Сегодня мы отмечаем славный юбилей – 325-летие Московской духовной академии. За три с четвертью века её бытия в её истории можно указать ряд событий, которые можно отнести, как это принято говорить сейчас, к числу знаковых. И среди них несомненно особое место занимает возвращение возрожденной Московской духовной академии в её исторические здания в Троице-Сергиевой Лавре, совершившееся осенью 1948 года. В связи с этим любопытно отметить тот факт, что на протяжении всей своей истории наша Alma mater всегда была связана с различными иноческими обителями. Так в 1685 году братья Иоанникий и Софроний Лихуды начали преподавание своим первым ученикам в кельях древнего Богоявленского монастыря в Китай-городе, основанного в 1296 году святым благоверным князем Даниилом Московским. В 1687 году Славяно-греко-латинская академия обосновалась в специально устроенных зданиях Заиконоспасского монастыря на Никольской улице, где пребывала (уже под именем Спасских школ) до наполеоновского нашествия. В 1814 году академия, реформированная в соответствии с требованиями времени, была переведена в Троице-Сергиеву Лавру, где пребывала на протяжении последующих ста с небольшим лет. Даже когда наша Alma mater после официального прекращения своей деятельности в 1919 году, по выражению епископа Вениамина (Милова) (в то время иеромонаха), окончившего курс академии в 1922 году, «доживая последние дни, ютилась в разных местах города» (Москвы), занятия со студентами нелегально действовавшей академии проводились в подсобных помещениях Высоко-Петровского монастыря . А возрождение Московских духовных школ в годы Великой Отечественной войны началось в помещениях закрытого к тому времени Московского Новодевичьего монастыря. О возвращении же академии «к Троице», под покров Божией Матери и преподобного аввы Сергия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I – выпускник Московской духовной академии 1904 года, мечтал с самого момента возрождения Московских духовных школ и делал для этого всё возможное. В своей статье «Святейший патриарх Алексий и Московские духовные школы» протоиерей Вадим Смирнов (ныне – игумен Никон), в прошлом – многолетний преподаватель МДА и С, приводит следующее свидетельство покойного митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова): «Мне довелось с первых дней учиться в возрожденной школе. Я хорошо помню день 14 июня в Москве; в стенах Новодевичьего монастыря Московский Первосвятитель Митрополит Алексий служил молебен перед началом занятий. Патриарший Местоблюститель благословил Московскую Духовную школу образом " Явления Божией Матери Преподобному Сергию " и сказал: " Я верю, что молитвами Божией Матери и предстательством Преподобного Сергия Московская Духовная академия возвратится в своё историческое место – в стены Лавры и будет продолжать славную традицию прежней Академии " . И вот сегодня мы видим исполнение пророческих слов нашего Святейшего Патриарха» .

http://bogoslov.ru/article/1259980

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Возвращение в Alma Mater Студенческие годы митрополита Питирима В конце 1990-х годов Владыка произнес запавшие в душу слова: «Жизнь идет к закату, и мне хотелось бы сделать для МИИТа что-нибудь очень важное». Всё то многое, что сделал для МИИТа Владыка, знает один Всевышний. Его личное обаяние, светлый облик, глубокий ум, необыкновенная эрудиция расположили к себе миитовцев. Вечными памятниками Владыке являются домовая церковь и кафедра теологии, та духовность, которая воцарилась в МИИТе с его приходом. Последний раз в МИИТе Владыка был 1 сентября 2003 года. Он приехал тяжело больным, но у него хватило духовных сил совершить молебен по случаю начала учебного года, выступить на торжествах, посвященных Дню знаний. Господь призвал к Себе Владыку в день праздника Казанской иконы Божией Матери. Кончина его была поистине христианской. И как много оставил он учеников, сугубых молитвенников по себе, горячо его любящих... Вечная память о Владыке Питириме сохранится в его родной alma mater и наших сердцах, во всем содеянном им лично и под его руководством, с его благословения. Потомки будут вспоминать Владыку, по достоинству связывая его деятельность с эпохой духовного возрождения главных святынь нашего университета. Миитовцам всегда хотелось как-то по-особому отметить день рождения Владыки, а он, улыбаясь, говорил: «Не надо говорить про мой день рождения, давайте отмечать Рождество». Поэтому сегодня миитовцы ежегодно в это время отмечают день рождения Владыки, проводя Рождественские чтения памяти митрополита Питирима. Чем дальше от того дня, когда мы простились с Владыкой Питиримом, тем больше каждый из нас ощущает потребность в общении с ним; по-новому и с особым почитанием вспоминает слова и действия этого великого человека. Мне кажется, что все мы – те, кто знал Владыку Питирима, испытываем определенное тяготение друг к другу. Хочется еще раз вспомнить его, обменяться этими воспоминаниями. Безусловно, такие воспоминания играют большую роль в деле воспитания сегодняшней молодежи, в формировании новых взглядов на нашу жизнь, на жизнь нашего университета. Поэтому я хотел бы подробнее остановиться на тех годах, которые Владыка провел как студент нашего университета (в то время – института).

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

V. Малоизвестные русские проповедники столетия (Материалы для истории русского проповедничества) 1. Значение в истории русского проповедничества московской славяно-греко-латинской академии В кратковременное царствование императора Петра II, alma mater великорусского просвещения – Московская славяно-греко-латинская академия удостоилась чести обратить на себя такое внимание высшего гражданского правительства, какого, по-видимому, не знала ни прежде того, ни после. Прошло не более месяца co времени вступления на престол молодого императора (7 мая 1727 года), как Верховный Тайный Совет, управлявший государством от его имени, обратив внимание на полученное Святейшим Синодом донесение ректора академии, архимандрита Гедеона Вишневского, о том, что Высочайший указ 1723 года 137 о высылке в академию для учения молодых монахов из монастырей всей России остается без выполнения, что только из смоленской епархии были доставлены два иеродиакона, да и из тех один бежал, а из прочих епархий и из московских монастырей, хотя в них и довольно молодых и к учению способных монахов, никто не присылыван, строжайше предписал привести означенный указ в исполнение повсеместно, без замедления 138 . С небольшим через год после того, в первых числах июня 1728 года, Верховный Тайный Совет предписал Синоду представить ему «немедленно» ведомость о том, «имеющаяся в Новоспасском монастыре школа с которого времени началась, откуда и чем довольствовалась, и с начала той школы сколько в ней было учеников, из каких они были чинов и до какой науки те ученики обучались, и куда отбыли, также и ныне в той школе сколько обучено поповых детей, и какими науками, и куда те поповы дети отбыли, и ныне в той школе сколько на лицо учеников, и в каких науках имеется». Не успел еще Св. Синод собрать необходимые сведения по этому делу и представить в Верховный Тайный Совет свое донесение, как синодальный обер-прокурор Алексей Баскаков 9 июля 1729 года словесно объявил Синоду, что 7-го сего июля он был призван в Верховный Тайный Совет, и приказано ему от высокосиятельных господ министров предложить Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

А. П. Лебедев. Фотография. Нач. XX в. Алексей Петрович (2(14).03.1845, с. Очаково Московского у. и губ.- 14(27).07.1908, Москва), церковный историк. Род. в семье свящ. Петра Мефодьевича Лебедева. После ранней смерти отца мать Л., Александра Прокофьевна, отправила сына на обучение в Перервинское ДУ. Затем он учился в МДС, а в 1866-1870 гг.- в МДА, к-рую окончил с отличием. Учителями Л. были В. Д. Кудрявцев-Платонов по богословию и философии, А. В. Горский по церковной истории. По окончании курса Л. как выпускнику, проявившему выдающиеся способности, было предложено на выбор поступить на одну из 5 кафедр в МДА, а также на кафедру метафизики в КДА. Оставив свою прежнюю специализацию в сфере философии, Л. избрал кафедру церковной истории МДА, на к-рой прослужил до 1895 г. В февр. 1875 г. он был утвержден в звании экстраординарного профессора, победив в конкурсе доцента МДА В. О. Ключевского . После защиты докт. диссертации, к-рая состоялась 24 апр. 1879 г., Л. стал ординарным профессором. Уже в 70-х гг. XIX в. Л. опубликовал ряд крупных работ по истории Церкви, преимущественно интересуясь судьбами К-польской Православной Церкви средне- и поздневизант. эпох. Его диссертация «Вселенские Соборы IV и V веков. Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями Александрийской и Антиохийской школ» имела большой успех в научной среде и вместе с тем вызвала бурную полемику. Диссертация Л. была издана как монография и пользовалась признанием научного сообщества и публики. На протяжении жизни Л. неоднократно возвращался к исследованию истории Вселенских Соборов, создал большой 2-томный труд на эту тему, к-рый при жизни Л. издавался трижды (1876-1879, 1896, 1904). С наиболее последовательной критикой Л. выступил прот. А. М. Иванцов-Платонов ; в 1881 г. он объединил свои суждения на эту тему в отдельной кн. «Религиозные движения на Востоке в IV и V вв.: Критико-исторические замечания». Полемика между Л. и Иванцовым-Платоновым продолжалась до смерти последнего в 1894 г. Дискуссия стала одним из важных событий в интеллектуальной жизни РПЦ 2-й пол. XIX в., существенно повлияла на процесс развития русской научной культуры, модернизацию языка и проблематики церковной науки. Вместе с тем споры вокруг работ Л. неоднократно осложняли его отношения как с влиятельными оппонентами, так и с цензорами. В 1885 г. он временно покидал стены МДА, читал лекции в Казанском ун-те, но вскоре вернулся в alma mater по ходатайству профессоров МДА. С сент. 1895 г. он окончательно покинул МДА и перешел на кафедру церковной истории Московского ун-та (ставшую вакантной после кончины Иванцова-Платонова). Много лет занимаясь преподаванием церковной истории, Л. по сути стал одним из основателей российской научной школы в этой сфере. Его непосредственными учениками были А. П. Доброклонский , Н. Н. Глубоковский , А. А. Спасский , А. В. Карташёв .

http://pravenc.ru/text/2463205.html

Аннотация «Введение в литургическое богословие» – книга, с которой отец Александр Шмеман начал свое великое богословие, главным стремлением которого было выявить (или вернуть, возродить) единство вероучения, благочестия и богослужения. Богослужение это то, где Церковь себя непосредственно являет, сама реальность Церкви, Богообщение. Поэтому так опасны искажения литургической жизни Церкви, его неправильного понимания: «символическое» толкования, «благочестивые» обычаи и т. д. и т. д. Литургический опыт Церкви замутнен с двух сторон: мифотворческой фантазией «народа», языческой в своей сути и абстрактными схемами «богословов», убивающих Тайну. Задачу литургического богословия Шмеман определяет так: «если богословие есть действительно раскрытие опыта Церкви в богоприличных, то есть этому опыту соответствующих словах и понятиях, если, далее, опыт Церкви дан, сообщен нам, живет в нас, прежде всего, в тайне литургической жизни ее, то богословие должно, по необходимости стоять на страже и этого опыта, в меру своих сил и возможностей охранять его от засорения, искажения и извращения…» «Введение в литургическое богословие» – самая «научная» книга Шмемана, как бы теоретический фундамент его богословия. «Введение в литургическое богословие» было представлено в качестве диссертации на степень доктора богословских наук в Православном Богословском Институте в Париже (оппонентами были Афанасьев и Мейендорф ). Предисловие Настоящая книга представлена была в качестве диссертации на степень доктора богословских наук в моей alma mater – Православном Богословском Институте в Париже. На защите ее 2-го июля 1959 г. оппонентами выступали профессора Института о. Николай Афанасьев и о. Иоанн Мейендорф . Их существенное согласие со мной, при расхождениях в ряде частных вопросов, имело для меня исключительно важное и радостное значение. Ибо выводы, к которым я пришел, дались мне не легко и не сразу. Я позволю себе привести здесь выдержки из речи, произнесенной мною перед защитой. «…Я хотел бы, чтобы была понята та богословская и духовная перспектива, в которой написана эта книга.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Был довольно теплый и ясный день 23-го сентября. Часы на лаврской колокольне пробили половину третьего. Торжественно гудел царь-колокол и от его мерных ударов звуки могучими волнами неслись над всем посадом. По улицам и на площади, пред святыми вратами и внутри обители толпился народ. Приближались те, давно ожидаемые, минуты, когда лавра Сергиева должна была встретить своего нового Священно-архимандрита. Вместе с народом толпились и мы, профессора и студенты академии, и тем напряженнее было наше ожидание, что мы готовились встретить не только своего Архипастыря, но и ближайшего начальника и покровителя академии. При разговорах, как всегда бывает в подобных случаях, не было конца разным предположениям, ожиданиям и надеждам. Думали и гадали, конечно, все на одну и ту же тему: что-то будет и как-то будет? Московская академия имела, по-видимому, основание во вступлении на святительскую кафедру первопрестольной столицы Высокопреосвященнейшего Сергия видеть для себя некоторый праздник. В семьдесят девять лет своего существования не один раз торжественно встречала она новых Московских Владык. Начиная с Высокопреосвященного Августина, который был, так сказать, ее крестным отцом и при котором она получила свое начало, встречала она потом и Филарета, и Иннокентия, и Макария, и Иоанникия и Леонтия, но ни при одной из этих встреч не могла она чувствовать и ожидать того, что чувствовала и ожидала теперь. Первый раз во всю свою жизнь она переживала теперь то, что другим академиям приходилось уже переживать и прежде. Первый раз ей выпало на долю в лице своего начальника и покровителя Архипастыря Московского, встречать своего собственного питомца. Нам приходилось читать трогательные описания того, как какой-либо архиерей приезжал в свое родное село, где его старички-родители доживали свой век в скромной доле служения сельской церкви. Нет у них сил сдержать слезы радости при виде милого сына, но и земно кланяются они своему сыну-Владыке. Их естественное чувство родственной радости еще более усиливается сознанием, что теперь наступает для них хорошее время, когда никто уже их не обидит и во всех своих добрых желаниях и начинаниях они найдут всегда у сына-Владыки мощную поддержку и покровительство. Нечто подобное испытывала и Московская академия, alma mater Высокопреосвященнейшего Сергия, приготовляясь встретить своего сына-Владыку.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном акте, посвященном 75-летию возрождения Санкт-Петербургской духовной академии 21 мая 2022 г. 18:25 21 мая 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественный акт, посвященный 300-летию начала духовного образования в Санкт-Петербурге и 75-летию возрождения Санкт-Петербургской духовной академии. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом. Преосвященные архипастыри! Уважаемый господин губернатор! Дорогие отцы, братья и сестры! Христос Воскресе! Я хотел бы сердечно всех вас приветствовать в этот светлый пасхальный день в связи с событием, которое мы отмечаем, — 75-летием возрождения духовных школ в граде святого Петра. Юбилейная дата была в году минувшем, но по общему желанию и в связи с эпидемическими обстоятельствами было принято решение перенести празднование на более благоприятное время, и вот это время настало. Каждое посещение родного для меня Санкт-Петербурга и родной для меня alma mater — это, в первую очередь, воспоминание о самой, может быть, активной части жизни, когда ты молод, когда все устремлено вперед, когда есть желание строить планы. И, конечно, сама атмосфера школы всегда способствовала тому, чтобы планы осуществлялись, чтобы энергия не уходила впустую, чтобы с силами и с полной ответственностью совершалось служение Господу. Огромную роль в формировании меня как священнослужителя сыграл приснопамятный владыка митрополит Никодим. У меня были некоторые планы на то, чтобы стать священником, но я никак не связывал свои планы с тем образом жизни и тем положением, в котором сейчас нахожусь; и если произошло нечто очень существенное, в том числе во время моего обучения, то во многом в результате воспитательного воздействия на меня приснопамятного владыки. Теперь хотел бы сказать несколько слов о духовном образовании. Развитие духовного образования — это, конечно, важнейшая задача Церкви, и от того, каким будет духовное образование, насколько школа сможет формировать священнослужителей, соответствующих своему времени и способных нести свидетельство и слово Божие в мир, во многом будет зависеть духовный облик нашей страны.

http://patriarchia.ru/db/text/5927716.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Совесть Невыдуманная история 22.10.2019 6277 Время на чтение 20 минут I. Герой моего повествования, по мнению хорошо знавших его, закончил свою жизнь достойно. И мне нечего возразить. Забыты его высказывания, поступки, что общественным мнением порицаются. Но каким видел он сам себя? Благодаря случаю, мне открылся человек, который долгие годы, вплоть до своей кончины, время от времени испытывал болезненные уколы совести. Вызывались они воспоминанием об одном давнем поступке. Да, предосудительном, как вы позднее согласитесь со мной. Но, после внутреннего, не на публику (значит, искреннего), раскаяния тот грех можно было если не забыть, то переложить в памяти на «полочку мелких грешков», коими любой из нас богат. Мой знакомец, не позируя перед собой, носил чувство вины в себе, как застарелое, до конца неизлечимое недомогание. Более того, он старался исправлять мучивший его поступок добрыми делами. Но и они мало утешали, так как творились вообще, не для того, кто стал жертвой зла. Об этом я узнал лет за десять-пятнадцать до кончины описываемой мною личности. А раньше я видел его в ином свете. II. Валерию Хрущевскому, сыну хохлушки и взявшего фамилию жены якобы из-за неблагозвучия своей, в пятую графу паспорта вписали «русский». Вполне обоснованно: дома звучала русская речь, первенца своего, вслед - дочку, агроном и домохозяйка отдали в русскую школу, где из-за тесноты учились в две смены, хотя в школах с обучением на украинской мове мест хватало. Видимо, в этой интернациональной семье известны были слова Николая I, сказанные, кажется, маркизу де Кюстину: «Мой генерал Бенкендорф - немец, я, Император Всероссийский, - почти что немец, а оба мы - русские». Как бы в оправдание решения старших, сын к десятому классу заслужил в школе известность лучшего ученика по родной словесности. На областном конкурсе это учительское мнение alma mater подтвердилось. А вскоре, ещё не расставшись с партой, Валерий Хрущевский победно прогремел на всю страну, опять-таки в связи со своим любимым предметом, о чём позже.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/13/...

Значение научной деятельности академика, профессора Московской духовной академии Евгения Евстигнеевича (Евсигнеевича) Голубинского (1834–1912 гг.) общепризнано. Его перу принадлежит целый ряд фундаментальных исследований по истории утверждения в древнем и средневековом русском обществе православия, русско-византийских религиозных связей, церковной администрации Киевской и северо-восточной Руси Х-ХУ вв. и Русского государства конца ХУ – первой половины ХУ1 вв. Е.Е.Голубинского как ученого отличали четкость замысла и постановки научных задач, глубине анализа, независимость мысли. По словам его ученика С.А.Белокурова , Е.Е.Голубинский , «будучи человеком прямолинейным,... любил все называть своими именами, не подыскивая каких-либо мягких выражений» (Православная община. 1991. N 5. С.33). Родившись в семье священника Кологривского у. Костромской губернии, он рос «среди крестьянской бедноты на приходские приношения и воспитывался под нуждою в духовных школах», упорный труд в них и блестящие способности открыли ему дорогу в Московскую духовную академию, в которой Е.Е.Голубинский в 1859 г. защитил магистерскую диссертацию «Об образе действования православных государей греко-римских в 1У, У, У1 вв. в пользу церкви, против еретиков и раскольников» (опубликована тогда же в сборнике: Прибавления к изданию творений св. отцов в русском переводе. М. 1859). С 1860 г. молодой магистр богословия стал читать лекции в alma mater – Московской духовной академии. К началу 80-х гг. Е.Е.Голубинский уже известный и признанный на научном поприще ученый: он участвует в качестве действительного члена в работе Общества древнерусского искусства при Московском Публичном музее, Общества истории и древностей российских при Московском университете, Общества преподобного Нестора – летописца в Киеве. За более 50 лет своей научной деятельности (1859–1912 гг.) Е.Е.Голубинский стал автором многих обширных исследований, среди которых монографии «Краткий очерк истории православных церквей Болгарской, Сербской и Румынской, или Молдо-Валашской» (М., 1871), «Очерк истории просвещения у греков со времени взятия Константинополя турками до настоящего столетия» (М., 1872), «Христианство в России до Владимира Святого» (М., 1876), «История канонизации святых в Русской церкви» (Сергиев Посад, 1894), «О нашей полемике со старообрядцами» (М., 1896. Об этом более подробно см.: Полунов А.Ю., Соловьев И.В. Жизнь и труды академика Е.Е.Голубинского. М., 1998). Главный же труд его – фундаментальная «История Русской церкви» (Т. 1-П. М. 1880–1900), принесший Е.Е.Голубинскому уже прижизненно славу выдающегося церковного историка.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Интервью Святейшего Патриарха Алексия болгарскому порталу «Религия БГ» 9 апреля 2007 г. 21:13 В преддверии Светлого Христова Воскресения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы главного редактора болгарского портала «Религия БГ» Албены Алексиевой. — Ваше Святейшество, традиции и теплые связи между нашими Православными Церквами — Болгарской и Русской — коренятся в глубокой древности. Еще митрополит Киприан (болгарин по происхождению) возродил Русскую Православную Церковь в XV веке. Русская Церковь в лице святителя Феофана Затворника сыграла большую роль в заступничестве перед царем–освободителем для освобождения Болгарии от турецкого ига. Ныне в Болгарии имена великих русских святителей Тихона Задонского, Дмитрия Ростовского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Митрополита Алексия и т.д. очень известны и глубоко почитаются. Большая духовная радость сегодня у нас и то, что в глубоком сердце нашей столицы Софии находятся святые мощи святителя Серафима Соболева. Имея в виду эти духовные и исторические связи между нашими Церквами, как Вы расцениваете эти связи сегодня, в настоящем дне? — В настоящее время эти связи также поддерживаются на традиционно высоком уровне и отличаются особой теплотой и интенсивностью. В Москве действует подворье Болгарской Православной Церкви , а в Софии — Подворье Русской Православной Церкви. Официальное общение между нашими Церквами проходит на уровне церковных делегаций. За последнее время ни одно важное церковное празднование ни в Болгарии, ни в России не проходило без участия, соответственно, русской или болгарской церковных делегаций. Студенты из Болгарии учатся в духовных школах Русской Православной Церкви, также как и наши студенты ездят на учебу в Болгарию. Среди епископата нашей Церкви есть архиереи, получившие духовное образование в богословских заведениях Болгарской Церкви, а многие болгарские архиереи называют Московскую Духовную академию своей Alma Mater. Мы видим, что традиция нашего близкого братского общения не прерывается.

http://patriarchia.ru/db/text/226823.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010