Согласно Ари Торгильссону, «еще приезжали сюда пятеро других, которые утверждали, что они епископы: Эрнольв и Годискольк и трое армян (ermskir): Петрус и Абрахам и Стефанус» (ÍF. 1968. T. 1. P. 18; ср. «af Armenia» - Skarsárbók: Landnámabók Björns Jónssonar á Skar sá/Útg. J. Benediktsson. Reykjavík, 1958. P. 195). Некоторым исследователям появление армян в И. представляется невероятным, они считают «эрмских» епископов выходцами из Вармии, области на южном берегу Балтийского м., однако там до сер. XIII в. сохранялось язычество и впосл. было не более 1 епископской кафедры (критику этой гипотезы см.: Дашкевич Я. Р. Армяне в Исландии (XI в.)//Скандинавский сборник. Таллин, 1990. Вып. 33. С. 87-97; Успенский Ф. Б. Маргиналии к вопросу об армянах в Исландии (XI в.)//Scando-Slavica. Copenhagen, 2000. Т. 46. P. 61-77). В источниках, имеющих континентальное происхождение, содержатся сведения о как минимум 4 арм. епископах, путешествовавших по Центр. и Зап. Европе примерно в это же время ( Dédéyan G. Les Arméniens en Occident, fin Xe - début XIe siècle//Occident et Orient au Xe siècle. P., 1979. P. 127, 129, 131; Cormack M. Irish and Armenian Ecclesiastics in Medieval Iceland//West over Sea: Stud. Leiden, 2007. P. 232-233). В истории Скаульхольтских епископов «Hungrvaka» (букв.- Пробуждающая голод; ок. 1210) упоминается о том, что в 50-х гг. XI в. в стране находились некие иноземные епископы, к-рые «заповедовали намного менее строго» и поэтому пользовались расположением «дурных людей» до тех пор, «пока архиепископ Адальберт [Бременский] не прислал письмо в Исландию и не запретил людям принимать от них какие-либо требы, заявив, что некоторые из них находятся под отлучением и что все они приехали без его дозволения» (ÍF. 2002. T. 16. P. 8-9; вероятно, речь идет о письме, к-рое еп. Ислейв получил при поставлении в 1056 - см.: Adam Bremensis. Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum. IV 36//MGH. Script. rer. Germ. T. 2. P. 273-274). Сложно сказать, в чем заключался недостаток требовательности, к-рый вменялся в вину епископам. При условии, что речь шла именно об армянах, можно допустить, что имелись в виду особенности арм. покаянной дисциплины ( Carr E. Penance among the Armenians//Studia Liturgica. Rotterdam, 1976. Vol. 11. P. 65-100).

http://pravenc.ru/text/674979.html

Early Medieval Spain: Unity in Diversity, 400-1000. N. Y., 1983; Millet-Gérard D. Chrétiens mozarabes et culture islamique dans l " Espagne des VIIIe-IXe siècles. P., 1984; Torres Balbás L. Ciudades hispanomusulmanas. Madrid, 1985 2; Faulhaber Ch. B. Libros y bibliotecas en la España Medieval. L., 1987; Fierro Bello M. I. La heterodoxia en Al-Andalus durante el período omeya. Madrid, 1987; eadem. Al-Andalus: Saberes e intercambios culturales. Barcelona, 2001; Harvey L. P. Islamic Spain, 1250 to 1500. Chicago, 1990; Urvoy D. Penseurs d " al-Andalus: La vie intellectuelle à Cordoue et à Séville au temps des empires Berbères (fin XI siècle - début XIII siècle). Toulouse, 1990; Pavón Maldonado B. Ciudades hispanomusulmanas. Madrid, 1992; Viguera M. J. Los reinos de taifas y las invasiones magrebíes. Madrid, 1992; Peñarroja Torrejón L. Cristianos bajo el Islam: Los mozárabes hasta la reconquista de Valencia. Madrid, 1993; Wasserstein D. The Caliphate in the West: An Islamic Political Institution in the Iberian Peninsula. Oxf.; N. Y., 1993; Burman T. E. Religious Polemic and the Intellectual History of Mozarabs, c. 1050-1200. Leiden; N. Y., 1994; Chalmeta P. Invasión e islamización: La sumisión de Hispania y la formación de al-Andalus. Madrid, 1994; Chrétiens, musulmans et juifs dans l " Espagne médiévale/Ed. R. Barkaï. P., 1994; The Legacy of Muslim Spain/Ed. S. K. Jayyusi. Leiden; N. Y., 1994 2. 2 vol.; Benavides-Barajas L. Los Mozárabes y Muladies. [Granada], 1995; Herrera Roldán P. Cultura y lengua latinas entre los mozárabes cordobeses del siglo IX. Córdoba, 1995; Kennedy H. Muslim Spain and Portugal: A Political History of al-Andalus. L.; N. Y., 1996; Los mozárabes: Una minoría olvidada/Ed. M. González Jiménez, J. del Río Martín. Sevilla, 1997; Lagardère V. Les Almoravides: Le djihad Andalou (1106-1143). P.; Montréal, 1998; Варьяш И. И. Правовое пространство ислама в христианской Испании XIII-XV вв. М., 2001; Попова Г. А. Мосарабы Толедо: Проблемы идентификации: Дис./ИВИ РАН.

http://pravenc.ru/text/674995.html

776 Poppe A. The Buildingof the Church of St Sophia in Kiev//Journal of Medieval History. 1981. 7. P. 15–66; Repr.: Idem. The Rise of Christian Russia. 777 Новгородские летописи. С. 173–174; Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора. М., 1988. С. 173–174. 778 Щапов Я. Н. Указ. соч. С. 29–32, 76–86; обзор литературы см.: Петрухин В. Я. Христианство на Руси//Христианство в странах... С. 92–100. 779 Щапов Я. Н. Княжеские уставы... С. 28–48: Древнерусские княжеские уставы... С. 21–37, ср.: С. 13–16, 18–21. 781 Picchio R. From Boris to Volodimer: Some remarks on the Emergence of Proto-Orthodox Slavdom//Proceedings... P. 204–205. Cp.: Живов В. M. Slavia Christiana//Он же. Разыскания в истории и предыстории русской культуры. М., 2002. С. 140–141. 783 Зализняк А. А., Янин В. Л. Новгородский кодекс первой четверти XI в. – древнейшая книга Руси//Вопросы языкознания. 2001. 5. С. 3–25. 787 Arrignon J-P. La Rus’ entre la Bulgarie et l’Empire byzantine: de la fin du X е au début du XII е siècle//Proceedings... P. 705–709. 791 Thomson F. J. The Bulgarian Contribution... P. 232–233, note 110. Там же библиография вопроса. 792 Войтович Л. В. вропи IX – початок XVI ст). 2000. С. 122–123. 793 Sciacca F. The Kiev Cult of Boris and Gleb: The Bulgarian Connections//Proceedings of Symposium on Slavic Cultures: Bulgarian Contributions to Slavic Cultures. Sofia, 1983. P. 58–70. 797 Татищев В. Н. История Российская. М., 1996. Т. 2. С. 227, прим. 163. О ходе работы историка см.: Толочко А. П. «История Российская»... С. 448– 454. 798 Ioannis Scylitzae Synopsis Historiarum/Rec. Thurn. I. Berolini; Novi Eboraci, 1973. P. 254. Перевод: Лев Диакон . История. М., 1988. С. 114; Шрайнер П. Miscelanea Byzantino-russica//ВВ. 1991. Т. 52. С. 157. 803 Щавелева Н. И. Польские латиноязычные средневековые источники. М., 1990. С. 45, 53, 148; «Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях XI- XIII вв. М., 1987. С. 70; Kronika Boguchwata Godyslaua Paska//Monumenta Polonia historica. Lwow, 1872. T. 4. P. 485.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(см.: Hari A. Écrire l " histoire des évêques de Metz au Moyen Âge: Les «gesta episcoporum» messins de la fin du VIIIe а la fin du XIVe siècle: Diss. Metz, 2010. 2 vol.). «Деяния Осерских епископов» (Gesta pontificum Autissiodorensium), созданные в 70-х гг. IX в., дополнялись до кон. XVII в. В сер. X в. под влиянием L. P. каноник Флодоард написал «Историю Реймсской Церкви». На герм. землях самым известным сочинением в этом жанре стали «Деяния епископов Гамбургской Церкви», составленные в 70-х гг. XI в. каноником Адамом Бременским . Среди монастырских исторических произведений выделяются «Деяния Фонтенельских аббатов», или «Деяния святых отцов из Фонтенеля» (1-я пол. IX в.), и «История монастыря св. Галла» (Casus Sancti Galli), написанная в Санкт-Галлене мон. Ратбертом после 884 г. и впосл. дополнявшаяся разными авторами до нач. XIII в. Начиная с IX в. подобные сочинения были созданы при мн. епископских кафедрах и в крупных мон-рях Франции и Германии. Среди итал. «деяний» наиболее известна «Книга понтификов Равеннской Церкви», составленная пресв. и аббатом Агнеллом, вероятно, в 30-40-х гг. IX в. (о влиянии L. P. на сочинение Агнелла см.: Agnellus of Ravenna. The Book of Pontiffs of the Church of Ravenna/Transl. D. M. Deliyannis. Wash., 2004. P. 20-29; Agnelli Ravennatis Liber pontificalis ecclesiae Ravennatis/Ed. D. M. Deliyannis. Turnhout, 2006. P. 34-39. (CCCM; 199)). Между сер. IX и нач. X в. неск. авторами были созданы «Деяния Неаполитанских епископов» ( Granier Th. La difficile genèse de l " «Histoire des évêques de Naples» (milieu du IXe - début du Xe siècle): Le scriptorium et la famille des évêques//Liber. 2009. P. 265-282). «Хроника Аквилейских патриархов», составленная в IX в., дополнялась до нач. XV в. Поздние редакции и дополнения L. P. вновь стала объектом внимания итал. церковных деятелей лишь после григорианской реформы . Так, св. Петр Дамиани использовал ее в полемике с антипапой Гонорием II ( Petri Damiani Disceptatio Synodalis//MGH. Lib. T. 1. P. 79).

http://pravenc.ru/text/2463643.html

L., 1985; idem. The Making of a Patron Saint: The Powers of Art and Ritual in Byzant. Thessaloniki//World Art: Themes of Unity in Diversity. Univ. Park; L., 1989. Vol. 3. P. 547-554; Брюсова В. Г. Икона «Дмитрий Солунский на престоле» из Великого Устюга//Рус. искусство XI-XIII вв. М., 1986. С. 107-120; Schreiner P. Der thronende Demetrius: Ikonographie und politische Bedeutung eines Siegels Ivan Asens II// Idem. Studia byzantino-bulgarica. W., 1986. S. 95-104; Djordjevi I. M. Der Hl. Demetrios in der serbischen adligen Stiftungen aus der Zeit der Nemaniden//L " art de Thessalonique et de pays balcaniques et les courants spirituals au XIVe siècle: Recueil des rapports du colloque serbo-grec. Belgrade, 1987. P. 67-73; Radovanovi J. Hl. Demetrius: Die Ikonographie seines Lebens auf den Fresken des Klosters Deani//Ibid. P. 75-88 (переизд.: Я. Ukohorpaфuja живота и чуда св. Дuмumpuja на фрескама манастира Дечана// Он же. Иконографска српског сликарства XIII и XIV вв. Београд, 1988. С. 117-125; Papastratos D. Paper Icons: Greek Orthodox Religious Engravings, 1665-1899. Athens, 1990. 2 vol.; Лихачев Н. П. Моливдовулы греч. Востока/Сост. и автор коммент.: В. С. Шандровская. М., 1991; Mavropoulou-Tsioumi Ch. Byzantine Thessaloniki. Thessal., 1993; Шандровская В. С. Изображения святых воинов в визант. сфрагистике и нумизматике//Византия и Ближ. Восток. СПб., 1994. С. 70-89; Μντζος Α. Το προσκνιμα του Αγου Δημητρου Θεσσαλονκης στα βυζαντιν χρνια. Αθνα, 1994; ГТГ: Кат. собр. 1995. Т. 1; М. О ukohorpaфuju светих ратника у уметности и о представима ових у Дечанима//Зидно сликарство манастира Дечана: и cmyдuje. Београд, 1995. С. 567-630; С. Циклус св. Дuмumpuja//Там же. С. 353-360; Smirnova E. Culte et image de St. Démètre dans la principauté de Vladimir à la fin du XIIe - début du XIIIe siècle//Βυζαντιν Μακεδονα, 324-1430 μ. Χ.: Διεθνς Συμπσιο, Θεσσαλονκη, 29-31 Οκτ. 1992. Θεσσαλονκη, 1995. P. 267-278; idem. Le Miracle de St. Démètre et les deux vierges de Thessalonique dans l " iconographie russe//ΔΧΑΕ.

http://pravenc.ru/text/178231.html

Que disent du baptême de la Rus’ les sources occidentales ? Étrangèrement, elles en parlent peu, et les informations sont très embrouillées. La chronique de Thietmar de Mersebourg, rédigée dans les années 1012-1018, décrit le « roi de Rustsie Woldemar » comme un « grand fornicateur cruel, ayant causé bien des souffrances aux Dananéens efféminés » (« Dananéens », c’est ainsi que les Allemands appelaient les Byzantins). Thietmar sait que Vladimir « a pris une femme de Grèce » (qu’il appelle par erreur Hélène), illégalement enlevée à Othon II, et qu’il s’est « converti sur son insistance à la foi chrétienne », qu’il n’a pas illustrée par ses œuvres, bien « qu’à la fin de sa vie il ait lavé la tache du péché en faisant de généreuses aumônes » Les sagas scandinaves font le lien entre le baptême de la Russie et leurs héros. Ainsi, dans les sagas tardives sur Olaf Tryggvason, premier roi de Norvège de 995 à l’an 1000), on rapporte qu’Olav prit part à la conversion à la vraie foi du roi Waldemar et de tout le royaume de Garðaríki (c’est ainsi que les sagas appellent la Rus’). Ayant eu un songe sur les tourments affreux qu’endurent ceux qui adorent des idoles de bois, Olav se dirigea avec un détachement vers Girkland (Byzance), où il se fit baptiser par un évêque nommé Paul, qu’il décide à se rendre avec lui en Russie, où il avait vécu étant enfant. Accueilli avec joie par le prince, Olaf exhorte longuement Waldemar de devenir chrétien. Finalement, avec l’aide de la sage reine Allogia (qui rappelle le personnage d’Olga), il le convainc de se faire baptiser avec ses gens et son peuple. D’après la chronologie de la saga, l’épisode peut être daté d’environ 985, soit avant le début des ambassades sur le choix d’une religion. De nombreux spécialistes sont sceptiques sur l’authenticité de ce récit. Sources orientales Les arabes-chrétiens Yahya d " Antioche (XI e siècle) et Elmacin (XIII e siècle), ainsi que les écrivains musulmans Abu Chadja ar-Roudvaravi (fin du XI e siècle) et Ibn al-Athir (XIII e siècle) donnent une description brève, mais dense, et, surtout, claire, des rapports entre l’empereur Basile et le prince Vladimir. Citons le récit de Yahya (que reprennent les autres auteurs), envisagé d’un point de vue byzantin :

http://mospat.ru/fr/authors-analytics/60...

223 Cp.: Молдован А.Μ. (прим. 55). С.78–100; Des Metropoliten Ilarion Lobrede (прим. 55). S. 107–140 (40.28–51). 224 Изборник 1076 года (прим. 222). С.241–244, 263, 296, 335, 514, 670, 675 (ср. греч. текст: там же. С. 715, 741, 766:815); Калайдович К. (прим. 218). С. 163. См. об этом: Литаврин Г.Г. Идея верховной государственной власти в Византии и Древней Руси домонгольского периода//Les cultures slaves et les Balkans. 1978. T. 1. P.50–56; об особых исключениях см.: Poppe А. (прим. 184). Р. 110. Not.38; см. также: Vodoff W. La titulature des princes russes du Xe au début du Xlle siècle et les relations extérieures de la Russie Kiévienne//RESl. 1983. T.55. P. 139–150 [о титуле “каган” применительно к русским князьям см.: Новосельцев А.П. К вопросу об одном из древнейших титулов русского князя//ИСССР. 1982. С. 150–159 (ср., однако, критич. отзывы: Grala Н., Vodoff W.//RM. 1990. T.VI/2. Р. 230). – Прим. изд. (А.Н.)] [к хазарскому происхождению этого титула см. также: Stang Н. Russians and Norwegians (прим. 48). Р. 68; Arrignon J.-P. Remarques sur le titre de Kagan attribué aux princes russes d’après les sources occidentales et russes des IXe–XIe siècles//ЗРВИ. 1984. 23. P.63–71. – Прим. изд. (К.А.)]. 225 См., например: Ioannis Scylitzae synopsis (прим. 88). Р.354.92, 336.89 f., 367.71 f; см. об этом: Dölger F. (прим. 221). S.34–69, 159–196; Ostrogorsky G. Die byzantinische Staatenhierarchie//SK. 1936. T.8. S. 41–61; Podskalsky G. Das Verhältnis von Griechen und Bulgaren//ByzSlav. 1978. T.39. S. 34–37; см. также прим. 101 [ср. аналогичную западную практику: Angenendt А. Кaiserherrschäft und Königstaufe: Kaiser, Könige und Päpste als geistliche Patrone in der abendländischen Missionsgeschichte. (Arbeiten zur Frühmittelalterforschung: Schriftenreihe des Instituts für Frühmittelalterforschung der Univ. Münster. Bd.15). Berlin, New York, 1984. – Прим. изд. (А.Η.)]. 226 Goetz L.K. Der Titel “Großfürsm” in den ältesten russischen Chroniken//ZOG. 1910. Bd.l. S.23–66, 177–213; Soloviev A.V. ’ρχων " Ρωσας//Byz. 1961. T.31. P. 237–244; idem. “Reges” et “Regnum Russiae” au Moyen-Âge//Byz. 1966. T.36. P. 147–149 (Перепеч.: Soloviev A.V. Byzance et la formation de I’Etat russe. London, 1979 (II, VIII).); Vodoff W. Remarques sur la valeur du terme “tsar” appliqué aux princes russes avant de milieu du XVe siècle//OSIP. NS. 1978. Vol. 11. P. 1–41; idem. La titulature princière en Russie du Xie au début du XVIe siècle//JbbGO. 1987. Bd.35. S.l–35 [см. также: Poppe A. О tytule wielkoksiq§cym na Rusi//PrzHist. 1984. T.75/3. S.423–439 (Vodoff W. La titulature des princes russes du Xe au début du Xlle siede et les relations extérieures de la Russie Kiévienne//RES1. 1983. T.55/1. P. 139–150; Poppe A. Words that Serve the Authority: On the Title of “Grand Prince” in Kieven Rus’//APH. 1989. Vol. 60. P. 159–184.). – Прим, изд. (A.Η.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

323: но как судья над крестьянами ли только архиерейскими или и над духовенством, ясно этого не видно. 79  „Дворяне” у наместников и их тиунов, употребляемые как недельщики и пристава, – Акты Экспедиции т. I, стр. 29; также sub fin.. См. также о дворянах у тиуна монастырского, ibid. fin., стр. 3; О недельщиках см. у митрополита Евгения История Пскова, IV, 96 sub fin.. 80  Кроме того, что так это было в позднейшей Киевской Руси, о чём ниже, об этом известно нам и из истории Руси Московской: в Пскове до 1435г. наместники архиепископа Новгородского были из самих Псковичей, т. е. из числа самих здешних наместнических клирошан, – см. 4 Новгородскую летопись и 1 Псковскую летопись в Собрании летописей IV, 58 и 209 (О клиросе в Пскове в конце XIV века см. в грамоте митрополита Киприана в Актах Исторических т. I, стр. 17). 81  Архиепископ Новгородский Макарий ограничил в 1528г. власть своего Псковского наместника тем, что запретил ему без своего ведома определять на места пришлых священников, см. его грамоту в Истории княжества Псковского митрополита Евгения, II, 83 sub fin.. 82  В 1517г. Владимирский наместник митрополита судил спорное дело о земле и для постановления приговора и для выдачи оправленной стороне правой грамоты докладывал его митрополиту, – Акты Юридические 1838г. стр. 29 fin.. Cfr жалованную несудимую грамоту Новгородскому митрополиту Варлааму 1598г., напечатанную в I т. Дополнений к Актам Историческим стр. 251, col. 2. 83  О проездном суде наместников, – для разбора дел по апелляциям к наместнику, см. Акты Экспедиции т. I, стр. 29. Высокое общественное положение епископских наместников в древнее время видно из того, что они являются при князьях вместе с их старшими боярами при заключении международных договоров, – Собрание государственных грамот и договоров m.II, стр. 6 sub fin.. 85  В 1 Псковской летописи под 1454г. записано: „бысть пожар зело велик в граде Пскове: загореся от Прокофьева двора владычня наместника”, – Собрание летописей IV, 215 sub fin.. Этот Прокофий как будто не священник, а светский человек; а если бы это было так, то мы имели бы тут указание на время, не позднее которого уездные наместники начали быть назначаемы архиереями из их бояр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

B., 1950; Kiefer W. J. Leo XIII: A Light from Heaven. Milwaukee, 1961; Aspetti della cultura cattolica nell " età di Leone XIII: Atti del Conv. tenuto a bologna, 27-29 dic. 1960/A cura di G. Rossini. R., 1961; Esposito R. F. Leone XIII e l " Oriente Cristiano: Studi storico-sistematico. R., 1961; Leo XIII and the Modern World: [Coll. stud.]/Ed. E. Gargan. N. Y., 1961; Hurton G. Il problema dell " unione sotto il pontificato leoniano: Leone XIII ed i teologi ortodossi russi. R., 1965; Abaitua C. La doctrina sobre la libertad política en el magisterio del Papa León XIII. Vitoria, 1966; Watzlawik J. Leo XIII and the New Scholasticism. Cebu City (Philippines), 1966; Wallace L. P. Leo XIII and the Rise of Socialism. Durham, 1966; Hughes J. J. Absolutely Null and Utterly Void: Papal Condemnation of Anglican Orders, 1896. L., 1968; Lill R. Die Wende im Kulturkampf: Leo XIII., Bismarck und die Zentrumspartei (1878-1880). Tüb., 1973; Weber С. Quellen und Studien zur Kurie und zur vatikanischen Politik unter Leo XIII. Tüb., 1973; Григулевич И. Р. Лев XIII// Он же. Папство, век ХХ. М., 1978. C. 61-106; Chevallier P. La séparation de l " Église et de l " école: Jules Ferry et Léon XIII. P., 1981; Piolanti A. Il Tomismo come filosofia cristiana nel pensiero di Leone XIII. Vat., 1983; Dante F. Cattolicesimo intransigente e cattolicesimo sociale nella seconda meta del XIX secolo: Il contributo di Matteo Liberatore alla Rerum novarum//Studi e materiali di storia delle religioni. 1987. T. 53. N 2. P. 219-258; Robles Munoz C. La Cum Multa de Leon XIII y el movimiento catolico en Espana (1882-1884)//Hispania Sacra. Madrid, 1987. Vol. 39. N 79. P. 297-348; Pell G. Rerum novarum: One Hundred Years Later. Boston, 1992; Levillan Ph. Léon XIII//Dictionnaire hist. de la papauté. P., 1994. P. 1035-1038; Prud " homme Cl. Stratégie missionnaire du Saint-Siège sous Léon XIII (1878-1903): Centralisation romaine et défis culturels. R., 1994; Launay M. La papauté à l " aube du XXe siècle: Léon XIII et Pie X (1878-1914).

http://pravenc.ru/text/2463275.html

Louvain-la-Neuve, 1987, 19952; Iconographie comparée du cycle de l " Enfance de la Vierge à Byzance et en Occident, de la fin du IXe au début du XIIIe siècle//Cah. Civ. Med. 1989. Vol. 32. P. 291-303; The Art of Byzantium and its Relation to Germany in the time of the Empress Theophano//The Empress Theophano: Byzantium and the West at the Turn of the First Millennium. Camb., 1995. P. 211-230; L " influence artistique byzantine dans la région Meuse-Rhin du VIIe au XIIIe siècle//Byzantine East, Latin West: Art Hist. Studies in Honor of K. Weitzmann. Princeton, 1995. P. 181-192; Les thémes iconographiques profanes dans la peinture monumentale byzantine du VIe au XVe siècle//Arte profana e arte sacra a Bisanzio. R., 1995. P. 189-220; Dufrenne S. Jacqueline Lafontaine-Dosogne (1928-1995)//Cah. Civ. Med. 1996. Vol. 39. Jan.-Juin. P. 178-179; Le Monastére du Sinaï Creuset de culture chrétienne (Xe-XIIIe siècle)//East and West in the Crusader States: Context - Contacts - Confrontations: Acta of the congress held at Hernen Castle in May 1993. Leuven, 1996. P. 103-129; Le rappresentazioni della vita della Vergine e dell " infanzia di Cristo nelle sculture e nei mosaici di San Marco//San Marco: Aspetti storici ed agiografici. Venezia, 1996. P. 343-369. Лит.: Donceel-Vo û te P. Jacqueline Lafontaine, épouse Dosogne (23 novembre 1928 - 21 mai 1995)//Revue des archéologues et d " historiens d " art de Lounvain. Brux., 1995. Vol. 28. P. 131-134; Colaert M. Jacqueline Lafontaine-Dosogne (1928-1995)//Revue belge d " archéologie et d " histoire de l " art. Brux., 1995. Vol. 64. P. 3-10; Daniels M. Lafontaine-Dosogne, Jacqueline//Dictionary of Art Historians: A Biogr. Dictionary//www. dictionaryofarthitorians. org [Электр. ресурс]. С. Н. Татарченко Рубрики: Ключевые слова: ЗЕДЛЬМАЙР Ханс (1896 - 1984), австр. религ. философ, историк искусства, представитель т. н. венской школы искусствознания КРАУТХАЙМЕР Рихард (1897-1994), историк искусства, исследователь визант. и средневек. архитектуры и искусства барокко; один из основоположников комплексного и иконографического метода в изучении христ. зодчества

http://pravenc.ru/text/2463193.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010