Содержание Слово в неделю православия Речь благочестивейшему Государю Императору Александру Никола... Слово в день усекновения главы святого Пророка, Предтечи и К... Речь в день Богоявления Господня, сказанная в Предтеченской ... Слово в неделю Ваий, сказанное в Предтеченской церкви архиер... Речь в Великий пяток, сказанная в Киево-Софийском соборе в 1... Речь на Преполовение Пятидесятницы, сказанная в Предтеченско... Речь на Вознесение Господне, сказанная в женском тамбовском ... Слово в день Пресвятыя Троицы, сказанное в кафедральном собо... Слово в день Воздвижения Честного и Животворящого Креста, пр... Речь в день Благовещения Пресвятыя Богородицы, сказанная в П... Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы, произнесенное в С... Слово в день Казанския Божия Матери, сказанное в Предтеченск... Слово в день архистратига Михаила и прочих безплотных сил, с... Слово в день св. пророка Илии, произнесенное в Вознесенском,... Слово на Новый год, сказанное в кафедральном соборе 1-го янв... Речь на Новый год, сказанная в Харьковском кафедральном собо... Слово в неделю о мытаре и фарисее, сказанное в Предтеченской... Слово в неделю Православия, сказанное в Казанском С.-Петербу... Слово в неделю вторую Великого поста, сказанное в Предтеченс... Слово в неделю третью Великого поста, сказанное в Предтеченс... Слово в неделю четвертую Великого поста, сказанное в Предтеч... Слово в неделю пятую Великого поста, сказанное в Предтеченск... Слово в неделю Антипасхи или Фомину, сказанное в Предтеченск... Слово в неделю св. жен мироносиц, сказанное в тамбовском жен... Слова и речи произнесенныя в 1841—1868 г. Слово в неделю о самарянине, сказанное в Предтеченской церкв... Речь в неделю о слепом, сказанная в Предтеченской церкви арх... Слова и речи произнесенныя в 1841—1868 г. Слово в неделю ХХ-ю по Пятидесятнице, сказанное в Предтеченс... Слово в неделю XXII-ю по Пятидесятнице, сказанное в Предтече... Речь в неделю св. отец пред Рождеством Христовым, сказанная ... Речь по прочтении Высочайшого манифеста о Всемилостивейшем д... Информация о первоисточнике

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3598...

святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский Содержание Слово в день Рождества Христова Слово в день Сретения Господня Слово в неделю Фомы Слово в день Вознесения Господня Слово первое в день сошествия Святого Духа... Слово второе в день сошествия Святаго Духа... Слово в день святого благоверного князя Александра Невского... Слово в день введения во храм Пресвятой Богородицы... СЛОВА В ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ПРЕСТОЛ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ПАВ... Слово в день тезоименитства императора Александра Павловича... Слово в день рождения императрицы Марии Феодоровны... Слово в день тезоименитства великого князя Константина Павло... Слово по избрании судьей от Санкт-Петербургского дворянства... Слово на случай приведения к присяге избранных судей... Слово по случаю введения инвалидов в дом, устроенный князем ... Слово при отпевании тела графини Н. В. Салтыковой, урожденно... Речь, произнесенная Преосвященным Иннокентием, по пострижени... Речь, обращенная к Преосвященным, при посвящении во иеродиак... Речь к Преосвященным, произнесенная в день наречения во епис... Информация о первоисточнике Слово в день Рождества Христова Путь к вертепу Предвечного Младенца открыт всем     «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лк.2:10.)    Тайна, леты вечными умолчанная, наконец открывается во граде Давидове. В последние времена посылает Бог Единородного Сына Своего, родившегося от Жены. «Я возвещаю вам радость!» Ночь ужасная, в коей рыкают львы, ищущие добычи для насыщения своей алчности, прошла, держава смерти рушится. Смертные! Как нам не радоваться? «Я возвещаю вам радость великую, которая будет всем людем». Слушатель! Ангел, обрадовавший пастырей, и нас, столь поздних потомков, обрадовал: «которая будет всем людям» сказал он. Кто бы то ни был: благородный или низкий, славный или бесчестный, богатый или нищий, благочестивый или нечестивый, старик или младенец, юноша или дева, муж или жена — всем благовествуется радость в день сей. «Ибо ныне родился вам Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3229...

УЧЕБНИК ЖИЗНИ Священник Артемий Владимиров [ < < назад вперед > > к оглавлению ] X. НАШ ЯЗЫК И НАШЕ СЛОВО      Личность каждого из нас своеобразна и, более того, неповторима. Казалось бы, все имеют душу и тело, сыщется немало схожих друг с другом людей, но все-таки... Внешность, осанка, манера одеваться всегда индивидуальны, а особенно - наш язык, речь, слово.      Скажи мне несколько слов, и я многое расскажу тебе о твоей душе. Действительно, наше слово волей-неволей обнаруживает то, что сокрыто глубоко в сердце, или, как сказано в Евангелии, " от избытка сердца говорят уста " . В чем же здесь загадка?      Давайте попытаемся исследовать, где рождается в человеке слово. Принято считать таким родоначальником ум, хотя Библия свидетельствует о тесной связи ума с сердцем и не сводит первый лишь к деятельности рассудка. Порожденная умом мысль соприсутствует ему; всякому ведомо, что мысли живут в нас, рождаясь и сменяя одна другую, побуждают ум к внутренней деятельности. Но вот мысль становится словом. Мысль воплощенная, облачившаяся в звуковые или буквенные одежды, есть слово. Слово, исходя из нас и входя в сердце слушающего или читающего, продолжает жить в нас. Сказав или написав, мы ничего не теряем, в то время как воспринимающий наше слово, очевидно, приобретает. При этом слово исполнено некоей духовной силы, источник которой - наше сердце. Эту силу всякий внимающий слову ощущает и осознает. Говорят, что дар слова особенно уподобляет человека своему Создателю Богу. Тайна Божественной Троицы находит свое отражение в человеческой душе. Безначальный Отец (Ум) от вечности порождает Сына (Мысль), который стал человеком, воплотился и именуется в Библии Словом. Третье же Лицо Троицы - Дух Святой. Он исходит от Отца и почивает на Сыне. Наподобие этого и наш ум, конечно, ограниченный и слабый, рождает мысль, которая по воплощении именуется словом. Каждому слову соответствует духовная сила, что исходит от ума, тесно связанного, по Библии, с этим сердцем.      Кратко сказать, слово обнаруживает тайны ума и сердца. Слово раскрывает образ мыслей человека. Слово свидетельствует о том, какая сила, добрая или злая, живет в человеческой душе.

http://zavet.ru/book/07deti/001/010.htm

Русская литература возникла еще в X веке. Официальное принятие христианства Русским государством в 988 году потребовало не только множества переводных церковно-богослужебных и церковно-просветительских книг, но и составления собственных, русских сочинений, посвященных нуждам местной, русской церкви. Одним из первых таких сочинений была составленная, очевидно, на основании переводных произведений, " Речь философа " , включенная затем в состав древнейшей русской летописи. " Речь философа " это изложение всемирной истории с христианской точки зрения. Оно было сделано в форме речи, обращенной к князю Владимиру Святославичу с целью убедить его принять христианство. Летописцы утверждают, что именно под влиянием этой речи Владимир и принял христианскую веру. Это должно было придать ей особую авторитетность в глазах всех русских подданных Владимира. " Речь философа " произведение литературно умелое. Мировая история изложена сжато и точно. Говорится только о самом главном из Ветхого и Нового заветов двух основных христианских исторических книг, из которых первая рассказывала всемирную историю от " сотворения мира " до рождения Христа, а вторая земную жизнь Христа. Изложение всемирной истории в " Речи философа " и сейчас поражает своей " педагогичностью " , однако " Речь " не осмысляла значение принятия христианства русским народом. В этом отношении исключительное значение имеет " Слово о законе и благодати " митрополита Илариона. Это произведение по теме своей обращено к будущему Руси, а по совершенству формы и, в самом деле, как бы предвосхищает это будущее. Тема " Слова " тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа, теория вселенской империи, или вселенской церкви. Иларион указывает, что Евангелием и крещением Бог " все народы спас " , прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на " богоизбранничество " только одного народа. Идеи эти изложены в " Слове " с пластической ясностью и исключительной конструктивной целостностью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1942...

Сортировать по Исключить новости Церковь Христова в посланиях святого апостола Павла Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 16 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 Слово церковь, как известно, не совсем адекватно, хотя и привычно, передает греческое ™kklhs…a. Родственное немецкому Kirche и английскому church, оно происходит из греческого ( o„k…a) kuriak», (дом) Господень. Так в наших языках и закрепилось: слово церковь может обозначать то или иное общество христиан и в то же время строение, в котором это общество собирается для совместного богослужения. В обыденной речи эта двусмысленность, разумеется, разрешается контекстом словоупотребления. В греческом же языке античных времен слово ™kklhs…a означало только ‘община, общество, общественное объединение, собрание’. В Священном Писании Нового Завета это слово употребляется исключительно как термин для обозначения собственно общества верующих в Иисуса Христа, эсхатологического народа Божия. Но и в этом случае слово церковь может обозначать две взаимосвязанные, но различные реальности. Лучше всего это иллюстрируется посланиями апостола Павла. Слово ™kklhs…a может обозначать конкретную общину. Например, когда это слово стоит во множественном числе: все церкви (Рим 16:4), церкви Галатийские (см. 1 Кор 16:1), церкви Асийские (1 Кор 16:19). Однако основание самой мысли о церкви — не в той или иной местной общине. Первоначально ™kklhs…a — вся Церковь, которая конкретизируется, является в отдельной общине. Такое понимание Церкви мы видим, например, в приветственном адресе самого “экклезиологического” послания Апостола: Павел церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте… (1 Кор 1:1–2). Или, когда Апостол пишет, что прежде он жестоко гнал Церковь Божию (Гал 1:13). Очевидно, что в этих и подобных случаях речь идет об универсальной, а не о конкретной церкви. В том, что слово церковь обозначает то отдельную церковь, то всю Вселенскую Церковь, отражается своеобразный двойственный характер эсхатологического народа Божия. С одной стороны, Церковь не является феноменом этого греховного мира: она принадлежит иному, новому веку. И как таковая Церковь невидима. С другой стороны, эта эсхатологическая невидимая Церковь видимым образом воплощается в отдельных церквах-общинах этого мира. Таким образом, Церковь— двойственная реальность: видимая как мирской факт, но невидимая — хотя и видимая для очей веры— как реальность будущего века.

http://pravmir.ru/tserkov-hristova-v-pos...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Его речь была выслушана без замечаний или комментариев» Вчера в ходе судебного заседания Николаю Каклюгину было предоставлено слово впервые за его годичное пребывание в СИЗО 04.10.2019 1368 Время на чтение 4 минуты Вчера в Пролетарском районном суде Ростова под председательством федерального судьи А.Е.Попова состоялось заседание, посвященное судебному расследованию материалов, представленным следователем И.С.Швецовой, утвержденных заместителем районного прокурора С.С.Чабровым по обвинению Николая Каклюгина в покушении на сбыт наркотиков в крупном размере, сообщил «Русской народной линии» отец Николая - Владимир Каклюгин. Первая часть заседания была посвящена зачитыванию адвокатами Николая номеров страниц уголовного дела, на которые будет опираться защита при проведении последующих судебных прений между представителем обвинения, прокурором Пролетарской районной прокуратуры г.Ростова-на-Дону, и адвокатами Николая. Также в первой части заседания участники судебного процесса ознакомились с записью камер видеонаблюдения, установленных в кафе «Ялла» от 19 октября 2018 года, где происходила встреча Н.Каклюгина с Т.Кузьминой, пригласившей Николая в это место. После встречи в этом кафе и произошло задержание Николая с одновременным подбросом ему наркотиков. Зафиксированное камерами событие будет позже комментироваться в ходе прений между сторонами защиты и обвинения. «Но понятно, что утверждение Т.Кузьминой о том, что Николай явился на встречу " шаткой походкой " , является явно несостоятельным, так как предъявленное видео свидетельствует об обратном. Видео имеет ещё немало деталей, которые раскрывать ранее обсуждения этого видео в прениях не следует по известным причинам», - отмечает Владимир Каклюгин. Затем слово было предоставлено Николаю Каклюгину впервые за его годичное пребывание в СИЗО его родного города, Новочеркасска. Его речь продолжалась не менее часа. В ходе выступления Николай привел ряд фактов, свидетельствующих о фальсификации материалов дела, лживости свидетелей обвинения. Значительную часть своего выступления он посвятил роли в его деле коррумпированных представителей силовых структур, включая сотрудников Федеральной службы безопасности и прокуратуры.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/10/04/eg...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «И мы сохраним тебя, русская речь...» 18.02.2019 2785 Время на чтение 7 минут Будущего у России не может быть без русской словесности, расцветшей на почве церковнославянского языка. Словом, искони передавалась традиция самобытной культуры народа, опыт исторических побед и поражений. Слово есть выразитель всей народной жизни и души народа с её скорбью и радостью, песней и плачем. «И мы сохраним тебя, русская речь,//Великое русское слово», - звучали слова А. Ахматовой в роковую годину, когда враг, захвативший почти всю Европу, стоял на подступах к Москве. Дорого нам досталось сохранение на протяжении столетий великого русского языка, как дорого оно достается сейчас жителям Донбасса - колхозникам и шахтерам, взявшим в руки оружие после того, как на Украине ввели закон о русском языке... «Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык», - писал Василий Шукшин - наша гордость, наша совесть. Сегодня идет борьба с русским языком, ибо именно он - незримый охранитель народа. Иначе как назвать то, что до минимума сокращено преподавание литературы в школе - единственного предмета, который формирует мировоззрение человека, воспитывает духовность и нравственность; то, что в теле- и радиоэфире нет места традиционной русской культуре, как и культурам многонациональной России со всей палитрой их сказок, песен, былин... Сохраним ли мы в чистоте великий русский язык в нынешнее время рафинированного патриотизма и невиданной подмены традиционной культуры? Станислав КУНЯЕВ, поэт, публицист, главный редактор журнала «Наш современник»: - Александр Пушкин уравнял две сакральные сущности - «язык» и «народ». Слух обо мне пройдёт по всей Руси Великой, И назовёт меня всяк сущий в ней язык - И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык. Николай Гумилёв впадал в отчаянье при мысли о том, что в начале XX в. священная энергия языка выветрилась и оскудела, что навсегда канули в Лету времена, когда «словом останавливали солнце, словом разрушали города», что в мире «дурно пахнут мёртвые слова».

http://ruskline.ru/opp/2019/fevral/18/i_...

Проповедь, произносимая священником в храме, проповедь в епархиальной или даже светской газете, в Интернете — сегодня столько способов свидетельствовать о Христе и Церкви, что иногда кажется: еще немного, и что-то сломается — люди пресытятся, перестанут верить словам, даже таким, которые несут в себе священный смысл. А те, кто эти слова произносит или пишет? Не растеряют ли они от постоянного говорения накопленное сокровище живой веры, не превратят ли искусство проповеди в ремесло, которое будет просто заполнять паузы во время богослужения или пробелы в печатных и интернет-изданиях? Не лучше ли в таком случае как-то ограничивать благовествование, чтобы не обесценить его? О крайностях, перегибах и неожиданных опасностях проповеднического труда мы говорим с постоянным автором нашего журнала, одним из самых активных православных проповедников, настоятелем храма во имя преподобного Агапита Печерского в Киеве протоиереем Андреем Ткачевым . — Отец Андрей, Вы неоднократно говорили о необходимости проповеди. Но не кажется ли Вам, что большинство современных людей уже не могут воспринимать звучащее слово — мешает все более развивающееся в обществе клиповое сознание? — И да и нет. Слово тяжело воспринимать, если оно обесценено, девальвировано. Митрополит Антоний Сурожский говорил о том, что слово Божие пробивает любую броню. Но если оно — каленая стрела, а грех — это кольчуга, то нужна крепкая рука, хороший, добротный лук и меткий глаз. А пуская стрелы, как дети из детского лука, конечно, реальную греховную броню не пробьешь. — Сегодня церковная, православная проповедь звучит повсеместно и часто. Разве это также не обесценивает слово, не вызывает привыкания у общества? — Нет, потому что маслом кашу не испортишь. Поскольку все люди очень разные, то и проповеди тоже должны быть разные. Один священник произносит «высокую» проповедь о Нетварном Свете, и в это время 30, 40, 50 человек слушают его с чистой радостью. А рядом с ними находятся еще 70, которые вообще ничего не понимают, хотя тоже радуются, потому что чувствуют, что речь идет о чем-то очень красивом и правильном. Потом какой-нибудь простой батюшка выходит и говорит, может быть, как-то топорно, но предельно искренне, и это тоже оказывает исцеляющее действие. Тогда начинают радоваться уже те, которые только что ничего не понимали, а вместе с ними и те, которые только что радовались о Фаворском Свете. Должно быть и слово, которое украшает жизнь, и слово, которое меняет жизнь, и слово, которое выравнивает жизнь.

http://pravoslavie.ru/67501.html

14 Мартин Лютер. О рабстве воли Высмеивает Диатриба также и слово Христово на кресте: «Отче, прости им, ибо не знают, что творят» . Здесь, несмотря на то что надлежало бы дождаться мысли, подтверждающей свободную волю, снова идут выводы. Диатриба говорит, насколько справедливее было бы простить их, так как у них нет свободной воли и они при всем желании не могли бы поступить иначе. Но и этот вывод не доказывает, однако, той свободной воли, о которой шла речь, но доказывает ту, которая все может, о которой нет речи и которую все отрицают, за исключением пелагиан. Ведь когда Христос открыто сказал, что они не знают, что творят, не засвидетельствовал ли Он тем самым, что они не могут хотеть? Как бы ты мог хотеть того, о чем не знаешь? У незнающего, разумеется, нет желания. Можно ли сказать о свободной воле сильное, чем то, что она настолько ничтожна, что не только не может хотеть ничего хорошего, но даже не знает, сколь много она делает зла и что такое добро? И темпы ли эти слова: «не знают, что творят»? Что останется и Писаниях такого, что, по мнению Диатрибы, не подтверждало бы свободной воли, если и вот эти яснейшие и отрицающие свободную волю слова Христовы подтверждают ее? С той же легкостью кто-нибудь скажет, что и такие вот слова тоже подтверждают свободную волю: «Земля же была мертва и пуста» . Или вот эти: «Почил Бог в день седьмой» — и тому подобное. Тогда, действительно, Писания будут всем и в то же время ничем. Но быть столь дерзким и так обращаться с божественными словами — значит обнаружить дух, всецело презирающий Бога и людей, чего просто нельзя терпеть. И слова Иоанна, глава первая: «Дал им власть быть чадами Божиими» — Диатриба понимает так: «Как можно было дать силу стать. чадами Божьими, если у нашей воли нет никакой свободы?» Однако и это место-молот, сокрушающий свободную волю, как и вообще почти все Евангелие от Иоанна, хотя приводится это место в защиту свободной воли. Давай-ка посмотрим! Иоанн не говорит ни о каком человеческом деле, ни о великом, ни о малом,— у него речь идет о самом обновлении, превращении ветхого человека — сына диавола в человека нового, являющегося сыном Божьим. Этот человек, как сказано, полностью пассивен, он ничего не делает, однако становится всем. Иоанн ведет речь именно о становлении, говорит, что чадами Божьими мы становимся по божественной власти, дарованной нам, а не по присущей нам свободной воле. Но Диатриба наша выводит отсюда, что свободная воля так могущественна, что она творит сынов Божьих. В противном случае Диатриба готова объявить, что слова Иоанновы смешны и бессмысленны. Кто и когда до такой степени возносил свободную волю, чтобы наделять ее способностью творить сынов Божьих, тем более при том, что она не может хотеть добра, как это первоначально приняла Диатриба? Но это надо оставить вместе со всеми столько раз повторенными выводами, которые ничего не доказывают, кроме того, что Диатриба как раз отвергает, а именно что свободная воля может все.

http://sedmitza.ru/lib/text/440986/

Глава 26 Защитительная речь Павла пред собранием во главе Агриппы и Феста (1–29). Мнение Агриппы и собрания о деле Павла (30–32) Деян.26:1 .  Агриппа сказал Павлу: по­зволяет­ся тебе говорить за себя. Тогда Павел, про­стерши руку, стал говорить в свою защиту: Как царь и почетный гость прокуратора Агриппа первенствует в собрании, открывая и закрывая заседание. Знаменательно при этом, что, открывая собрание разрешением Павлу вести защитительную речь, Агриппа, воспитанный при дворе римском, обнаруживает такую деликатность по отношению к прокуратору, выражаясь безлично при обращении к Павлу: « «позволяется» (а не: позволяю) тебе говорить». «Простерши руку». Ораторский прием для усиления торжественности минуты и произносимой речи, в данном случае имевший особую силу и значение. Простертая рука, на которой висела цепь, – какой сильный символ несвязуемости внутренней духовной свободы и правды дела! «Слово Божие не вяжется!». Речь Павла по существу не представляет ничего нового, чего он не говорил прежде. Особенность ее в том, что она является победоносною торжественною защитою не столько самого Павла, сколько всего христианства, как истинно Богооткровенной религии. Исходным пунктом речи служит мысль о тесной связи Ветхого Завета с Новым. Выходя из этой мысли, Павел объявляет, что его вина состоит разве только в том, что он верил в исполнение обетования, непреложность которого признавали и сами иудеи, хотя и не считали его исполнившимся. Деян.26:2 .  царь Агриппа! по­читаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед­ тобою во всем, в чем обвиняют меня Иудеи, Деян.26:3 .  тем более, что ты знаешь все обычаи и спорные мне­ния Иудеев. Посему про­шу тебя выслушать меня великодушно. «Почитаю себя счастливым». Павел, без сомнения, совершенно искренно говорил и мог говорить так. Он выражает вполне естественно свою радость, что имеет случай защищать себя, во-первых, пред царем, и, во-вторых, пред таким царем, которому лучше других известны «все обычаи и спорные мнения Иудеев» и который, следовательно, лучше, чем другие (например, прокураторы Иудеи), мог судить о невинности его и высшей правде его дела. Такие случаи – излагать это правое дело, имеющее всеобщее значение, пред такими именитыми слушателями – представлялись нечасто, зато особенным образом служили к славе имени Христова и к оправданию христианства в глазах целого мира. Вот почему вполне естественно, что «Павел с дерзновением начинает говорить и называет себя счастливым не из ласкательства, но потому, что говорит пред человеком, которому все известно» (Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010