Но самое замечательное, что животные эти “ни днем, ни ночью не имеют покоя” и при этом поют: “Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель…” (4:8). Это есть не что иное, как прообраз будущей Трисвятой песни (Sanctus). Около 120 года шестой Папа Римский Сикст I ввел эту песнь в состав Евхаристической молитвы. И до сих пор Sanctus существует во всех чинах Литургии, отделяя в ее анафориальной (anaferoвозносить, приносить) части т.н. praefacio (благодарение) от anemnesis’a (воспоминания). Таким образом, можно сделать вывод, что к концу I века уже начинает складываться Евхаристический канон. Славословие “Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был есть и грядет” важно не только тем, что оно исходит из уст херувимов, но и тем положением, какое оно занимает в небесном тайнодействии в ряде других песней. К этому славословию непосредственно примыкает благоговейное поклонение старцев перед Сидящим на престоле и их песнь. Когда животные “воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле” (4:9) то есть совершают Евхаристию, двадцать четыре старца падают пред Ним, и поклоняются “Живущему во веки веков” (4:10), и полагают венцы свои перед престолом, говоря: “Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено” (4:10–11). Появление Агнца, “как бы закланного” (5:6), среди престола, четырех животных и старцев составляет самую торжественную минуту в тайнодействии, вызывает очередное поклонение и новую череду песен. “Четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле” (5:8–10). Великое множество других Ангелов, животных и старцев говорили громким голосом: “достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение” (5:12). И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землей, и на море вторило небожителям: “Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков. Четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились” (5:13–14).

http://azbyka.ru/apokalipsis/liturgiches...

Но самое замечательное, что животные эти " ни днем, ни ночью не имеют покоя " и при этом поют: " Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель... " (4:8). Это есть не что иное, как прообраз будущей Трисвятой песни (Sanctus). Около 120 года шестой Папа Римский Сикст I ввел эту песнь в состав Евхаристической молитвы. И до сих пор Sanctus существует во всех чинах Литургии, отделяя в ее анафориальной (anafero - возносить, приносить) части т.н. praefacio (благодарение) от anemnesis’a (воспоминания). Таким образом, можно сделать вывод, что к концу I века уже начинает складываться Евхаристический канон. Славословие " Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был есть и грядет " важно не только тем, что оно исходит из уст херувимов, но и тем положением, какое оно занимает в небесном тайнодействии в ряде других песней. К этому славословию непосредственно примыкает благоговейное поклонение старцев перед Сидящим на престоле и их песнь. Когда животные " воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле " (4:9) то есть совершают Евхаристию, двадцать четыре старца падают пред Ним, и поклоняются " Живущему во веки веков " (4:10), и полагают венцы свои перед престолом, говоря: " Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено " (4:10-11). Появление Агнца, " как бы закланного " (5:6), среди престола, четырех животных и старцев составляет самую торжественную минуту в тайнодействии, вызывает очередное поклонение и новую череду песен. " Четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле " (5:8-10). Великое множество других Ангелов, животных и старцев говорили громким голосом: " достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение " (5:12). И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землей, и на море вторило небожителям: " Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков. Четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились " (5:13-14).

http://pravoslavie.ru/1669.html

Таким образом, рассмотрение природы нашей и предназначения, и вместе ничтожества дел наших собственных, показывает нам, что смирение есть самое правильное и приличное человеку расположение духа. Теперь обратим взоры на жизнь людей, вступивших в училище благодати, и старающихся покаянием и молитвою очищать и освящать себя. Здесь мы увидим, что без смирения невозможно ни первое вступление, ни дальнейшее преуспевание, ни высшее совершенство на пути обновления. Оно, по слову Макария Великого , как соль в пище, необходимо во всякой добродетели. Невозможно без смирения первое вступление на путь жизни добродетельной; ибо не может в духе, высоко о себе мыслящем, возродиться глубокое, покоя ведающее чувствование своего окаянства и крепкое желание исправления. Невозможно дальнейшее преуспевание; ибо, как новонасажденные семена защищаются сетью от расхищения птиц, так начатки добродетелей охраняются завесою смирения от дьявола, учителя и образца гордыни. Не возноси себя в помыслах души твоей, чтобы душа твоя не была растерзана, как вол: листья твои ты истребишь и плоды твои погубишь, и останешься, как сухое дерево: так учит нас мудрый сын Сирахов ( Сир. 6:2–3 ), как бы внушая нам: не услаждайся первыми начатками успехов твоих в жизни духовной, этими незрелыми листьями, дабы не лишиться тебе спелых плодов т. е. добродетелей очищенных и прочных, и не остаться древом иссохшим. Ибо гордость, надмевая ум и воображение, иссушает сердце. Истинно доброе любит скрываться в скромном сосуде. Как чистое золото, невидимо от взоров человеческих, многолетними трудами природы образуется в глубинах земных, так внутренняя чистота в тишине возрастает среди трудов, скрытых и от взоров мира и от взоров самого трудящегося. Наконец, те высокие подвижники, с которых почти все пятна греховные смыты благодатью и слезами, и в которых раскрылось внутреннее неисчерпаемое сокровище даров духовных, чем далее преуспевают в совершенстве, тем в глубочайшее приходят чувствие своего ничтожества. Один из тайноведцев, святой Исаак Сирианин , именует смирение – одеждою Божества, а смиренномудрых – облеченными в одежду Божества. «Истинное смирение», говорит он, «есть достояние не начинающих, но мужей совершенных уже в добродетели, которые прияли от Бога дарование, всю тварь превосходящее, и, невзирая на то, искренно, свободно и охотно признают себя грешнейшими и презреннейшими» (Слово 53 о достоинстве смирения).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

2 И когда перейдете за Иордан, в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, тогда поставь себе большие камни и обмажь их известью; 3 и напиши на [камнях] сих все слова закона сего, когда перейдешь [Иордан], чтобы вступить в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, в землю, где течет молоко и мед, как говорил тебе Господь Бог отцов твоих. 4 Когда перейдете Иордан, поставьте камни те, как я повелеваю вам сегодня, на горе Гевал, и обмажьте их известью; 5 и устрой там жертвенник Господу Богу твоему, жертвенник из камней, не поднимая на них железа; 6 из камней цельных устрой жертвенник Господа Бога твоего, и возноси на нем всесожжения Господу Богу твоему, 7 и приноси жертвы мирные, и ешь [и насыщайся] там, и веселись пред Господом Богом твоим; 8 и напиши на камнях [сих] все слова закона сего очень явственно. 9 И сказал Моисей и священники левиты всему Израилю, говоря: внимай и слушай, Израиль: в день сей ты сделался народом Господа Бога твоего; 10 итак слушай гласа Господа Бога твоего и исполняй [все] заповеди Его и постановления Его, которые заповедую тебе сегодня. 11 И заповедал Моисей народу в день тот, говоря: 12 сии должны стать на горе Гаризим, чтобы благословлять народ, когда перейдете Иордан: Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Иосиф и Вениамин; 13 а сии должны стать на горе Гевал, чтобы произносить проклятие: Рувим, Гад, Асир, Завулон, Дан и Неффалим. 14 Левиты возгласят и скажут всем Израильтянам громким голосом: 15 проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! Весь народ возгласит и скажет: аминь. 16 Проклят злословящий отца своего или матерь свою! И весь народ скажет: аминь. 17 Проклят нарушающий межи ближнего своего! И весь народ скажет: аминь. 18 Проклят, кто слепого сбивает с пути! И весь народ скажет: аминь. 19 Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! И весь народ скажет: аминь. 20 Проклят, кто ляжет с женою отца своего, ибо он открыл край одежды отца своего! И весь народ скажет: аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

3) Предмет всегдашних моих увещаний — да прилежим усердной молитве трезвенною мыслию и бодренною душею (это в храме, на литургии). — Диавол, видя, как пламенна и возбужденна душа твоя в молитве, поймет, что путь к помыслам твоим для него непроходен. Увидев, что ты зеваешь и себе не внимаешь, он тотчас вскочит в тебя, как в пустое, оставленное жильцом, жилище. Если же увидит, что ты собран в себе, бодрствен и к самым небесам будто привешен, то даже и взглянуть на тебя не посмеет. Пожалей же себя, и загради вход в душу твою лукавому демону. Ничто так не преграждает пути к его на нас находу, как прилежная и теплая молитва 734]. 4) Что, думаешь ты, повелевается, когда диакон возглашает: «прости» (оρθοι, выпрямившись), «станем добре»? Не другое что, как чтоб мы восставили долу стелющиеся помыслы наши, и отрясши духовное разленение, порожденное в нас хлопотами по житейским делам, прямо пред лицем Бога поставили душу свою. А что это истинно так есть, что слово это относится не к телу, а к душе, ее повелевая восставить прямо, послушаем Павла, который в этом именно смысле употребил сие речение. Ибо простирая слово к людям, которые готовы были пасть духом под бременем бед, он говорит: «ослабленныя руки и ослабленная колена исправите» (Евр. 12, 12). Ужели скажешь, что он говорит здесь о руках и ногах тела? Никак; ибо он обращает речь не к тем, кои ведут состязания в беге и борьбе, но он убеждает этими словами восставить силу внутренних помыслов, разбитых искушениями [Там же]. 5) Помысли, близ кого стоишь ты? С кем приступаешь призывать Бога? — С Херувимами. Внимай же сим, в одном с тобою стоящим хоре, — и этого будет тебе достаточно к поддержанию трезвения, когда будешь помнить, что ты, обложенный телом и с плотью соплетенный, удостоен воспевать общего всех Владыку вместе с бесплотными. Итак, принимая участие в сих священных и таинственных песнях, никто не стой здесь с распущенным вниманием и расслабшим усердием, никто в это время не держи житейских помыслов, но изгнав все земное из ума, и всецело перенесшись на небо, так возноси всесвятую песнь Богу славы и величия, как бы ты стоял близ самого престола славы, об руку с Серафимами. Для сего-то и повелевается нам стоять добре в это время. Ибо стоять добре не что другое означает, как стоять так, как подобает стоять человеку пред лицем Бога, — со страхом и трепетом, с трезвенною и бодренною душею [Там же].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Сверх того, ты не знаешь, что никто, хотя бы превосходнейший тебя и более благочестивый, не может молиться за тебя лучше, чем мог бы сделать это ты сам. Даже когда ты нечист и лишен уве­ренности в Боге, Ему твои молитвы угодны более, чем мо­литвы за тебя какого-либо святого и верующего, – потому что Бог не о Своей чести заботится, отталкивая тебя и принимая молитвы того, а только того желает Бог, чтобы ты был с Ним в дружественных сношениях. Так, почему Он отверг молитвы пророка Иеремии, часто молившегося за иудеев? Разве не потому, что пророк увещевал их, чтобы они сами изливали молитвы к Богу? Ты же не возноси за них молитвы , говорит, за этот народ , а потом прибавляет: не видишь ли, что они делают (Иерем.7:16,17)? Они, говорит, ни о чем не заботятся, а ты желаешь, плачешь, вопишь и взываешь. Мы также молимся вместе со святыми, но наша надежда да будет великой и в наших молитвах. Мы­тарь просил Бога не чрез кого-либо превосходнейшего, но сам мог столько, сколько тысяча праведных созерцателей, если бы они молились за него Богу. Не говори: я не умею мо­литься, я недостоин, у меня нет веры; выставляя причины недостоинства и молчания, ты показываешь большую необходи­мость молиться. Ты недостоин, не имеешь веры? Когда ты та­ков, то употребляй, как лекарство против зла, молитвы. Слу­шай, что говорили три отрока: и ныне мы не можем открыть уст наших; мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих и чтущих Тебя (Дан.3:33). Каким образом они не отверзали уст? Однако уста были отверсты, они молились и получили. И мы, подобно им, будем приступать к молитвам. То, что ты говоришь мне, что ты не­достоин и не имеешь веры, скажи Господу всяческих и скоро приобретешь веру. Совесть твоя не позволяет смотреть с уве­ренностью на небо? Но это послужило мытарю даже на пользу. То, что ты считаешь препятствием для твоих молитв, это освя­щает твои молитвы. Эти слова и такой смысл приличествуют не только преступным, но и почитающим добродетели. Авраам, когда намерен был нечто просить у Бога, говорил: я, прах и пепел (Быт.18:27); признавая свое недостоин­стоинство, он сошел до такого несовершенства природы, что мог отложить гордость ума.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Почто злоба живет во мне и не умирает? Почто из-за ничтожных причин озлобляюсь на брата и бываю дерзостным пред Самим Богом, когда, например, брат не хочет или, вернее, не может петь в один тон со мною, когда я возглашаю великую ектению? Зачем выхожу из себя? Зачем допускаю духа злобы бодать меня адскими, огненными бодцами и малодушествую, раздражаюсь при его бодании ? Зачем озлобляюсь на брата, когда он меня обижает и словами лукавыми, уничижительными поносит меня? Еще ли я не научился у кроткого и смиренного сердцем Иисуса Христа, незлобивого Агнца Божия, кротости, смирению и незлобию? Укрепи, Господи, впредь никогда не раздражаться от противностей. Из-за несообразного тона брата я пришел в раздражительное состояние,– да разве в тоне сила? Не в искренности ли и простоте и благости сердца? Зри пред собою Господа, бойся Господа, возноси из глубины сердца моления о всем мире, о всем достоянии Божием, а о голосе и тоне много не заботься: каким придется, таким и служи. 27 августа. 27 августа. На литургии, на великом входе, царскую фамилию с трудом говорил и не мог договорить от раздвоения сердца, оттого, что я думал поспешить после обедни в гимназию. На молебне Иверской Божией Матери на Евангелии споткнулся и пропустил некоторые слова; последнюю водосвятную молитву выговорил твердо, призвав всем сердцем в помощь Господа и Владычицу; враг усиливался двоить сердце – так он и во всю жизнь старается во всем двоить и чрез то расслаблять его. А злоба происходит наиболее от излишества в сластях: изнеженные сластями внутренности удобно врагу понуждать к злобе и раздражать их. Вот какая связь сластей с злобою и гордостию! Ничто без последствий не бывает: всё оставляет в нас или животворные, или гибельные плоды. Итак, что ни думаешь – помышляй о последствиях. Будь доволен всеми и всем и не допускай возникать в себе беспокойному и мучительному неудовольствию на ближних, например на домашних, на сослуживцев и прочих, иначе сделаешь себя несчастным человеком. Был случай сегодня за обедней: я возымел неудовольствие на отца протоиерея за его неуместную бережливость и огорчился на него, а чрез то подверг себя адскому огню и тесноте. Только во время Апостола, когда я воззвал ко Господу, чтобы Он даровал мне благодать быть довольным всеми и всем, и принудил себя, убедил себя быть довольным, и стал доволен, – я успокоился в сердце своем. Итак, будь доволен всеми, будь доволен малым. 28 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Это пророк выразил и в предыдущем псалме, где не только просил быть услы­шанным, но вместе с тем сделал все должное и со своей стороны. Что же такое? Именно: «каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою; еще: утомлен я воздыханиями моими; еще: удалитесь от меня все, делающие беззаконие; и еще иссохло от печали око мое» ( Пс.6:7–9 ). 4. Все это, именно: рыдания, слезы, воздыхания, удаление от людей порочных, страх и опасение суда Божия, достаточны для того, чтобы быть услышанным от Бога. И в другом месте пророк сказал: «услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор» ( Пс.4:2 ). Чтобы быть услышанным от Бога, это зависит от следующих условий: во-первых, если мы до­стойны получить просимое; во-вторых, если мы молимся со­гласно с законами Божиими; в-третьих, если молимся непре­станно; в-четвертых, если не просим ничего житейского; в-пятых, если просим полезного; в-шестых, если исполняем должное и со своей стороны. Таким образом, многие были услы­шаны: Корнилий был услышан за жизнь ( Деян.10:4 ), сирофи­никиянка – за постоянство в молитве ( Мк.7:26 ), Соломон – за предмет прошения: «за то, что ты, сказано было ему, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих» ( 3Цар.3:11 ), мытарь – за смирение ( Лк.18:14 ), другие – за другое. Как от этого за­висит – быть услышанным, так быть не услышанным – зави­сит от противного тому, хотя бы молящиеся были праведники. Кто был праведнее Павла? Но когда он просил бесполезного, то не был услышан: «о том, говорит он, трижды молил я Господа..., но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей» ( 2Кор.12:8, 9 ). Кто также праведнее Моисея? Но и он не был услышан, и ему Господь сказал: «полно тебе» ( Втор.3:26 ); он про­сил о том, чтобы ему войти в землю обетованную, но это было бесполезно, потому Бог и не попустил ему. Кроме того, мы бываем не услышаны еще и по другой причине, именно – когда молясь не оставляем грехов своих. На это указал Бог, когда сказал об иудеях Иеремии: «не возноси за них молитвы и прошения... Не видишь ли, что они делают» ( Иер.7:16, 17 )? Они, говорит, не отстают от нечестия, а ты просишь за них? Но я не услышу тебя. Также, когда мы просим чего-нибудь против врагов, тогда не только не бываем услышаны, но еще оскорбляем Бога. Молитва есть врачество; и если мы не знаем, как должно при­ложить это врачество, то не получаем от него никакой пользы. Но посмотрим, что говорит пророк в словах молитвы: «Господи, Боже мой! если я что сделал». Что значит: «если я что сделал»?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Инок. Вот, дорогой батюшка, каковы наставления о молитве Иисусовой. Вы видите, как они просты, ясны и общедоступны. Но в основе их лежит столь трудное для современного человека требование — иметь искреннюю живую веру в то, что он стоит пред лицем Вездесущего и Всеведущего Бога, Который видит его сердце. Трудно это потому, что современный образованный человек привык жить или в области отвлеченных понятий — научных, философских, богословских и т. д., или в области чувственных предметов и житейских интересов. Почувствовать Невидимого Бога сердцем как живое и близкое Существо ему трудно. А между тем это именно и требуется как необходимое условие для всякой молитвы, а тем более для молитвы Иисусовой. Почувствовать Бога как живое, реальное Существо, к Которому можно обращаться со своими мольбами и нуждами, - это значит ощутить в сердце своем тот огонек живой веры, о котором так часто говорит епископ Феофан. В этом и состоит оживотворение, воскресение нашего сердца, застывшего в формальных понятиях рассудка. Только тогда, когда сердце почувствует в себе живую веру в Живого Бога, из него может излиться горячая искренняя молитва. И уже эта самая вера и есть молитва. Слова же, в которые мы облекаем нашу внутреннюю молитву, есть только внешняя форма подлинной сердечной молитвы. И сущность молитвы заключается не в словах, а в том молитвенном чувстве, в том чувстве веры, которым внушаются эти слова и которым живет наше сердце. Именно там, в глубине сердца, и совершается наша подлинная молитва. Если это есть в человеке, тогда у него найдется и желание, и терпение, и настойчивость непрерывная делания Иисусовой молитвы. Его будет побуждать к ней молитвенное горение и вера его сердца. Но с другой стороны, нельзя не признать и того, что самый труд молитвы, совершаемый в надежде воскресения сердца, ставшего равнодушным к Богу, совершаемый настойчиво и неотступно, приносит, в конце концов, добрый плод, привлекая к сердцу благодать Божию и воспламеняя в нем огонь веры и подлинной горячей молитвы. Все наставления епископа Феофана можно в кратких словах выразить так: «Собери внимание, стань вниманием в сердце, помни (и это самое главное), что стоишь пред лицем Бога Вездесущего и Всемогущего, и со страхом Божиим из глубины сердца возноси Иисусову молитву. Поступая так, ожидай терпеливо и смиренно, в сокрушении сердца, с покаянным чувством, когда придет и коснется твоего сердца благодать Божия и пробудит в нем непрерывно журчащую, как ручеек, самодвижную, постоянную молитву, которая явится для тебя как бы стражем, охраняющим твое сердце от всякой нечистоты и опасности. А так как по слову Божию, из сердца исходят источники жизни, то и вся жизнь твоя, поскольку она определяется сердцем, станет чистой и светлой».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

(Из поучений протоиерея А. Белоцветова ) 360. Уроки мудрости (из книги Иисуса сына Сирахова) Не помни зла Не гневайся за всякое оскорбление на ближнего и никого не оскорбляй делом (10:6). Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои. Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения; к подобному себе человеку не имеет милосердия и молится о грехах своих; сам, будучи плотию, питает злобу: кто очистит грехи его? Помни последнее и перестань враждовать; помни нетление и смерть и соблюдай заповеди; помни заповеди и не злобствуй на ближнего (28:2–7). Если подуешь на искру, она разгорится, а если плюнешь на нее, угаснет: то и другое выходит из уст твоих (28:14). Будучи в почете, не возносись Среди вельмож не равняйся с ними и, когда говорит другой, ты много не говори (32:11). Не всякому слову верь (19:16). Не хвались пышностью одежд и не превозносись в день славы, ибо дивны дела Господа и сокровенны дела Его между людьми (11:4). Не возноси себя, чтобы не упасть и не навлечь бесчестия на душу твою (1:30). Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа. Много высоких и славных, но тайны открываются смиренным (3:18, 19). Чрез меру трудного для себя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй, ибо не нужно тебе, что сокрыто (3:21, 22). Не проси у Господа власти, и у Царя почетного места. Не оправдывай себя пред Господом, и не мудрствуй пред Царем (7:4, 5). Гордость ненавистна и Господу и людям, и преступна против обоих (10:7). Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его (10:14). Что гордится земля и пепел? (10:9). Не укоряй человека, обращающегося от греха: помни, что все мы находимся под епитимьями (8:6). Не насмехайся над человеком, находящимся в горести души его, ибо есть Смиряющий и Возвышающий (7:11). Будь малым доволен и бедности не забывай Сын мой! Не живи жизнью нищенскою: лучше умереть, нежели просить милостыни (40:29). Лучше жизнь бедного под досчатым кровом, нежели роскошные пиршества в чужих домах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010