Ист.: Aug. In Ps. 49. 9//PL. 36. Col. 571; Idem. 149. 17//PL. 37. Col. 1880; Aug. Serm. 306//PL. 38. Col. 1400-1405; Aug. Serm. 306a//Miscellanea Agostiniana. R., 1930. T. 1: Sancti Augustini Sermones post Maurinos reperti. P. 645-646; Aug. Serm. 306b//Ibid. P. 90-97; Aug. Serm. 306c//Ibid. P. 646-653; Aug. Serm. 306d//RBen. 1938. T. 50. P. 16-20; Aug. Serm. 306e// Augustin d " Hippone. Vingt-six sermons au peuple d " Afrique/Éd. F. Dolbeau. P., 1996. P. 210-218; Aug. Serm. 330//PL. 38. Col. 1456-1459; Aug. Serm. 335e//RBen. 1939. T. 51. P. 21-23; Possid. Indiculus opusculorum S. Augustini. 9//PL. 46. Col. 19; Prudent. Perist. XIII 76-87//Prudentius/Transl. H. J. Thomson. L.; Camb. (Mass.), 1953. Vol. 2. P. 334-335; ActaSS. Aug. T. 4. P. 761-765; MartHieron. Comment. P. 274-275, 448-450, 455; Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 270, 335; MartUsuard//PL. 124. Col. 89-90, 393-394; Petr. Natal. CatSS. VII 105; MartRom. Comment. P. 209-210, 350-352, 356-357. Лит.: Benson E. W. Cyprian: His Life, His Times, His Work. L., 1897. P. 517-518; Monceaux P. Les martyrs d " Utique et la légende de la «Massa candida»//RA. Sér. 3. 1900. Vol. 37. P. 404-411; idem. Histoire littéraire de l " Afrique chrétienne. P., 1902. T. 2. P. 141-147; Franchi de " Cavalieri P. I martiri della Massa candida// Idem. Nuove note agiografiche. R., 1902. P. 37-51. (ST; 9); Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 248-249, 268-270, 369, 380, 428, 482-483; Morin G. La Massa Candida et le martyr S. Quadratus d " après deux sermons inédits de S. Augustin//Rendiconti della Pontificia Accademia romana di archeologia. Ser. 3. R., 1925. Vol. 3. P. 289-312; Delehaye. Origines. P. 384-385; Gordini G. D. Massa Candida//BiblSS. Vol. 9. Col. 4-6; idem. Quadrato//BiblSS. Vol. 10. Col. 1270-1271; Saxer V. Morts, martyrs, reliques en Afrique chrétienne aux premiers siècles. P., 1980. P. 214-219, 223, 226-227, 318-319; Petruccione J. The Persecutor " s Envy and the Martyr " s Death in «Peristephanon» 13 and 7//Sacris Erudiri. Turnhout, 1991. Vol. 32. P. 69-93; Scorza Barcellona F. In margine ai sermoni «de sanctis» di Agostino//L " adorabile vescovo d " Ippona: Atti del convegno di Paola (24-25 maggio 2000)/Ed. F. E. Consolino. Soveria Mannelli, 2001. P. 111-132; Fux P.-Y. Les sept Passions de Prudence: «Peristephanon» 2. 5. 9. 11-14: Introd. générale et comment. Fribourg, 2003.

http://pravenc.ru/text/1684001.html

С. 110-124; Laonikos Chalkokondyles. The Histories/Transl. A. Kaldellis. Camb. (Mass.); L., 2014. 2 vol. (DOML.; 33-34). Лит.: PLP, N 30512; Miller W. The Last Athenian Historian: Laonikos Chalkokondyles//JHS. 1922. Vol. 42. N 1. P. 36-49; Dark ó J. Zum Leben des Laonikos Chalkondyles//BZ. 1923. Bd. 24. H. 1. S. 29-39; idem. Neue Beiträge zur Biographie des Laonikos Chalkokandyles//Ibid. 1927. Bd. 27. S. 276-285; Веселаго Е. Б. Известия Лаоника Халкокондила об албанцах//ВВ. 1956. Т. 10(35). С. 133-160; она же. Историческое соч. Лаоника Халкокондила: (Опыт лит. характ-ки)//Там же. 1957. Т. 12(37). С. 203-217; она же. Еще раз о Лаонике Халкокондиле и его ист. труде//Там же. 1958. Т. 14(39). С. 190-199; она же. К вопросу об обществ.-полит. взглядах и мировоззрении визант. историка XV в. Лаоника Халкокондила//ВМУ: Ист. 1960. Вып. 1. С. 43-49; Греку В. К вопросу о биографии и ист. труде Лаоника Халкокондила//ВВ. 1958. Т. 13(38). С. 198-210; Ba tav . Die türkischen Quellen des Laonikos Chalkondylas//Akten des XI. intern. Byzantinistenkongresses/Hrsg. F. Dölger, H.-G. Beck. Münch., 1960. S. 35-42; Диттен Г. Известия Лаоника Халкокондила о России//ВВ. 1962. Т. 21(46). С. 51-94; idem. (Ditten H.) Spanien und die Spanier im Spiegel der Geschichtsschreibung des byzantinischen Historikers Laonikos Chalkokondyles//Helikon. Messina, 1963. Vol. 3. P. 170-195; idem. Bemerkungen zu Laonikos Chalkokondyles " Nachrichten über die Länder und Völker an den europäischen Küsten des Schwarzen Meeres//Klio. Lpz., 1965. Bd. 43/45. S. 185-246; idem. Bemerkungen zu Laonikos Chalkokondyles " Deutschland-Exkurs//ByzF. 1966. Bd. 1. S. 49-75; idem. Der Russland-Exkurs des Laonikos Chalkokondyles. B., 1968; Vryonis S. Laonikos Chalkokondyles and the Ottoman Budget//IJMES. Camb., 1976. Vol. 7. N 3. P. 423-432; Nicoloudis N. Laonikos Chalkokondyles on the Council of Florence//ΕΘ. 1992. Τ. 3. Σ. 132-134; idem. Observations on the Possible Sources of Laonikos Chalkokondyles " Demonstrations of Histories//Βυζαντιν.

http://pravenc.ru/text/2463117.html

В раннехрист. лит-ре до кон. II - нач. III в. нет прямых сведений о возрасте И. О. и его жизни до обручения с Девой Марией. Впервые предание о том, что И. О. имел детей от 1-го брака, упоминает Ориген, ссылаясь на апокрифические источники, в т. ч. на «Протоевангелие Иакова» ( Orig. In Matth. 10. 17). В др. сочинении Ориген называет И. О. «приемным отцом» ( Orig. Hom. in Luc. 16. 1). Свт. Епифаний Кипрский, следуя за Оригеном, первым среди отцов Церкви характеризует И. О. как 80-летнего старца-вдовца, вступившего в брак с юной Марией, давшей обет целомудрия ( Epiph. Adv. haer. 51. 10-11). Свт. Епифаний также добавляет, что у И. О. было 6 сыновей (Ibid. 51. 10) или 4 сына и 2 дочери (Ibid. 78. 7) от 1-го брака. Именно этот взгляд получил распространение в вост. традиции, где практически все отцы и учители Церкви видели в братьях Господних детей от 1-го брака И. О., т. е. сводных братьев Христа. На Западе эту т. зр. разделял свт. Иларий Пиктавийский ( Hilar. Pict. In Matth. 1. 4) (см. подробнее в ст. Братья Господни ). Блж. Иероним Стридонский в полемике с Гельвидием настаивал на том, что и И. О. «благодаря Марии был девственником, так что у девственной четы родился сын-девственник» ( Hieron. Adv. Helvid. 21; ср.: Idem. In Matth. 2), а братья Иисуса были детьми сестры Пресв. Богородицы - Марии Клеоповой ( Idem. Adv. Helvid. 16-17; Idem. In Matth. 4. 16). Истолковывая слова в Мф 1. 25: «Она родила Сына Своего первенца...», блж. Иероним утверждает, что в Свящ. Писании обычно первенцем называется «не только тот, после которого были и другие, но и тот, прежде которого не было никого» (ср.: Числ 18. 15; Исх 34. 19-20); тем самым блж. Иероним доказывает, что И. О. не имел брачной связи с Марией ни до, ни после рождения Спасителя ( Hieron. Adv. Helvid. 13-14). Мнение блж. Иеронима о том, что И. О. был девственником, не разделяли ни вост., ни зап. отцы Церкви в ранний период, кроме блж. Августина ( Aug. De opere monach. 13. 14; Idem. Serm. 51. 21 sqq.). Именно благодаря авторитету блж. Августина представление о девственности И. О. получило широкое распространение на Западе в средние века, начиная с X в. ( Holzmeister. 1945. P. 65).

http://pravenc.ru/text/1470695.html

Лит.: Dalman G. Die Worte Jesu. Lpz., 1898, 19302. Darmstadt, 1965r. S. 283-365; Foerster W. πιοσιος//ThWNT. 1935. Bd. 2. S. 578-595; Lohmeyer E. Das Vater-Unser. Gött., 1946, 19625; Kuhn K. G. Achtzehngebet und Vaterunser und der Reim. Tüb., 1950; Schürmann H. Das Gebet des Herrn. Freiburg i. Br., 1958, 19814; Jeremias J. Das Vater-Unser im Lichte der neueren Forschung// Idem. Abba. Gött., 1966. S. 152-189; Brown R. E. The Pater Noster as an Eschatological Prayer// Idem. NT Essays. Garden City; N. Y., 1968. P. 275-320; Carmignac J. Recherches sur le «Notre Pere». P., 1969; Brocke M., Petuchowski J. J., Strolz W., Hrsg. Das Vaterunser: Gemeinsames im Beten v. Juden u. Christen, Freiburg i. Br. 1974; Heinemann J. Prayer in the Talmud. B., 1977; Rordorf W. The Lord " s Prayer in the Light of Its Liturgical Use in the Early Church//StLit 1980/1981. Vol. 14. N 1. P. 1-19; Schelbert G. Sprachgeschichtliches zu «abba»//Mélanges D. Barthélemy: Études bibliques offertes à l " occasion de son 60 anniversaire/Ed. P. Casetti e. a. Fribourg, 1981. P. 395-447; Luz U. Das Evangelium nach Matthäus. Zürich, 1985. Düss., 20025. Bd. 1: Mt 1-7. S. 432-458; Barr J. «Abba» isn " t «Daddy»//JThSt. N. S. 1988. Vol. 39. P. 28-47; Davies W. D., Allison D. C. A Critical and Exegetical Comment on the Gospel According to St. Matthew. Edinb., 1988. Vol. 1. P. 590-615; Lochman J. M. Unser Vater: Auslegung des Vaterunsers. Gütersloh, 1988; Delobel J. The Lord " s Prayer in the Textual Tradition// Sevrin J.-M., ed. The NT in Early Christianity. Leuven, 1989. P. 293-309; Kratz R. G. Die Gnade des täglichen Brots//ZTK. 1992. Bd. 89. N 1. S. 1-40; Betz H. D. The Sermon on the Mount. Minneapolis, 1995. P. 370-415; Carter W. Recalling the Lord " s Prayer: The Authorial Audience and Matthew " s Prayer as Familiar Liturgical Experience//CBQ. 1995. Vol. 57. N 3. P. 514-530; Bovon F. Das Evangelium nach Lukas. Zürich, 1996. Bd. 2: Lk 9. 51 - 14. 35. S. 117-143; Carruth Sh., Garsky A., Hrsg. The Database of the Intern. Q Project: Q 11, 2b - 4. Leuven, 1996; Gerhardsson B. The Matthean Version of the Lord " s Prayer (Mt 6. 9b - 13)// Idem. The Shema in the NT. Lund, 1996. P. 84-98; Luz U., Leonhard C., Seitz M. Vaterunser//TRE. 2002. Bd. 34. S. 504-529; Frankemölle H. Vater unser - Awinu: Das Gebet der Juden und Christen. Lpz., 2012; Clark D. A. The Lord " s Prayer: Origins and Early Interpretations. Turnhout, 2016; Frey J. Das Vaterunser im Horizont antik-jüdischen Betens unter besonderer Berücksichtigung der Textfunde vom Toten Meer//Das Vaterunser in seinen antiken Kontexten: Zum Gedenken an E. Lohse/Hrsg. F. Wilk. Gött., 2016. S. 1-24; Wehnert J. Ein Gebet für alle christlichen Gemeinden: Zum Vaterunser in der Didache//Ibid. S. 143-162; Wilk F. «So sollt ihr beten...»: Das Vaterunser als Element der frühen Jesusüberlieferung//Ibid. S. 83-102; Wolter M. Das Gebet der Jünger: Das Vaterunser im Lukasevangelium (Lk 11. 2c - 4)//Ibid. S. 125-142.

http://pravenc.ru/text/2581755.html

Екатеринбурга», 1864, 26–28. «Полуторастолетие Екатеринбурга», 1873 г., 53–60, 63, 64, 79–86. «Челобитная царям Иоанну и Петру Алексеевичам от жителей Сибирских слобод и башкирцев», 1868 г., 12–15. «Об открытии и первоначальной разработке магнитной горы Благодати», 1866 г., 86–79. «О начале монетного дела в гор. Екатеринбурге», 1870 г., 51. «О Богословских заводах и о заводчике Походяшине», 1872 г., 30–34, 37, 41–46, 51, 52. «Исторические сведения о бывших Кунгурских заводах», 1866 г., 61–62. «Василий Никитич Татищев; жизнь его с 1722 по 1734 год», 1867 г., 61–63, 65, 68, 69, 73–74, 77–81, 83 и 88». «Василий Никитич Татищев и первое управление его Уральскими заводами», 1867 г., 13, 14, 16, 17, 21, 22, 25, 26. «Член Екатеринбургской горной канцелярии M. M. Башмаков и действие его во время Пугачевщины», 1869 г., 52, 53, 59–61. «Дополнение и поправка к предыдущей статье», 1869 г., 86. «Челобитная крестьянских девушек 1700 г.», 1873 г., 16 и 17. «Примечания и пояснения к челобитной», 1868 г., 12, 13 и 15. «Примеры служебных перекоров в прошлом столетии», 1873 г., 27, 40, 42 и 43. «О некоей исторической будто бы записке», 1870 г., 53, 60–64. «Дополнение к предыдущей статье», 1871 г., 16–18. «Еще о продаже казенных заводов», 1861 г., 46. «Известия о Пермской губ. в Шанхайской газете», 1866 г., 64–65. «Диковинная книжка о Пермской губернии» (разбор труда И. Ф. Штукенберга), 1867 г., 51 и 52. В «Пермском Сборнике»: «Указатель сочинений, в которых заключаются географические и статистические сведения о Пермской губернии», том II, приложение. В «Сборнике Пермского земства»: «О местах жительства и образе жизни вогул» (по Альквисту), 1874 г., 1. «Географический и статистический словарь Пермской губернии», в приложениях к «Сборнику» с 1873 года. В «Екатеринбургской Неделе»: «Инструкции, данные первому полицеймейстеру г. Екатеринбурга», 1879 г., 6. В «Записках Уральского Общества любителей естествознания»: «Заметка о статье д-ра Барановского: «Пещера дружбы», 1874 г., 1. «О результатах экспедиции Казанского Общества естествоиспытателей для исследования вогул», ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Кн. А. Б. Лобанов-Ростовский. «Русская Родословная Книга», т. II, СПб. 1895 г.; «Земледельческий Журнал» 1829 г., XXVI (статья Е. Е. Мина); «Иллюстрация» 1846 г., 9 (ст. С. Д. Полторацкого); «Журнал Коннозаводства» 1866 г., 4, стр. 22–23; А. П. Перепелкин. «Историч. записка об учреждении Импер. Моск. Общества Сельского Хозяйства», M. 1895 г., стр. 6, 7, 9–12 (записка П-го), 13, 14, 26, 28, 40, 55, 60, 75, с портр.; его же, «Краткий исторический очерк Московской Земледельческой Школы Императорского Московского Общества Сельского Хозяйства» изд. 2-е, М. 1897, стр. 6 и 8 (с портр.); К. Вернер – в «Вестнике Сельского Хозяйства» 1901 г., 98, стр. 3–5, 99, стр. 4–5 и 100, стр. 5–6 (с портр.); A. Рознотовский, «Продолжение нового земледелия, основанного на правилах т. сов. и. X. Шубарта фон Клеефельда», ч. V, М. 1795, стр. 97–106 (письмо к Рознотовскому Д. М. Полторацкого из Авчурина от 25-го октября 1795 г.); С. П. Жихарев, «Записки современника»; «Библиогр. Записки» 1892 г., 1, стр. 15–16; Сочинения И. И. Хемницера, под ред. Грота, СПб. 18 г., стр. 64; С. А. Маслов. «Историческое обозрение Импер. Московского Общества Сельского Хозяйства», М. 1848, стр. 9, 13, 15, 16, 23, 30, 39, 74, 135, 138; прилож., стр. 132, 139, 254, 266; Список находящ. в статской службе чинам на 1793 г., стр. 88; «Русская Старина» 1901, т. 108, 10, стр. 203 (ст. B. И. Вишнякова); ibid. 1902, 7, стр. 48–51 и 1903, 9, стр. 509–510 (письма к нему М. М. Сперанского); «Русский Архив» 1884 г., кн. III (в воспоминаниях А, П. Керн-Марковой-Виноградской); «Девятнадцатый век», изд. П. И. Бартенева, кн. II, стр. 19, 27–29, 279; Сочин. Н. С. Тихонравова, т. III, ч. I; Сочинения К. Н. Батюшкова, под ред. Л. Н. Майкова и В. И. Саитова, т. III, СПб. 1886; «Месяцеслов исторический и географический на 1794 г.», СПб. 1794, стр. 3–4 (об открытии в Авчурине земляного угля); «Сев. Пчела» 1816, 75; «С.-Петерб. Вед.» 1816. 75, «Моск. Вед.» 1816, 77; «Сев. Пчела» 1837, 168, «С.-Петерб. Вед.» 1837, 171; «Моск. Вед.» 1837, 60; «Русск. Инв.» 1837, 119; «Земледельч. Журн.» 1837, 4, стр. 81; «Урания» 1804, вторая четверть, стр. 58–60; «BuIIetin des sciences agricoIes», t. XV, стр. 279–28; «Русск. Арх.» 1887, кн. б, стр. 63.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

оригинала (The Acts of the Martyrdom of Perpetua and Felicitas. 1890. P. 13-18). Открытие греч. текста положило начало многолетней дискуссии о языке оригинала. В наст. время большинство исследователей признают первичность лат. версии «Страстей...» (при этом не все считают, что ныне существующая лат. редакция является изначальной; см.: Robinson. 1891. P. 10), хотя есть и выступающие за греч. оригинал ( Robert. 1982. P. 256; Lane Fox. 1986. P. 401; Potter. 1993. P. 76. Not. 31; Bowersock. 1995. P. 34). Также существует мнение о том, что греч. и лат. версии были созданы независимо друг от друга одним автором ( Beek. 1936. P. Некоторые исследователи придерживаются суждения, согласно которому часть «Страстей...» была написана на латыни, а часть (видения П. или видение Сатура, или видения обоих мучеников) - на греческом ( Franchi de " Cavalieri. 1962. P. 97; подробный разбор существующих мнений см.: Pass. Perp. P. 51-66). «Страсти...» состоят из неск. частей, написанных разными лицами: П., Сатуром и анонимным автором (иногда в исследованиях называется редактором). Последний составил пролог, рассказ об аресте и суде над П. и ее спутниками: Фелицитатой, Ревокатом, Секундулом, Сатурнином и Сатуром (Pass. Perp. 1-2), описал дальнейшие события в тюрьме и казнь мучеников (Pass. Perp. 14-21). Вероятно, он же составил краткое заключение, стиль которого несколько отличается от стиля вступления (Pass. Perp. 21. 11). Некоторые исследователи считают, что редактором лат. текста являлся Тертуллиан ( Braun. 1979), другие не согласны с этой т. зр. (Pass. Perp. P. 67-70; Kitzler. 2015. P. 17-19). Возможно, автором был один из друзей или учеников Тертуллиана, на которого его стиль оказал влияние. Также высказывалось мнение, что «Страсти...» были написаны в кругу монтанистов (см.: Beek. 1936. P. Boef J., den. The Editor " s Prime Objective: Haec in Aedificationem Ecclesiae Legere//Perpetua " s Passions. 2012. P. 169-179; Markschies Ch. The Passio Sanctorum Perpetuae et Felicitatis and Montanism?//Ibid.

http://pravenc.ru/text/Перпетуи Сатура ...

I) Труды по догматическому богословию: 1) Об историческом изложении догматов («Христианское Чтение» 1871 г.); 2) Об изучении библейского новозаветного периода в историко-догматическом отношении (ibid. 1872 г.); 3) Характеристика православия, римского католичества и протестантства (ibid. 1875 г.); 4) Догматическое учение о семи церковных таинствах, Спб. 1877 г., – докторская диссертация (отзыв об этом сочинении см. у проф. А. Д. Беляева в «Православном Обозрениии за 1877 г.); 5) Воскресение Христово («Церковный Вестник» 1882 г 14); 6) Воплощение Сына Божия (ibid. 1882 г.. 51–52); 7) Крестные страдания и смерть Спасителя (ibid. 1883 г., 15–16); 8) Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (ibid. 1884 г., 12–14); 9) Православное и римско-католическое понятие о церкви, – по поводу изд. загран. сочинения «О церкви» (ibid. 1885 г., 7, 8); 10) Вопрос о времени учреждения иерархии и церкви (ibid. 1886 г., 9, 10); 11) Новая иезуитская махинация, – по поводу издан. загран. сочинения «Об исхождении Св. Духа» (ibid. 1888 г., 14); 12) Христос Спаситель – истинный Мессия ( ibid. 1888 г., 17 ): 13) Об исхождении Св. Духа – по поводу старокатолического вопроса («Христианское Чтение» 1893 г.); 14) О научно-богословских определениях церкви («Церковный Вестник» 1894 г., 42); 15) О постановке трактата о церкви в науке догматического богословия ( ibid. 1895 г., 15–16); 16) О Главе церкви Иисусе Христе и Св. Духе Параклите (ibid. 1895 г., 18); 17) Учение о благодати Божией в творениях древних св. отцов и учителей церкви до блаженного Августина : историко-догматическое исследование, Спб. 1902. Это солиднейшее сочинение А. Л. Катанского обратило на себя внимание ученого мира и было удостоено полной премии митроп. Макария. Прот. П. А. Смирнов , рецензировавший это сочинение, дает о нем следующий отзыв на страницах «Церковных Ведомостей»: «Только глубоко-ученый и опытный профессор, обстоятельно знакомый с святоотеческими творениями и с классическими языками древности, при горячей любви к специальности предмета, мог разобраться в множестве и разнообразии данных для предпринятого им исследования и совершить этот труд, по всей истине, капитальный. Многоценный вклад приобрела в нем наша богословская наука» (от 16 ноября 1902 г., 46, стр. 1619).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Древнейшее изображение Д., датируемое XI в., находится в алтарной части ц. свт. Николая «тис Стегис» близ Какопетрии (Кипр). Визант. календари не содержат сведений о Д., известно только позднее добавление, сделанное на полях кодекса 1050 г. (Laurent. San Marco. 787) под 6 нояб.: «...память иже во святых отца нашего Димитриана чудотворца, епископа Кифреи» (SynCP. Col. 197). В рукописи Александрийской Патриаршей б-ки Cod. 156 (XIV в.) содержится канон в честь Д., написанный гимнографом Самоной (Ταμεον, N 178). Д. упоминается в списке Хитрских епископов в «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.). По крайней мере 4 церкви на о-ве Кипр носят имя Д., древнейшая из них построена в Идалионе (на окраине совр. Дали) в 1317 г. Ист.: BHG, N 495; ActaSS. Nov. T. 3. P. 298-308; Gr é goire H. St. Démétrianos, évêque de Chytri (île de Chypre)//BZ. 1907. Bd. 16. S. 217-237. Лит.: Gr é goire H. St. Démétrianos. S. 204-216; Лопарев Х. М. Греч. жития святых VIII-IX вв. Пг., 1914. Ч. 1. С. 368-370; Jenkins R. J. H. The Mission of St. Demetrianus of Cyprus to Bagdad//Annuaire de l " Inst. de Philologie et d " Histoire Orientales et Slaves. Brux., 1949. T. 9. P. 275-401 (переизд.: idem. Studies in Byzantine History of the 9th and 10th Cent. L., 1970); Canard M. Deux épisodes des relations diplomatiques arabo-byzantines au Xe siècle//Bull. d " Études Orientales de l " Inst. français de Damas. 1949/1951. T. 13. P. 51-69 (переизд.: idem. Byzance et les musulmans du Proche Orient. L., 1973); Vasiliev A. A. Byzance et les Arabes. Brux., 1950. T. 2: La Dynastie Macédonienne (867-959). P. 43, 212-213; Garitte G. Démétrianus, évêque de Chytri//DHGE. T. 14. Col. 194-195; Στυλιανο Π. Ο ϒιος ημητριανς Κυθρας. Λευκωσα, 1973; Becquet T. Demetriano//BiblSS. Vol. 4. Col. 552; Ryden L. Cyprus at the Time of Condominium//«The Sweet Land of Cyprus»/Ed. A. A. M. Bryer, G. S. Georghallides. Nicosia, 1993. P. 189-202; Mouriki D. The Cult of Cypriot saints in Medieval Cyprus as Attested by Church decoration and Icon Paintings//Ibid. P. 237-277; Μακριος, ρχιεπ. Κπρου. Κπρος Αϒα Νσος. Λευκωσα, 19972. Σ. 22; Stylianou J. and A. The Painted Churches of Cyprus. Nicosia, 19972. P. 55, 72, 425-426.

http://pravenc.ru/text/172058.html

Причиной смещения М. стал также конфликт с Кантакузином ( Papademetriou G. 2015. P. 203-213). Важный источник сведений о событиях между двумя Патриаршествами М.- дневник лютеран. богослова и посланника Свящ. Римской империи в К-поле Ш. Герлаха ( Cazacu. 2007. P. 378-380). Согласно его записям, М. отказался внести большую сумму, к-рую Кантакузин требовал от него для восстановления тур. флота после поражения 7 окт. 1571 г. в битве при Лепанто. Возможно, истинной причиной смещения М. стала его помощь Священной лиге в борьбе с Османской империей ( Florist á n. 2004. P. 190-191). М. был низложен и распоряжением османских властей сослан на Афон. В нач. осени 1576 г. М. вернулся в столицу и стал добиваться возведения на престол, пуская в ход значительные денежные средства. В послании к папе Римскому Григорию XIII от сент. 1578 г. М. объяснял свое низложение происками врагов - предлогом для его очернения послужила поездка М. в Рим. Он описывал плачевное состояние, в к-ром находится мон-рь Пресв. Троицы на о-ве Халки, где М. пребывал вместе с 40 братьями, не имея даже достаточного пропитания, и просил папу оказать ему финансовую помощь ( Hofmann. 1933. S. 13-14). После казни Михаила Кантакузина и последовавшего за ней низложения его ставленника Иеремии II Траноса М. смог на краткий срок вернуть себе Патриарший престол, но 2-е Патриаршество М. продлилось всего неск. месяцев, и после его кончины на престол вновь взошел Иеремия II. Ист.: Crusius M. Turcograeciae libri octo. Basileae, 1584. P. 212, 288-290, 475-478; Historia politica et patriarchica Constantinopoleos/Rec. I. Bekker. Bonn, 1849. P. 189-190; Legrand É . Notice biographique sur Jean et Théodose Zygomalas. P., 1889; Hofmann G. Patriarchen von Konstantinopel: Kleine Quellenbeiträge zur Unionsgeschichte//OrChr. 1933. Vol. 32. N 89. P. 5-39; Μανοσακας Μ. Γρμματα πατριαρχν κα μητροπολιτν το ΙΣΤ ανος κ το ρχεου τς ν Βενετ Ελληνικς δελφτητος//Θησαυρσματα. Venezia, 1968. Vol. 5. P. 7-22; idem. Επιτροπικν Μητροφνους Καισαρεας πατριαρχικο ξρχου ες Βενεταν//Ibid. 1974. Vol. 11. P. 7-20; Papademetriou G. C. An Encyclical of the Ecumenical Patriarch Metrophanes III (1520-1580)//J. of Ecumenical Studies. Phil., 1989. Vol. 26. N 2. P. 338-340; Μιχαηλρης Μ. Δ. Μια «Μετριτης» του 1567: Συμβολ στη μελτη των χειρογρφων συγχωροχαρτιν//Ο ερανιστς. Αθνα, 2005. Τ. 25. Σ. 51-59.

http://pravenc.ru/text/2563452.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010