In 131 AD, Ahtopol was mentioned as Auleuteichos in the Perlus of the Euxine Sea, a guidebook of the Black Sea towns, by Greco-Roman historian Arrian of Nicomedia, as being located 43.5 km away from Chersonesus (another Ancient Greek city on the Bulgarian Black Sea coast with the same name as theAncient Greek colony on the Crimean (Taurica) Peninsula). In the 6th century AD, a fortress wall was built to defend the city against the barbarian invasions, possibly during the reign of Byzantine Emperor Anastasius I Dicorus (r. 491-518 AD) or Emperor Justin I (r. 518-527 AD). Parts of this Late Antiquity Fortress wall are still preserved up to a height of 3-4 meters; the walls are thick between 1.5 and 2.8 meters. Agathopolis was first conquered by the First Bulgarian Empire (632/680-1018 AD) under Khan Krum (r. 802-813 AD) in 812 AD. It was settled with Slavs under his successor, Khan Omurtag (r. 814-831 AD). Subsequently, during the Middle Ages, the city changed hands between the Bulgaria and the Byzantine Empire numerous times. It was part of Bulgaria until 864 AD, and then again from 894 until 970 AD. Arab geographer Muhammad Al-Idrisi mentioned Agathopolis as a major city in 1150 AD. At the time of the Second Bulgarian Empire (1185-1396 AD), the region of Agathopolis was reconquered by the Bulgarians in the Uprising of Asen and Petar in 1185. It was part of Bulgaria until 1263, and was then reconquered in 1304, in the Battle of Skafida near Poros (Burgos, today’s Burgas). The city changed hands between Bulgaria and Byzantium several more times until the end of the 14th century. Before that, in 1366 AD, the Count of Savoy Amadeus IV (r. 1343-1383) conquered Ahtopoland the other cities on Bulgaria’s southern Black Sea coast for five months. It was ultimately conquered by the Ottoman Turks in 1453, together with the conquest of Constantinople and the othersurviving Byzantine ports in the Mediterranean and the Black Sea. During the period of Ottoman Yoke, i.e. when Bulgaria was part of the Ottoman Empire, Ahtopol remained an important port. Ahtopol was visited in 1663 by Ottoman traveler Evliya Celebi, and was mentioned in his books of travels as “Ahtabolu " . It was liberated by Bulgaria in the Balkan War of 1912.

http://pravoslavie.ru/89762.html

По всей вероятности, Н. Т. с детства готовил себя к служению Церкви. В 1335 г. он встречался с афонскими монахами, участвовавшими в освящении мон-ря Дечаны (эта гипотеза появилась вместе с предположением о рождении Н. Т. в Косово). После этой встречи (очевидно, без разрешения родителей) Н. Т. уехал на Афон и нес послушание под началом игумена мон-ря Хиландар старца Исаии Серрского. Духовное формирование Н. Т. происходило на основе афонской книжности, в к-рой особое значение придавалось сохранению правосл. доктрины и укреплению литургических традиций. В 1338 г. Н. Т. принял постриг, в 1341 г. рукоположен во диакона, в 1343 г.- во иерея. Считается, что он был игуменом Хиландара и даже занимал должность протоэпистата (управляющего) Св. Горы ( Iorga. 1914. Р. 456). Ок. 1365 г. Н. Т. покинул Афон и обосновался в придунайских землях в районе г. Кладово (ныне в Сербии), к-рые входили в тот период в состав Видинского царства Иоанна Срацимира (1356-1396) ( Коледаров. 1989. Т. 2. С. 85. Карта 8). Здесь находился один из центров сопротивления правосл. мира католич. экспансии, предпринятой кор. Венгрии Людовиком (Лайошем) I Великим (1342-1382) под патронатом Рима. После взятия венг. крестоносцами г. Бдин (ныне Видин, Болгария) 2 июля 1365 г. военно-адм. организация этого региона усилиями ордена францисканцев сопровождалась интенсивным обращением православных в католичество ( Hurmuzaki. 1890. Vol. 1. Pt. 2. Р. 145-146). В католичество был обращен видинский деспот с семейством и ок. 1/3 жителей Видина. После высылки деспота именно церковная иерархия возглавила сопротивление католич. экспансии. Мобилизация правосл. Церкви происходила как на местном уровне, при помощи клира и монахов, так и на уровне К-польской Патриархии, к-рая планировала широкий комплекс дипломатических мер с целью сохранения своего церковного влияния на юго-востоке Европы в противовес экспансии католицизма. Успение прп. Никодима Тисманского. Роспись галереи братского корпуса мон-ря Тисмана. XX в. Мастер Г. Попеску

http://pravenc.ru/text/2565606.html

In the Late Antiquity, Apollonia, also called Sozopolis lost some of its regional center positions to Anchialos, and the nearby Roman colony Deultum (Colonia Flavia Pacis Deultensium). After the division of the Roman Empire into a Western Roman Empire and Eastern Roman Empire (today known as Byzantium) in 395 AD, Apollonia/Sozopolis became part of the latter. Its Late Antiquity fortress walls were built during the reign of Byzantine Emperor Anastasius (r. 491-518 AD), and the city became a major fortress on the Via Pontica road along the Black Sea coast protecting the European hinterland of Constantinople. In 812 AD, Sozopol was first conquered for Bulgaria by Khan (or Kanas) Krum, ruler of the First Bulgarian Empire (632/680-1018 AD) in 803-814 AD. In the following centuries of medieval wars between the Bulgarian Empire and the Byzantine Empire, Sozopol changed hands numerous times. The last time it was conquered by the Second Bulgarian Empire (1185-1396 AD) was during the reign of Bulgarian Tsar Todor (Teodor) Svetoslav Terter (r. 1300-1322 AD). However, in 1366 AD, during the reign of Bulgarian Tsar Ivan Alexander (r. 1331-1371 AD), Sozopol was conquered by Amadeus IV, Count of Savoy from 1343 to 1383 AD, who sold it to Byzantium. During the period of the invasion of the Ottoman Turks at the end of the 14th century and the beginning of the 15th century AD, Sozopol was one of the last free cities in Southeast Europe. It was conquered by the Ottomans in the spring of 1453 AD, two months before the conquest of Constantinople despite the help of naval forces from Venice and Genoa. In the Late Antiquity and the Middle Ages, Sozopol was a major center of (Early) Christianity with a number of large monasteries such as the St. John the Baptist Monastery on St. Ivan Island off the Sozopol coast where in 2010 Bulgarian archaeologist Prof. Kazimir Popkonstantinov made a major discovery by finding relics of St. John the Baptist; the St. Apostles Monastery; the St. Nikolay (St. Nikolaos or St. Nicholas) the Wonderworker Monastery; the Sts. Quriaqos and Julietta Monastery on the St. Cyricus (St. Kirik) Island, the Holy Mother of God Monastery, the St. Anastasia Monastery.

http://pravoslavie.ru/90091.html

1181); в 2 циклах на Крите - в парекклисионе св. Иоанна Крестителя ц. св. Василия в Ираклио (1284) и в ц. Панагии в Фоделе (1321); на фресках храма Спаса в Цаленджихе, Грузия (1384-1396); на фресках ц. св. Иоанна Предтечи на о-ве Родос (сер. XV в.) (свод визант. памятников с изображением «Усекновения главы св. Иоанна Предтечи» см.: Κατσιτη. 1998. Σ. 169-174). В средневизант. период сложились неск. иконографических изводов «Усекновения главы св. Иоанна Предтечи», получивших широкое распространение впосл. Наиболее традиционным является изображение фигуры склонившегося святого в 3/4-ном повороте, над к-рым воин заносит меч; действие происходит на фоне ландшафта, как представлено на миниатюрах из Минология (ГИМ. Греч. 9/382, 1063 г.), из Лекционария (Ath. Dionys. 587, 3-я четв. XI в.); на фресках в крипте ц. св. Иоанна Предтечи в Севастии Палестинской (ок. 1185); в росписях ц. св. Апостолов в Фессалонике (1310-1314) и мн. др. Следующим вариантом иконографии «Усекновения главы св. Иоанна Предтечи» стало изображение совершившейся казни, когда голова отделена от тела, из к-рого изливается кровь; над простертым на земле святым возвышается воин, к-рый вкладывает меч в ножны: миниатюра из Синаксаря Захарии Вагаршакертского под 29 авг. (Кекел. А 648, 1030 г.); икона «Св. Иоанн Предтеча, с житием в 15 клеймах» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (нач. XIII в.); фреска ц. Успения в мон-ре Трескавец в Македонии (между 1334 и 1343) и др. Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием. Икона. XVI в. (НГХМ) Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием. Икона. XVI в. (НГХМ) Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием. Икона. 1595 г. (ГИМ) Реже И. П. изображали стоящим, но уже обезглавленным - момент только что совершившейся казни, его глава в нимбе лежит на земле: росписи ц. свт. Николая Чудотворца в г. Куртя-де-Арджеш в Румынии (сер. XIV в.); ц. св. Фанурия (Валсамонеру) на Крите (1408, 1425). Иногда главу на блюде уносят Саломия или воин; в таком варианте «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи» включалось как эпизод в композицию «Пир Ирода» в составе миниатюрных и монументальных повествовательных циклов, напр.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Hippolytus, 10, 605–8. Origenes, 12, 1011–28. Eustathius, 18, 613–74. Gregorius Nyssenus, 45, 107–14.   In Davidem.   Basilius Seleuciensis, 85,181–92,191–204, 203–16, 215–2. Pseudo-Chrysostomus, 62, 759–64; 64, 17–18. Hesychus, 93, 1479–80. In Heliam.   Basilius Seleuciensis. 85, 147–58. In Heliam et Viduam. Chrysostomus, 81, 337–48; 56, 583–6. De Petitione Elisæi ad Heliam.   Nicephorus Chumnus, 140, 1455–66.   In Elisæum et Sunamitidem.   Basilius Seleuciensis, 85, 137–48. In Libros Paralipomenon. Theodoretus. Quæstiones. 801–18 (I): 819–88 (II). Procopius Gazæus, 87, 1201–8(I); 1269–20 (II). In Job. Clemens Alex., 9, 739–12. Origenes, 12, 1029–50; 17, 57–106. Pseudo-Origenes, 17, 371–522. Athanasius, 27, 1343–8. Eusebius Emesenus, 86. I, 331–42. Didymus, 39, 1119–54. Chrysostomus, 64, 503–656. Theodorus Mops., 66, 697–8. Olympiodorus (Nicetas Heracl.), 93, 13–470.   Homiliae singulæ. Chrysostomus, 63, 477–86. Ps.-Chrysostomus 1–4, 56, 563–82. In Psalmos. Hippolytus, 10, 607–16, 711–26. Origenes, 12, 1053–1686; 17, 105–150. Eusebius Cæs., 23, 65–1396, 24, 9–76: canones, 1395– 6. Eustathius. De titulis, 18, 685–86; 695–8; alia, 685–88. Athanasius, Ad Marcellinum, 27, 11–46. Commentarius, 59–546 et 547–90. De titulis psalmorum, 649–1344.=Hesychius Hierosolymitanus. Quæstiones in Psalmos, 28, 743–52. Apollinaris. Interpretatio in Psalten, , 33, 1313–1538 et 1627–34. Eusebius Emesenus, 86, I, 549–50. Diodorus, 33, 1587–1628. Basilius Cæs, 29, 209–494. Ps. Basilius, 30, 71–118. Gregorius Nyssenus. In Psalmorum inscriptiones, 44, 431–608. In Ps. VI, 607–16 . Didymus, 39, 1155–1616; 1617–24. Chrysostomus, 55, 35–528. Pseudo Chrysostomus, 55, 527–784; 61, 689–98. Asterius Amasenus, 40, 389–478. Theodorus Mops., 66, 649–96, 1003–4. Cyrillus Alex., 69, 717–1276. Theodoretus, 80, 857–1998, 84, 19–32. Ammonius, 85, 1361–64. Gennadius, 85, 1665–8. Hesychius, 93. 1179–1340 et 27, 849–1344. Maximus Confessor, 90, 855–72. Anastasius Sin., 89, 1077–1144. Nicetas, Catenae præefatio, 69, 699–714.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Saint Symeon’s writings reveal that at this time in the marriage service, the Holy Eucharist was still being given to the bride and groom if they were Orthodox Christians, and the blessed “common cup” was given only to those who were not allowed to receive Holy Communion in the Church. And for the first time, the prothesis (proskomedia), as a separate rite preceding the liturgy of the Word, appeared in the liturgical books. The West The West in the 14 th century saw the “Babylonian Captivity” of the Papacy in Avignon, France (1309–1377), when the Papacy became virtually subject to the kings of France. Then, in the very next year after the return of the Papacy to Rome, the “Great Papal Schism” began, with two rivals claiming to be the legitimate Pope. And from 1409 to 1414there were three rivals all claiming to be the true Pope. These humiliating developments helped lead to the rise of the Conciliar Movement, which became a powerful force in the Western Church in the next century. Catherine of Sienna (c. 1347–1380), a remarkable Italian mystic, theologian, and advisor to Pope Gregory XI (r. 1370–1378), lived in the 14 th century, as did John Wycliffe (c. 1330–1384), the forerunner of the Protestant Reformation in England. Other important mystical writers of this century were Walter Hilton (c. 1343–1396), Julian of Norwich (c. 1342–after 1416), and the anonymous author of The Cloud of Unknowing, all of whom were English. In Holland, Geert Groote (1340–1384) founded the popular and influential group of “secular” (i.e., non-monastic) priests and laity called the Brethren of the Common Life. This movement was part of a general revival and deepening of the spiritual life called the Devotio Moderna (Modern Devotion). The Dutch mystical writer Jan van Ruysbroeck (1293–1381) was probably the greatest representative of this movement in the 14 th century. Emphasizing as it did the importance of Christian community, heartfelt devotion to Christ, and theological writing in the vernacular, as well as criticizing various abuses in the Church life of the time, this movement can be seen as a precursor to the Protestant Reformation.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/the...

Свт. Прохор рукоположен в 1311 г.; 1 7.09.1328. Свт. Антоний рукоположен в октябре 1329 г.; упом. в 1330–1332 гг.; † 1336. Гавриил упом. в 1336–1343 гг.; после на покое; † 9.09.1356. рукоположен в 1346 г.; † 1356. Игнатий упом. в 1356–1559 гг.; † весною 1364 г. поставлен осенью 1364 г.; † 1365, в мор. Арсений упом. ок. 1370 г.; † 1405. Матфей упом. в 1382 г.; † 1385. Свт. Иаков рукоположен в 1386 г. и вскоре изгнан; † 27.11.1392 Свт. Феодор (архиеп.) рукоположен в 1390 г.; † 28.11.1394. Свт. Григорий (архиеп.) рукоположен 29.03.1396; † 3.05.1416. Свт. Дионисий (архиеп.) рукоположен 12.07.1418; † 18.10.1425. Ефрем (архиеп. с декабря 1448 г.) рукоположен 13.04.1427; † 29.03.1454. Рязанские епископы Иосиф упом. в 1284 г. Свт. Василий I † 1295. Стефан упом. в 1303 г. Григорий упом. в 1326–1342 гг. Кирилл упом. в 1343–1353 гг. Василий II рукоположен в 1356 г. Афанасий упом. в 1378 г. Феогност рукоположен 15.08.1388; упом. в 1390 г. Иеремия упом. в 1390–1392 гг. Феогност упом. в 1396 и 1401 гг.; † 1407. Сергий (Азаков) рукоположен в 1410 г. Свт Иона 1433–1448; потом митрополит всея Руси. Саранские (сарские) и подонские епископы Митрофан рукоположен в 1261 г.; оставил епархию в 1269 г. Феогност рукоположен в 1269 г.; упом. до 1291 г. [Свт. Анфим XIII в.]. Измаил упом. в 1296 г.; в 1312 г. отлучен. Варсонофий рукоположен в 1312 г.; упом. в 1330 г. Софония упом. в 1330, 1350 гг. Афанасий рукоположен в июне 1334 г., до 1356 г. рукоположен 30.11.1343. рукоположен в 1356 г. Матфей упом. ок. 1365 г. рукоположен в 1382 г.; † 9.07.1403. Тимофей рукоположен 20.07.1404; упом. 22.03.1416. упом. на Соборе 1441 г. Смоленские епископы Иоанн упом. в 1335 г. Евфимий рукоположен в августе 1345 г. Феофилакт рукоположен в 1356 г. Парфений рукоположен ок. 1365 г. Даниил рукоположен ок. 1375. г.; в 1382 г. прибыл в Москву и там остался; † в марте 1397 г. В Москве он именовался «владыка Звенигородский». Свт. Михаил рукоположен в нач. 1383 г.; в 1396 г. сменен и 7.10.1397 прибыл в Москву; † 6.05.1402.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

О винограде, л. 1320. О кресте единем, л. 1323. О бездне и дву крестех, л. 1324. О трех крестех, л. 1324 об. О прелести диаволе, л. 1330 об. О премудрости Епифанове, л. 1333 об. О вариве и о видении Ангела, л. 1338. О скопцы, 1343. О рабе Епифанове, л. 1347. О рабех Епифановых, л. 1349 об. О торгу, л. 1353 об. О возницех, л. 1355. О отворении дверей церковных, л. 1356 об. О овощех и о яблоцех, л. 1359 об. О запрещении диавола, л. 1361. Обличение татей, л. 1362 об. О мертвеце, л. 1367. О повести Ангелов! ко ев. Андрею, л. 1368 об. Молитва св. Андрея за умершего, л. 1371. О прозрении священно Епифанову, л. 1372. О наказании св. Андрея ко Епифану, л. 1373 об. О видении Епифанови. л. 1376 об. О искушении диавола к Андрею святому, л. 1381 об. О церкви свв. Апостол, л. 1382 об. О мору и о молитве, л. 1383. О тати гробнем, л. 1384. О лопороде (языческом истукане), л. 1387. О черице среболюбнем, л. 1388 об. О похвалении Епифанови, л. 1396. О блуднем Иоанне, л. 1399 об. О видении того св. Андрея грешников, л. 1405. О труде Иванове, л. 1407 об. О жене, иже на Оре, л. 1409. О пророце Давиде, л. 1418. О некоем богатом, л. 1419. О прелести диаволе, л. 1421. О диаконе Рафаиле, л. 142 4. О боярине, л. 1427 об. Поучение св. (Андрея) о душах, л. 1427. О вецех, л. 1431. О Ангелах, л. 1433. О уме, л. 1435. О небесех, л. 1437. О божестве, л. 1438 об. О дни и нощи, л. 1439 об. О водах и о громе, л. 1440. О громнем сыну (И. Богослове ), л. 1441. О молнии, л, 1442. О колеснице (Илииной), л. 1 443 об. О змии л., 1445 об. О снезе, л. 1446 об. О чаши растворене, л. 1447. и О демонах, л. 1450. О раи, л. 1450 об. О любви, л. 1451. О рассуждении, л. 1453 об. О гресех человеческих, л. 1454 об. Мертвии живота не узрят, л. 1450 об. О видении человека, л. 1459 об. О св. мученице Акакие, л. 1468. О видении (св. Андреем) святой Богородицы в Влахернах, л. 1472 об. О князи наводящем мерзость св. Андрею, л. 1474. О царе граде провидение, л. 1476 об. О кончине, л. 1477 об. О царях апокалипсич., л. 1479 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Было перебито много немецких феодалов, а католические священники брошены в море. Через десять дней восставшие захватили замок Пёйде. Эзельцы стали укреплять остров, так как понимали, что зимой, когда замерзнут проливы, войска Ордена начнут новое наступление. В это же время вспыхнуло восстание и в Гарриене. Это заставило феодалов забыть свои междоусобицы, и в конце 1343 г. они заключили соглашение об объединении усилий для борьбы с восставшими. В нем говорилось, что епископы обязаны «преданно поддержать» Орден, «без руководства которого нет возможности защищать местную Церковь» от новокрещеных и язычников. Такие договоры являются неоспоримыми свидетельствами духовной несостоятельности католической Церкви в Прибалтийском крае. При подавлении восстания Ливонский орден не останавливался ни перед какими жестокостями. В конце ноября 1343 г. многочисленное войско Ордена вторглось в Гарриен, рыцари безжалостно убивали людей, невзирая на пол и возраст. Хронисты еще много лет спустя называли этот мааконд «опустошенной и заброшенной землей». Общее число эстонцев, погибших с начала восстания до конца 1343 г., достигало 30000 . В феврале 1344 г. войска Ордена с осадными машинами по льду вторглись на остров Эзель. Тысячи людей были убиты в кровопролитных сражениях, многие замучены, но войскам Ордена так и не удалось окончательно покорить остров — боясь оттепели, они отступили на материк. В этом же году начались восстания в Везенберге, а также в землях ливов и латышей. В начале 1345 г. Ливонский орден сосредоточил все силы для подавления восстания в Эстонии и вторгся на Эзель, где восемь дней подряд продолжались грабежи, убийства и пожары. К концу года восстание было подавлено. Это несколько укрепило позиции Ливонского ордена в Прибалтике. Датский король, видя, что ему не удержать свои владения в Эстонии, продал ее Ордену за 19000 марок серебром. Сделка была утверждена как германским императором, так и папой Римским. Восстание в Юрьеву ночь и крестьянская война в Эстонии являлись важным этапом борьбы народа против католической Церкви и немецких феодалов.

http://sedmitza.ru/lib/text/430118/

Теперь положение Кантакузена стало отчаянным. Выручил его турецкий эмир Умур-бей, спасший семью Иоанна в Дидимотихе, окруженном враждебными Кантакузену болгарами. Зимой с 1342 на 1343 г. Умур-бей с сильным войском высадился в устье реки Марица, поднялся вверх по течению и отбросил болгар от Дидимотиха. Затем, не вытерпев холодов, турок ушел на родину, но осенью 1343 г. вновь вернулся на 300 судах на помощь Кантакузену, располагавшемуся в Южной Македонии. В это время в темнице в Константинополе скончалась мать Иоанна Кантакузена Феодора Палеолог. Одна из замечательнейших женщин своего времени, блестящий политик и патриотка, многократно выручавшая императора Андроника III Палеолога, она была доведена голодом и страданиями до фатального исхода. Насколько мало значили тогда Анна Савойская и ее сын, хорошо иллюстрирует тот факт, что сама царица ничего не знала о гибели аристократки. Лишь после смерти Феодоры Палеолог ей сообщил об этом ее лечащий врач 658 . С приходом союзников-турок ситуация стала выравниваться. Уже Алексей Апокавк был вынужден очистить Южную Македонию, а турки из других племен, ранее помогавшие ему, не желали воевать с соотечественниками и вернулись на родину. Кроме того, столица оказалась в тисках финансового кризиса – денег катастрофически не хватало на армию и военные расходы. Анна Савойская пошла на реквизицию церковного имущества и продажу императорских драгоценностей, что называется, за гроши. Впрочем, как и всегда, значительная часть этих средств оказалась расхищенной ближайшим окружением царицы 659 . После ряда побед Кантакузен внес серьезные коррективы в свои военные планы. Ему очень не хотелось вступать в конфронтацию с сербами из-за Македонии, а осада Фессалоник представлялась малоперспективной. Он решил начать атаку на Фракию, овладение которой предвосхищало ответ на вопрос, кто будет являться хозяином Константинополя. При помощи турок осенью 1343 г. Иоанн Кантакузен захватил множество городов во Фракии и вернул себе свое родовое гнездо Дидимотих. Но вскоре столь выгодный для Кантакузена союз с турками вынужденно распался. Римскому папе Клименту VI (1352–1362) удалось наконец довершить до конца дело своих предшественников. «Конференция», направленная против пиратских грабежей турок в Эгейском море, к которой присоединились официальный Константинополь, Генуя, Венеция, родосские рыцари и правитель Кипра, начала действовать. Это обещало длительную и ожесточенную войну латинян с турками, и Умур-бею было уже не до Кантакузена 660 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010