Румынская Церковь канонизировала свою первую известную монахиню Бухарест, 31 марта 2022 г. Фото: basilica.ro В феврале Священный Синод Румынской Православной Церкви причислил к лику святых преподобную Теофану Бесараб, сообщает информационное агентство «Basilica». Святая Теофана (в миру Теодора; ок. 1300-ок. 1351) стала царицей Болгарской, а позже - первой известной монахиней в истории Румынии и ученицей великого исихаста - преподобного Феодосия Тырновского. Ее день памяти в Румынской Церкви будет отмечаться ежегодно 28 октября. Хотя преподобная Теофана имела румынское происхождение, она также известна как «мать Болгарии» эпохи династии Асеней. Для многих она по сей день воплощает преданную мать, царственное изящество и одновременно благочестие. Однако о жизни святой мало что известно, и судьба ее мощей окутана тайной. Теодора была старшей дочерью князя Басараба I, первого правителя (воеводы) централизованного государства Валахия. Для укрепления политических связей в 1322 году Басараб выдал свою дочь замуж за Ивана Александра, царя Болгарского, в городе Ловеч. Там она покровительствовала обширной духовной и культурной деятельности, в том числе переписыванию и переводу рукописей со Святой Горы Афон и из Константинополя. У Теодоры и ее мужа родились три сына и дочь. Хотя святая пользовалась большим уважением в народе, который любил ее за благочестие, смирение, добрые дела, культуру и образованность, ее брак с Иваном Александром в конце концов распался, когда он полюбил другую женщину. Теодора поступила в монастырь близ города Велико-Тырново, взяв в монашестве имя Теофана. Позднее она, как считается, перебралась в пещерный монастырь Алботин (Альбутин) на территории Видинской епархии, где подвизалась и мирно преставилась ко Господу. По одной версии, ее мощи перенесли в Белград вместе с мощами преподобной Параскевы (Петки) Сербской, чтобы спасти от османского нашествия, где они, предположительно, пребывали до 1521 года, когда турки захватили и Белград. Через некоторое время султан Сулейман I Великолепный (1520-1566) приказал перенести мощи в Стамбул.

http://pravoslavie.ru/145473.html

К тому времени грузинская княжна Мария, чью красоту позднее воспела в самых лирических тонах Анна Комнина, постриглась в монахини. Она продолжала активно интересоваться жизнью общества и не чужда была политических интриг. С Феофилактом она поддер­живала тесные дружеские отношения. Позже, уже будучи архиеписко­пом Болгарским, он хотел навестить ее на Принцевых островах, но буря на море заставила его повернуть назад; а однажды сама Мария посетила его, когда он лежал на одре болезни. Именно по просьбе василиссы Марии он написал пространный и значительный коммента­рий к Евангелиям; Феофилакт работал над ним, вероятно, в то время, когда жил в Охриде. Году и 1085-м, когда Константин Дука был все еще соправителем, Феофилакт обратился к своему царственному ученику с торжественной речью в присутствии его матери. Этот logos basilicos, в западной ученой традиции неточно называемый Institutio regia, начинался весьма верноподданно: «При мысли о том, что я ваш учитель, я воспаряю, – вос­клицал оратор. – Когда меня называют наставником императора, я вырастаю на десять локтей». Лирически описывает он восхитительный климат Константинополя, мягкий зимой и летом, восхваляет прекрас­ный вкус плодов, здесь произрастающих, затем рассыпается в неуме­ренных похвалах ловкости, которую Константин проявляет в искусст­вах верховой езды и охоты, но о достоинствах его ума упоминает лишь вскользь. Далее следует прочувствованный панегирик его матери. Во второй, дидактической, части Феофилакт рассматривает различные формы государственного устройства, он сравнивает, следуя классиче­скому образцу, монархию, аристократию и демократию с их противо­положностями – тиранией, олигархией и «охлократией». Завершается вторая часть перечислением свойств, необходимых истинному импера­тору, среди них требование «не уступать первого места никому, даже И духовенству», не общаться с актерами и прочими лицами, причаст­ными к театру, постоянно упражняться в угодной Богу добродетели – «человеколюбии». После столь красноречивого похвального слова Феофилакта, без сомнения, провозгласили несравненным ритором. Последним написан­ным шедевром его красноречия стала речь к императору Алексею, произнесенная, но всей вероятности, 6 января 1088 года. В этом logos basilicos Феофилакт прославляет военные и дипломатические успехи императора, а также его служение Церкви. Речь эта является ценным доказательством того, что империя в 1086 – 1087 годах имела сношения со своими северными недругами, печенегами и куманами. Заканчива­ется Слово панегириком матери Алексея. Как и Мария Аланская, Анна Далассина постриглась в монахини, но продолжала жить при дворе и имела большое влияние на государственные дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

G. B. de Rossi. Roma Sotterranea. 1864–77. – Bullettino di arch. cristiana. 1864–98. Nuova Serie. 1899–sq. G. B. de Rossi. Musaici cristiani di Roma. 1872–96. Garrucci, R. Storia d. arte cristiana nei primi otto secoli della chiesa. 6 vol. 500 tav. Prato. 1873–81. Salazaro, D. Studi sui mon. d. Italia merid. dal IV al XIII s. 1871–86. – L’arte romana al medio evo. 1881. Crowe u. Cavalcaselle. Geschichte der italienischen Malerei. 6 Bde. 1869–1876. Изд. итал. и англ. Kraus, F. K. Real-Encyclopädie d. chr. Alterth. 1882–6. 2 Bde. Wessely. Ikonographie Gottes u. d. Heil. 1874. Ongania, ed. La basilica di San Marco. 1878–1900. Müntz, Eug. Notes sur les mosaïques chr. de l’Italie. Revue Arch. 1875–1882. Schlumberger, G. Sigillographie de l’empire byzantin. 1884. Venturi, A. Storia dell’arte italiana. I–VII. 1901–1911. Wilpert, J. Le pitture d. catacombe rom. 1903–1904. Cabrol. Dictionnaire d’arch. chrétienne 1903– J. P. Richter and Camerone Taylor. The golden age of cl. christian art. 1904. André Michel. Histoire de l’art depuis les prem. temps chrétiens. 4 t. en 7 vol. 1905–1912. Diehl, Ch. Manuel d’archéologie byzantine. 1910. Dalton, О. М. Byzantine art and archaeology. 1911. Mâle Émile. L’art religieux du XIII-e siecle France. 1910. Reinach, Salomon. Répertoire de peintures du moyen âge et de la Renaissance (1280–1580). 3 vol. 1905–1910. ¦ По указаниям Ф. И. Буслаева (Исторические очерки русской народной словесности и искусства, I, стр. 377–8), в русских «Сборных Подлинниках графа Строганова довольно подробно изложены сказания об иконах Богородичных (числом 137), с иконописными замечаниями о их подобиях. При некоторых сказаниях указаны источники, а именно: подписи на самих иконах, Патерики – Синайский, Скитский, Афонский, Минеи и Пролога, Летописец Греческий, история Афонская, жития Святых, полные сказания о некоторых иконах, книга Соборник, Степенная книга, Царственная книга, Русский Летописец, Киевский, Польский, История Новгородская, Книга Барония, Звезда Пресветлая, Киевские печатные листы; некоторые из старопечатных книг, каковы: Кириллова книга (1644 г.), Огородок Антония Радивиловского (1676 г.), Руно Орошенное Димитрия Ростовского (1683 г.) и особенно – Небо Новое Иоанник. Галятовского (1665 г.)».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

844 Подробнее о разбираемых выше темах см. в статье: Бирюков АС. Тема описания человека через «схождение особенностей» у свт. Василия Кесарийского и ее церковно-исторический и историко-философский контекст//Богословские труды. 42, 2009. 846 Basile de Cesaree. Contre Eunome… T. 1. Pp. 78–86; Drecoll V. Die Entwicklung der Trinitatslehre des Basilius von Casarea. Gottingen, 1996. S. 65. 854 См. свидетельство свт. Григория: «Он был отраслью корня не весьма похвального, не принесшего плодов благочестия, не в дому Божием насажденного, но весьма странного и чудовищного, который составился из двух противоположностей – из языческого заблуждения и подзаконного мудрования, допустив в себе некоторые части того и другого, а некоторые устранив. Последователи сего учения, отвергая идолов и жертвы, поклоняются огню и светильникам, а уважая субботу и до мелочи соблюдая постановления о животных, не принимают обрезания. Ипсистариями называются сии не высокие по верованию люди и чтут единого Вседержителя» (Слово 18.5, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова , архиепископа Константинопольского: В 6-ти томах. М., 1889. Т. 2. С. 85). 856 О сходстве некоторых существенных черт свт. Григория и Юлиана см.: Elm S. Historiographic Identities: Julian, Gregory of Nazianzus, and the Forging of Orthodoxy//Zeitschrift fur Antikes Christentum. 7, 2003. P. 275; см. также: Бирюков Д. С. Вера – язык: Юлиан и свт. Григории Назианзин //Император Юлиан. Сочинения. СПб., 2007. Сс. 55–88. 859 Используя понятие христианской философии, сзт. Григории следует оригеновской традиции. Под содержанием философии свт. Григорий понимает следующее: «Учения о мирах или мире, о веществе, о душе, оо уме и умных существах, как добрых, так и злых, о промысле, все связующем и распоряжающемся всеми событиями, как согласными с разумом, так, по-видимому, и противоречащими дольнему – человеческому уму; также о первоначальном нашем устройстве и о последнем воссоздании, о преобразованиях и истине, ими прообразуемой, о Заветах, о первом и втором Христовом пришествии, о воплощении, страданиях и смерти Христовой, о воскресении, о кончине мира, о суде и воздаянии – и грозном, и сладком; а что главное, о том, чему должно веровать – о начальной, царственной и блаженной Троице» (Слово 2.35, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова … Т. 1. С. 29); г. е. по своему содержанию философия охватывает и богословскую проблематику. Нередко свт. Григорий употребляет понятие «философия» взаимозаменяемо с «богословием».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Anastasius Sinaita. Viae dux 2, 7: 28–36 (2896/1). Однако, и в данном месте говорится не столько о равнозначности добра и зла, сколько о значении добровольного, полноценно реализующегося именно под натиском зла. Gregorius . Commentarius in Ecclesiasten 3, 15: 25–27 (2920/1). Clemens Alexandrinus . Fr. 40:5–7 (555/8) ; ср. цитату у прп. Иоанна Дамаскина: JoannesDamascenus. Vita Barlaam et Joasaph [Sp.]. P. 222: 13–15 (2934/66); GregoriusPalamas. Pro hesychastis. 2, 3, 25: 5 (3254/3). Не в этом ли смысле пишет свт. Василий Великий, обличая тех, кто предпочел телесное духовному? Basilius Caesariensis. Homiliae super Psalmos. PG 29, 449:41–44. Ср.: Plotinus . Enneades 1, 1, 7:12–14 (2000/1); А также: Flavius Claudius Julianus . Contra Galilaeos. (P. 192:7–9) (2003/17). Dionysius Areopagita. De caelesti hierarchia. P. 14:14  (2798/1); Ср. у св. Григория Паламы: Gregorius Palamas. Epistulae. Ep. 4, 47:9–11 (3254/6). Евсевий именовал прочих Порфирия и Апполония Тианского «выдающимися среди эллинов философами и богословами», свидетельствовавшими наряду с Ветхим Заветом о Христе. Eusebius. Demonstratio evangelica. 3,  3, 10: 9–10 (2018/5). А свт. Кирилл Александрийский ссылался на это место в опровержении Юлиана Отступника: Cyrillus Alexandrinus. Contra Julianum (lib. 1–2) 2, 37: 23–24 (4090/176). Origenes Theol. Expositio in Proverbia (fragmenta e catenis). PG 17, 252: 11–21, особо 17–19. Concilium universale Chalcedonense anno 451. 2,1,2. P. 158:11–14 (5000/3); C р. ранее у свт. Кирилла Иерусалимского: Cyrillus Hierosolymitanus. Catecheses ad illuminandos1–18. Cat. 6, 14:1–3 (2110/3). Комментарии ( 5): Григоий Беневич, Сакнт-Петербург 18 ноября 2012г. 11:43 Не претендуя на полноценный отзыв на статью, можно заметить, однако, что автор пишет:  " начиная с Климента Александрийского существовала также традиция понимания самовластия как состояния ума (в отличие от шаткого произволения и еще более шаткого воления): «Самовластие – это ум, по [видимо, опечатка, д.б. " по " здесь лишнее? - Г.Б.] движущийся по природе, или разумное самодержавное движение Это наиболее высокое понимание, возвышающее данное понятие с уровня воли на уровень ума, который является носителем царственного начала в человеке. А «движение души» на языке святых отцов весьма близко передает понятие о созерцании… "

http://bogoslov.ru/article/2960765

XXV, 32, XXVIII, 7,10, 16; Марк. XIV, 28, XVII, 7), и здесь провел и последнюю на земле ночь пред своим вознесением на небо (Лук. 50), – становится вполне понятным, что воспоминаемое событие вознесения Господа на небо, в представлении христиан всех исповеданий, связывается всегда с Иерусалимом и с господствующею над ним достославною горою Елеоном, любимым местом Христа Спасителя для уединений и бесед со своими учениками о тайнах царствия Божия и судьбах мира. Предание, идущее от века христианской эры, прямо свидетельствует, что церковь Иерусалимская вознесение Господа на небо всегда соединяла с горою Елеонскою, которую царственная паломница, святая равноапостальная царица Елена, мать императора Св. Константина Великого , украсила в память этого события церковью дивной красоты (basilica mirae pulchritudinis), построив ее, однако, не на самом месте вознесения, а над пещерою, в которой Христос часто проводил время и беседовал со своими учениками 11 . Знатная западная паломница в. Сильвия Аквитанская (Евхерия тож) место вознесения обозначает словом (imbomon (μβμιον) 12 , и ни словом не говорит о существовании на этом месте на Елеоне особого храма, который становится известен лишь со второй половины V века 13 . В этом втором храме круглой формы, без кровли, на месте вознесения, по словам паломника Бернарда, был устроен алтарь для совершения литургий 14 , которые служились здесь торжественно в известные дни года до IX века включительно, о чем свидетельствует и Святогробский Типикон 1122 года 15 . Нужно полагать, что и этот храм на горе Елеонской подвергся разрушению одновременно с остальными святынями Иерусалима во время грозного нашествия в 1009 или 1010 году халифа Хакема. Наш паломник XII в. игумен Даниил, описывая Елеонскую гору, о храме на месте вознесения говорит следующее: «Вознесение же Господне есть на верх Елеоньския горы прямо к востоку, и есть яко горка мала, и на той горд был камень кругол выше колна; с того вознеслъся Христос Бог нашь на небеса; и есть место то создано все комарами около, и верх на комарах тех создан есть, яко двор камень кругом и помощен есть весь дворот мраморными досками.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Аудитория (греч. – αυδειτωριον), место для обучения или читальный зал библиотеки. В античном словоупотреблении синонимично слову «училище» (греч. – σχολη). База (греч. βινω – ступаю), основание, подножие колонны. Более общее значение – подиум, постамент, стилобат. Базилика (греч. Βασιλικ – «дом басилевса»), прямоугольное в плане здание. В Древней Греции городами управляли архонты (греч. Αρχντες – правители), которых называли басилевсами (греч. Βασιλυς – царственный, мудрейший). В Византии басилевс – эпитет императора. Греческие архонты-басилевсы выполняли свои обязанности в специальных зданиях: принимали посетителей, решали спорные дела, заключали договоры. Базилики (лат. basilica – дом басилевса) строили также в Риме, в частности на Римском Форуме. Правитель восседал на троне в апсиде, а вдоль нефа (продольного помещения), обычно разделенного двумя рядами колонн на центральный неф и два боковых, к нему шли просители. По одной из версий происхождения христианского храма, такие базилики служили первыми помещениями для церковных собраний. В более широком значении базиликальной постройкой называют любое удлиненное здание, имеющее крышу. Некоторые раннехристианские базилики имеют план в виде удлиненного креста (храм св. Иоанна в Ефесе, храм св. Апостолов в Константинополе). Поперечный неф подобного типа храма называют трансептом. Восточная часть заканчивается апсидой, но апсидами могут также завершаться «рукава» трансепта. В раннехристианских храмах апсиды могли находиться и со всех четырех сторон (триконх или тетраконх – руины таких церквей можно наблюдать на севере Африки). Баптистерий (греч. βαπτιστριον, от βαπτζω – погружаю), крещальня. Помещение (обычно в левом приделе храма) или отдельное сооружение для совершения таинства крещения. В раннехристианской архитектуре часто центрическое восьмигранное в плане здание (октагон). Буле (греч. Βουλ – совет, решение) 1) в аристократических и олигархических полисах (до начала 5 в. до н. э.) правящий совет знати или преимущественно богатых граждан; 2) в демократических полисах орган власти, избиравшийся на определенный срок и подготавливавший дела для народного собрания. Члены буле делились на 10 комиссий – пританий, выполнявших обязанности по очереди (каждая в течение 1/10 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

В известном панегирике Павлину, принадлежащем вероятно самому Евсевию, есть одно место весьма замечательное в этом отношении. Автор панегирика, выразив удивление произошедшей перемене в положении христиан, говорит, что теперь и сами цари исповедуют Христа Сыном Божиими царем всяческих и почитают его не как обыкновенного царя, но как Сына Божия и что действительно Царь Христос далеко превосходит обыкновенных царей. В доказательство последней мысли автор приводит между прочим следующий пункт: «кто из царей (обыкновенных) так господствует и правительствует даже по смерти, воздвигает столько знамений победы (τρπαια) и каждое место, страну, город у греков и варваров наполняет своими царственными домами (βασιλικν οκων ατο) – такими посвященными Богу храмами, каков этот (тирский), которого благолепные украшения... служат ясным доказательством царства (βασιλεας) нашего Спасителя». Здесь таким образом почти прямо объясняется, что значит название βασιλικς οκος,, сходное с βασιλικ и basilica. Христианские храмы потому называются царственными домами, что воздвигаются по воле и при помощи царя-Христа и потому что украшения их своим великолепием свидетельствует о царском достоинстве этого верховного Строителя. Вообще весьма вероятно, что уже в IV в. название базилика, независимо от своего терминологического значения имело также и символическое, особенно, если принять во внимание с одной стороны любовь отцов церкви к символическим сближениям, a с другой стороны особенное распространение с IV в. учения о Христе, как царе. Поэтому голословно отрицать всякое значение у толкования Исидора испанского нельзя. Нам кажется более вероятным, что название базилика перенесено было на христианский храм только в IV в., может быть при участии римских архитекторов, которым правительство поручало восстановлять христианские храмы в лучшем виде и которые, занявшись этим делом, не могли не заметить сходства между ними и базиликами. Первоначально оно вероятно употреблялось в качестве точного термина, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

29 Алберт Великий (1193-1280) - доминиканский монах, ученый-алхимик. Отличался энциклопедической образованностью, одно время был профессором, затем занимал высокие церковные должности. В своих трудах основывался на воззрениях Аристотеля, сочетая их с церковными преданиями и собственными оригинальными идеями. В научном познании большую роль отводил наблюдению, в то же время верил в магию и астрологию и считал истинными многие рассказы о чудесах. 30 Бакон (Бэкон Роджер, 1214-1294) - францисканский монах, алхимик. Придавал большое значение опыту, но опытом считал не только вещественный эксперимент, но и веру. Бэкону приписывают книгу " Изображение алхимии " , которая пользовалась большой популярностью в средние века. 31 Лулл Раймонд (1235-1315) - францисканский монах, алхимик и богослов. В XIV и XV вв. ему приписывали получение " философского камня " . В соответствии с воззрениями Лулла, истинный алхимик вносит стройный порядок в мир взаимных превращений веществ, при этом он объединяет в себе и ученого, и философа, и творца-художника. 32 Василий (Вазилий) Валентин - автор сочинений, вышедших около 1600 т. (книги по алхимии, " Галиграфия " , " Триумфальная колесница Антимония " и " Завещание " ), который выдавал себя сам или был выдан одним из своих издателей за монаха XV в. Имя автора - своеобразная литературная мистификация, которая была в духе того времени: псевдоним имел аллегорическое толкование, намекая на оба " блага " , которые в соответствии с учением алхимиков получал всякий владевший " камнем мудрости " - власть (basilius - царственный) и силу (valentinus - сильный). 33 " Magiae naturalis " ... durch Wolfgangum Hildebrandam... - Книга эта, впервые изданная, по-видимому, в 1611 г., выдержала на протяжении нескольких лет ряд переизданий (1612, 1616, 1618, 1625 гг.), что свидетельствует о ее большой популярности. В книге собраны сведения из самых различных областей знаний: астрономии, математики, естественных наук, алхимии и т. д. В ней приводятся каббалистические знаки и даются их толкования. Об авторе или, точнее, составителе книги Вольфганге Гильдебранде до нас дошли самые скудные сведения. Годы его жизни можно назвать лишь приблизительно: конец XVI-haчaлo XVII в. Место жительства - Тюрингия. Его основная профессия - нотариус.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

...в Давидов день сорву я с его башки порей. - В битве при Креси (происходившей в день св. Давида), в которой Эдуард III раёбил наголову француёов, отряд уэльцев отличился в стычке, имевшей место в огороде, ёасеянном пореем. В память об этом уэльцы в день св. Давида стали украшать свои шапки пореем, сделавшимся своего рода их национальной эмблемой. ...вы рвать у них эти кроны, - В подлиннике игра слов: " crown " крона (монета) и макушка головы. Гиперион - одно иё наименований Феба - Апполона. Прах Ричарда я царственно почтил. - Тело Ричарда II, погребенное беё всяких почестей в Ленгли (в Херифордшире), Генрих V велел торжественно перенести в Уэстминстерское аббатство. ...падаль островная собой пятнает утреннее поле. Их тряпки рваные висят плачевно... - Предвосхищая события, Гранпре говорит об англичанах уже как о трупах, об английских ёнаменах - как о рваных тряпках. И ты, куёен... - Солсбери обращается к Уэстморленду. Криспин и Криспиан - два брата, праёднование памяти которых приходилось на один и тот же день (25 октября). ...ведь он родился в Монмуте. - Монмут находится в Уэльсе, на родине Флюэллена. ...когда бы полководец королевы вернулся иё похода в добрый час... мятеж ирландский пораёив мечом. - Намек на экспедицию Эссекса, предпринятую летом 1599 года с целью подавления восстания в Ирландии. Вмешался в дело даже император... - Германский император Сигиёмунд пытался, хоть и беёуспешно, выступить посредником между Англией и Францией. Кадуаладер, или, точнее, Кадуаладр, - последний уэльский король. Его именем наёвана гора в Уэльсе, славившаяся обилием коё. Вчера вы наёвали меня горным эсквайром... - Насмешки над пустынными горами Уэльса были обычными в устах англичан. Убийственные вёоры василисков. - В подлиннике " роковые ядра смертоносных василисков " , с двойным ёначением слова " basilisk " : василиск скаёочное чудовище, убивающее будто бы одним своим вёглядом, и василиск старинный тип пушек. А. Смирнов Шекспир Уильям Генрих VIII ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Король Генрих VIII.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

  001     002