В трех ипостасях каждая – непосредственно рядом с каждой, и отношение двух только может быть опосредствовано третьей. Среди них абсолютно немыслимо первенство. Но всякая четвертая ипостась вносит в отношение к себе первых трех тот или иной порядок и, значит, собою ставит ипостаси в неодинаковую деятельность в отношении к себе, как ипостаси четвертой. Отсюда видно, что с четвертой ипостаси начинается сущность совершенно новая, тогда как первые три были одного существа. Другими словами. Троица может быть без четвертой ипостаси, тогда как четвертая – самостоятельности не может иметь. Таков общий смысл троичного числа. Semper adamas. – Всегда не сокрушаем. 5 Вл. С. Соловьев, – Критика отвлеченных начал XLII (Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева, Т. II, СПб. стр., 282). – «На вопрос Что есть истина, мы отвечаем: 1) истина есть сущее или то, что есть; но мы говорим «есть» обо многих вещах; но многие вещи сами по себе не могут быть истиной, потому что… Итак, сущее 2) как истина не есть многое, a есть единое . Единое как истина не может иметь многое вне себя, т. е. оно не может быть чисто отрицательным единством, а должно быть единством положительным, т. е. оно должно иметь многое не вне себя, а в себе или быть единством многого; а так как многое содержимое единством или многое в одном есть все, то следовательно положительное или истинное единое есть единое, содержащее в себе все или существующее как единство всего . Итак, 3) истинно сущее, будучи единым вместе с тем и тем самым есть и все, точнее содержит в себе все, или истинно сущее есть всеединое. – Таким образом полное определение истины выражается в трех предикатах: сущее, единое, все . Истина есть сущее всеединое. Иначе мы не можем мыслить истину; если бы мы отняли один из этих трех предикатов, мы уничтожили бы тем самое понятие истины. – Мы можем мыслить истину только как сущее всеединое, и когда говорим об истине, то мы говорим именно об этом, о сущем всеедином –» и т. д. и т. д. (id., id. стр. 281–282).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

305–418. 1647 Id., с. 116–292. 1648 Id., с. 98. 1649 Id., с. 105. 1650 Id., с. 105. 1651 Id., с. 105. 1652 Id., с. 107. 1653 Id., с. 106. 1654 Id., с. 105. 1655 Id., с. 58. 1656 Id., с. 108. 1657 Id., с. 108. 1658 Id., с. 109–112. 1659 Id., с. 293–302. 1660 Id., с. 419. 1661 Т. III. M., 1700, с. 474–481. 1662 Id., с. 459–468. 1663 Id., с. 454–457. 1664 Id., с. 469–471. 1665 I Id., с. 472–474. 1666 Id., с. 474. 1667 Id., с. 475–477. 1668 Id., с. 481–482. 1669 Id., дополн. с. 1—11. 1670 Супруга Алексея Степановича Хомякова. 1671 Отрывок из записок Ю.. Ф. Самарина (сообщено баронессою Э. Ф. Раден) («Татевский сборник» Е. А. Рачинского. СПб., 1899). 1672 Л. И. Б артенев — Из записной книжки «Русского Архива» («Русский Архив», 1908, кн. H 1 с. 167). 1674 «Русский Архив», 1915 г., 6, с. 130–131, год 53–й. — Курсив автора. 1675 R. — На заре крестьянской свободы («Русская Старина», 1898 г., март, т. 93,. с. 486 1676 «Русский Архив», кн. 3, с. 565—566. Анонимно. 1677 «Русский Архив», 1890, кн. 3. с, 563. Анонимно. 1678 Записки Дм. П. Свербеева. М., 1899, т. I, с. предисловие Д. X 1679 Письмо было напечатано и за границей, и в России («По вып. I», с. 66–71; «Общество пропаганды 1849 тл Лейпциг, 1875 г., с. 71–79; «Северный Вестник»,. 1896 г., «Полярная Звезда» на 1862 г., I, 1861, кн. VII, 1, «Петрашевцы», изд. Саблина, с. 37–40, перепеч. из «Полярной Звезды»), но с пропусками и неточностями. В «Голосе Минувшего», 1915 г., 12, декабрь, с. 62—65, часть его напечатана вновь в исправленном виде В. И. Семевсим в его статье о петрашевцах. Заимствую текст именно оттуда, равно как и вышеуказанные сведения. 1680 «Голос Минувшего», там же, с. 63. 1681 Там же, с. 64. 1682 Куда она ездила по случаю смерти Императора Николая Павловича. 1683 Несколько замечаний православного христианина о западных вероисповеданиях (франц.). Не полное и не точное заглавие не позволяет с достоверностью утверждать, идет ли речь о брошюре Хомякова от 1853 г. («По поводу брошюры Лоранси») или же 1855 г. («По поводу одного окружного послания парижского архиепископа»). — 33L 1684

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=999...

Id., col. 1515 Id., col. 1146 j7. 1516 Roscher — Ausfuhrl. Lexik. [ 57 ] Bd З ь coll. и т. д. 1517 В книге: С [С.] Глаголев — Греческая религия. Ч. 1–я. Верования. Сергиев Посад, 1909, с. 219–225, — дается сводка различных мифов об Орфее. 1518 Священник Д. [С.] Глаголев — Второе великое путешествие св. ап. Павла с проповедью Евангелия, Тула, 1893 г., с. 122. 1519 В. Ф. Фаррар — Жизнь и труды св.. апостола Павла. Пер. с XIX англ. изд. А. М. Лопухина, СПб., 1887 г., с. 952, прим. 839 — Ср. у Д. С. Глаголева, id. ]. с. 112, прим. 1520 Д. С. Глаголев- id. [5°], с. 112. 1521 Д. С. Глаголев — id. [ 15 °], с. 132 и прим. 1522 Фаррар — id. [ 151 ], с. 954, прим. 867. 1523 Аполлодор — Библиотека, I, 4j, id. [ 106 ], р. 6. 1524 Иеромонах Григорий — Третье великое благовестническое путешествие св. Апостола Павла, Сергиев Посад, 1892, с. 440, прим. 107. 1525 Freiheiherr von Soden — Die Schriften des Neuen Testaments, Theil, I Abtheilung, Berlin, 1902, S. 300, Subscriptio 2–го Послания к Коринфянам: π Φιλτπων δι Ττου κα ΛουκСр. издание Нового Завета Эб. Нестле. edito octava recognita, 1910, р. 478. 1526 Κ. Г. Тернер- id. [ 53 ] (=«Тр. К. Д. Ак.», id., с. 364). 1527 похищение (лат.). — 186. 1528 само действие похищения (лат.). — 186. 1529 разграбление (лат.). — 186. 1530 Stephanus — Thesaurus Graeeae linguae, post ed. anglicam novi. G. R. L. de Sinner et Т. Fix, Parisiis, 1831. Vol. T. 2, coll. 2024D — 2026. 1531 то, что похищено; добыча (лат.). — 186. 1532 вещь, которая должна быть похищена (лат.). — 186. 1533 The Vocabulary of the Greek Testament illustrated from the Papyri and other non-litterary sources by James Hope Moulton and George Milligan. Part I, London, New-York, Toronto, 1914, p. 78; ρπαγ, ρπαγμς. 1534 Тёрнер — id. [ 53 ] (=«Тр. К. Д. Ак›, с. 368). 1535 B «Сказании о бессмертном успении Пресвятая Богородицы», составленном св. Димитрием Ростовским («Минеи Четьи», Август, 15–е число), читаем, как, пред успением Божией Матери, «быстро внезапу шум аки гром зельный, и множество облаков, окруживших дом оный: Божиим бо повелением Ангелы святии восхитивше Апостолов святых от конец вселенныя, внезапу принесоша на облацех во Иерусалим и на Сионе пред дверьми храмины Пресвятая Богородицы поставиша». А по воскресении Приснодевы, Апостолы, «паки облаком носимии, кийждо в свою, идеже проповеда, страну возвратишася». По сообщению Мелитона Сардийского, и св. Иоанн Богослов из Эфеса «облаком, якоже и прочии Апостоли, прежде этих восхищен и принесен бысть к погребению Богоматерей. — Ср. в «Акафисте Успению» конд. 3–й: «Сила Вышняго восхити от Индии Фому» и конд. 5–й: Апостолы «восхищени быша на облацех, по широте воздушней». 1536

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=999...

http://korma.hram.by/?page_id=12 http://korma.hram.by/?page_id=62 http://korma.hram.by/?page_id=60 и Стрешина: http://korma.hram.by/?page_id=24 http://korma.hram.by/?page_id=52 http://korma.hram.by/?page_id=57 Ангелина 24 апреля 2013, 18:56 К огромному сожалению, не нашла на этом замечательном сайте в месяцеслове жития и иконы святого праведного Иоанна Кормянского. И в списке святых с именем Иоанн... Уважаемая редакция сайта, исправьте, пожалуйста, это недоразумение! С уважением, р.Б. Ангелина, редактор интернет-сайта http://korma.hram.by/ Ангелина 17 ноября 2012, 16:52 Уважаемые админы! Исправьте, пожалуйста, ошибку: " Он был канонизирован Белорусским экзархатом Русской Православной Церкви в 2000 г. как местночтимый святой. " КАНОНИЗАЦИЯ ПРОТОИЕРЕЯ ИОАННА ГАШКЕВИЧА «За период с 1991 года по настоящее время (август 1997 года, - А.Д.) засвидетельствовано под клятвою на Святом Евангелии много чудесных явлений покойного о. Иоанна в видениях, и исцеления самих, получивших таковые, в чем являюсь и я свидетелем их показаний. (…) Святые мощи старца Иоанна, источая исцеления и врачуя болезни, продолжают привлекать жаждущих помощи Божией через его молитвенное предстательство». (Из рапорта настоятеля Свято-Покровского храма игумена Стефана (Нещерета) http://korma.hram.by/?page_id=22 " СВЯТОЙ СИНОД БЕЛОРУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, внимательно изучив жизнь, подвижнические труды, молитвенные подвиги и священнослужение протоиерея Иоанна Гашкевича, ПОСТАНОВИЛ: 1. Протоиерея Иоанна Гашкевича причислить к лику местночтимых святых Белорусской Православной Церкви. ... Деяния Синода БПЦ от 30 апреля 1998 года, г. Минск " А вот рассказ священника-очевидца: http://korma.hram.by/?page_id=69 С уважением, р.Б. Ангелина, редактор интернет-сайта " Святой праведный Иоанн Кормянский " (http://korma.hram.by/). Ангелина 17 ноября 2012, 16:38 По милости Божией, я приезжаю в Корму с июля 1999 года. За это время была свидетельницей множества чудес по молитве ко святому батюшке Иоанну, многое произошло со мной и с моими близкими.

http://pravoslavie.ru/53914.html

Называя данные примеры «всегда существовавшей в Церкви уверенностью» в том, что ее пастыри могут освобождать верующих от «остатков грехов», папа Павел VI тем не менее признает «постепенное развитие (proficio), но не изменение (non permutatio) учения и дисциплины Церкви», благодаря к-рому появилась и распространилась практика И. в ее современом виде. Особую роль в этом сыграли Римские епископы, к-рые в силу «полноты апостольской власти» постановили отпускать временную кару за совершение некоторых полезных для Церкви дел (ID. 7). Это «отпущение временного наказания, должного за уже прощенные грехи» получило наименование И. (ID. 8). В отличие от др. путей «устранения остатков грехов» или «средств освящения и очищения» (Евхаристия, таинство Покаяния и др. таинства, дела благочестия и милосердия), в практике И. Церковь прибегает к силе молитвы, а также использует свою власть «служительницы искупления», распределяя верующим «сокровища удовлетворения Христа и святых для отпущения временного наказания» (ID. 8). Предоставлением И. церковная власть преследует цель не только помочь верным в очищении от временного наказания за грехи, но и побудить их к совершению дел покаяния и милосердия, к-рые ведут «к возрастанию в вере и в добрых делах». Высшей степенью милосердия является И. за умерших посредством молитвенного заступничества (ID. 8). Получая И., верующие должны смиренно осознавать невозможность собственными силами исправить то зло, к-рое они причинили себе и всей общности людей совершением греха, показывая «теснейшую связь, которой мы соединены во Христе» (ID. 9). Практика И. восстанавливает уверенность и надежду на полное примирение с Богом, но требует от получающих И. определенных усилий. Являясь безвозмездным даром, И. предоставляются живым и мертвым лишь при определенных условиях, требующих не только исполнения предписанных действий, но и благорасположения самого верующего - его любви к Богу, отвращения от греха, твердой веры в помощь, проистекающую из заслуг Христа и общения святых, а также послушания пастырям Церкви, особенно Римскому епископу, «преемнику блаженного Петра, ключаря небес» (ID. 10). И. не может быть получена без искренней перемены мышления (sincera metanoia) и соединения с Богом (ID. 11).

http://pravenc.ru/text/389591.html

Эсхил— Умоляющие, 157—158. 1344 Еврипид — Ипполит, 420; « δσποινα πντια Κτφ» и др. места. Vigouroux id. Т. I, coll. 1200–1202, fig. 342–345. Атаргатис (=Деркето), fig. 343. Жертва голубями Астарте, fig. 344, col. 1201, — Деркето, полу–женщина, полу–рыба; в руке — рыба. На другой стороне монеты — галера и морское чудовище. 1345 id. I, col. 1898, fig. 497 и др. 1346 id. I, col. 1184, fig. 332. 1347 О еп. Антонии (Флоренсове) см.: Андроник иеродиакон (Трба- нее). Епископ Антоний (Флоренсов) — духовник свящ. Павла Флоренского//Журнал Московской Патриархии. 1981. Ns 9. С. 71—77; 10. С. 65–73. С апреля 1898 г. еп. Антоний жил на покое в Донском монастыре. Встреча П. А. Флоренского и еп. Антония произошла в 1904 г. См. преамбулу к «Антоний романа…» на с. 736, т. 1. В письме к А. Белому Флоренский пишет об очередном свидании с епископом как о событии чрезвычайной важности: «Виделся также с Преосвященным Антонием. Он был в этот раз вполне серьезен и говорил прямо, «своим голосом», почему произвел особенно сильное впечатление». — 131. 1348 Пс. 103, 25. — 132. 1349 путь вверх… путь вниз (греч.). — 133. 1350 Эти планы были реализованы Флоренским в работах «Философия культа» (1918) и «У водоразделов мысли» (1918—1922). — 134. 1351 сила напряжения, ритм, тонус (греч.). — 136. 1352 наглядно (лат.). — 137. 1353 Dig. lib. 50, tit. 17, fr. 202 (Coipus juris civilis, ed. stcrcot. сига I. 1354 всякое определение в гражданском праве в высшей степени опасно… ибо редкое из них не может быть опровергнуто (лат.). Диге- сты — свод законов в компиляции Юстиниана — Corpus iuris civilis. — 139. 1355 решето Эратосфена — метод обособления первых чисел натурального ряда, разработанный древнегреческим ученым Эратосфеном из Кирены (ок. 282–202 гг. до P. X.). — 139. 1356 персонажи диалектической драмы (лат.). — 141. 1357 Пс. 72, 28. — 142. 1358 М. М. Тареев — Уничижение Господа нашего Иисуса Христа. M., 1901, с. 4. Его же — «Основы христианства». Сергиев 1908 г., т. 1, с. 10. 1359 Н. [Н] Глубоковский — Благовестив св. апостола Павла и теософия Филона Александрийского («Христианское Чтение». 1901 г., II, с. 809. Его же — Благовестие св. апостола Павла. Книга вторая. СПб., 1910, с. 281). 1360

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=999...

Что такое праздное слово? Что такое праздное слово? Обещание веры, не исполненное на деле. Человек верует и исповедует Христа, но остается праздным, не делая того, что повелел Христос ( 25, 281 ). Бывает слово праздным, когда человек исповедуется и не исправляется,когда кается и снова грешит ( 25, 281 ). Слово праздное то, которое учит делать добро, а само не делает ( 5, 282 ). Кто лжет, тот предается празднословию, потому что пересказывает то, чего не было и чего не видел ( 25, 281 ). Плохой отзыв о другом – праздное слово. Преподобный Ефрем Сирин ( 25, 281 ). Грех, творимый языком и на деле, весьма удобен и многообразен. Разгневался ли ты? Язык предваряет. Похоть ли обладает тобой? Язык прежде всего служит тебе как бы переводчиком и переносчиком, который помогает в грехе и вводит в искушение ближних. Язык для тебя и оружие неправды, если он не от сердца говорит, но для обмана других... Жизнь наша наполнена грехопадениями языка: постыдные, смехотворные, глупые, непристойные речи, пересуды, празднословие, лживие клятвы, ложные свидетельства (наговоры, оклеветания) – все это и гораздо еще большее число зол – это произведение языка. А те, которые отверзают уста свои на поругание славы Божией или «говорят свысока» ( Пс. 72, 8 ), каким орудием совершают свое нечестие, как не орудием языка? ( 4, 261 ). Не должно произносить праздного слова, от которого нет никакой пользы. Ибо говорить или делать даже доброе не к созиданию веры значит оскорблять Святого Божия Духа ( 6, 335 ). Праздное слово есть слово несообразное с делом, ложное, дышащее клеветой, а также... и пустое слово, например, возбуждающее смех, срамное, бесстыдное, неблагопристойное. Привычка к словам негодным служит некоторым путем и к делам. Поэтому со всяким охранением надо оберегать душу, чтобы, находя удовольствие в словах, незаметно не принять чего-нибудь плохого, как иные с медом глотают отраву. Святитель Василий Великий ( 7, 298 ). «При многословии не миновать греха» (Притч. 10, 19) «При многословии не миновать греха» ( Притч. 10, 19 ). Внимательные к себе христиане называют все чувства окнами души: если их открыть, уйдет вся внутренняя теплота. Но самое широкое отверстие, просторная дверь, в обилии пропускающая эту теплоту, есть язык, которому дается воля говорить сколько и что хочет. Какой вред вниманию и внутреннему строю наносят все чувства в совокупности, такой же причиняет многословие, ибо оно касается предметов всех чувств и заставляет душу, не видя, видеть, не слыша, слышать, не осязая, осязать. Что внутри – мечтание, то вовне – многословие; но последнее пагубнее, ибо оно фактично и потому более впечатлительно. К тому же с ним в близкой связи самомнение, дерзость и самочиние – эти подобные буре разорители внутреннего строя, оставляющие за собой нечувствие и ослепление. Как после этого избежать греха многословии?! Святитель Феофан Затворник ( 107, 71–72 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

254-257 260-263 КОЗЛОВ Алексей Александрович (8.01.1831 - 27.02.1901), философ, представитель персонализма, создатель первого рус. философского журнала, переводчик 263-273 273-275 КОЗЛОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Мичуринской и Моршанской епархии Тамбовской митрополии), находится в г. Мичуринске Тамбовской обл 275-281 280-281 281-282 282-292 КОКИЗА (какиза, кукиза), термин древнерус. муз. теории, обозначающий в крюковом пении основную структурную единицу песнопений - попевку 293-295 КОКИЗНИК вид музыкально-теоретического руководства, представляющий собой свод попевок знаменного распева - устойчивых мелодических оборотов, к-рые являются его основной структурной единицей 295-298 КОКОВЦОВ Павел Константинович (19.06.1861.- 1.01.1942), рус. востоковед-семитолог, филолог и публицист, основатель научной школы отечественной ассириологии и гебраистики 298-299 299-301 301-302 КОЛАЙСКИЕ МУЧЕНИКИ, ДЕВЯТЬ ОТРОКОВ (VI в.), святые Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 22 февр.), отроки от 7 до 9 лет Адарнасе, Бакар, Бардзим, Ваче, Гурам, Дачи, Джуаншер, Парсман, Рамаз, замученные своими родителями-язычниками 301-303 КОЛАСУОННО Франческо (2.01.1925-31.05.2003), кард., титулярный архиепископ Тронто, представитель Папского престола в СССР и РФ в 1990-1994 гг. 302-303 КОЛДЕР сэр Уильям Мойр ( 2.07.1881 - 17.08.1960), археолог, специалист по греч. раннехрист. эпиграфике 303-304 304-310 310-311 КОЛЕТТА (13.01.1381 - 6.03.1447), католическая святая (пам. 6 марта), реформировавшая женский орден кларисс 311-314 КОЛИНЬИ Гаспар II де (16.02.1519 - 24.08.1572), герцог, сеньор де Шатийон, франц. гос. деятель, адмирал Франции, один из предводителей гугенотов 314-319 319-321 321-323 КОЛЛИВАДЫ движение в защиту святоотеческого предания как в литургической практике правосл. Церкви, так и в др. областях церковной жизни 323-335 КОЛЛОКВИУМЫ принятое в современной исторической науке наименование проходивших в период европейской Реформации религиозных собеседований, участниками которых первоначально были представители католицизма и протестантизма

http://pravenc.ru/vol/xxxvi.html

Один из учеников Ноэта, Эпигон, принес его ересь в Рим, где она получила распространение ( Hipp. Refut. IX 2). Взаимоотношения между различными церковными течениями в Риме в нач. III в. трудно поддаются реконструкции. Предположительно здесь существовали 2 конфликтующие богословские партии. Лидерами патрипассианской партии были Эпигон, Клеомен и Савеллий (Ibid. IX 2, 6). Последний, возможно, происходил из Ливии ( Basil. Magn. Ep. 125. 1; 207. 1; Greg. Nazianz. Or. 2(3). 37). Вероятно, к данной группе примыкал и упоминаемый Тертуллианом Праксей, выходец из М. Азии, убедивший некоего не названного по имени Римского епископа отвергнуть монтанизм ( Tertull. Adv. Prax. I 1). Патрипассианам противостояли Ипполит Римский и его сторонники, развивавшие учение о Троице в духе апологетов II в. и отделившиеся от основной рим. церковной общины ( Фокин. 2014. С. 183-188). Предстоятели Римской Церкви Зефирин и Каллист I , по всей видимости, балансировали между этими 2 течениями. В корпусе сочинений, приписываемых Ипполиту, они изображены как покровители ереси ( Hipp. Refut. IX 2), при этом в уста свт. Зефирина вкладывается следующее утверждение, к-рое можно истолковать в модалистском ключе: «Я знаю единого Бога (να θεν), Иисуса Христа, принявшего рождение и страдание, и, кроме Него, никого другого» (Ibid. IX 6). Свт. Каллист же якобы определенно исповедовал модалистскую доктрину, отождествляя Отца и Сына с Божественным Духом, воплотившимся от Пресв. Девы (Ibid. IX 7). В то же время в источниках есть указания и на негативное отношение Римских епископов к патрипассианской доктрине. Так, свт. Зефирин учил о том, что «не Отец умер, а Сын» (Ibid. IX 6), Савеллий же был осужден свт. Каллистом (Ibid. IX 7). В целом противоречивость источников и их острополемическая направленность, а также сложности с их датировкой и установлением авторства не позволяют в полной мере реконструировать отношение к М. Римских епископов нач. III в. С богословской т. зр. большой интерес представляет описанная Тертуллианом доктрина Праксея. Как и др. патрипассиане, он и его сторонники учили о том, что Сам Отец родился и пострадал (Pater natus et Pater passus - Tertull. Adv. Prax. II 2). При этом имена «Сын» и «Иисус» связывались с человеческой плотью, воспринятой Отцом. Понятия «Дух» и «Христос», напротив, использовались сторонниками Праксея для обозначения божества Отца (dicentes Filium carnem esse, id est hominem id est Iesum, Patrem autem Spiritum, id est Deum id est Christum - Ibid. XII 27). Возможно, данное словоупотребление было своеобразным ответом на критику патрипассианской доктрины за неразличение Отца и Сына.

http://pravenc.ru/text/2564098.html

зр. папы Льва XIII, противоречат не только христ., но и естественному закону, т. е. самому порядку вещей. Проистекая из «ложных принципов» свободы и равенства человека, они отрицают богоустановленность власти и объявляют ее источником народ, отвергая тем самым к.-л. обязанность гос-ва по отношению к Богу и относя религ. вопросы к частному делу каждого гражданина. В результате гос-во, строящееся на таких принципах, не признает природу совершенного общества за католич. Церковью, уравнивает ее в правах с др. религиями и ущемляет в делах «двойной юрисдикции», полагая себя вправе расторгать католич. браки, конфисковывать церковное имущество, отменять религ. воспитание в школах, упразднять монашеские ордены и т. д. Тем самым нарушается естественный порядок, и Церковь, несвободная в своих действиях, не может приносить благо обществу в должном объеме. Исключение Церкви из жизни гос-ва является тяжкой и пагубной ошибкой, и гос-во, из к-рого изгнана религия, «никогда не может быть хорошо управляемо», т. к. никакая «гражданская философия жизни и морали» не может заменить религию: «Церковь Христова есть единственная истинная наставница добродетели и страж нравов» (ID. 32). Энциклика указывает на социальную опасность мнения о «суверенитете народа», поскольку из этой доктрины прямо выводится мысль о поощрении мятежей и свержении правителей по желанию толпы, понимаемой как источник власти. Индифферентизм гос-ва в отношении религии, также вытекающий из этой доктрины, уравнивает истинную религию и ложные культы, что приводит к отрицанию всякой религии и атеизму, поскольку противоречия между религиями очевидны, а все религии не могут быть одинаково приемлемыми для Бога (ID. 31). В энциклике подчеркнуто, что осуждение обозначенных теорий и доктрин не означает осуждения к.-л. формы правления, в т. ч. большего или меньшего участия народа в управлении гос-вом; однако за Церковью остается право обличать законодательное утверждение в гос-ве религ. индифферентизма (ID. 36). Учитывая это, католики могут принимать активное участие в политике гос-ва и сотрудничать с ним (ID.

http://pravenc.ru/text/389507.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010