Первый храм во имя Премудрости Божией был воздвигнут в Константинополе самим Константином. Но освящен он был только при Констанции, в 360 г. Не видно, кто дал имя храму. Сократ, наш древнейший свидетель, выражается неясно: «теперь называемая София» – τις Σφια μν προσαγορυεται νν (Hist. Eccl. II, 16 ; ср. II, 43). Во всяком случае, во времена Сократа этот храм назывался Софией. И нетрудно сказать, как понимали это имя христиане того времени. Это было имя Христа, Сына Божия, под этим именем предвозвещенного в Ветхом Завете (прежде всего, в книге Притч); это библейское имя повторяет и апостол Павел ( 1Кор.1:24 ). В IV веке много говорили и спорили о Божественной Премудрости, в особенности, в связи со знаменитым стихом Притч.8:22 : «Созда мя начало путей своих...». Это была основная экзегетическая тема в спорах православных и ариан; и обе спорящие стороны были согласны, что Божественная Премудрость, о которой говорится в библейской книге, есть Сын Божий. Такова была богословская традиция. Еще Ориген резко подчеркивал, что только имя Премудрости есть первичное и собственное имя Сына (см. Comm. in Joann. I, 22). В известном символе Григория Чудотворца Христос называется Словом, и Премудростью, и Силой... Вряд ли можно сомневаться, что воздвигнутый в IV веке храм Премудрости был посвящен Христу, Воплощенному Слову. И напрасно догадываться, не посвящали ли тогда храмов отвлеченным идеям... У Юстиниана не было поводов изменять посвящение, когда вместо сгоревшего старого храма он воздвиг новый. В его время, во время напряженных христологических споров, опять-таки всего уместнее было посвятить «великую церковь » именно Христу, Премудрости и Слову. Во всяком случае, впоследствии в Византии всегда и неизменно считали Константинопольскую Софию храмом Слова. В этом отношении особенно характерно известное сказание о построении Юстинианова храма. Оно выражает как раз ходячее, общепринятое понимание. Здесь рассказывается о явлении Ангела, «стража храма», который клялся именем Софии, – «и потому получил храм именование “Святая София”, что значит: Слово Божие» (κα κτοτε λαβε τν προσηγοραν νος: «για Σοφα», Λγος το Θεο ρμηνευμενος – ed. Preger, р. 74) ... Не следует спрашивать, в какой день совершался «престольный праздник» в Юстиниановой Софии. И много позже Юстиниана еще не существовало престольных или храмовых праздников в современном смысле. Самое посвящение храмов не было еще строго разграничено, в особенности, посвящение Господских и Богородичных храмов. Они посвящались Христу или Богоматери, но при этом еще не выделялся какой-нибудь один определенный праздничный день из общего годичного круга, разве, для того оказывались поводы в каких-нибудь исторических воспоминаниях или в текущих событиях, например, в знамениях или чудесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Во всяком случае, впоследствии в Византии всегда и неизменно считали Константинопольскую Софию храмом Слова. В этом отношении особенно характерно известное сказание о построении Юстинианова храма. Оно выражает как раз ходячее, общепринятое понимание. Здесь рассказывается о явлении Ангела, “стража храма”, который клялся именем Софии, — “и потому получил храм именование: Святая София, что значит: Слово Божие” (ed. Preger, p. 74)… Не следует спрашивать, в какой день совершался “престольный праздник” в Юстиниановой Софии. И много позже Юстиниана еще не существовало престольных или храмовых праздников в современном смысле. Самое посвящение храмов не было еще строго разграничено, в особенности посвящение Господских и Богородичных храмов. Они посвящались Христу или Богоматери, но при этом еще не выделялся какой-нибудь один определенный праздничный день из общего годичного круга, разве для того оказывались поводы в каких-нибудь исторических воспоминаниях или в текущих событиях, например, в знамениях или чудесах. Вообще же годичный праздник каждого храма совершался в день “отверзения врат”, в годовщину освящения или “обновления” храма — такой порядок сохранялся еще во времена Симеона Солунского. В Константинопольской Софии праздник обновления совершался в канун Рождественского сочельника, 23 декабря, — так как храм был освящен впервые 25 декабря (537 г.) и обновлен после восстановления купола 24 декабря (563 г.). Рождественские дни для этих празднеств были выбраны вряд ли случайно. В службе на день обновления по Типику Великой Церкви Х в., изданному А. Дмитриевским, мы не находим никаких особенностей, которые указывали бы именно на Софийский храм, на определенное его посвящение. Служба совершается скорее о покровении царствующего града вообще. С течением времени в Византии как бы забывают об особенном посвящении Великого Храма, который стал национальным святилищем и святыней. Он стал для византийцев Храмом вообще, Храмом по преимуществу, средоточием всех молитвенных памятей и воспоминаний.

http://pravmir.ru/o-pochitanii-sofii-pre...

Оно выражает как раз ходячее, общепринятое понимание. Здесь рассказывается о явлении Ангела, «стража храма», который клялся именем Софии, – «и потому получил храм именование: Святая София, что значит: Слово Божие», κα κτοτε λαβε τν προσηγοραν νος: γα Σοφα, Λγος το Θεο ερμηνευμενος... (ed. Preger, p. 74)... Не следует спрашивать, в какой день совершался «престольный праздник» в Юстиниановой Софии. И много позже Юстиниана еще не существовало престольных или храмовых праздников в современном смысле. Самое посвящение храмов не было еще строго разграничено, в особенности, посвящение Господских и Богородичных храмов. Они посвящались Христу или Богоматери, но при этом еще не выделялся какой-нибудь один определенный праздничный день из общего годичного круга, разве для того оказывались поводы в каких-нибудь исторических воспоминаниях или в текущих событиях, например, в знамениях или чудесах. Вообще же, годичный праздник каждого храма совершался в день «отверзения врат», в годовщину освящения или «обновления» храма, ν τος νκανιοις, – такой порядок сохранялся еще во времена Симеона Солунского . В Константинопольской Софии праздник обновления совершался в канун Рождественского сочельника, 23-го декабря, – так как храм был освящен впервые 26-го декабря (537 г.) и обновлен после восстановления купола 24-го декабря (563 г.). Рождественские дни для этих празднеств были выбраны вряд ли случайно. В службе на день обновления, по Типикону Великой Церкви X века, изданному А. Дмитриевским , мы не находим никаких особенностей, которые указывали бы именно на Софийский храм, на определенное его посвящение. Служба совершается, скорее, о покровении царствующего града вообще. С течением времени в Византии как бы забывают об особенном посвящении Великого Храма, который стал национальным святилищем и святыней. Он стал для византийцев Храмом вообще, Храмом по преимуществу, средоточием всех молитвенных памятей и воспоминаний. И, вместе с тем, стал символом царства, символом царственного достоинства и власти, – «мать нашего царства», говорил о Софии уже Юстиниан...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Dagron G. Constantinople imaginaire: Etudes sur le recueil des «Patria». Paris, 1984. Die Erzählung vom Bau der Hagia Sophia in Konstantinopel: Kritische Edition mehrerer Versionen/ed. E. Vitti. Amsterdam, 1986. Du Cange C. Pauli Silentiarii Descriptio ecclesiae Sanctae Sophiae et Descriptio ambonis: Commentarius. Parisiis, 1680. Ioannis Malalae Chronographia/ed. I. Thurn. Berlin; New York, 2000. (Corpus Fontium Historiae Byzantinae. Series Berolinensis; [Bd.] 35). Johannes von Gaza und Paulus Silentiarius/hrsg. P. Friedländer. Berlin, 1912. Johannis Cinnami Historiarum libri sex/ed. C. du Cange. Parisiis, 1670. Le livre des cérémonies/éd. A. Vogt. Paris, 1935–1939. Vol. 1–2 (repr. 1967). Mango C. The art of the Byzantine empire, 312–1453: Sources and documents. Toronto, 1972 (repr. 1986). Mango C., Parker J. A twelfth-century description of St. Sophia II DOP. 1960. VoL 14. P. 233–245. Paul le Silentiaire. Description de Sainte-Sophie de Constantinople/trad. M.-Chr. Fayant, P. Chuvin. Die, 1997. Paulus Silentiarius. Descriptio Sanctae Sophiae. Descriptio ambonis/ed. C. De Stefani. Berlin; New York, 2011. Procop. Bauten. Paulos Silentiarios. Beschreibung der Hagia Sophia/griechisch-deutsch ed. O. Veh, archäologischer Kommentar von W. Pülhorn. München, 1977. Procopii Caesariensis opera omnia/ed. J. Haury, ed. corr. G. Wirth. Leipzig, 1962–1964. Vol. 1–4. Procopio di Cesarea. Santa Sofia di Costantinopoli: un tempio di luce (De aedificiis 11,1–78)/a cura di P. Cesaretti, Μ. L. Fobelli. Vicenza, 2011. Procopius. Buildings I transl. H. B. Dewing with coll, of G. Downey. London; Cambridge (Mass.), 1940. Richter J. P. Quellen der byzantinischen Kunstgeschichte. Wien, 1897. Scriptores originum Constantino- politanarum/ed. Th. Preger. Leipzig, 1901. Fase. 1. P. 74–108. The Chronicle of John Malalas: A Translation/transl. by E. Jeffreys, М. Jeffreys, R. Scott et al. (Byzantina Australiensia; 4) Melbourne, 1986. The Chronicle of Theophanes Confessor/transl. and comm. C. Mango, R.      Scott. Oxford, 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

NikMesAp. – Downey G. Nikolaos Mesarites: Description of the church of the Holy Apostles at Constantinople//Transactions of the American Philosophical Society. N. S. 1957. Vol. 47. P.      855–925 Nonn. – Nonnus D. – Dionysiaca par. Jo. – Paraphrasis in Joannis Evangelium Opp. – Oppianus Apamaenus C. – Cynegetica Ix. – Ixeutica Orac. Chald. – Oracula Chaldaica Orac. Sib. – Oracula Sibyllina Orph. – Orphica – Argonautica – Hymni L. – Lithica Pae. Delph. – Paean Delphicus Pall. – Palladius Monachus v. Chrys. – dialogus de vita Joannis Chrysostomi Pamprep. – Pamprepius Panormitanus Pantech. – Konstantin Pantechnes. Description d’une chasse à l’once/trad. E. Miller//Annuaire de l’Association des études grecques. 1872. T. 6. P. 47–52 Parm. – Parmenides PatrConst – Scriptores originum Constantinopolitanarum/ed. Th. Preger. Leipzig, 1901–1907 Paul. Sil. – Paulus Silentiarius Soph. – Descriptio Sanctae Sophiae/ed. C. De Stefani. Berlin, 2011 ambo. – Descriptio ambonis Sanctae Sophiae/ed. C. De Stefani. Berlin, 2011 Ph. – Philo Judaeus PhilagI. – Filagato da Cerami. Omelie/ed. G. Rossi Taibbi. Palermo, 1969. T. 1 Philostr. – Philostratus Im. – Imagines PhotHom. – Φωτου μιλαι/κδ. B. Λαουρδς. Θεσσαλονκη, 1959 Pi. – Pindarus – Isthmia Ο. – Olympia N. – Nemea P. – Pythia Pl. – Plato Phd. – Phaedo Phlb. – Philebus Plin. – Plinius HN – Historia Naturalia Porph. – Porphyrius Tyrius Posidipp. – Posidippus Proc. G. – Procopius Gazaeus Rhetor horol. – Diels H. Über die von Prokop beschriebene Kunstuhr von Gaza//Abhandlungen der Preussischen Akademie der Wissenschaften, Philosophischhistorische Klasse. 26.7.1917. S. 59–74 imag. – Friedländer P. Spätantiker Gemäldezyklus in Gaza (Studi e Testi 89). Città del Vaticano, 1939 Proci. – Proclus Η. – Hymni In Ti. – In Platonis Timaeum commentarii Procop. – Procopius Caesariensis (Procopii Caesariensis opera omnia/ed. G. Wirth. Leipzig, 1962–1964. Vol. 1–4) Aed. – De aedificiis (Vol. 4) Arc. – Historia arcana (Vol. 3) Goth. – De bello Gothico (Vol. 2)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

105 К несчастью, почти совершенно уничтожены пожаром в 1744 г., а жалкие остатки наклеены на бумагу на 147 листах; в Британском музее за Otho B.VI. В каталоге Коттоновой библиотеки упоминаются еще целыми, но вовсе не описаны: Smith Th. Catalogus librorum manuscriptorum Bibliothecae Cottonianae. Oxonii, 1696. P. 127. Рисунки впервые сообщены через 13 лет после пожара в издании Общества антикваров Vetusta monumenta, quae ad rerum britannicarum memoriam conservandam Societas antiquariorum Londini sumptu suo edenda curavit. London, 1767, затем в издании Westwood O. J. Palaeographia Sacra Pictoria: Being a Series of Illustrations of the Ancient Versions of the Bible. London, 1845; 2 фрагмента приложены снова к соч. Гëрц К. К. О состоянии живописи в северной Европе от Карла Великого до начала романской эпохи. СПб., 1873. Два снимка найдены о. Гарруччи в бумагах Пейреска в Национальной библиотеке [Paris. fr. 9350] и сообщены в атласе к Garrucci R. Storia della arte cristiana. T. III. Prato, 1876. Tab. cxxiv.13, cxxv.4. Было 250 миниатюр. 106 Finlay G. Griechenland unter den Römern, 146 v. Ch.–716 n.Ch.: Historische Übersicht des Aufstandes der griechischen Nation. Leipzig, 1861. S. 64, 67, 73, 78, etc. 108 Троицкий М. М. Суждения св. отцов и учителей Церкви второго и третьего века об отношении греческого образования к христианству//Труды Киевской духовной академии. 2. 1860. С. 74–130. 109 PG 8. Также и во второй речи его трилогии, «Педагог», и третьей, «Строматеон» (гл. 1, 10 и др.), Климент возвращается к тому же предмету. 110 Banduri A. Imperium orientale, sive antiquitates constantinopolitanae in quatuor partes distributatae. T. I. Parisiis, 1711: Anonymi Patria, Никиты Хониата «О статуях», эпиграммы и пр. [Scriptores originum Constantinopolitanarum/Ed. Th. Preger. T. II. Lipsiae, 1907; Nicetae Choniatae Historia/Ed. I. A. (J. L.) van Dieten. T. I. Berolini, 1975. P. 647–655]. 111 В Ватиканской библиотеке, Cod. gr. 405 [Palat. gr. 431]; имеет в длину 10 метров, будучи фрагментом. Описание: Rumohr C. Fr. Italienische Forschungen. T. I. Berlin, 1827. S. 166–167.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

795 Нет достаточных оснований менять στυφλικτος на στυφλικτον, так как это слово вполне хорошо согласуется с δεσμς. 796 То есть цоколь и перила солеи были, так же как и четырехгранные столбики, сделаны из фригийского мрамора pavonazzetto. 799       В выражении σλας ς γαλνης («светоч своей светлости») комментаторы видят намек на конную статую Юстиниана, воздвигнутую на колонне на площади Августеон в 542 или 543 г. и возвышавшуюся над соседней Св. Софией. См.: Johannes von Gaza und Paulus Silentiarius. S. 305; Mango C. The art of the Byzantine empire... P. 96, nt. 201; Fobelli Μ. L. Un tempio per Giustiniano... P. 176–177. 801       Ср. финал Paul. Sil. Soph. 1028 (c. 364–365), с теми же темами молитв за императора и Рим. 802 O Patria Constantinopolitana cm.: Constantinople in the early eighth century: The Parastaseis Syntomoi Chronikai/intr., transi, and comm, by A. Cameron and J. Herrin. Leiden, 1984. (Columbia studies in the classical tradition; [Vol.] 10); Accounts of medieval Constantinople: the Patria/transi, by A. Berger. Cambridge (Mass.); London, 2013. 803 Издания: Scriptores originum Constantinopolitanarum/ed. Th. Preger. Leipzig, 1901. Fase. 1. P. 74–108; Die Erzählung vom Bau der Hagia Sophia in Konstantinopel: Kritische Edition mehrere Ver­sionen/ed. E. Vitti. Amsterdam, 1986. Переводы: Mango C. The art of the Byzantine empire... P. 96­102; Dagron G. Constantinople imaginaire...; Accounts of medieval Constantinople... 804       Efthymiades S. Diegesis on Hagia Sophia from late Antiquity to tenth-century Byzantium//BS. 2015. Vol. 73, Nl.P. 11–18. 806 Согласно более древней традиции, первую базилику Св. Софии построил Констанций II (см. с. 13–14). Уже в вв., вероятно, чтобы элиминировать связь основания храма с ариан­ством, появляется предание об основании храма Константином Великим . Либо имя императора заменяется на другое (см., например, Thphn. chron. 23), либо удлиняется хронология: согласно «Пасхальной хронике», освящение состоялось 15 февраля 360 г., «почти через тридцать четыре года после того, как Константин Победоносный заложил ее основание» (в 326 г.); согласно Кедри­ну (498, 517, 523, 530, 531), Св. София была основана Константином, закончена Констанцием II, вскоре рухнула, была перестроена и освящена в 360 г. Евдоксием, но опять упала при провозгла­шении императором Юлиана в 361 г. Согласно Житию Константина в Патмосском минологии (19–21), Евфрат построил Святую Софию до смерти Константина, Евсевий Никомидийский провел ее освящение, при Юлиане рухнул купол, разбив амвон и солею. См.: Dagron G. Constantinople imaginaire... P. 211–212, nt. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4. 1906 г. С. 1–189. 73 Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the Fourteenth and Fifteenth Centuries. – Dumbarton Oaks Studies. 19. Wash., 1984. Text 106–107; commentary 423–434. Чертог – это мутаторий, или императорская ложа в яефе Св. Софии, где находился император, когда он присутствовал на службе. Ср. Mathews Т. F. Op. cit. Р. 96, 133–134; Vogt A. Op, cit. Commentaire I, P. 61; Papadopoulos JsP. Le mutatorium des eglises byzantines. in: Memorial L. Petit. – AOC. Bucharest, 1948. T. 1. P. 366–372. 74 Например: Gregorius Nazianzenus. Or. 18, 39. – PG. Т. 35. Col. 1037; Mango С. The Art… P. 26. 76 См. свидетельство XIII-UX вв. в: А поп у mi Narratio de aedificatione templi S. Sophiae 27. Ed. Th. Preger. – Scriptores originum Constantinopolitanarum – BSGRT. 1901, reprint 1989. P. 105. 77 Хотя впервые понятие о храме как о микрокосме было оформлено в Византии ок. 630 г. Максимом Исповедником (ум. 660 г.) в его «Мистагогии» (1–5. – PG. Т. 91. Col. 664–684; Maximus Confessor. Selected Writings. – The Classics of Western Spirituality. N. Y>  – Mahwah, N.J. – Toronto, 1985. P. 186–195; [рус. пер. А. И. Сидорова : Ilpen. Максим Исповедник . Творения. Кн. 1. М., 1993 (Святоотеческое наследие). С. 154–184].), это понятие о храме как о микрокосме естественно присуще человеческой религиозности. Ср.: Eliade Af. Images and Symbols. Studies in Religious Symbolism. N.Y., 1969. Ch. 1; Idem. The Myth of the Eternal Return. L., 1955. Ch. 1; Idem. The Sacred and the Profane. N.Y., 1959. Ch. 1. Оно, очевидно, впервые применено к зданию христианской церкви в поэме VI в., посвященной кафедральному собору Эдессы: Go us sen. Η. Ober eine «Sugitha. auf die Kathedrale von Edessa. – Le Museon. 1925. 38. P. 117. 36. (пер. на англ.: Mango С. The Art… P. 57–60); op.: GrabarA. Le temoignage d’une hymne syriaque sur l.architecture de la cathcdrale d’Edesse au VIe siecle et sur la symbolique de Г edifice chrctien. – CA. 1948. P. 41–67 [см. также: К. E. McVey. The Soghita on the Church of Edessa in the Context of Other early Greek and Syriac Hymns for the Consecration of Church Buildings. – ARAM Periodical. 1993 [изд. 1996j. 5. P. 329–370. – Прим. ред.].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Editio Basileensis. II. 1539. Editio Parisiensis I per Gagnaejum. 1545. Ed. Basileensis. III. 1550 (curavit Sigism. Gelenius). Ed. Basileensis. IV. 1562 (повторение предыдущего). Ed. Basileo-Parisiensis. 1566. (Excud. Andr. Wechelus). Ed. Pameliana-Antverpensis. I, cum Jacobi Pamelii argumento et adnot. 1579. Ed. Barraeana. 1580, studio et labore Renati Laurentii de la Barre. Parisiis apud Mich. Julianum. Ed. Pameliana-Parisiensis. I. 1583. Ed. Pameliana-Parisiensis. 1584 (per Jo. Mercerinm). Ed. Pameliana-Parisiensis. III. 1585. Ed. Heidelbergensis. I. 1596. Ed. Pameliana-Franeckerae. I, cum notis Francisci Junii. 1597. Ed. Pameliana-Genevensis. I. 1597. Ed. Pameliana-Parisiensis. IV. 1598. Ed. Pameliana-Heidelbergensis. II. 1599. Ed. Pameliana-Heidelbergensis. III. 1601. Ed. Pameliana-Franeckerae. II. 1607. Ed. Pameliana-Parisiensis. V. 1608. Ed. Pameliana-Antwerpensis. II. 1609. Ed. Pameliana-Parisiensis. VI. 1610. Ed. Pameliana-Parisiensis. VII. 1616. Ed. Pameliana-Coloniae. L 1617. Ed. La Cerdae imperfecta. Parisiis. 1624, 1630. Libri IX ex codice Agobardi, ed. Rigaltius. 1626 и 1628. (Typis Rob. Stephani). Ed. Rigaltiana. I. Lutetiae. 1634. Nicolai Rigaltii observationibus et notis illustrata. Ed. Rigaltiana. II. 1641. Tertullianus redivivus auct. P. Georgio. Paristis. 1646 – 50. Tertulliani opera omnia, op. Caroli Moreau. Parisiis. 1658. Editio Pameliana-Rothomagensis. 1662. Ed. Pamelio-Rigaltiana Priorii. Lutet. 1664. Ed. Pamelio-Rigaltiana Priorii. II. 1675. Ed. Pamelio-Rigaltiana Priorii. III. 1695. Ed. Pameliana-Franeckerae. III. 1697 (y Migne не упомянуто). Ed. Veneta. I. 1701. Ed. Veneta. II. 1744. Ed. Halensis, recensuit Jo. Sal. Semler 1769–76. Ed. Veneta III. 1776. (у Migne не упомянуто). Ed. Wirceburgensis, -ed Oberthür. 1780–1781. Ed. Halensis. II. 1827–29. Tertulliani opera, ed. E F. Leopold. Lips. 1839–41. Cur. E G. Gersdorf. в Bibliotheca patr. eccles, latin. selecta, IV–VII. (не приведено у Migne). Editio Parisiensis, ed. Migne (Patrologiac: Cursus Completus. Tom I, II, III). Parisiis. 1843, переиздано 1878.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Ист.: Scipione M. A. Elogia abbatum sacri monasterii Casinensis. Neapoli, 1643; Chronica Sacri Monasterii Casinensis/Ed. A. de Nuce. P., 1668; Annales Casinenses//MGH. SS. T. 19. P. 303-320; Bibliotheca Casinensis. Monte Cassino, 1873-1894. 5 t.; Erchempertus. Historia Langobardorum Beneventanorum//MGH. Scr. Lang. P. 231-264; Chronica S. Benedicti Casinensis//Ibid. P. 467-489; Spicilegium Casinense. Monte Cassino, 1888. T. 1; Regesti Bernardi I abbatis Casinensis fragmenta/Ed. A. M. Caplet. R., 1890; Bernardi I abbatis Casinensis In regulam S. Benedicti expositio/Ed. A. M. Caplet. Montecassino, 1894; Bernardi I Speculum monachorum seu Quaestio/Ed. H. Walter. Friburgi Brisgoviae, 1901; Loew E. A. Die ältesten Kalendarien aus Monte Cassino. Münch., 1908; [Inguanez M.] Codicum Casinensium manuscriptorum catalogus. Montis Casini, 1915-1941. 3 vol. in 6; Chronicon Vulturnense del monaco Giovanni/Ed. V. Federici. R., 1925. Vol. 1-2; Regesto di S. Angelo in Formis/Ed. M. Inguanez. Montecassino, 1925; Mirra A. La Poesia di Montecassino. Napoli, 1929; I placiti cassinesi del sec. X con periodi in volgare/Ed. M. Inguanez. Montecassino, 19343; Amatus. Historia Normannorum= Amato di Montecassino. Storia de " Normanni/Ed. V. de Bartholomeis. R., 1935; Italia Pontificia/Ed. P. F. Kehr. B., 1935. Vol. 8. P. 109-198; Ryccardi de Sancto Germano notarii Chronica/Ed. C. A. Garufi. Bologna, 1937; I Necrologi Cassinesi. R., 1941. Vol. 1: Il Necrologio del cod. Cassinese 47/Ed. M. Inguanez; Abbazia di Montecassino: I Regesti dell " Archivio/Ed. T. Leccisotti, F. Avagliano. R., 1964-1977. 11 vol.; Petrus Diaconus. Ortus et vita iustorum Casinensis cenobii/Ed. R. H. Rodgers. Berkeley, 1972; I carmi di Alfano I, arcivescovo di Salerno/Ed. A. Lentini, F. Avagliano. Montecassino, 1974; Chronica monasterii Casinensis=Die Chronik von Montecassino/Hrsg. H. Hoffmann. Hannover, 1980. (MGH. SS; 34); The Codex Benedictus: An 11th-Cent. Lectionary from Monte Cassino/Ed. P. Meyvaert. N. Y.; Zürich, 1982; Il Registrum di Pietro Diacono: (Montecassino, Archivio dell " Abbazia, Reg. 3)/Ed. M. Dell " Omo. 2000. 2 vol.; Le carte di S. Liberatore alla Maiella conservate nell " archivio di Montecassino/Ed. M. Dell " Omo. Montecassino, 2003-2006. 2 t.; Kelly T. F. The Ordinal of Montecassino and Benevento: «Breviarium sive ordo officiorum», 11th Cent. Fribourg, 2008.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010