AD Titum. Origenes. Fg., 14, 1303–6. Chrysostomus 1–6, 62, 663–700. Theodoras Mops., 66, 947–50. Theodoretus, 82, 857–70. Joan. Damascenus, 95, 1026–30. O_Ecumenius, 119, 241–62. Theophylactus, 125, 141–72. Ad Philemonem. Origenes. Fg., 14, 1305–8. Chrysostomus 1–3, 62, 701–20. Theodoras Mops., 66, 949–50. Theodoretus, 82, 871–8. Joan. Damascenus, 95, 1029–34. O_Ecumenius, 119, 261–72. Theophylactus, 125, 171–84. Ad Hebræos. Origenes, fg., 14, 1307–10. Eusebius, 24, 605–6. Chrysostomus 1–34, 63, 9–236; 64, 479–92. Theodoras Mops., 66, 951–68. Cyrillus Alexandrinus, 74, 953–1006. Theodoretus, 82, 673–786. Gennadius, 85. 1731–34. Joan. Damascenus, 95, 929–98. Photius, 101, 1253–54. O_Ecumenius. 119, 271–452. Theophylactus, 125, 185–404. In EPISTOLAS CATHOLICAS. Euthalius, 85, 665–90. Jacobi epistola. Didymus, 39, 1749–54. Chrysostomus, 64, 1039–52. Cyrillus Alexandrinus, 74, 1007–12. Hesychius, 93, 1389–90. O_Ecumenius, 119, 451–510. Theophylactus, 125, 1131–90. Petri epist. 1 et 2. Clemens Alexandrinus, 9, 729–32 (I). Eusebius Emesenus, 86, I; 561–2 (II). Didymus, 39, 1755–72 (I); 1771–4 (II). Chrysostomus, 64, 1053–58 (I); 1057–60 (II). Cyrillus Alexandrinus, 74, 1011–16 (I); 1017–22 (II). Hesychius, 93, I389–90 (I). Ammonius Alexandrinus, 85. 1607–10 (I). O_Ecumenius, 119, 509–78 (I); 577–618 (II). Theophylactus, 125, 1189–1252 (I); 1253–88 (II). JUDÆ epist. Clemens Alexandrinus, 9, 731–4. Didymus, 1755–72 (I); 39, 1811–18. Cyrillus Alexandrinus, 74, 1023–4. Hesychius, 93, 1391–2. O_Ecumenius, 119, 703–22. Theophylactus, 126, 85–104. JoanNis epist. 1–3. Clemens Alexandrinus, 9, 733–8 (I); 737–40 (II). Didymus, 39, 1775–1808 (I); 1809–10 (II); 1811–2 (III). Chrysostomus, 64, 1059–62 (I). Cyrillus Alexandrinus, 74, 1021–4 (I). O_Ecumenius, 119, 617–84 (I); 638–96 (II); 695–704 Theophylactus, 126, 9–66 (I); 65–80 (II); 79–84 (III). ApocALYPsis. Andreas Cæsariensis, 106, 215–458. Arethas, 106, 487–786. Anonymus ex æcumenio, 119, 721–26. Dionysius Alexandrinus. Fg., 10, 1237–50 [de canonicitate]. V. – HOMILIÆ ET LIBRI

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Basilius II, 117, 613–34. Nicephorus Botaniata. Aurea bulla, 127, 1481–84. Irene typicum, 127, 985–1128. Alexius I Comnenus, 127, 921–84. Joannes II Comnenus, 132, 1149–1154. Manuel I Comnenus, 133, 707–90. Alexis II Comnenus, 183, 789–92. Isaacus II Angelus, 135, 439–96. Theodoras I Lascaris, 161, 1019–21. Joannes III Ducas, 161, 1021–5. Michael VII Palæologus, 161, 1025–48. Andronicus II senior, 161,1048–1108; 152, 1152–59. Andronicus III junior, 161, 1108–15. Joannes V Palæologus, 161, 1115–6, 1127–8. Joannes VI Cantacuzenus, 161,1116–27; 151, 152. Manuel II Palæologus, 161, 1128–9. Constantinus XI Palæologus, 161, 1129–32. THEODORUS BALSAMON. Constitutionum ecclesiasticarum collectio, lib. 1–3, 138, 1077–1336. II. Patriarcharum СР. Аста.   Vide с. 191 Indicem patriarcharum CP. (præsertim ex 119 et 152.) III. Aliorum (Hi referuntur in 119): Adrianus papa, 925–30. Basilius Achridenus, 929–36; 1119–20. Nicetas Heracleensis, 935–8. Demetrius Chomatenus, 937–60, 1125–30. Joannes Citri, 959–86; 1, 863–4, 906. Elias Cretensis, 985–98. Nicephorus Chartophylax in t. 100. 1061–8. Nicetas Thessalonicensis, 997–1010, 1119–24. Joannes Zonaras, 1011–32. Theodorus Balsamon, 1031–94, 1161–1224. Petrus Chartularius, 1093–8. Demetrius Syncellus, 1097–1120. Theodorus Critopulus, 1129–32. D) LIBR1 DE RE CANON1CA VEL JURIDICA TIMOTHEUS CP. presbyter, De receptione hæreti-corum, 86, I, 11–74. EPIPHANIUS CYPRI. De præsessionibus patriarcharum, 86, I, 791–98 et 112, 1423–51. THEODORUS STUDITA. Responsiones, 99, 1703–20. MICHAEL PSELLUS. Synopsis legum, ,122,925–74. De nominibus actionum, 1007–22; legum, 1023–30. SYMEON. THESSALONICENSIS. Response ad Gabrielem Pentapolitanum, 155, 829–952. THEODORUS BALSAMON. Responsa ad interrogationes Marci, 119, 1031–94 et 138, 951–1012. Meditata, 119, 1161–1224; 138, 1013–76. Epistolæ: 1, de jejuniis, 138, 1335–60; 2, de rasophoris, 1359–82. MATTHæUS MONACHUS. Quæstiones et causæ matrimoniales, 119, 1125–98. MICHAEL CHUMNUS. De gradibus cognationis, 119, 1297–1300.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Варя, воспитанница Мариинского приюта — 149 Василий, архиепископ Псковский — в 1870 г. в Псковской епархии такого иерарха не было, место архиепископа было вакантным, а епископом с 1869 г. был Павел (Доброхотов) — 72 Василий, казанский священник из татар — 303 Василий, отец — см. Руженцев В. И. Василий, певчий Александро–Невской лавры — 122 Василий, родственник отца Николая из Пустоподлесья — 310 Василий, сызранский священник, брат отца Николая — Касаткин Василий Дмитриевич (1839–1911) — выпускник Смоленской Духовной семинарии (1861); протоиерей, настоятель женского Сретенского монастыря в Сызрани — 103, 240, 303, 309 Василий Александрович — описка: Владимир — см. Орлов В. А. Василий Борисович — см. Бажанов В. Б. Василий Васильевич — см. Григорьев В. В. Василий Дмитриевич — см. Аксенов В. Д. Василий Иванович, секретарь митрополита Исидора — 151 Василий Святой — Василий Великий (Василий Кесарийский) (ок. 329–379) — церковный деятель, философ–платоник, епископ в Кесарии — 122, 218, 247, 252, 306 Василий Яковлевич — см. Михайловский В. Я. Васильев, семинарист, тенор из Казанской Духовной семинарии — 299–301, 312 Васильев Василий Павлович (1818–1900) — филолог, синолог, академик — 162 Васильчиков Петр Александрович — Васильчиков Петр Алексеевич (1829–1898) — уполномоченный Общества попечения о раненых и больных воинах (1875–1876); член Православного миссионерского общества (с 1870 г.); историк — 119, 123, 136, 190, 214, 241 Васильчикова Александра Петровна, дочь П. А. Васильчикова — 119 Васильчикова Евгения Петровна, дочь П. А. Васильчикова — 119, 288 Васильчикова Екатерина Петровна (? –1904), дочь П, А. Васильчикова — 119 Васильчикова Мария Петровна, дочь П. А. Васильчикова — 119, 172, 178, 182, 214 Васильчикова Ольга Петровна, дочь П. А. Васильчикова — 119, 288 Вастеховский Василий Георгиевич, знакомый отца Николая в Пустоподлесье — 310 Вася, болгарский мальчик — 291 Вахрушева, благотворительница — 153 Белецкий Владимир Алексеевич — генеральный консул в Сан–Франциско; действительный статский советник — 123, 129, 133

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

(Карф.47, 57, 66-69, 91-94, 117, 119, 124). Примечания: Смотри толкование к правилу 119(133) 226. Прав. 10 карф. собора 418 г.; в Кормчей прав. 118.  Правило 119(133). Постановлено и сие: аще кто, после издания законов, обратил какое место к кафолическому единению, и в продолжении трех лет имел оное в своем ведении, и никто оного не требовал от него: то после да не будет оное от него взыскуемо, естьли притом в сие трехлетие существовал епископ, долженствующий взыскании, и молчал. Аще же не было епископа: то да не поставится в препятствие исканию внесение сего места в список приходов: но когда вдовствовавшая кафедра получит епископа, да будет ему позволено взыскание того места в продолжение трехлетия. Подобным образом, аще епископ от страны донатистов обратится к кафолической церкви, список приходов да не будет ему в предосуждение до определеннаго срока: но с того дня, как обратился, Имеет право, в продолжение трехлетия, искати месте его престолу следующих (Карф. 47, 57, 66-69, 91-94, 117, 118, 124). Три вышеприведенные правила (117-119) касаются донатистов, относительно которых см. толкование 47 правила этого собора. Примечания: 227. Прав. 11 карф. собора 418 г.; в Кормчей прав.119.  Правило 120(134). Постановлено и сие: аще которые епископы, не посредством суда других епископов, взыскуют общества, которые почитают принадлежащими своему престолу, но простирают власть на людей подчиненных другому епископу, хотящих или не хотящих: таковые да навяжутся потерею своего дела. То есть, аще которые учинили сие, и аще между епископами дело не кончилось соглашением, но еще имеют о нем спор: то да лишится спорного места тот, о ком доказано будет, яко оставив церковных судей, учинил нашествие. И да не льстит себе кто либо тем, яко от первенствующего епископа имеет грамоту о принятии того места в свое ведение: но хотя имеет грамоту, хотя не имеет, да учинит сношение с имеющим оное место в своем ведении, и от него да получит грамоту, дабы явно было, что мирно удерживает за собою церковь ему следующую. Аще же и тот явит некое притязание: то и сие да будет разрешено епископами судящими, которых или первенствующий им назначит, или сами по согласию изберут из соседних епископов

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Аще же случится быти единому месту: то да предоставится тому, к которому в большей близости окажется. Аще же будет равно близко к обоим престолам: то да поступит к тому, которого народ изберет. Аще случится, что христиане, издревле кафолические, востребуют своего епископа, а обратившиеся от страны Доната, своего: то избрание большим числом, да будет предпочтено избранию меньшим числом народа. Аще обе страны будут равны числом избирающих: то место да будет причислено к пределу старшего епископа. Аще обрящутся многие места, имеющие народ обеих стран, но не могут разделены быти поравну, поелику число тех месте не равно есть: то во первых равные числом да разделятся, потом же с оставшимся местом да будет поступлено, как речено выше, при рассуждении о едином месте (Карф.47, 57, 66-69, 91-94, 117, 119, 124). Примечания: Смотри толкование к правилу 119(133) 226. Прав. 10 карф. собора 418 г.; в Кормчей прав. 118. Правило 119(133). Постановлено и сие: аще кто, после издания законов, обратил какое место к кафолическому единению, и в продолжении трех лет имел оное в своем ведении, и никто оного не требовал от него: то после да не будет оное от него взыскуемо, естьли притом в сие трехлетие существовал епископ, долженствующий взыскании, и молчал. Аще же не было епископа: то да не поставится в препятствие исканию внесение сего места в список приходов: но когда вдовствовавшая кафедра получит епископа, да будет ему позволено взыскание того места в продолжение трехлетия. Подобным образом, аще епископ от страны донатистов обратится к кафолической церкви, список приходов да не будет ему в предосуждение до определеннаго срока: но с того дня, как обратился, Имеет право, в продолжение трехлетия, искати месте его престолу следующих (Карф. 47, 57, 66-69, 91-94, 117, 118, 124). Три вышеприведенные правила (117-119) касаются донатистов, относительно которых см. толкование 47 правила этого собора. Примечания: 227. Прав. 11 карф. собора 418 г.; в Кормчей прав.119. Правило 120(134). Постановлено и сие: аще которые епископы, не посредством суда других епископов, взыскуют общества, которые почитают принадлежащими своему престолу, но простирают власть на людей подчиненных другому епископу, хотящих или не хотящих: таковые да навяжутся потерею своего дела. То есть, аще которые учинили сие, и аще между епископами дело не кончилось соглашением, но еще имеют о нем спор: то да лишится спорного места тот, о ком доказано будет, яко оставив церковных судей, учинил нашествие. И да не льстит себе кто либо тем, яко от первенствующего епископа имеет грамоту о принятии того места в свое ведение: но хотя имеет грамоту, хотя не имеет, да учинит сношение с имеющим оное место в своем ведении, и от него да получит грамоту, дабы явно было, что мирно удерживает за собою церковь ему следующую. Аще же и тот явит некое притязание: то и сие да будет разрешено епископами судящими, которых или первенствующий им назначит, или сами по согласию изберут из соседних епископов

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

    Прп. Ефрем Сирин. Творения. М., 1849. Ч. 3. С. 234.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 450.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. С. 444, 446.     Прав. Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной. С. 77.     Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 49.     Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. 2-е изд., испр. СПб., 1893. Т. 4. С. 33.     Он же. Живое слово мудрости духовной. С. 70.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 468.    См.: Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 51.    Цит. по: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 450.     Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 16, 39.    Ср.: Прав. Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной. С. 76.     Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. 1. С. 258, 257, 258.     Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 92.    Там же.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 104.     Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. С. 113—114, 119, 120.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. С. 323.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 429.    См.: Там же. С. 469.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 431.     Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 38.     Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 123.    Цит. по: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова: Письма. СПб., 1881. С. 119.    Там же. С. 120.    Там же. С. 110.     Свт. Григорий Двоеслов. Правило пастырское, или О пастырском служении. С. 67, 70.    Цит. по: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова: Письма. С. 119, 120, 119—120.    Там же. С. 99.    См.: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. С. 280.    Цит. по: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова: Письма. С. 119.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 10. С. 26. Часть 2 Пастырь на ниве служения Настроение пастыря в священнослужении    Закон воздействия пастыря на душевную жизнь пасомых ясно формулируется словами Господа: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела (Мф. 5:16). Природа человека больше увлекается живым примером, чем отвлеченным словом. Как выводящий стадо пастух идет пред овцами, а овцы за ним идут, так и пастырь словесных овец «должен… наставлять прихожан своих к житию святому примером своим ». И начальники сильнее действуют на подчиненных не словами, а делами жизни. Предшествующие Божию стаду пастыри, активные деятели в винограднике Господнем,— соль земли и свет мира (ср.: Мф. 5:13—14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

О смысле нетления : после Воскресения Христа в нетленном теле «для всех стало явно, что тело умерло не по немощи естества вселившегося Слова, но для уничтожения в нем смерти силою Спасителя» с.123]. «Тело, поскольку имело оно общую со всеми телами сущность, и было телом человеческим, хотя, по необычайному чуду, образовалось из единой Девы, однако же, будучи смертным, по закону подобных тел, подверглось смерти; по причине же снисшествия в него Слова, не потерпело свойственного телесной природе тления, а напротив того, ради вселившегося в нем Божия Слова, пребыло вне тления» с.118], Логос «как Жизнь и Сила, Собою укреплял тело» с.119] – здесь по сути говорится об обожении тела Христа из-за соединения с Логосом с.215], полной безгрешности и обилия духовных дарований с.216]. Так как «для принятия смерти имел Он тело , и неприлично было воспретить смерти, чтобы не воспрепятствовать и воскресению. А также неприлично было, чтобы и болезнь предшествовала смерти; иначе вменилось бы это в немощь Явившемуся в теле. Но разве не алкал Он? Да, алкал по свойству тела, но не истаевал голодом; потому что облекшийся в тело был Господь. Посему-то, хотя умерло тело для искупления всех, но не видело тления; ибо воскресло всецелым; потому что было телом не кого-либо иного, но самой Жизни» с.119]. Спаситель «ожидал смерти, чтобы ее истребить, и наносимой смерти спешил положить конец для спасения всех» с.119]. «У Господа главною целью было воскресение тела, которое имел Он совершить» и чтобы «всех уверить, что совершено им уничтожение тления и даровано уже нетление телам. И как бы всем в залог этого нетления и в признак будущего для всех воскресения, соблюл Он тело Свое нетленным» с.120]. 10. Апология Воскресения Свт. Афанасий подробно доказывает действительность Воскресения , утверждая, «что совершено Спасителем, то – по истине божественно и по многим причинам достойно Его Божества», это не обычная смерть, т.к. «смерть, приключающаяся людям, приходить к ним по немощи их естества» с.119]. Сначала свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

119 от уст лживых, от языка лукавого. Т.е. от клеветников. 119 тебе. Т.е. врагу, досаждающему псалмопевцу. 119 Изощренные стрелы сильного. Враг псалмопевца силен и коварен. 119 у Мосоха ... у шатров Кидарских. Псалмопевец говорит о тяготах пребывания среди язычников, подразумевая, что жизнь его стала бы совсем иной в окружении богоизбранного народа. Маловероятно, чтобы псалмопевец мог попеременно жить то в Мосохе, то в Кидаре, поскольку первая из названных местностей находится в Малой Азии ( Быт. 10,2 ; Иез. 38,2 ), а вторая в Аравии ( Ис. 21,16 ; Иез. 7,21 ). Скорее всего это символы очень отдаленных от Израиля земель. Глава 120 Пс. 120 Первый стих данного псалма объясняет, почему он отнесен к песням восхождения (см. вводные замечания к Пс. 119 ). Взор псалмопевца устремлен к конечной цели его паломничества Иерусалиму и святой горе Божией, Сиону. В предвидении встречи с Господом, он говорит о своем твердом уповании на Него. Псалом является внутренним монологом его автора (ср. Пс. 41; 42; 102 ), либо, и это более вероятно, что словами псалмопевца-паломника псалом только начинается, а остальная его часть представляет собой речь, которой священник укрепляет упование этого благочестивого человека.Заглавие. Песнь восхождения. См. вводные замечания к Пс. 119 . 120 Возвожу очи мои к горам. Как в самом Иерусалиме, так и вокруг него, множество холмов. Однако лишь один из них, Сион, имеет особое значение для Израиля, ибо он избран Господом для явления Своего присутствия избранному народу (см. ком. к Пс. 2,6 ). 120 Не даст Он поколебаться ноге твоей. См. ком. к Пс. 118,133 . 120 не дремлет и не спит. Не будучи подвластным слабостям человеческой природы, Бог не нуждается в сне, поэтому можно не опасаться быть забытым Им. В свое время пророк Илия насмехался над жрецом Ваала, говоря, что его божество спит и потому не может вступиться за верующих в него ( 3Цар. 18,27 ). хранящий Израиля. На Бога, как на Защитника, может полагаться весь народ Божий. Глава 121 Пс. 121 По своему содержанию Пс. 121 является типичной песнью восхождения (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

De obtrectatione, 751–54, fg. 3. Incertorum librorum, 753–54, 755–76. Testimonia veterum, 8, 35–50. Præfatio ed. Oxoniensis, Klotz, 27–30; 29–32. Dissertationes 1–3 Le Nourry, 9, 795–1484; ejus-dem chronographia Clementina collata cum Eusebiana et Syncelliana, 9, 1480–96. Index analyticus in Diss., 1621–82. Notitia FH., 8, 9–26. Index græcitatis, 8, 1495–1550. –                      scriptorum и Cl. laudatorum, 1549–60. –                      analyticus, 1559–1622. CLIMACUS. Vide JOANNES С CODINUS. Vide GEORGIUS С. CO_ELUM. Vide NICEPHORUS URANUS. CONSTANTINOPOLITANI=CP. CP. Clericï Vide EUSEBIUS DORYLÆUS. CP. Episcopi et patriarchæ: Diplomata, Constitutiones, Acta, 119, 725–1300 et 152, 1310–72. Vide Conspectum Palrohgiæ ex ordine voluminum torn. 119 et 152. CP. Imperatores, 1220–1453: Novellæ constitutiones et acta, 161, 1019–1132. Vide conspectum Petrologies ex ordine voluminum, t. 161. CONSTANTINUS, discipulus Leonis imp., s. IX-X. Versus, in Leonem, philosophum, 107, LXI-IV. CONSTANTINUS scriba. Epigramma in S. Theodorum Studitam, 99, 435–36. CONSTANTINUS ACROPOLITA, s. XIII-XIV, 140. In S. Joannem Damascenum (AA.SS.), 811–86. In S. Theodosiam, 893–936. AA.SS. commentarius prævius, 887–94. Notitia Cave, FH., 807–10. CONSTANTINUS III LICHUDES CP.patr., 1059–63. Constitutiones, 1–2, 119, 853–6. CONSTANTINUS IV CHLIARENUS CP. patr.,1154–56. Constitutio de homicidis latronum, 119, 767–8. CONSTANTINUS DIACONUS, s. VI, 88. Laudatio omnium martyrum, 479–528. Notitia M., 477–8. CONSTANTINUS HARMENOPULUS, 1383, 150. De hæresibus (Ducæus), 19–30. De fide orthodoxa (id.), 29–42 Ps. Aug. De cognitione veræ vitæ; 39–42, S. Hilarii fg. De Trinitate]. Narratiuncula de tribus tomis synodicis Iriarte), 41–44. Tomus in Gregorium Palamam, 870–76, 864–70 [anonymus ex editione Allatii]. Epitome canonum (Leunclavius), 45–168. Notitia FH., 9–20. CONSTANTINUS VII PORPHYROGENITUS, imperator, 912–59, 109, 112–13. Theophanes Continuatus, liber 5 (Combefis), 109, 225–370. De cerimoniis aulæ byzantinæ, 112, 73–1416.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Ст. 161. ...по слов Твоих устрашилось – только слов Твоих боялось. Ст. 162. ...богатство – букв. «добычу». Ст. 163. В человеке, долго живущем, гаснет сочувствие к греху и рождается отвращение к нему. Ст. 164. ...семикратно – здесь: много раз, постоянно (см.: Притч. 24:16; 26:25 ). Ст. 165. ...не страшны им соблазны – люди, любящие Закон, сохраняют глубокий внутренний покой, который ничем не может быть нарушен. Ст. 168. Исполнение заповедей открывает душу человека перед Богом. Ст. 169–176. Двадцать вторая строфа. Заключительное восьмистишие исполнено чувством благоговейной хвалы Богу, из уст Псалмопевца льется песнь благодарения и мольба, он весь усвоился Богу; не отступая от заповедей, он ищет вразумления и спасения и ощущает близость Божию к себе. Ст. 169. Да вознесется – букв. «да приблизится». Ст. 171. ...песнопение – хвалебная песнь благодарности. Ст. 173. ...возлюбил – букв. «избрал». Ст. 175. ...оправдает – букв. «поможет». Ст. 176. ...словно овца – образ заблудившейся овцы обычен для Библии (ср.: Ис. 53:6 ); ...Ты найдешь – букв. «найди».   Псалом 119 Псалмы 119–133 снабжены общим повторяющимся заголовком Песнь восхождения (церковносл. «Песнь степеней»), что позволяет видеть в них как бы особый сборник псалмов внутри Псалтири. Смысл термина «восхождение» не совсем ясен. Песни восхождения, возможно, пели паломники, три раза в год приходившие в Иерусалим на праздник; их могли петь «вавилонские пленники» евреи, возвращавшиеся с равнин Вавилона в родную гористую Иудею, и, наконец, их могли петь левиты, поднимаясь по ступеням храма (право предположить это дает число псалмов – 15). Святые отцы связывают название псалмов с возвращением пленников из Вавилона в Иерусалим. В пс. 119–126 свт. Афанасий Великий прочитывает намеки на определенные этапы этого возвращения: пс. 119 воспевался, по его мнению, еще в Вавилоне, при первом известии об освобождении, пс. 120 – в горах, по дороге из Вавилона, пс. 122 – людьми, которые утомлены долгим странствованием, пс. 124 – теми, кто видит родной город, пс. 125 -теми, кто успел войти в него, пс. 126 – теми, кто уже заложил основание нового храма. В последующих псалмах он находит пророчество о Церкви Христовой. Святитель Иоанн Златоуст также понимает восхождение как свидетельство о возвращении древних евреев из Вавилона и одновременно объясняет переносный смысл слова как указание на восхождение по ступеням добродетелей, которые ведут человека к Небу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010