредесятницы. 396 См. Рождество Христово. 397 29 sermo catecheticus Theodori Studitae. 398 Последователи Манеса. 399 Стихир, на хвалитех в первую неделю Великого поста. 400 Theophan. chronograph, ad an. Isauri 7. 401 О монофизитах см. выше, Рожд. Хр. 402 Theophan. Chronograph, ad ann. Zenon. 16. 403 Монтанисты — последователи Монтана, лжеучителя, начавшего проповедовать в половине 3 столетия, что он есть обещанный Иисусом Христом Утешитель (Ин. 14, 16. 26; 15, 26; 16, 7. 13). Так как главный город их был Пепуз во Фригии, то монтанистов называли также пепузианами, фригами, катафригами. 404 Theophan. Chronograph, ad ann. Leon. Isaur. 6. 405 Theophan. Chronograph, ad an. Isauri 9–10. Чет. Мин. 28 ноября. Житие св. Стефана Нового. 406 Евсевий. Церковная история, кн. 7, гл. 18. 407 См. празд. Нерук. Образа. 408 Чет. Мин. 12 мая. Житие св. Германа. Theophan. ad ann. Isauri. 13. 409 Bibliothec. orient, pag. 311. 410 Дамаск. Об иконах слов., 11, гл. 12. Чет. Мин. 12 мая. Житие св. Германа. Theophan. Chronograph, ad ann. 13. 411 См. праздник в день св. равноапостольного Константина. 412 Чет. Мин. 28 ноября. Житие Стефана Нового. 413 Чет. Мин. 29 мая и 9 августа. 414 Anastas. Bibliotec. 90. s. Gregorius 2. Чет. Мин. 14 июня. Житие св. Мефодия. Павел диакон, кн. 6, гл. 3. 415 Theophan. Chronograph, ad ann. Leon. Usaur. 10. С этого времени папы обратили взоры свои на королей франкских, которых успели сделать послушными себе. Таким образом иконоборство отчуждало Запад от Востока и пролагало дорогу к будущему отпадению Запада от единения со вселенскою Церковью. Беккер. Истор., т. 3 с. 158. 416 Theophan. Chronograph, ad ann. Barron, annal. 12, p. 339–342, 359. 417 Акефалитами (безглавыми) называются последователи Евтихия, лжеучителя, быв. в 5 веке, потому, что потеряли главу, или начальника, своего в Петре Могге (Евагрий. История, кн. 3, гл. 15 и 16). 418

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Давида Елиссея Иннокентия Исихия Иоакима Никифора Нифонта Сергия другаго Силуана другаго Сильвестра другаго Сисоя канонархиста Стефана постника Тимофея инока и преподобных отец Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих Илариона схимника (†1066) Тимофея игумена (†1131) Пимена постника, игумена (†1141) Авраамия игумена (†до 1156) Досифея I игумена (†1156) Акиндина I игумена (†1164) Досифея II игумена (†ок. 1218) Акиндина II игумена (†1232) Сисоя схимника (XIII) Памвы иеромонаха, затворника (XIII) Пафнутия затворника (XIII) Афанасия затворника (XIII) Софрония затворника (XIII) Анатолия затворника (XIII) Пиора затворника (XIII) Исидора затворника (XIII) Лаврентия затворника (XIII) Кассиана затворника (XIII) Феодора молчаливаго (XIII) Аммона затворника (XIII) Мардария затворника (XIII) Панкратия затворника (XIII) Евлогия старца (XIII) Павла послушливаго (XIII †XIV) Моисея чудотворца (XIII †XIV) Мартирия диакона (XIII †XIV) Мартирия затворника (XIII †XIV) Григория затворника (XIII †XIV) Макария диакона (XIII †XIV) Захарии постника (XIII †XIV) Силуана схимника (XIII †XIV) Агафона чудотворца (XIII †XIV) Лонгина вратаря (XIII †XIV) Арсения трудолюбиваго (XIV) Зинона постника (XIV) Ипатия целебника (XIV) Иосифа многоболезненнаго (XIV) Нестора некнижнаго (XIV) Руфа затворника (XIV) Вениамина затворника (XIV) Евфимия схимника (XIV) Тита воина (XIV) Ахилы диакона (XIV) Паисия богоугодника (XIV) Меркурия постника (XIV) Геронтия канонарха (XIV) Леонтия канонарха (XIV) Анастасия другаго Варсонофия Геннадия Герасима Даниила старца Димитрия (XIV) Петра (XIV) Игнатия архимандрита (†1435) Феодора, князя Острожскаго (†ок. 1483) Дионисия иеромонаха (XV) и прочих преподобных отец Киево-Печерских, ихже имена Ты Сам, Господи, веси; и преподобных отец Ефрема Новоторжскаго (†1053) Судислава, князя Псковскаго, затворника Киевскаго (†1063; в крещении Георгия) Авраамия, архимандрита Ростовскаго (†ок. 1073 † 1077) Аркадия Вяземскаго и Новоторжскаго (†ок. 1077) Мартина Туровскаго (†после 1146) Антония Римлянина, Новгородскаго (†1147)

http://pravoslavie.ru/2368.html

1467 Most notably the fiscus Judaicus, a redirection of the half-shekel temple tax to the temple of Jupiter; see CPJ 1:80–81,2:119–36, §§160–229; Dio Cassius 65.7.2; Hemer, «Ostraka»; cf. Carlebach, «References.» Domitian broadened the scope of this taxation even to Jewish sympathizers ca. 90 C.E. (Gager, Anti-Semitism, 60); Appian R.H. 11.8.50 charges that Jews pay a higher poll-tax because they revolted so often. 1471 For numismatic evidence for imperial apotheosis in the Julio-Claudian period see Kreitzer, «Apotheosis.» 1472 E.g., Ovid Metam. 15.745–750, 843–851; Strabo Geog. 4.5.4; 17.1.6; Suetonius Julius 76; Aulus Gellius 15.7.3; Cornelius Nepos 25 (Atticus), 19.2; Dio Cassius 51.20.6; Pausanias 3.11.5; in Alexandria, cf. Philo Embassy 151; Fishwick, «Caesar»; idem, «Caesareum.» 1473 E.g., Pliny Ep. 10.65.3; Tacitus Ann. 1.10–11,41–42; 2.20; 3.62; Dio Cassius 56.46.1. See further discussion in Filson, «Ephesus,» 77; Fishwick, «Ovid»; Deissmann, Light, 344–46; Yamauchi, Archaeology, 17, 28. 1475 Tiberius (e.g., Tacitus Ann. 4.13); Caligula (e.g., Philo Leg. 81; Suetonius Calig. 22); Claudius (Tacitus Ann. 12.66, 13.2; Suetonius Nero 9); Nero (Suetonius Nero 31; cf. Tacitus Ann. 15.22, 73; Massa, Pompeii, 116); and Vespasian and Titus (Pliny Ep. 10.65.3; Paneg. 11.1); later, Hadrian (Philostratus Vit. soph. 1.25.534). 1476 See Yamauchi, Cities, 57, 66, 83–85; Ramsay, Seven Churches , 231–32, 283, 366–67, 410; Aune, Revelation, 775–79. 1477 See, e.g., Tilborg, Ephesus, 174–212 (on pp., 40–47, rightly suggesting a contrast with John). 1478 See Horsley, Galilee, 121. For the impact even in Judea and Galilee see Horsley, Galilee, 120–22. 1480 P.Lond. 1912.48–51. Cf. the similar humility of Tiberius (Tacitus Ann. 4.38; Sinclair, «Temples»). 1481 Like Caligula, Nero, Domitian, and Commodus; e.g., Herodian 1.14.8. This inspired flattery during their lives (e.g., Lucan C. W. 1.63–66) but cost them their posthumous «deification» (e.g., Dio Cassius 60.4.5–6; Herodian 1.15.1).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

В слове на Рождество Пресвятой Богородицы. 419 См. празд. иконы Божией Матери»Троеручицы». 420 Зонар. и Кедрии, часть 2, в жизни Копронима. Чет. Мин. 12 мая. Житие св. Германа. Theophan. Chronograph, ad an. Isaur. 13, ad ann. Constantin. 1. 421 Чет. Мин. 14 июня. Житие Мефодия. 422 Там же, 13 ноября. Житие Феодора Студита. 423 Чет. Мин. 28 ноября. Житие Стефана Нового. Никифор. in breviario historiae ad ann. 762–767. Theophan. Chronograph, ad ann. Constantin. 13. 424 Кедрин, часть 2, в жизни Льва 4. 425 Кедрин, ad ann. 4 Iren. Феофан, под год. 4 и 5 Ирины. Чет. Мин. 25 февраля. Житие св. Тарасия. 426 Theophan. Chronograph, ann. 7, 8. Чет. Мин. 25 февраля. 427 Чет. Мин. 25 февраля. 428 Там же. 429 Догмат 367 св. отец 7 Вселенского Собора в книге правил. 430 Auctoris incerti chronographica narratio, complectens ea, quae tempore Leonis filio Bardae Armeni contigerunt post chrograph. Theophan. 431 Чет. Мин. 11 ноября. Житие Феодора Студита. 432 Там же, 2 июня. Житие Никифора. 433 Там же, 14 июня. 434 См. кн 1, день св. начертанных. 435 Post. Teophan. Leonis gramatici chronograph. 436 Чет. Мин. 14 июня. Жизнь Мефодия. 437 Там же. 438 Синаксарь в неделю Православия. 439 См. Церковный Устав. Богослужение в понедельник первой седмицы Великого поста. [triod-73] О гонении на св. иконы и восстановлении их см. Комбефизий. Auctores incerti, 2. 440 =============== 441 При вторичном восстановлении Фотия на патриаршем престоле 442 См. день св. начертанных. 443 См. Последование в неделю Православия, 1840 г. 444 Беседа в неделю Православия высокопреосв. Филарета М. Москов. прибавл. к твор. св. Отец, 1857 г. 445 И на русском языке проклясть значит касть откладывать. 446 Беседа 16 на Послание к Римлянам. 447 Духовн. регламент, дела Епископов, с. 45–46. 448 Евангелие второй недели Четыредесятницы. 449 Притча о блудном сыне изъясняется в каноне второй недели св. Четыредесятницы. 450 Синаксарь, во вторую неделю Четыредесятницы. De utriusque eccles. consens. cap. 17,? 2, Allatii. Cantacus. Histor. Lib. 2, cap. 40. Иннокентий. Церковная история. Век 14, ереси и расколы. 451

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

(Ann. Saxo 1844. Р. 721) 21. В лето Г[осподне] 1089-е. (...) [Император Генрих женится на дочери «короля Руси», вдове маркграфа Генриха 1066 .] (Ann. Saxo 1844. Р. 726) 21. В лето Г[осподне] 1097-е. (...) [Крестоносцы достигают «Русского моря» 1067 .] (Ann. Saxo 1844. Р 730) 23. В лето Г[осподне] 1103-е. (...) [Смерть от руки заговорщиков Куно, сына Оттона Нортхаймского 1068 .] У этого графа Куно была жена по имени Кунигунда, дочь маркграфа Оттона из Орламюнде. Поначалу она вышла замуж за короля Руси (Ruzia). По его смерти вернувшись на родину, она вышла за этого Куно. Ее дочь, которая у нее была от короля Руси (Ruzi), взял в жены некто из тюрингенской знати по имени Гюнтер и родил от нее графа Сиццо (Sizo) 1069 . После этого (возвращения Кунигунды на родину. – Сост.) она родила от Куно четырех дочерей, одну из которых взял в жены граф Генрих из Зютфена (Heinricus de Suitfene) 1070 , другую – граф Вильгельм из Люксембурга (Willehelmus de Licelenburch) 1071 , третью, которая звалась Адела (Adela) – граф Дитрих из Катленбурга (Thiedericus de Katelenburch) 1072 . А после его смерти на ней женился граф Хельперих из Плёцкау (Helpricus de Ploceke) 1073 , и она родила ему маркграфа Конрада (Conradus) и графа Бернхарда (Bemhardus) 1074 . Четвертая, названная, как и мать, Кунигундой, вышла за Випрехта-младшего (Wipertus) 1075 ; после его смерти ее взял в жены баварский маркграф Дипольд (Thieppoldus) 1076 . Старший же Випрехт стал третьим мужем их матери (Кунигунды. – Сост.) 1077 . (Ann. Saxo 1844. Р. 737) 24. В лето Г[осподне] 1106-е. (...) Саксонское (Saxonia) герцогство после смерти герцога Магнуса (Magnus) 1078 наследовал Лотарь (Lotharius), или Людер (Liuderus), граф зуплинбургский (Suplingeburch) 1079 , происходящий от родичей святого Бруно (Bruno), который прозывался Бонифацием (Bonifacius) 1080 . [Краткая справка о Бруно-Бонифации, завершающаяся известием о его гибели на пограничье Пруссии, Руси и Литвы 1081 .] (Ann. Saxo 1844. Р. 745) 25. В лето Г[осподне] 1135-е. (...) [На Пятидесятницу, которую император Лотарь 1082 провел в Магдебурге, где принял послов польского князя Болеслава 1083 , венгров, данов 1084 и славян 1085 .Праздник Успения Приснодевы Марии император провел в Мерзебурге, где принял князей Польши и Чехии, а также послов греческого императора, которые просили помощи против Роджера Сицилийского 1086 . В этот день польский князь Болеслав стал вассалом императора 1087 и сопровождал его в церковь в качестве оруженосца.] (...) Надобно знать, что короли и королевства чрезвычайно почитали этого императора Лотаря, так что, как уже сказано, к нему постоянно приходили посольства и присылались дары от народов и королей венгров (Ungarii) и руси (Rutheni) 1088 , данов (Dani) и французов (Franci) и прочих. Ведь при нем империя благоденствовала в мире, царило изобилие, процветали монастыри, правила справедливость, несправедливость утихла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

АУТЕНТИЧНОСТЬ: определенно аутентичен. 8 .     ТЕКСТ: На слова Исаии: «Да возмется нечестивый, да не видит Славы Господни» ( Ис. 26, 10 ). НОМЕР РОСПИСИ: 581. РУССКИЙ ПЕРЕВОД: ТСО 18. Кн. 4. С. 223–233 (V, 33–42). ИСТОЧНИК: Editio Romana Syr. II. P. 344–350. БИБЛИОГРАФИЯ: § 72 (Mmr on what Isaiah said: «Let the sinner be eliminated»). СОВРЕМЕННОЕ ИЗДАНИЕ: Beck 1970a. P. 80–95. РУКОПИСИ: Vatican. syr. 117 (XII saec.), syr. 155 (1515 ann.), British Library Add. 14615 (X-XI saec.), Dublin B 5.19 (1625 ann.). СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРЕВОД: Beck 1970a. S. 108–126. ИССЛЕДОВАНИЯ: – ПРИМЕЧАНИЯ: в поздних списках текст значительно расширен по сравнению с более древними. АУТЕНТИЧНОСТЬ: Бек считал, что в основе данного текста может лежать подлинный материал Ефрема Сирина , однако в своем настоящем виде он должен быть отнесен к неподлинным по причине значительных отличий в стиле (механическое употребление библейских примеров) и развитии темы. 9 .     ТЕКСТ: На слова Иеремии: «Горе нам, яко согрешихом» ( Плач 5, 16 ). НОМЕР РОСПИСИ: 582. РУССКИЙ ПЕРЕВОД: ТСО 18. Кн. 4. С. 233–246 (V, 42–54). ИСТОЧНИК: Editio Romana Syr. II. Р. 350–359. БИБЛИОГРАФИЯ: § 49 (Sermo de admonitione I). СОВРЕМЕННОЕ ИЗДАНИЕ: Beck 1970a. P. 66–80. РУКОПИСИ: Vatican. syr. 117 (XII saec.), syr. 464 (1234 ann.), syr. 566 (1472/3 ann.), British Library Add. 14611 (X saec.), Add. 17172 (830 ann.). СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРЕВОД: Beck 1970a. S. 91–108. ИССЛЕДОВАНИЯ: – ПРИМЕЧАНИЯ: – АУТЕНТИЧНОСТЬ: Бек относит данный текст к неподлинным по причине существенных содержательных и стилистических расхождений с аутентичными сочинениями прп. Ефрема, характеризуемых издателем как преувеличения, вызванные потребностями проповеди ; отличает данный текст также радикальное самообличение, отсутствующее в подлинных сочинениях сирийского отца. 10 .  ТЕКСТ: На слова пророчества Ионы: «Восстани и иди в Ниневию » ( Ион. 3, 2.3 ). НОМЕР РОСПИСИ: 583. РУССКИЙ ПЕРЕВОД: ТСО 18. Кн. 4. С. 247–289 (V, 54–92). ИСТОЧНИК: Editio Romana Syr. II. Р. 359–387. БИБЛИОГРАФИЯ: § 79 (Sermo de Ninive et Jona).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/bi...

62 Во времена св. Епифания это еретическое сочинение также уже было; но св. Епифаний, по-видимому, не видел его. Об этом, равно как о сходстве этого сочинения с древним по содержанию, можно судить из слов св. Епифания: vid. haeres 70, num 10,–Petavii edit, tom. I, pag. 822. 72 Послания их об этом находятся также между творениями св. ibidem tom. 2, Ancorati pag. 2–4. 74 См. ПосланиеЕвсевияеп. Кесарийского об изложенной в Никее Вере, в Церк. Ист. Феодорита кн. 1, гл. 12. 76 Adversushaeres., haeres. 74, num. 14, edit. Petavii 1682 ann.Tom. 1, pag. 904, Сочинение это писано значительно позже Якоря. 77 Edit. Parisiis 1830 ann, Орр. s. Bisilii tom. 3, pars 2, pag. 443 et 444, epistola 204, num. 6. 83 Ejusdem edit pag. 62, Сократ. Церк. Ист. кн. 1, гл. 26, – et pag. 485, Созомен. Церк. Ист. кн. 2, гл. 27. 85 Benedict. edit. 1698 ann. Opp. s. Athanasii tom. 1, p. 1, pag. 289, epist. ad. episcop. Egypti et Libyae num. 18. 86 Сличая вероизложение св. Александра с вероизложением св. Дионисия и символом Ариевым, можно представить себе приблизительно текст александрийского символа в следующем виде «Веруем во единого Бога, Отца Вседержителя (св. Дионисий и Арий). И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков (св. Александр), рожденного прежде всякого создания (св. Дионисий), чрез которого все произошло, как на небесах, так и на земле (Арий), сошедшего и воплотившегося (Арий и св. Александр), и вочеловечившегося (св. Дионисий), распятаго и умершего, воскресшего из мертвых, вознесшегося на небеса, седящего одесную Отца (св. Александр) и опять грядущего судить живых и мертвых (Арий). И во единого Духа Святого. Во едину вселенскую апостольскую Церковь . В отложение греха, в воскресение мертвых (св. Александр), и в жизнь будущего века и в царство небесное» (Арий). 88 Статья «О символе апостольском» в июньской книжке Revue Moderne 1865 ann.– Статья эта переведена в «Трудах Киевской Дух.Академии» за 1865 год. 95 Именно: Edm. Martene, De antiquis ecclesiae Ritibus tom. 1, col. 88 edit. Antverpiae 1736 aim.; Rubeis Dissert, de liturgicis Ritibus p. 247; Muratorii Liturg. Roman, tom 1. pag. 540; Assemanni Codex Liturg. eccles. univers. tom. 1, pag. 11; Merati Observations ad Barth. Cavanti Thesaur. sacr. rituum tom. 1, pag. 42.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010