1 E в с е в и й, Церковная история, кн. II, гл. 23. 2 Талмуд, М и ш н а и T о с е ф т а, русск. пер. Н. Переферковича, т. I, СПб., 1902, стр. 30. 3 De vita s. Macrinae. M i g n e , P. Gr., t. 46, col. 985. 4 Апология, кн. I, гл. 39. 5 Апология, кн. I, гл. 65—67. 6 H o r n e г, The Statutes of the Apostoles or Canones Ecclesiastic. London, 1904, p. 159—161. 7 Кн. II, гл. 11. Латинский текст — I. R a h m a n i, Testamentum Domini nostri Jesu Christi.Moguntiae, 1899. 8 В e r t h о 1 d A 1 t a n e r, Patrologie. Freiburg, 1958, S. 51. 9 Περι του Αγιου Πνευματος κεφ . Migne, P. Gr., t. 32, col. 205. 10 Проф. И. А. К а р а б и н о в , Евхаристическая молитва (анафора). СПб., 1908, стр. 16. 11 A 1 t a n е г, op. cit., S. 50. 12 Гл. 35. Цитирую по русскому переводу И. Н. Казань, 1864, с заимствованием отдельных фраз из греческого контекста у Lagarde, Constitutiones Apostolorum graece, 1862. 13 Гл. 10. 14 Гл. 36. 15 Гл. 37. 16 Т а м ж е. 17 Апология, кн. I, гл. 39. 18 Апология, кн. I, гл. 35. 19 У L a g a r d e , p. 271. 20 Гл. 48. 21 У L a g a r d e , p. 229. 22 A l t a n e r, op. cit., S. 205. 23 „. . . sic itur Ante Crucem, sive pluvia, sive estus sit, quia ipse locus subdivanus est, id est quasi atrium valde grande et pulchrum Satis, quod est inter Cruce et Anastase”. Peregrinatio ad loca sancta, cap. 37. 24 „. . . toto anno semper dominica die in ecclesia maiore procedatur, id est quae in Golgotha est — id est post Crucem”. Peregrinatio, cap. 25. 25 Peregrinatio, cap. 24. 26 I b i d. , cap. 25. 27 I b i d. , cap. 24. 28 I b i d. 29 De institutis coenobiorum... III,3. M i g n e , P. L., t. 49 col. 116. 30 I b i d . III.8. M i g n e , ed. cit., col. 144. 31 Р i t г a, Spicilegium Solesmense. Paris, 1858, t. IV, p. 441. 32 Περι του Αγιου ναου M i g n e, P. Gr., t. 155, col. 340. 33 Проф. A. A. Д м и т р и e в с к и й, Ευχολγια . Киев, 1901, стр. 249—250. 34 Проф. А. А. Д м и т р и е в с к и й , Древнейшие патриаршие типиконы Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви, Киев, 1907, стр. 329.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3753...

• Mymhes,Culmes et Religion par A. Lang, trad. par Léon Mariller. Paris, 1896. Ch. III et IV. 58 Эл. Б. Тэйлор. Первобытн культура. Т. I, гл. IV. Стр. 108–109. – Ср. Lang, Mythos, Cultes et Religien, гл. IV, стр. 89 и след. 59 Доист быт челов Тайлора . Стр. 154. Тут ссылка на Collins, New South Wales; London, 1798, vol. I. P. 569. 60 id., стр. 154–155 со ссылкой на Schoolkraft, part I, pp. 372, 380–382 (Historic, and Statistic. Information respecting the History, etc. of the Indian Tribs of the U.S. Philadelphia, 1851. 61 id., стр. 155 и ссылка на Charlevoix, Hist. et Descr. Gen. de La Nouve e. France, Paris. 1744, vol. VI. P. 88. 65 Lang id. p. 94 со ссылкой на Fison et Hovitt: Kamilaroi and Kurnai, p.251–52; The Native tribes of South Australia, p. 24 et seq. et p. 275–76. 67 Тайлор. Доистор быт, стр. 156, со ссылкой на Rivero and v. Tschudi, Antigüedades, Peruanas, Vienna, 1851, p. 181. 71 id., p. 157, со ссылкой на I. Grimm, Deutsche Mythologie, Göttingen, 3 rd ed., 1854, p. 1047. 72 См. напр. Lang, стр. 95, со ссылкой на А. Bambaud, Hist. de Russie, p. 261. Интересный сыск относительно «колдовства на царицын след» приводит И. Забелин : «Домашний быт русского народа в XV и XVII ст». М., Т. II. «Домашний быт русских цариц». 2-е изд., 1872. Стр. 542–552. 74 Антропология Э. Ю. Петри. Т. I. Стр. 513. Добавление к этой сноске: и Тейлор, Доисторический быт, стр. 167–168 с ссылкой на Turner, «Polynesia». Рр. 18, 89, 424. Тут же ссылки на аналогичные обычаи других стран. 79 О некоторых средневековых обвинениях против евреев. Историческое исследование по источникам Д. А. Хвольсона . Второе, совершенно переработанное издание. СПб., 1880. Стр. 235–236, стр. 242; все цитаты и ссылки заимствованы оттуда же; на стр. 243 и след. Обвинения против евреев в употреблении христианской крови. 80 На этой странице на отдельном листе вклеено примечание: Описатель­ная С..тология (неразборчиво)... Герберт Спенсер. Англия. Приложения. Пер. под ред. И. В. Лучицкого. K..h (неразборчиво). 1870. 449–1066 г. по Р.Х. Древнеанглийск. церковь . Стр. 209. Kemble, The Saxens in England 1849, I. 391. Invultuatio «включает, по-видимому, заклинания против жиз­ни врага при помощи восковой или иной фигуры, в которую втыкают пе­рья или мечут острую стрелу».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

497 Веселовский, о. с., стр. 9. – Здесь проклятие мотивируется так: «Чам-Пас говорит Шайтану: ты зол, а я добр». В других мордовских сказаниях мотив наказания – гордыня Шайтана (Вес., id.): он пожелал управлять миром вместо Чам-Паса. 498 Вес., id., стр. 22. – Срв. мотив разделения в северно-русских пересказах (id., стр. 69–70). См. грузинскую легенду о Самаэле в Разыск. XX (Сборн. т. 53), стр. 113–114. 502 Тихонравов, Пам. отреч. лит., т. II, стр. 282–288; другие издания, напр., у Новаковича. Starine, кн. XVI и Поливки, id., XXII; отрывки Венского текста нач. XIV в. у Радченко в «Изб. Киевском в честь проф. Флоринского», с. 36–7; греч. тексты у Васильева в его «Anecdota». 503 По греч. XVI в. падение произошло вследствие непослушания дьявола. См. Мочульский, О. с., стр. 10. 505 Порфирий, Ист. Афона, ч. III (изд. А. Н. под ред. П. Сырку, стр. 274–283 и 861–923; Успенский, (с его теорией о связи богомилов с иконоборцами) Очерки по истории византийской образованности, СПб. 1892, (рец. в В. Вр. III, 126–160, г. Безобразова); его же, Синодик в неделю православия, Од. 1893, стр. 41–46, 67–68: см. также у HeLzer’a в его «Abriss der Byzant. Kaisergeschichtc», стр. 1016 и passim (в Byzant. Litterat 2 . Krumbacher’a); библиографические данные читатель найдёт и у Попруженко, «Синодик царя Бориса», Од. 1899, стр. 134–136. – В не раз цитированной книге Веселовского о Соломоновской легенде (стр. 145) уже находим мысль о сходстве богомилов со стригольниками, что позже повторено акад. Успенским в «Очерках». 506 В нашем отрывке не даром дьявол (потом униженный) требует почтения к себе от Георгия. А известно, что богомилы учили почитать демонов οχ να φεληθτε παρ’ ατν, λλ’ να μ βλψωσιν μς. (Euthymii Zygad. Narratio etc. ed. Gieceler, Gott. 1842, p. XX). Слав. перев.: «почитайте беси, не яко да пользуетесь от них, нь яко да не вредет вас» (Попруженко, ор. cit., приложение, стр. 33). 507 Срв. Радченко, указанные выше «Этюды по богомильству» (о Прении Христа с дьяволом) в «Изборнике в честь Флоринского, стр. 38 (несколько сбивчиво).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Wessag., стр. XXIX; Vernes, Histoire des idees messian., стр. 55; Reuss и др.) этим намекается на управление римской республики сенаторами в белых тогах. 101 Κα ττε δ Θες ορανθεν πμψει βασιλα, Κρινε δ’νδρα καστον ν αματι κα πυρς αγ (286–287). 102 Hilgenfeld--Jud. Apokaliptik, стр. 64; Zeilschr. fur W. Theol. 1860, стр. 315; взгляд Гильгенфельда, но с некоторым колебанием, принимает отчасти Oehler – Real-Enc. Herzogs, IX, стр. 659. 103 Так думают Friedlieb (Die Sib. Weissa».. стр. 30); Vernes-Hisioire d. id. messian,. стр. 58–59), Schurer (Gesch., стр. 427–428), Bleek, Lucke и др. Даже Гильгенфельд впоследствии отказался от прежнего взгляда и примкнул к этому мнению (Zeitschnr, f. wissensch. Theol., 1871, стр. 36). 104 Кα ττ’ π’ ελοιο Θες πμψει βασιλα, ς πσαν γααν πασει πολμοιο κακοο, Ος μν ρα κτενας, ος δ’ρκια πιστ τελσσας (652–654). 106 Υν γρ καλουσι βροτο μεγλοιο Θεοο (775 ст.). Едва ли в этих словах можно видеть намёк υа Мессию, так как речь идет здесь о храме. Некоторые (Gfrorer) хотели видеть здесь христианскую интерполяцию; но сомнительно, чтобы и интерполятор мог сделать такую неудачную вставку. Поэтому Alexandre (Oracula Sibyllina,Par. 1841–1856) предложил читать νην (ναν) вместо υν, благодаря чему приведенный стих получает надлежащий смысл: «тот дом люди будут называть храмом великого Бога». Нужно однако заметить, что уже Лактанций и Августин читали υν, относя это слово к Мессии, и это чтение повторяется во всех рукописях. Хотя исправление Александра принимается большинством ученых (см. Schurer, Goschichte d. jud. Volk., II, стр, 428; Vernes, Hist.. des id. messian. стр. 67), но некоторые (напр. Friedlieb, Sib. Weissag,, стр. XXXVII) не считают возможным принять его, так как находят указание на Логоса и в предшествовавших стихах: Κοκ σσεται λλος Οκος ’επ’ νθρποισι κα σσομνοισι πυθσθαι ’Αλλ’ ν δωκε Θες πιστος νδρεσσι γεραρειν (772–774 ст.) т. е. – «и не будет известен для грядущих людей иной дом кроме того, который дал Бог верным мужам, чтобы почитать его»; а под этим οκος Лактанций и блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

421 Theodoricus genere Ruthenus et qui idololatria relicta rectam fidem professus crat, Rutheni qui et ipsi Catholici aestimari volant. Dugosz I. стр. 785, 849 423 В отрывках богемского Евангелия св. Иоанна сказано о Каиафе: Caipin iensebese papesem leta togo, Остромирово Евангелие (Slavin. Стр. 383) назвало его по-гречески Archierei. 425 Юнгманн, история богемской литературы, стр. 23. Псалтырь 11 в собрании Ганки: zbirka, etc. стр. 242. Psaterz Magorzaty, стр. 46, 67, 80–81. употребляет слова Popowe, Popy. 428 У Dugosz, I. стр. 1040. Богемский король Ян говорит славному в польской истории епископу Нанкеру: quam procax et temerarius est Pop, id est Sacerdos iste, et quam temere aspirat mori 436 1132 г. Locavi duos canonicos ita nominatos. Ras et Bezded quibus ipsum locum usque ad finem vite eorum concessi. Sed si peccatis intervenientibus proles eorum non fuerit docta eis precept, ut in vita sua ordinarent. quod iste numerus canonicoruin duorum non desit usque in finem mundi. 437 1143 г. Ego Guido cardinalis... praebendam ei abstulimas (Юрат, пробету пражской кафедральной церкви) quia fine omni ordine clericali manens adhuc laicus erat, et uxorem habens, eam dimittere noluit, nec potuit, quia illa consentire noluit. Similiter ejusdem ecclesiae decanum Petrum... quia trigamus erat... Wissegradensis ecclesiae praepositum Hugonem deposuimus... quia bigamam uxorem habens, laicus fuit... In tota etiam Boemia et Moravia bigamos et viduarum ac repudiatarum maritos in clero inventos deposui. 439 Поэтому и Косьма, стр. 147, говорит о пражских канониках XI века erant irregulares et nomine tantum Canonici inculti, indocti, et in habitu laicali in choro servientes, velut acephali, aut bestiales Centauri viventes. I. 441 A. d. 1148 ordinatus est Walterus nonus episcopus Wratislaviensis… usque ad ejus tempora, sicut dicitur, multi episcoporum Poloniae nec non canonici et sacerdotes uxorati fuerunt. Chronic, princip. Polonor, в сборнике г. Стецеля, I. стр. 159. 444 Archid. Gnesn. у Соммерсб. II. стр. 84, 155. Dugosz I, стр. 625. Worbs, Archiv. стр. 16–17, 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

pasc., 617. 149 Hist, arc., стр. 66–67, 68. (1. Hist, arc., стр. 68. 2. С. J., 5, 4, 23.) (эти две ссылки – не выделены в тексте стр.50  пдф-файла) 151 См. льстивые речи Кориппа, In      laudem Justini, I, 167–270. Patrem respubilca perdidit orbis. Non dominum; quem non hominem pietate benigna Continuit, fovit, monuit, nutrivit, amavit? Et tamen innocuo plures voluere nocere. 155 Id., 56, μωροκακοθης. Известное место (Hist, arc., 53), в котором, как долго полагали, Прокопий сравнивает Юстиниана «с ослом, который слушается своего поводыря, довольствуясь тем, что машет ушами», – на самом деле относится к Юстину. (См. Haury, I, 14–15). 167 Монеты снабжают нас тоже кой-какими полезными указаниями. См. Sabatier, Description générale des monnaies byzantines, t. I, pi. XII, 7 (Юстиниан молодой); pi. XIII, 13 (Юстиниан в 538 г.); pi. XVI, 21 (Юстиниан в 546 и 554 гг.); pi. XIV, 6 (Юстиниан в 560 г.). Тем не менее изображения государя на монетах не всегда очень характерны; одна и та же фигура встречается на монетах 528 и 539 гг., также на монетах 547 и 548 гг. (pi. XV, 15–21). Более выразительные изображения встречаются на знаменитом медальоне, украденном в 1831 г. из Кабинета медалей (Babelon, Justinien et Bélisaire), пожалуй еще на Керченском щите ( Стржиговский, Der Silberschild aus Kertsch), да на изделии из слоновой кости коллекции Barberini, хранящемся ныне в Лувре (Schlumberger в Monuments Piot, t. VII). Впрочем то, что император, изображенный на керченском диске, есть действительно Юстиниан, оспаривалось (См. Беляев, Журн. Мин. Нар. Просв. 1893 г., т. 289, стр. 321). 170 Bell. Pers,. стр. 129. Ср. стр. 135 u Zach. Rh., стр. 189, который говорит, что Юстиниан простил бы, но что Феодора потребовала смерти главарей мятежа. 172 Malalas, стр. 438–439. Юстиниан, впрочем, очень любил, чтобы хвалили его милосердие и великодушие (Paul Silent., Descr. S. Sophiae, 22, 40, и сдед.). 176 Надпись в церкви свв. Сергия и Вакха (С. I. G., 8639). Ср. Иоанн Лидос, 248, который называет, его τν πντων βασιλων γροπντατον и восхваляет его деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

2215 Об этой эволюции, начавшейся в IV веке, см. у Bayet, Recherches, 44–47, 53-S6, u мoю кн. Ravenne, 36–38, 40–42. 2219 Aed., 178–179; P. Silent., 617– 647; Ps.-Cod., 141; Ср. Salzenberg, 89–94, и главным образом Lethaby & Swainson, 235–247. 2221 Ср. воспроизведения, помещенные в соч. Lemhaby u Swainson " а на стр. 244–245 и у Salzenberg " а, табл. IX, XVI, XXI и XXII. 2228 Пал. Силенц., Dcscrip. Ambonis. Отрывок, переведенный в первый раз в сочинении Зальценберга (т. XXIII-XXXI), недавно воспроизведен Lemhaby u Swainson " ом, стр. 54–60. 2250 Aed., 187–190; Ps.-Codin., De S. Sophia, 147–148; Constantin le Rhodien, Descr. de l " église des Saints Apôtres (éd. Reinach et Legrand) u koммehmapuu к нему Рейнаха, стр. 62–69. Ср. Choisy, Hist de 1 " architecture II, 51–53. 2278 Id. Но еще раньше Павел Силенциарий высказал, что Юстиниан этим благочестивым делом уже при жизни открыл себе путь на небо (307–309). 2281 Couret, L,a Palestine sous les empereurs grecs; Олтаржевский, Палестинское монашество с IV до VI beka, u Usener, Der heilige Theodosios. 2284 Жизнеописание Мены имеется в A. Ss., Aug., т. V, стр. 169; Житие Евтихия помещено в Patr. Gr., т, 86, стр. 2273 и сл. 2289 См. у Marin, Les moines de Constantinople, стр. 38 и сл.; в особенности же много отдельных фактов, приводимых Иоанном Ефесским в его Комментариях. стр. 167–171, 102–103, 178–179, 69 и сл. 174–176. 2305 См. особенно Nov. 5 (535 г.), 133 (539 г.), 123 (546 г.). См. превосходное сочинение W. Nissen " a, Die Regelung des Klosterwesens im Rhomäerreiche, Hamburg, 1897. 2310 См. хризобуллу, пожалованную Юстинианом настоятелю синайскому, в которой говорится об этой «божественной и священной горе, славной делами и добродетелями святых» (P. G., 86, I, 1149 и сл.) и надпись, касающуюся основания монастыря (С. I. G., 8634). 2311 Aed., 328, 253–254, 327, 339, u Diehl, Une charte lapidaire du VI siècle (C. R. de l " Acad. des Inscrip., 1894, 383–393). 2313 Относительно первых монастырей, основанных в Константинополе. см. Pargoire, Les débuts du monachisme à СР., (Rev. des quest, hist., янв. 1866, 67–119).

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Ничего не говорят в своих записках о занимающем нас вопросе и те западные люди, которые явились с войсками, покорившими Царьград, в частности – и самый видный из них, подробно описавший взятие Константинополя Латинами – Вилльгардуэн . Северные путешественники, в записках которых есть любопытные показания о Константинополе, тоже не сообщают ничего об основной религиозной идее этого города. Так, аббат Николай , в своем Итинерарии, отделывается замечанием: «В Маклагарде есть церковь , называемая Agiosophia, а северными людьми Aegisit, и церковь эта по устройству и величине превосходнее всех церквей на земле» ( Werlauff , – Symbolae, 10) – и только. В прибавлении к запискам его тоже ничего нет. Вот факты, пред которыми историку нельзя не остановиться с изумлением! Сведения эти заимствую из реферата: И. И. Срезневский , – Св. София Царьградская по опис. рус. паломника конца XII в. – «Тр. третьего арх. съезда в России, бывш. в Киеве в авг. 1874 г.», Киев, 1878 г., Т. 1, стр. 105–106). Срезневский говорит, что он пересмотрел все описания, «какие только мог достать» (id., стр. 104). 685 Robert de Clary , – Li prologues de Constantinoble comment ele fu prise (по изд. гр. де Риана , – Li estoires de chians qui conquisent Constantinoble de Robert de Clari en Aminois, chevalier, s. a. p. 67 – по изд. К. Гопфа , – Chroniques Gréco-Romanes inedites ou peu connues, Berlin, 1873, p. 67. Пикардский текст описания Соф. Соб. и рус. пер. его наход. у Срезневского, стр. 107–108. 686 По учению Вл. Соловьева («Рос. и вс. Ц.» кн. 3-я, глл. III-V, стр. 325–353, особ. см. стр. 326–327, 328, 331–332, 349), София – не только идеальная личность Твари, но и «Субстанция Пресв. Троицы» (– не хотел ли С-ев сказать: «общая энергия» или «общая благодать»? –). Нет надобности разъяснять, как друг от друга далеко отстоят это учение об отдельной от Ипостасей Сущности Божией и православное учение Афанасия В., твердо стоящего на формуле κ Πατρς, κ οσας το Πατρς. Рационализм С-ва обнаруживает себя именно в том, что для С-ва не живая Личность, не Ипостась и не самообосновывающееся Живое Триединство – начало и основание всего, а субстанция, из которой уже выявляются Ипостаси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

А. Лезинов. Харьков, 1907, стр. 50–78). Д. Н. Овсянников-Куликовский, – Несколько мыслей о происхождении и развитии чувства бесконечности в чистой лирике (id., стр. 83–117). H. F. Th. Beyda, – Das Unendliche, was es den Philosophen und was es den Mathematikern bisher gewesen und wie es sich mathematische dargestellt nach einer neuen Erfindung. Bonn, 1880. Alex. Véronnet, – L’ Infini. Catégorie et réalité. Paris. 1903. 46 Намек на III Esdrae 3 10–12 : «Uhus scripsit, Forte est vinum. Alius scripsiti, Fortior est rex. Tertius scripsit, Fortiores sunt mulieres, super omnia autem vincit veritas». Развиваемая в тексте мысль о преодолении абсолютного сомнения бесконечностью истины находит себе подтверждение у о. Иоанна Сергиева: «Бог, – говорит он, – есть Дух бесконечный. В чем эта бесконечность заключается? – Везде и во всем Бог, сущий превыше всего, не содержимый никакою тварью, и ни одна мысль, как бы быстра и смела она ни была, ни в чем опередить Его не может, всегда кружась только в Нем» (о. Иоанн Кронштадтский , – Моя жизнь во Христе. Приложение к журналу «Русский Паломник» за 1903 г., кн. III, стр. 692–693). 47 Im. Kant, – Metaphysicae cum geometria iunctae usus in philosophia naturali, cuius specimeni continet Monadologiam physicam (Supplement-Band zu Kant’s Werken, Abth. II. Herausg von J. H. v. Kirchman, Lpz., 1878, p. 25. – Philosophische Bibliothek von Kirchmann, Bd. 76, Abth. II. И. Кант, – Физическая монадология. Предварительные замечания. Пер. П. Флоренского , Сергиев Посад, 1905, стр. 7 (=«Богословский Вестник», 1905 г. 9). 48 Ансельм Кентерберийский, – Monol. I. Он же указывает и на идеальную самообосновываемость Бога: Бог – «summa veritas per se subsistens». 50 Georgius Reeb, S. J. , – Thesaurus Philosophicus seu Distinctiones et axiomata philosophica, – proposita a J.-M. Cornoldi Ed. nova, Parisiis, 1891, p. 111, n° 53 VII, cf. cetera. 51 Spinoza , – Ethices pars prima, Defin. III (Benedicti de Spinoza Opera… recognoverunt Van Vlotenet J. P. N. Land. Vol. I, – Hagae Comitum, 1882, p. 39). 53 Ради графического упрощения в дальнейшем мы пишем нередко эту и аналогичные формулы с малых букв. Но читатель, вникший в суть дела, и сам увидит, где требовались бы прописные литеры. 54 Преп. Фалассий Ливийский и Африканский. О любви, воздержании и духовной жизни к пресвитеру Павлу четвертое сто глав, 81, 84, 91, 93, 95, 97, 98 («Творения», 2-е изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни, М., 1894, стр. 64–67). Читать далее Источник: Столп и утверждение истины : опыт православной теодицеи/Павел Флоренский. - Москва : АСТ, 2003. - 640 с. ISBN 5-17-010897-4 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

60 Nicolai patr. epistolae. Migne, Patrologiae cursus. Series Gr. t. CXI. Ер. XXXII, p. 196–197. Leo Gram. p. 1111, Theoph. Cont. p. 370. 67 Nicolai patr. Loc. cit. Николай патр. константинопольский, стр. 178 („Прибавл. к твор. св. отцевъ», т. XX. 73 Niocetas. Ignatii vita, p. 1218. Ар. Labbeum. Concilia, t. VIII. Касательно времени события ученые не, соглашаются: Hergenrother (Photius patr. von Constantinop. В. I, s. 525) относить к маю 862 года, a Muralt (Essai dechronogr. Byzantine, p. 441. Edit. 1855) относит к маю 865 года. Мы принимаем дату первого. 74 Labbei. Concilia, tom. VIII, p. 1118. 1136.1365. Подробнее об этом см. нашу книгу: „История разделения церквей», стр. 191 – 194. 75 Окружное послание М. Керуллария к Иоанну Транийскому. Migne, Partologiae Curs. Lat. Tomus 143, p. 929 –32. 85 Anna Comnena. Alexiades, tom. I, p. 153 – 5. Edit. Bonn. Русс, переводъ, часть 1, стр. 146–9. Петрбургъ. 1859. 96 Photii epistolae. Lib. I, ep. 8, p. 626 и д.; lib. III, ep. 5, p. 930; lib. Ill, ep. 59, p. 967. 101 Anastasii, praefatio in Cone. 869 an. pag. 965. Apud Labbeum. Concilia. Tom. VIII. Hergenrother. Baud II, s. 583–4. 116 Leo Diaconus, p. 98–99. Cedrenus, p. 379–381. Вальсамона толко- вание на 12 пр. Анкирского собора. Beveregif, Pandectae canonum Apo- stolorum et conciliorum. Tom I, p. 385. 118 Ioannes Scylitza. Excerpta ex breviario historico, p. 641 – 644. Bonnae. Zonara, p. 269. Проф. Скабаланович впрочем н совсем верит в правдивость этих известий. „Визант. государство и церковь в XI в.», стр. 386–7. Спб. 1884 120 Hergenrother. Photius. Band II, s. 680 – 1. Theophan. Continuatus, Chronographia, p. 321: „Basilius plerasque sacrosanctas et divinas aedee errexit». 122 Cedrenus. Historiarum Compendium. Tom. II. p. 413: „templum aedificavit nulli sumptui parcens, qum id quam opnatissimum faceret». 133 Theophanes Contin. p. 432. Symeon Magister. Annales, p. 748–749. Georgius monachus. Vitae imperatorum recentiorum. p. 918–919. A. Rimbaud, L " empire Grec, au 10 siecle (Constantiu Porphyrogenete) p. 107 – 110. Paris, 1870.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010