(XI в.), митр. Халкидонский (до 21 марта 1082 - нач. 1086, кон. 1094/нач. 1095-?), богослов, противник имп. Алексея I Комнина (1081-1118). Основной источник сведений о жизни и об учении Л.- рукопись Великой Лавры на Афоне, к-рая была описана в 1886-1887 гг. мон. Александром (Лавриотом) под 139 и датирована XIII в. В ней содержится подборка разнородных по жанру кратких текстов, касающихся фигуры Л. В 1900 г. мон. Александр частично опубликовал ее, однако затем она была утрачена и не была доступна исследователям более 100 лет. В 2003 г. Э. Ламберц совместно с библиотекарем Великой Лавры Никодимом обнаружил кодекс и датировал его кон. XI в. Однако полноценного описания рукописи (ей был присвоен 196) не существует ( Lamberz. 2003. S. 180). Несмотря на то, что это собрание содержит в т. ч. сочинения оппонентов Л. (они остались неизданными), компиляция предположительно принадлежит одному из его сторонников. 1-я часть сборника содержит речи Антиохийского патриарха Иоанна V (IV) Оксита , обращенные к Алексею I Комнину в февр.-марте 1091 г. ( Λαυριτης. 1900. Σ. 354-358, 362-365; новое издание с использованием архива Л. Пти, также работавшего с афонским кодексом - Gautier. 1970. P. 18-55). 2-я часть сборника содержит переписку Л. с его единомышленниками и противниками. Она открывается посланием Л. к императору с критикой его политики конфискации церковной утвари ( Λαυριτης. 1900. Σ. 403-404). Затем следуют 2 письма Л. из ссылки, одно из к-рых надписано «протовестиариссе Анне» (Ibid. Σ. 404-405), однако в действительности было адресовано теще императора Марии Болгарской ( Grumel. 1946. P. 127-130), а другое - патриарху Николаю III Грамматику ( Λαυριτης. 1900. Σ. 405-407). В. Грюмель полагал, что патриарх не мог быть истинным адресатом послания ( Grumel. 1946. P. 130-132), однако его аргументация была отвергнута ( Γλαβνας. 1972. Σ. 146-149). Завершают собрание 3 послания богословского содержания: Василия, митр. Евхаитского,- севастократору Исааку Комнину ( Λαυριτης. 1900. Σ. 411-413), Николая Адрианопольского - Л. (Ibid. Σ. 413) и Л.- Николаю (Ibid. Σ. 414-416, 445-447, 455-456).

http://pravenc.ru/text/2463243.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН III ЛИХУД [греч. Κωνσταντνος Λειχοδης] (ок. 1000, К-поль, по др. данным - Кузинас, близ Смирны, ныне Измир, Турция - 9/10.08.1063, К-поль), патриарх К-польский (со 2 февр. 1059). Основные источники для реконструкции биографии и деятельности К. Л.- произведения его близкого друга Михаила Пселла «Хронография» и «Энкомий» в честь К. Л. (не ранее 1075) ( Любарский. 2001. С. 505). Сообщения этих источников носят субъективный характер; образ К. Л. в них во многом идеализирован (Там же. С. 258-259). Дополнительные сведения содержатся в сочинениях историков Иоанна Скилицы (кон. XI в.), Продолжателя Скилицы, Михаила Атталиата (кон. XI в.) и Иоанна Зонары (2-я пол. XII в.). Сохранились также 3 послания Пселла, адресованные К. Л. Они малоинформативны: письмо с надписанием «протовестиарию Лихуду» ( Σθας. ΜΒ. Τ. 5. Σ. 262-263) относится к эпохе правления Константина IX Мономаха (1042-1055), 2 других (Ibid. Σ. 299-300; Michaelis Pselli Scripta minora. 1941. P. 295-296) - к периоду Патриаршества К. Л. Также К. Л. могло быть адресовано послание Пселла с несохранившимся надписанием ( Σθας. ΜΒ. Τ. 5. Σ. 455-456). К. Л. получил блестящее образование, рано начал придворную карьеру и был введен в состав синклита при имп. Михаиле IV Пафлагоне (1034-1041). Имп. Михаил V Калафат (1041-1042) признавал его таланты, однако не успел наделить его к.-л. офиц. титулами ( Σθας. ΜΒ. Τ. 4. Σ. 398). В нач. 40-х гг. XI в. сын К. Л. патрикий Стефан исполнял обязанности стратига фемы Васпуракан (Закавказье) и ок. 1044 г. был захвачен в плен тюрками-сельджуками ( Scyl. Hist. P. 446). Формирование кружка придворных интеллектуалов, ядро к-рого составили К. Л., Михаил Пселл, буд. патриарх К-польский Иоанн VIII Ксифилин (1064-1075) и свт. Иоанн Мавропод , относится к периоду правления Михаила IV. К. Л. был старше остальных участников кружка и обладал более устойчивым положением при дворе, поэтому мог выполнять роль их покровителя и проводника их интересов.

http://pravenc.ru/text/2057020.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИН [Лат. Marinus], мч. Антиохийский (пам. зап. 22 авг., 16 нояб., 26 дек.; пам. сир. 24 авг.). В Иеронимовом Мартирологе 22 авг. отмечена память «в Антиохии Марина» (MartHieron. Р. 456). Болландисты считают (MartHieron. Comment. P. 458), что в Сирийском бревиарии 411 г. под 24 авг. отмечена память того же мученика (в этом календаре указано лишь имя святого в род. падеже - «Марина», без к.-л. пояснений: Breviarium Syriacum, seu Martyrologium Syriacum saec. IV iuxta Cod. S. M. Musaei Britannici Add. 12150/Ed. B. Mariani. R., 1956. Р. 44). Кроме того, в Иеронимовом Мартирологе под 16 нояб. содержится память «Марина, Секундина, Фронтона в Антиохии» (MartHieron. P. 601). По всей видимости, в этой записи речь также идет о М. (MartHieron. Comment. P. 602). Упоминание вместе Марина и Фронтона заставило исследователей обратить внимание на Похвальное слово Псевдо-Евсевия Кесарийского BHO, N 700, где они также фигурируют среди антиохийских мучеников ( Delehaye. Origines. P. 193-194; MartHieron. Comment. P. 458, 602). С М. болландисты связывают еще одну память в Иеронимовом Мартирологе: 26 дек. «Антиохии, [в церкви святого] Иулиана, Марина» (MartHieron. Comment. Р. 11). Для трактовки толкования этой записи привлекают сообщение «Хроники» Иоанна Малалы об обретении ок. 529 г. близ сир. г. Гиндар (ныне Джандарис, Сирия) мощей некоего мч. Марина и их перенесении в предместье Антиохии в ц. св. Иулиана ( Ioan. Malal. Chron. 1831. Р. 452). Исследователи осторожно высказывали предположения о тождестве этого святого с мч. Марином Аназарвским или мч. Марином Римским, однако наиболее вероятной представлялась гипотеза о сир. происхождении этого мученика (MartHieron. Comment. Р. 11; Amore A. Marino, santo, martire//BiblSS. Vol. 8. Col. 1171-1172; Sauget J.-M. Marino, santo, martire di Anazarbo//Ibid. Col. 1172-1173). Лит.: Delehaye. Origines. P. 86, 193-194; Sauget J.-M. Marino, Secondino e Frontone, santi, martiri di Antiochia//BiblSS. Vol. 8. Col. 1182; Saxer V. Marinus//EEC. P. 525. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/2562042.html

Соответственно колокольню , а также литейную мастерскую для колоколов в средние века на Западе называли campanarium ( Ekkehardus Sangallensis IV. Casuum S. Galli continuatio prima. 3//MGH. SS. T. 2. P. 99; Notkeri Balbuli Gesta Karoli Magni imperatoris. 1. 29//Ibid. Script. Rer. Germ. N. S. T. 12. P. 40; Gesta pontificum Cameracensium [ок. 1041-1043 гг.]. 2. 1-2//PL. 149. Col. 123-124; Idem//MGH. SS. T. 7. P. 455; Leo Marsicanus, Petrus diaconus. Chronica monasterii Casinensis. 1. 17//MGH. SS. T. 7. P. 593; Petrus Aldenburgensis. Tractatus de ecclesia [после 1084 г.]. 18//Ibid. T. 15. Pars 2. P. 871; Continuatio Burburgensis [ad Sigeberti Chronographiam] 1143 гг.]//Ibid. T. 6. P. 456, 457; Hildebertus, episcopus Cenomannensis. Vita sancti Hugonis abbati Cluniacensis г.]. 4. 27//PL. 159. Col. 877; Burchardus Urspergensis. Chronicon. Anno 1157//MGH. Script. Rer. Germ. T. 16. P. 45; Honor. August. Gemma anim. 1. 144 [XII в.]//PL. 172. Col. 589), campanar (Gesta episcoporum Tullensium usque ad a. 1107. 47//PL. 157. Col. 472-473; Idem//MGH. SS. T. 8. P. 647), campanal ( Angelrannus. Eadem historia [relationis S. Richarii abbati Centulensis] metrice descripta//ActaSS. Apr. T. 3. P. 460) или campanile (Leo IV (847-855)//LP. Vol. 2. P. 119; Leo Marsicanus, Petrus diaconus. Chronica monasterii Casinensis. 3. 69//MGH. SS. T. 7. P. 750; Chronicon Salernitanum. 97//Ibid. T. 3. P. 516; Continuatio Aquicinctina [ad Sigeberti Chronographiam, 1204 г.]//Ibid. T. 6. P. 437). Звонарь по-латыни - campanarius (Chronicon Hildesheimense [XI в.]//PL. 141. Col. 1266; K. Heinrich V. bestätigt die alten Rechte der Canoniker zu Luttich und Mastricht. 4 г.]// Waitz G. Urkunden zur deutschen Verfassungsgeschichte im 11. und 12. Jh. Kiel, 1871. N 7/8. S. 21; Heinrici IV Diplomata. N 336 г.]//MGH. Dipl. Reg. Imp. T. 6. Tl. 2. P. 443; Die Urkunden Heinrichs des Löwen. N 27 г.]//MGH. Dipl. C 3: Laienfürsten- und Dynastenurkunden der Kaiserzeit. Lpz., 1941. Bd. 1. Stück 1. N 27. P. 38; Muller S., Bouman A. C. Oorkondenboek van het Sticht Utrecht tot 1301. Utrecht, 1920. T. 1. N 440. P. 394 г.]), campanator (так же мог называться литейщик колоколов; см.: Blaise. 1975. P. 131) или campanista (Vita S. Yvonis//ActaSS. Maii. T. 4. P. 598); иногда словом campanarius обозначался мальчик-певчий (Concilium Coloniense г.]. Canon 8; см.: Blaise. 1975. P. 131). Слово campanaria могло означать должность звонаря (Concilium Trevirense г.]. 6. 52// Mart è ne E., Durand U. Veterum scriptorum et monumentorum(?) amplissima collectio. P., 1733. T. 7. Col. 113; известна и др. форма - campanariatus), а также жену звонаря или литейщика колоколов (см.: Du Cange. 1883. P. 58).

http://pravenc.ru/text/1470141.html

Г. для назидания монахов («Этот отец Исаия, которому принадлежит Книга увещаний» ( Zachariae Scholastico Vita Isaiae monachi. P. 3. 16-17. (CSCO; 8))). Это утверждение дало основание Г. Крюгеру выдвинуть гипотезу о принадлежности И. Г. «Аскетикона», авторство к-рого традиционно приписывается Исаии Скитскому . «Аскетикон» впервые издан Августином Иорданитисом по рукописи XVII в. (Ιεροσλυμα, 1911; 2-е изд.: Βλος, 1962. Фрагменты, принадлежащие Исаии - рус. пер.: Добротолюбие. Т. 1. С. 456-463). И. Г. не мог быть автором изначального текста «Аскетикона», отражающего традиции и практику егип. отшельников времен становления монашества (IV в.). Кроме того, нет оснований для отождествления «Аскетикона» и «Книги увещаний». В «Аскетиконе» можно найти следы 5 редакций, и И. Г., как человек, знакомый с традициями егип. монашества, мог быть составителем одной из них, адаптированной для палестинских монахов (подробнее см. в ст. Добротолюбие ). И. Г. почитается как святой в Сирийской яковитской Церкви. Его память помещена вместе с памятью Петра Ивера под 25-м днем месяца 2-го тешрина (нояб.) в Мартирологе Рабана Слибы (кон. XIII в.) с титулом «детоводитель». Ист.: BHO, N 550; Raabe R. Petrus der Iberer. Lpz., 1895. S. 96-99, 101-104; Kugener M.-A. Sévère, Patriarche d " Antioche, 512-518: Textes syriaques. P., 1907. Pt. 1: Vie de Sévère par Zacharie le Scholastique. P. 78. (PO; T. 2. Fasc. 1. N 6); Nau F. Jean Rufus, évêque de Maïouma. Plérophories. P., 1912. P. 27-28, 47-48, 101, 121-122, 148. (PO; T. 8. Fasc. 1. N 86); Zachariae Scholastico Vita Isaiae monachi//Vitae virorum apud monophysitas celeberrimorum/Ed. E. W. Brooks. P., 1907. [Pt. 1: Syriac text.] P. 1-16; [Pt. 2: Latin trasl.] P. 1-10. (CSCO; 7, 8. Syr.; 25); Peeters P. Le martyrologe de Rabban Sliba//AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 142, 168. Лит.: Krüger G. Wer war Pseudo-Dionysios?//BZ. 1899. Bd. 8. S. 302-305; Kugener M. A. Observations sur la Vie de l " ascète Isaïe et sur les Vies de Pierre I " Ibérien et de Théodore d " Antinoé par Zacharie le Scolastique//Ibid. 1900. Bd. 9. S. 464-470; Vailhé S. Le mystique monophysite, le moine Isaïe//EO. 1906. Vol. 9. P. 81-91; Petit L. Isaïe (2)//DTC. T. 8. Col. 79-81; Viller M. La spiritualité des premiers siècles chrétiens. P., 1930. P. 60; Devos P. Quand Pierre l " Ibère vint-il à Jérusalem?//AnBoll. 1968. Vol. 86. P. 337-350; Draguet R. Les 5 recensions de I " Ascéticon syriaque de l " abba Isaïe. Louvain, 1968. [Vol. 2. Pt. 1:] Introduction au problème isaïen P. (CSCO; 293. Syr.; 122); Chitty D. J. Abba Isaiah//JThSt. N. S. 1971. Vol. 22. P. 47-72; Regnault L. Isaïe de Scété ou de Gaza//DSAMDH. T. 7. Pt. 2. Col. 2083-2095; Perrone L. La Chiesa di Palestina e le controversie cristologiche. Brescia, 1980. P. 27-93; Aubert R. Isaïe de Gaza//DHGE. 1997. T. 26. Col. 115-117. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/674850.html

1965. P. 27-28). В мон-ре Драгомирна хранится ок. 50 рукописей, представляющих собой культурное наследие Молдавского княжества, над к-рыми работали мастера из М. Со временем б-ка мон-ря была укомплектована новыми книгами, М. стал одним из культурных центров Молдавского княжества, в к-ром рукописи переводили с греческого на славянский (позже на румынский) язык и переписывали ценные книги, затем распространявшиеся по всему княжеству и за его пределами. В музее М. сохранились рукописи и старопечатные книги, иконы XVI-XVIII вв., воеводский трон Петру IV Рареша (XVI в.), вышивки времен св. Стефана III ( Nicolescu. 1965. P. 22-27). Среди старопечатных книг, принадлежавших М.,- 1-я печатная книга на молдавском (румынском) языке - «Казания» митр. Варлаама (Моцока) (Яссы, 1643), Октоих (Бухарест, 1774), Минея на окт. (Рымник, 1776), Антологион (Бухарест, 1777), Часослов (Яссы, 1777), Минея на нояб. (Рымник, 1778), Минея на дек. (Рымник, 1779), Минея на янв. (Рымник, 1779), Минея на февр. (Рымник, 1779), Минея на март (Рымник, 1779), Минея на апр. (Рымник, 1780), Минея на июнь (Рымник, 1780). В кафоликоне М. хранятся мощи и частицы мощей свт. Василя Великого, мч. Харалампия, мч. Мины, мч. Трифона, свт. Нифонта, св. Нектария, св. Олимпиады, вмч. Пантелеимона и сщмч. Антима Ивиряну. Ист: DRH. A. Moldova. 1975. Vol. 1. P. 23. N 16; P. 38-39. N 27; P. 420-421. N 4; P. 62-63. N 43; Ureche Grigore. Letopiseul rii Moldovei de la Drago-vod pân la Aron-vod//Letopiseul arii Moldovei/Îngrijirea textelor, glosar i indici: T. Celac. Chiinu. 1990. P. 30-31. Лит.: Калужняцкий Е. Кирилловское письмо у румын. Пг., 1915. (ЭСФ; Вып. 4.2); Iorga N., Bal G. Histoire de l " art roumain ancien. P., 1922; Bal ., Nicolescu C. Mnstirea Moldovia. Bucur., 1958; V t ianu V. Istoria artei feudale în rile Române. Bucur., 1959. Vol. 1: Arta în perioada de dezvoltare a feudalismului. P. 309-311; idem. Pictura mural româneasc în veacurile XIV-XVI. Bucur., 1965. P. 29-33 (на румын. и фр. языках); Zugrav I. Trei manuscrise liturgice de la episcopul Efrem al Rduilor//Mitropolia Moldovei i a Sucevei. 1963. An. 39. N 7/8. P. 456-460; Nicolescu C. Mnstirea Moldovia. Bucur., 1967; Grigora N., Capro u I. Biserici i mnstiri vechi din Moldova pân la mijlocul secolului al XV-lea. Bucur., 1968; N stase D. Arhitectura//Istoria artelor plastice în România/Ed. G. Oprescu. Bucur., 1968. Vol. 1. P. 180-188; Bal . Câteva date noi despre mnstirea Moldovia//Buletinul Monumentelos istorice. Bucur., 1971. An. 40. Vol. 3. P. 85-86; Cantacuzino Gh. Vechea mnstire a Moldovia în lumina cercetrilor arheologice//Ibid. P. 79-84; Bogdan D. P. Paleografia româno-slav. Bucur., 1978. P. 86, 118-119, 249, 259, 271-272; Cereteu I. Biserici i mnstiri din Moldova: Secolul al XIV-lea i prima jumtate a secolului al XV-lea. Brila, 2004. P. 50-52; Mitric O. Cartea româneasc veche în judeul Suceava: Catalog. Suceava, 20052. И. Черетеу Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564046.html

О почитании К. в г. Ош известно с XII в. Во имя святого была освящена капелла, о к-рой упоминается в привилегии папы Римского Пасхалия II (1105) и в документе, составленном ок. 1175 (Cartulaires de l " église métropolitaine Sainte-Marie d " Auch/Éd. C. Lacave La Plagne Barris. P.; Auch, 1899. P. 78, 209). Поминовение К. 13 июня указано в календаре XII в. из мон-ря св. Оренция в Оше (Paris. Nouv. acq. lat. 456. Fol. 16-24; Degert A. Le plus ancien manuscrit connu du prieuré de Saint-Orens//Revue de Gascogne. N. S. Auch, 1905. T. 5. P. 213). О мощах К., хранившихся в монастыре св. Оренция, сообщалось в «древних мартирологах» из аббатства Песан и приората Сен-Мон, предположительно составленных в XIII в. ( Brugeles. 1746. P. 332; рукописи, вероятно, утрачены, о документах из Пессана см.: Samaran Ch. Chartes retrouvées de l " abbaye bénédictine de Pessan (IXe-XIIe siècle)// Idem. Une longue vie d " érudit: Recueil d " études de Ch. Samaran. Gen., 1978. Vol. 2. P. 879-885). В XVI-XVII вв. в монастырской церкви св. Оренция существовал алтарь во имя К., предназначенный для приходских богослужений ( Cané to F. Prieuré de Saint-Orens d " Auch: Étude historique et monumentale//Revue de Gascogne. 1870. T. 11. P. 275). В описях монастырских ценностей XVII в. упоминается о серебряной раке с мощами К., а в описи 1790 г.- о серебряном бюсте-реликварии. Впосл. ценности были конфискованы, мощи К. утрачены ( Dellas E. Le trésor de Saint-Orens d " Auch au XVIIe siècle//Ibid. 1896. T. 37. P. 267-273). В мон-ре св. Оренция хранилась также каменная гробница, в которой, по преданию, был похоронен К. Это мраморный саркофаг IV в., украшенный рельефами на темы грехопадения и искупления (в наст. время в музее Сен-Реймон, Тулуза). Поминовение К. 1 июня указано в печатном бревиарии архиеп-ства Ош (Breviarium metropolitaneum ad usum insignis ecclesie beate Marie Auxis. Auch, 1533. Fol. 309r). Достоверные сведения о почитании К. в Бордо восходят к XIV в. Память святого указана в бревиариях, созданных в этот период для некоторых городских храмов ( Leroquais.

http://pravenc.ru/text/1841243.html

1907. Vol. 2. P. 117-119). Сюжеты сказаний об О. м. отличаются шаблонностью и типичны для римских агиографических произведений V-VII вв. Особое внимание, к-рое агиографы уделили обстоятельствам захоронений мучеников, вероятно, было связано с местным почитанием их гробниц ( Bauer. 2003. S. 51-52). Т. о., вопреки мнению Стилтинга, к-рый считал Мученичества Кенсорина и Авреи достоверными источниками сведений о гонениях на христиан (ActaSS. Sept. T. 2. P. 519-520), исследователи обычно рассматривают их как лит. произведения, не имеющие исторической ценности ( Delehaye. Origines. P. 294). Почитание Базилика св. Авреи в Остии-Антике. 1483. Фото: D. Jarvis Базилика св. Авреи в Остии-Антике. 1483. Фото: D. Jarvis В древнейшем рим. календаре «Depositio martyrum» (сер. IV в.) упомянуты только те О. м., которые были похоронены в Римском Порте: под 5 сент. помещены имена Аконция, Нонна, Геркулана и Таврина (MGH. SS. AA. T. 9. P. 72). Дни памяти почти всех О. м. указаны в Иеронимовом Мартирологе (V-VI вв.): кроме дня памяти мучеников, похороненных в Римском Порте (5 сент.) (MartHieron. P. 489), здесь приведены 2 дня памяти Авреи - под 20 мая с указанием «в Остии» и под 22 авг. с указанием «в Римском Порте» (Ibid. P. 264, 456). Под 23 авг. помещены имена Кириака и Архелая, пострадавших в Остии, а также Ипполита, названного Нонном и казненного в Римском Порте (Ibid. P. 459). В Мартирологе Беды Достопочтенного (1-я пол. VIII в.) память О. м. не обозначена ( Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 47-48), а в королингских «исторических» Мартирологах приведены лишь отдельные дни памяти этих святых. Так, в Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.) под 22 авг. содержатся имена Ипполита, Кириака и Архелая в Римском Порте (Ibid. P. 339). В Мартирологах Адона Вьеннского и Узуарда (2-я пол. IX в.) память этих мучеников обозначена под 23 авг. (MartAdon. P. 281; MartUsuard. P. 288). В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) под 23 авг. указаны имена еп.

http://pravenc.ru/text/2581655.html

29 Ibid. л. 18 обор. Ср. совр. рубр.: «аще пред освящением святых даров муха впадет во святую чашу». 30 Ibid. л. 19 обор. Ср. совр. рубр.: «аще что от божественный крове укапнет на дску, на земли голый»; «аще на подножном сукне или ковре укапнет божественная кровь». 31 Ibid. л. 21 обор. Ср. совр. рубр.: «аще на индитиях престольных, аще на покровец или на святую одежду укапнет святая кровь». 32 Ibid. л. 21 обор. 22 Ср. совр. рубр. «аще случаем коим приключится всей божественней крови излятися»; «аще ничтоже останет во святой чаше». 35 Ibid. л. 23 и обор. Ср. начальный рубрики современного отдела «о прислучаях недостаточества служащего священника». 53 Евхологион, албо Молитвослов, или Требник, имеяй в себе церковные различные последования, иереям подобающие. Стр. 217–70. Киев. 1646 г. 61 Ibid., л. 51 – 88. «Воумление» усвояют Евфимию Горский и Невоструев. (Описание словян. рук. Москов. Синод, библ. II, 3, стр. 454). Миркович (О времени пресуществления даров, стр. 38, 253), Сменцовский (Братья Лихуды, стр. 104, 135). 91 Деяния Московских соборов 1665 и 1667 г. Книга деяний соборных 1667 г. л. 64 и обор. Москва. 1893 г. 92 Писания отцов и учителей церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. III т. стр. 152. 97 Правила св. апостол. стр. 61. М. 1876 г. Ср. 151 ст. Номоканона. Павлов. Номоканон, стр. 289. 98 Правила св. поместных соборов. Вып. I, стр. 151. Ср. 38 пр. Карфагенского собора и толкование на него Аристина. Ibid., вып. II, стр. 470. 100 Кормчая. Часть I, л. 176 обор. Ср. «Поучение святительское новопоставленному священнику» по списку XIII ст. Русская Историческая Библиотека. VI т., 1 ч.. столбец 106. 109 Правила св. поместных соборов. Вып. II, стр. 379. Это предписание удерживает как требник Могилы (стр. 222), так и «Воумление» – (л. 53 обор.). 110 Ρλλη α Πτλη Σνταγμα. IV, σ. 456 – 7. Небезизвестны были данные постановления и древнерусской церкви. Так, по наставлению епископа Нифонта, в день совокупления священник не только не должен служить литургии, но и входить в алтарь. Русская Историческая Библиотека. VI т., 1 ч., стол. 31. Плотское общение он допускает в промежуточные между совершением евхаристии дни. «Аще поп восхощет служити в неделю и вувотник, может совокоупитисися мыже деньми, израния в понедельник. Ibid. Ср. и столб. 45.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

32 Guillelmus (Willb), Tyrensis archiep. Historia rerum in partibus transmarinis gestarum, lib XXII, cap. 12–13 (Migne. PL. T. 201, pp. 859–861). 33 Guillelmus Tyr. Historia, lib. II, cap. 10. Ibid., p. 260; cf. Pichler. Geschichte der Kirchlich Trennung. В. I, S. 282. 36 Innocentii epistola episcopis, abbatibus in exercitu crucesignatorum apud Constantinopolim existentibus. Migne. PL. T. 215, p. 456. 38 Epistola Balduini imperatoris ad papam. Помещено между письмами Иннокентия. Migne. Ibid. Т. 215, pp. 447, 452. 40 Анна Комнина. Сказание о делах царя Алексея Комнина. Кн. I, гл. 13, с. 60. Перевод. Том I (Спб., 1859). Содержание же 2-го тома мы будем цитировать по изданию Миня. 43 Βαλσαμν Μελετη χαριν των πατριαρχικν προνομων. Rahlly et Potly. Syntagma canonum. Т. IV, pp. 543–544, 547. Athenae, 1854. 46 Фрагмент находится в Синопсисе Алексея Аристина (ок. 1150 г.). Pichler, S. 274–275. Точный рассказ об отношении Аврелиана к папе см. в Церковной Истории Евсевия, VII, 30 ad fin. 48 Allatii De libris ecclesiasticis graecis, p. 182 (Игумена Арсения об отношениях церквей Латинской и Греческой в период крестовых походов: ЖМНП, 1867. Т. 133, с· 520. 51 Правила с толкованиями (изд. Общ. Любит. Дух. Просвещ.), с. 368 (толкование та 14-е пр. Халкидонского собора); Quaest. 35 ad Marc. Alexandr.: Rhally. Synt. IV, p. 476. 56 Germani patriarchae epistola missa in insulam Cyprum: Cotelerii. Monumenta ecclesiae Graecae. Т. II, pp. 462–472. 61 Сочинение: Graecorum malae consuetudines напечатано среди текста другого анонимного сочинения под заглавием: Tractatus contra Graecos – в виде приложения этому последнему Maxima Bibliotheca veterum patrum et antiquorum scriptorum eclesiasticarum, a Bigne edita. T. 27, pp. 609–611. Lugduni, 1677. Очевидно, сочинение Tract. contra Gr. есть компиляция. 63 М. Чельцов . Полемика между греками и латинянами по вопросу об опресноках, с. 86 СПб., 1879. Сочинение, из которого взято автором это замечание Николая, до последнего времени известно было лишь в рукописи; но в настоящее время оно отпечатано в оригинале с переводом неутомимым ученым, епископом Арсением (Иващенко), под заглавием «Два неизданных произведения Николая, епископа Мефонского (второе озаглавливается «Слово к латинянам об опресноках») Цитируемое место см. на с. 115 (Новгород, 1897).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010