Перевод – Александр Шперл Epiphanius, Haer. , LXXXVI, IV, 2. Socrates, Hist. Eccl ., IV, 7 (MPG, LXVII, col. 473b). Ps.-Athanasius, Ad Antiochum , resp. 1 (MPG, XXVIII, col. 597d). De octo vitiosis cogit ., 9 (MPG, XL, col. 1275c). In Ps. 115 , §2 (MPG, XXX, col. 105d). De spir. scto , XVIII Or , XXVIII ( Theol ., II), 17. In Cant., hom . 12 (ed. Jaeger/Langerbeck, p. 358). De fid. orth ., I, 4 (MPG, XCIV, col. 800b), в русском переводе — «Точное изложение православной веры». Эти и подобные им высказывания святых отцов, как кажется, противоречат словам из Второго послания Петра 1:4: «…дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них сделались причастниками Божественного естества ( theias koinonoi physeos )». Святоотеческое предание придает огромное значение этим словам из Второго послания Петра, как указывающим на возможность истинного и непосредственного единения человека с Богом; но в то же время слово естество, physis , еще не несет в себе того более узкого, технического смысла, который оно прибрело в более поздние времена при обсуждении вопросов о сущности и энергии. В других местах Нового Завета часто утверждается, что человек может стать причастником жизни и славы Божией (см. особенно Евангелие от Иоанна), но нигде не сказано, что он участвует в сущности Бога. Таким образом, во Втором послании Петра слово physis следует понимать как обозначение жизни или энергий Божества, а не Его трансцендентную сущность. De myst. theol., 2. См., напр., Xenophon, Memorabilia , IV, III, 13; ср. Philo, De post. Caini , 13-16, и De spec. leg., I, 32-36. Ep. CCXXXIV, 1 (MPG, XXXII, col. 869a). Hom. vi de Beat . (MPG, XLIV, col. 1269a). Постановления Соборов 1341, 1347 и 1351 гг. см. у I. N. Karmiris, Ta dogmatika kai symvolika mnimea tis Orthodoxou Katholikis Ekklisias , vol. I (2 nd ed., Athens 1960), pp. 354-410. Относительно постановлений Собора 1347 г. см. J. Meyendorff, ‘Le Tome synodal de 1347’, in Vizantolozhki Institut, Zbornik Radova, VIII (Belgrade 1963), pp. 209-27; репринт J. Meyendorff, Byzantine Hesychasm: historical, theological and social problems (Variorum Reprints, London 1974).

http://pravmir.ru/bog-sokryityiy-i-yavle...

Григорий Богослов . Письма богословские ­­ Gregoire de Nazianze. Trois lettres theologiques. Ed. P.Gallay. SC 250. Paris, 1974. Григорий Богослов . Слова 1–5; 20–43 ­­ Gregoire de Nazianze. Discours. Ed. J.Bernardi, J.Mossay, P.Gallay, C.More-schini. SC 247 (1–3), 309 (4–5), 270 (20–23), 284 (24–26), 250 (27–31), 318 (32–37), 358 (38–41), 384 (42–43). Paris, 1978–1992. Григорий Богослов . Слова 6–19; 44–45 ­­ Orationes. PG 35–36. Григорий Нисский . Большое огласительное слово ­­ The Catechetical Oration of Gregory of Nyssa. Ed. J.H.Strawley. Cambridge, 1903. Григорий Нисский . На Песнь Песней ­­ Gregorii Nysseni Opera VÏ In Canticum Canticorum. Hrsg. von H.Langerbeck. Leiden, 1960. Григорий Нисский . О Блаженствах ­­ Gregorii Nysseni Opera VII, 2: De beatitudinibus, De oratione dominica. Hrsg. von J.F.Callahan. Leiden – New York – Köln, 1992. S.77–170. Григорий Нисский . О Божестве Сына и Духа ­­ De deitate Filii et Spiritu Sancti. PG 46, 553–576. Григорий Нисский . О жизни Моисея ­­ Gregorii Nysseni Opera VII, 1: De vita Moysis. Hrsg. von H.Musurillo. Leiden, 1964. Григорий Нисский . О молитве ­­ Gregorii Nysseni Opera VII, 2: De beatitudinibus, De oratione dominica. Hrsg. von J.F.Callahan. Leiden – New York – Köln, 1992. S.5–74. Григорий Нисский . О святом Ефреме ­­ In sancti Ephraim. PG 46. 820–849 (dubia). Григорий Нисский . О судьбе ­­ Gregorii Nysseni Opera III, 2: Opera dogmatica minora. Part 2. Hrsg. von J.-K.Downing, J.A.McDonough, H.Hörner. Leiden – New York – Köln, 1987. Григорий Нисский . Об образе и подобии Божием ­­ Ad imaginem Dei et ad similitudinem, PG 44, 1328–1345 (dubia). Григорий Нисский . Об устроении человека ­­ De opificio hominis. PG 44, 124–256. Григорий Нисский . Против Евномия ­­ Gregorii Nysseni Opera I-IÏ Contra Eunomium libri. Hrsg. von W.Jaeger. Leiden, 1960. Григорий Нисский . Против тех, кто откладывает святое Крещение ­­ Adversus eos qui baptismum differunt. PG 46, 416ff. Григорий Нисский . Слово против Ария и Савеллия ­­ Gregorii Nysseni Opera III, Ï Opera dogmatica minora. Part 1. Hrsg. von F.Mueller. Leiden, 1958.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

92 Многими исследователями творений свт. Григория Нисского отмечалась трудность адекватного перевода понятия πνοια с древнегреческого языка на языки современные, чему специально уделено внимание в диссертации П. Б. Михайлова (Михайлов 2005. С. 99–110). В латинских колонках «Патрологии» Ж.-П. Миня πνοια у свт. Григория «даже не транслитерируется» (Эдельштейн 1985. С. 186. Примеч. 93). Вариант перевода πνοια. как примышление, предложенный в ТСО, по мнению С. В. Троицкого , «довольно неудачный».. В своей монографии он предлагает заменить его измышлением (Троицкий 2002. С. 7). О тех же трудностях перевода комплексного значения термина свт. Григория, но уже на английский язык говорит А. Вейсвурм (Weiswurm 1952. Р. 129). Однако, беспокойство переводчиков, на наш взгляд, может устранить сам святитель, который подчеркивал безразличность именования при правильном понятии о предмете: «А власть именовать так или иначе все мыслимое лежит в природе; и захочет ли кто назвать ее примышлением или иным чем-либо (ετε τις πνοιαν ετε λλο τι), мы не будем прекословить» (Contra Eunomium 12.2 (13) (PG 45, 1044; Jaeger. 1. Р. 342:11–12. Рус. пер.: ТСО. Т. 43. 1864. Ч. 6. С. 421)). Следовательно, нет существенной разницы, какое имя прилагать к «власти именовать все мыслимое так или иначе», главное – хранить истинным указанное святителем понятие о ней. 95 Contra Eunomium 12.2 (13) (PG 45, 969; Jaeger. 1. Р. 277:7–20. Рус. пер.: ТСО. Т. 43. 1864. Ч. 6. С. 336–337). 96 Contra Eunomium 12.2 (13) (PG 45, 969; Jaeger. 1. Р. 277:29–32. Рус. пер.: ТСО. Т. 43. 1864. Ч. 6. С. 337). 97 Contra Eunomium 12.2 (13) (PG 45, 969; Jaeger. 1. Р. 277:32–278:4. Рус. пер.: ТСО. Т. 43. 1864. Ч. 6. С. 337). 99 Contra Eunomium 12.2 (13) (PG 45, 973; Jaeger. 1. Р. 279:23–280:9. Рус. пер.: ТСО. Т. 43. 1864. Ч. 6. С. 339–340). 100 Contra Eunomium 12.2 (13) (PG 45, 973; Jaeger. 1. Р. 280:9–21. Рус. пер.: ТСО. Т. 43. 1864. Ч. 6. С. 340–341). 101 Contra Eunomium 12.2 (13) (PG 45, 973; Jaeger. 1. Р. 280:21. Рус. пер.: ТСО. Т. 43. 1864. Ч. 6. С. 341).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Hörner, H., Über Genese und der zeitigen Stand der grossen Edition der Werke Gregors von Nyssa, in: M. Harl (изд.), Écriture, стр. 18–50. Hübner, R., Die Einheit des Leibes Christi bei Gregor von Nyssa. Untersuchungen zum Ursprung der „physischen“ Erlösungslehre, Leiden 1974. Hübner, R., Gregor von Nyssa als Verfasser der sog. Ep. 38 des Basilius. Zum unterschiedlichen Verständnis der οσα bei den kappadozischen Brüdern, in: J. Fontaine – Ch. Kannengiesser, Epektasis, стр. 463–490. Hübner, R., Gregor von Nyssa und Markell von Ankyra, in: M. Harl (изд.), Écriture, стр. 199–229. Irigoin, J., Éditions d " auteur et rééditions à la fin de l " antiquité (À propos du „Traité de la virginité“ de Grégoire de Nysse), in: Revue de philologie, de littérature et d " histoire anciennes, 44/96, 1970, стр. 101–106. Ivánka, E. von, Hellenistisches und Christliches im frühbyzantinischen Geistesieben, Wien 1948. Ivánka, E. von, Plato Christianus. Übernahme und Umgestaltung des Platonismus durch die Väter, Einsiedeln 1964. Ivánka, E. von, Die Quelle von Ciceros De natura deorum II. 45–60 (Poseidonios bei Gregor von Nyssa), in: Archivum philologicum, 59, 1935, стр. 10–21. Jaeger, W., Aristoteles. Grundlegung einer Geschichte seiner Entwicklung, Berlin 1923. Jaeger, W., Early Christianity and Greek Paideia, Cambridge (Mass.) 1961. Jaeger, W., Gregor von Nyssa " s Lehre vom Heiligen Geist, изд. H. Dörries, Leiden 1966. Jaeger, W., Paideia. Die Formung des griechischen Menschen, 1–3, Berlin 1934–1947. Jaeger, W., Scripta minora, I, Roma 1960. Jaeger, W., Studien zur Entstehungsgeschichte der Metaphysik des Aristoteles, Berlin 1912. Jaeger, W., Two Rediscovered Works of Ancient Christian Literature: Gregory of Nyssa and Macarius, Leiden 1954. Kannengiesser, Ch., L " infinité divine chez Grégoire de Nysse, in: Recherches de science religieuse, 55,1967, стр. 55–65. Karfík, F., Platonský pojem smrti podle dialogu Faidon, in: Souvislosti, 1/1991, стр. 43–51. Kannengiesser, Ch., Logique et idées motrice dans le recours bibliques selon Grégoire de Nysse, in: H. Dörries – M. Altenburg – U. Schramm (изд.), Gregor von Nyssa und die Philosophie, стр. 85–103.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

чудотворца. 56 Γρηγορου Θεολγου. Λγος 39, Εις τα για φτα 13, PG 36: 349 Α; Γρηγορου Παλαμ, Λγος 58, Εις την γννησιν Κυρου 5, " λληνες Πατρες της Εκκλησας, т. 2, с. 462. 57 Отец Эмилиан имеет в виду серию проповедей, произнесенных в храме святителя Николая в Трикале в 1970 и 1971 гг. 59 Первый тропарь третьей песни первого канона на утрене праздника Преображения Господня 6/19 августа: «Во всего Адама облекся, Христе, очерневшее изменив, просветил еси древле естество, и изменением зрака Твоего благосодеял еси», из Минеи. 60 Третья стихира на Хвалитех на утрене Святых отец Седьмого Вселенского Собора 11/24 октября, из Минеи. 61 Κυπριανο Καρχηδνος, Επιστολ 73. 21, PL3: 1123Β (=CSEL, т. III, 2, Wien 1871, с. 795, στιχ 3–4): “salus extra ecclesiam non est”. 67 W.Jaeger, Gregorii Nysseni Opera, De vita Moysis, t. VII. I, Leiden 1959, Γρηγορου Νσσης, Εις τον βον Μωυσως 2, с.96– 97 (далее – Γρηγορου Νσσης, Εις τον βον Μωυσως). 68 W.Jaeger, Gregorii Nysseni Opera ascetica, De virginitate, t. VII. I, Leiden, 1963, Γρηγορου Νσσης, Περι παρθενας 4, стих. 17–18 (далее- Γρηγορου Νσσης, Περ παρθενας). 69 Διαταγαι ’Αποστλων 2, 27, ΒΕΠΕΣ, т. 2, с. 35– 36, 39 и далее (далее – Διαταγαι ’Αποστλων); Ιγνατου ’Αντιχειας, Σμυρναοις 9, 1, ΒΕΠΕΣ, т. 2, с. 281, стих. 29–30. (далее – Ιγνατου ’Αντιχειας, Σμυρναοις). 70 Ιγνατου ’Αντιχειας, Σμυρναοις 8,315, стих. 8; ω. Δ. Ζιζολα, μητροπολτου Περγμου, ντης τς Εκκλησας ν τ θεα Ευχαριστα και τ πισκπφ κατ τος τρεις πρτους αινας. θηναι 1990. 71 Κυπριανο Καρχηδνος, Περ τς ντητος Καθολικς Εκκλησας, 6, PL 4: 503 A (=CSEL, т. III. 1. Wien 1868, σ. 214). 73 W. Jaeger, Gregorii Nysseni Opera, In ecclesiasten Homiliae, t. V, Leiden 1962, Γρηγορου Νσσης, Εκκλησιαστς 2, с. 299, стих. 3–9. 75 W. Jaeger, Gregorii Nysseni Opera, De Beatitubinibus, t. VII. II, Leiden 1992, Γρηγορου Νσσης, Εις τος μακαρισμος 8, стих. 11–14. 79 Νικολου Καβσιλα, Εις θεαν λειτουργαν 50, 22– 23, Φιλοκαλα τν Νηπτικν και ’Ασκητικν, " λληνες Πατρες τς Εκκλησας, т. 22, Θεσσαλονκη 1979, с. 2422–244. (далее – Νικολου Καβσιλα, Εις θεαν λειτουργαν).

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Василий следовал Оригену (Толк. на Иоанна, XIX, 118) в этой традиции употребления πνοια по отношению к Богу. Ему же, по всей видимости, следовал и сам Арий (см.: «[Бог] примышляется (πινοεται) посредством многих примышлений (πνοιαις): Духом, Силою, Премудростию, славою Божиею, Истиною, Образом, Словом. Разумей также, что примышляется и сиянием, и светом...» [Арий, Талия , отрывок у Афанасия в О соборах 15]). Таким образом, Евномий с Аэцием (для Аэция см.: Синтагматион 12 [Wickham]) переосмыслили традиционную процедуру, связанную с употреблением этого понятия по отношению к Богу; более того, они укоряли своих предшественников-ариан в том, что те делают таким образом Бога составным (см. Филосторгий, X, 2-4 [Bidez]). Григорий Нисский . Против Евномия II, 179.6 -180.1 (Jaeger). Ibid., II, 408-409, 417 (Jaeger) и др. Daniélou J. Eunome l " arien et l " éxegése néoplatonicienne du Cratyle//Revues des Études Grecques. 69, 1956. P. 412-432. В этом не вполне корректном понимании Евномия Даниелу следует логике Григория Нисского, антиевномианская аргументация которого построена как раз на представлении, что иерархия трех высших сущностей (т.е. Нерожденного, Порождения [=Сына] и Духа), которую исповедает Евномий (см.: Григорий Нисский. Против Евномия, I, 151-154 [Jaeger]), подразумевает нисхождение от простого к сложному (см.: Там же, I, 231-237). Однако Григорий этим приписывает Евномию ход мыслей, характерный для плотиновского извода неоплатонизма (для Плотина только Единое является «простым», в то время как то, что ниже его априори «сложно», см.: V.3.11-13), сам же Евномий оговаривает, что каждая из высших сущностей - проста (Григорий Нисский. Против Евномия, I, 152-153 [Jaeger]), ибо каждый член высшей триады для Евномия единственен в своем роде. В целом об этом см. нашу статью: Бирюков Д. С. Полемика свт. Григория Нисского и Евномия в контексте античных логических учений//Проблемы теологии. Вып. 4. Материалы Четвертой международной богословской научно-практической конференции 16 февраля 2007 г. Екатеринбург, 2007. С. 87-93.

http://bogoslov.ru/article/573574

28 Ср.: μεταδδωμι – уступать долю, уделять, передавать (см.: PGL P. 851). Здесь свт. Григорий Нисский близок свт. Афанасию Александрийскому , который в аналогичном контексте о сотворении человека по образу Божию употребил тот же глагол: «…как Благий сообщает (μεταδδωσι) им собственный Свой образ (τς δας εκνος) – Господа нашего Иисуса Христа – и творит их по образу и по подобию Своему (κατ τν αυτο εκνα κα καθ’ μοωσιν)». (Athanasius Alexandrenus. De incarnatione 11//PG 25, 116 ( Афанасий Александрийский , свт. 1902. С. 205)). Традицию использования глагола уделять при экзегезе сотворения человека продолжает прп. Максим Исповедник , учивший, что Слово «сначала уделило (μεταδος) [этому естеству] от лучшей [части Своей], а затем по Собственной воле восприняло худшее, дабы спасти образ (τν εκνα) [Свой]» (Maximus Confessor. Quaestions ad Thalassium 54//PG 90, 520 (Епифанович, Сидоров 1993. C. 160)). 31 Образ и подобие, согласно Л. Карфиковой, святитель усматривает «в царском предназначении человека, в неизъяснимом блаженстве, которое дает ему добродетель, в человеческой речи и мышлении (λγος κα δινοια), отображающих Божии ум и слово, но также и в любви, которой является Сам Бог , к которой способен и человек, а также в стремлении человека проникнуть во все познанием, как проникает Сам Бог» (Карфикова 2012. С. 129). Исследовательская традиция единодушна в том, что свт. Григорий не делает в антропологии специального различия между образом и подобием, а использует оба понятия взаимозаменяемо и равнозначно. Человек изначально сотворен как по образу, так и по подобию Божию (Тихомиров 1886. С. 95. Примеч. 1; Малков 2007a. С. 190–192; Merki 1952. S. 165–175). Однако, свт. Григорий различает эти понятия в своей теории познания и именования. 32 См: Contra Eunomium 2.3 (PG 45, 473; Jaeger. 2. Р. 318:13. Рус. пер.: ТСО.Т. 41. 1862. Ч. 5. С. 271); Adversus Arium et Sabellium 9 (PG 45, 1293–1296; Jaeger. 3.1. Р. 80:27–81:2. Рус. пер.: ТСО. Т. 44. 1865. Ч. 7. С. 15); Contra Eunomium 1.37 (PG 45, 417; Jaeger. 1. Р. 182:19–26. Рус. пер.: ТСО.Т. 41. 1862. Ч. 5. С. 205); Contra Eunomium 1.41 (PG 45, 453; Jaeger. 1. Р. 215:6–12 Рус. пер.: ТСО. Т. 41. 1862. Ч. 5. С. 247) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

ÉVAGRE LE PONTIQUE, Traité pratique ou le Moine, 2 tomes, introduction, texte critique, traduction et commentaire par A. et Cl. Guillaumont, (SC 170–171), Paris, Éd. du Cerf, 1971. – Sur la prière, dans La Philocalie, I, présentée par O. Clément, notes et traduction de J. Touraille, Paris, DDB/J.-C. Lattès, 1995, p. 98–111. I. Hausherr, Les leçons d’un contemplatif. Le Traité de l’Oraison d’Évagre le Pontique, Paris, Beauchesne, 1960. (L’œuvre est attribuée à Nil de Sinaï.) GRÉGOIRE LE GRAND, Dialogues, tome I, introduction, bibliographie, cartes par A. de Vogüé (SC 251), Paris, Éd. du Cerf, 1978. – Dialogues, tome II, livres I-III, texte critique et notes par A. de Vogüé, traduction par P. Antin (SC 260), Paris, Éd. du Cerf, 1979. – Dialogues, tome III, livre IV, texte critique et notes par A. de Vogüé, traduction par P. Antin, (SC 265), Paris, Éd. du Cerf, 1980. GRÉGOIRE DE NYSSE, Adversus Macedonianos, De Spiritu Sancto, dans W. JAEGER, Gregorii Nysseni opera, III, 1, Leiden, 1958, p. 89–115. – La Création de l’homme, introduction et traduction par J. Laplace, notes par J. Daniélou (SC 6), Paris, Éd. du Cerf, 2002. – Contra Eunomium, dans W. JAEGER, Gregorii Nysseni opera, I et II, Leiden, 1960. – De instituto christiano, dans W. JAEGER, Gregorii Nysseni opera, WIII, 1, Opuscula ascetica, Leiden, 1952, p. 40–89. – De professione christiana ad Harmonium, dans W. JAEGER, Gregorii Nysseni opera, VIII, 1, Opuscula ascetica, Leiden, 1952, p. 129–142. – Discours catéchétique, texte grec de E. Mühlenberg, introduction, traduction et notes R. Winling (SC 453), Paris, Éd. du Cerf, 2000. – Écrits spirituels: La Profession chrétienne, Traité de la perfection, Enseignement sur la vie chrétienne (De instituto christiano), présentation de M. Canévet, traduction de J. Millet, M. Devailly, Ch. Bouchet, (PDF 40), Paris, Migne, 1990. – In Hexaemeron explicatio apologetica, PG 44, 61–124. – Sur l’âme et la résurrection, présentation et traduction par J. Terrieux, coll. «Sagesses chrétiennes», Paris, Éd.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Рассел касается этой темы в своей книге: Russell 2004 , p. 151-152, 181-184, 200-203 etc. Отражение 2 Пет. 1, 3-4 в раннехристианской мысли до Афанасия включительно анализируется в диссертации: Finch 2002 . Исследователи, касающиеся темы причастности у свт. Афанасия, обращают внимание в основном на его учение о причастности христиан Святому Духу, а не собственно Божественной природе, см. например: Kannengiesser 1981 , p. 175-176. Тема причастности Духу действительно является весьма важной для мысли свт. Афанасия; по этой причине, например, Г. Драгас, анализируя представление о причастности у свт. Афанасия, делает акцент на персоналистическом характере этой темы у Александрийского богослова, отрицая возможность наличия у него дискурса сущностной (природной) причастности, см.: Dragas 1980 , р. 85-87. Очевидно, Г. Драгас в данном случае руководствуется идеологией т. н. «христианского персонализма», не обращая должного внимания на тексты. Ср.: Деян. 10, 38; 1 Ин. 2, 20 и 27; 2 Кор. 1, 21. Athan., ep. 1 ad Serap. : PG 26, 585B-C, цит. по изд.: ТСО 21:1 с изм.; в русском переводе этого места цитата из 2 Пет. 1, 4 не замечена. Соответствующие цитаты и их анализ см. в книге: Anatolios 1998 , р. 31-35, 100-109. См.: Bas., Eun. I: PG 29, 556.14-27. Обсуждение использования Порфирием этого дискурса, а также указание соответствующих мест в его сочинениях см. в статье: Anton 1969 , p. 3-6. См.: Gr. Nyss., Eun .: I, 1.151.1-8 (Jaeger). Gr. Nyss., Eun .: I, 1.173.2 - 175.1 (Jaeger), цит. по изд.: Григорий Нисский 2006 , с. 36 с изм. См. использование того же аристотелевского дискурса причастности в контексте речи о родах существ тварного мира у свт. Григория Богослова: or . XXIX, 13. См. ссылку в прим. 28. См. пересказ свт. Григорием Нисским соответствующего положения Апологии на Апологию Евномия: Gr. Nyss., Eun .: III, 5.61-62 (Jaeger). Об этом см. в нашей статье: Бирюков 2006 , с. 41-42. Gr. Nyss., Eun .: I, 1.270.1-277.13 (Jaeger). См. подобный дискурс у свт. Григория Богослова: or .

http://bogoslov.ru/article/487738

Василий Великий , свт. 2008–2009 – Василий Великий , свт. Творения: В 2 тт. М., 2008–2009. Т. 2. [Vasilii Velikii, svt. Tvoreniia: V 2 tt. (Works: In 2 vols.). Moscow, 2008–2009. T. 2.] Григорий Палама , свт. 2007 – Григорий Палама , свт. Трактаты/Пер. архим. Нектарий (Яшунский). Краснодар, 2007. [Grigorii Palama, svt. Traktaty (Treatises)/Per. arkhim. Nektarii (Iashunskii). Krasnodar, 2007.] Епифанович, Сидоров 1993 – Творения преподобного Максима Исповедника . Кн. 2. Вопросоответы к Фалассию. Ч.1 Вопросы I–LV/Пер. и ком. С.Л. Епифанович , А.И. Сидоров . М., 1993. [Tvoreniia prepodobnogo Maksima Ispovednika. Kn. 2. Voprosootvety k Falassiiu (Works of St. Maximus the Confessor. Book 2. Questions and Aswers to Thalassius). Chast’ 1. Voprosy I–LV/Per. i kom. S.L. Epifanovich, A.I. Sidorov. Moscow, 1993.] Лурье 1995 – Григорий Нисский , свт. Об устроении человека/Пер. В.М. Лурье. СПб., 1995. [Grigorii Nisskii, svt. Ob ustroenii cheloveka (The dispensation of man)/Per. B.M. Lourié. Saint-Petersburg, 1995.] Поспелов 2009 – Георгий Факрасис. Диспут свт. Григория Паламы с Григорой философом. Философские и богословские аспекты паламитских споров/Пер. Д.И. Поспелов. Святая гора Афон – М., 2009. [Georgii Fakrasis. Disput svt. Grigoriia Palamy s Grigoroi filosofom. Filosofskie i bogoslovskie aspekty palamitskikh sporov (St. Gregory Palamas’ dispute with Gregory the Philosopher. The philosophical and theological aspects of the Palamite disputes)/Per. D.I. Pospelov. Sviataia gora Afon – Moscow, 2009.] Феофан Затворник , свт. 2006 – Феофан Затворник , свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? М., 2006. [Feofan Zatvornik, svt. Chto est’ dukhovnaia zhizn’ i kak na nee nastroit’sia? (What is the spiritual life and how accept it?). Moscow, 2006.] 10 De opificio hominis 8 (PG 44, 145.148. Рус. пер.: ТСО. Т. 37. 1861. Ч. 1. С. 99:101); De Virginitate 12 (PG 46, 369; Jaeger. 8.1. P. 297:24. Рус. пер.: ТСО. Т. 44. 1865. Ч. 7. С. 341); De Perfectione christiana ad Olympium (PG 46, 256; Jaeger. 8.1. P. 178:7. Рус. пер.: ТСО. Т. 44. 1865. Ч. 7. С. 229). Здесь и далее на современное критическое издание свт. Григория (Gregorii Nysseni Opera/Ed. W. Jaeger, H. Langerbeck. Leiden, 1952–1996) делается ссылка с указанием фамилии первого издателя (Jaeger) и номера тома.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010