Если для лукавого, то — прочь! — кровь Христа отдана злодею! Если же для Бога, то как? Не другой ли владел нами? А выкуп всегда дается владельцу. Истинно то, что Он Сам Себя приносит Богу, Чтобы Самому похитить нас у владевшего нами И чтобы взамен падшего принят был Христос… Как мы видим, Григорий не отказывается от традиционной терминологии " " выкупа " " , однако воспринимает ее лишь как " " образ " " , помогающий лучше понять таинство спасительного подвига Богочеловека: Христос назван " " избавлением " " (apolytrosis) как давший себя в " " искупление " " (lytronвыкуп) и в очистительную жертву за вселенную. Григорий также не отказывается говорить об Отце, Который принимает жертву: однако принимает не потому, чтобы имел нужду в такой жертве, а из снисхождения и ради того, чтобы человек освятился человеческой природой воплотившегося Бога. Иными словами, крестная жертва Спасителя была нужна не Богу Отцу, но нам, и была она следствием любви, а не гнева Отца: " так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную " " . В соответствии с евангельским образом Христа, посланного Отцом по любви к людям, Григорий в своей трактовке догмата искупления делает акцент на любви Божией, которая была главной причиной Боговоплощения. Единородный Сын Божий был послан Отцом в мир для того, чтобы уврачевать поврежденную грехом человеческую природу. Грех вошел в жизнь человека после грехопадения: наказанием за грех стала смерть. Но и само это наказание было проявлением любви Божией, и в самой смерти содержалось скрытое благодеяние, так как она преграждала путь к распространению греха. В течение долгих веков Бог вразумлял человечество различными способами, однако грех продолжал распространяться. Тогда понадобилось более сильное " " лекарство " " , которым и стало Воплощение Бога Слова: О новое смешение (o tes kaines mixeos)! О странное растворение (o tes paradoxou kraseos)! Существующий получает бытие и Несозданный создается, и Невместимый вмещается через посредство умной души, посредничествующей между Божеством и грубостью плоти! Обогащающий нищает — нищает до моей плоти, чтобы я обогатился Его Божеством. И Полный истощается — ибо лишается ненадолго Своей славы, чтобы я причастился полноты Его. Что за богатство благости? Что это за таинство по отношению ко мне? Я был причастен образу, но не сохранил его; Он причащается моей плоти, чтобы и образ спасти и плоть сделать бессмертной. Он вступает с нами во второе общение, которое гораздо необычайнее (paradoxoteran) первого, поскольку тогда даровал нам лучшее, а теперь принимает от нас худшее!..

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Таким образом, когда умирает Иисус, на самом деле умирает сама смерть. Когда свет проникает во тьму гроба, тьма рассеивается. Когда праведность соприкасается с пороком и несправедливостью, несправедливость побеждается. Когда что-то невинное и чистое проникает во что-то скверное и нечистое, нечистое терпит поражение. Нечистое побеждено. И Бог мог сделать это единственным способом: посылая Своего Сына как раба на крестную смерть, чтобы Он мог стать «за нас проклятием», «за нас грехом» – это слова Апостола Павла – униженным рабом за нас, чтобы произошло то, что Святые Отцы называют божественным обменом. Он, сильный, становится слабым, и через слабость Его сила побеждает. Он, обладающий всем, всеми богатствами, становится нищим, и через Его нищету мы обогащаемся небесными сокровищами. Он закрыт в темном гробе для того, чтобы пришел Свет Божий и разрушил темноту. И наконец, когда Он умирает, Он в конце концов побеждает саму смерть. Поэтому главное пасхальное песнопение в Православной Церкви – «Христос Воскресе из мертвых, Смертию смерть поправ И сущим во гробех Живот даровав». А как же мессианская проповедь ? Жертва? Спасение? Он мог стать мессианским Пророком, Он мог стать мессианским царем, почему же Ему пришлось принести Себя в жертву на кресте? Почему Ему пришлось стать Агнцем Божиим, Агнцем, Который, как говорится в Апокалипсисе, заклан от создания мира? Почему Он говорит Своим ученикам: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Искупление многих, lytron hyper polln. На древнееврейском это означает «для всех». То есть для многих, для каждого, для всех. Почему Апостол Иоанн в своем послании дважды называет Его ilasmos, что переводится в Библии короля Якова как «искупительная жертва за грех», а в исправленном издании Библии как «умилостивление за грехи» ? Почему в песни Исаии о славе Яхве (ebod Yahweh) Его называют рабом Господним, Который как Агнец заклан, принесен в жертву, Который претерпел презрение, ненависть, скорбь, смерть , понеся бремя наших грехов? Почему все это сработало? Или вспоминая то, о чем мы говорили вначале, почему Его смерть – исполнение закона? Почему Его смерть удовлетворяет Божественное правосудие? Почему Его смерть освобождает людей от гнева Божьего, который мы справедливо заслужили за грех и нарушение закона? Другими словами, почему это сработало?

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/pon...

Возражение 4 . Далее, выкуп полагается всем членам Церкви, поскольку Церковь – это жена. Иисус является членом Церкви, ибо написано «И вы – тело Христово, а порознь – члены», т.е. Христа ( 1Кор. 12,27 ), согласно толкованию. Следовательно, Иисусу полагается выкуп. Возражение 5 . Далее, Иисус имеет совершенное зрение, пользование благами и радость. Это все дары. Следовательно, и.т.д. Этому противоречит, различие лиц необходимо между женихом и невестой. В Иисусе Христе нет ничего отличного от Сына Божия, Который есть Жених, как утверждается в Евангелии от Иоанна «Имеющий невесту есть жених» ( Ин. 3,29 ). Следовательно, поскольку выкуп предназначается невесте или для невесты, представляется неподобающим, чтобы Иисус получал выкуп. Далее, один и тот же человек не может одновременно, и давать, и получать выкуп. Имеено Иисус Христос дает духовные дары. Следовательно, не подобает Иисусу получать выкуп. Отвечаю: Существует два мнения по этому вопросу. Некоторые говорят, что в Иисусе Христе тройственный союз. Первый союз – это союз гармонии, которым Он соединен с Богом узами любви; второй союз – это союз снисходительности, которым его человеческая природа соединяется с Божественной природой; третим союзом Господь соединяется с Церковью . Они говорят, что оносительно первых двух союзов, Иисусу подобает получить выкуп как таковой, но в отношении третьего союза, Ему подобает иметь дары в наивысшей степени, рассматриваемые в отношении того, из чего они состоят, а не рассматриваемые как дары; потому что в этом союзе Он Жених, а Церковь невеста, и выкуп дается невесте для владения и контроля, хотя он дается жениху для пользования. Но это представляется нам неправильным. Поскольку в союзе Иисуса с Отцом в гармонии любви, даже если мы будем рассматривать Его в качестве Бога, не сказано, что будет брак, поскольку он не подразумевает подчиненности, такой, какая требуется невесте по отношению к жениху. И также в союзе человеческой природы с Божественной, если мы рассматриваем Личный союз или то, что относится к следованию воли, не может быть выкупа по трем причинам. Во-первых, потому что в браке, где дается выкуп, должно быть сходство природы между женихом и невестой, а этого не хватает в союзе человеческой и Божественной природы. Во-вторых, потому что требуется различие лиц, и сама человеческая природа не отличается от Слова; в-третьих, потому что выкуп дается, когда невеста впервые приводится в дом жениха и, таким образом, представляется, что он принадлежит и невесте, которая не была соединена, но вступила в союз. В то время как человеческая природа, которая была принята в союз Личности Словом, никогда не была ничем иным, как идеально объединенной. Так, по мнению других мы должны думать, что понятие о выкупе либо не соответствует Христу, либо не так прекрасно в отношении святых; то, что мы называем дарами, подобает Ему в наивысшей степени.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец… Как Отец знает Меня, [так] и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец… Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» ( Ин. 10, 11–18 ). Как понимать слова «искупление», «выкуп»? «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во [время] долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да [явится] Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» ( Рим. 3, 21–26 ). Человек участвует в смерти Господней через Крещение, в Завете с Господом в Причастии, – тем самым спасается. В Крещении мы спасаемся. Если Крещение не воспринимается как Таинство, значит, перед нами не спасенные люди. Писание не говорит, что нужно просто поверить, нужно еще и спастись. Что значит выкуп? Слово «выкуп» означает плату за пленника, выкуп Богу за первенцев: «Все, разверзающее ложесна у всякой плоти, которую приносят Господу, из людей и из скота, да будет твоим; только первенец из людей должен быть выкуплен, и первородное из скота нечистого должно быть выкуплено» ( Числ. 18, 15 ). В Ветхом Завете описан также выкуп военнопленных и рабов ( Лев. 19, 20–22; 25, 50–55 ). Выкуп для того, чтобы освободиться от смерти ( Исх. 21, 29–31 ). Тот, кто платит, называется Искупителем – тот, кто совершает чин кровной мести, и тот, кто выкупает пленника из плена. Ценой собственной крови: «Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» ( 1Петр. 1, 18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Всем жительством Своим Он научает естество бороться с лукавым, если тот по даровании [нам] свободы вновь нападет. Он исцеляет мыслящую часть [души] ясным познанием Сущего Бога и Владыки; ибо Он говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17:3 ) и «Сие есть дело Божие, да веруете в Того, Кого послал Он» ( Ин. 6:29 ). Ведь именно эту часть нужно было исправить первой, поскольку она первой растлилась; свидетель тому – апостол, который говорит: «Как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» ( Рим. 1:28 ). Затем очищает и страстную часть души дарованием спасительных заповедей, и, наконец, врачует и самые тела страждущих вышеественными чудотворениями. Избавляет Он [род человеческий] и от владычества тирана. Ему он уплачивает выкуп Своей Кровью, и ее же приносит в Жертву Отцу, ибо Его, разгневанного, как было сказано, нужно было примирить, а тирана, никогда еще не видевшего достойного выкупа, насытить. Итак, [Спаситель] становится и тем, и другим. И по Божественному правосудию, как человеческая, драгоценная Кровь хотя и дается содержащему в плену [наше] естество тирану, но никоим образом не удается ему, беглому рабу и отступнику, забрать ее, поскольку она есть Кровь Божия. Поэтому-то она и приносится в Жертву Отцу. Если вспомнить приведенный нами пример: положим, некто из близких взял меру золота, желая выкупить пленника за деньги, и уже отослал ее тирану, а тот устремился, чтобы забрать выкуп, и уже почти в руках держал золото. Как вдруг царь, устремившись на выручку своему домочадцу и слуге, спас его от плена, а власть тирана разрушил. Пусть же царю останется и заготовленный выкуп – это будет указанием на его мужество. Так да будет [Кровь Христова] принесена Отцу, словно некий дар разгневанному на пленника за то, что тот всецело сам себя вверг в западню разбойника. Вот каково было дело Домостроительства Спасителя нашего Иисуса Христа, за вычетом того только, что здесь не один предложил выкуп, а иной был Царь, одолевший тирана, но один и тот же Бог Слово. Он как человек воспринял человеческое естество и заплатил выкуп за весь [наш] род, излив драгоценную Кровь и претерпев вольную смерть – единственная истинно равноценная плата за все естество (λης φσεως); как Бог же и Царь – губит разбойника, напавшего [и взявшего нас] в плен, так что тот, вкусив Его плоти, оказывается вынужден извергнуть и тех, кого поглотил прежде; досточтимую же Кровь приносит в жертву Отцу для примирения [нашего] естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Так в богословском опыте Церкви раскрывалась тайна богочеловеческой личности Христа – Нового Адама и Спасителя мира. Искупление В Новом Завете Христос назван «искуплением» за грехи людей ( Мф.20:28, 1  Кор.1:30). «Искупление» – славянский перевод греческого слова, означающего «выкуп», то есть сумму денег, уплата которой дает рабу освобождение, а приговоренному к смерти – жизнь. Человек через грехопадение подпал в рабство греху ( Ин.8:24 и др.), и требуется искупление, чтобы освободить его от этого рабства. Древне-церковные писатели ставили вопрос: кому Христос заплатил этот выкуп за людей? Некоторые полагали, что выкуп заплачен диаволу, у которого в рабстве находился человек. Так, например, Ориген (III в.) утверждал, что Сын Божий предал Свой дух в руки Отца, а душу отдал диаволу в качестве выкупа за людей. За такое понимание искупления упрекал Оригена святитель Григорий Богослов: «Если великая и преславная кровь Бога, архиерея и жертвы дана как цена искупления лукавому, то как это оскорбительно! Разбойник получает не только цену выкупа от Бога, но и Самого Бога!» Святитель Григорий Нисский трактует искупление как «обман» и «сделку с диаволом»: Христос, чтобы выкупить людей, предлагает ему Свою собственную плоть, «спрятав» под ней Божество; диавол бросается на нее как на приманку, но глотает вместе с приманкой «крючок», то есть Божество, и погибает. Некоторые другие Отцы Церкви тоже говорят о том, что диавол «обманулся», но не идут так далеко, чтобы утверждать, что Бог его обманул. Так, в Огласительном слове святого Иоанна Златоуста (оно читается на Пасхальной утрени), говорится, что ад был «осмеян» Воскресением Христа и «попался» на том, что не заметил под видимым человеком невидимого Бога: «Ад огорчился, встретив Тебя долу: огорчился, потому что упразднился, огорчился, потому что был осмеян… Принял тело – и коснулся Бога, принял землю – и встретил небо, принял, что видел – и попался в том, чего не видел». По другой трактовке, выкуп был заплачен не диаволу, так как он не имеет власти над человеком, а Богу Отцу. Западный богослов Ансельм Кентерберийский в XI веке писал, что грехопадением человека была прогневана Божественная Правда, которая требовала удовлетворения (лат.  satisfactio),  но, так как никаких человеческих жертв не было достаточно, чтобы ее удовлетворить, Сын Божий Сам приносит ей выкуп. Смерть Христа удовлетворила Божий гнев, и человеку возвращена благодать, для усвоения которой ему нужно иметь некоторые заслуги – веру и добрые дела. Но так как опять же у человека нет этих заслуг, то он может черпать их у Христа, обладающего сверхдолжными заслугами, а также и у святых, которые совершили в своей жизни больше добрых дел, чем это было необходимо для их личного спасения, а потому имеют как бы излишек, которым могут делиться. Эта теория, родившаяся в недрах латинского схоластического богословия, носит юридический характер и отражает средневековые представления об оскорблении чести, требующем сатисфакции.

http://azbyka.ru/katehizacija/vo-chto-ve...

Альвиан Тхелидзе 26 февраля 2012г. 21:31 Батюшка, я думаю, нужно различать культовое Жертвоприношение и слово " жертва " в широком смысле этого слова. Я не первый, кто использует слова " жертва " и " выкуп " как синонимы. Мысли, схожие с Вами обсуждались в группе " Богословие " (В Контакте) еще задолго до публикации статьи. http://vk.com/bogoslovie протоиерей Григорий Антипенко 28 февраля 2012г. 14:41 Святые отцы по отношению к лукавому говорят: Христос " отдал Себя как выкуп за нас " , " заплатил за людей весь долг " . Вы пишете: " Жертва приносится дьяволу " . Это утверждение некорректно. Не нужно заменять слова святых отцов, оставьте слова " долг, " выкуп " - и проблема будет снята. Очевидно, Вы искренне убеждены в том, что понятия " долг " и " жертва " являются синонимами. Но это не так. Отдать долг - это необходимость. Что и нужно было совершить Христу, как единосущному с нами по человечеству (хотя Он, как безгрешный, был свободен от этой необходимости, но добровольно подпал под неё, взяв на Себя все последствия грехопадения, в т.ч. смерть).  Принести же Жертву - не необходимость, но проявление личностного бытия Сына - кенотического по существу. Кенозис Сына являет славу Отца, он есть слава Отца. Уплата долга Сыном - это, образно говоря, " слёзы " , или " горе " Отца.  Посему, оставим цитаты св. отцов неприкосновенными. Тогда на поставленный вопрос - Кому принесена Крестная Жертва Христа? будет единственный ответ: Святой Троице. На вопрос же - Что получил дьявол от Христа? ответим: выкуп, долг. Альвиан Тхелидзе 29 февраля 2012г. 17:10 Батюшка, я думаю, это проблемы не снимет. Вот, попробуем говорить о выкупе. Кому принесен " выкуп " ? Весьма уважаемый заслуженный профессор МДА ничтоже усумняся говорит студентам на лекции, что св. Григоий Нисский заблуждался, когда учил о выкупе дьяволу. Алексей 24 февраля 2012г. 22:17 Михаил пишет: ///Юридическая теория Искупления и ее критика достаточно полно раскрыта у отцов.//// это кто Вам такое сказал? св.Отцы придерживались, как раз таки, " юридической теории " Искупления :) т.е. понимали догмат Искупления, просто, по Православному)

http://bogoslov.ru/article/2450170

Так в богословском опыте Церкви раскрывалась тайна богочеловеческой личности Христа – Нового Адама и Спасителя мира. Искупление В Новом Завете Христос назван «искуплением» за грехи людей ( Мф. 20:28 , 1Кор. 1:30 ). «Искупление» – славянский перевод греческого слова lytrosis, означающего «выкуп», то есть сумму денег, уплата которой дает рабу освобождение, а приговоренному к смерти – жизнь. Человек через грехопадение подпал в рабство греху ( Ин.8:34 и др.), и требуется искупление, чтобы освободить его от этого рабства. Древне-церковные писатели ставили вопрос: кому Христос заплатил этот выкуп за людей? Некоторые полагали, что выкуп заплачен диаволу, у которого в рабстве находился человек. Так, например, Ориген утверждал, что Сын Божий предал Свой дух в руки Отца, а душу отдал диаволу в качестве выкупа за людей: «Кому Искупитель дал душу Свою в выкуп за многих? Не Богу, а... диаволу... Как выкуп дана за нас душа Сына Божия, а не дух Его, ибо Он уже прежде предал его Отцу со словами: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой», также и не тело, потому что об этом мы ничего не находим в Писании». 123 За такое понимание искупления упрекал Оригена святитель Григорий Богослов : «Если великая и преславная кровь Бога, архиерея и жертвы дана как цена искупления лукавому, то как это оскорбительно! Разбойник получает не только цену выкупа от Бога, но и самого Бога!» 124 Святитель Григорий Нисский трактует искупление как «обман» и «сделку с диаволом»: Христос, чтобы выкупить людей, предлагает ему Свою собственную плоть, «спрятав» под ней Божество; диавол бросается на нее как на приманку, но глотает вместе с приманкой «крючок», то есть Божество, и погибает. 125 На вопрос о том, не является ли «обман» безнравственностью, несвойственной Божеству, святой Григорий отвечает, что так как диавол сам обманщик, то вполне справедливо было со стороны Бога тоже обмануть Его: «(Диавол) употребил обман к растлению естества, а справедливый, благой и премудрый (Бог) измышлением обмана воспользовался к спасению растленного, благодетельствуя не только погибшему (человеку), но и самому причинившему нашу погибель (диаволу)... Поэтому и самому противнику, если бы восчувствовал он благодеяние, не показалось бы совершенное несправедливым». 126

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Так в богословском опыте Церкви раскрывалась тайна богочеловеческой личности Христа — Нового Адама и Спасителя мира. Искупление В Новом Завете Христос назван «искуплением» за грехи людей (Мф. 20:28, 1 Кор. 1:30). «Искупление» — славянский перевод греческого слова lytrosis, означающего «выкуп», то есть сумму денег, уплата которой дает рабу освобождение, а приговоренному к смерти — жизнь. Человек через грехопадение подпал в рабство греху (Ин. 8:24 и др.), и требуется искупление, чтобы освободить его от этого рабства. Древне-церковные писатели ставили вопрос: кому Христос заплатил этот выкуп за людей? Некоторые полагали, что выкуп заплачен диаволу, у которого в рабстве находился человек. Так, например, Ориген утверждал, что Сын Божий предал Свой дух в руки Отца, а душу отдал диаволу в качестве выкупа за людей: «Кому Искупитель дал душу Свою в выкуп за многих? Не Богу, а… диаволу… Как выкуп дана за нас душа Сына Божия, а не дух Его, ибо Он уже прежде предал его Отцу со словами: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой», также и не тело, потому что об этом мы ничего не находим в Писании» [ 156 ]. За такое понимание искупления упрекал Оригена святитель Григорий Богослов: «Если великая и преславная кровь Бога, архиерея и жертвы дана как цена искупления лукавому, то как это оскорбительно! Разбойник получает не только цену выкупа от Бога, но и самого Бога!». [ 157 ] Святитель Григорий Нисский трактует искупление как «обман» и «сделку с диаволом»: Христос, чтобы выкупить людей, предлагает ему Свою собственную плоть, «спрятав» под ней Божество; диавол бросается на нее как на приманку, но глотает вместе с приманкой «крючок», то есть Божество, и погибает [ 158 ]. На вопрос о том, не является ли «обман» безнравственностью, несвойственной Божеству, святой Григорий отвечает, что так как диавол сам обманщик, то вполне справедливо было со стороны Бога тоже обмануть Его: " (Диавол) употребил обман к растлению естества, а справедливый, благой и премудрый (Бог) измышлением обмана воспользовался к спасению растленного, благодетельствуя не только погибшему (человеку), но и самому причинившему нашу погибель (диаволу)… Поэтому и самому противнику, если бы восчувствовал он благодеяние, не показалось бы совершенное несправедливым» [ 159 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Veniens autem Christus redemit nos, cum serviremus illi domino, cui nosmet ipsos peccando vendidimus. Et ita videtur tanquam suos quidem recepisse, quos creaverat, tanquam alienos autem aequisivisse, quia alienum sibi dominum sive errando, sive peccando quaesiverant 165 . От этой власти диавола человек мог быть освобожден, из этого плена он мог быть выкуплен только человеколюбием Божиим. Какой же следовало дать выкуп диаволу за людей? Такой, какого он сам пожелает. „Pretium poposcit quod voluit. ut de potestate dimitteret, quos tenebat“ 166 . Как выкупа диавол требовал крови Христовой или точнее души Его, и Бог из любви к людям не отрекся дать такой выкуп, или, как иначе еще говорит Ориген : Иисус или, точнее, Логос в Нем, предал кровь, душу Иисуса диаволу, и сей последний, с одной стороны, боясь, что Иисус Своим учением и чудесами совершенно лишит его власти над миром, а, с другой стороны, – понимая, что душа Иисуса превосходнее всех душ, содержавшихся у него в плену, и посему есть для него богатая добыча, желал привести Его в свое царство и для сего руками иудеев предал Его смерти; но здесь-то диавол и обманулся: он не знал, что по тайному совету Божественной мудрости смерть Христова победит его самого и разрушит его царство; что он не будет в силах удержать в своем царстве Христа как сильнейшего. И вот, когда Иисус умер на кресте, то чрез это сама Жизнь вступила в царство смерти, и в этом царстве диавол не мог удержать душу Иисуса, проникнутую светом и жизнью Логоса; он не только должен был отпустить к свету и жизни Самого Иисуса, но и сам оказался побежденным Им; сила его и его демонов была разрушена, и посему все, которые желали последовать за Христом, вышли из ада на свободу 167 . Что душа Иисуса дана в выкуп именно диаволу, это Ориген утверждает самыми точными словами: В объяснении Мф. 20, 28 : „Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих“, – Ориген спрашивает: „Кому Искупитель дал душу Свою в выкуп за многих? – И отвечает: „не Богу, почему же, следовательно, не диаволу? Ибо сей господствовал над нами, пока не дана была ему в выкуп требованная им душа Иисуса, так как он думал, что может иметь ее в своей власти, и не видел, что он не может вынести мучения, которое причиняло стремление удержать ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010